Расстроенное пианино это как

Настройка
пианино в Казани

8 (843) 247 08 44

Цена настройки
от 1500 до 4100 рублей
Вызов бесплатно

* Цена зависит от состояния пианино и др. нюансов

Поиск по сайту

Отзывы

Рубрики

Почему расстраивается пианино

Почему расстраивается пианино?

Этот вопрос задают не часто. Но ответить на него считаю нужным, поскольку знание этих причин позволит Вам, дорогой читатель, иногда просто сберечь свои нервы.

Особенности устройства пианино

Нагрузка и деформация

Фортепиано должно расстраиваться. Устройство пианино позволяет выдерживать значительные нагрузки в течении длительного времени. Общая нагрузка на полностью настроенный инструмент составляет более 16 тонн. Со временем вытягиваются струны, деформируется корпус (не волнуйтесь, деформации очень незначительны, но даже самые малые колебания могут значительно расстроить фортепиано). Как следствие пианино или рояль теряет строй.

Кстати, в задачу квалифицированного мастера настройщика, входит не только самка настройка, но и сведение количества деформации корпуса и материалов к минимуму.

Дерево и влажность

Осень, зима, весна, лето, со сменой каждого времени года меняется и уровень влажности. Многое, конечно, зависит от климата, где-то изменения более значительны, где-то менее. Основная звуконесущая деталь фортепиано – «дека», сделана она в виде купола и находится под большим напряжением. Весной и летом деревянная дека набирает влагу, изменяется положение купола и вместе с ним строй инструмента. Зимой же, в закрытом и отапливаемом помещении пианино высыхает, купол становится меньше и снова строй меняется. Устройство пианино, если оно исправно, позволяет в некоторой степени компенсировать эти колебания, и чем пианино моложе тем меньше изменяется строй.

По этой причине, если зимой мастер настроил инструмент «в камертон», летом общий строй становится немного выше.

И пианино стареет

В пианино и рояле очень много деревянных деталей, со временем они просто перестают справляться с такими нагрузками. И для того чтобы фортепиано, было, настроено приходится выбирать, либо ремонтировать его, либо чаще настраивать. Одна из самых частых проблем старых инструментов — высыхание вирбельбанка. О таком пианино говорят «не держит строй». Решается она заменой колков (вирбилей)

Фортепиано и дети

Прежде чем рассказать о последней причине, мне бы хотелось ответить на еще один вопрос, который задают достаточно часто. Насколько вредно для пианино, если дети на нем не играют, а балуются (бренчат). Надеюсь, детям моя статья будет неинтересна, поэтому говорю для пап и мам.
Нисколько не вредно.

Устройство пианино очень надежно, а детские руки еще достаточно слабы, для того чтобы расстроить инструмент, занимаясь или даже балуясь на нем. Расстроить фортепиано играя на нем под силу уже только профессиональным музыкантам.

Источник

Почему пианино расстраивается?

— У меня раньше было старинное, немецкое пианино. Мы детьми на нем, чуть ли не прыгали. Так вот оно не расстраивалось так как это.

Подобные комментарии, я слышал не один раз, что собственно и стало причиной написания данной статьи.

Вывод который делают из этого факта владельцы фортепиано один из двух.

  1. Либо это настройщик, раньше, у них хороший был, а теперь плохой.
  2. Либо инструменты сейчас делают хуже, чем делали раньше.

Конечно, нельзя говорить о том, что выводы эти неправильны, и все же, эти причины выхода из строя пианино или рояля стоят на самом последнем месте. Главными же и самыми вероятными являются следующие:

Причина первая — сезонные изменения влажности.

Однако эта самая «относительная влажность», вернее регулярные ее изменения и является главной причиной нарушения строя фортепиано.

Причина в следующем:

Дека пианино, основная звуконесущая часть инструмента, сделана из дерева, а одно из свойств дерева, это гигроскопичность (возможность принимать и отдавать влагу).

Если упростить, то дека, это большой деревянный щит на который, через еще одну деревянную деталь «штег», передаются колебания струны.

Выглядит это примерно следующим образом:

1. Колок (вирбель) 2. Струна 3. Штег 4. Куполообразная дека

Дека имеет, так называемый, «купол». То есть, при изготовлении инструмента она принудительно изгибается. Такая конструкция деки необходима для того, чтобы натянутые струны пианино, не продавливали бы деку вниз.

Соответственно при повышении влажности в помещении, дека набирает влагу и купол немного увеличивается. В свою очередь увеличивается и нагрузка на струну, тем самым повышая ее тон. При понижении влажности происходит обратный процесс.

