Размер ключа для настройки фортепиано

Инструменты настройщика

Настроечный ключ. Основной инструмент для вращения колков. Важен в плане качества стали и плотности настройки. Может быть универсальным одноголовочным и трехголовочным. Легким по весу ключом настройщик быстрее и точнее сможет настроить фортепиано, так как сократится объем лишних движений при работе с ключом

Приборы для ориентировки звуковысотности — тюнер или камертон. Почему для настройки удобен именно тюнер? У камертона имеется только один звук «ля» на 440 гц., на который ориентируется настройщик при настройке пианино. Тюнер выдает всю хроматическую звуковую гамму, что делает его удобнее в использовании при настройке темперации и верхнего регистров. В нижнем регистре для коррекции звучания басов настройщиком может быть использован специально изобретенный прибор — стробобас.

Войлочные или резиновые клинки, с помощью которых приглушаются струны в хоре для достижения точного звучания унисонов струн, настройки октав и других интервалов.

Измерительные приборы (микрометр, штангенциркуль) служат для замера диаметра струнной стали, фортепианных колков, иных деталей. Незаменим при проведении средних и капитальных ремонтов.

Шпацейзен представляет собой длинную крупную отвертку, которую использует настройщик при регулировке механики, для выравнивания расстояния между шпатцами, устранения механических зазоров.
Хорейзен используется для коррекции расстояния струнных хоров.

Квадратный ключ нужен настройщику пианино для ремонтных работ при снятии старых колков. Им тоже можно настраивать пианино. Отличается от настроечного квадратной головкой.

Читайте также:  Черепица гибкая мида аккорд

Сплотитель колечек для струн. Делает плотными витки струн при ремонте по замене струнного ряда.

Ложечник используется в работе для креповки ложек при регулировке механики. С его помощью механические части становятся ровными, устраняется фон при ударе по клавише.

Набор отверток различной конфигурации незаменим у каждого мастера

Заколодка незаменима при осадке строя в случае недержания строя. Заколодка устанавливается на колок, после чего по ней производятся удары молотком для лучшей усадки колка.
Колизвар — механический инструмент для коррекции работы механических осей, расширяет старое сукно, в том числе и при перештифтовке.

Источник

Тема: Ключ для настройки фортепиано.

Опции темы
Поиск по теме

Ключ для настройки фортепиано.

Мои ученики подвигли меня на поиски и сравнение ключей, современных, тех, что есть в продаже и посмотрев на свои запасы, я увидел, что все типы продающихся ключей у меня имеются и их можно сравнить.
Итак, самое простое и дешевое, это ключи с Али — экспресса , два типа звезчатых (8 граней) , это гнутый ключ, но почему то пишут, что только под колок 6.75 и мощный ключ , типа ямаховского, в оригинале, с двумя откручивающимися местами у головке, на конце ручки и на самой головке, которые должны меняться.
Тут я сразу добавлю, что у нас всегда считалось, что завинчивающиеся головки не на ручке, а как кольцо добавочное,не ценились, поскольку при ремонтах и при раскрутке тяжело сидящих колков эти головки постоянно откручиваются, а так работать невозможно.
Далее, на яновском сайте мы нашли самое интересное -гнутые ключи, а далее, типа ямаховского и еще схожие с ними , раздвигающиеся.
Картинки с сайтов в доступе, а я выложу свои ключи с комментариями.
Что нужно ученику ?
Нужен средней цены ключ, под колок 7.00, с перспективой докупить головки под колок 6.75 и7.50.
При этом ключ должен быть монолитным максимально, а в будущем при регулярной работе, в сборе с головками, максимально облегченным, что в первую очередь важно для работы, скорости настройки, здоровья руки и в общем плане, масса ключей влияет на общую массу инструментов настройщика.
Итак , номер раз, ключ, как мы его раньше называли, Семейновский, нечто похожее, кажется , я видел в кадрах о безштейновской фабрике.
Сразу же скажу, я таким работаю , вместе со схожей моделью от Виктора Громова и считаю их наиболее выверенными во всех отношениях ключами.
Ключи специально приведены на весах, что особенно важно.

это ключ, копия семейновского, 248 грамм, буковая ручка, отвинчивающиеся целиком с рукоятки головки.

это громовский ключ, 233 грамма, дубовая ручка, сменные целиком головки .

