Разбор музыкального произведения фортепиано
Хочу поделиться несколькими полезными способами эффективного выучивания новых произведений, которым много лет следую сама и обучаю своих учеников.
Меня часто спрашивают, как быстро выучить музыку, как научиться легко запоминать музыкальный текст, как не делать при этом ошибок и в короткий срок запомнить ноты наизусть. Чтобы быстро выучить музыкальное произведение, необходимо использовать самые эффективные способы запоминания, которыми я поделюсь с вами в этой статье.
Знакомство с музыкой на слух: ищем сходства и отличия.
Освоение нового сочинения многие начинают сразу с игры. Музыка этого не любит и будет вам препятствовать большим количеством ошибок. Почему? Представьте, что вы заводите знакомство с новым человеком. Еще не успев толком узнать, что он за личность, вы начинаете «лезть ему в душу». Вполне естественно, что безнаказанным такое поведение не останется, и, скорее всего, отношения будут испорчены с самого начала. Чтобы такого не происходило, необходимо как следует познакомиться с новой музыкой.
Как и нового человека, ее необходимо сперва внимательно выслушать и понять. Прослушивание произведения в хорошем исполнении (а еще лучше, в разных интерпретациях) даст вам возможность лучше проникнуть в его образный мир, запомнить музыкальные особенности, сравнить варианты исполнения. В это время работает ваша слуховая память, и она будет страховать вас от лишних ошибок во время разбора по нотам.
Кстати, о нотах. Во время прослушивания возьмите ноты сочинения и карандашом разметьте его основные разделы. Далее можно поиграть в игру «найди все сходства и отличия». Ваша задача — найти в тексте все повторяющиеся или схожие музыкальные фрагменты, отметив их одним способом, а другим — выделите отличающиеся места. Вы будете удивлены тому, насколько эта нехитрая игра сэкономит ваше время и облегчит работу памяти при разучивании музыки за инструментом.
Музыка как торт.
Игра на фортепиано — многозадачный процесс. Нужно одновременно следить за соблюдением ритмического рисунка, правильностью нот, аппликатурой, фразировкой и т.д. Очевидно, что «с ходу» справиться со всеми задачами невозможно. Поэтому на этапе разбора имеет смысл решать каждую из этих задач по отдельности.
Я люблю сравнивать этот процесс с поеданием большого слоеного торта. Если вы попробуете заглотить его целиком, у вас это вряд ли получится, и вы получите вместо удовольствия вывихнутую челюсть и несварение желудка. Куда эффективнее разделить торт на маленькие кусочки, слои, и, поглощая их постепенно, в итоге осилить весь торт. Аналогичным образом мы «скармливаем» нашей памяти новую музыку.
Еще на этапе прослушивания сочинения с нотами в руках мы разделили его на несколько разделов. Каждый из этих разделов лучше разбирать отдельно. Начинать разбор текста следует не с нот, как многие привыкли, а с ритма. Во-первых, это проще. Во-вторых, запомнив на слух ритмический рисунок, вы создаете себе надежный ориентир для дальнейшего освоения мелодии.
Итак, ритм. Посмотрите на обозначение музыкального размера в нотах. Просчитав пару пустых тактов, убедитесь, что темп, в котором вы собираетесь работать, не слишком быстрый для вас на данном этапе. Выберите партию одной из рук и простучите со счетом ее ритмический рисунок в пределах первого раздела сочинения. Только один раздел! Не пытайтесь заглотить весь торт сразу! Сложные ритмические фигуры проработайте несколько раз отдельно, чтобы получалось точно и без отклонений от темпа. После этого еще дважды или трижды простучите ритм всего первого раздела. В идеале вы должны запомнить этот ритмический рисунок наизусть.
Так же поступите с партией второй руки. На это упражнение вы потратите считанные минуты, при этом вашей памяти будет легко усваивать новый материал.
Когда ритм выучен, можно приниматься за ноты. Опять же, не бросайтесь сразу нажимать клавиши на инструменте. Прочтите (а еще лучше, пропойте) ноты каждой партии вслух, соблюдая и проговаривая ключевые и случайные знаки альтерации. Имейте в виду: как вы ноту назовете, так вы ее и сыграете.
Как только вы добились чтения (или пения) без ошибок, можно переходить к игре. Прежде, чем вы прикоснетесь к клавиатуре, внимательно просмотрите, какими пальцами вам предлагается играть музыку. На этой стадии в работу включается ваша двигательная память, отвечающая за формирование полезных навыков игры. Поэтому удобство и правильность аппликатуры — залог быстрого запоминания текста и легкости исполнения сочинения в дальнейшем.
