- Гимнастика для пианистов
- Специальные упражнения для пальцев и кистей рук
- Разминка
- Упражнения на гибкость
- Упражнения на подвижность
- Как подготовить ребенка к игре на фортепиано: 8 упражнений
- Зачем готовить руку к музыкальной школе?
- Комплекс упражнений для подготовки к игре на фортепиано для детей от 3 до 4 лет
- 3 упражнения для расслабления рук и плеч, выполняемых стоя
- Игра «Шалтай-болтай»
- Игра «То березка, то рябина»
- Игра «Пружинки»
- 5 упражнений для осанки, выполняемых сидя
- Игра «Ведерочки»
- Игра «Наклоны»
- 2 упражнения для разработки пальцев
- Игра «Поцелуйчики»
- Игра «Паровозик»
- Упражнение для постановки руки
- «Парашют»
- Расслабить пальцы для пианино
Гимнастика для пианистов
Специальные упражнения для пальцев и кистей рук
Как невозможно представить выступление спортсмена без разминки, певца – без распевания, а танцора – без предварительных занятий у балетного станка, так и игра на пианино требует определенных упражнений для кистей и пальцев.Эти же упражнения, кстати, подойдут и тем, кто много работает на компьютере. Делайте их в течение рабочего дня, чтобы руки меньше уставали. Что же это за упражнения и для чего они нужны?
Специфика игры на пианино такова, что здесь в одинаковой степени задействованы все десять пальцев рук, а значит, постоянная тренировка необходима каждому из них. Неважно, какое произведение вы собираетесь играть: задумчивый ноктюрн, бравый марш или искрометную бурлеску – пальчики должны слушаться вас беспрекословно. Для этого существуют специальные упражнения, которые условно можно разделить на три группы: упражнения на растяжку, гибкость и подвижность. Выполнять их можно где и когда угодно: в перерывах между работой или во время отдыха.
Разминка
Начинаем «зарядку» для пальцев с поглаживания: каждый пальчик по несколько раз гладим от кончика к основанию, а затем делаем движение, как будто моем руки. Следующее упражнение – на растяжку. Положите на стол какой-нибудь мелкий предмет, положите кисти рук на край стола на расстоянии 20-30 см друг от друга. Затем отведите в сторону большие пальцы обеих рук и опустите их за край стола, пытаясь остальными пальчиками обеих рук поочередно дотянуться до предмета: сначала указательными, потом средними, безымянными и мизинцами. Вы почувствуете, как большие пальчики «не пускают» своих «братьев» достать предмет. Повторив это упражнение 3-4 раза, встряхните кистями так, будто стряхиваете с них воду.
Упражнения на гибкость
Затем можно перейти к тренировке пальчиков на гибкость. Пружинящими движениями осторожно отгибаем каждый палец к тыльной стороне ладони, после чего несколько раз сжимаем кулаки и резко, с силой их распрямляем. Потом складываем ладони вместе, одну ладошку расслабляем, а второй медленно отгибаем расслабленную кисть назад. И так поочередно разминаем обе ладошки. По окончании упражнения снова несколько раз «стряхиваем воду».
Упражнения на подвижность
Теперь можно потренировать пальчики на подвижность. Положите обе кисти рук на стол и поочередно поднимайте каждый палец вверх, сначала медленно, потом быстрее. Следите за тем, чтобы поднимался только один палец, а остальные оставались на месте. Можно делать это упражнение под музыку, тогда занятие пройдет не только с пользой, но и с удовольствием. В завершении гимнастики еще раз сделайте несколько встряхивающих движений.
Повторяя эти несложные упражнения ежедневно, вы очень скоро заметите, что ваши пальчики приобрели заметную гибкость, легкость и подвижность. После такой гимнастики вы сможете легко осилить любое, даже очень сложное музыкальное произведение.
Источник
Как подготовить ребенка к игре на фортепиано: 8 упражнений
Многие родители считают, что ребенка нужно непременно отдавать в музыкальную школу. В чем-то они правы: обучение игре на музыкальных инструментах способствует развитию речи, творческого мышления, коммуникативных навыков и, в целом, интеллекта.