это гнутый ключ, 285 гр., нечто подобное продает Ян, это мой первый профессиональный ключ, скорее всего, тоже семейновского производства, главное неудобство, тяжелые сменные г-образные насадки

Ключ, похожий на яновские образцы, 522 грамма, с ненужной выдвижной штангой, дорогой и тяжелый.

Схожий с громовской моделью ключ, может и его производства, только с латунной деталью на ручке, уже 296 грамм вместо 233грамм.

Re: Ключ для настройки фортепиано.

Мне ключ делали на ленингралском заводе в 1979 году. Он гнутый, восьмигранный, с деревянной ручкой, которая прикручивается к металлическому ключу. Отверстие в ключе не просто конусное, а еще и со слегка закругленными гранями внутри. Поэтому этим ключом можно настраивать колки любого размера без проблем. Я, конечно же, не настраиваю этим ключом каждый день по нескольку инструментов, но он до сих пор в отличном состоянии и у него ничего не потерлось и не сживалось внутри со временем. Заплатил я за него цену одной настройки в те времена: 25 рублей.
Фото показать сейчас не могу, т.к. он у меня на работе. Вот сфоткаю его и покажу здесь в следующий раз.

Источник

Инструменты настройщика

Настроечный ключ. Основной инструмент для вращения колков. Важен в плане качества стали и плотности настройки. Может быть универсальным одноголовочным и трехголовочным. Легким по весу ключом настройщик быстрее и точнее сможет настроить фортепиано, так как сократится объем лишних движений при работе с ключом

Приборы для ориентировки звуковысотности — тюнер или камертон. Почему для настройки удобен именно тюнер? У камертона имеется только один звук «ля» на 440 гц., на который ориентируется настройщик при настройке пианино. Тюнер выдает всю хроматическую звуковую гамму, что делает его удобнее в использовании при настройке темперации и верхнего регистров. В нижнем регистре для коррекции звучания басов настройщиком может быть использован специально изобретенный прибор — стробобас.

Войлочные или резиновые клинки, с помощью которых приглушаются струны в хоре для достижения точного звучания унисонов струн, настройки октав и других интервалов.

Измерительные приборы (микрометр, штангенциркуль) служат для замера диаметра струнной стали, фортепианных колков, иных деталей. Незаменим при проведении средних и капитальных ремонтов.

Шпацейзен представляет собой длинную крупную отвертку, которую использует настройщик при регулировке механики, для выравнивания расстояния между шпатцами, устранения механических зазоров.
Хорейзен используется для коррекции расстояния струнных хоров.

Квадратный ключ нужен настройщику пианино для ремонтных работ при снятии старых колков. Им тоже можно настраивать пианино. Отличается от настроечного квадратной головкой.

Сплотитель колечек для струн. Делает плотными витки струн при ремонте по замене струнного ряда.

Ложечник используется в работе для креповки ложек при регулировке механики. С его помощью механические части становятся ровными, устраняется фон при ударе по клавише.

Набор отверток различной конфигурации незаменим у каждого мастера

Заколодка незаменима при осадке строя в случае недержания строя. Заколодка устанавливается на колок, после чего по ней производятся удары молотком для лучшей усадки колка.
Колизвар — механический инструмент для коррекции работы механических осей, расширяет старое сукно, в том числе и при перештифтовке.

Источник

Настройка пианино своими руками

Со временем под воздействием микроклимата помещения и усталости металла звучание фортепиано изменяется. По этой причине инструмент настраивают. В идеале это делают дважды в год — в начале и конце холодного сезона. Если же пианино простаивало несколько лет, одной настройкой не обойтись — потребуется две или три. Услугу лучше заказать у опытного мастера, ведь только он сможет учесть все тонкости. Однако, базовую настройку можно произвести и своими силами — главное знать основные её принципы.

Инструменты для настройки пианино

Для отладки звучания нельзя использовать обычные домашние инструменты — ими можно легко повредить механику. Вместо этого применяют специальные приспособления:

Ключ — с его помощью вращают металлический стержень, на который намотана струна. Чем больше граней у ключа, тем точней будет настройка. Четырехгранными ключами выворачивают колки. Такие ключи не подойдут к «Заре» и другим моделям с тонкими штифтами. Шести-, восьми- и шестнадцатигранные ключи используются для настройки. У некоторых из них суженое отверстие, с помощью которого ключ легко насаживается на любой вирбель. Некоторые ключи имеют сменную рукоятку и головку. Рукоятка ключа может быть Г- и Т-образной формы.

