Разбор ароматов по нотам

Ноты в духах

Ноты в парфюмерии — термин, принятый для обозначения и описания характера аромата через запахи душистых веществ, из которых он состоит. Своим появлением он обязан английскому химику Джорджу Уилсону Септимусу Пиессу и его книге «Искусство парфюмерии» (1857), где он приводит сравнение известных ему парфюмерных ингредиентов и музыкальных нот (а также аккордов, из которых состоят ноты. Теперь под словом «аккорд» в парфюмерии понимается сочетание нескольких похожих по тональности нот). Несмотря на спорный характер теории и отсутствие доказательной базы, идея Пиесса оказалась достаточно популярной — с тех пор ноты стали одним из главных способов сообщить потенциальному покупателю о том, чем пахнут те или иные духи.

Если посмотреть на т.н. ольфакторную пирамиду любой парфюмерной воды или одеколона, можно составить примерное предположение о том, каким будет их аромат, но такой подход работает не всегда: он помогает понять направление запаха (скажем, по парам «уд – ладан» и «огурец – зеленый чай» можно почти наверняка сказать, какая из работ будет более насыщенной). При этом условная комбинация черной смородины, мускуса и малины может пахнуть и ягодным зефиром, и смородиновым кустом, и винтажной помадой. Что это значит?

  • Во-первых, что понятие нот в парфюмерии очень условно: одним и тем же названием бренды могут описывать совершенно разные оттенки запаха. К тому же под любым из терминов скрывается множество нюансов: «роза» в пирамиде может быть связана и с эфирным маслом дамасской розы, и с дамасценонами, и с одной или несколькими синтетическими базами, и много с чем еще.
  • Во-вторых, что иногда для создания нужного эффекта производители прибегают к оригинальным формулировкам, которые стимулируют воображение. Скажем, чтобы сообщить покупателю о свежем характере композиции, маркетолог может указать в списке нот огуречную воду (или кожицу зеленого яблока, или пену шампанского, или что-то в таком духе), даже если в самой формуле нет ни одного вещества, которое бы повторяло их запах.
  • В-третьих, что сочетание нот в рамках одной пирамиды может давать совершенно разный эффект. Условно говоря, если аромату приписывают только один нюанс (например, розы, ванили или жасмина), покупателю, как правило, легче угадать содержимое флакона. Когда же марки упоминают больше одного компонента, может возникнуть путаница — в первую очередь потому что непонятно, запах какого ингредиента окажется наиболее выраженным и как будут расставлены акценты.
Читайте также:  Детская комната с диваном аккордеон

Базовые ноты духов

За все время существования специализированной парфюмерной литературы и разнообразных тематических справочников исследователи не раз прибегали к авторским способам классификации нот и аккордов. Одной из самых известных моделей можно считать «колесо» Майкла Эдвардса, автора знаменитого сборника Fragrances of the World. Оно предполагает разделение запахов на 4 смежные категории (восточные, древесные, свежие и цветочные), которые, в свою очередь, включают подгруппы: например, к первым относятся смолы, сандал и пачули, ко вторым — мхи и кожа, далее — зеленые и водянистые душистые соединения; цветочное семейство в теории Эдвардса образуют ароматы свежесрезанных цветов, ягод, пудры и т.д.

На Aromo мы пользуемся линейной структурой: ноты в каталоге разделены по группам, причем некоторые примыкают сразу к нескольким категориям. Вот примеры основных групп нот и их наиболее ярких представителей:

  • цветочные — роза, фрезия, фиалка, пион, магнолия;
  • древесные — сандал, кедр, уд, пачули, кипарис;
  • зеленые — трава, гальбанум, плющ, папоротник, лист инжира;
  • цитрусовые — лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут, лайм;
  • фруктовые — малина, яблоко, груша, персик, абрикос.

Принадлежность ноты к тому или иному семейству мы определяем по характеру доминанты. Например, в запахе личи есть оттенки розы и малины, а также легкий акватический нюанс, но поскольку они не выходят на первый план, нота относится к семейству фруктовых.

