Раз морозною зимой вдоль опушки лесной ноты для фортепиано

Раз морозною зимой вдоль опушки лесной ноты для фортепиано

ПОЧЕМУ МЕДВЕДЬ ЗИМОЙ СПИТ

Музыка Льва Книппера
Слова Александра Коваленкова

Раз морозною зимой
Вдоль опушки лесной
Шел медведь к себе домой
В теплой шубе меховой.
Шел он, шел к своей берлоге
По проселочной дороге
И, шагая через мост,
Наступил лисе на хвост.

Подняла лисица крик —
Зашумел темный лес.
И медведь с испугу вмиг
На сосну большую влез.
На сосне веселый дятел
Белке домик конопатил
И промолвил: «Ты, медведь,
Должен под ноги смотреть!»

С той поры медведь решил,
Что зимой нужно спать,
По тропинкам не гулять,
На хвосты не наступать.
Он в берлоге безмятежно
Спит зимой под крышей снежной
И доволен неспроста,
Что родился без хвоста.


Сиреневый туман: Песенник: Любимые песни и романсы для голоса и гитары. — СПб.: Композитор, 2006.

Источник

Почему медведь зимой спит

музыка Льва Книппера, слова Александра Коваленкова

Текст песни:

Раз морозною зимой
Вдоль опушки лесной
Шел медведь к себе домой
В теплой шубе меховой.
Шел он, шел к своей берлоге
По проселочной дороге
И, шагая через мост,
Наступил лисе на хвост.

Подняла лисица крик —
Зашумел темный лес.
И медведь с испугу вмиг
На сосну большую влез.
На сосне веселый дятел
Белке домик конопатил
И промолвил: «Ты, медведь,
Должен под ноги смотреть!»

С той поры медведь решил,
Что зимой нужно спать,
По тропинкам не гулять,
На хвосты не наступать.
Он в берлоге безмятежно
Спит зимой под крышей снежной
И доволен неспроста,
Что родился без хвоста.

Об авторах

Лев Константинович Книппер — композитор, заслуженный деятель искусств Бурятской АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РСФСР. Племянник актрисы Ольги Книппер-Чеховой (жены писателя Антона Павловича Чехова) и тенора Владимира Нардова, родной брат актрисы Ольги Чеховой.

Родился 21 ноября 1898 года в Тбилиси. Вначале (1905-1912 гг.) Лев Константинович Книппер учился в музыкальной школе Гнесиных по классу скрипки, а позже (1912-1914 гг.) – в Берлине и в Фрейбурге. В период 1914-1917 гг. продолжал обучаться частным образом: брал уроки у Е. Ф. Гнесиной (фортепьяно), Д. Л. Рогаль-Левицкого, Р. М. Глиэра и Н. С. Жиляева (композиция).

В Гражданскую войну воевал в Белой армии и эвакуировался в 1920 году из Крыма с остатками армии барона Врангеля. С 1922 года — в Москве. Ученик Е.Ф. Гнесиной, P.M. Глиэра, Н.С. Жиляева. С 1923 года — член Ассоциации современной музыки. Вел творческую и пропагандистскую работу в РККА. Лев Книппер серьёзно увлекался альпинизмом. Первый раз в горы он попал в 1929 году. В 1930 году совершает восхождение на Восточную вершину Эльбруса.

С 1932 года — инструктор по массовой работе Отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии, с 1936 года — руководитель музыкальной части Театра народов Востока. Ему принадлежит песня «Полюшко-поле», которую выдающийся американский дирижер Л. Стоковский назвал «лучшей песней XX века». Творчество его так или иначе связано с Сибирью и Дальним Востоком. С 1933 года выступал и как дирижёр.

