Равные по тону ноты

Таблица тональностей

Буквенное обозначение звуков и тональностей

Мажорные тональности

До мажор — С-dur Фа мажор — F-dur
Ре мажор — D-dur Си бемоль мажор — B-dur
Ля мажор — A-dur Ми бемоль мажор — Es-dur
Ми мажор — E-dur Ля бемоль мажор — As-dur
Си мажор — H-dur Ре бемоль мажор — Des-dur
Фа# мажор — Fis-dur Соль бемоль мажор — Ges-dur
До# мажор — Cis-dur До бемоль мажор — Ces-dur
Соль мажор — G-dur

Минорные тональности

ля минор — a-moll соль минор — g-moll
си минор — h-moll до минор — c-moll
фа# минор — fis-moll фа минор — f-moll
до# минор — cis-moll си бемоль минор — b-moll
соль# минор — gis-moll ми бемоль минор — es-moll
ре# минор — dis-moll ля бемоль минор — as-moll
ля# минор — ais-moll ми минор — e-moll
ре минор — d-moll

Параллельные тональности

Энгармонически равные тональности

Энгармонически равные тональности — тональности одинаковые по звучанию, но различные по названию.

Энгармонически равные мажорные тональности:

Энгармонически равные минорные тональности:

Смотрите другие статьи этого раздела:

29.03.2015 в 14:02 олег высказался:

Я не увидел таблицу со всеми знаками при ключе во всех ВОЗМОЖНЫХ тональностях. Таблица есть, а того что надо нет!

05.04.2015 в 23:54 Светлана высказался:

Здравствуйте. Напишите конкретно какая тональность Вас интересует, я Вам отвечу.

21.01.2016 в 16:06 Юлия высказался:

В таблице пропущены тональности — G-dur и e-moll

21.01.2016 в 16:17 Светлана высказался:

19.02.2016 в 18:59 Максим высказался:

Меня интересует до бемоль мажор. И не могли бы Вы сделать отдельную статью, где построены разные аккорды в разных тональнастях?

19.02.2016 в 22:25 Светлана высказался:

Здравствуйте, Максим. В до-бемоль мажоре семь бемолей. Рекомендую Вам заменить на тональность си мажор, энгармонически они равны, а знаков будет меньше — 5 диезов.

Написания такой статьи в ближайших планах нет.

30.08.2017 в 04:52 мне надо построить д7 с обращениями в 24тональностях а везде почему то нахожу по 30 тональностей в интернете.почему? высказался:

Я нечаянно в имени написал свой вопрос.

25.04.2018 в 14:25 Петр высказался:

Ребят на самом деле всё выше перечисленное очень полезно, и необходимо для применения на практике просто не понимаю тех, кто из-за недостаточного понимания темы оставляет плохие отзывы.

08.10.2018 в 17:36 Юлия высказался:

ребенку задали до.задание: знаки в тональностях до 3-х с # и b.

К сожалению, уже 4-тый учитель по сольфеджио за 3 года, материал дается кусками. Дочка вообще не понимает, что это и что от нее хотят.

02.01.2019 в 21:33 morozalex2018 высказался:

G-dur и e-moll есть в таблице, смотрите внимательно

09.02.2019 в 09:16 Ева высказался:

Спасибо! Очень полезная статья, сохранила👏🏻👍🏻

16.04.2019 в 19:33 Лида высказался:

Какие знаки в Фа бемоль миноре?

21.04.2019 в 23:48 Олег высказался:

21.04.2019 в 23:49 Олег высказался:

21.04.2019 в 23:55 Олег высказался:

Разберём тональность фа бемоль минор. Итак, в тональности фа минор — 4 бемоля, а в фа бемоль миноре на 7 бемолей больше, то есть 4+7=11b. Кто-то может сказать, что такое не может быть. Отвечаю — может!! В фа бемоль миноре 4 дубль-бемоля: это -сиbb, миbb, ляbb и реbb. А также сольb, доb и фаb.

22.04.2019 в 00:05 Олег высказался:

Тональности с большим (более шести) количеством ключевых знаков можно заменить на тональность с меньшим количеством знаков. Главное, чтобы сумма исходных и заменённых знаков равнялась 12-ти, а также чтобы они были противоположными. Например если у вас 8 бемолей, то делаем: 12-8b= 4# (фа бемоль мажор 8b. А ми мажор — 4#). Такие тональности называются энгармонически равными, то есть равными по звучанию. Но по названию и по записи нот (гаммы) — они разные.