Описание нот парфюма

Нередко для усиления «рекламного» эффекта ольфакторной пирамиды аромата бренды прибегают к дополнительным описаниям — так в пресс-релизах появляются ноты «чувственной орхидеи», «обжигающей амбры», «хрустящего яблока» и проч. С одной стороны такой подход помогает привлечь внимание клиента, читающего текст, с другой — не дает ему более полного понимания характера запаха: например, «обжигающий» нюанс может быть выражен как оттенками специй, так и духом еще горячего угля.

Читайте также:  Гибкое пианино fatone 49 клавиш цветные

Этой техникой часто пользуются и в любительских парфюмерных обзорах: например, чтобы описать впечатления от того или иного аромата, блогеры выбирают прилагательные «вкусный», «манкий», «сексуальный» и проч. — при том, что эти понятия достаточно абстрактны и для каждого могут означать разные качества.

Ольфакторная пирамида

Ольфакторная пирамида — специфическая структура, принятая брендами и некоторыми исследователями парфюмерии для описания характера развития запаха. Сторонники «пирамидальной» теории сравнивают процесс раскрытия аромата с тремя «слоями», из которых состоит пирамида — верхним («голова»), средним («сердце») и нижним («база»). Согласно ей, верхние ноты аромата — самые легкие и, соответственно, рассеиваются первыми, затем становятся ощутимы ноты сердца, после — «тяжелые» базовые ноты, остающиеся на коже вплоть до полного испарения духов. Ольфакторная пирамида — не более чем условное обозначение того, как марка видит развитие аромата, соответственно, только лишь с ее помощью сказать что-то о запахе тех или инфо духов затруднительно.

Интересно, что ольфакторная пирамида — не единственная типология, которой пользуются производители; в разное время бренды (преимущественно нишевые) представляли свое видение структуры аромата — в виде звезды, сферы с тремя точками, спирали и проч.

Источник

Учимся понимать ароматы. Ноты духов. Структура аромата или парфюмерная пирамида.

Парфюмерные композиции напоминают восхитительный закрытый веер: сначала они привлекают своей загадочностью, чтобы впоследствии раскрыться во всем своем великолепии, продемонстрировав работу искусного мастера.

Аромат – это то, что остается после женщины, когда она уже ушла

Задача парфюмеров состоит в том, чтобы превратить синтез душистых веществ в гармоничную композицию с изысканной игрой полутонов и оттенков. Природные и синтетические составляющие подбираются таким образом, чтобы максимально дополнять друг друга, подчеркивать шарм и утонченность компонентов, становиться единым целым.

Даже одной капли духов достаточно, чтобы разбудить воображение

Звучание ароматных нот

Ароматы – это палитра с красками, в которой звучание доминирующего «цвета», то бишь запаха, обогащают дополнительные оттенки и полутона. Смешивая имеющиеся краски, художник получает новые тона – точно так же парфюмер, смешивая известные ароматы, получает новые душистые ноты.

Формула аромата – коммерческая тайна производителя

Формула парфюма – тайна за семью печатями. Можно только догадываться, какие ингредиенты из миллиардного, постоянно пополняющегося и обновляющегося душистого арсенала входят в состав того или иного аромата. Узнать точно наверняка не получится, ведь возможности синтезирования в молекулярной химии безграничны. Зато можно попытаться научиться различать запахи хотя бы для того, чтобы без труда ориентироваться в ассортименте парфюмерного Интернет-магазина.

Фруктовые ароматы свежи и сладки

Ноты – это нити, из которых соткан аромат. Они бывают верхние, ноты сердца и шлейфовые.

Верхние, они же начальные, самые яркие, но и самые летучие – испаряются буквально сразу же после нанесения. К ним относятся запахи цитрусовых, трав и пряностей. Это небо и воздух композиции.

Базовые ноты звучат дольше остальных

Средние, сердечные ноты составляют ядро аромата и раскрываются на протяжении нескольких часов. Как правило, это запах цветов, специй, зелени, фруктов. Утонченность и благородство – призвание средних нот аромата.