Самый востребованный в музыкальных школах – класс фортепиано. Как подготовить детские пальчики к урокам игры на этом инструменте, рассказывает Я – Родитель. В подготовке материала использованы рекомендации и упражнения из книги «Учебное пособие и первая встреча с музыкой» Анны Артоболевской.
Зачем готовить руку к музыкальной школе?
Учителя музыки зачастую сталкиваются с проблемой «зажатости рук» у начинающих пианистов. Это мешает изучению произведений, на снятие зажимов уходит много времени, ученик нервничает, у него снижается мотивация. В этом случае некоторые бросают занятия, так и не начав играть на инструменте. Поэтому необходимо заранее подготовить руки.
Комплекс упражнений для подготовки к игре на фортепиано для детей от 3 до 4 лет
Детям до трехлетнего возраста готовиться к игре на пианино рано, для них есть специальные комплексы развивающих пальчиковых игр.
Детям же в возрасте от трех до четырех лет уже можно подбирать несложные упражнения. Так, если, например, пальцы двигаются легко, но «зажаты» плечи или локти – свободной игры на фортепиано не получится. Именно поэтому следует выполнять комплекс упражнений для шейно-плечевого пояса, локтей и кистей.
В этом возрасте ребенку будет намного интереснее выполнять упражнения, если у него будет «компания» в лице папы, мамы или старшего брата или сестры.
3 упражнения для расслабления рук и плеч, выполняемых стоя
Игра «Шалтай-болтай»
Эта игра помогает освободить плечевой пояс, локти и кисти.
Встаньте прямо с опущенными руками, слегка нагнувшись вперед, попросите ребенка повторить действие.
«Шалтай-болтай висел на стене,
Шалтай-болтай свалился во сне».
В такт словам покачивайте руками в одном направлении. Ребенок, наблюдая за вами, сделает то же самое. Постепенно наклон корпуса можно увеличивать.
Игра «То березка, то рябина»
Упражнение на расслабление корпуса и рук.
Встаньте и поднимите руки вверх, одновременно напевая песню «То березка, то рябина». Предложите ребенку представить, что его руки – это веточки дерева, которые плавно покачиваются из стороны в сторону. Покажите пример, и пусть ребенок повторит это действие под песню.
Игра «Пружинки»
Упражнение на разработку кистей рук.
Упражнение делается стоя у стены. Ученик упирается в стенку всеми пальчиками, потом отталкивается от нее, возвращается обратно. Важно обращать внимание на то, чтобы пальчики не были прямыми и жесткими, а мягко пружинили.
5 упражнений для осанки, выполняемых сидя
Правильная посадка за инструментом – это один из ключевых навыков для начинающих пианистов. Как правило, малышу тяжело сидеть правильно и одновременно расслабляться. Для этого требуются дополнительные упражнения.
Игра «Ведерочки»
Упражнение убирает зажимы в грудном отделе.
Посадите ребенка за инструмент. Попросите его наклоняться то влево, то вправо, как будто он поднимает ведра с водой то с одной, то с другой стороны. Следите, чтобы спина оставалась ровной. Если ваш пианист ссутулился, аккуратно, поддерживая его в районе поясницы, исправьте его, но не трогайте область лопаток, чтобы ребенок не зажимал эти мышцы.
Игра «Наклоны»
Наклоны позволяют вашему ребенку подготовиться непосредственно к игре на инструменте.
Попросите ребенка сесть за инструмент или за стол. Пусть он с ровной спиной наклоняется к нему, а потом отклоняется обратно. Руки опущены вниз, ступни плотно стоят на полу. Желательно поддерживать ребенка в районе поясницы.
2 упражнения для разработки пальцев
Детские педагоги по фортепиано уделяют много внимания «кончикам пальцев»: это позволяет музыкантам «не мазать» по клавишам, а с первого раза попадать в нужные ноты при игре произведений с быстрым темпом, а также регулировать силу нажима клавиш, выполняя так называемые «оттенки».
Игра «Поцелуйчики»
Покажите малышу как делать упражнение: cложите вместе основания ладоней, кончики пальцев соедините, чтобы между ладонями получилось пространство в виде перевернутой капли. Держите пальцы несколько скругленными. Разнимите мизинцы, соедините их обратно. Затем разъедините и соедините безымянные пальцы – и так все пальцы по порядку. Попросите его повторить упражнение за вами.
