Расстояние до первого порожка гитары

Высота струн на гитаре

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Высота струн над порожками грифа гитары — важнейший параметр, определяющий качество инструмента и комфорт игры на нём. На классических гитарах высоту струн отрегулировать, не вмешиваясь в конструктивную настройку производителя, невозможно. На электрогитарах и некоторых акустических моделях такая возможность предусмотрена изначально на фабрике по изготовлению музыкальных инструментов или частными мастерами. На этот параметр имеются свои нормативы для каждого вида гитар.

Нормы расстояния

При выборе гитары обязательно нужно не только визуально осмотреть струны, ровность грифа, состояние порожков, бриджа, колкового механизма, целостность и размеры акустического корпуса, но и линейкой проверить расстояния от струн до порожков.

Дело в том, что слишком большое значение высоты струн будет влиять на удобство прижатия струн и степень прилагаемого для этого усилия. Все эти характеристики прямо пропорциональны величине расстояния. Пальцы гитариста быстро устанут от чрезмерных напряжений при взятии аккордов, выполнении многих приёмов и гитарных эффектов.

Звук и скорость игры тоже пострадают: первый потеряет свою яркость и чистоту тона, а беглость пальцев снизится. Такие струны потребуется опустить.

Однако и слишком низкое положение струн на грифе не всегда радует гитариста. В этом случае они при колебаниях могут задевать порожки, дребезжа или издавая искаженный звук.

Разумеется, незачем измерять этот параметр на каждой струне и по всем 18 или 22 ладам. Если струны установлены одного калибра, то отношение толщины всех элементов комплекта между собой строго нормируется у производителей.

Чтобы убедиться, нормальная ли высота струн на гитаре, обычно достаточно произвести замеры над 1 и 12 ладами (их порожками) для первой струны и шестой.

Детали по оптимальной высоте струн над грифом гитары для конкретных разновидностей этого музыкального инструмента приводятся ниже.

Для акустической

Акустические гитары имеют металлические струны (сталь с обмотками из бронзы, серебра или меди). Они бывают жёсткого и мягкого натяжения, поэтому в расчёт высоты струн на предприятии, занимающемся изготовлением музыкальных инструментов, берётся так называемый оптимальный предел амплитуды колебания струн разного натяжения.

Отсюда и определяется, какой правильной высоты должны быть струны на тех или иных инструментах для их качественного звучания и удобной игры без лишних усилий по прижатию.

Нормальная высота первой струны должна быть в пределах:

  • над XII порожком: 1,5-2 мм;
  • над порожком I лада: 0,3-0,4 мм.

Высота шестой струны в то же время должна составлять:

  • над XII порожком: 2,0-3,5 мм;
  • над порожком I лада: 0,4-0,9 мм.

Для измерений на XII ладу удобно пользоваться металлической измерительной линейкой, отсчёт у которой начинается с торца. Её располагают торцом прямо на 11 и 12 порожки, что даёт более точный результат измерения.

А для контроля струн на первом порожке лучше изготовить плоский щуп, толщина которого с одной стороны будет равна значению измеряемой высоты первой струны, а с другой — шестой.

Можно воспользоваться специальным набором щупов, применяемыми для настройки высоты струн разных музыкальных инструментов.

Для электрогитары

На электрогитаре играют практически на тех же струнах, что используются и для акустических инструментов.

Но чаще всё-таки ставят комплекты с серебряной обмоткой, так как удобней играть медиатором — он лучше скользит по таким струнам.

На электрогитарах оптимальный интервал высоты струн следующий:

  • первая струна над порожком последнего лада — 1,5-1,6 мм, над I ладом — 0,2-0,3 мм;
  • шестая над последним порожком 1,9-2,1 мм, над первым — 0,5-0,7 мм.

На бас-гитаре

Бас-гитара оснащается довольно толстым комплектом струн, поэтому высота их над грифом превосходит значение высоты для обычных электрогитар. Для сравнения сведём параметры, рекомендуемые для последнего лада бас-гитары и ритм-гитары, в одну таблицу:

Данные, конечно, могут отличаться в зависимости от моделей музыкальных инструментов и комплекта струн, но вполне пригодятся начинающим музыкантам при выборе своей первой — учебной — электронной или бас-гитары.