05.10.2019 в 21:17 Макс высказался:

По моей информации нота си обозначается латинской буквой H, а не буквой B. Буквой B по моей информации обозначается нота сиb, но не си.

09.01.2020 в 00:36 Василий высказался:

скажите строй А moll подходит для романтической музыки?

23.01.2020 в 11:51 Женек высказался:

какие ноты идут в тональностях? ничего не написано, названия я и сам знаю

04.04.2020 в 17:52 илия высказался:

07.04.2020 в 21:50 Юлия высказался:

Подскажите, пожалуйста, родственные тональности для ми минор

05.05.2020 в 09:55 Ксения высказался:

всё что НЕ НАДО-есть ,а всё что НАДО- НЕТ .

23.03.2021 в 00:27 Симона высказался:

Спасибо за материал и за такой замечательный сайт в целом!

17.04.2021 в 15:58 Кишал высказался:

Мне очень понравелось.

Я ис Украини ,, Кучер Кишал Дмитревна»

Мне ооооооооочень понравилось . Иииии я певица , меня почти все знают . Мне 12 лет. Леси будут ошипки сори. Ви мне очень помогли с теорияи. Спасибо за понимание ))

Источник

Энгармонически равные тональности

Квинтовый круг тональностей

Квинтовый (кварто-квинтовый) круг тональностей – это система расположения тональностей одного лада по чистым квинтам. При движении по квинтам вверх возрастает число диезов, при движении по квинтам вниз – бемолей.

Энгармонически равные тональности

Энгармонизм – это одинаковое звучание при различном названии и написании.

Всего возникают 3 пары энгармонически равных тональностей:

Си мажор (5 диезов) –До бемоль мажор (7 бемолей),

Фа диез мажор (6 диезов) – Соль бемоль мажор (6 бемолей),

До диез мажор (7 диезов) и Ре бемоль мажор (5 бемолей)

минорные (параллельные мажорным):

соль диез минор (5 диезов) – ля бемоль минор (7 бемолей),

ре диез минор (6 диезов) и ми бемоль минор (6 бемолей),

ля диез минор (7 диезов) и си бемоль минор (5 бемолей).

Дополнение по квинтовому кругу:

Тональности написаны в буквенном обозначении. Над каждым количеством знаков – параллельные тональности. В рамках – энгармонически равные тональности.

Буквенное обозначение нот:

Пояснения по кварто-квинтовому кругу:

1) Все расположены по порядку возрастания ключевых знаков. Наибольшее число знаков в гамме – 7, так как 7 ступеней (дальше пойдут дубль-диезы).

2) Диезные гаммы (гаммы с ключевыми знаками – диезами) строятся по квинтам вверх. Это значит, что тоника гаммы, у которой на один ключевой знак больше, чем у предыдущей, будет на 5 ступени предыдущей гаммы.

Ля — ми — си -фа диез-до диез–соль диез – ре диез-ля диез минор

3) Бемольные гаммы (гаммы с ключевыми знаками – бемолями) строятся по квинтам вниз (или по квартам вверх). Это значит, что тоника гаммы, у которой на один ключевой знак больше, чем у предыдущей, будет на 4 ступени предыдущей гаммы

Ля — ре- соль- до- фа- си бемоль-ми бемоль-ля бемоль мино

Дополнение по энгармонически равным тональностям:

В октаве 12 полутонов и на каждом из них можно построить мажорную и минорную гамму. Это значит, что по звучанию в октаве может быть 12 мажорных и 12 минорных гамм. Т.е. по звучанию всего 24 гаммы.

Но по написанию гамм получается больше, так как некоторые клавиши можно назвать «двумя именами», например: до диез = ре бемоль, фа диез = соль бемоль(пример энгармонизма!) и т.д. Таким образом, получается, что по написанию получаются 3 пары энгармонически равных тональностей:

— мажорные (+см.рамочки в круге)

Таким образом, по написанию получается всего 30 тональностей: 7 мажорных диезных, 7 минорных диезных, 7 мажорных бемольных, 7 минорных бемольных, 1 мажорная без знаков и 1 минорная без знаков.