Для создания аромата порой используют самые необычные ингредиенты

Самые долгоиграющие – базовые, они же конечные или шлейфовые ноты, которые символизируют благозвучие и гармонию аромата. Это насыщенные, слабовыветривающиеся древесные, смоляные и бальзамические запахи кедра, амбры, мускуса, пачули, ветивера, бобов тонка, ванили и пр. Продолжительность их жизни на коже варьируется от 8 до 24 часов, а на неодушевленных предметах — и того более.

Травяные нотки улетучиваются из аромата первыми

Виды парфюмерных композиций

Структура духов изменяется в течение какого-то времени по мере их высыхания, трансформируясь в дивный шлейф. В современной парфюмерии большинство натуральных компонентов заменены их искусственными аналогами, которые ничуть не уступают оригиналам, зато имеют ряд преимуществ, так как стоят дешевле, а выветриваются медленнее.

Почти каждый натуральный компонент имеет свой синтетический аналог

Архитектурный каркас аромата можно представить в виде ольфакторной пирамиды – классической или перевернутой (к слову, ольфактометрия – это наука, изучающая восприятие запахов).

Структура бывает также линейная, спиральная, лучевая и панорамная. Парфюмерия – это область, где полет фантазии создателей не ограничен какими-либо рамками. Поэтому поиски нового продолжаются и не закончатся никогда.

Парфюмеры никогда не устанут искать новые композиции ароматов

Классическая пирамида

Классическая ольфакторная пирамида изображается в виде равнобедренного треугольника, разделенного горизонтальными линиями на три части. Верхняя часть – это начальные ноты, середина – ноты сердца, а низ – базовые ноты аромата.

Классическая пирамида ароматов

Три части пирамиды символизируют временные фазы раскрытия духов и их летучесть. Чем быстрее испаряется душистое вещество, тем ближе оно к вершине структурной пирамиды аромата, и наоборот.

Чувственность аромата звучит в его шлейфе

С помощью особых фиксаторов парфюмерам удается закрепить и усилить интимную бархатистость нижних нот шлейфа. Дорогие ароматы с роскошным шлейфовым запахом звучат долго, чувственно и привлекательно.

Ярким примером такой конструкции являются ароматы Miss Dior, Ma Griff, L’Air du Temps, созданные в середине прошлого века.

Задача парфюмера — создать непревзойденную по структурной красоте композицию

Перевернутая пирамида

Пойти от обратного – известный маркетинговый ход, которым не преминуло воспользоваться и парфюмерное производство. Перевернутая ольфакторная пирамида удивительным образом представляет сначала тяжеловесные шлейфовые ароматы, через которые, спустя какое-то время отчетливо пробиваются сердечные ноты и легкая свежесть верхних аккордов.

Дерзкий и необычный аромат

Интересные эксперименты подобного типа сделали известной серию ароматов Insolence из обширной коллекции парфюмерии Guerlaine. Завораживающая композиция дарит своим обладательницам свободу и независимость, опьяняет запахом фиалки, чтобы позже раствориться в душистом миксе малины, ирисов и бобов тонка.

Ароматы нужно уметь понимать и чувствовать

Спиральная структура

Спиральная структура аромата способна подарить целую гамму эмоций. Это космические качели, возносящие на вершину блаженства: то горячие и страстные вздохи пачули, сандала и мускуса, то леденящее душу падение в терпкие объятия можжевельника и кардамона. Перфектный образец — Onde Sensuelle, обвивающий запястье атласной лентой душистого аромата.

Ноты аромата – это нити, из которого соткано его душистое полотно

Линейная композиция и моноароматы

Кроме пирамид, существуют и иные конструкции ароматов. Линейная структура означает, что аромат остается практически неизменным во флаконе и на коже человека.

Духи-афродизиаки способны воздействовать на сексуальность партнера

Непревзойденным в этом случае считается парфюмерия Christian Dior (Dune), Lancôme (Trésor), Este Lauder (White Linen). Букет, который ощущается с первого вздоха, сопровождает и остается с нами до конца.

Моноаромат – это один из представителей линейных ароматов, парфюм, в создании которого участвует всего лишь одна молекула. Они чище сложных ароматов, их можно носить с утра до вечера, и в офис, и в театр.