Большой мастер советской музыки, достойный соратник крупнейших советских композиторов, Лев Книппер создал 20 симфоний и более 500 различных музыкальных произведений. Сочинения: оперы «Северный ветер», «На Байкале», «Маленький принц» (опера-поэма, по сказкe А. де Сент-Экзюпери), балет «Красавица Ангара», 21 симфония (4-я — «Поэма о бойце-комсомольце»), музыка к кинофильмам и театральным спектаклям (среди прочих — таировская «Оптимистическая трагедия» в Камерном театре).

Он также изучал народную музыку в среднеазиатских республиках: Туркмении, Киргизии и Таджикистане, — записал таджикские (около 150), киргизские, туркменские, курдские, ассирийские народные песни и наигрыши, около 80 бурятских напевов.

Александр Александрович Коваленков — русский советский поэт-песенник и прозаик, теоретик русского стихосложения. Родился 5 марта 1911 года в Новгороде. Выпускник Московского института кинематографии (1932). Участник Первого Всесоюзного съезда советских писателей (1934).

Участник Великой Отечественной войны. Служил в газете Карельского фронта «В бой за Родину», издававшейся в Беломорске, многократно бывал на Мурманском и Кандалакшском направлениях. Был репрессирован, отбывал срок в лагерях. Реабилитирован.

Позднее преподавал стихосложение в Литературном институте им. А. М. Горького и других институтах. Автор сборников стихов и прозаических произведений, основная тема которых — Заполярье, ему посвящены фронтовые и многие послевоенные сборники. Поэт-песенник. Автор работ по теории поэзии.

(C) Copyright 2015-2021 Жидова Е.А. — Разработка сайта RPK group

Источник

Методика разучивания песни «Почему медведь зимой спит» с детьми старшей группы

Татьяна панкова
Методика разучивания песни «Почему медведь зимой спит» с детьми старшей группы

Методика разучивания песни «Почему медведь зимой спит». Муз. Л. Книппера, сл. А. Коваленко с детьми старшей группы детского сада.

Цель: формировать основы музыкальной культуры дошкольников, воспитывать интерес и любовь к музыке и музыкальной деятельности. Разучить с детьми песню Л. Книппера и А. Коваленкова «Почему медведь зимой спит»

Задачи.

Развивающие: развивать музыкальный слух, память, мышление,музыкально-творческие способности, воображение.

Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к животным. Воспитывать эстетический вкус и эстетическое отношение к действительности.

Обучающие: совершенствовать вокально — хоровые навыки и слух в процессе певческой деятельности — петь выразительно, с логическим ударением во фразе, эмоциональной окраской; познакомить детей с разучиванием песни используя мнемотехнику.

Дидактический материал и оборудование: Мультимедийная установка – проектор, экран, компьютер, сюжетная картинка. Мнемотаблица.

Ход НОД

1 Вступительная беседа

Воспитатель обращает внимание детей на контуры следов на снегу.

Воспитатель: — Ребята, какое время года наступило? (зима)

-Гуляя по лесу чьи следы мы можем увидеть? (белки, волка, птичек)

— Посмотрите на экран. — Чьи это следы?

Дети: — Медведя. Медвежьи следы.

Воспитатель: Давным — давно медведи зимой не спали. А бродили по лесу. Сегодня мы с вами выучим новую песню о медведе, из которой вы узнаете, почему сейчас медведь зимой спит.

— Песня называется «Почему медведь зимой спит». (Музыка Льва Книппера, слова Александра Коваленкова). Послушайте ее внимательно и постарайтесь запомнить.

2. Прослушивание песни

(Дети слушают аудиозапись)

3. Беседа по прослушанной песне.

Воспитатель: Понравилась вам песня?

Воспитатель: — Какое событие произошло с медведем?

Ответы детей по содержанию песни.

Воспитатель: Чем закончилась эта история? Ответы детей.

-Какая песня по характеру?

4. Разучивание песни.

Воспитатель: — А теперь с помощью мнемотаблицы мы начнем разучивать первый куплет песни (указываю на первую картинку и пропеваю слова):

На интерактивной доске на каждую фразу песни появляется цветная картинка по тексту.

