Растяжка пальцев для пианино

Гимнастика для пианистов

Специальные упражнения для пальцев и кистей рук

Как невозможно представить выступление спортсмена без разминки, певца – без распевания, а танцора – без предварительных занятий у балетного станка, так и игра на пианино требует определенных упражнений для кистей и пальцев.Эти же упражнения, кстати, подойдут и тем, кто много работает на компьютере. Делайте их в течение рабочего дня, чтобы руки меньше уставали. Что же это за упражнения и для чего они нужны?

Специфика игры на пианино такова, что здесь в одинаковой степени задействованы все десять пальцев рук, а значит, постоянная тренировка необходима каждому из них. Неважно, какое произведение вы собираетесь играть: задумчивый ноктюрн, бравый марш или искрометную бурлеску – пальчики должны слушаться вас беспрекословно. Для этого существуют специальные упражнения, которые условно можно разделить на три группы: упражнения на растяжку, гибкость и подвижность. Выполнять их можно где и когда угодно: в перерывах между работой или во время отдыха.

Разминка

Начинаем «зарядку» для пальцев с поглаживания: каждый пальчик по несколько раз гладим от кончика к основанию, а затем делаем движение, как будто моем руки. Следующее упражнение – на растяжку. Положите на стол какой-нибудь мелкий предмет, положите кисти рук на край стола на расстоянии 20-30 см друг от друга. Затем отведите в сторону большие пальцы обеих рук и опустите их за край стола, пытаясь остальными пальчиками обеих рук поочередно дотянуться до предмета: сначала указательными, потом средними, безымянными и мизинцами. Вы почувствуете, как большие пальчики «не пускают» своих «братьев» достать предмет. Повторив это упражнение 3-4 раза, встряхните кистями так, будто стряхиваете с них воду.

Читайте также:  Кружка музыкальные инструменты гитара

Упражнения на гибкость

Затем можно перейти к тренировке пальчиков на гибкость. Пружинящими движениями осторожно отгибаем каждый палец к тыльной стороне ладони, после чего несколько раз сжимаем кулаки и резко, с силой их распрямляем. Потом складываем ладони вместе, одну ладошку расслабляем, а второй медленно отгибаем расслабленную кисть назад. И так поочередно разминаем обе ладошки. По окончании упражнения снова несколько раз «стряхиваем воду».

Упражнения на подвижность

Теперь можно потренировать пальчики на подвижность. Положите обе кисти рук на стол и поочередно поднимайте каждый палец вверх, сначала медленно, потом быстрее. Следите за тем, чтобы поднимался только один палец, а остальные оставались на месте. Можно делать это упражнение под музыку, тогда занятие пройдет не только с пользой, но и с удовольствием. В завершении гимнастики еще раз сделайте несколько встряхивающих движений.

Повторяя эти несложные упражнения ежедневно, вы очень скоро заметите, что ваши пальчики приобрели заметную гибкость, легкость и подвижность. После такой гимнастики вы сможете легко осилить любое, даже очень сложное музыкальное произведение.

Источник

Растяжка пальцев для пианино

Как невозможно представить выступление спортсмена без разминки, певца – без распевания, а танцора – без предварительных занятий у балетного станка, так и игра на пианино требует определенных упражнений для кистей и пальцев. Что же это за упражнения и для чего они нужны?

Специфика игры на пианино такова, что здесь в одинаковой степени задействованы все десять пальцев рук, а значит, постоянная тренировка необходима каждому из них. Для этого существуют специальные упражнения, которые условно можно разделить на три группы: упражнения на растяжку, гибкость и подвижность. Выполнять их можно где и когда угодно: в перерывах между работой или во время отдыха.

Начинаем «зарядку» для пальцев с поглаживания: каждый пальец по несколько раз гладим от кончика к основанию, а затем делаем движение, как будто моем руки. Следующее упражнение – на растяжку. Положите на стол какой-нибудь мелкий предмет, положите кисти рук на край стола на расстоянии 20-30 см друг от друга. Затем отведите в сторону большие пальцы обеих рук и опустите их за край стола, пытаясь остальными пальцами обеих рук поочередно дотянуться до предмета: сначала указательными, потом средними, безымянными и мизинцами. Вы почувствуете, как большие пальцы «не пускают» своих «братьев» достать предмет. Повторив это упражнение 3-4 раза, встряхните кистями так, будто стряхиваете с них воду.