Формула моноаромата состоит из одной молекулы

В моноаромате приведен только один запах, но он доведен до абсолюта: он чувствуется не обонянием, а ощущениями. И если, скажем, это запах жасмина – то это не просто цветок, а целый куст, с ветками, с листьями и с запутавшимся в нем ветром.

Источник

Как научиться различать парфюмерные ноты. Мой опыт

На данную тему не писал, наверное, только ленивый. Описано множество упражнений по развитию обоняния, методик повышения чувствительности рецепторов к определенным запахам. Здесь важно отметить одно – главную роль играет опыт . Именно накопленный со временем ольфакторный опыт позволяет определять, чем пахнет или из чего состоит та или иная композиция.

Важно также определить: для чего мы учимся распознавать ноты?

  • Если Вы хотите самостоятельно создавать ароматы, понимать, из каких элементов собрана формула аромата и, возможно, пойти по пути парфюмера, то такой навык можно приобрести только в парфюмерных школах, выпускающих мастеров парфюмерии (Международный институт парфюмерии, косметики и ароматических веществ ISIPCA во Франции; частные школы крупных парфюмерных компаний; Грасский институт парфюмерии и др.). В России аккредитованных государством учебных заведений, которые готовят парфюмеров, нет. К тому же для учебы в парфюмерной школе требуются знания химии, а лучше полноценное химическое образование.
  • А если же Вы хотите определять, какие ноты присутствуют в парфюмерной композиции , уметь описать аромат словами, и так же по словам приблизительно представить себе, как звучит описываемый аромат, то такой навык открыт каждому желающему. Об этом навыке и пойдет речь далее.

Как научиться раскладывать аромат на ноты?

Начать стоит с накопления ольфакторного опыта.

Скорее всего, Вы знаете, как пахнут различные цветы, фрукты, продукты питания, специи . Если точно не помните запах того или иного цветка или специи, обновите воспоминания о запахе. Если никогда не нюхали, скажем, личи, то сделайте это. Расширяя свой ольфакторный кругозор, Вы будете узнавать больше нот.

Также на помощь приходят эфирные масла , которые хоть и звучат немного не так, как «живой продукт», но всё же дают представление об аромате.

Что же делать с нотами, которых нет в открытом доступе? Что если объекты, источающие интересующий Вас аромат, нельзя просто взять и купить в цветочном или продуктовом магазине, например, уд, мускус, кедр, ветивер, кашмеран, опопонакс, цибетин, лабданум, стиракс и др.? Да даже тот же османтус, описанный мной в предыдущей статье , без поездки в Восточную Азию сложно научиться распознавать.

Существуют линейки моноароматов в парфюмерии, благодаря которым становятся понятны многие парфюмерные ноты. В этом направлении мне очень помогли ароматы линейки Museum Collection от бренда The Merchant of Venice – у них даже можно понять разницу между белым и серым мускусами – это два разных аромата линейки.

Кульминация: сравнительный анализ

Если нигде не удается найти отдельную ноту, звучащую «соло» в аромате, эфирном масле или «живом продукте» (особенно это касается абстрактных нот моря, солнца, снега и др.), то необходимо найти парфюмерные композиции, которые содержат эту ноту, и сравнить их. Двух-трех ароматов бывает недостаточно, чтобы определить, что между ними общего. Поэтому я составляла (да и буду составлять, когда возникнет интерес) для себя целый список ароматов с той или иной нотой перед походом в парфюмерный магазин. Хорошо, если эта нота – единственное звено, объединяющее ароматы из списка. Тогда будет проще не спутать её с другими общими нотами.

Помимо всего прочего я люблю отмечать для себя, как пахнут те или иные предметы: новая книга, старый письменный стол, кожаная сумка, шерстка кота, мокрая пыль во время мытья окон… Всё это может и не встретиться в парфюмерии, однако обоняние скорее всего развивает. Я верю, что так можно научиться определять не только ноты, но и тонкие оттенки их звучания.

Существует и альтернативная точка зрения: ароматы вообще не нужно разбирать на ноты, правильно воспринимать композицию целиком. А что Вы об этом думаете? Напишите в комментариях, мне будет интересно узнать.

Спасибо, что Вы со мной. Не забудьте поставить лайк и подписаться, если статья Вам понравилась)

Источник

Оцените статью