Разбор урока по фортепиано

План — конспект открытого урока по фортепиано по теме «Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения»
план-конспект урока по музыке по теме

В данном материале представлен план — конспект открытого урока по фортепиано. Подробно показаны форма и методы проведения урока с учащимся первого года обучения.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_po_fortepiano_.doc 59 КБ

Предварительный просмотр:

План — конспект открытого урока

по специальности «фортепиано» с ученицей 1-го года обучения

Выполнила: Ильина Ирина Ивановна

преподаватель по классу фортепиано

МБОУДОД «Школы искусств п. Н. Лапсары г. Чебоксары

« Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения »

Тип урока: комбинированный

Цель урока: закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале изучаемых произведений.

— закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия, динамика),

-продолжить формирование практических навыков (игра штрихами legato, staccato; работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе);

-активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности. Воспитывающие:

— воспитывать любовь к музыке,

— воспитывать эстетический вкус,

-воспитывать усидчивость, собранность.

-словесный, наглядный, практический;

-активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;

-прямая и наводящая формы воздействия.

Оборудование : фортепиано, 2 стула, таблица «средства музыкальной выразительности». Рисунки, картинки, нотные пособия. Портрет К.Рейнеке и А. Пушкина. Ноутбук

Применение педагогических технологий :

— развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться..

— рациональная организация урока: физкультминутка, включение игровых моментов, гимнастика для глаз, , упражнения на расслабление мышц, упражнение «Радуга» и «Говорящие пальцы»

— чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется повторением выученных пьес и слушание музыки).

— разучивание музыкальных произведений;

— работа над гаммой

Репертуарный план урока :

1. Гамма До мажор

2.М. Крутицкий «Зима»

3. К. Рейнеке «Скерцино»

4.Д. Кабалевский «Клоуны» (прослушивание)

5.П. И. Чайковский «Старинная Французская песенка» (прослушивание)

6. Г. Галынин пьесы из цикла «В зоопарке» (прослушивание)

2.Разминка. Упражнения, направленные свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика

3. Работа с музыкальным материалом

4.Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке — с использованием игровой технологии (игра по карточкам, рисунки, картинки)

6. Домашнее задание

1 . Организационный момент . Приветствие. Озвучивание темы урока, задач. Посадка за инструментом

Дуговые упражнения над клавиатурой с последующими погружениями в нее. Упражнение вырабатывает свободную ориентировку на клавиатуре и мускульное ощущение расстояния. Руки переносятся дуговым движением свободно и плавно. Можно представить себе, как прозрачная капелька катится по радуге вниз и звонко падает в глубокое озеро.

— Нарисуй ее над клавиатурой, а концы радуги пусть звучат, приговаривая:

Ой ты, радуга-дуга

Под тобой лежат луга.

В небе ты повисла, словно коромысло.

Я красивую такую

В пол минуты нарисую.

Сначала рисуй правой рукой, потом левой. А теперь попробуем вместе двумя руками. Дома повторяй это упражнение.

Упражнение «Говорящие пальцы».

Едет мышь на самосвале.

Ты чего же, это, мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

Проговори – простучи стишок такими пальцами:

1 1 2 2 1 1 3 3

1 1 4 4 1 1 5 5

Пальчиковая игра: « Волшебный платок»

У меня живет проглот –
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюшко, как у бегемота!
Берём небольшой платок за уголок и целиком вбираем его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Сначала одной рукой, потом другой.

Далее проверяем знание ученицей гаммы “До мажор” каждой рукой отдельно в 2 октавы в прямом движении и двумя руками в расходящемся движении. Затем разнообразим игру гаммы с подтекстовками и в разных темпах: “Гамму я играю громко и играю хорошо”, “А теперь играю быстро – получу оценку “пять”. Сыграть гамму 1-ым и 2-ым пальцем (упражнение на подкладывание первого пальца) .

3 . Работа с музыкальным материалом .

Педагог: Какое произведение ты нам сейчас исполнишь?

Ученица: М. Крутицкий «Зима»

Педагог: Скажи, какой характер у пьесы?

Ученица: Грустный, взволнованный немного .

Педагог: Что ты себе представляешь, когда исполняешь это произведение?

Ученица:: Холодную зиму, темный лес.

Педагог : А какая природа зимой?

