Расстояние между струнами шестиструнной гитары

Для правильной игры на гитаре: правильная высота струн над грифом

Расстояние струн от грифа на акустической гитаре — параметр комфортного исполнения композиций. Если они расположены низко — издают железное дребезжание, задевая порожки ладов. Высокое положение не дает играть нормально. Чтобы зажать аккорд, требуется приложить дополнительные усилия — устает кисть и пальцы.

Расстояние: нормы

Чтобы определить, что высота неправильная, нужно знать расстояние между струнами и грифом у разных гитар. Этот параметр играет значительную роль для новичков и профессиональных музыкантов. Для начинающего гитариста нужна оптимальная высота, чтобы не портить качество звука. Профи выстраивает расстояние сам — от этого зависит стиль игры. При быстром исполнении струны располагают ниже стандарта.

Акустическая гитара

Высоту нейлона измеряют на 12-м ладу. Измеряется расстояние от грифа на середине лада до первой струны. Оптимальным считается 3,5 мм. При использовании толстого нейлона — 4,5 или 5,5 мм. Для металлических лучшее расстояние: нижней — 2 мм, для шестой — 3,5 мм.

Электрогитара

Расстояние от струн до грифа электрогитары немного отличается от расстояния на акустической. Самая нижняя струна расположена на 1,5 мм, а последняя — 2 мм, то есть каждая последующая прибавляет по 0,1 мм.

На заметку! Важно уделить внимание правильной регулировке высоты, так как это влияет на стиль игры на электрогитаре.

  1. Чтобы успеть извлечь много нот за небольшой промежуток времени, любители быстрой игры устанавливают высоту 0,8 мм. Но такой вариант подойдет не каждому, так как настройка инструмента очень сложна. Иногда приходится даже шлифовать лады.
  2. Играть просто на оптимальной средней высоте в 1,2 мм. Гитару настроить не так сложно.

При использовании толстого стального калибра подойдет 1,6 мм. Выжимать ноты будет намного сложнее.

Бас-гитара

Бас-гитара имеет небольшой прогиб грифа для комфортной игры. При прямом грифе струны будут дребезжать. Стандартной высотой считается зазор в 2,5 мм для самой толстой и 1,8 для первой.

Причины неправильной высоты

Существует много факторов, влияющих на высоту. Может быть брак на производстве или постепенная деформация частей инструмента. Для решения проблемы, необходимо точно определить причину изменения высоты струн под грифом классической и электрогитары.

Низкий нижний порожек

Крайние порожки должны одинаково выступать над грифом. Если при игре возникает дребезжание, то струна лежит под углом. Это значит, что нижний порожек ниже верхнего. Особенно искажение звука происходит на первых ладах, так как она при вибрации цепляется за лад.

Высокий нижний порожек

При высоком нижнем порожке струны также будут высоко располагаться над грифом. Комфортного исполнения музыкант не получит. Играть на гитаре станет сложно, руки и пальцы быстро устанут. Ощутимо такое положение на высоких ладах.

Высота верхнего порожка

Высокий верхний порожек делает звучание дребезжащим на всех ладах, обрывает ноты. При неправильной регулировке высоты настроить гитару практически невозможно.

Глубина посадочных мест верхнего порожка

Если выемки на порожке слишком свободные, то струна не сможет плотно держаться. В этом случае инструмент не звучит. Когда пазухи не достаточно глубоки или широки, то гитара при извлечении аккордов дребезжит об порожек. Профессиональные гитаристы, играющие тяжелый рок, приобретают два инструмента. Один из них со стандартными пазухами, а выемки второго немного шире для толстого калибра.

Прогиб грифа

Из-за внешних условий среды или механических повреждений, анкер может прогнуться. При такой проблеме звенят струны или они поднимаются слишком высоко над грифом. В любом случае играть с изменившим градус прогиба грифом становится невозможно.

Причина деформации инструмента и высоты струн

За инструментом необходимо ухаживать, чтобы избежать его порчи и деформации. Гитара сделана из дерева, поэтому изменения внешней среды могут влиять на состояние деки или грифа. К тому же она со временем изнашивается. Запускать не следует, при обнаружении проблемы необходимо вовремя предпринять меры. Тогда инструмент прослужит долго.

