Гитарные лады
Опубликовано: 2016-01-18 / Автор: Сергей Хмарук
Кто-то их называет гитарные лады, кто-то — металлические порожки, но по большому счету сути это не меняет. Благодаря им мы берем нужные нам ноты и аккорды во время исполнения на гитаре какой-нибудь песни или мелодии. Какими они бывают и из каких материалов их изготавливают, чуть ниже и подробно.
Гитарные лады. Теория
Лады – это детали, расположенные по всей длине накладки на грифе гитары, представляющие собой выпирающие поперечные металлические полоски, которые служат для того, чтобы можно было изменять звучание струны на один полутон и соответственно изменять ноту.
Под ладом еще иногда подразумевают расстояние между двумя порожками, и поэтому в основном говорят так: «прижать струну на 3-м ладу», а не «прижать между 2 и 3 ладами», при этом подразумевают, что вы прижимаете струну к накладке грифа, а не к самому металлическому порожку.
Когда мы зажимаем струну, то мы укорачиваем ее длину, вследствие чего повышается ее тон. Звучит при этом лишь тот отрезок струны, который расположен от зажатого лада до нижнего порожка и в этом случае ее колебания не будут распространяться выше этого лада.
Одним из главных достоинств ладов является то, что благодаря им намного проще достигнуть нужного нам звучания, потому что положения нот уже ими обозначены. К тому же, играть аккорды на грифе с ладами значительно легче, чем на безладовом.
Ограничение в диапазоне звучания, которое предварительно уже задано ладами, иногда является недостатком при их использовании. Но некоторые варианты высоты тона все же возможны, например, если взять струну и оттянуть ее вверх или вниз. Такая техника исполнения применяется джаз- и рок-гитаристами, которая очень важна во время игры на гитаре.
Высота звука на гитарах, у которых лады тонкие, меняется в зависимости от того, как вы будете прижимать пальцем струну за ладом. Но такие приемы игры больше всего подойдут для безладовых гитар, в основном это бас-гитары. В таком исполнении они больше напоминают контрабас, у которого лады вообще отсутствуют.
Для такой гитары характерно то, что вы можете извлечь звук произвольной тональности, а также можете плавно изменять высоту этого звука. Бывают, конечно, и гитары классические без ладов, но это довольно большая редкость и делаются такие инструменты в основном вручную.
Многие спрашивают: «А сколько ладов на гитаре бывает?». Количество ладов на разных гитарах может быть от 19-ти на классической гитаре до 27-ми ладов на электрогитаре. На сегодняшний день наиболее распространены электро- и бас-гитары, у которых на грифе имеется 21, 22 или 24 лада (две октавы).
Размер ладов
Этот параметр, как ни странно может сильно влиять на высоту струн гитары. Более низкие лады позволяют прижать струну прямо к накладке, что даже подушечками пальцев можно к ней прикоснуться, соответственно при этом уже остается очень мало пространства под струной, что значительно усложняет нам делать обычные бэнды (подтяжки) на гитаре. У сильно высоких ладов все наоборот – прижимать струны сложнее, но бэнды делать значительно легче.
Ширина ладов
Ширина гитарных ладов определяет то, насколько долго они прослужат, и как долго будут изнашиваться, соответственно можно примерно знать через какое время будет необходима шлифовка ладов или даже их замена. Если вкратце, то узкие лады изнашиваются быстрее, а широкие наиболее долговечны.
Материалы при изготовлении ладов
Самые популярные материалы, из которых делают лады это: нержавейка, серебро и никель. Но чем же они отличаются друг от друга? Какое преимущество того или другого металла? На эту тему по сей день ведется достаточно много дебатов, как среди гитаристов, так и среди производителей.
Одни утверждают, что лады из серебра/никеля изнашиваются намного быстрее и требуют регулярного обслуживания, а вот из нержавейки нет. Другие же говорят о том, что лады из нержавеющей стали, не так хорошо звучат, как серебряно-никелевые.