Полезно сразу выучить принятую для игры на фортепиано нумерацию пальцев от первого (большого пальца) до пятого (мизинца), и давать ребенку задание с номерами пальцев, а не с их названиями.
Игра «Паровозик»
Это совместная игра родителя и ребенка. Родитель держит руки ладонями вниз, ребенок – ладонями вверх. Пальцы согнуты таким образом, чтобы можно было зацепиться друг за друга первыми фалангами. Важно сохранять контакт самыми кончиками пальцев.
Вы слегка тянете руки ребенка на себя, потом тянет он. После нескольких движений положение рук родителя и ребенка следует поменять местами.
Упражнение для постановки руки
Конечно, «ставить руку на клавиши» будет преподаватель музыки, но для подготовки можно взять классическое упражнение «парашют».
«Парашют»
Обычно юные музыканты делают его на крышке закрытого инструмента, но можно использовать и письменный стол.
В руку берется небольшой мячик или пластиковый шарик. Он должен помещаться в ладошке ребенка так, чтобы кончики пальцев доставали до поверхности стола.
Следует зажать мяч в ладони и плавно опустить кисть на стол. Поверхности стола касаются только кончики пальцев. Поднимать кисть следует нежно и аккуратно, как будто взлетает воздушный шарик. Затем снова плавно опустить кончики пальцев на стол. Когда ребенок освоит округлое положение кисти, можно выполнять это упражнение без мячика в ладони.
Любые упражнения с детьми важно проводить в игровой форме, а когда речь идет о будущих музыкантах, еще и в сопровождении детской ритмичной музыки. Это сделает занятия увлекательными, а заодно познакомит с музыкальными произведениями.
Источник
Расслабить пальцы для пианино
Упражнения на освобождение пианистического аппарата.
Подготовила преподаватель по классу фортепиано СорокинаН.Ю.
Дети, впервые пришедшие в детскую музыкальную школу, в большинстве своем обладают скованностью движений, зажатостью плечевого пояса, кистей рук, у них проявляется и невысокий уровень развития мелкой моторики. В связи с этим особую значимость приобретает проблема освобождения игрового аппарата детей и развития координации движений.
Практически у всех детей на начальном этапе обучения зажаты крупные мышцы тела, кисти рук, мышцы шеи, поэтому эти гимнастические упражнения и игры снимают большинство зажимов, спазмов, судорожных явлений в мелких мышцах, закрепощение запястья.
Цель данных упражнений на освобождение пианистического аппарата: освободить игровой аппарат начинающего пианиста. Я с детьми начинаю с упражнений на движения всей руки от плеча, а не с мелких пальцевых движений. Поочередной подъем и опускание на клавишу первого пальца кажутся всегда простыми, а на деле очень сложные. Мелкие изолированные движения связаны с мышцами предплечья, а также телом, снимают излишнее напряжение, способствуют развитию умения чувствовать «зажимы» и освобождаться от них.
Детям очень интересно выполнять гимнастические упражнения. Они помогают при игре на фортепиано, способствуют «проводимости звука», содружественному движению обеих рук, приучают владеть своим телом.
В данной разработке описаны упражнения, направленные на освобождения рук, а также пальчиковые упражнения.
1. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КРУПНЫХ МЫШЦ
1.1 «МЕЛЬНИЦА»
Руки и тело свободные. Вращательные движения рук «из корпуса» в плечевых суставах, правой и левой рукой попеременно и вместе, вперед и назад.
Нас в Москву повезет.
В этом упражнении важно, чтобы руки не были напряжены, поскольку его цель — не разработать мышцы рук, а лишь уметь их расслабить, и совершать движения свободными руками.
1.2 «ПОЛЕТЫ»
Кисть мягко висит на запястье, как «парашутик», рука медленно спускается на клавиатуру, запястье опускается в «ямку» и затем рука, выходит из клавиатуры в «парашютик» с последующим дугообразным движением по всей клавиатуре вверх и вниз, каждой рукой поочередно. В школе «Путь к музицированию» Л.Баренбойма, это упражнение дается со стихотворным текстом, что делает его еще более привлекательным для ребенка.
