Фортепианная музыка Равеля
Лекции по музыкальной литературе musike.ru: Равель
Как и Дебюсси, Равель много сочинял в области фортепианной музыки, создав свой особый фортепианный стиль. Он тоже был блестящим пианистом и часто исполнял свои сочинения. Произведениями для фортепиано Равель начал свой творческий путь, поэтому можно сказать, что именно здесь формировалась его творческая индивидуальность.
И Дебюсси, и Равель обновили фортепианную музыку, опираясь на сходные истоки – романтический пианизм и творчество французских клавесинистов. Но если Дебюсси претворял, главным образом, шопеновскую традицию, то Равелю ближе был Лист.
«Старинный менуэт» – первое сочинение, которое Равель счел достойным публикации – свидетельствует о его стремлении к возрождению старинных национальных жанров, что является важной приметой неоклассицизма. Близость к этому течению проявляется у Равеля более определенно, чем у Дебюсси, особенно в поздних сочинениях («Гробнице Куперена» и 1-м фортепианном концерте, стилизованном в духе Моцарта).
Уже ранние фортепианные сочинения Равеля можно назвать подлинными шедеврами – это «Павана на смерть инфанты» и «Игра воды».
Популярность «Паваны» во многом объясняется напевной, вокальной по природе мелодией. Она неотделима от фактуры и, вместе с тем, не заслоняется ею. Простая на первый взгляд, эта мелодия оригинальна и характерна для Равеля: в ней избегается вводнотоновость. Характер пьесы созерцательно-спокойный, в котором чуть ощутима светлая печаль. От лирического образа уснувшей инфанты смысловые нити тянутся к сюите музыкальных сказок «Матушки гусыни» (так во Франции называют няню).
«Игра воды» – образец импрессионистической красочности, который можно поставить в один ряд с такими «манифестами» импрессионистского стиля, как картина Клода Моне «Восход солнца» или оркестровая прелюдия Дебюсси «Послеполудень фавна». Созданная в 1901 году, эта пьеса предшествовала импрессионистским фортепианным произведениям Дебюсси; таким образом, Равель с полным правом может оспаривать у Дебюсси славу основоположника нового фортепианного стиля.
Поэзия водной стихии – излюбленная тема фортепианной музыки, особенно романтической. Фактура «Игры воды» показывает, что Равель многое воспринял от живописных пьес Листа из цикла «Годы странствий» («У ручья», «На Валленштадском озере», «Фонтаны виллы д,Эсте»). Развивая эти традиции, композитор создает колоритную пейзажную зарисовку, музыка которой в своем непрерывном движении никуда не стремится: она фиксирует «прекрасное мгновение».
Таким же поэтическим настроением окрашена Сонатина (1905). Она состоит из трех миниатюрных частей, лишенных сильных контрастов. Лирическая напевность I части сменяется танцевальной грацией Менуэта и четкой пассажностью финала. Общая композиция объединяется тематической «аркой»: главная партия первой части возвращается в слегка измененном виде в побочной партии финала.
Совсем иная атмосфера – в фортепианном цикле «Ночной Гаспар» (1908). Это первое проявление драматизма в творчестве Равеля. Здесь получила развитие традиция «мефистофельских» образов Листа. Цикл состоит из трех пьес: «Ундина», «Виселица», «Скарбо», в музыке которых преобладает атмосфера мрачных видений.
Следующее сочинение для фортепиано – «Моя матушка – гусыня» – цикл 4-ручных детских пьес:
- «Павана Спящей красавицы»,
- «Мальчик-с-пальчик»,
- «Дурнушка, императрица китайских статуэток»,
- «Разговор Красавицы с Чудовищем»,
- «Волшебный сад».
Они словно перенося слушателя в мир детства, добрых фей. Равель впоследствии создал оркестровый вариант этого цикла, а потом, сочинив сценарий, превратил его в детский балет «Сон Флорины», сюжет которого напоминает сказку о Спящей красавице.