Педагог: На первый взгляд – однообразна: все снег да холод. Но ведь нет: то мороз трескучий ударит, то оттепель. А какой зимний день разный! То – сверкающий, солнечный, звонкий, то – хмурый, мягкий, тихий…

Зима, пожалуй, самое волшебное время года. Она дарит самые любимые праздники, самые веселые забавы, самые интересные сказки долгими, таинственными вечерами.
И видится зима каждому по-своему. У А.С.Пушкина она – холодная, великолепная красавица, как Снежная королева.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась, клоками,
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Зима-волшебница очаровывает, околдовывает природу. Все цепенеет, замирает, застывает под ее холодным дыханием.
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою
Чудной жизнью он блестит…

Композитор, как и поэт, изображает природу только не словами, а звуками.

Посмотреть слайды с изображением зимы.

Ученица исполняет произведение.

Педагог: как ты думаешь, композитору удалось передать образ зимы? с помощью каких музыкальных средств выразительности?

Ученица: с помощью минорного лада, медленного темпа, низкого регистра, длинных тянущихся нот

Педагог: Да, длинные половинные ноты создают ощущение застылости… Сумрачная мелодия, похожая на русскую песню, разворачивается неторопливо, звучит в низком регистре. А каким штрихом исполняется пьеса?

Педагог: один маленький мальчик сочинил слова на эту мелодию:

Подходят слова к этой музыке? Попробуй и ты дома придумать текст к этой пьесе.

Далее идет работа над звуковедением, динамикой, фразировкой.

Упражнение для глаз: подвигать глазками ( вправо, влево, вверх, вниз)

Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса: поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом, поднять ненапряженные руки вверх. Затем легко развести руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уронить расслабленные руки вниз. Руки свободно раскачиваются, пока не остановятся.

Упражнение: свободные повороты головы (вправо, влево, вверх, вниз).

Педагог: Аня, как называется твое следующее произведение?

Педагог: А ты знаешь, что такое скерцино?

Ученица: Да. Так называется небольшое произведение шуточного характера.

Исполнение пьесы ученицей.

Педагог: Эту пьесу написал немецкий композитор и пианист, дирижер Карл Рейнеке. Он жил более ста лет назад. (Показать портрет композитора).

Педагог: Какое настроение у произведения?

Ученица: Веселое, радостное.

Педагог: Давай подробнее рассмотрим, какими красками, т.е. какими средствами музыкальной выразительности композитор передал характер в произведении.

Далее делаем небольшой анализ произведения: определяем лад, темп, динамику, штрихи и т. д.

Педагог: Аня, какие образы возникают у тебя, когда ты играешь «скерцино»?

Далее идет работа над произведением, выразительным исполнением.

4 . Закрепление пройденного материала (выразительные средства в музыке) с использованием игровой технологии (карточки, рисунки, картинки).

Педагог: А теперь тебе будет вот какое задание. Я дам тебе послушать произведения, а ты определи, какие средства музыкальной выразительности здесь используются.

1 произведение: звучит Д. Кабалевский «Клоуны»

2 произведение: звучит П. И. Чайковский «Старинная французская песенка». Во время звучания произведений учащийся выкладывает на стол карточки со средствами музыкальной выразительности, которые, по его мнению, соответствуют данному музыкальному произведению. Далее проходит проверка и обсуждение итогов игры.

Педагог: Ты уже поняла, что можно рисовать не только красками, но также и звуками. Попробуй угадать ряд животных и показать их на картинках.

Звучит Г. Галынин «Чижик»

Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отмечая выразительное значение тех или иных средств, целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее, осознаннее. Важную функцию при изучении выполняют изображение и слово, они помогают детям проникнуться необходимым эмоциональным настроем. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на исполнении.

6. Домашнее задание:

— Закрепление пьес «Зима» и «Скерцино»

-Придумать слова к «Зиме»

— Дома повторять упражнения «Говорящие пальцы» и «Радуга» со словами.

Педагог: На этом наш урок закончен. Спасибо за внимание!

1. Смирнова Т. И. «Фортепиано. Интенсивный курс: методические рекомендации»; М.: РИФ «Крипто-логос», 1992г.

2. А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»; М.: «Классика XXI», 2013г.

3. А. Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»; М.: «Классика XXI», 2009г.

4. Е. М. Тимакин «Воспитание пианиста»; М.: «Советский композитор», 1984г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок для учащихся 1 класса фортепианного отделения.На сайте имеется презентация «Средства музыкальной выразительности».

В данном материале представлен план-конспект открытого урока по фортепиано с учеником пятого года обучения. В процессе занятия обучающийся совершенствует навыки работы над гаммами и упражнениями, помо.