На классической

На классических гитарах натянуты нейлоновые струны — стальные ставить на них нельзя, так как конструкция инструмента не выдерживает силу натяжения металла. То же самое касается и гитар фламенко. И хотя с виду эти две разновидности очень похожи, но по высоте струн над грифом они сильно отличаются.

Критериями правильного изготовления по этому параметру для них являются расстояния от струн №1 и №6 до порожков над XII ладом.

Вот эти величины:

  • классическая модель: 3,5-4,0 мм для первой струны, 4,0-4,5 мм — для шестой;
  • гитара фламенко: 2,1-2,5 мм и 2,5-3,0 мм для первой и шестой соответственно.

12-струнная гитара

На этом виде инструмента ориентироваться следует по основным шести струнам. Учитывая тот факт, что «двенадцатиструнки» в основном выпускаются в полуакустическом или электрическом вариантах, то нормальной высотой их струн можно считать средние показатели между акустической гитарой с металлическими струнами и электрогитарой. Но у этих моделей струнный калибр редко выходит за пределы средних по причине большой силы натяжения 12 металлических проволок.

Наиболее близкими к идеалу будут такие цифры (на последнем ладу):

  • 1-я и 2-я сдвоенные струны (обе одинаковые по толщине) – 1,9 мм;
  • 3-я и 4-я сдвоенные – 2,0 мм;
  • 5-я и 6-я сдвоенные – 2,1 мм;
  • 8-я основная – 2,2 мм;
  • 10-я основная – 2,3 мм;
  • 12-я основная – 2,4 мм.

В зависимости от номера калибра высота может варьироваться в пределах +/- (0,2-0,4) мм.

Кроме того, значение имеет и индивидуальная манеры игры. Если гитарист играет мягко, не злоупотребляет жёсткими ударами по струнам, то высота настраивается по минимальному значению. В противном случае необходимо поднять струны выше, чтобы не допускать биения их о металлические порожки.

Почему может поменяться?

Даже если при покупке гитара не имела никаких изъянов, полностью отвечала нормам конструкции аналогичных моделей, то со временем не исключены некоторые отклонения от заданных параметров. Есть разные причины, объясняющие такие неприятности.

  1. Деформация корпуса инструмента, грифа, нижнего порожка. Все эти факторы как по раздельности, так и сообща могут оказать влияние на высоту струн над грифом. Дело в том, что нижний и верхний порожки инструментов находятся на одной высоте, поэтому любое изменение положения грифа, корпуса или нижнего порожка обязательно приводит к нарушению правильности взаиморасположения порожков на корпусе (нижний) и грифе (верхний). Прямая между ними по отношению к плоскости грифа может оказаться либо под большим углом (расстояния до порожков увеличится), либо, наоборот, уменьшится (высота струн уменьшится). Вершиной угла считается верхний порожек.
  2. Замена струн на меньший номер калибра, особенно резкий переход, например, от «17» к «10». Комплект «десятки» значительно мягче «семнадцатого» и существенно тоньше, поэтому удивляться не стоит, если гитара задребезжит при звукоизвлечении: и сила натяжения ослабнет (гриф немного «распрямится»), и размах колебания более мягких струн увеличится.
  3. Смена манеры игры на более агрессивную. Жёсткие удары медиатором вызывают большую амплитуду колебаний, нежели мягкий перебор пальцами.
  4. Иногда при смене калибра с тонкого номера на более толстый проявляется проблема заводского брака — неровность выступа металлических порожков над грифом. Толстый комплект требует большего расстояния от порожков, а если его недостаточно на каких-то порожках, то звука вообще может не быть. Углубление прорезей для струн на верхнем порожке. При некачественном материале, из которого выполнили эту часть инструмента, такая неприятность вполне возможна. А также такой результат бывает у низкосортных гитар, плохо держащих строй, которые по 10 раз за день подстраивают. От подобного инструмента нужно без жалости избавляться, чтобы не тратить драгоценное время и свои нервы.
  5. Нарушение обмотки толстых струн. При их зажатии на ладу размотанным местом они «просаживаются» до недопустимого предела высоты над всеми порожками выше по грифу. В результате происходит биение о порожек или даже глушение звука.
  6. Нарушилась отстройка бриджа на электрогитаре. Это бывает часто при активной игре на инструменте, ничего страшного нет.

