Морис Равель «Гробница Куперена»
Последним произведением Мориса Равеля для фортепиано соло стала сюита «Гробница Куперена». Работать над нею композитор начал в 1914 г. – за четыре года до 250-летия знаменитого французского композитора-клавесиниста, но начавшаяся Первая мировая война внесла коррективы в творческий замысел. Вступить в действующую армию Равелю не удалось из-за слабого здоровья, но реалии войны он познал сполна, будучи водителем военного грузовика. На фронтах Первой мировой войны погибли многие друзья композитора, и потому у завершенной в 1914 г. сюиты, приуроченной к юбилею Франсуа Куперена, появился еще один смысловой оттенок – каждая из пьес посвящалась одному из погибших на войне друзей автора.
Сюита, посвященная композитору XVII столетия, неизбежно должна была обладать неоклассицистскими чертам, и это действительно так: неоклассицизм в «Гробнице Куперена» доминирует над импрессионизмом. Отдельные признаки имитации клавесина присутствуют, однако в целом говорить о «клавесинном» стиле все же нельзя (исключение составляет разве что заключительный номер – Токката), однако в ней проявляются многие другие черты, отсылающие к эпохе Куперена – например, использование разнообразной орнаментики. Форма и жанровая основа произведения перекликается со старинными сюитами, состоящими из танцев.
Однако речь идет не только об эпохе Куперена, но и о более позднем времени. Само название «Гробница» связано с традициями XVIII столетия – в то время так назывались серии пьес, которые посвящались умершему другу или учителю. Они носили трагический характер, однако танцевальные пьесы – паваны и аллеманды – в них включались. «Гробница Куперена» тоже содержит старинные танцы, но другие. Каждая из пьес сюиты представляет собой завершенный номер, который в принципе может быть изъят из цикла для отдельного исполнения, но во всей полноте замысел композитора раскрывается только при целостном восприятии сюиты – настолько гармонична ее форма, и в этом тоже проявляется дух классицизма.
Черты старинной музыки, которыми отмечена «Гробница Куперена», получают новую жизнь в условиях современных Равелю музыкальных реалий, в условиях стиля самого Равеля. Ладовые и гармонические особенности музыкального языка композитора проявляются в объединении мажора и минора на основе натуральных ладов, в обогащении аккордов дополнительными ступенями.
Сюита открывается малым циклом, соответствующим традициям эпохи барокко – Прелюдией и Фугой. Об эпохе Куперена напоминает и динамичное движение триолей, излагаемых шестнадцатыми, в потоке которых возникают краткие мелодические фразы. Изящная Прелюдия в основном гомофонична. К форме фуги Равель обратился второй раз (первая фуга была им написана в молодости, на соискание Римской премии). Ее взволнованная тема строится на терциях и секундах, особую трепетность придают ей паузы, словно «разрывающие» интонации, которые становятся еще более выразительными на фоне движения других голосов. Несмотря на сосредоточенность всех пластов фактуры в диапазоне сравнительно узком, каждый из них отличается рельефностью и выразительностью. В Фуге преобладает натуральный минор, но отдельные хроматизмы вплетаются в ее музыкальную ткань.
Очень обаятельна Форлана с ее орнаментированной мелодией и изысканной гармонией. Пьеса написана в рондообразной форме, но большого контраста между разделами в ней нет, их объединяет общая ритмическая основа.
Ригодон написан в трехчастной форме с подвижными крайними разделами и распевным средним. Специфические черты жанра в диатоничной до-мажорной первой теме выражаются в танцевальном ритме, в скачках «через руку». Особую легкость придает оживленной теме преобладание верхнего регистра. В среднем разделе, написанном в одноименной тональности, танцевальное движение приостанавливается, на фоне остинатного баса излагается песенная мелодия, развитие которой неожиданно приводит к сдвигу в до-диез минор. Начало репризы в нюансе ff напоминает неожиданное пробуждение.