Аналогичным образом фп. цикл «Благородные и сентиментальные вальсы» со временем был переработан в балет «Аделаида, или Язык цветов».
Последнее произведение Равеля для фортепиано – сюита «Гробница Куперена». По словам самого композитора, это памятник всей французской музыке XVIII века. Состоит из 6 пьес: прелюдия с фугой предваряют три танца – форлану, ригодон, менуэт, после чего следует финальная токката. Первой исполнительницей цикла стала Маргарита Лонг.
Источник
Список произведений Мориса Равеля
Ниже представлен список произведений Мориса Равеля. Номера произведений даны по каталогу Мориса Морна (составлен в хронологическом порядке).
Список
- 1, Часть фортепианной сонаты (1888), утрачена
- 2, Вариации на тему Грига («Смерть Озе») для фортепиано (1888)
- 3, Вариации на тему Шумана (хорал «Freu dich, o meine Seele» из Альбома для юношества, соч. 68) для фортепиано (1888)
- 4, Баллада о королеве, умершей от любви(Ballade de la reine morte d’aimer), песня для голоса и фортепиано на слова Ролана де Маре (1893)
- 5, Серенада-гротеск(Sérénade grotesque) для фортепиано (1892-1893)
- 6, Мрачный сон(Un grand sommeil noir), песня для низкого голоса и фортепиано на слова Верлена (1895)
- 7, Старинный менуэт(Menuet antique) для фортепиано (1895), для оркестра (1929)
- 8, Хабанера для двух фортепиано (1895)
- 9, Святая(Sainte), песня для голоса с фортепиано на слова Малларме (1896)
- 10, Об Анне, играющей на клавесине(D’Anne jouant l’espinette), песня для голоса с клавесином или фортепиано на слова Маро (1896)
- 11, Парад(La parade) для фортепиано (1896)
- 12, Соната № 1 для скрипки и фортепиано (1897, одночастная, издана посмертно)
- Allegro
- 13, Среди колоколов(Entre cloches) для двух фортепиано (1897)
- 14, Вальс ре мажор для фортепиано (1898)
- 15, Песня прялки(Chanson de rouet), песня для голоса с фортепиано на стихи де Лиля (1898)
- 16, Угрюмость(Si morne!), песня для голоса с фортепиано на стихи Эмиля Веререна (1898)
- 17, Шехеразада(Shéhérazade), увертюра для оркестра (1898)
- 18, Олимпия(Olympia), опера по новелле Гофмана «Песочный человек», наброски уничтожены, за исключением Симфонии часов(Symphonie horlogère), которая вошла в оперу Испанский час
- 19, Павана на смерть инфанты(Pavane pour une infante défunte) для фортепиано (1899), для оркестра (1910)
- 20, Фуга для фортепиано (1899), утрачена
- 21, Об Анне, бросившей в меня снегом(D’Anne qui me jecta de la neige), песня для голоса и фортепиано на слова Маро (1899)
- 22, Каллироя(Callerhoe), кантата (1900), утрачена
- 23, Фуга ре мажор для фортепиано (1900)
- 24, Четырёхголосная фуга фа мажор для фортепиано (1900)
- 25, Баядерки(Les Bayadères) для сопрано, смешанного хора и оркестра (1900)
- 26, Прелюдия и фуга для фортепиано (1900)
- 27, Фуга фа мажор для фортепиано (1900)