Наконец, можно приступить непосредственно к игре. Снова «включите» счет, и медленно, соблюдая длительности и верную аппликатуру, сыграйте партию каждой руки по нескольку раз. Если все «слои» были проработаны вами достаточно добросовестно, то к этому моменту партии каждой руки должны запомниться наизусть. Как только это произошло, можно соединять две руки. Остальные разделы следует разбирать в том же порядке, и необязательно делать это в один день.
Трудные места и игра без ошибок.
Одним из препятствий на пути быстрого освоения нового произведения является пропуск возникающих ошибок. Сделав ошибку при игре мы нередко идет дальше, говоря себе: «ладно, в следующий раз получится верно». Это самообман. Неисправленная ошибка снова повторится, а через несколько проигрываний закрепится в пагубном навыке, и переучить такое место бывает крайне сложно.
Как только вы заметили ошибку или сложный для исполнения элемент, остановитесь и найдите причину проблемы. Может быть, вы просто взяли слишком быстрый темп? Или играете элемент неудобными пальцами? Возможно, вы забываете об исполнении ключевых знаков или поленились высчитать правильный ритм? Как бы то ни было, то место, где возникла сложность, необходимо медленно, при необходимости со счетом несколько раз сыграть в точности так, как написано в тексте. Элемент можно считать выученным, если у вас получается сыграть его верно пять раз подряд.
Оттенки динамики и фразировка.
Разбирая нотный текст, не забывайте про выразительность музыки, которую вы играете. Обращайте внимание на обозначения нюансировки (forte, piano, creschendo, diminuendo и т.п.), на возможные отклонения от основного темпа (accelerando, ritenuto), на штрихи (staccato, legato) и другие «подсказки», встречающиеся в тексте. Ответьте себе на вопрос: что хотел с их помощью выразить композитор в своей музыке?
Постарайтесь услышать в исполняемых нотах музыкальную речь, определите, куда стремится естественная интонация каждой из фраз, и отразите это при игре. Отметьте для себя кульминационные зоны внутри разделов и генеральную кульминацию всего сочинения. Все это поможет вам осмыслить произведение, а значит, быстрее его запомнить.
Все вышеперечисленные способы выучивания будут иметь эффект только в том случае, если вы занимаетесь регулярно и добросовестно повторяете все, что было разучено накануне. Любой перерыв в занятиях отбросит вас назад, и работу придется начинать заново. Поэтому будьте целеустремленны, играйте с увлечением и радуйтесь новым выученным музыкальным композициям!
Быстро запомнить ноты нового произведения — это не самоцель для настоящего любителя музыки. Память удержит только то, что по-настоящему осмыслено и глубоко прочувствовано вами. Проникая в замысел композитора через нотный текст вы погружаетесь в музыку, открываете для себя звуковые сокровища, спрятанные, как в шкатулке, в нотной записи. Разбирая новое произведение, вслушивайтесь в его музыкальный язык, улавливайте смысл, воплощенный в звуках. Это позволит вам запоминать целые музыкальные мысли вместо того, чтобы зубрить сочинение по отдельным нотам.
Источник
«ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ»
Работа над музыкальным произведением – тернистый, сложный путь, где невозможно применение штампов и клише. Одно и то же произведение, в зависимости от способностей ученика, требует нового взгляда, иного прочтения. Степень педагогического мастерства заключается в том, чтобы превратить работу над произведением в увлекательный, творческий процесс, как для ученика, так и для педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_raboty_nad_muzykalnym_proizvedeniem_v_klasse_fortepiano.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
« ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ »
преподаватель фортепианного отделения
МБУ ДО «Афипсипская ДШИ»
Основу настоящей методической разработки составили наблюдения и выводы из моей учебной и концертной практики.
Естественно, я не претендую на оригинальность идей, более того, многое изложенное далее, будет знакомо нашим коллегам. Однако, я попыталась систематизировать известные подходы в работе над произведением, условно поделив их на этапы и выстроив в логическом порядке.
Работа над музыкальным произведением – тернистый, сложный путь, где невозможно применение штампов и клише. Одно и то же произведение, в зависимости от способностей ученика, требует нового взгляда, иного прочтения. Степень педагогического мастерства заключается в том, чтобы превратить работу над произведением в увлекательный, творческий процесс, как для ученика, так и для педагога.
Первый этап работы над произведением:
∙ разучивание по нотам.