Причина вторая — среда в которой находится инструмент

Быстрее или медленнее расстраивается инструмент, зависит и от региона в котором он находится.

В регионах с сухим или влажным климатом влияние на стабильность строя разное. Впрочем если влажность более или менее стабильна, и правила хранения и использования соблюдаются, то инструменты можно поддерживать в порядке значительное время.

Хуже дело обстоит в регионах, где амплитуда изменений максимальная. За сезонные колебания (понижение — повышение) строя отвечает «дека». А вот за стабильность держания тонов отдельных струн отвечает уже вирбельбанк. Он тоже сделан из дерева, и тоже, хоть и в меньшей степени, способен принимать и отдавать влагу.

Принимая или отдавая влагу, деревянный вирбельбанк, соответственно расширяется или сжимается. Металлические колки (вирбели) остаются неизменными, а потому происходит следующее:

При высокой влажности вирбельбанк разбухает, а в месте крепления колков дерево деформируется еще сильнее обхватывая колок.

При низкой влажности дерево высыхает, но деформированная часть уже не принимает своей исходной формы и отверстие становится шире.

На самом деле все эти изменения, происходящие в вирбельбанке, даже измерить сложно, это доли милиметров, а ресурс держания строя у нового пианино десятки лет.

Однако год, за годом эти изменения приводят к тому, что колок перестает справлятся с нагрузкой и либо быстрее спускает, расстраивая струну, либо вообще перестает держать строй инструмента.

Так, что переехав в другой город, с иным климатом, нужно быть готовым к тому, что и фортепиано там может вести себя иначе.

Причина третья — усиленное использование фортепиано

Тогда и сейчас. Ребенок и взрослый. Ученик и пианист.

На самом деле расстроить фортепиано (если оно исправно) игрой на нем может только профессиональный музыкант.

Исключением являются инструменты в музыкальных школах, но там уже играет роль время. Фортепиано в муз. школах, да и в любых других музыкальных учереждениях работают по 8-12 часов, а иной раз и больше.

В случае если на домашнем инструменте занимается ребенок, а взрослые играют редко, использование инструмента не является основной причиной того, что он расстраивается быстрее. Поэтому может сложится впечатление, что то фортепиано, на котором человек учился, было лучше. Ведь оно дольше держало строй.

Особенно это актуально если тогда он был учеником музыкальной школы, а сегодня стал профессиональным музыкантом.

Однако любая степень работы на инструменте + время приводят и к потере правильного звучания и к износу механизма.

Таблица периодичности настройки, регулировки и ремонта фортепиано, поможет поддерживать пианино или рояль в форме.

Среднесуточная продолжительность игровой нагрузки на инструмент в течение года, (Часов в сутки)

1-3 часа в сутки

4-6 часов в сутки

7-10 часов в сутки

11-15 часов в сутки

Вид технического обслуживания и ремонта
Настройка 2 раза в год 3-4 раза в год 5-8 раз в год 9-12 раз в год 14-18 раз в год
Регулировка 2 раза в год 3-4 раза в год 5-8 раз в год 9-12 раз в год 14-18 раз в год
Чистка 1 раз в 2 года 1 раз в год 1 раз в год 2 раза в год 2 раза в год
Текущий ремонт 1 раз в 2-3 года 1-2 раза в год 2-3 раза в год 4-6 раз в год 7-10 раз в год
Средний ремонт 1 раз в 10-15 лет 1 раз в 6-10 лет 1 раз в 4-6 лет 1 раз в 2-3 года 1 раз в 1-2 года
Капитальный ремонт 1 раз в 20-25 лет 1 раз в 15-20 лет 1 раз в 10-15 лет 1 раз в 8-10 лет 1 раз в 6-8 лет

Причина четвертая — износ пианино или рояля

Время разрушает любую вещь, будь то автомобиль, дом или… фортепиано. И конечно, вряд ли стоит ждать красивых гармоничных звуков от пианино которому больше 100 лет.

Но есть несколько нюансов, которые выгодно отличает пианино и рояли от многих других вещей.

Первый, это удивительная ремонтопригодность. Если пианино хранилось в отапливаемом помещении, его не заливали водой, не бросали с лестниц), вобщем если оно просто состарилось дома и перестало радовать Вас и ваших близких его можно отремонтировать, отреставрировать, при желании даже модернизировать.

Что же касается плохого держания строя, то можно заменить колки на ремонтные.

Увеличенный размер, компенсирует расширение отверстий вирбельбанка и пианино снова будет прекрасно держать строй.

