Разбор нот под гитару

Разбор нот под гитару

Очевидно, если вы взяли в руки гитару с целью изредка поиграть любимые песни в кругу друзей и не планируете в ближайшем будущем стать новым Стивом Ваем или Джимми Хендриксом – вы можете отложить изучение нот на грифе на неопределённый срок и ограничиться только информацией, которую мы даём в наших разборах.

Если же ваши цели лежат в иной плоскости и подразумевают взаимодействие с другими музыкантами, сочинение музыки или импровизацию – вам безусловно нужно было начать учить ноты на грифе гитары ещё вчера.

Если вы уже бывали на сайте guitar-geek.ru, то наверняка обратили внимание, что в аппликатурах аккордов во всех разборах песен выделены тоники (синие кружки). Тоника – это основная нота аккорда, от которой этот аккорд построен. Если вы внимательно изучали эти аккорды, то наверняка уже ориентируетесь, где какая нота на 6 и 5 струнах, а если не ориентируетесь – придётся потратить чуть больше времени на изучение грифа.

Итак, как уже говорилось – вы должны знать каким нотам соответствуют струны вашей гитары. Сейчас мы рассматриваем 6 струну (Ми) и 5 струну (Ля). Кроме того, к этому моменту вы уже должны свободно проговаривать ноты восходящей и нисходящей гаммы До мажор.

Теперь осталось уяснить, что между нотами Ми и Фа, и между нотами Си и До – полутон (1 лад на гитаре), а между всеми остальными нотами – тон (2 лада на гитаре). Этих данных достаточно, чтобы вы смогли самостоятельно найти все ноты гаммы До мажор на 6 и 5 струнах. Это ваше первое задание. Возьмите гитару и найдите все ноты гаммы До мажор, начиная с открытых струн и до 12 лада. Нашли? Теперь взгляните на изображения ниже и проверьте себя.

До V лада проблем с запоминанием нот обычно не возникает, потому как есть привязка к открытым струнам и ориентиры в виде основных аккордов, а вот после V лада могут возникать затруднения. Чтобы преодолеть эти трудности – разложим все ноты на 4 группы.

Когда будете играть эти группы нот – старайтесь запомнить как выглядят эти последовательности нот аппликатурно на грифе.

Начнём с открытой 5 струны (Ля). Если повысить ноту Ля на целый тон (2 лада на гитаре), то вы всегда получите ноту Си. Это справедливо для любого места на грифе и для любой струны. Правило работает и для ноты До, которую можно получить, повысив ноту Си на полутон (1 лад на гитаре).

Обратите внимание на изображение ниже. Как видите, аппликатурно эта последовательность нот выглядит одинаково на 6 и 5 струнах.

Совершенно тот же принцип будет сохраняться в группе нот До – Ре – Ми, с той лишь разницей, что в этой группе между всеми нотами будет целый тон (2 лада на гитаре).

Запомните аппликатуру этой группы нот на 6 и 5 струнах. Сразу откладывайте в голове информацию, что повысив ноту До на целый тон в любом месте на грифе вы получите ноту Ре, а повысив на тон ноту Ре – всегда получите ноту Ми.

Теперь давайте сгруппируем ноты Ми – Фа – Соль. Эти ноты располагаются на участке 6 струны от открытой позиции до III лада. На 5 струне – от VII до X лада.

Чуть раньше уже упоминалось, что интервал между нотами Ми и Фа – полутон, а между нотами Фа и Соль – тон. Из этого следует, что найдя ноту Ми на грифе – следующий лад всегда будет нотой Фа, а повысив ноту Фа на один тон – вы получите ноту Соль. Теперь запомните аппликатуры этой последовательности на 6 и 5 струнах.

В последней группе нот Фа – Соль – Ля интервалы между соседними нотами составляют тон. Это значит, что найдя в любом месте грифа ноту Фа и повысив её на 1 тон – вы получите ноту Соль, а повысив таким же образом ноту Соль – получите ноту Ля.

На 6 струне эта последовательность нот играется с I до V, а на 5 струне с VIII до XII лада. Взгляните на картинку и запомните, как выглядит на грифе эта последовательность нот.

Мы разобрали основу, на которой будет построена методика запоминания нот на грифе гитары. Если здесь вы будете плавать – ничего хорошего не получится, поэтому всё, что вы только что прочитали, нужно знать как таблицу умножения.