Обычно работу над музыкальным произведением мы начинаем с предварительного прослушивания нового сочинения, знакомства со стилем, эпохой и биографией композитора. В своей педагогической практике я использую следующие методы работы на начальном этапе:
первый – педагог сам исполняет новое произведение ученику, тем самым вдохновляет и стимулирует его к дальнейшей работе;
второй – прослушивание изучаемого сочинения в аудио или видеозаписи, в исполнении известных пианистов различных эпох. Обычно мы это делаем, следя за нотным текстом. После предварительного ознакомления с новым произведением мы вместе с учеником проводим анализ:
— определяем характер и строение произведения;
— определяем тональный план, темп, особенности ритма;
— обсуждаем динамику и разбираем штрихи;
— намечаем кульминационные точки;
— решаем, какие технические приемы будем использовать в работе;
После этого ученик рассказывает о своих впечатлениях о произведении. Я предлагаю ему в домашнем задании найти интересные биографические факты о композиторе, узнать о его творчестве, послушать другие произведения этого автора.
Ознакомившись с произведением, ученик приступает к разбору нотного текста.В связи с этим интересно обратиться к высказыванию Константина Николаевича Игумнова: «В разбор текста надо вложить все свое внимание, весь опыт своей жизни» [4]. Грамотный, музыкально-осмысленный разбор, создает основу для дальнейшей правильной работы. Я разработала следующие требования к разбору музыкального произведения, которые считаем необходимо важными для дальнейшей работы над произведением:
— тщательное прочтение нотного текста в медленном темпе;
— метро — ритмическая точность;
— выбор и использование точной аппликатуры;
— применение верных штрихов;
— осмысленная фразировка и динамика;
— понимание гармонической фактуры;
— чуткая и точная педализация.
Время, отведенное на разбор произведения, будет самым разным для учащихся различной степени музыкального развития и одаренности. Наш педагогический опыт показывает, что один ученик приносит грамотный разбор уже на третий-четвертый урок, а кому-то для этого потребуется значительно больше времени и усилий.
Одним из важных моментов на начальном этапе работы над произведением я считаю работу над аппликатурой. Верная и удобная аппликатура способствует более быстрому запоминанию текста, неправильная – тормозит процесс выучивания. Поэтому я применяю в своей практике следующие методы работы над аппликатурой:
— педагог продумывает и записывает аппликатуру, советуясь с учеником;
— ученик продолжает записывать аппликатуру на уроке под контролем педагога;
— ученику предлагается продолжить запись аппликатуры самостоятельно;
Роль педагога в выборе аппликатуры должна быть активной, так как необходимо учитывать размер руки и особенности пианистического аппарата ученика, а также его техническую подготовку. О художественном значении аппликатуры говорили и писали многие выдающиеся пианисты-педагоги: Г. Г. Нейгауз считал лучше ту аппликатуру, «которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с ее смыслом»[6].
При разучивании музыкального произведения так же важен ритмический контроль, развивающий чувство единого дыхания, понимания целостности формы.
В работе я использую следующие методы, кроме традиционного счета вслух: работа с метрономом, разучивание ритма с помощью подтекстовок, проговаривания ритмослогов, отстукивание сильной доли ногой и т.д. Полезно заниматься ритмом, как на начальном этапе работы, так и при исполнении готового, выученного произведения. Отработанные приемы на уроке, я предлагаю ученику закрепить самостоятельно в домашней работе.
Второй этап работы:
∙ работа над звуком;
∙ техническое овладение произведением.
Важный период в работе над произведением – выучивание наизусть. Вопрос, когда учить произведение наизусть — в конце работы над ним или в начале — решается педагогами по-разному. Например, А.Б. Гольденвейзер говорил: «Я всегда настаиваю на том, что сначала надо учить пьесу на память, а потом уже учить технически, а не наоборот. »[2]. В таком случае исполнение на память становится удобным и естественным для ученика, облегчает и ускоряет ход работы, так как ученик не связан с текстом, раньше приобретает ощущение физического и эмоционального удобства. Только осмысленное выучивание произведения приведет к успеху.
Однако наша практика показывает, что выучивание произведения наизусть должно происходить именно на втором этапе, когда ученик достаточно уверенно овладел текстом.
Известно много методов и способов заучивания нотного текста. Нам более близок следующий: выученное на память произведение исполняется в медленном темпе с тщательным вслушиванием и детальным осознанием текста.
Но нельзя не отметить метод, предложенный И. Гофманом. Он пишет: «Существует четыре способа разучивания произведения:
— за фортепиано с нотами;
— без фортепиано с нотами;
— за фортепиано без нот;
— без фортепиано и без нот» [3].