Влажность, сухость и температура

Гитара имеет такие же свойства, что и дерево. Она поглощает влагу из окружающей среды. Корпус разбухает и усыхает при сухом воздухе.

Внимание! Рекомендуемая влажность воздуха — 40-50%.

Сильная разница температур среды изменяет форму деки и грифа инструмента. Оптимальный температурный режим — 20 градусов. Струны могут подняться или опуститься над грифом.

Хранить гитару нужно в теплом сухом месте, желательно в чехле. Даже если инструментом временно не пользуются, он должен быть настроен. Если возникает необходимость перенести гитару на холоде, то следует завернуть ее в теплое одеяло и поместить в чехол.

Износ и углубления

Гитара имеет свой срок службы. Со временем внешний вид портится, появляются углубления и трещины. Некачественные инструменты изнашиваются быстрее. Тут ничего сделать нельзя, только найти замену старой гитаре.

Большая нагрузка на корпус инструмента

Старайтесь подобрать подходящие струны. Некоторые гитары не предназначены для использования металлических. Перетягивать строй тоже не рекомендуется. Возникает сильное натяжение, отчего гриф может выгнуться. А подставку может вообще вырвать из деки.

Изменения типа и толщины

При замене струн стоит внимательно следить за натяжением. Старый комплект изнашивается и растягивается, натяжение нового может повлиять на высоту. От сильного напряжения гриф накренится.

Как правильно отрегулировать высоту, какие инструменты для этого необходимы

Любой музыкант должен уметь ухаживать за своим инструментом. В том числе уметь отрегулировать высоту струн гитары. Разные гитары имеют определенные нюансы настройки. Способов регулировки существует множество, главное — точно знать причину порчи звука.

Для наладки высоты понадобится камертон, линейка и шестигранный ключ. Для начала установите стандартный строй, если вы предпочитаете подстраивать гитару под свой стиль и голос. Старайтесь не переусердствовать с натяжением. Проверьте надежность закрепления на колках.

Прежде чем поднять струны над грифом, определите, нужно ли это вообще. Регулируют высоту при средней частоте эксплуатирования около 1-2 раза в год. Обычно необходимость поднятия струн будет заметна сразу: звучание дребезжит, так как струны цепляются за порожки.

На корпусе инструмента найдите отверстие в форме шестиугольника. Ослабьте третью и четвертую струны, так как они из-за своей структуры меньше всего готовы выдержать перенапряжение. Возьмите ключ и приступайте к регулировке. Чем меньше физических усилий вы прилагаете, тем легче струны поднимаются в данном направлении. Проверьте гитарное звучание, настройте инструмент при помощи камертона. Проверьте расстояние между струнами и грифом линейкой.

Некоторые музыканты задаются вопросом, как опустить струны на акустической гитаре, если гриф вклеен. Если причина не в деформации грифа, то есть множество способов регулировки. Например, отшлифовать и выровнять порожки. Можно сделать глубокие выемки для посадочных мест для струн. Новичку стоит придерживаться стандартов высоты расположения, чтобы игра приносила удовольствие.

Преимущества и недостатки высоких и низких струн

Высокие струны имеют как плюсы, так и минусы. К плюсам можно отнести звучание инструмента. Если использовать прием вибрато, звук будет звонким и четким. Аккорды и ноты звучат чисто и громко. Играть пальцами легче (например, использовать прием фингерстайл). Но чтобы играть, нужно приложить физические усилия больше обычного. От этого пальцы и руки могут быстро уставать.

На низко поставленных струнах легко исполнять мелодии и зажимать аккорды, но быстрые пассажи играть не получится. Аккорды звучат не слишком четко. Также непросто выполнять стандартное вибрато.

Источник

Расстояние между струнами шестиструнной гитары

В этой статье пойдёт речь о том, как правильно натянуть струны на гитару, но не только в смысле, который приходит в голову сразу, и кажется банальным — всунул, натянул, а в широком смысле, как это надо понимать гитарному мастеру.