Баян и аккордеон являются одними из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный репертуар включает музыку раз.

План-конспект открытого урока по изобразительному искусству «Линия и ее выразительные возможности» (с использованием документ-камеры).

Учебное занятие проводится по ДПОП в области музыкального искусства «Фортепиано», раздел 1 класс.

Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения.

Источник

Открытый урок по фортепиано 2013 г.
план-конспект урока по теме

Открытый урок по фортепиано с обучающейся 2-го класса по теме «Развивающие формы работы на уроках фортепиано»

Скачать:

Вложение Размер
plan_otkrytogo_uroka_may_2013.doc 48 КБ
samoanaliz_otkrytogo_uroka_may_2013.doc 60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Нижнеодесская детская школа искусств 16.05.2013

Открытый урок по фортепиано преподавателя

Кириленко Г.В. с учащейся 1 класса Уляшёвой Анастасией.

Тема: Развивающие формы работы на уроках фортепиано

Тип урока: Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков.

Показать формы работы для воспитания рациональных пианистических приемов, навыков чтения с листа и свободного музицирования.

  • Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся
  • Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
  • Научить грамотно читать нотный текст
  • Закрепить знание музыкальной терминологии
  • Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
  • Развитие двигательно-игровых навыков
  • Развитие навыка игры по нотам
  • Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие творческой инициативы
  • Развитие самостоятельности
  • Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту
  • Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
  • Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
  • Воспитание навыков самоконтроля
  • Воспитание культуры поведения за инструментом

1. Организационный этап . 1 мин

  • Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.

2 Основной этап.

  • Игра упражнений . 3 мин
  • Работа над этюдами. Преодоление пианистических неудобств:

— И.Беркович Этюд До мажор

— К.Черни Этюд До мажор (арпеджио)

-Ф.Рыбицкий «Зефир» 4 мин

  • Чтение с листа в ансамбле с преподавателем. Краткий анализ нотного текста 2 мин
  • Физкультминутка. 2 мин
  • Беседа о творчестве композиторов Л.В.Бетховена, В.Ребикова. 4 мин
  • Исполнение и работа над музыкальными произведениями:

— Л.Бетховен «К Элизе» (фрагмент)

— ФрНп «Большой олень» 8 мин

  • Показ репродукций, портретов композиторов.
  • Прослушивание произведений в звукозаписи. 4 мин
  • Игра в ансамбле с педагогом:

— С. Подгорная «Буги-вуги» 6 мин

  • Разбор средств музыкальной выразительности исполненных ансамблей
  • Слуховая разминка. Игра «Угадайка». 2 мин
  • Работа с ритмическими карточками 2 мин

3.Заключительный этап. 3 мин

  • Подведение итогов
  • Оценивание работы учащейся.
  • Домашнее задание

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Нижнеодесская детская школа искусств 16.05.2013

Самоанализ открытого урока по фортепиано преподавателя

Кириленко Г.В. с учащейся 1 класса Уляшёвой Анастасией.

Характеристика на обучающуюся:

Уляшева Анастасия – обучающаяся 1 класса, 9 лет. Имеет отличные музыкальные данные: устойчивое, хорошо развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, достаточно обширный запас слуховых представлений, отличную музыкальную память. Эмоционально отзывчива на музыку, темпераментна. Увлекающаяся натура. Серьезна, самокритична. Отлично учится по всем предметам в музыкальной и общеобразовательной школах. Очень доброжелательна и контактна. К занятиям музыкой относится достаточно серьезно, работает за инструментом увлеченно, с полной отдачей. Умеет грамотно разбирать нотный текст, хорошо читает с листа, уверенно подбирает по слуху. Выступать на сцене не очень любит, мешает сценическое волнение. Игровые приемы усвоены ею в полном объеме, руки достаточно свободны и организованы для игры на инструменте. Ответственна и работоспособна. Может продуктивно работать самостоятельно.

Тема: Развивающие формы работы на уроках фортепиано

Тип урока: Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков.

Показать формы работы для воспитания рациональных пианистических приемов, навыков чтения с листа и свободного музицирования.

  • Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся
  • Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
  • Научить грамотно читать нотный текст
  • Закрепить знание музыкальной терминологии
  • Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
  • Развитие двигательно-игровых навыков
  • Развитие навыка игры по нотам
  • Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие творческой инициативы
  • Развитие самостоятельности
  • Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту
  • Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
  • Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
  • Воспитание навыков самоконтроля
  • Воспитание культуры поведения за инструментом

1. Организационный этап . 1 мин

  • Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.