Когда вы будете чётко видеть каждую ноту на 6 и 5 струнах до XII лада, можете приступать к дальнейшему изучению грифа. После XII лада все ноты повторяются, поэтому пока что об этом не думайте, сосредоточьтесь на первых 12 ладах.

Чтобы быстрее запомнить ноты на 6 и 5 струнах предлагаю вам действовать следующим образом:

  • играйте все группы нот в прямой и обратной последовательности. Играйте много, играйте долго, играйте вдумчиво. Смотреть телевизор и гонять по грифу не получится. Точнее, получится, но толку от этого будет мало. В этот процесс обязательно должны быть включены не только руки, но и голова;
  • как уже говорилось, при проигрывании нот проговаривайте их названия вслух. Ещё эффективнее будет пропевать эти ноты в унисон. Это кажется бесполезным занятием, но это только кажется, поверьте. Если будете пропевать ноты, то помимо запоминания их расположения на грифе вы будете лучше запоминать, как они звучат;
  • когда у вас нет времени посидеть с гитарой часок-другой и погонять эти группы нот по грифу – используйте любое свободное время, чтобы напрягать голову. Заставляйте мозг визуализировать гриф и расположение нот. К примеру, вместо того, чтобы послушать музыку в метро – заведите блокнот, расчертите там 12 ладов и вписывайте туда ноты. Начинайте с открытой струны и заканчивайте XII ладом. Делайте это для 6 и 5 струн, в прямом и обратном порядке;
  • когда почувствуете, что можете выбрать рандомный лад на этих струнах и без промедления назвать ноту ничего не высчитывая – вы готовы продолжить изучение грифа. Обычно для этого достаточно нескольких дней сфокусированной работы.

Обязательно сохраните эту публикацию в закладках вашего браузера (Ctrl + D), чтобы вернуться сюда позже и продолжить. А если вы уже выучили ноты на 6 и 5 струнах – давайте разбираться дальше.

Возможно, для вас это будет сюрпризом, но если вы выучили ноты на 6 и 5 струнах, то вы уже выучили весь гриф. Просто вы пока об этом не знали.

Дело в том, что если вы знаете аппликатуры октав на грифе гитары – вы можете найти любую ноту, взяв октаву от ноты на уже изученных вами струнах. С интервалами, в том числе с октавами, я уже знакомил вас в статье «Как пользоваться кварто-квинтовым кругом». Если кратко, октава – это интервал между двумя нотами, при котором частота одного из них либо в два раза выше, либо в два раза ниже другого.

Гитара – это очень удобный инструмент, как вы уже могли убедиться, когда изучали аппликатуры разных групп нот. В случае с октавами ситуация практически идентичная – аппликатурно октавы выглядят одинаково по всему грифу, за исключением некоторых изменений, вызванных строем инструмента. Об этом дальше поговорим подробнее.

Это, пожалуй, самая распространённая октавная аппликатура, поэтому стоит начать именно с неё. Если выразить эту форму словами, то чтобы найти октаву – вам нужно зажать указательным пальцем ноту на 6 струне, а безымянным пальцем зажать ноту, внимание, через струну и через лад.

Например, если взять ноту Ля на V ладу 6 струны, то нота Ля на октаву выше будет на VII ладу 4 струны.

Теперь для лучшего восприятия давайте всё это визуализируем.

Октавные аппликатуры для поиска нот на 2 и 1 струнах несколько отличаются от тех, которые мы уже использовали для поиска нот на 4 и 3 струнах. Это связано с особенностью настройки гитары. На этот раз вам нужно будет зажимать ноты указательным пальцем и мизинцем и формула будет выглядеть так: через струну и через 2 лада.

Кроме того, вы знаете, что 6 и 1 струны гитары настраиваются на ноту Ми, т.е. все ноты, которые вы уже выучили на 6 струне в точности повторяются на 1.

Рассмотрим ещё одну аппликатуру, которая не так распространена, но всё равно будет очень полезна для изучения нот на грифе гитары. На этот раз формула такая: через 2 струны и через лад.

Если раньше мы строили октавы от основания к вершине, то теперь будем брать ноту на 1 или 2 струне, а безымянным пальцем или мизинцем брать октаву на 4 или 5 струнах.

