- Как сочинить гитарное соло
- Изучаем гаммы и лады
- Музыкальная теория
- Как сочинить свое гитарное соло
- Сила импровизации
- Постоянно занимайтесь и практикуйтесь!
- 5 простых гитарных соло для начинающих
- Порядок Гитарных соло в видеоуроке
- Как играть соло на гитаре. Приемы и практические примеры для начинающих гитаристов
- Стоит ли учить теорию или сразу перейти к практике?
- Как строится и из чего состоит сольная партия
- В какой части произведения обычно играется соло?
- Какие виды соло бывают? Популярные примеры
- Мажорная и минорная гамма
- Популярные приемы игры
- Межструнные скачки
- Глиссандо
- Восходящее и нисходящее легато
- Вибрато
- Хроматика
- Одноголосный тэппинг
- Упражнения для развития техники
- Боксы пентатоники, гаммы
- Играем под аккорды
- Работа над техникой
- Выучите простое соло
- Список песен с простыми соло для начинающих
- Как самостоятельно придумать гитарное соло?
- Можно ли играть соло на акустической гитаре?
Как сочинить гитарное соло
Гитарные соло это очень важный элемент в рок музыке, соответственно, вы как гитарист, обязаны знать как их играть и сочинять. Крутое соло поворачивает песню в новом направлении и также может быть очень запоминающимся, как припев.
Многие посредственные гитаристы при игре соло очень много внимания уделяют разным гитарным эффектам и трюкам. А легенды могут сочинить отлично звучащие соляки и без этого. Не зря же их называют «гитарными героями». Они настолько талантливы, что способны высечь отменный звук своих соло с минимальным набором нот, эффектов и различных трюков.
Что же, как они вообще это делают? Может быть есть какой то гитарный ген? Или может они продали душу дьяволу, чтобы уметь так сочинять? Давайте попробуем в этом разобраться.
Одно я могу сказать точно: они очень усердно занимались и работали, чтобы достичь своего высокого уровня игры.
Мы же, в свою очередь, можем очень многому научиться у них. Хотя бы приблизиться к мастерству их игры, быть немного похожими.
Итак, чтобы сочинить крутое гитарное соло, нам нужны три вещи:
- Хорошо знать гриф. Вы должны свободно ориентироваться по нему и иметь хороший слух.
- Хорошо знать и разбираться в музыке, которую вы играете. То есть вы не сможете хорошо сыграть джазовое соло, если до этого не вылазили из роковых пентатонических запилов.
- Импровизируйте, пробуйте! Вполне вероятно, что что-то может получиться спонтанно.
Изучаем гаммы и лады
Чтобы более-менее сочинять даже самые простые соло, вам обязательно нужно знать самые основные лады. Хотя бы мажорный и минорный лад.
Знание позиций пентатоники, мажорного, минорного ладов, а также гармонического минора на грифе очень сильно вам поможет в сочинении своих собственных соло. Это просто самый необходимый минимум. Так что я советую вам не пренебрегать их изучением.
Кстати, есть такое неправильное мнение, будто знание ладов и музыкальной теории в целом, загоняет вас в рамки. То есть не дает вам свободы. Я считаю, что это полный бред. Знание теории вам лишь помогает быстрее находить нужные ноты, а все остальное сделают ваши пальцы и слух. Но и налегать на одно изучение гамм не стоит. Ищите золотую середину.
По мере тренировки ваших ушей, ваши пальцы сами будут находить нужные ноты на грифе. Например, при игре импровизаций под какую-либо аккордовую последовательность.
Изучение гамм и ладов также развивают вашу левую руку. По мере их изучения и построения на грифе, вы несомненно заметите, что стали быстрее и увереннее перемещаться по грифу гитары.
Музыкальная теория
Для новичков, процесс нахождения нужных нот на грифе кажется чем то феноменальным и фантастическим. Конечно же знание музыкальной теории, хотя бы поверхностное, очень сильно в этом поможет.
Теория музыки дает вам понимание того, почему одни ноты звучат хорошо, а другие плохо. Знание почему так происходит очень сильно упростит вам жизнь и ускорит ваше обучение искусству сочинения хорошего соло.
Многие диванные гитаристы могут утверждать, что изучать теорию не нужно и даже вредно. Аргументы у них одни и те же — «Слэш (здесь любое имя популярной рок звезды) нот не знает, а какие соло сочиняет!» Но кто знает какие усилия он для этого приложил и сколько времени затратил.