Раз морозною зимой

Вдоль опушки лесной

— Споем эту фразу вместе. (Дети поют под музыку).

— А сейчас споем плавно, губки уточкой и чуть улыбаясь (повторяют).

Шел медведь к себе домой

В теплой шубе меховой (показывает указкой на иллюстрацию).

Воспитатель поет с детьми.

-Попробуем четко произносить слова (повторяют)

— А теперь соединим эти фразы (поет)

Раз морозною зимой

Вдоль опушки лесной

Шел медведь к себе домой

В теплой шубе меховой.

Шел он, шел к своей берлоге

По проселочной дороге (показывает указкой на иллюстрацию).

-Проселочная дорога – это грунтовая, не асфальтированная дорога.

— Споем эту фразу с мелодией. (Дети поют под музыку).

И, шагая через мост,

Наступил лисе на хвост. Воспитатель играет и поет. Обращает внимание на паузу после слова «мост». Дети повторяют.

— А теперь соединим эти фразы:

Шел он, шел к своей берлоге

По проселочной дороге

И, шагая через мост,

Наступил лисе на хвост.

— Споем весь куплет. Дети поют.

5. Работа над образом песни.

Воспитатель: Запомнили слова песни (да) Давайте поимпровизируем.

— А сейчас 1-ю фразу споют девочки, 2-ю мальчики. (Дети поют под музыку).

-Давайте мы проинсцинируем песню. Кто хочет изобразить медведя? А кто лисичку? А остальные будем петь. (инсцинируем)

6. Итоговое (концертное) исполнение песни.

Дети поют только первый куплет.

Воспитатель: — С какой песней мы сегодня познакомились?

— Сегодня мы разучили только первый куплет песни. На следующих наших встречах мы доучим песню «Почему медведь зимой спит».

Я хочу поблагодарить вас за дружное пение и активное участие! Спасибо!

ПОЧЕМУ МЕДВЕДЬ ЗИМОЙ СПИТ

Музыка Льва Книппера

Слова Александра Коваленкова

Раз морозною зимой

Вдоль опушки лесной

Шел медведь к себе домой

В теплой шубе меховой.

Шел он, шел к своей берлоге

По проселочной дороге

И, шагая через мост,

Наступил лисе на хвост.

Подняла лисица крик —

Зашумел темный лес.

И медведь с испугу вмиг

На сосну большую влез.

На сосне веселый дятел

Белке домик конопатил

И промолвил: «Ты, медведь,

Должен под ноги смотреть!»

С той поры медведь решил,

Что зимой нужно спать,

По тропинкам не гулять,

На хвосты не наступать.

Он в берлоге безмятежно

Спит зимой под крышей снежной

И доволен неспроста,

Что родился без хвоста.

Конспект игрового занятия по заучиванию стихотворения Владимира Орлова «Почему медведь зимой спит?» с помощью мнемотехники Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Детский сад «Лесная сказка» Конспект игрового занятия по заучиванию стихотворения.

Конспект НОД с детьми младшей разновозрастной группы «Почему медведи белые?» Всем детям с самого раннего детства хорошо знаком мишка, герой многих сказок и стишков -Мишка Косолапый, Михайло Потапыч, и даже один.

Конспект НОД с детьми подготовительной группы «Почему Алтай называют золотым?» Цель. Познакомить с природой Алтайского края: пояснить детям, почему край называют золотым; обогатить словарный запас детей; воспитывать.

Конспект прогулки «Где спит зимой медведь?» в младшей группе Тема прогулки: «Где спит зимой медведь?» Цель: учить детей выполнять необходимые действия, получая результат; заботиться об окружающих.

Конспект занятия по аппликации с детьми старшей группы «Белый медведь» Цели: Познакомить детей с белым медведем, его средой обитания, питанием и т. д. ; Развивать образное и эстетическое восприятие; Развитию.