- 28, Tout est lumière для сопрано, смешанного хора и оркестра (1900)
- 29, Мирра(Myrrha), кантата для сопрано, тенора, баритона и оркестра (1901)
- 30, Игра воды(Jeux d’eau) для фортепиано (1901)
- 31, Семирамида(Semiramis), кантата (1902), утрачена
- 32, Фуга ми-бемоль мажор для фортепиано (1902)
- 33, Ночь(La nuit) для сопрано, смешанного хора и оркестра (1902)
- 34, Альсион(Alcyone), кантата для сопрано, контральто, тенора и оркестра (1902)
- 35, Струнный квартет фа мажор (1902-1903)
- Allegro moderato
- Assez vif, très rythmé
- Très lent
- Vif et agité
- 36, Фуга ми минор для фортепиано (1903)
- 37, Утро в Провансе(Matinée en Provence) для сопрано, смешанного хора и оркестра (1903)
- 38, Алиса(Alyssa), кантата для сопрано, тенора, баритона и оркестра (1903)
- 39, Плащ цветов(Manteau des fleurs), песня для голоса и фортепиано на слова Поля Граволля (1903)
- 40, Сонатина для фортепиано (1903-05)
- Modéré
- Mouvement de menuet
- Animé
- 41, Шехеразада, цикл песен для сопрано или тенора с оркестром на слова Тристана Клингзора (1903)
- Азия(Asie)
- Волшебная флейта(La flûte enchantée)
- Равнодушный(L’indifférent)
- 42, Менуэт до-диез минор для фортепиано (1904)
- 43, Отражения (Miroirs) для фортепиано (1904-1905)
- Ночные бабочки(Noctuelles)
- Печальные птицы(Oiseaux tristes)
- Лодка в океане(Une barque sur l’océan), оркестрована в 1906
- Альборада, или Утренняя серенада шута(Alborada del gracioso), оркестрована в 1918
- Долина звонов(La vallée des cloches)
- 44, Фуга до мажор для фортепиано (1905)
- 45, L’aurore для тенора, смешанного хора и оркестра(1905)
- 46, Интродукция и Allegro для арфы, флейты, кларнета, двух скрипок, альта и виолончели (1905)
- 47, Рождество игрушек(Noël des jouets), песня для голоса с фортепиано (1905), для голоса с оркестром (1906) на слова Равеля
- 48, Великие ветры, пришедшие из-за моря(Les grand vents d’outre-mer), песня для голоса с фортепиано на слова Анри де Реньера (1906)
- 49, Потонувший колокол(La cloche engloutie), наброски оперы (1906-1912), уничтожены Равелем; фрагменты музыкального материала вошли позднее в Дитя и волшебство
- 50, Естественные истории(Histoires naturelles), цикл песен для среднего голоса и фортепиано на слова Ренара (1906)
- Павлин(Le paon)
- Сверчок(Le grillon)
- Лебедь(Le cygne)
- Зимородок(Le martin-pêcheur)
- Цесарка(La pintade)
- 51, Вокализ-этюд в форме хабанеры(Vocalise-étude en forme de habanera), песня для низкого голоса и фортепиано (1907)
- 52, Испанский час (L’heure espagnole), опера (1907)
- 53, На траве(Sur l’herbe), песня для голоса и фортепиано на слова Верлена (1907)
- 54, Испанская рапсодия (Rapsodie espagnole) для оркестра (1907)
- Прелюдия к ночи(Prélude à la nuit)
- Малагенья(Malaguena)
- Хабанера(Habanera) — оркестровка «Хабанеры» для двух фортепиано, соч. 1895 г.
