Разбор пьес для пианино

Содержание
  1. Разбор музыкального произведения по специальности
  2. Шаг 1. Предварительное знакомство
  3. Шаг 2. Определяем настроение, образ и жанр
  4. Шаг 3. Элементарный анализ нотного текста
  5. Шаг 4. Играем пьесу с листа, как можем
  6. Шаг 5. Определяем тип фактуры и разучиваем произведение по партиям
  7. Шаг 6. Аппликатура и технические упражнения
  8. Шаг 7. Работа над ритмом
  9. Шаг 8. Работа над мелодией и фразировкой
  10. Шаг 9. Собираем произведение
  11. Шаг 10. Высший пилотаж
  12. Пьесы для фортепиано/ Подборка
  13. РЕкомендуем:
  14. Пьесы для фортепиано/ Подборка: 2 комментария
  15. ЧТО ИГРАТЬ?
  16. Мой новый сайт — CHTOIGRAT.COM
  17. Мария Шарова — Легкие пьесы для фортепиано, звучащие сложно. Ноты для «заржавевших» пианистов / «Феникс», 2020
  18. «All of me» — красивый этюд для фортепиано на правую руку
  19. Фазиль Сай — «Кумру». Баллада для фортепиано
  20. Билли Айлиш — No time to die («Не время умирать», Джеймс Бонд) для фортепиано соло, кавер и ноты
  21. «Ведьмак» — красивый кавер и несложные ноты для фортепиано (без бемолей!)
  22. Гийом Гран — «Ты и я», французская авторская песня
  23. Билли Айлиш — Lovely («13 причин почему»), красивый кавер и легкие ноты для фортепиано с пальцами
  24. Фридрих Бургмюллер — «Скользим по воде» (этюд для совсем начинающих)
  25. Антуан Мармонтель — «Волнительное ожидание» (этюд для начинающих)
  26. Masha Sharova, учитель музыки, который желает вам добра

Разбор музыкального произведения по специальности

В этой статье мы поговорим о том, как готовиться к уроку специальности в музыкальной школе, и о том, что ожидает от ученика преподаватель, когда задаёт в качестве домашнего задания разбор музыкального произведения.

Итак, что же значит, разобрать музыкальное произведение? Это значит начать спокойно играть его по нотам без запинок. Для этого, конечно же, недостаточно просто один раз пройти пьесу, читая с листа, придётся кое-что проработать. С чего всё начинается?

Читайте также:  5 летнее обучение фортепиано

Шаг 1. Предварительное знакомство

В первую очередь мы должны в общем плане познакомиться с сочинением, которые нам предстоит играть. Обычно ученики первым делом считают страницы – это забавно, но с другой стороны, это есть деловой подход к работе. Так что, если привыкли считать страницы – считайте, но этим первоначальное знакомство не ограничивается.

Пока листаете ноты, можно заодно посмотреть: есть ли в произведении повторы (нотная графика похожа на то, что в самом начале). Как правило, повторы бывают в большинстве пьес, хотя сразу не всегда заметно. Если мы знаем, что в пьесе есть повтор, то жизнь наша облегчается, а настроение заметно улучшается. Это, конечно, шутка! Настроение у вас должно быть всегда хорошим!

Шаг 2. Определяем настроение, образ и жанр

Дальше нужно специально обратить внимание на название, фамилию автора. И не нужно вот сейчас смеяться! К сожалению, слишком многие юные музыканты впадают в ступор, когда их просишь назвать то, что они играют. Нет, они говорят, что это вот, мол, этюд, соната или пьеса. Но ведь и сонаты, и этюды, и пьесы пишут какие-то композиторы, а ещё эти сонаты, этюды с пьесами иногда имеют заголовки.

А уж заголовок нам, как музыкантам, говорит о том, что за музыка скрывается за нотным текстом. Например, по названию мы можем определить основное настроение, его тему и образно-художественное содержание. Скажем, по названиям «Осенний дождик» и «Цветы на поляне» мы понимаем, что перед нами произведения о природе. А вот если пьеса называется «Всадник» или «Снегурочка», то тут явно какой-то музыкальный портрет.

Ещё иногда в заголовке нередко содержится указание на какой-нибудь музыкальный жанр. Про жанры более подробно вы можете почитать в статье «Основные музыкальные жанры», а сейчас ответьте-ка: солдатский марш и лирический вальс – это ведь не одинаковая музыка, правда?