Вы можете долго и упорно эмпирическим путем выяснять какие ноты можно «тыкать» а какие нет. Или же просто один раз изучить законы музыки и сократить время обучения в разы. Решать только вам.
Как сочинить свое гитарное соло
Как правило, если вы играете в группе, то сопровождение сочиняется раньше соло. Если вы сочиняете песню один, то возможно, вы уже примерно представляете как оно должно звучать. Но все равно, сопровождение пишете раньше.
В этой части, я бы хотел дать небольшой совет, как сочинять соло в группе. Это чисто из личного опыта.
Первым делом вы должны хорошо быть знакомы с треком. Даже лучше самому сесть, сыграть его и записать. Вообще для гитариста, записывать самого себя, это очень важная вещь. Слушая себя со стороны, можно услышать то, чего не слышал ранее. Кстати, как это сделать с помощью компьютера и звуковой карты, читайте здесь: FAQ по записи трека и здесь: Программы для записи гитары.
После того, как у вас будет на руках запись, слушайте ее в течение некоторого времени. Вы должны, грубо говоря, привыкнуть к ней, знать каждые нюансы мелодики и композиции.
И наконец, просто импровизируйте под запись. Обязательно, записывайте все свои дубли и слушайте со стороны. Здесь вам очень поможет знание грифа и гамм.
Предпоследний этап — прослушка записанных дублей вашего будущего соло, отсекание неудачных моментов. Хорошие кусочки и фразы оставляем и если нужно дорабатываем. Шлифуем соло до идеального!
И наконец, записываем полученный результат, снова прослушиваем и наслаждаемся!
Сила импровизации
Еще один важная вещь для соло гитариста, это конечно, импровизация. Вы можете поразить группу наизусть выученным соло, но иметь навык импровизации под неизвестный трек, это еще более полезная вещь.
Так же умение импровизировать очень помогает когда вы забываете какой-либо кусочек вашего соло, например на концерте. А некоторые гитаристы идут еще дальше. Они вообще не особо любят что-то заучивать наизусть и очень часто импровизируют!
Искусство и умение импровизировать несомненно говорит о том, что гитара это во всех смыслах, продолжение рук гитариста. Он умеет извлекать ноты так же свободно, как говорить.
Постоянно занимайтесь и практикуйтесь!
Сочинение хорошего гитарного соло это не быстрый процесс. Торопиться здесь некуда. Ну только если у вас не дедлайн завтра. Хорошенько проработайте каждый момент, запишите себя, прослушайте. Если что-то не нравится, скорректируйте и повторите это снова. Не бойтесь импровизировать и изучать музыкальную теорию, это здорово поможет вам. Пользуйтесь советами из этой статьи и удачи в сочинении!
Источник
5 простых гитарных соло для начинающих
ВИДЕОУРОК: «5 простых соло на электрогитаре для начинающих»
Для начинающих гитаристов предлагаю разбор 5 простых гитарных соло. Табулатуры и рекомендации >>
Порядок Гитарных соло в видеоуроке
1. Iron Maiden — The Loneliness Of The Long Distance Runner 0:06
2. Santana — Europa 0:34
3. Derek & The Dominos, Eric Clapton — Layla 1:03
4. Nirvana — Smells Like Teen Spirit 1:26
5. Guns N’ Roses — Knockin’ On Heaven’s Door 2:05
Разобрав 20 простых риффов для начинающих гитаристов из прошлой подборки, можно приступать к изучению простых соло на электрогитаре. Играть даже самые простые соло на гитаре, не освоив при этом риффы, я не рекомендую. Подробно эта тема обсуждалась в соответствующем видеоуроке. Несмотря на то, что в гитарные соло занимают от 5% до 20% произведения, зачастую именно эти партии больше всего впечатляют не только неравнодушных к гитаре людей, но и любителей музыки в целом. Как правило, даже в простых соло для начинающих гитаристов содержится целый комплекс мелизмов — бенды, слайды, хаммер-пуллы, форшлаги, вибрато и т.п. Каждый из этих элементов также классифицируется. В результате новичок сталкивается с огромным количеством переменных, за которыми ему нужно следить. В данной подборке предложены простые гитарные соло, где также присутствуют мелизмы (без них никуда), но при этом они достаточно читаемы, благодаря чему у начинающих гитаристов есть возможность научиться их играть. Разумеется, к соло прилагаются максимально подробные табы. Но стоит обратить внимание, что зачастую в табах не отражается вся палитра мелизмов. Поэтому при разборе соло необходимо внимательно анализировать на слух сыгранную в оригинале партию. Поскольку зачастую начинающему гитаристу трудно снимать соло на слух, т.к. его отвлекают множество присутствующих в миксе инструментов, рекомендую выбирать видео, где все соло сыграны под клик.