Самый распространенный и часто применяемый в нашей практике – первый способ. Целесообразнее, на наш взгляд, разделить произведение на части или эпизоды, и вести работу поэтапно, добиваясь качественного результата. Также я использую следующие способы запоминания и выучивания произведения наизусть:
1) учить отдельно партию каждого голоса или каждой руки наизусть (особенно это актуально для полифонии). Такой способ работы дает возможность ученику лучше прослушать и запомнить каждый голос в отдельности и всю фактуру в целом;
2) начинать произведение с любого раздела, части или музыкального построения. Этот метод приводит к большей уверенности исполнения;
3) использовать накопительный метод запоминания, т.е. исполнять произведение на память с последнего предложения, затем с предпоследнего и так прибавлять по одному предложению.
Используя данный метод работы, ученик гарантирован от всяких случайностей на концерте, так как он сможет в любой момент и охватить произведение в целом, и представить себе любое конкретное музыкальное построение.
Работа над звуком считается самой сложной. Одной из главных задач достижения качественного звучания мы считаем воспитание умения вслушиваться в звучание инструмента. Работая над звуком, педагог стремится достичь естественного, сочного, мягкого звучания инструмента.
Г. Г. Нейгауз писал: «Только тот, кто слышит ясно протяженность фортепианного звука. со всеми изменениями силы. сможет овладеть необходимым разнообразием звука, нужным вовсе не только для полифонической игры, но и для ясной передачи гармонии, соотношения между мелодией и аккомпанементом, а главное – для создания звуковой перспективы, которая так же реальна в музыке для уха, как с живописи для глаза» [6].
Научить выражать с помощью звука самые разные эмоции, самые сокровенные состояния души, на наш взгляд, одна из главных задач педагога на данном этапе работы.
Как элемент выразительности и передачи эмоционального состояния выступает динамика, которая помогает выявить кульминационные точки произведения и обогатить фактуру яркими красками. Работая с учеником, мы пытаемся выстроить динамический план таким образом, чтобы напряженность звуковой кульминации соответствовала ее значимости в общем эмоциональном и смысловом контексте. В результате форма произведения окажется охваченной единым эмоциональным целым, что приведет к завершенности композиции.
Нельзя оставить без внимания и овладение педалью. Эта работа является неотъемлемой и необходимой на данном этапе. Мы постоянно обращаем внимание на редакторские ремарки, в некоторых случаях рекомендуем ученику самостоятельно проставить педаль. Главное – суметь избежать крайностей: слишком экономной, сухой и, наоборот, чересчур обильной педализации.
С самых первых уроков при работе над музыкальным произведением мы прививаем ученику элементы грамотного музыкального мышления. Вместе с учеником мы разбираем строение музыкальной фразы, в которой должна быть своя смысловая вершина. Поэтому, на данном этапе особое значение приобретает работа над фразировкой музыкального произведения. Вдумчивое отношение к фразе позволяет вникнуть в музыкальное содержание произведения. Одно из условий раскрытия содержания — ощущение направленности развития музыкального построения.
К.Н. Игумнов по этому поводу писал: «В каждой фразе есть известная точка, которая составляет логический центр, то есть точка, к которой все тяготеет и стремится. Это делает музыку ясной, слитной, связывает одно с другим» [4].
Одновременно нельзя выпускать из виду моменты разграничения музыкальных построений, завершение одной и начало новой музыкальной мысли.
«Всякая музыка всегда расчленена дыханием. Живое дыхание, которое является «нервом» всякого выразительного исполнения, должно быть неотъемлемым свойством фортепианного исполнения»[2]. Так писал о значении дыхания в музыке А.Б. Гольденвейзер.
Одна из важных сторон работы касается технического овладения произведением. Касаясь этой проблемы, можно выделить два основных типа задач: преодоление технических сложностей в медленном или умеренном темпах и работа над техническими приемами в нужном характере звучания и в конечном темпе.
Как уже было замечено ранее, технические приемы исполнения следует отрабатывать в медленном темпе:
— медленно или в среднем темпе отрабатываются технически трудные разделы до тех пор, пока они не будут заучены до автоматизма;
— особо трудные пассажи разделяются на мелкие фразы и, последовательно осваиваются в умеренном темпе;
— каждой рукой отдельно разучиваются по тактам с остановкой на сильной доле.