- Ферия(Feria)
- 55, Ночной Гаспар, или Ночные призраки(Gaspard de la nuit) для фортепиано по стихотворениям в прозе Алоизия Бертрана (1908)
- Ундина(Ondine)
- Виселица(Le gibet)
- Скарбо(Scarbo)
- 56, Павана красавице, спящей в лесу(Pavane de la Belle au bois dormant) для фортепиано в 4 руки по Шарлю Перро (1908)
- 57, Дафнис и Хлоя (Daphnis et Chloé), балет (1909-12)
- 57a, Дафнис и Хлоя, сюита № 1 для оркестра (1911)
- Ноктюрн(Nocturne avec choeur a capella ou orchestration seulement)
- Интерлюдия(Interlude)
- Воинственный танец(Danse guerrière)
- 57b, Дафнис и Хлоя, сюита № 2 для оркестра (1912)
- Восход солнца(Lever du jour)
- Пантомима(Pantomime)
- Общий танец(Danse générale)
- 57c, Грациозный танец Дафниса(Danse gracieuse de Daphnis), сюита для фортепиано (1913)
- Ноктюрн(Nocturne)
- Интерлюдия и воинственный танец(Interlude et Danse guerrière)
- Сцена Дафниса и Хлои(Scène de Daphnis et Chloé)
- 58, Менуэт на имя Haydn для фортепиано (1909)
- 59, Святой Франциск Ассизский(Saint François d’Assise) для солистов, хора и оркестра (1909-1910), произведение утрачено
- 60, Матушка Гусыня(Ma mère l’Oye), пьесы для фортепиано по сказкам Перро и мадам д’Онуа (1908-1910), оркестрованы в 1911
- Павана красавице, спящей в лесу(Pavane de la belle au bois dormant)
- Мальчик-с-пальчик(Petit poucet)
- Дурнушка — императрица пагод(Laideronnette, impératrice des pagodes)
- Беседы красавицы и чудовища(Les entretiens de la belle et de la bête)
- Волшебный сад(Le jardin féerique)
- 61, Благородные и сентиментальные вальсы(Valses nobles et sentimentales) для фортепиано (1911), оркестра (1912)
- 62, Матушка Гусыня(Ma mère l’Oye), балет, оркестровка пьес сюиты № 60 с добавление двух пьес
- 63, В манере…(À la manière de…) для фортепиано (1912-1913)
- В манере Бородина
- В манере Шабрие
- 64, Три поэмы Стефана Малларме(Trois poèmes de Stéphane Mallarmé), цикл песен для голоса и флейты-пикколо, двух флейт, кларнетов, бас-кларнета, двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (1913), переложение для голоса с фортепиано (1913)
- Soupir
- Placet futile
- Surgi de la croupe et du bond
- 65, Прелюдия для фортепиано (1913)
- 66, Zaspiak-Bat, наброски на баскские темы для фортепиано с оркестром (1913-1914)
- 67, Фортепианное трио ля минор (1914)
- Modéré
- Pantoum. Assez vite
- Passacaille. Très large
- Final. Animé
- 68, Гробница Куперена(Le Tombeau de Couperin) для фортепиано (1914-1917)
- Прелюдия(Prélude)
- Фуга(Fugue)
- Форлана(Forlane)
- Ригодон(Rigaudon)
- Менуэт(Menuet)
- Токката(Toccata)
- 68a, Гробница Куперена(Le Tombeau de Couperin), оркестровка нескольких пьес из сюиты № 68 (1919)
- Прелюдия(Prélude)
- Форлана(Forlane)
- Менуэт(Menuet)
- Ригодон(Rigaudon)
- 69, Три песни для хора a cappella на слова Равеля (1914-1915), переложение для среднего голоса и фортепиано (1915)
- Николета(Nicolette)
- Три чудо-птицы райских кущ(Trois beaux oiseaux du paradis)
- Рондо(Ronde)
- 70, Фронтиспис(Frontispiece) для двух фортепиано в 5 рук (1918)
- 71, Дитя и волшебство (L’enfant et les sortilèges), лирическая фантазия по Колетт с 21 партией для сопрано, меццо-сопрано, теноров, басов, смешанного и детского хоров и оркестра
- 72, Вальс(La Valse), хореографическая поэма для оркестра (1919-1920)
- 73, Соната для скрипки и виолончели (1920-22)
- Allegro
- Très vif
- Lent
- Vif, avec entrain
- 74, Колыбельная на имя Fauré(Berceuse sur le nom de Gabriel Fauré) для скрипки и фортепиано (1922)