Источник
Как играть соло на гитаре. Приемы и практические примеры для начинающих гитаристов
Гитарное соло – это кульминация песни, момент наивысшего напряжения в ее композиционной структуре. Оно усиливает основную идею произведения, украшает гармонию и акцентирует внимание на общем настроении трека.
При игре соло гитарист помимо решения творческих задач демонстрирует свой уровень владения инструментом. Поэтому умение сыграть соло отличает хорошего музыканта от обычного.
Стоит ли учить теорию или сразу перейти к практике?
Многие начинающие гитаристы задают себе вопрос: нужно ли тратить время на изучение теоретических основ игры на гитаре или лучше уделить больше внимания практическим навыкам?
Однозначного ответа нет. Все зависит от целей, которые вы перед собой ставите.
Если вы хотите просто вечерами играть соло из любимых песен, то теория вам не нужна. Ищите табулатуры и разучивайте их.
Если же вы хотите заняться творчеством и сочинять собственные сольные партии, то теория необходима. Вы должны не только оттачивать технические приемы, но и учить лады, гаммы, обращения аккордов и многое другое.
Как строится и из чего состоит сольная партия
Фактически гитарное соло — это композиция внутри композиции. Оно может дополнять основную мелодию, рассказывать ее по-другому или вообще противостоять ей.
Соло состоит из набора музыкальных фраз. Эти фразы называются ликами (англ. Lick). В качестве примера — «Stairway to Heaven» от Led Zeppelin. Кружками выделены лики.
Соло-партия песни Stairway to Heaven
Сложность гитарного соло зависит от уровня гитариста и творческих задач.
СОВЕТ! О подходе к обучению.
Когда вы будете учить свое первое соло, старайтесь разбить его на фразы. Это как учить стихи. Вы учите по строчкам, а не пытаетесь запомнить все произведение сразу.
В какой части произведения обычно играется соло?
Соло не имеет четко обозначенного места в структуре песни. Кроме того, в композиции может быть несколько гитарных соло. Особенно, если в группе 2 гитариста.
Например, песня «Devil man» группы Blues Pills начинается с гитарного соло. Но это редкий случай. Чаще всего соло встречается во второй половине песни перед повторением последнего припева. Также нередко соло завершает композицию. Как в песне К. Никольского «Мой друг художник и поэт».
Какие виды соло бывают? Популярные примеры
Все гитарные соло можно условно поделить на 3 большие группы:
- Мелодичные. Такие партии повторяют основную тему песни или обыгрывают ее. Чаще всего встречаются в лиричных композициях. Яркими примерами таких соло являются «Я свободен» группы Кипелов, «Спокойная ночь» Кино, «Nothing else matters» Metallica.
- Атональные. Такие партии характерны для экстремальных стилей рок-музыки (блэк-метал, грайндкор, краст и т. д.). В них используются нетипичные лады и интервалы. Атональное соло усиливает агрессию трека. Послушайте, например, Juno Bloodlust – «The Lord of Obsession».
- «Драйвовые». Такой вид гитарного соло встречается в быстрых мажорных композициях. Его основная задача — добавить песне энергии. Например, «Paranoid» Black Sabbath, «Whole Lotta Rosie» AC/DC, «Rock’n’Roll» Led Zeppelin.
- Пассажи. Этот вид часто встречается в композициях прогрессивного рока. Гитарные партии строятся на быстрой игре пассажей. Неподготовленный человек может принять их за набор нот, хотя это не так. Для примера можете послушать композиции Джо Сатриани, Пола Гилберта, Стива Вая и групп Opeth, Dream Theater.
Бывает и так, что в одной гитарной партии комбинируются несколько из перечисленных видов соло. Например, «Orion» группы Metallica или «Siberian Khatru» группы Yes.
Соло на гитаре
Мажорная и минорная гамма
В этой главе музыкальная теория представлена в минимальном объеме для общего понимания принципов построения гамм.
Гитарные лики, из которых состоит соло, строятся на основе гамм. Гаммы бывают мажорными и минорными.
Мажорный звукоряд строится по схеме: тон — тон- полутон — тон — тон — тон — полутон . Например, гамма до-мажор выглядит следующим образом: до — ре — ми — фа — соль — ля — си — до .
Минорная гамма строится по схеме: тон — полутон — тон — тон — полутон — тон — тон .
Гамма до-минор выглядит так: до — ре — ми-бемоль — фа — соль — ля-бемоль — си-бемоль .