Теперь давайте это визуализируем.

При прочтении этой статьи и вас мог возникнуть логичный вопрос: «Как быть с участком грифа после XII лада?». Действительно, стоит остановиться на этом подробнее, ведь мы рассмотрели гриф только до XII лада.

Дело в том, что после XII лада все ноты на грифе повторяются. Если вы зажимаете любую струну на XII ладу, то звучит та же нота, которая звучала бы на открытой струне, просто на октаву выше.

Это значит, что совершенно всё, что мы изучали ранее справедливо и для участка грифа после XII лада. Вы можете представить, что XII лад – это ваша открытая струна. Тогда первая метка на грифе после XII лада (на XV ладу) будет соответствовать III ладу и так далее. Кроме того, это значит, что все аппликатуры после XII лада тоже сохраняются.

Для лучшего понимания я это проиллюстрирую, а вы попробуйте найти 5 отличий.

Источник

Как читать табы (табулатуры) для гитары. Полное руководство для начинающих гитаристов.

Что такое табулатура для гитары

Раньше песни записывались при помощи нот и нотных листов. Это было очень удобно, поскольку позволяло разложить и сыграть партии, не базируясь на особенностях инструментов, а также вносило единство игры оркестра на концертах. С появлением гитары ситуация не поменялась до тех пор, пока люди не поняли некоторое неудобство этой системы. В гитаре одни и те же ноты можно взять на совершенно разных ладах и в разных позициях, и, поскольку ноты не обозначают этого, то манера игры некоторых произведений становилась менее очевидной. Ситуацию исправил другой способ записи – табулатуры, который плотно вошел в обиход гитариста. Сколько нужно играть на гитаре для того, чтобы использовать табы? Чем раньше вы начнете это делать – тем лучше.

Они представляют собой тот же самый нотный стан, только с шестью, по количеству струн, линий. На них вместо нот записаны гитарные лады, на которых следует зажимать обозначенные струны для получения нужного звука. Такой метод записи оказался намного удобнее, и поэтому сейчас каждый гитарист должен понять, как читать табулатуру для удобства разучивания произведений. Именно этому и посвящена данная статья. Это действительно стоит знать даже тем, кто учился в музыкальной школе – ведь то, как мы читаем табулатуры для гитары сильно различается с тем, как распознавать ноты.

Виды табулатур

Интернет запись

Такой способ распространен на сайтах, где нет возможности записывать табы в специальных программах. В этом случае внешний вид полностью копируется и суть практически не меняется, за исключением способа обозначения приемов игры.

Запись через редактор табулатур

Самый популярный способ. В этом случае данный вид записи воспроизводит программа, которая при помощи специальных пресетов имитирует звуки гитары, включая различные приемы игры. Это гораздо удобнее, ведь помимо непосредственно цифр, в них, как правило, есть еще и ноты с их длительностями, что еще больше упрощает разучивание песни.

Как пользоваться табами новичку

Обозначение боя

Обычно в табах бой обозначается стрелками напротив каждого отдельного аккорда, или их групп. Обратите внимание на то, что они показывают движение с реверсом – то есть стрелка вниз обозначает удар вверх, а вверх – удар вниз. Тот же принцип работает и со струнами – то есть верхняя линия будет первой, а нижняя – шестой.

Перебор или арпеджио

Переборы на гитаре обычно визуально видно сразу – вы можете понять, какую струну и когда дергать, какой лад зажимать, и какие приемы использовать. В случае с арпеджио номера ладов будут выстроены синусоидами – то есть дугами вверх-вниз. Заранее просматривайте весь такт, поскольку обычно зажав все участвующие струны вы получите нужный аккорд. Разумеется, это не относится к свип-соло, которые требуют иную постановку рук.

Обозначение аккордов

Обычно над группой цифр, которые обозначают лады, пишутся также и аккорды, которыми эти группы и являются. Они находятся прямо над ними – далеко искать не надо.

Мелодия

Всю мелодию можно проследить внутри табов. В программе каждому инструменту отведена своя дорожка, благодаря чему вы легко сможете выучить нужную вам партию.

Как читать табы обозначения и знаки

Хаммер-он (Hammer On)

На письменной табе он обозначается как буква «h» между двумя цифрами. Первая – номер лада, который вам требуется зажать, вторая – тот, на который надо положить палец для данного действия. Например, 5h7.