Обратный пинцет — глушитель струн самых высоких регистров. Для таких коротких струн невозможно использовать демпферы. А вот пинцет легко просовывается между молоточками и глушит две соседние струны.

Демпферы — клинья из резины. Их осторожно вставляют между соседними струнами — это блокирует их вибрацию и дает возможность сосредоточиться на настройке текущей.

Лента из сукна — также применяется для блокировки струн, которые не настраиваются в данный момент. Суконной лентой намного быстрей заглушить струны, чем клиньями.

Камертон — цифровое или аналоговое устройство для точного определения частоты звука.

Источник

Настройка пианино

Фортепиано, ровно как и рояль, — это акустический музыкальный инструмент. Он представляет собой весьма сложный механизм, который был создан несколько веков назад. Примечательно, что с момента его разработки никаких серьёзных изменений в его строении не возникло. Как определить, что фортепиано настроено? Необходимо, чтобы звук был максимально гармоничный, а все ноты соответствовали конкретному строю.

На струны фортепиано систематически оказывают влияния различные внешние факторы. Сюда можно отнести уровень влажности, состояние крепежей инструмента, а также другие условия окружающей среды. К их числу можно отнести деформацию стержня из металла, который соединяется со струной. Более подробную информацию об этом мы раскроем немного позднее.

Вывод: чтобы качественно и грамотно настроить фортепиано, необходимо обладать опытом и даже некоторой интуицией, а также знанием всех выше перечисленных факторов, которые влияют на состояние струн. Именно эти навыки позволят сделать из плохого настройщика хорошего.

Чтобы оперативно и качественно настроить пианино, необходимо использовать особый инструментарий.

Какие нужны инструменты для настройки фортепиано?

Давайте подробнее познакомимся с этими инструментами, разберём их характерные черты, различия и предназначение.

  1. В первую очередь поговорим о ключе.

Это основополагающий инструмент, который должен быть в руках мастера. С его помощью осуществляется вращение штифта (или, как его называют по-другому, — вирбеля). На эту деталь наматывается струна.

Бытует мнение, что чем большим числом граней обладает этот ключ, тем более простым и эффективным будет процесс настройки пианино. Это обуславливается тем, что точность настройки зависит в том числе и силы, которая воздействует на ключ, а обхватить инструмент с 16-ью гранями куда легче, чем с 4-мя.

Конечно, четырёхгранные ключи имеют много достоинств. Это отличный элемент для проведения ремонтных работ, однако в качестве настроечного он, конечно, уступает «шестнадцатиграннику». Ситуация осложняется также тем, что ключ с 4-мя гранями зачастую оказывается несовместим с некоторыми моделями музыкального инструмента. В частности, это распространяется на пианино с тонкими штифтами. Ярким примером такой модели может служить пианино «Заря», получившее широкую известность и распространение в Советском Союзе.

Ключи с шестью, восемью и шестнадцати гранями принято относить к настроечным. Наиболее привлекательными в этом смысле моделями являются те, что обладают узким отверстием в виде конуса. Такое строение даёт возможность прочно насадить инструмент на любой штифт, невзирая на его текущее состояние.

Теперь поговорим о диаметрах отверстия ключа. Штифты советских музыкальных инструментов обладают диаметром 7 мм, а их европейские «собратья» габаритами в 6,88 мм.

На рынке представлены ключи, в которых головку можно менять. Профессионалы советуют приобретать те инструменты, в которых головка отсоединяется не у основания, а от рукоятки. Это позволит избежать таких неприятных ситуаций, как неконтролируемое раскручивание прямо во время процесса настройки, а также люфт.

Рукоятки ключей имеют разную форму: можно выбрать Т- или Г-образную. Вторая в данном случае считается канонической и наиболее часто используемой, однако некоторые настройщики отдают предпочтение первой. Здесь всё зависит от личных вкусов и удобства.