Источник

Тональность

Тональностью называется высотное положение лада*.

*лад-совокупность звуков, которые на основе родства (связей) между ними объединены в систему, имеющую тонику.

Название тональности состоит из двух частей — обозначения тоники и обозначения лада, например:

  • До мажор (C-dur)
  • Фа ♯ мажор (Fis-dur)
  • Ми ♭ мажор (Es-dur)

Для краткости и удобности мажорные тональности можно обозначать тоникой с заглавной буквы, то есть не «до мажор», а «До», не «G-dur», a «G». Минорные тональности, соответственно, обозначаются тоникой с маленькой буквы: ми минор-ми, cis-moll- cis и т.д..

Независимо от того, какой звук взят в качестве тоники, внутреннее строение всех мажорных тональностей всегда одинаково, а именно:

  1. Устойчивые звуки (I, III, V) составляют вместе мажорное трезвучие (тоническое трезвучие).
  2. Натуральная гамма состоит из последовательности секунд — две большие, малая, три большие, малая. По другому строение тональности можно запомнить по последовательности тонов и полутонов- два тона, полутон, три тона, полутон.
  3. Из шести тяготений неустойчивых звуков — два на малую секунду (VII-I, IV-III) , а остальные — на большую(II-I, VI-V, II-III, IV-V).

Для создания таких соотношений во всех тональностях мажора, кроме тональности До, требуется то или иное количество измененных ступеней, т. е. такое же количество знаков альтерации:

3наки альтерации, требующиеся для образования той или иной тональности натурального мажора, выносятся к ключу, стоящему в начале нотного стана. Такие знаки, как известно, называются ключевыми.Ключевые знаки всегда однородны, только диезы или только бемоли. В связи с этим тональности разделяются на диезные и бемольные. Диезы и бемоли при ключе всегда пишутся в определенном порядке*. Число ключевых знаков практически не бывает больше семи. При этом и семь знаков в ключе встречаются редко.

*порядок всех диезов: фа♯, до♯, соль♯, ре♯, ля♯, ми♯, си♯.Например, в тональности ля мажор- 3 диеза, поэтому ключевые знаки будут писаться в порядке фа♯, до♯, соль♯.

Порядок бемолей выглядит с точностью наоборот: си♭, ми♭, ля♭, ре♭, соль♭, до♭, фа♭. Например, в тональности ми♭ минор- 3 бемоля, и ключевые знаки будут написаны в порядке си♭, ми♭, ля♭.

Мажорные и минорные тональности.

Как известно, существует 15 употребительных тональностей мажорного лада. В соответствии с параллелизмом мажора и минора есть также 15 одинаково построенных тональностей минорного лада.

Тональности мажора:

Минорные тональности:

Параллельные тональности.

Параллельные тональности- это мажорная и минорная тональность, которые имеют в натуральном виде одинаковый звуковой состав, одинаковые ключевые знаки, но разные тоники.

Параллельные тональности находятся друг от друга на расстоянии малой терции (расстояние измеряется от тоники до тоники):

Для удобства нахождения ключевых знаков той или иной тональности можно пользоваться кварто-квинтовым кругом ( в левую сторону тональности расположены по квартам, в право- по квинтам):

Энгармонически равные тональности.

Сначала стоит вспомнить что такое энгармонизм. Энгармонизмом или энгармоническим равенством называется равенство звуков по высоте при различном их значении и написании. Проще говоря это обозначение одного и того же звука разными названиями. Например, фа диез = соль бемоль, также фа диез= ми дубль диез.

При энгармоническом равенстве диезные тональности заменяются бемольными и, наоборот, бемольные тональности — диезными. Сумма ключевых знаков энгармонически равных тональностей равна 12 :

  • Си мажор (5♯) = До ♭ мажору (7♭) (7+5=12)
  • Фа ♯ мажор (6♯) = Соль ♭ мажору (6♭) (6+6=12)
  • До ♯ мажор (7♯) = Ре ♭ мажору (5♭) (7+5=12)

Поэтому для определения количества знаков данной тональности нужно вычесть из 12 число знаков той тональности, которая ей энгармонически равна (12-5=7, 12-6=6‚ 12-7=5).

Источник

Читайте также:  Гриф для бас гитары ibanez
Оцените статью