Затем можно перейти к тренировке пальцев на гибкость. Пружинящими движениями осторожно отгибаем каждый палец к тыльной стороне ладони, после чего несколько раз сжимаем кулаки и резко, с силой их распрямляем. Потом складываем ладони вместе, одну ладошку расслабляем, а второй медленно отгибаем расслабленную кисть назад. И так поочередно разминаем обе ладошки. По окончании упражнения снова несколько раз «стряхиваем воду».

Теперь можно потренировать пальцы на подвижность. Положите обе кисти рук на стол и поочередно поднимайте каждый палец вверх, сначала медленно, потом быстрее. Следите за тем, чтобы поднимался только один палец, а остальные оставались на месте. Можно делать это упражнение под музыку, тогда занятие пройдет не только с пользой, но и с удовольствием. В завершении гимнастики еще раз сделайте несколько встряхивающих движений.

Повторяя эти несложные упражнения ежедневно, вы очень скоро заметите, что ваши пальцы приобрели заметную гибкость, легкость и подвижность.

Источник

Растяжка пальцев для пианино

1. Естественная форма кисти.
Сложите руки «лодочкой»: одинаковые пальцы рук сомкнуты на полную длину (это требует некоторого усилия). Затем разомкните кисти — получается «бутон» или «шар»: напряжение ушло, руки соприкасаются только запястьями и кончиками пальцев. Теперь разведите запястья; от локтей построилась как бы «яранга», кончики пальцев по-прежнему легко соприкасаются, кисти почти сохранили свою округлость — их форма сейчас такая же, как на снимке руки Зауэра (см. в альбоме). Между пальцами чувствуйте воздух.
Вот основа; разные конфигурации клавиш потребуют отклонений от найденной формы, но она остаётся как ориентир, не отменяется ими.

2. Тихо разомкните все пальцы, кроме б е з ы м я н н ы х (склонных «ломаться» в суставах). Прибавьте небольшой встречный нажим 4-ых пальцев друг на дружку — их форма должна оставаться прежней. Затем ещё прибавьте нажим; если руки задрожат, ослабьте нагрузку — и опять прибавьте. Все сгибы суставов должны сохранять вид, какой они имели при лёгком соприкосновении кончиков пальцев (пункт 1). Условие: не разрешайте другим пальцам «виться» в воздухе во время упражнения — наблюдайте за ними зрительно, приучая к относительному спокойствию.

3. Пусть теперь соприкасаются только м и з и н ц ы. Прибавьте небольшой встречный нажим — при этом их пястные суставы должны «выйти» вверх; если ваши руки худы, будет видно посветление суставов — «огоньки зажглись». Условие: средний и концевой суставы не должны при этом прогибаться. Наблюдать за обоими мизинцами сразу трудно, поэтому выход пястного сустава освойте каждой рукой отдельно — на столе (положение руки пронационное, чтобы палец упирался в поверхность не «искоса», а почти прямо). Когда это удастся, вновь сомкните кончики обоих мизинцев и прибавляйте нажим сколько возможно, временами (при дрожи рук) облегчая его. Требование то же — неизменная форма пальцев.

4. Нажимают друг на друга кончики б о л ь ш и х пальцев (1-ых) — кончиком большого пальца считается участок сбоку от ногтя. Сохраняйте форму суставов при нажиме — здесь их только два, а не три, потому уследить за ними легче. Прочие пальцы должны соблюдать спокойствие.

5. Немного позанимавшись указательными (2-ми) и средними (3-ми) пальцами, начните подход к упражнению Нейгауза, то есть к упору всеми д е с я т ь ю пальцами в пол (не прикасаясь к полу коленями).
Сначала упирайтесь пальцами в стену, отступая от неё всё дальше: пальцы не ломаются — сохраняют форму. Затем встаньте на колени и упирайтесь пальцами в пол — всё дальше и дальше от колен. И только потом делайте упражнение Нейгауза. Он считал, что пальцы пианиста должны выдерживать вес всего тела (во всяком случае, больше половины этого веса).