Мое мнение на этот счет немного другое, потому что я считаю, что любой из этих материалов, применяемых для изготовления ладов, имеет право на свое существование. Будь то гитара с ладами из нержавейки или же из серебра/никеля, все равно она будет отлично работать.
Тут уже вопрос в другом, исходить нужно в первую очередь из личных нужд и требований к инструменту. Как ни странно еще и то, что стальные лады в отличие от серебряно-никелевых более дорогие по цене.
Профиль и форма гитарных ладов
Вот теперь мы подошли, пожалуй, к самому главному. Давайте же теперь посмотрим, какие лады бывают по форме и размерам.
Ш – ширина; В – высота; W – wide; XJ – extra jumbo; J – jumbo; T – tall; S – standard; V – vintage
Вот собственно и все на тему гитарных ладов. Теперь вы достаточно знаете, какими они бывают и что собой представляют. Обязательно посмотрите очень интересное видео на эту тему.
Источник
Размер ладов для гитары. Размер имеет значение?
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Итак, снова ликбез. На этот раз про лады. Погнали!
Размер ладов – это еще один кусочек в головоломке, такого рода: радиус грифа, форма грифа или размер ладов наиболее сильно влияют она ощущения от игры?
Размер ладов оказывает сильное влияние на высоту струн на вашей гитаре. Низкие лады позволяют прижимать струны прямо к накладке, доставая подушечками пальцев до нее, при этом уже не остается места под струной, чтобы сделать микро-бэнд, лишь усилив нажим на нее. Так же могут возникнуть сложности с обычными бэндами. С высокими ладами дело обстоит с точностью наоборот. Ширина ладов определяет как долго они будут снашиваться, т.е. через какое время потребуется шлифовка ладов или их замена. Так же на износ ладов влияет материал из которого сделаны лады, но об этом ниже.
• Широкие лады служат дольше.
• Узкие лады снашиваются быстрее.
Но что же выбрать для себя? Для этого надо спросить себя:
1. Нравится ли мне гриф гитары, на которой я сейчас играю?
2. Мне нравится большая или меньшая высота струн?
3. Как сильно я буду делать бенды? (тон, полтона, etc..)
4. Если я выберу плоские лады, не будет ли гриф казаться слишком маленьким?
5. Если я выберу высокие лады, не будет ли гриф казаться слишком большим?
Теперь вы можете увидеть, как все эти вещи связаны вместе. Позвольте мне привести несколько гитар, как пример того, как радиус грифа, форма грифа и размер ладов делают гитары полностью не похожими друг на друга.
1. Gibson style: форма грифа «С» или «D» — образная, радиус грифа 10» и широкие плоские лады.
2. Fender style: форма грифа «V» или «C» — образная, радиус грифа 7,5» или 10» и высокие тонкие лады.
3. Ibanez style: форма грифа «сглаженная C» — образная, радиус грифа 12» или 15», а лады – что-то среднее между. Gibson style и Fender style.
4. MusicMan style: «ассимитричая» форма грифа, радиус грифа от 10» до 15», а лады тоньше и выше, чем на Ibanez style.
Это просто беглый обзор тих брэндов, но идея в том, чтобы показать, как три элемента входят в состав совершенно разных гитар. Все эти гитары ощущаются и играются по-разному, и эти элементы могут быть использованы для игры в определенном стиле музыки.
Никелевые/Серебряные или лады из нержавеющей стали?
У вас есть выбор: Никелевые/Серебряные или лады из нержавейки. Но чем одни лучше чем другие? Что я теряю? Или что выигрываю?
Это тебя для нескончаемых дебатов, как для гитаристов, так и для производителей гитары. С одной стороны лады из никеля/серебра снашиваются быстрее и требуют обслуживания, а лады из нержавейки – нет. А с другой стороны, идут постоянные споры о том, что стальные лады звучат не так хорошо, как никелево-серебряные.