Первое, что надо настраивать перед натягиванием струн — это, естественно, саму гитару.

При ремонте гитар, когда берёшь впервые в руки инструмент (гитару), сразу надо начинать думать, а как же я буду натягивать струны? И думать надо в контексте, правильные ли высоты будут у струн при их установке. Безусловно имеет значение металлические или нейлоновые струны, но разница не принципиальная, а в миллиметрах. В некоторых предыдущих статьях так или иначе говорится о высотах струн. Попробую здесь обобщить.

Если у вас гитара с грифом на винте, то всё очень упрощается, но сейчас гриф на винте — это атавизм, который отмирает или уже отмер. Но тем не менее внимания эта конструкция заслуживает. На винте или вклеенный — всё едино и винт нужно использовать только для подстройки.

Настраивать имеет смысл только гитару с прямым грифом, иначе настроить просто не возможно или только на очень коротком участке. Поэтому начинать надо именно с выпрямления грифа.

Немного геометрии. Все высоты струн — это параметры прямоугольного треугольника, где гипотенуза (синяя) проходит по участку струны, один длинный катет (красный) — это отрезок от мнимой точки пересечения струны с плоскостью, которая проходит через вершины ладов. На порожке или нулевом ладу до этой плоскости ещё капелька. Вторая точка (конец) отрезка — это пересечение плоскости вершин ладов с прямой, которая перпендикулярна этой плоскости и проходит через косточку или точнее, точку касания струны с косточкой. Второй маленький катет (зелёный) — это отрезок между точкой касания и по прямой до точки пересечения с плоскостью вершин ладов. (Прямой на рисунке нет, как и плоскости — воображайте; кстати, если у ладов есть радиус, в смысле выгнуты по длине, (естественно по неплоской накладке), то уже не плоскость, а поверхность цилиндрическая. ) Слишком много геометрии уже. Пропорции на рисунке не соблюдены.

Для каждой струны этот треугольник свой, т. к. высоты струн различны. Если приставить линейку к двенадцатому ладу, то до центральной линии первой струны должно быть 3.5мм, а на шестой это расстояние, постепенно от струны до струны, должно увеличиться до 4.5-5мм.

Чтобы получилось красиво. Думать о настройке струн надо ещё или уже, когда вклеивается гриф. Если же у вас ремонт, то выпрямляете гриф — снимайте накладку в нужную сторону. Ремонтируете подставку — сделайте её размеры и размеры косточки оптимальными для этой гитары.

Есть способ более радикальный: путём распиливания пятки грифа, можно изменять угол вклейки грифа в корпус в очень большом диапазоне. Но применять этот способ нужно, когда допущена ошибка и гриф вклеен неверно или скажем вовсе вклеен как попало, а попало не туда. Если гриф на винте, то не решаемых простым способом, проблем с настройкой нет. Но гриф на винте — сомнительное счастье.

Всё сделано правильно — гриф ровный, угол к корпусу верный, высота подставки также правильна, надо натянуть струны.

Возьмите первую и шестую струну заправьте их в подставку и слегка натяните, чтобы струны не провисали. На шестиструнной гитаре расстояние на подставке между первой и шестой струной должно составлять 60 мм. не более, возможен вариант 58 мм.; размеры для классики.

Задача — нужно сделать так, чтобы струны симметрично нависали над накладкой. Т. е. зазор между краем грифа с каждой стороны был одинаков, как до первой, так и до шестой струны. На подставке струны определены отверстиями. На грифе струны регулируются прорезями в порожке. Если у вас есть нулевой лад и за ним распределялка струн, то лучше от такой конструкции избавиться. Для этого, аккуратно, ножовкой по металлу отпилите лишнее по пропилу для нулевого порожка на толщину накладки. Теперь в этот угол подгоните заготовку для порожка, по краям оставьте миллиметр, полтора. Главное очень точно подогнать поверхности, чтобы заготовка не болталась и не зависала. Если угол будет не совсем 90 градусов — не страшно.