РАСТЯЖЕНИЕ и «РАСТЯЖКА».

Ученица Ф.Блуменфельда Анна Шмидт-Шкловская, изучавшая также анатомию руки у профессора медицины И.Крыжановского, пишет: «Растяжение поддаётся развитию путём тренировки, но только при условии правильной работы. Следует помнить, что оно должно осуществляться межкостными ладонными мышцами (ощущаться в ладони) и никоим образом не за счёт натяжения «перепонок» между пальцами и разгибателей (ощущаемых на тыльной стороне руки)». — Далее идёт примечание: «Связки, скрепляющие кости, тугоподвижны. Тем не менее и они способны растягиваться под влиянием тренировки, что подтверждают и хирурги. Говорит об этом и И.И.Крыжановский. Усилиями ладонных мышц раздвигаются пястные кости; постепенно под влиянием упражнения растягиваются связки — соединяющие пястнофаланговые суставы («косточки») и основания пястных костей. Кости располагаются свободнее, ладонь и запястье становятся шире. Это не только значительно облегчает исполнение крупной техники, но и обеспечивает свободную работу пальцев, так как сухожилиям их сгибателей и разгибателей, проходящим через кисть и запястье, становится просторнее».
Ближе к концу книги Анны Шмидт-Шкловской «О воспитании пианистических навыков» есть упражнения на растяжение, которые очень желательно применять (книга есть в нашей группе — в теме «Источники»).

В эпоху барокко и классицизма применялось в основном п р я м о е растяжение между пальцами (при нём ладонь параллельна кл-ре);
б о к о в о е растяжение — когда рука находится в естественном супинационном повороте — всегда требовалось в полифонии, но как норма любой игры было открыто только Шопеном. Именно оно делает возможным исполнение его Этюда ор.10 №1 C-dur, который сам Шопен давал играть ученикам именно для развития растяжения — «чтобы он расширил вам руку». Боковое растяжение между соседними пальцами на целый тон шире прямого растяжения между ними — если у вас «минимальная профессиональная рука» (с «живой» большой ноной между 1-м и 5-м пальцами).

Предельное растяжение, доступное руке, художественно неприменимо; «живым» нужно считать растяжение, которое на полтона меньше предельного. Например, чтобы исполнять Этюд ор.65 №1 Скрябина, рука должна брать хотя бы малую дециму. (Кто очень любит этот Этюд, но имеет маленькие руки, может играть его большими секундами — для себя).
При особых условиях предельное растяжение становится «живым». Посмотрите, например, такты 30-34 листовской «Метели», в которых 3-й и 4-й пальцы играют малотерцовое тремоло (дающееся им легче, чем секундовая трель); это тремоло здесь «дышит» даже в том случае, если растяжение на малую терцию — предел.

Чтобы можно было играть всего Шопена,
надо иметь в предельном прямом растяжении:
— большую сексту 1-2,
— чистую кварту 2-3,
— малую терцию 3-4,
— большую терцию 4-5.
Не нужно огорчаться, если не берёте дециму — мешает это только в «Блуждающих огнях» Листа: их особый холодный колорит требует взятия децим «вместе» (впрочем, Бузони раскладывает их). В остальных случаях одновременные децимы звучат механично, формально.
На звучании «царственного» интервала децимы основана вся 29-я Соната Бетховена, но децима эта — разложенная. Уж такова природа фортепиано — наш таинственный инструмент принимает далеко не всё (ещё, например, он «не любит» игру в 4-ре руки).

И с малым растяжением можно быть хорошим музыкантом: Генрих Нейгауз рассказал в своей книге, что с трудом берёт правой рукой развёрнутое до-минорное трезвучие.

Источник

Знакомимся с упражнениями для фортепиано

Профессиональные педагоги-пианисты часто используют фразу – «поставить руки», или «постановка рук», или «упражнения на фортепиано для постановки рук». Что это означает? На любом инструменте мы играем руками, и одна из задач – правильно взять в руки этот инструмент. Ну, рояль или пианино мы не поднимаем, но положить красиво и правильно руки на клавиатуру все же нужно.