При игре соло вы должны учитывать общее настроение композиции и подбирать соответствующую гамму.
Популярные приемы игры
Гитарное соло будет скучным, если его сыграть как обычную мелодию. Для украшения партии гитаристы используют специальные технические приемы. Они не оказывают никакого влияния на гармонию. Ноты остаются те же.
Прием №1 в арсенале любого гитариста. Бэнд — это подтяжка струны пальцем. При этом изменяется высота звучащей ноты. Конечно, вместо бэнда можно сыграть подряд две ноты. Но тембральная окраска музыкальной фразы изменится.
Возьмите гитару в руки и сыграйте ноту Фа на 3 струне (10 лад). Пока звучит нота, не отрывая палец от грифа, подтяните струну вверх к 4 струне. Звучащая нота стала выше.
Бэнд всегда делается на слух. Отрабатывать его необходимо под тюнер, чтобы не фальшивить.
Настоящим мастером бэндов является Джефф Бэк. Послушайте его исполнение песни «Cause We’ve Ended as Lovers».
Межструнные скачки
Данный прием заключается в том, что гитарист играет ноты через 1 или даже 2 струны. Это создает эффект «качелей» или «галопа», поскольку сильно ощущается разница в высоте звучания нот.
Глиссандо
Этот прием иногда еще называют «скольжением». Гитарист играет две ноты не отдельно, а скользит от одной к другой.
Зажмите 3 струну на 5 ладу (нота До) средним пальцем. Не отрывая палец от грифа, переместите его на 12 лад (нота Соль). Сделайте это одним быстрым движением.
Глиссандо может играться как вверх, так и вниз. Примером сольной партии с этим приемом может служить «Perry Mason» от Ozzy Osbourne.
Кстати, если соло начинается из-за такта, то почти всегда гитарист применяет глиссандо.
Восходящее и нисходящее легато
Легато — это прием игры на гитаре с плавным переходом от одной ноты к другой. Легато может быть восходящим (от низкой ноты к высокой) и нисходящим (от высокой ноты к низкой).
Восходящее легато среди гитаристов называется хаммером (от англ. hammer on). Играется следующим образом.
Сыграйте 3 струну на 12 ладу. Пока звучит нота (Соль) , быстро зажмите средним пальцем левой руки по 3 струну на 14 ладу. Прозвучит нота Ля. Обратите внимание, вам нужно не просто зажимать струну средним пальцем, а именно ударить по ней.
Нисходящее легато среди гитаристов называется пулл-оффом (от англ. pull off). Если суть хаммера заключалась в ударе пальцем по струне, то при игре пулл-оффа вы должны сдернуть палец со струны.
Опять зажмите 3 струну на 12 ладу указательным пальцем. Средним пальцем зажмите эту же струну на 14 ладу. Резким движением сдерните средний палец вниз со струн. Прозвучит нота Соль, но с характерным призвуком от ноты Ля. Обратите внимание, что 1 и 2 струны при игре пулл-оффа звучать не должны.
Вибрато
Этот прием является визитной карточкой любого гитариста. Несмотря на кажущуюся простоту, вибрато является очень сложным техническим приемом. Его суть заключается в том, чтобы создавать искусственное колебание струны и контролировать его.
Играется следующим образом. Сыграйте 3 струну на 12 ладу, а затем раскачайте ее рукой вверх-вниз. Высота ноты меняется. Фактически вы играете микробэнды.
Хроматика
Хроматика — это прием игры на гитаре, при котором интервал между сыгранными нотами составляет полтона.
Сыграйте следующий квадрат под 4 счета. В скобках указано, как долго должна звучать каждая нота.
G (4/4) – F (4/4) – E (4/4) – E (I) – Eb (I) – D (I) – Db (I).
Последовательность E – Eb – D – Db и есть хроматика.
Одноголосный тэппинг
Тэппинг — это прием игры на гитаре, при котором гитарист стучит пальцами по струнам на грифе.
Зажмите 3 струну на 5 ладу. Средним пальцем правой руки резко стукните по этой же струне на 12 ладу. Затем сдерните ее пальцем левой руки. Это и есть тэппинг.
Одноголосый тэппинг — это извлечение звуков по очереди правой и левой рукой.
Популяризовал тэппинг Эдди Ван Хален.
Упражнения для развития техники
Следующие упражнения вы можете выполнять вместе с изучением гитарных техник и разбором своего первого соло.