Тема выбрана не случайно. Наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы не просто научить исполнять ученика определенные произведения, а развить его музыкальные и общие способности, научить работать с нотным текстом, привить любовь к самостоятельному музицированию за инструментом.

Весь процесс обучения игре на фортепиано направлен на всестороннее развитие ребенка. Уже то, что при игре на инструменте работают кончики пальцев, очень активирует кору больших полушарий головного мозга и развивает интеллект. Это неоднократно доказывалось учеными.

Все дети, которые обучаются музыке, лучше успевают в общеобразовательной школе, так как они действительно оказываются более развитыми.

2 Основной этап.

На этом этапе применялись различные методы:

— словесный (объяснение, беседа)

— наглядный (применение репродукций картин и детских рисунков, портреты композитора)

— практический (слушание музыки, игра на инструменте, решение пианистических и художественных задач.)

— творческий (поиск средств выразительности для образного воспроизведения программных произведений)

— репродуктивный ( воспроизведение выученного текста)

— метод музыкального наблюдения

— метод эмоциональной драматургии

— С целью формирования интереса к изучению произведений использованы ТСО: магнитофон с записью произведений в оригинальном звучании

Традиционно начинаем наш урок с упражнений . Правильная организация игровых движений очень важна на начальном этапе обучения. От постановки рук в 1 год зависит успешность дальнейшего обучения. Скованными и неприспособленными руками невозможно выразить ни одну музыкальную мысль.

Далее был сделан краткий обзор упражнений в той последовательности, в которой я даю их своим ученикам.

  • Работа над этюдами. Преодоление пианистических неудобств:

— И.Беркович Этюд До мажор

— К.Черни Этюд До мажор (арпеджио)

При исполнении этюдов перед учащейся ставились различные практические задачи: качественно и быстро делать позиционные переносы рук, соблюдать хорошую координацию рук в разных регистрах (К.Черни Этюд До мажор), показать хорошую пальцевую артикуляцию и беглость, владение кистевыми движениями (И.Беркович Этюд До мажор), следить за своевременной сменой педали и ровностью звучания арпеджированных фигур, глубоким погружением левой руки при исполнении отдельных нот мелодии (Ф.Рыбицкий «Зефир»). Учащаяся успешно справилась со всеми задачами, работала вдумчиво, осознанно.

  • Чтение с листа в ансамбле с преподавателем. Краткий анализ нотного текста

Прежде чем начинать играть по нотам, с учащейся были повторены ноты скрипичного и басового ключей, сделано несколько ритмических упражнений на воспроизведение ритмического рисунка по карточкам

Перед игрой пьесы с листа был сделан краткий анализ нотного текста: музыкальный размер, тональность, ритмические и штриховые особенности. Затем в среднем темпе пьеса была исполнена. С заданием Настя справилась.

Ритмические упражнения под музыку позволили переключить внимание ученицы, снять напряжение, расслабиться и отдохнуть от игры на инструменте.

  • Исполнение и работа над музыкальными произведениями:

— Л.Бетховен «К Элизе» (фрагмент)

— ФрНп «Большой олень»

  • Показ репродукций, портретов композиторов.
  • Прослушивание произведений в звукозаписи.

Эти формы работы позволили разнообразить урок, переключить внимание ученицы и расширить музыкальный кругозор.

  • Игра в ансамбле с педагогом:

— С. Подгорная «Буги-вуги»

  • Разбор средств музыкальной выразительности исполненных ансамблей
  • Слуховая разминка. Игра «Угадайка».

Очень интересна для детей. Прекрасно развивает слух . Усложнять игру можно до бесконечности. И в результате добиться даже абсолютного слышания высоты звучания.

  • Работа с ритмическими карточками

Даны задания на карточках для прохлопывания ритмического рисунка в определенном музыкальном размере. Карточки для комбинирования ритмических групп. Задания на координацию рук.

  • Подведение итогов
  • Оценивание работы учащейся.

Работа оценена положительно, ученица получила отличную оценку за урок.

Продолжать работу над произведениями с учетом поставленных на уроке задач.

Вывод: Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащейся на протяжении всего урока. Все этапы были взаимосвязаны между собой. В течение всего урока учащаяся была активна, внимательна, заинтересована. Практические задачи, поставленные преподавателем, выполнялись творчески, осмысленно. Урок поставленных задач достиг.

Источник

Читайте также:  Портрет человек с гитарой
Оцените статью