- 75, Ронсар — своей душе(Ronsard à son âme), песня для голоса с фортепиано на слова Ронсара (1923-1924), оркестрована в 1935
- 76, Цыганка(Tzigane), рапсодия для скрипки с фортепиано (или оркестром) (1924)
- 77, Соната № 2 для скрипки и фортепиано (1923-1927)
- Allegretto
- Blues. Moderato
- Perpetuum mobile. Allegro
- 78, Мадагаскарские песни(Chansons madécasses), цикл песен для сопрано, флейты, виолончели и фортепиано по Парни (1925-1926)
- Нахандова(Nahandove)
- Ауа!(Aoua)
- Хорошо улечься в зной(Il est doux)
- 79, Мечты(Rêves), песня для голоса с фортепиано на слова Фарга (1927)
- 80, Фанфары(Fanfare), часть коллективного балета Веер Жанны(L’Éventail de Jeanne) (1927)
- 81, Болеро(Boléro), балет (1928), переложение для фортепиано в 4 руки (1929)
- 82, Концерт для фортепиано (левой руки) с оркестром ре мажор (1929-1930)
- 83, Концерт для фортепиано с оркестром соль мажор (1929-1931)
- 84, Три песни Дон Кихота к Дульсинее(Don Quichotte à Dulcinée), цикл песен для баритона и оркестра на слова Поля Морана (1932-1933)
- Романтическая песня(Chanson romanesque)
- Эпическая песня(Chanson épique)
- Застольная песня(Chanson à boire)
- 85, Morgiane, оратория-балет для солистов, хора и оркестра (1932), наброски
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Список произведений Мориса Равеля» в других словарях:
Список произведений для тубы — Основная статья: Туба … Википедия
Равель — Равель, Морис Морис Равель Maurice Ravel Морис Равель, сорокалетний (с почтовой карточки 1910 года) Основная информация … Википедия
Равель, Морис — Морис Равель Maurice Ravel … Википедия
Жозеф Морис Равель — Морис Равель, сорокалетний (с почтовой карточки 1910 года) Жозеф Морис Равель (фр. Joseph Maurice Ravel, 1875 1937) французский композитор импрессионист, один из реформаторов и самых значительных деятелей музыки XX века. Наиболее известное… … Википедия
Жозеф Равель — Морис Равель, сорокалетний (с почтовой карточки 1910 года) Жозеф Морис Равель (фр. Joseph Maurice Ravel, 1875 1937) французский композитор импрессионист, один из реформаторов и самых значительных деятелей музыки XX века. Наиболее известное… … Википедия
Морис Жозеф Равель — Морис Равель, сорокалетний (с почтовой карточки 1910 года) Жозеф Морис Равель (фр. Joseph Maurice Ravel, 1875 1937) французский композитор импрессионист, один из реформаторов и самых значительных деятелей музыки XX века. Наиболее известное… … Википедия
Морис Равель — Морис Равель, сорокалетний (с почтовой карточки 1910 года) Жозеф Морис Равель (фр. Joseph Maurice Ravel, 1875 1937) французский композитор импрессионист, один из реформаторов и самых значительных деятелей музыки XX века. Наиболее известное… … Википедия
Равель, Жозеф Морис — Морис Равель, сорокалетний (с почтовой карточки 1910 года) Жозеф Морис Равель (фр. Joseph Maurice Ravel, 1875 1937) французский композитор импрессионист, один из реформаторов и самых значительных деятелей музыки XX века. Наиболее известное… … Википедия
Равель, Морис Жозеф — Морис Равель, сорокалетний (с почтовой карточки 1910 года) Жозеф Морис Равель (фр. Joseph Maurice Ravel, 1875 1937) французский композитор импрессионист, один из реформаторов и самых значительных деятелей музыки XX века. Наиболее известное… … Википедия
Равель Жозеф Морис — Морис Равель, сорокалетний (с почтовой карточки 1910 года) Жозеф Морис Равель (фр. Joseph Maurice Ravel, 1875 1937) французский композитор импрессионист, один из реформаторов и самых значительных деятелей музыки XX века. Наиболее известное… … Википедия
Источник