Я не собираюсь влезать в эти споры, т.к. считаю, что правы и те и эти, и оба материала для ладов имеют право на существование. У меня было много гитар с ладами из обоих материалов и они работали отлично. Надо полагать, что больший вопрос в том, что больше подходит для моих нужд и требований?
Например. Что если мне предстоит тур в течении 5 месяцев, то и мне будет нужна гитара, чтобы давать концерт каждый вечер и чтобы без накладок? Скорее всего, в этом случае, я выберу гитару со стальными ладами, т.к. я буду постоянно в дороге и если мне еще придется сношаться с гитарой, то это будет уже не смешно. Пытаться исправить и починить гитару в дороге, когда у тебя плотный график, связанный с перелетами и т.д… Не скажу, что и никелевые лады сложно поддерживать в порядке, но иногда мне приходилось менять лады прямо в дороге.
Еще одна тема для дискуссий у производителей — это не характеристики ладов, а их цена. Стальные лады более дорогие, нежели никелевые.
Я оставлю решение за вами, но Carvin использует стальные лады, у нового Wolfgang от EVH/Fender стальные лады и многие другие, т.е. не все производители предпочитают никель.
Никель/серебро. Какой состав?
Никелево-серебряные лады содержать 18% твердого никеля, обеспечивающего долгую сохранность ладов со стальными струнами. Состав проволоки «никель/серебро» не содержит серебра вообще. Ингредиентами являются медь и никель, очевидно, что 18% никеля достаточно для того, чтобы медь выглядела, как серебро.
Ниже представлена табличка с www.warmoth.com которая показывает разнообразие форм ладов. Эта табличка поможет вам определиться, какая форма и почему подходит для вас.
6100: Большие лады для ощущения скаллопированного грифа;
6105: Узкие и высокие, очень популярны;
6130: “Medium Jumbo», установлены на многих грифах Gibson;
6230: Наименьшие лады, представленные на старых грифах Fender;
6150: «Jumbo», примерно такие же как 6130, но немного выше.
По материалам: Gear 411.
Автор: Tony J. Pasko
Дополнения, исправления, комментраии приветствуются. Друзья, пишите в каммменты.
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Источник
Выбираем лады для гитары
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Завсегдатаи Jablog помнят, что у меня есть вялотекущий страт-проект. Я уже давно заказал себе тушку от MJT, потом от недостатка финансов и из спортивного интереса – китайский гриф. Гриф приехал еще в начале зимы, я его убрал на антресоль и забыл до недавнего времени.
С приходом тепла я решил, что пора бы им заняться. Достал, посмотрел и без удивления обнаружил, что лады немного повылезали – обычное дело. То есть, гриф немного усох, что, в общем-то, неплохо. Взял надфиль, подравнял лады, но заметил, что китайцы в не доконца забили некоторые из них. С помощью молотка и такой-то матери, мне не удалось их вставить на место. После недолгих раздумий и советов знающих людей было решено лады заменить.
Казалось бы, чего проще? Взял, да и купил! Однако, ладов на рынке огромное количество и отличаются все они как по размеру, так и по составу сплава. Давайте сначала разберемся со сплавом.
Из чего делают лады?
Да из чего только не делают… Лично я решил, что будет классика, т.е. никакой бронзы, латуни, нержавейки и прочих изысков. Брать будем нейзильбер.
Так вот, обычно лады делают из нейзильбера с содержанием никеля 12% и 18%. 12% — это, вроде как, классика. И, считается, что именно такие лады устанавливались на всех винтажных инструментах (с другой стороны, мне не удалось подробную инфу по этому вопросу).
18% никеля – это более износостойкие лады. К слову, практически все современные производители ладов используют именно такой сплав. Dunlop в том числе.
Из какого сплава сейчас делают лады для стоковых Fender, Gibson и иже с ними мне выяснить не удалось.