Видео и методическая разработка разучивания песни «Золотые капельки» Методическая разработка разучивания песни «Золотые капельки». Видеоклип Песня «Золотые капельки» Методическая разработка Алгоритм разучивания.

Методические приёмы в работе музыкального руководителя в процессе разучивания песни Методические приёмы в работе музыкального руководителя в процессе разучивания песни. (для детей 3-4 лет) Песня «Зима» муз Г. Карасевой,.

Методический прием в процессе разучивания песни: «Цыплята» Методический приём в процессе разучивания песни : » Цыплята» .Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной, для детей 3-4 лет Диапазон песни.

Методический прием в процессе разучивания песни «Есть у солнышка друзья» к международному Дню дружбы Методический прием в процессе разучивания песни: «Есть у солнышка друзья» слова Е. Каргановой, музыка Е. Теличеевой, к международному Дню.

Методика работы с детьми первой младшей группы по теме «Там и тут, там и тут одуванчики цветут» Методика работы с детьми первой младшей группы по теме «Там и тут, там и тут одуванчики цветут»».Занятие №1 «Желтый Одуванчик».Задачи: •.

Источник

Урок музыки «Почему медведь зимой спит? (музыка Л. Книппера, слова А. Коваленкова)». 3-й класс

Класс: 3

Цель: формирование элементарных певческих навыков.

  • Изучение новой песни, понимание характера и содержания мелодии.
  • Коррекция развитие ладомелодического восприятия через слушание, пение, игру на детских музыкальных инструментах.
  • Воспитание культуры исполнения и слушания музыкального произведения.

Оборудование и материалы: ноты к песне, диск MP3 с записью детского хора песни «Почему медведь зимой спит?», детские музыкальные инструменты (барабан, треугольник, деревянные ложки), фото сибирского медведя, картинки: медведя, лисы, дятла и музыкальных инструментов: треугольника, барабана, деревянных ложек, презентация к уроку.

1. Вход в класс.
2. Музыкальное приветствие.
3. Сообщение темы и задач урока.
4. Подготовка к восприятию.
5. Слушание новой песни.
6. Разбор текста. Словарная работа.
7. Физкультминутка.
8. Подготовка к пению. Попевка.
9. Разучивание новой песни.
10. Исполнение с учителем в сопровождении одной мелодии на фортепиано.
11. Физкультминутка.
12. Подбор инструментов для героев из текста песни.
13. Подбор ритмов под музыку для озвучивания героев из текста песни с пропеванием мелодии про себя.
14. Исполнение мелодии песни с сопровождением на детских музыкальных инструментах с пением.
15. Итог урока.

I. 1. Вход в класс «Кабы не было зимы» – из м/ф. «Зима в Простоквашино» (муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина).

2. Музыкальное приветствие: мелодия по восходящему и нисходящему трезвучию C-dur. (импровизация)

«Я пришла сегодня в класс, как я рада видеть вас, и мы тоже рады»

3. Сегодня на уроке мы выучим новую песню, название которой вы прочитаете на доске. (Дети читают про себя, затем один из детей вслух.)

«Почему медведь зимой спит?» – композитора Льва Книппера, поэта Александра Коваленкова.

4. – Какое время года сейчас?

– Как вы думаете, что сейчас делает медведь?

– Почему вы так думаете?

– Знаете ли вы, почему медведь спит зимой?

Вот какую сказку по этому поводу сочинили композитор Лев Книппер и поэт Александр Коваленков. Только эта сказка не простая, а музыкальная, точнее это песня в которой рассказывается ….

5. Слушание новой песни.

Цель слушания: – О чём же рассказывается в песне?

(Звучит аудиозапись, исполняет детский хор ВР и ЦТ)

6. Разбор текста и словарная работа сопровождается показов слайдов – 0 картинок по тексту песни.