Какие бывают упражнения для фортепиано

А самыми разными. Одни направлены на формирование правильных рук, – их, разумеется, чаще используют в начале обучения; другие оттачивают технику – укрепляют пальцы, развивают беглость; третьи сосредоточены на укреплении теоретических знаний – те же арпеджио, о которых расскажу ниже. Все упражнения для фортепиано так или иначе связаны между собой. Ведь любое обучение – это комплекс.

Для начала давайте правильно сядем за инструмент.

Сели на половинку стула, ноги вперед, под педали. Просто положите руки на клавиатуру и отметьте расстояние от корпуса до пианино. Вы должны сидеть на расстоянии вашего предплечья. Локти не должны быть «приклеены» к туловищу, чуть раздвиньте их, а спина прямая. Сели? Ну и отлично. А теперь займемся руками.

Постановка рук на фортепианной клавиатуре

Можно начать с любой руки, без разницы. Кисть должна быть той формы, когда ваша рука расслаблена и висит вдоль туловища. Вот опустите сейчас руку, расслабьте ее и обратите внимание на кисть, какой она формы, какие пальцы. Перенесите руку в этом же состоянии на клавиатуру – красивую, расслабленную. Перенесли? А теперь представьте, что ваш средний палец – это крючок вешалки-плечиков. Вспомните, как она висит в шкафу – очень устойчиво, но сами «плечики» свободны. Вот и сделайте свою руку точно такой же – средний палец кругленький, крепкий, цепкий, стоит на кончике подушечки (на том месте, где выпирает ноготь, который надо подстричь, чтобы он не мешал), а вся рука свободна.

Остальные пальцы «причешите», слегка раздвиньте, сделайте их закругленными и просто пусть висят над клавиатурой. Можете большим пальцем и мизинцем прикоснуться к ней примерно на расстоянии 5-6 белых клавиш. Поиграйте какую-нибудь клавишу средним пальцем (он у нас третьим считается), а потом крайними пальцами – первым и пятым.

Полезно играть квинты крайними пальцами обеих рук. Квинта – это пять клавиш. Играйте пока по белым, например – от ДО до СОЛЬ, или от РЕ до ЛЯ. Просто поставьте мизинец левой руки на ДО, а большой – на СОЛЬ.

Постановка левой руки на квинту

А правой – большой палец – на клавишу ДО, а мизинец – на СОЛЬ. Нажимайте одновременно, красиво переносите руку на другие квинты.

Постановка правой руки на квинту

Вот как-то так. При регулярных занятиях вы очень скоро уже не будете задумываться о правильной посадке, а просто доведете до автоматизма все свои действия.

Разновидность упражнений – арпеджио

Следующий вид упражнений для фортепиано – технический. Как играть гаммы – я вам писала на прошлом уроке. А сейчас попробуем усложнить задачу и сыграть арпеджио. Трудное слово? Дословный его перевод – «играем, как на арфе». То есть арпеджио – это поочередное нажатие клавиш по какому-либо аккорду. Очень популярно арпеджио в качестве аккомпанемента в левой руке. Но про аккомпанемент чуть позже. А пока просто поиграем арпеджио по звукам тонического трезвучия до мажора.

Левой рукой: Аппликатура до мажорного арпеджио для левой руки

И правой: Аппликатура до мажорного арпеджио для правой руки

Если кому-то интересно, то в нотах это безобразие выглядит так:

Арпеджированное тоническое трезвучие в до мажоре

Обратите внимание, что ноты для левой руки написаны в двух ключах – так часто бывает, когда приоритетным становится удобство восприятия.

И еще один вид арпеджио

Он играется тоже по тоническому трезвучию, но несколько по-другому – группировкой. Сначала – ДО, МИ, СОЛЬ, ДО, потом меняем ноты местами и играем то же трезвучие от ноты МИ. То есть – в обращении. Получается МИ, СОЛЬ, ДО, МИ. Следующая группа – СОЛЬ, ДО, МИ, СОЛЬ и т. д. В нотах это выглядит так: Арпеджио тонического трезвучия с обращениями в до мажоре

А чтобы вам было более понятно, как играть это арпеджио на пианино, предлагаю посмотреть видео:

Источник

Оцените статью