Как настроить?

Способы настройки высоты струн над грифом зависят от моделей инструментов и производителя.

Для регулировки этого параметра при смене калибра изделий у акустических и электрических гитар имеется специальное устройство — анкер, вставляемый в гриф по всей его длине. Задача металлического анкера, представляющего собой длинный круглый либо квадратный штырь, препятствовать изгибу грифа под действием значительной силы, оказываемой на него струнами при их натяжении.

Отрегулировать посредством анкера положение грифа можно вращением винта специальным шестигранным ключом. Находится винт под верхней декой в специальной гнезде, а добраться до него можно через резонаторное отверстие со стороны грифа. На некоторых моделях акустических гитар, а также на многих электрогитарах регулировочные винты размещаются на головке грифа. Вращением винта против часовой стрелки добиваются большего значения высоты струн, а чтобы уменьшить её, винт вращают по часовой стрелке.

Однако прежде следует твёрдо убедиться в причине несоответствия высоты допустимым нормам.

Положение винта и степень сжатия либо сгибания грифа выставляют на фабрике музыкальных инструментов довольно точно, поэтому изменять без особых оснований заводскую настройку не рекомендуется.

И только в тех случаях, когда других причин неполадок, описанных выше, у инструмента не имеется, можно будет попытаться исправить ситуацию регулировкой винта анкера. Но делать это нужно очень осторожно, чтобы не повредить гриф или гитару в целом. Бывает, неисправность устраняется поворотом ключа всего на 1 градус в нужную сторону.

Неравномерность выступа порожков устраняют ручной их шлифовкой абразивным материалом (шкурка, надфиль).

Если нет опыта в таком деле, лучше обратиться в мастерскую по ремонту музыкальных инструментов.

Слишком высокий нижний порожек тоже можно подточить подходящим инструментом. Для этого сначала следует снять все струны, освободить порожек и сточить лишний миллиметр или сколько потребуется, чтобы понизить струны над грифом. По окончании вернуть струны на место, настроить гитару на нужный лад и проверить эффект от проделанной работы.

Пропил прорезей под струны на верхнем порожке при его замене в случае излишней глубины на старом делается строго по толщине струн. Пропил делается надфилями или пилками, специально предназначенными для этого.

Деформированные гриф и другие части гитары требуется менять на новые.

Чтобы гитара прослужила долго и не создавала проблем, гитаристу следует не только играть, но и создать за инструментом надлежащий уход и условия содержания: влажность воздуха и температуру в помещении. Храниться гитара всегда должна в чехле.

Источник

MasterGitar.com

Разберемся, как правильно изготовить и установить верхний и нижний порожки. Перед вами готовая гитара новый комплект струн и заготовки для нижнего и верхнего порожков. Осталось совсем немного, привести гитару в рабочее состояние и, если она сделана вами, наконец, узнать, как ваша гитара звучит.

Основные задачи, которые решают верхний и нижний порожки гитары:

Верхний порожек

  • Задаёт правильную высоту над первым ладом,
  • определяет точку отсечки струны, это очень важно для правильного строя,
  • расставляет струны на заданные равные расстояния, важно для эргономики гитары.

Нижний порожек

  • Задает высоту струн на гитаре, позволяет её регулировать,
  • определяет точку отсечки струны и в комплексе с компенсацией строя дает точный строй,
  • оказывает приличное влияние на звук гитары в зависимости от материала.

Заготовка верхнего порожка

Традиционным и очень хорошим материалом для изготовления порожков будет кость. Читаем статью, как приготовить кость и получить один из лучших материалов для порожков гитары, которые стоит на самых дорогих концертных инструментах.