Читайте также:  Молчание веселые звезды ноты

Марш и вальс – это как раз и есть примеры жанров (кстати, соната и этюд – это тоже жанры) со своими особенностями. Вы наверняка себе хорошо представляете, чем музыка марша отличается от музыки вальса. Вот так, даже не сыграв ни одной ноты, лишь только прочитав как следует название, вы уже кое-что можете сказать о пьесе, которую собираетесь сыграть.

Для того чтобы точнее определиться с характером музыкального произведения и его настроением, почувствовать какие-то жанровые черты, рекомендуется разыскать запись этой музыки и послушать с нотами в руках или без них. Заодно узнаете, как должна звучать заданная пьеса.

Шаг 3. Элементарный анализ нотного текста

Тут всё просто. Вот три элементарные вещи, которые нужно выполнять всегда: посмотреть ключи; определить тональность по ключевым знакам; посмотреть на указания темпа и размера.

Просто есть такие любители, причём даже среди опытных профессионалов, которые как читают с листа, так шпарят всё подряд, но видят только сами ноты, не обращая внимания ни на ключи, ни на знаки… А потом они удивляются, почему у них из-под пальцев вылезают не красивые мелодии, а какая-то сплошная какофония. Вы так не делайте, хорошо?

Кстати, определить тональность по ключевым знакам вам могут помочь, во-первых, собственные знания по теории музыки и опыт по сольфеджио, ну а, во-вторых, такие полезные шпаргалки, как кварто-квинтовый круг или градусник тональностей. Давайте двигаться дальше.

Шаг 4. Играем пьесу с листа, как можем

Повторю – играете, как можете, с листа всё подряд прямо двумя руками (если вы пианист). Главное – дойти до конца, ничего не пропуская. Пусть будут ошибки, паузы, повторы и прочие заминки, ваша цель – просто тупо сыграть все ноты.

Это такой магический обряд! Дело обязательно пройдёт успешно, но успех начнётся только после того, как вы сыграете всю пьесу от начала до конца, хотя бы даже и если у вас это получится безобразно. Ничего страшного – второй раз будет уже лучше!

Проиграть от начала до конца нужно обязательно, только не нужно на этом останавливаться, как делают большинство учеников. Эти «ученички» думают, что они раз пьесу прошли и всё, типа разобрали. Ничего подобного! Хотя даже от всего лишь одного терпеливого проигрывания есть толк, надо понимать, что тут-то как раз и начинается основная работа.

Шаг 5. Определяем тип фактуры и разучиваем произведение по партиям

Фактура – это способ изложения произведения. Этот вопрос уже чисто технический. Когда мы произведение ручками пощупали, нам становится ясно, что здесь такие-то и такие-то сложности, связанные с фактурой.

Распространённые типы фактуры: полифоническая (многоголосие – жутко сложно, нужно будет играть не только отдельными руками, но ещё и разучивать каждый голос отдельно); аккордовая (аккорды тоже нужно проучивать, особенно если они идут в быстром темпе); пассажи (например, в этюде быстрые гаммы или арпеджио – тоже каждый пассаж смотрим отдельно); мелодия + аккомпанемент (само собой разумеется, мелодию разучиваем отдельно, аккомпанемент какой бы он ни был – тоже смотрим отдельно).

Никогда не пренебрегайте игрой отдельными руками. Играть отдельно правой и отдельно левой рукой (опять-таки, если вы пианист) – очень важно. Только тогда, когда мы прорабатываем детали, получается хороший результат на выходе.

Шаг 6. Аппликатура и технические упражнения

Вот уж без чего никогда не обходится нормальный, «среднестатистический» разбор музыкального произведения по специальности, так это без разбора аппликатуры. Сразу ставьте верные пальцы (не поддавайтесь искушению). Правильная аппликатура помогает и наизусть текст учить быстрее, и играть с меньшим числом остановок.

Правильные пальчики мы определяем для всех сложных мест – особенно там, где идут гаммообразные и арпеджиообразные последования. Тут важно просто понять принцип – как устроен данный пассаж (по звукам какой гаммы или по звукам какого аккорда – например, по звукам трезвучия). Дальше весь пассаж нужно разделить на отрезки (каждый отрезок – до перекладывания первого пальца, если речь о фортепиано) и научиться видеть эти отрезки-позиции на клавиатуре. Кстати, так и текст легче запоминается!