– Когда происходят события, о которых рассказывается в песне? (Раз морозною зимой)
– Где шёл медведь? (Вдоль опушке лесной)
– Куда шёл медведь? (Шёл медведь к себе домой, в тёплой шубе меховой)
– Как называется дом медведя? (Берлога), (Шел он, шёл к своей берлоге, по просёлочной дороге.)
– Что сделал медведь, шагая через мост? (И шагая через мост, наступил лисе на хвост.)
– Что сделала лисица? (Подняла лисица крик.)
– Какой крик устроила лиса? (Зашумел тёмный лес, и медведь с испугу вмиг (т.е. быстро) на сосну большую влез.)
– Кто был на сосне? (На сосне весёлый дятел.)
– Что делал дятел? (Белке домик конопатил (забивал мхом трещинки в коре и стволе, чтобы зимой было теплее), и промолвил (сказал).)
– Что промолвил дятел? (Ты медведь должен под ноги смотреть.)
– Что решил медведь с той поры? (С той поры (с того времени) медведь решил, что зимой нужно спать. По опушкам не гулять, на хвосты не наступать.)
– Что делает медведь зимой? (Он в берлоге безмятежно (спокойно), спит зимой под крышей снежной. И доволен неспроста (т.е. не так просто, а после того что случилось с ним), Что родился без хвоста.)
– У медведя действительно нет хвоста? (Есть, но очень маленький (показ фото настоящего сибирского медведя).)

Повтор текста по картинкам с презентации.

(Дети выполняют потягивание, наклоны вперёд, назад – сидя. Стоя – повороты вправо и влево. Делают глубокий вдох и медленный выдох. Закрывают и открывают глаза, уши. Все упражнения проговаривает учитель – дети выполняют.)

II. 8. Подготовка к пению (началась с дыхательных упражнений во время физкультминутки), продолжение:

– произнесение гласных с движениями, так бы подбрасывая звуки кверху («взять снизу» – произнести, как можно ниже, и «подбросить» – произнести как можно выше);
– пропевание гласных на одном дыхании по ступеням от I–V ;

– пение гласных отрывисто по ступеням от I – V ;

– пение слогов по трезвучиям в тональностях: C-dur, D-dur, E-dur, F-dur, G-dur, в прямом и обратном порядке.

(Как на горке снег, снег,
И под горкой снег, снег,
И на ёлке снег, снег,
И под ёлкой снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише, не шуметь.)

9. Пение мелодии песни на ТА.

Разучивание по фразам с подыгрыванием на фортепиано одной мелодии.

10. Исполнение с учителем в сопровождении одной мелодии на фортепиано.

Дети подпевают запомнившиеся интонации.

11. Физпауза. (упражнения выполняются по словесной инструкции учителя, повторяем 2 раза).

Стоя – и.п. руки вверх, ноги чуть расставлены – напрячь все мышцы, задержать положение на 2–3 секунды, расслабляться постепенно сверху вниз: пальцы (пошевелить), ладошки, локти (согнуть руки в локтях), руки (опустить руки), тело (расслабить тело), ноги (пружинящие движения ногами).

12. Подбор инструментов для героев из текста песни. (Из предложенных)

– О каких героях идёт рассказ?

– Какого героя, на каком инструменте лучше исполнить?

– В каком ритме будем играть.

13. Подбор ритмов под музыку для озвучивания героев из текста песни с пропеванием мелодии про себя, затем вслух.

(Ритмы записываем на доске:

медведь 2/4 I I| I I| I I |I I|| – Барабан
Дятел 2/4 IIII|IIII|IIII|IIII|| – деревянные ложки
Лиса 2/4 звенит треугольником

14. Исполнение мелодии песни с сопровождением на детских музыкальных инструментах с пением, под фортепиано.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Как называется песня?

– Сколько человек сочинили эту песню?

– Кто может назвать их?

16. Выход под мелодию «Кабы не было зимы» – из м/ф. «Зима в Простоквашино» (муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина).

Источник

Оцените статью