Размеры верхнего порожка:

  • Длина – это ширина накладки плюс по 1мм с каждого края.
  • Толщина — около 6-7мм.
  • Высота – это толщина накладки плюс 2.5-3мм.

Как сделать заготовку. Сначала изготавливается параллелепипед с некоторым запасом по высоте, потом обрабатываются стороны, которое должны четко лечь на полочку перед накладкой.

Тут можно вспомнить, что эту полочку можно сделать в самой накладке, что позволит использовать не такие высокие кости. Т.е. накладка начинается со ступеньки, на которую ставится верхний порожек и уже после ступеньки линия нулевого лада. (На самом деле с учетом компенсации линия нулевого лада находится в воздухе за 1.0мм до начала основного тела накладки.)

После того как деталь подогнана вы можете определиться с окончательной высотой — это где-то на 2.5 -3 мм выше линии накладки. (высота лада + зазор между струной и ладом + глубина пропила для фиксации струны).

Заготовка нижнего порожка

Первоначальная заготовка — это также параллелепипед. Определитесь грубо с высотой косточки (далее будет речь о шаблоне) и отпилите соответствующий кусочек, обрежьте с запасом по длине. Теперь придайте детальке необходимую толщину. Косточка должна тесно входить в пропил, но не заклинивать в нем.

Очень важно, чтобы нижний порожек очень четко лег на дно пропила. Предлагаю таким образом обработать поверхность основания косточки. Изготовьте деревянный брусок, что-то вроде заготовки для подставки. Две смежные стороны сделайте четко под 90 градусов.

Теперь, если прижать пальцами заготовку нижнего порожка к меньшей стороне, то на притире можно придать основанию косточки прямой угол. Очень простой и очень точный метод.

Уместно вспомнить как сделать соответствующее ровное дно пропила в подставке.

Сделайте специальный надфиль для этого. Изготовьте как бы заготовку для косточки, только большей длины и высоты. На подготовленное основание приклейте с помощью двустороннего скотча наждачную бумагу с абразивностью 320 примерно. Обрежьте ножом излишки. Теперь этим надфилем легкими движениями в пропиле подготовьте поверхность под косточку.

Пропилы на верхнем порожке. Предварительный заход

Теперь нужно сделать пропилы под струны. Наша заготовка имеет запасы по длине, пока их не трогайте.

Расстояние между осями крайних струн для классики может быть от 42 до 45 мм. Нормальное расстояние для классики 43-44 мм. Также надо учитывать какая рабочая ширина вашей накладки, т.е. ширина с учетом фасок на ладах. Слишком близкое размещение струны к краю лада может приводить к неприятному эффекту срыва струны с накладки. Нормальное расстояние от струны до начала фаски лада 2-2.5 мм.

Почему-то есть мнение, что равным должно быть расстояние между струнами, а не их осями. Я его не разделяю. Пальцами мы зажимаем струны и не расстояния между ними.

Не делайте пропилы на всю глубину, окончательная доводка немного позже.

Предварительная высота нижнего порожка

Надо натянуть две струны. Помните, что для первой и потом второй обязательно завязывать узелок на конце, который заправляется в подставку. Нейлон может выскользнуть и очень сильно ударить по деке.

Установите пока только первую и шестую струны в подставку, слегка натяните, чтобы они не провисали.

Чтобы прикинуть необходимую высоту вместо нижнего порожка удобно всунуть специальный шаблон. Толщина шаблона такая, чтобы его свободно можно было двигать в пропиле, а высота на разных краях должна отображать возможную максимальную и минимальную высоты на косточке.

Подсуньте этот шаблон под первую струну так, чтобы над двенадцатым ладом струна поднялась на 3.0 мм. При этом прижмите струну на первом ладу – это важно, не забудьте, так как получите неверный результат. Перенесите размер с шаблона на заготовку косточки.

То же самое для шестой струны, только расстояние над двенадцатым ладом для нейлона должно быть не менее 4.0-4.5 мм, а для струн слабого натяжения ещё выше. Подобрать точно высоту надо будет потом экспериментально, основываясь на натяжении вашего комплекта и манере игры. Размеры я указываю от верха лада до центра струны. Также учитываю, что при натяжении струны поднимутся на 0.5 мм.