Да, что это мы всё про пианистов? И другим музыкантам нужно делать нечто подобное. Например, духовики часто используют в занятиях приём имитации игры – они разучивают аппликатуру, прижимают нужные клапаны в нужно время, но при этом не вдувают воздух в мундштук своего инструмента. Это здорово помогает справиться с трудностями технического порядка. Всё-таки быструю и чистую игру нужно отрабатывать.

Шаг 7. Работа над ритмом

Ну уж в неверном ритме играть пьесу никак нельзя – всё равно педагог будет ругаться, хочешь не хочешь, а придётся учиться играть правильно. Присоветовать вам можем следующее: классика – играть со счётом вслух (как в первом классе – помогает всегда); играть с метрономом (задать себе ритмическую сетку и не отклоняться от неё); выбрать для себя какой-нибудь мелкий ритмический пульс (например, восьмыми – та-та, или шестнадцатами – та-та-та-та) и всю пьесу играть с ощущением, как этот пульс её пронизывает, как он наполняет все ноты, длительность которых больше этой выбранной единицы; играть с выделением сильной доли; играть, немного растягивая, как резинку, последнюю долю; не ленитесь высчитывать всякие триоли, пунктирные ритмы и синкопы.

Шаг 8. Работа над мелодией и фразировкой

Мелодию нужно играть выразительно. Если мелодия вам кажется странноватой (в произведениях некоторых композиторов XX века) – ничего страшного, вы должны её полюбить и сделать из нёё конфетку. Она красивая – просто необычная.

Вам важно играть мелодию не как набор звуков, а как мелодию, то есть как последовательность осмысленных фраз. Посмотрите, есть ли в тексте фразировочные лиги – по ним мы часто можем обнаружить начало и конец фразы, хотя если у вас со слухом всё в порядке, вы их и на свой слух легко определите.

Тут можно было бы ещё много чего сказать, но вы и сами прекрасно знаете, что фразы в музыке – это как разговор людей. Вопрос и ответ, вопрос и повторение вопроса, вопрос без ответа, рассказ одного человека, увещевания и оправдания, короткое «нет» и многословное «да» – всё это есть и во многих музыкальных произведениях (если в них есть мелодия). Ваша задача – разгадать то, что композитор вложил в нотный текст своего произведения.

Шаг 9. Собираем произведение

Что-то слишком много шагов и много задач получилось. На самом деле и, конечно, вы об этом знаете, что предела совершенствованию нет… Но в какой-то момент нужно поставить точку. Если вы хоть немного поработали над пьесой прежде чем принести её в класс, это уже хорошо.

Главная задача разбора музыкального произведения – научиться играть его подряд, поэтому конечный ваш шаг всегда – это собирание пьесы, проигрывание её от начала до конца.

Поэтому! Ещё несколько раз проигрываем всё произведение от начала до конца! Заметили, что играть теперь заметно легче? Значит, цель ваша достигнута. Можно нести в класс!

Шаг 10. Высший пилотаж

Два варианта высшего пилотажа для этого задания: первый – выучить текст наизусть (не нужно думать, что это не реально, потому что это реально) – и второй – определить форму произведения. Форма – это устройство произведения. Основным формам у нас посвящена отдельная статья – «Самые распространённые формы музыкальных произведений».

Особенно полезно поработать именно над формой, если вы играете сонату. Почему? Потому что в сонатной форме есть главная и побочная партия – две образные сферы в одном произведении. Вы их должны научиться находить, определять их начала и концы и соотносить проведение каждой из них в экспозиции и в репризе.

Ещё всегда полезно разделить на части разработку или среднюю часть какой-нибудь пьесы. Скажем, она может состоять из двух-трёх разделов, построенных по разным принципам – в одном может быть новая мелодия, в другом – развитие уже прозвучавших мелодий, в третьем – сплошь состоять из гамм и арпеджио и т.д.

Итак, мы с вами рассматривали такую проблему, как разбор музыкального произведения в исполнительском плане. Для удобства мы представили себе весь процесс как 10 шагов к цели. В следующей статье тоже будет затронута тема разбора музыкальных произведений, но уже в другом ключе – при подготовке к уроку по музыкальной литературе.