Под тобой лежат луга,
В небе ты повисла
Педагог может помочь ученику при исполнении упражнения , стоя за его спиной, поддерживая руку под локоть.
1.3 «ПРОЩАНИЕ»
Локти свободны, пальцы- продолжение ладони лучезапястном суставе рука мягко сгибается:дети имитируют жест прощания, потряхивая ладошкой.
—Вот и всё, — мы вам сказали.
Мы пойдем, а вы сидите
До самого вечера.
При этом педагог незаметно держит руку у лопаток и проверяет свобода руки и включение лопаточных мышц в работу.
1.4 «БОКСИК»
Для того, чтобы почувствовать руку «из корпуса», ребенок имитирует движения боксера, с силой выбрасывая руки вперед, как бы угрожая противнику.
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно и пера лишиться,
Если и пера лишиться,
Нечем будет петушиться.
При этом ни в коем случае не поднимает плечи. Упражнение очень полезно для ощущения целостности рук.
1.5 «СТИРКА»
Пусть ученик представит, что он стирает. Постирал — надо стряхнуть белье. Во время упражнения педагог говорит: «Если стряхивать хорошо — брызги разлетаются далеко, а если стряхивать зажатыми руками — все брызги падают на живот. Значит, будешь мокрым ходить. И когда играешь на рояле — звуки, как брызги: играешь свободными руками — звуки далеко в зал летят, а играешь зажатыми — они все здесь у тебя остаются. И никто не услышит их»
Мама стирала на кухне бельё,
А серенький котик смотрел на неё.
Мама устала — легла на кровать,
А котик взял мыло и начал стирать.
1.6 «ДИРИЖЕР»
Ребенок дирижирует под музыку. Это упражнение помогает включить все мышцы в работу, вырабатывает плавность и ритмичность движений. Важно следить за правильным дыханием тогда плечи останутся в покое, не поднимаются.
Упражнение способствует развитию пианистических движений и правильному дыханию.
1.7 «ПОВОРОТЫ ТУЛОВИЩА ПОД МУЗЫКУ»
Всевозможные повороты с распахнутыми руками и их поднятием поочередно. Туловище поворачивается в поясничном отделе. Ребенок ощущает работу крупных мышц спины и мышц рук, которые при поворотах туловища то расслабляются, то напрягаются попеременно.
Педагог в это время проверяет, расслаблены ли мышцы плеч (подставляя под плечи ребенка ладони).
Упражнение помогает распрямить туловище, научиться ощущать руки «из корпуса», а также освобождать мышцы рук от зажимов.
1.8 Развести руки в стороны. Освободить мышцы спины, шеи и плеч, дать всему корпусу, голове и рукам свободно «упасть» вперед, Колени при этом, слегка подгибаются. После этого медленно выпрямиться, принимая прежнее положение.
1.9 «ВРАЩАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ»
Малыш сжимает руки в кулачки и вращает ими. При этом важно следить за локтями, которые должны непроизвольно участвовать в движении. Плечи не подняты. Если они поднимаются, надо сделать несколько вращательных движений в плечевых суставах.
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети
Убирай один кулак!
1.10 «ШЕЙКА»
Мягкими, ласковыми касаниями рук (обязательно теплых)!) педагог осторожно помогает ребенку делать небольшие плавные круговые движения головой.
Головой качает слон,
Умный слон (2 раза)
Он слонихе шлет поклон,
Шлет поклон (2 раза).
Они позволяют снять напряжение с шейных мышц. Надо постараться, чтобы ученик мог самостоятельно совершать такие движения, не напрягая шею.
Эти упражнения приучают владеть своим телом, снимать излишние напряжения, чувствовать «зажимы» и освобождаться от них.
1.11 «ХВАТАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ»
Этот комплекс упражнений направлен на развитие хватательных движений, он разрабатывает быструю реакцию, ловкость, координирует работу мышц, а кроме того закрепляет навыки правильной осанки, работы рук «из корпуса». Ребенок учится естественно распределять мышечные напряжения. Хватательные движения развивают ладонные мышцы, создают рабочий тонус, способствуют усилению кровообращения. Лучше всего их делать с небольшими мячиками. Но игра с мячом для некоторых малышей оказывается, довольно трудной и поэтому дляначала стоит использовать обыкновенный платочек и лишь со временем переходить к мячу.