Вставьте струны на свои места и отцентрируйте верхний порожек. Ориентируйтесь по краям ладов. Теперь можно его четко обрезать по длине.

Углубление пропилов в верхнем порожке

Делать это надо уже с нижним порожком необходимой высоты. Это важно! А также натяните струны достаточно сильно. Определяйте глубину экспериментально — зажиматься должно легко и открытая струна не должна звенеть по первому ладу.

Можно углублять пропилы прямо на грифе. Надо только ослабить струну, чтобы можно было её приподнять и сдвинуть.

Простой способ определиться, какой должна быть высота струны над первым ладом – это зажать её на первом ладу и посмотреть высоту над вторым. Для 5-ой и 6-ой сделайте высоту над первым ладом чуть больше, чем кажется можно. Т. к. если сделать предельно низко может возникнуть нежелательный эффект в районе 5-9 лада. Струна начнет звенеть по ладам. С другой стороны струна может уже лечь на лады и не звенеть. Но, если помните, у нас гриф слегка подпрогнут. Подробнее об эффекте данного звона.

В каких-то положениях может начать звенеть участок струны между верхним порожком и ладом, к которому она прижата. Т.е. струна звенит слева от вашей руки о какой-то из ладов. Этот участок струны может резонировать с какой-то нотой. Для баса следует учитывать этот эффект. Исправляется это поднятием верхнего порожка, чтобы струна перестала касаться. Если опускать порожек, то струна может лечь на лады и также перестанет звенеть, т.е. сделать высоту пропилов в верхнем порожке в той же самой плоскости, что и верхушки ладов, но, боюсь, что со временем может начать позвякивать на первом, а также ещё раз — у нас гриф подпрогнут.

Каким инструментом работать?

Самым лучшим будет овальный надфиль, на точильном камне можно его сделать совсем тонким. Найти такие надфили не так уж и просто, обычно они острые, а не овальные в узком месте. Если вы собираетесь постоянно заниматься этой работой, то есть смысл приобрести инструмент в интернет магазинах для гитарных мастеров, смотрим картинку ниже. С нейлоном проблем меньше, так как толщина не так разнится.

Можно использовать самодельные пилки, которые также можно утоньшить. Пилим обычной пилкой, не доводя глубину пропила до конца, а окончательно обрабатываем паз такой же пилкой, но со скругленными зубцами. Как раз на небольшую глубину такая скругленая пилка войдёт, фактически просто закруглив дно паза.

Струнам не обязательно утопать в пропилах верхнего порожка. Если вы ошиблись с высотами, то можно не переделывать, а только приклеить на суперклей тонкие полосочки кости к основанию.

Если вы слишком глубоко пропилите какой-нибудь пропил, то можно заполнить его костяной пылью и капнуть немножко суперклея. Кашица застынет, лучше подождите полчаса, и вам останется только не ошибиться второй раз. Суперклей суперклею — рознь, найдите хороший.

Окончательная доводка нижнего порожка

Осталось совсем немного, но это самая ответственная часть работы. Придайте окончательную форму нижнему порожку. Учитывайте, что вам надо сделать фаски в соответствии со статьёй о компенсации строя.

Также читайте статью о настройке гитары, про косточку и фаски в конце.

При окончательном выборе высот нижней косточки можно учесть, что ваш гриф прогнётся и поднимет высоту над 12-м ладом примерно на пол миллиметра.

Как обработать сечение косточки смотрите на рисунке. Обратите внимание, что если ваша накладка имеет овальную форму, то и косточка должна повторять эту форму.

Вам остаётся настроить гитару и получить первые звуки.

Возможно, со временем нужно будет немного опустить нижнюю косточку или углубить пропилы, но не переусердствуйте, оставьте немного про запас, струна со временем может сама опуститься ниже.

Источник

Читайте также:  Ноты для фортепиано липа леонардо ди каприо
Оцените статью