Что касается работы в конечном темпе, то перед учеником необходимо поставить следующие задачи: приобретение нужной ловкости, быстрой двигательной реакции, контроля внимания и осмысленности звукоизвлечения.
Для того, чтобы хорошо развить технические возможности юного музыканта, по нашему мнению, надо тренировать не столько пальцы, сколько голову.
Об этом в своей книге «Обучение игре на фортепиано» сказал Г. М. Цыпин: «Быстро играет на рояле тот, кто умеет быстро думать в процессе игры. Быстро думать для музыканта — значит легко и непринуждённо ориентироваться в мгновенно изменяющихся игровых ситуациях, держать под контролем исполнение при самых больших скоростях. » [8].
Опираясь на опыт, можно говорить о том, что некоторые дети обладают хорошей беглостью, но при этом пальцы двигаются без участия мысли. Такое исполнение чаще всего становится пустым формальным проигрыванием.
У других детей, наоборот, существует настолько тесная взаимосвязь пальцев со слуховым контролем и мышлением, что они не могут исполнить произведение, не услышав его внутренним слухом. Вот почему, с нашей точки зрения, в любом случае важно «тренировать голову».
Третий этап работы:
∙ выявление целостности произведения;
∙ уточнение исполнительского замысла;
∙ подготовка к концертному исполнению.
Воспитание у ученика способности слышать, охватить все произведение в целом и умение исполнить его на эстраде — важная задача на заключительном этапе работы.
Восприятие музыкального произведения всегда связано с прослушиванием его в целом. В этом нам может помочь возвращение на ранние этапы работы, такие как повторное прослушивание в аудио, видеозаписи. Это позволяет сравнить свою интерпретацию с трактовкой великих пианистов, обогатить опыт эстетического восприятия.
Пройдя предыдущие стадии работы над произведением, ученик постепенно достигает самостоятельности, овладевает навыками самовыражения. Двигаясь сначала по пути подражания, он начинает вносить в исполнение свое отношение, что позволяет развивать у ученика чувство меры и прививает художественный вкус.
Исполнительская яркость является признаком несомненной артистической одарённости. Она свойственна не каждому ученику, но развивая это качество, педагог может добиться определенных результатов.
Практика концертных выступлений показала, что яркость передачи музыкального образа тесно связана с эмоциональной стороной исполнения. Зачастую, выучив произведение, ученик не может исполнить его с внутренней свободой, раскрыть образное содержание. Большое значение, на наш взгляд, имеет выбор концертного репертуара, где особенно важно жанровое, фактурное разнообразие, яркая образность — все это способствует увлеченности данной музыкой и самим процессом исполнения.
Заинтересовать ученика сегодня мы можем не только известными классическими произведениями, но и репертуаром современных композиторов, таких как И. Парфенов, Е. Поплянова, В. Коровицын, Ю. Весняк, Н. Торопова, Ю. Литовко. При работе с произведениями этих авторов, ученика завораживают яркая образность и современная подача музыкального материала, интересные гармонические находки и новые ритмические формулы.
Исполнительская свобода не сможет раскрыться в полной мере, если ученик не имеет достаточного опыта публичных выступлений. Эстрадное выступление подводит итог всей проделанной работы. Очень важно, чтобы исполняемое произведение стало для ученика любимым, приносило творческое вдохновение юному музыканту. Яркое, эмоциональное исполнение всегда будет иметь большое значение, а иногда может оказаться крупным достижением для ученика и для педагога.
Уметь настраивать ученика перед концертным выступлением, вселять уверенность в своих силах, а после выступления отметить положительные результаты, проявляя при этом корректность в выражении критики — вот проявление профессионализма педагога.
Роль педагога в процессе работы над музыкальным произведением огромна. Участие его должно быть активно-творческим на всех этапах работы.
Творческое общение педагога со своим учеником не укладывается в формат перечисленных этапов работы. Воспитание юного пианиста не поддается регламенту учебного процесса, оно не имеет предела. Начиная с первых уроков, мы стараемся вложить в каждого ученика частичку своей души, привить любовь к самому прекрасному из искусств, используя при этом весь педагогический талант и большой опыт.
1. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.: Музыка, 1986.
2. В классе А.Б. Гольденвейзера. – М., 1986.
3. Гофман И. Фортепианная игра. – М.: Музгиз,1961.
4. Игумнов К.Н. Проблемы исполнительства. //Сов. искусство, 1932.
5. Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1986.
6. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. – М.: Классика ХХI,1999
7. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М.: Советский композитор,1984
8. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. – М.: Просвещение, 1984.
Источник