Следующая часть сюиты – Менуэт. К этому старинному танцу Равель обращался четыре раза, но его воплощение в «Гробнице Куперена» наиболее интересно. Все в пьесе соответствует традиции: трехчастная форма, размеренное движение. Гармония на первый взгляд кажется простой, но ее оживляют интересные детали. Например, первый период, излагаемый в соль мажоре, завершается доминантой дорийского минора. В среднем разделе мелодия в натуральном миноре излагается параллельными аккордами. Переход к репризе завуалирован сочетанием двух тем.
В виртуозной Токкате господствует непрерывное движение, но форма ее предельно рациональна. Мелодические голоса вплетаются в пассажи, словно «поднимаясь из глубины». Токката стала наиболее часто исполняемым номером сюиты.
Источник
Морис Равель «Гробница Куперена»
Последним произведением Мориса Равеля для фортепиано соло стала сюита «Гробница Куперена». Работать над нею композитор начал в 1914 г. – за четыре года до 250-летия знаменитого французского композитора-клавесиниста, но начавшаяся Первая мировая война внесла коррективы в творческий замысел. Вступить в действующую армию Равелю не удалось из-за слабого здоровья, но реалии войны он познал сполна, будучи водителем военного грузовика. На фронтах Первой мировой войны погибли многие друзья композитора, и потому у завершенной в 1914 г. сюиты, приуроченной к юбилею Франсуа Куперена, появился еще один смысловой оттенок – каждая из пьес посвящалась одному из погибших на войне друзей автора.
Сюита, посвященная композитору XVII столетия, неизбежно должна была обладать неоклассицистскими чертам, и это действительно так: неоклассицизм в «Гробнице Куперена» доминирует над импрессионизмом. Отдельные признаки имитации клавесина присутствуют, однако в целом говорить о «клавесинном» стиле все же нельзя (исключение составляет разве что заключительный номер – Токката), однако в ней проявляются многие другие черты, отсылающие к эпохе Куперена – например, использование разнообразной орнаментики. Форма и жанровая основа произведения перекликается со старинными сюитами, состоящими из танцев.
Однако речь идет не только об эпохе Куперена, но и о более позднем времени. Само название «Гробница» связано с традициями XVIII столетия – в то время так назывались серии пьес, которые посвящались умершему другу или учителю. Они носили трагический характер, однако танцевальные пьесы – паваны и аллеманды – в них включались. «Гробница Куперена» тоже содержит старинные танцы, но другие. Каждая из пьес сюиты представляет собой завершенный номер, который в принципе может быть изъят из цикла для отдельного исполнения, но во всей полноте замысел композитора раскрывается только при целостном восприятии сюиты – настолько гармонична ее форма, и в этом тоже проявляется дух классицизма.
Черты старинной музыки, которыми отмечена «Гробница Куперена», получают новую жизнь в условиях современных Равелю музыкальных реалий, в условиях стиля самого Равеля. Ладовые и гармонические особенности музыкального языка композитора проявляются в объединении мажора и минора на основе натуральных ладов, в обогащении аккордов дополнительными ступенями.
Сюита открывается малым циклом, соответствующим традициям эпохи барокко – Прелюдией и Фугой. Об эпохе Куперена напоминает и динамичное движение триолей, излагаемых шестнадцатыми, в потоке которых возникают краткие мелодические фразы. Изящная Прелюдия в основном гомофонична. К форме фуги Равель обратился второй раз (первая фуга была им написана в молодости, на соискание Римской премии). Ее взволнованная тема строится на терциях и секундах, особую трепетность придают ей паузы, словно «разрывающие» интонации, которые становятся еще более выразительными на фоне движения других голосов. Несмотря на сосредоточенность всех пластов фактуры в диапазоне сравнительно узком, каждый из них отличается рельефностью и выразительностью. В Фуге преобладает натуральный минор, но отдельные хроматизмы вплетаются в ее музыкальную ткань.
Очень обаятельна Форлана с ее орнаментированной мелодией и изысканной гармонией. Пьеса написана в рондообразной форме, но большого контраста между разделами в ней нет, их объединяет общая ритмическая основа.