1.12 «ПЛАТОЧЕК ТАНЦУЕТ»
Под неторопливый сдержанный темп аккомпанемента (марш, вальс и т.д. ) ребенок плавно передает платочек из одной руки в другую. Педагог следит за ритмичностью движений — платочек передается на сильную долю такта.
1.13 «КТО БЫСТРЕЕ»
Платочек лежит на столе. Ученик пытается на счет «раз-два-три» быстрее схватить платочек.
Становись со мною рядом,
Начинаем мы игру…
Только жди пока не крикну:
Быстрота реакции, которая тренируется благодаря этому упражнению, очень важна для пианиста – без нее невозможно представить исполнение даже самых простых музыкальных произведений.
1.14 «ЛЕТАЮЩИЕ ПЛАТОЧКИ»
Спина и плечи свободные. Малыш крепко стоит на ногах. В ладошке ребенокдержит платок. Не наклоняясь, он отпускает платочек и подхватывает другой рукой. При этом плечи опушены, спина прямая. Не напрягаться! То же самое можно проделать и с двумя платками.
1.15 «ОТТОЛКНИ ВЕТОЧКУ»
Мышцы, спины, шеи и плеч свободные. Согнутые в локтях руки мягко прикасаются к телу. Не поднимая плеч, сделать неглубокий вдох через нос. Вместе с выдохом выбросить вперед руки, распрямляя их, как будто отталкивая что-то от себя, и делая в это время длинный продолжительный выдох.
1.16 «ЖИВОТИК ДЫШИТ»
Малыш держит обе руки на верхней части живота. Он ровно, размеренно дышит, не поднимая плеч: вдох-выдох, несколько раз. Руки малыша, лежащие в районе диафрагмы чувствуют, что живот соответственно вдоху и выдоху то увеличивается, то уменьшается: «животик дышит». При этом плечи остаются неподвижными.
1.17 «ПЛАВАНИЕ»
Руки вытянуты параллельно на уровне груди. Имитируя движения пловца, на вдохе широко развести руки в стороны, а на выдохе возвратить их в исходную позицию («брасс»).
Заканчивать любое упражнение на дыхание лучше всего традиционным способом — чуть наклоненное туловище, расслабленные руки раскачиваются до полной остановки.
1.18″НОВАЯ И СЛОМАННАЯ КУКЛА» (для девочек) и «СОДДАТИК И МЕДВЕЖОНОК» (для мальчиков).
Первое время выполняется сидя на полу, затем за фортепиано. Сидеть, как кукла на витрине (от 2 до 20 секунд) затем расслабиться (5-10 секунд).
1.18.1 Исходная позиция — «Новая кукла». Покачать туловищем с прямой, напряженной спиной вперед и назад. Затем расслабиться — кукла сломалась, кончился завод. (Мальчики в этих упражнениях изображают солдатиков и мягкого толстенького медвежонка). Эти упражнения проделать, сидя на стуле за фортепиано, опираясь на ноги (ноги стоят на подставке). Руки свободно лежат на коленях.
1.18.2 Выполнить упражнение 19.1, усложнив его движениями рук, а именно: руками свободно размахивать, имитируя полет большой, красивой, нежной птицы. Выделить слова:»нежный», чтобы руки были плавными, «большой»- большая амплитуда движений;»красивой» — добиться изящества в движениях. На три секунды расслабиться, как, «медвежонок» (посмеяться над тем, как неуклюжий медвежонок сидел бы за инструментом).
1.19 «ЗАВОДНАЯ КУКЛА» или «РОБОТ»
Кукла стоит, подняв руки (все тело до кончиков пальцев напряжено), завод кончился, постепенно падают, «выключаются» пальцы, кисти, руки, туловище и ребенок наклоняется и качает расслабленными руками.