Второй нюанс, это конструкция фортепиано. За последние 100 лет она практически не изменилась, а это значит, что можно отреставрировать свой старый рояль или пианино и получить в результате инструмент, соответствующий всем современным требованиям профессионального музыканта.

Заключение.

Пианино начинает расстраиваться сразу, после настройки, как говорится, настройка это продукт «скоропортящийся», но изменения в строе настолько незначительны, что практически не заметны.

Волшебного пианино, которое не расстраивается годами, к сожалению, нет. Единственное, о чем можно говорить уверенно, так это о степени влияния причин и сочетании этих причин.

В одном месте инструменту комфортно, он минимально реагирует на изменения, а соответственно и расстраивание происходит равномернее и менее заметно. В другом, условия его хранения и использования настолько агресивны, что он расстраивается «на глазах».

С уважением, фортепианный мастер, Мазалов Сергей.

Источник

Расстроенное пианино: кто играет на расстроенных клавишах?

Несмотря на то, что любой учитель музыки непременно скажет, что играть на расстроенных инструментах категорически нельзя, уже на протяжении почти ста лет расстроенное пианино является самостоятельным клавишным музыкальным инструментом. Кто и зачем играет на расстроенных клавишах?

Когда возник стиль «расстроенной» игры на пианино?

Разумеется, точную дату первого выступления с игрой на расстроенном пианино назвать невозможно. Однако точно можно сказать, что в первом десятилетии ХХ века этот прием уже активно использовался представителями музыкального авангарда.

В поисках новых звуков пионеры музыкального авангарда испытывали все, что попадалось им под руку: играли на бутылках, пилах, наполненных хрустальных бокалах. В то же время Львом Терменом был изобретен удивительный по своему звучанию Терменвокс. И вот, кто-то из таких искателей однажды заметил, какие странные и уникальные ноты выдает расстроенное пианино: звук был идеальным для того, чтобы подчеркнуть постмодернистское звучание любой фортепианной партии — дребезжащая музыка звучала свежо и необычно.

В двадцатые годы использование расстроенного клавишного инструмента стало регулярно практиковаться в музыкальном сопровождении авангардных представлений, например, спектаклей Всеволода Мейерхольда. Звуки такого пианино помогали усилить гротескный эффект происходящего на сцене. Позже использование расстроенных инструментов перешло в такие музыкальные жанры, как джаз и рок-н-ролл — здесь искаженные ноты помогали подчеркнуть экспрессивность и бесшабашность мелодий. На фото ниже знаменитый рок-н-ролльщик 50-х годов Джерри Ли Льюис играет на расстроенном пианино. Он использует не только руки, но и ноги, и голову.

Звук расстроенного пианино

По сравнению с классическими звуками настроенного инструмента, звучащими твердо и чисто, пианино, даже слегка расстроенное, отличается нечеткими, дребезжащими звуками с вибрирующей продолжительностью. Ноты сильно уходят в минор и звучат несколько визгливо. Например, композиция Бетховена «Лунная Соната» на расстроенном пианино приобретет более зловещее и тоскливое звучание. Прослушайте его исполнение на видео, представленном ниже.

Расстроенное пианино в рок-музыке

Кроме уже упомянутого Джерри Ли Льюиса, дребезжащие звуки расстроенных клавиш активно использовались как в 50-х годах в жанре классического рок-н-ролла, так и в конце 60-х, с появлением психоделического рока. Пианино без настройки можно услышать в некоторых композициях из психоделических альбомов The Beatles и The Rolling Stones. Особенно часто этот прием использовал Рэй Манзарек, клавишник группы The Doors.

Использование в театре и кино

Как уже говорилось выше, расстроенное пианино применялось еще в спектаклях Мейерхольда — после него такая музыка стала характерной для авангардного театра и театра абсурда. Музыку расстроенных клавиш используют и многие современные режиссеры, например, Роман Виктюк.

В кино расстроенное звучание чаще всего используется в вестернах, так как напоминает салунное звучание механических пианино, распространенных на Диком Западе. Пример можно увидеть ниже.

Самым известным композитором, использующим пианино без настройки, является Ханс Циммер. Например, в фильме Гая Ричи «Шерлок Холмс», Циммер создал все композиции с использованием расстроенного пианино, скрипки и банджо. Таким образом композитор хотел подчеркнуть безумие главного героя и музыкально изобразить хаос, который творится у него в голове. Для такой цели расстроенное пианино периодически используется в кино: усиливая гнетущий либо сумасшедший эффект, оно становится незаменимым в психологических триллерах и фильмах ужасов.

Источник

Читайте также:  Bloody stream coda ноты
Оцените статью