Ригодон написан в трехчастной форме с подвижными крайними разделами и распевным средним. Специфические черты жанра в диатоничной до-мажорной первой теме выражаются в танцевальном ритме, в скачках «через руку». Особую легкость придает оживленной теме преобладание верхнего регистра. В среднем разделе, написанном в одноименной тональности, танцевальное движение приостанавливается, на фоне остинатного баса излагается песенная мелодия, развитие которой неожиданно приводит к сдвигу в до-диез минор. Начало репризы в нюансе ff напоминает неожиданное пробуждение.
Следующая часть сюиты – Менуэт. К этому старинному танцу Равель обращался четыре раза, но его воплощение в «Гробнице Куперена» наиболее интересно. Все в пьесе соответствует традиции: трехчастная форма, размеренное движение. Гармония на первый взгляд кажется простой, но ее оживляют интересные детали. Например, первый период, излагаемый в соль мажоре, завершается доминантой дорийского минора. В среднем разделе мелодия в натуральном миноре излагается параллельными аккордами. Переход к репризе завуалирован сочетанием двух тем.
В виртуозной Токкате господствует непрерывное движение, но форма ее предельно рациональна. Мелодические голоса вплетаются в пассажи, словно «поднимаясь из глубины». Токката стала наиболее часто исполняемым номером сюиты.
Источник
Равель гробница куперена ноты
Морис Равель (1875 — 1937).
«Ночной Гаспар» (или «Призраки ночи», Gaspard de la nuit), три поэмы для фортепиано по стихотворениям Алоизиуса Бертрана.
«Гробница Куперена», сюита для фортепиано (Le Tombeau de Couperin).
Исполняет Флориан Улиг.
«Ночной Гаспар» (фр. Gaspard de la nuit) — фортепианный цикл Мориса Равеля, написанный в 1908 году как музыкальные иллюстрации к стихотворениям в прозе Алоизиюса Бертрана из его одноимённого сборника; изображение «ночного», онирического, потустороннего мира, населённого странными существами — то ли реальными, то ли кажущимися.
Состоит из трёх пьес.
В «Ундине» (фр. Ondine) среди журчания, плесков и переливов звучит лирическая мелодия, придающая изображению водной стихии теплоту и очеловеченность, развивающаяся от нежных интонаций в начале к страстным в кульминации.
В «Виселице» (фр. Le Gibet) пустые, безжизненно раскачивающиеся аккорды — тело повешенного — проходят на фоне многократных повторов одной ноты, передающих отдалённые удары колокола.
«Скарбо́» (фр. Scarbo) — маленький призрачный гоблин (вроде русского барабашки), тень в лунном свете, беспокойный, стучащий, скребущийся, смеющийся в ночи, не дающий уснуть, появляющийся на краю поля зрения и исчезающий непонятно куда.
Цикл требует от исполнителя большой виртуозности и относится к самым технически трудным произведениям за всю историю фортепианной музыки; про «Скарбо» Равель говорил, что специально хотел сочинить пьесу ещё более трудную, чем «Исламей» Балакирева. Впервые цикл был исполнен Рикардо Виньесом 9 января 1909 года в Париже. Авторская рукопись «Ночного Гаспара» хранится сейчас в Техасском университете.
Одно из главных произведений Равеля — фортепианная сюита «Гробница Куперена» — была начата в 1914 году, но закончена лишь в 1917. Что же здесь купереновского, оправдывающего заглавие? Прежде всего — сам тип сюиты, напоминающий о знаменитых ordres (сюитах) «короля клавесина». Равель ввел некоторые типичные для Куперена приемы в сферу современного фортепиано, но сумел извлечь из него множество тонких оттенков, родственных стилю XVIII века (в частности— по-новому используя разнообразную орнаментику). Так же как у Куперена, основу сюиты составляют характерные танцы. Равель не ставил своей целью имитацию клавесина. Известно, что самая форма Tombeau (Гробница) восходит к XVIII веку. Этим словом обозначалась «серия пьес, посвященных покойному учителю либо другу». При этом уже первые авторы Tombeaux не колебались «вводить танцы в эти произведения трагического характера. Они включали обычно павану и аллеманду. Равель последовал традиции, но избрал иные танцевальные жанры, начал с прелюдии и фуги — в духе клавирных сюит Генделя.