1.20 Преподаватель играет пьесу П.И.Чайковского «Подснежник». Ребенок сидит на стуле, руки лежат свободно на коленях. Первая фраза — подснежник «растет» — правая рука плавно поднимается и опускается. На протяжении всего упражнения кисть висит расслабленная, как цветок подснежника. Нужно объяснить ребенку, что ладошку не следует показывать, так как подснежник не распускается как ромашка, его лепестки собраны и опущены вниз. Вторая фраза — поднимаются обе руки с покачиванием вверху расслабленными — кистями.
2. ИГРОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ НА ОРГАНИЗАЦИЮ РУКИ:
2.1 «МЯЧИК» или «ОТДАЙ МНЕ РУКУ»
Рука ребенка, должна быть полностью расслаблена, чтобы преподаватель мог подбрасывать и ловить её, как мячик.
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой, —
Не угнаться за тобой!
Упражнения выполняются сначала за столом; через 2-3 дня – за инструментом.
После таких упражнений, можно приступить к более сложным, развивающим координацию движений, цепкость и свободу рук, глубину взятия звука, глубокое легато.
2.2 Ребенок поочередно поднимает и опускает руки. Можно сравнить с движениями двух лифтов в доме. Усложнять упражнение следует в следующем порядке: руки опускаются, на расслабленные кулачки, затем на все пальцы, на первый и пятый пальцы и, наконец, на каждый палец отдельно.
Вверх и вниз, по этажам.
Ходит домик, ходит сам.
Вот дом на седьмом,
За минуту мы уже
На девятом этаже.
2.3 «БРАТЦЫ»
В этом упражнении обыгрывается особенность расположения пальцев на руке.
Четверо братцев – | Поднимаем правую руку вверх, всепальцы соединены, первый — отставлен |
Высоки да тонки – | Левая рука поглаживает четыре пальца правой руки, обхватывая их снизу вверх |
Держатся вместе – | Левая рука обнимает пальчики |
А пятый в стороне – | Поглаживают большой палец |
Но чуть за работу приходится – | Четыре пальца одновременно сжимаются в кулачек (большой палец в стороне) |
Четверо кличут – | Несколько произвольных поклонов или любых легких движений |
Пятого братца – | Кулачок полностью крепко сжимается. Руки меняются ролями |
2.4 «ОДЕВАНИЕ ПАЛЬЧИКОВ»
Небольшой легкий массаж пальчиков дает возможность хорошо почувствовать и послушать каждый из них.
Перед тобой – пятеро братьев – | Пальчики вверх, не напряжены |
Дома все они без платьев – | Пальцы левой руки поочередно поглаживают от основания к кончику («раздевающие движения»). |
А на улице зато нужно каждому пальто | Можно пошевелить пальчиками. «Одевающие» движения от кончиков к основаниям |
Упражнения нужно выполнять и на уроке и дома, в течение 1-2 месяцев. Они простые, интересные и нравятся детям. К таким увлекательным играм — упражнениям относятся и так называемые «пальчиковые» игры.
2.5«РЕЗИНКА – ЛАСТИК»
Я ластик, я — резинка,
Но совесть у меня чиста —
Помарку стерла я, с листа
2.6 «МАЛЬЧИК С ПАЛЬЧИК»
Упражнение на сгибательные и разгибательные движения пальцев
Мальчик-с-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
2.7 «КУРИЦА»
Курица на улице
Едва не пропала,
Потому что курица
Ходит где попало.
2.8 «СОРОКОНОЖКИ»
Две сороконожки бегут по дорожке, побежали, побежали И друг дружечку догнали. | Все десять пальчиков изображают движение ножек у сороконожек. Пальцы правой руки «бегут» по левой от кончиков пальцев до плеча, начиная с первого. Пальцы левой руки «бегут» точно также по правой |
Там друг дружечку обняли, Что едва мы их разняли | Пальчики встречаются за шейкой, пытаются достать друг друга; если это удается, нужно крепко зацепиться. Педагог может попытаться расцепить такое положение рук |
Все вышеизложенные упражнения направлены на развитие свободы, гибкости игрового аппарата, взаимодействия его частей и независимости пальцев маленького ребенка; педагог может выбрать из них те, которые он посчитает самыми полезными и увлекательными для своих учеников.
Источник