Источник

Пьесы для фортепиано/ Подборка

На данной страничке предлагаю вам познакомиться с нотной подборкой, с которой со мной любезно поделился Максим — гость нашего сайта. За что я ему очень благодарна. Максим является составителем и редактором всех трёх сборников. Качество сканированных нот просто отличное! Музыкальный материал состоит из популярных произведений, как для фортепиано соло, так и переложений для фортепиано произведений для различных составов. Произведения в сборниках — известные классические и популярные произведения из кинофильмов и спектаклей. К каждому произведению была найдена аудиозапись с фортепианным исполнением. Если не было фортепианного варианта, Максим находил другой вариант, к примеру, оркестровый. В общем, изучайте содержание, и, если вас что-то заинтересует, переходите по ссылке и скачивайте! Материалы предоставлены абсолютно бесплатно!

Пьесы для фортепиано. Часть 1

Общая ссылка на все аудиофайлы: Часть I

СОДЕРЖАНИЕ и ссылки на аудиофайлы (часть 1):

Пьесы для фортепиано. Часть 2

Общая ссылка на все аудиофайлы: Часть II

СОДЕРЖАНИЕ и ссылки на аудиофайлы (часть 2):

Пьесы для фортепиано. Часть 3

Общая ссылка на все аудиофайлы: Часть III

СОДЕРЖАНИЕ и ссылки на аудиофайлы:

РЕкомендуем:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

Пьесы для фортепиано/ Подборка: 2 комментария

Спасибо большое! Всё исправила!

Во втором списке ссылки под номерами 61, 62, 63 ведут на один и тот же звуковой файл (номер 61, Итальянская полька).
То же самое в номерах 72, 73.

Источник

ЧТО ИГРАТЬ?

Ноты для фортепиано взрослым (и детям) от Марии Шаровой

Мой новый сайт — CHTOIGRAT.COM

Дорогие друзья и читатели!

Блог русской пианистки переехал окончательно на новую платформу «Что играть?» по адресу chtoigrat.com. Именно этот сайт продолжает обновляться как и раньше, только дизайн немного изменился. К ноябрю все ссылки будут перемещены на новый сайт, приходите в гости!

Кроме материалов о классических пьесах на новом сайте есть нотный магазин, где собраны мои аранжировки и транскрипции, а также другие платные ноты. Теперь вам не нужно писать предварительно с вопросами, а можно воспользоваться инструкциями в магазине и написать уже об оплате.

Мария Шарова — Легкие пьесы для фортепиано, звучащие сложно. Ноты для «заржавевших» пианистов / «Феникс», 2020

Друзья и любители фортепиано, моя первая книга вышла из печати!

«All of me» — красивый этюд для фортепиано на правую руку

Взрослые любители, хотите отдохнуть от классики, но развивать технику? Или давно умели играть, бросили и теперь не знаете, с чего начать? Ваш деть подросток покатился по наклонной и отлынивает от фортепиано? —

Фазиль Сай — «Кумру». Баллада для фортепиано

Красивая неторопливая пьеса для фортепиано с простой и запоминающейся мелодией; автор — турецкий пианист Фазиль Сай. При прослушивании нам кажется, что где-то эту музыку мы уже слышали…

Билли Айлиш — No time to die («Не время умирать», Джеймс Бонд) для фортепиано соло, кавер и ноты

Песня Билли Айлиш к новому фильму о Джеймсе Бонде «Не время умирать» в аранжировке для фортепиано соло.

«Ведьмак» — красивый кавер и несложные ноты для фортепиано (без бемолей!)

Песня «Ведьмаку заплатите чеканной монетой» рулит в хит-парадах музыки к сериалам, как и музыка к похожему по стилю фильму «Игра престолов«. Поэтому для взрослых любителей пост-начального, среднего и продвинутого уровней —

Гийом Гран — «Ты и я», французская авторская песня

Соскучились по пунктирному ритму? Давно его не играли, и его стало не хватать в вашей жизни? Давно левая рука не пахала? Знакомимся, классная авторская песня французского

Билли Айлиш — Lovely («13 причин почему»), красивый кавер и легкие ноты для фортепиано с пальцами

Красивая аранжировка и несложные ноты для фортепиано песни Lovely Билли Айлиш — маст хэв этого года в репертуаре подростков-пианистов, особенно начавших поздно.

Фридрих Бургмюллер — «Скользим по воде» (этюд для совсем начинающих)

Красивая и очень простая пьесадля начинающих играть на пианино, маленьких детей и взрослых.

Антуан Мармонтель — «Волнительное ожидание» (этюд для начинающих)

Вы любите знаменитую Бурю, 3ю часть 17й сонаты Бетховена, хотели бы ее сыграть на фортепиано, но технических возможностей нет и не будет?

Masha Sharova, учитель музыки, который желает вам добра

Источник

Оцените статью