Первые два номера составляют как бы особый «малый цикл», объединены в традиционном сочетании прелюдии и фуги. О ней напоминают украшения и короткие «щипковые» ноты отдельных тактов Прелюдии. Она идет в почти непрерывном двухголосном изложении, в ней преобладает движение триолей шестнадцатыми в правой руке и восьмых в левой. Так возникает динамика пассажей, обычная для эпохи Куперена. Композитор стремится к филигранности отделки, вызывающей в представлении «самую деликатную особенность эпохи, не знавшей строгости».
Фуга — единственная в наследии Равеля (если не считать написанных на соискание Римской премии) — пример самостоятельного решения задачи. Равель достигает полной непринужденности полифонического повествования, в котором любой сложный прием воспринимается как нечто само собой разумеющееся и нигде не заслоняет поэтической сущности музыки.
Прелюдия и фуга — это пролог, за которым следует миленькая сюита из трех танцев— Форлана, Ригодон и Менуэт.Наконец, Токката, вводящая в область виртуозной бравуры, строго ограниченной рамками избранных композитором технических формул. Это разнообразные формы репетиций и аккордов martellato, идущих от Листа и Балакирева. «Гробница Куперена», по существу, завершила работу Равеля в области фортепианной музыки (если говорить о сольном репертуаре).
Источник
Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу:
Равель Куперена
Перевод: Равель , Морис (1875-1937). Равель — Le Tombeau де Куперен .
Перевод: Морис Равель (1875 — 1937) ФРАНЦИЯ. Равель — Le Tombeau де Куперен .
Перевод: Морис Равель . Томбо Де Куперен . Морис Равель . Нот. План.
Перевод: Томбо Де Куперен . Морис Равель . Le Tombeau де Куперен Мориса Равеля . Фортепиано: ноты. Классический. План.
Перевод: Ригодон из гробницы Куперена . Морис Равель . Ригодон из гробницы Куперена . Партитура. Ноты. Струнный квартет. Части.
Перевод: Морис Равель . Le Tombeau де Куперен . Морис Равель . Прелюдия. — Струнный квартет Оценка. Ноты. Струнный квартет.
Перевод: Морис Равель . Forlane из гробницы Куперена . Морис Равель . Обр. Карло Мартелли. — Гол. Ноты. Струнный квартет.
Перевод: Le Tombeau де Куперен . Морис Равель . Le Tombeau де Куперен . Менуэт и др. Ригодон. Гобой ноты. Фортепиано: ноты. план.
Перевод: Томбо Де Куперен . Морис Равель для фортепиано соло.
Перевод: Le Tombeau де Куперен . Морис Равель . Le Tombeau де Куперен . состоит Мориса Равеля . Фуга. транскрипция. Фуга.
Перевод: Le Tombeau де Куперен . Морис Равель . Le Tombeau де Куперен . Люкс состоит Мориса Равеля . Набор. Арфа ноты. Люкс.
Перевод: Le Tombeau де Куперен . Морис Равель . Le Tombeau де Куперен . состоит Мориса Равеля . Набор. Арфа ноты. Набор.
Перевод: Менуэт. от Le Tombeau де Куперена . Морис Равель . от Le Tombeau де Куперена . Композиторы Мориса Равеля . Менуэт.
Перевод: Le Tombeau де Куперен . Морис Равель . Гробница Куперена состоит Мориса Равеля . Piano Solo ноты. Люкс. Счет.
Перевод: Le Tombeau де Куперен . Морис Равель . Гробница Куперена состоит Мориса Равеля . Piano Solo ноты. Продвинутый.
Перевод: Морис Равель . Le Tombeau де Куперен . Морис Равель . Прелюдия. — Струнный квартет Запчасти. Ноты. Струнный квартет.
Источник