  1. Во-вторых, это демпферы, которые могут обладать рукояткой или нет. Данный инструмент применяется для того, чтобы заглушить струны, которые в настоящее время не настраиваются. Он представляет собой резиновые клинья. Их как бы продевают между струн, что позволяет предотвратить их колебания. Эти инструменты можно поместить даже в труднодоступные места, для этого их специально насаживают на проволочную ручку.
  2. Обратный пинцет. Данный инструмент применяется для того, чтобы заглушить струны высоких регистров, так как данные элементы в этом месте очень короткие, сюда уже не поместятся классические демпферы. Пинцет позволяет максимально аккуратно поработать со струнами, заглушив два соседних элемент либо два крайних в одном хоре, чтобы оставить нужную струну свободной для процедуры настройки.
  3. Суконная лента. Сюда можно также отнести ленту, использующуюся для темперирования. Этот инструмент также применяется для того, чтобы заглушить струны, которые в данный момент не принимают участие в настройке. По мнению многих настройщиков, лента позволяет провести процедуру намного оперативнее, чем, например, те же клинья.
  4. Камертон. В данном случае можно отдать предпочтение традиционным камертонам или обратить внимание на инновационные технологии и приложения. Однако эти нововведения были приняты настройщиками далеко не сразу. На сегодняшний день наиболее предпочтительной по-прежнему считается настройка классическими инструментами.

Периодичность настройки фортепиано

Как вы, наверное, уже поняли, настройка этого музыкального инструмента – обязательная и регулярная задача. Даже при покупке совершенно нового фабричного пианино или рояля необходимо будет настроить его два раза в течение первого года использования.

Если вы приобретаете б/у фортепиано, в таком случае тем более необходимо обращаться к специалисту для проведения детальной и качественной настройки.

Как проходит настройка пианино?

К сожалению, научиться настраивать фортепиано сразу после прочтения текстовой инструкции нельзя. В данном случае прежде всего требуется практика и насмотренность. Всё это приходит только с течением времени. Более того, инструкции зачастую могут отличаться или даже противоречить друг другу. У каждого специалиста своя уникальная, неповторимая методика.

Важно понимать, что главная задача настройщика – это организация предельно устойчивого строя с правильными соотношениями высот. Необходимо достичь такого результата, когда струна сохраняет исходный уровень натяжения, даже при мощном нажатии на клавиши пианино. Данное свойство имеет свою неповторимую природу, которая отличается, например, от стабильности строя фортепиано в целом. Эта характеристика может изменяться под воздействием различных внешних факторов. Сюда можно отнести температурные колебания, динамику влажности и так далее. В случае высокой стабильности элемент может быть настроен в корне неверно, что спровоцирует деформацию строя буквально после нескольких нажатий на клавишу.

Стабильность струн обуславливается сразу несколькими факторами. Рассмотрим эти детали подробно. Вообще их можно разделить на 3 составляющие:

  1. Это неиспользуемая составляющая детали, которая располагается в пространстве между штифтом и аграфом.
  2. Рабочая составляющая, колебания которой вызывают удары молоточком.
  3. Нерабочая составляющая, которая располагается ниже. А именно – занимает пространство между двумя штифтами: штеговым и чугунной рамы.

Иногда натяжение струны имеет неравномерный характер. Это происходит в момент наматывания на вирбель ввиду трения в тех местах, где происходят отсечки рабочей составляющей детали. Первоначально натяжение «поражает» первую составляющую, которую мы рассмотрели ниже, потом охватывает и вторую, а затем и третью нерабочую часть. Чтобы предотвратить неравномерное распределение натяжения из-за ударов молоточка, необходимо провести ряд действий.

В данном случае поможет лёгкое перетягивание струны, в момент которого вы будете усиленно нажимать на клавиши. Данная манипуляция обеспечит равномерное распределение натяжение по всей струне в целом.

Также в обязательном порядке берите в рассмотрение упругость вирбеля. Как известно, он вбит в основу вирбельбанка, которое создаётся из дерева. В момент процесса настройки тот отрезок вирбеля, который зафиксирован в вирбельбанке, будет вращаться в более медленном темпе в сравнении с его крайним отрезком, который служит основанием для того, чтобы намотать на него струну. Подобная ситуация носит название винотового искривления.

Именно по этой причине тонкая настройка предполагает отсутствие вращения штифта посредством оказывания давления на эту деталь. Кроме того, чтобы струна была предельно стабильной, необходимо обеспечить грамотное конечное расположение вирбеля. Специалисты советуют устанавливать его таким образом, чтобы к концу процедуры настройки деталь была совсем немного наклонена по направлению вниз. Это нужно для того, чтобы она смогла устойчиво сохранять положение даже при очень сильных и мощных нажатиях на клавиши пианино, что в любом случае спровоцировало бы чересчур сильное струнное напряжение.