Делать порожек надо из кости, человеческие слишком тонкие — видно не вооружённым взглядом. Кости мамонта очень сложно найти. Слоны в Африке под защитой Green Peace. Поэтому лучше всего для изъятия берцовой кости выбрать говядину. Обработка кости в отдельной статье.

Помимо кости порожек можно делать из эбенового дерева или чёрного, из жёсткого палисандра. Конечно широко применяется пластик, но пластик пластику рознь. Материал порожка и косточки должен быть жёстким, хорошо передавать колебания струны, не гасить их. Если представлять самый неподходящий материал, то утрируя, пользуясь доказательством от обратного дойдём до эластичной резины.

Отрегулируйте первую и шестую струны на порожке так, чтобы до края накладки с обоих сторон на уровне первого лада оставалось 3мм. Руководствоваться надо не так краем накладки, как концами ладов, т. к. именно с них будет срываться струна при игре. До начала фаски до струны — где-то 2мм. Но все эти размеры определяющие, если с шириной накладки дела плохи — мала и надо максимально раздвинуть струны.

Если всё нормально, на порожке, т. е. в начале накладка имеет ширину 51мм., то расстояния определяются из того, что между осями первой и шестой струны должно быть 44мм. Возможны варианты 43мм. и 42мм. Всё это конечно для классической гитары, надеюсь приверженцев зауженных грифов не так сильно подташнивает от таких парсековых величин, всё-таки перегрузки!

Намете пропилы под первую и шестую струны. Вытащите из гитары и зажмите заготовку порожка в тисках. Разделите расстояние на пять и сделайте шесть пропилов, но только чтобы зацепить в них струну, углублять на размер будете позже. С другой стороны не надо оставлять три километра. Заготовка должна выступать над накладкой на 2 с копеечкой миллиметра, в зависимости от высоты ладов, но нормальный лад — это где-то 1мм. Струна в итоге может только на 2/3 заходить в пропил, этого достаточно.

В подставке должен быть пропил под косточку шириной не менее 2мм. К этому пропилу косточка должна быть подогнана очень тщательно. Если каким-либо способом скрепить два полотна по металлу, то ими как раз можно сделать этот пропил. Пропил должен быть перпендикулярен деке или наклонен к середине подставки, чуть-чуть.

Не забудьте, что пропил должен быть под небольшим углом к габаритам подставки, так чтобы рабочая часть шестой струны была на 1.5мм. длиннее.

Поставьте порожек на своё место. Первую и шестую струны закрепите на порожке, слегка натяните. Теперь очень удобно пользоваться шаблоном косточки, т. е. штучка-дрючка в форме треугольника, которую можно в место косточки совать в пропил под струны с целью найти оптимальную высоту. Толщина шаблона такая, чтобы свободно двигать ею в пропиле, а высота изменяется от 4мм. до 10мм. на 60-80мм.

Подсуньте шаблон под первую струну так, чтобы над двенадцатым ладом струна поднялась на 3.5 мм. При этом зажмите струну на первом ладу.Перенесите размер с шаблона на заготовку косточки. Тоже самое для шестой струны, только расстояние над двенадцатым ладом для нейлона должно быть не менее 4.5 мм., а для струн слабого натяжения ещё выше. Подобрать точно высоту надо экспериментально. Рабочее ребро косточки пусть лучше будет не совсем прямое — слегка выгнутое, для таинственности. Как обработать сечение косточки смотрите на рисунке. Красное — это струна.

Осталось натянуть все струны, углубить пропилы на порожке. Определяйте этот размер экспериментально — зажиматься должно легко, но открытая струна не должна щёлкать по первому ладу. Для 5-ой и 6-ой сделайте высоту над первым ладом чуть больше, чем кажется можно, руководствуясь этими критериями. Т. к. если сделать предельно низко может возникнуть не желательный эффект в районе 7-9 лада. Возбуждается отрезок струны от пальца до порожка и звенчит по ладам.

Окончательно определиться с местоположением порожка и обработать заподлицо торцы. В дальнейшем, возможно, опустить косточку, если струны поднимутся.

Источник

Оцените статью