Боксы пентатоники, гаммы
Простейшей гаммой является пентатоника. На пентатонике построены 90% гитарных соло в роке. Пентатонические гаммы объединяются в боксы. Всего есть 5 боксов пентатоники. Этими боксами можно обыграть любой аккорд. Но для этого нужно знать расположение нот на гитарном грифе.
На рисунках ниже представлены схемы всех 5 боксов для минора и мажора. Белым кружком обозначаются ноты, которые нужно играть в гамме. Черным кружком обозначается нота тоники. Для до-мажор — это нота До, для ми-минора — нота Ми и т. д.
Ваша задача — на основе этих схем самостоятельно подобрать боксы пентатоники для каждой тональности. Обязательно выучите их все.
Боксы минорной пентатоники Боксы мажорной пентатоники
Играем под аккорды
Отрабатывать выученные гаммы лучше всего под бэкинг-трек. Суть упражнения проста: вы включаете дорожку из последовательности аккордов (или даже одного аккорда) и играете под нее гаммы. При этом вы сами определяете длину нот, интервалы, позиции и т. д.
Цель такого упражнения — понять основной принцип построения сольной партии и отработать гаммы.
Много бэкинг-треков есть на Youtube по запросу «guitar backing track». Также вы можете записать собственный бэкинг-трек и играть под него.
Ниже приведены примеры бэкинг-треков. Попробуйте сыграть под них уже изученные вами боксы пентатоники.
Работа над техникой
- Всегда занимайтесь под метроном. Скачайте себе приложение на телефон или установите программу на компьютер.
- Начинайте с 60 bpm или даже меньше.
- Увеличивайте темп постепенно.
- Следите за чистотой игры.
- Отрабатывайте прием до тех пор, пока он не будет звучать идеально. Если вы будете недотягивать бэнды, криво делать вибрато, то вы испортите всю партию.
Выучите простое соло
Лучшее упражнение — это выучить соло. Помните, что вы отрабатываете легато, тэппинг и другие приемы, чтобы использовать их в игре, а не просто так. Поэтому среди ваших любимых песен выберите одну с простой сольной партией и начните ее учить.
Список песен с простыми соло для начинающих
Чтобы научиться играть соло, нужно больше практиковаться, играть как можно больше мелодий и отдельных ликов.
Начните обучение с простых соло, которые играются всего на нескольких нотах или на 1 струне. Добейтесь того, чтобы сыгранная вами мелодия звучала красиво, четко, ровно и без лишних призвуков.
Постепенно повышайте уровень сложности. Главное, следите за чистотой исполнения. Лучше сыграть чисто и ровно 3 ноты, чем выдать кашу из скрипов, обертонов и недотянутых бэндов.
10 песен с простыми соло:
- Кино – «Спокойная ночь»
- Red Hot Chili Peppers – «Scar Tissue»
- ДДТ – «Что такое осень»
- Van Halen – «Ain’t Talkin’ ‘Bout Love»
- Red Hot Chili Peppers – «Californication»
- Greenday – «Holiday»
- White Stripes – «Seven Nation Army»
- Би-2 – «Полковнику никто не пишет»
- Nirvana – «Smells Like Teen Spirit»
- Агата Кристи – «Сказочная тайга»
Как самостоятельно придумать гитарное соло?
Придумать гитарное соло — достаточно сложная задача. В этом деле все зависит от ваших творческих способностей и вашего технического арсенала. Чтобы развить и то и другое, вы должны как можно больше играть на гитаре и слушать много разной музыки.
Если подойти к сочинению сольной партии только с технической стороны, то алгоритм будет такой:
- Определите тональность песни;
- Определите гармонию той части композиции, под которую вы будете придумывать свою сольную партию;
- Придумайте гармонию своего будущего соло. Определите базовые ноты;
- Добавьте лики и переходы;
- «Украсьте» соло техническими приемами (бэндами, вибрато, легато и т.д.)
ВАЖНО! О техническом арсенале
Не пытайтесь уложить в одно соло все известные вам технические приемы. Помните, что они призваны украсить придуманную мелодию соло, а не заменить ее.
Можно ли играть соло на акустической гитаре?
Соло на акустической гитаре не является чем-то необычным. Эрик Клэптон играл классическое соло к своей песне «Layla» на акустической гитаре. В серии концертов MTV Unplugged свои песни в акустических версиях представили группы Kiss, Nirvana, Alice in Chains, Pearl Jam. Гитаристы этих команд исполнили свои партии без электрогитар.
Самое знаменитое соло на акустической гитаре в российской рок-музыке сыграл Сергей Маврин в песне группы Ария «Кровь за Кровь».
Источник