При настройке штифт можно подвергать вращению, давить на него, а также создавать изгибы. Причём последний из способов рассматривается как весьма спорный. Однако за рубежом настройщики прибегают к нему довольно часто, ведь он считается крайне точным и эффективным. Процесс осуществляется таким образом: необходимо совсем немного отогнуть вирбель, используя для этого специальный ключ, и совершать удары по клавише, прислушиваясь к струнному биению. Процедура должна выполняться с максимальной аккуратностью, так как в противном случае можно нанести урон креплению. Окончательное положение штифта должно быть таким, чтобы была возможность компенсировать струнное натяжение, даря ей изначальное расположение.

Важная деталь: на всех этапах настройки необходимо тщательно прослушивать струну. Если этого не делать, процесс просто потеряет эффективность и не принесёт должного результата.

Каким образом происходит прослушивание струны и с чего необходимо начать

Важно отметить, что звучание подавляющей части нот музыкального инструмента осуществляется благодаря нескольким струнам. Они при этом настроены в унисон. Причём чем выше нота, тем больше струн задействовано. Для басовых, например, требуется максимум одна или две, в то время как для высоких – по три. Последняя комбинация образует так называемый хор, в котором каждую струну обязательно необходимо отстроить относительно других деталей этого хора, а также в интервалах относительно сторонних хоров.

Рассматриваемый нами музыкальный инструмент обладает 280 струнами. Как бы удивительно это ни прозвучало, произвести идеальную настройку каждой из них невозможно. Это обуславливается тем, что чересчур чистая настройка будет провоцировать дисгармонию в звучании. На помощь в этом случае приходит темперирование. Это процедура, которая подразумевает настройку нот при условии, что она будет производиться немного шире идеального чистого звука. Именно это позволяет достичь предельно гармоничного созвучия при игре.

При настройке пианино вы хотя бы раз замечали, что при работе с двумя струнами, звучащими в унисон, появляется эффект вибрато в том случае, если происходит даже самое незначительное отклонение от чистого звучания. Этот процесс имеет своё особое название, а именно – биение. Чем более низкий темп имеют его интервалы, тем более близким становится звучание по отношению объектов друг к другу.

Старт настройки традиционно приходится на ноту «ля», которая принадлежит 1-ой октаве. Перед настройщиком в данном случае стоит задача отыскать ту струну в хоре, которая обладает наименьшим нерабочим и наибольшим рабочим состояниями. Это обуславливается тем, что вероятность деформации такой детали предельно низкая. Настройка в этом случае производится максимально просто. Как правило, в пианино такая струна занимает позицию первой в хоре.

После того, как была выбрана струна для осуществления процедуры настройки, нужно произвести заглушку других деталей в хоре. Чтобы это сделать, необходимо использовать клинки, мы рассмотрели их в статье выше. Эти инструменты нужно расположить между струнами, заглушку которых требуется осуществить. Для предельного комфорта важно также использовать суконную ленту. Она поможет избежать необходимости регулярно перемещать клинки при настройке конкретного интервала.

После того, как лишние струны были заглушены, свободную необходимо настроить по камертону. Также важно учитывать, что в данном случае требуется исключить биение. А его интервал для «ля» 1-ой октавы относительно камертона должен превышать временной отрезок в десять секунд.

Затем необходимо произвести темперирование интервалов в рамках вышеупомянутой 1-ой октавы. Каждый из них будет иметь свой индивидуальный темп биения. После этого необходимо убрать заглушки и отстроить другие детали, расположенные в центральной октаве, создавая звучание в унисон. При завершении данного этапа важно двигаться в настройке вверх, а затем вниз от центра, прорабатывая по октавам все ноты фортепиано.

Самой распространённой схемой темперации является схема равномерно темперированного строя. Если вы в ремесле настройки новичок, лучше освоить именно его. Также при возможности обязательно ознакомьтесь с кварто-квинтовой темперацией. Однако важно учитывать, что есть множество других разнообразных схем.

Исходя из всего вышеперечисленного следует, что настраивать пианино довольно интересно, однако важно учитывать и другую сторону этой процедуры – сложность, необходимость быть предельно аккуратным, внимательным, подкованным. Осуществить предельно качественную настройку пианино, не повредить ни одну его деталь и создать максимально гармоничное звучание под силу только профессионалам с богатым практическим опытом.

Источник

Оцените статью