В программе это действие контекстуально и обозначается дугой под двумя цифрами. Если первая меньше второй – то это хаммер.

Пулл-офф (Pull Off)

В письме этот прием пишется как буква «p» между также двумя цифрами. Первая – то, что вы зажимаете изначально, а вторая – то, какой лад играется после. Например, 6p4 – то есть вы должны сыграть сначала ноту на шестом ладу, а потом произвести пул-офф, зажав при этом четвертый.

В программе он обозначается так же, как и хаммер – дугой под ладами, однако первая цифра будет больше второй.

Бенд -подтяжка (Bend)

На письме он обозначается как буква b после номера лада. Проблема в том, что существует несколько видов бэндов, и чтобы понять, какой используется сейчас, придется вслушиваться в композицию. Кроме того, иногда придется возвращаться в исходную позицию – и тогда писаться будет так – 4b6r4, то есть, буквой r.

В программе все намного проще – там от лада будет прорисована дуга, которая покажет полноту подтяжки, а также необходимость туда возвращаться.

Слайд (Slide)

И на письме, и в программе, он обозначается линиями \ или / — если это нисходящий или восходящий слайд соответственно. При этом в программе вы также услышите характерный для слайда звук.

Вибрато (Vibrato )

На письме вибрато обозначается символами Х или

возле номера нужного лада. В программе же изображается символом кривой линии над числовым обозначением.

Let Ring

Так пишут, когда надо дать струне или аккорду прозвучать – особенно это критично в басовых партиях фингерстайл-паттернов. В этом случае в программе над таблицей ладов будет надпись Let Ring и пунктиром будет проставлено, до какого момента это надо делать.

Глушение струны правой рукой (Palm Mute )

На письме этот прием тоже никак не обозначается. В программе же вы увидите значок PM над таблицей ладов, а также пунктирную линию, которая показывает, до какого момента аккорд играется так.

Не звучащие или мертвые ноты (Mute)

И на письме, и в программе, подобные вещи обозначаются знаком Х вместо номера лада.

Нота призрак (Ghost Note)

Эти ноты и в письме, и в программе для чтения табов, будут заключены в скобки. Играть их необязательно, но для полноты мелодики крайне желательно.

Переменный штрих — удары вниз и вверх (Downstrokes & Upstrokes)

Они обозначаются символами V или ^ для движения вниз или вверх соответственно. Такое обозначение будет прямо над группой аккордов в табулатуре.

Натуральный флажолет (Natural Harmonics)

Натуральные флажолеты, помимо того, что на письме обозначаются в скобках <>, например, , еще и визуально показаны в программе – в виде более мелких по размеру нот и цифр. К слову, искусственные, обозначаются так – [].

Каподастр (Capo)

Обычно факт наличия капо пишется до начала табулатуры – в пояснениях во вступлении.

Тэппинг (Tapping)

Тэппинг и в письме, и в программе обозначается буквой T над играемым паттерном.

Общая таблица символов используемых в текстовых и нотных табах


Обозначения ритма, размера и строя в табулатуре

Размер

Размер обозначается в начале нужного такта – в виде двух чисел, которые находятся одно над другим.

Темп обозначается в самом начале нужного такта, прямо над ним в виде картинки ноты и проставленного напротив него числа, обозначающего Bpm.

Нумерация тактов

Такты также нумеруются в начале каждого нового.

Строй гитары

Строй, если он не является стандартным, также обозначается в начале всей табулатуры – и не меняется на протяжении всей песни.

Программа для табулатур

Самая удобная программа для чтения табов – это Guitar Pro версий 5.2 или 6. Кроме того, существует Tux Guitar, однако этот вариант подойдет преимущественно для пользователей Linux.

Советы и рекомендации

Совет можно, по факту, дать только один – читайте табы внимательно, и по возможности, ориентируйтесь еще и по нотам. Постоянно слушайте и вслушивайтесь – все приемы обозначены в тексте, и поэтому вам будет только легче понять, как играется данная композиция. Не стесняйтесь при необходимости менять темп отдельных кусков трека, чтобы выучить его лучше, а также понять, как исполняется тот или иной отрезок. Ну и, разумеется, не забывайте про метроном.

Источник

Оцените статью