Можно долго рассуждать о влиянии материала ладов на звук, но факт в том, что если вы не хотите экспериментов, то выбирать нужно, как раз из этих двух – 12% и 18%. Причем, если вы будите покупать брэндовые иностранные лады (тот же Dunlop), то в 95% случаев – это будет нейзильбер с 18% содержанием никеля, так что 12% сплав нужно еще постараться найти. Хотя это, на самом деле, несложно. Например, белорусская фирма Синтомс выпускает, в том числе, и такие.
Ладно, теперь давайте перейдем к геометрическим размерам ладов.
Размеры ладов
Тут наблюдаются огромное разнообразие и путаница. Вместе с тем, есть и общие соображения, которые работают в независимости от конкретных размеров.
Сначала разберемся с теми размерами, которые влияют непосредственно на ощущения от игры на гитаре – это ширина и высота головки лада (B и E на картинке).
Например, на Gibson в 60х устанавливались довольно низкие и плоские (низкие лады), что давало чувство скольжения и соприкосновения с накладкой. На винтажных Fender можно найти неширокие и низкие лады. А вот на современных «быстрых» гитарах лады, обычно, довольно высокие, причем настолько высокие, что, зажимая струну, пальцы могут почти не касаться накладки.
Если немного подумать, то можно понять, что тут к чему.
Например, если лад невысокий, то скользить по накладке довольно приятно, однако, зажимать струны будет несколько сложнее. Так же несколько сложнее делать бэнды на низких ладах, т.к. прижимая струну вы будите пальцем касаться накладки грифа. Ну а на высоких ладах брать отдельные ноты легче, легче делать бэнды. Если же лады очень высоки, то ощущение почти как от скаллопированного грифа. Легче играть легато, легче играть тэппингом. С другой стороны, тут придется следить за силой нажатия, т.к. если переборщить, то получится микро-бэнд.
Высота головки лада может варьироваться от 0.7mm до 1.48mm (0.029″ – 0.058″).
Теперь давайте про ширину лада. Широкие лады дают более гладкое чувство при игре, тогда как узкие – наоборот. Так же, широкие лады изнашиваются несколько медленнее узких, но при износе они становятся еще более плоскими и широкими, что, в конечном итоге, может привести к проблемам с интонированием инструмента и дребезгом.
Ширина головки лада может варьироваться от 1mm до 3mm (0.047″ – 0.118″).
На самом деле, в крайности вдаваться никто не любит, поэтому на большинстве гитар устанавливаются, как раз, не слишком широкие и не слишком низкие лады.
Вот тут-то и начинается неразбериха. Обычно, в спецификациях гитар не пишут конкретные размеры ладов, а пишут просто “jumbo”, “medium”, “small” или очень часто “medium jumbo”. Самое забавное, все производители под этими словами подразумевают несколько разное. И если, например, производители ладов все-таки пишут геометрические размеры лада, то вот какие именно лады стоят на стоковых инструментах решительно непонятно. Поэтому может получиться так, что medium jumbo на Fender Telecaster и medium jumbo на ESP Eclipse – это, как говорят, в Одессе «две большие разницы».
Вот, например, что поэтому поводу думают парни из Warmoth.
А вот, что написано в табличке от Dunlop (однако, картинка древняя, может уже сейчас все по-другому).
А вот просто картинка из инета.
Отличная сводная таблица размеров ладов тут.
Теперь вернемся к самому популярному “medium jumbo”. Обычно, medium jumbo – имеет размер примерно 2.7mm x 0.91mm (0.106″ x 0.036″). Смотрите, 2,7 мм – это довольно много, т.е. близко к верхнему диапазону ширины лада, именно отсюда – jumbo. А вот высота 0,91 мм – это, если грубо, примерно середина диапазона высот, отсюда – medium.
Вот, кстати, с человек на форуме Fender взял штангельциркуль и измерил фендеровский medium jumbo:
Ширина — 2.83mm / 0.1115″
Высота — 1.01mm / 0.040″
Исходя из всего вышесказанного, можно порекомендовать ориентироваться именно на геометрические размеры ладов, а не на что-либо другое.
Ок, поговорили про размер головки лада, давайте теперь про его ножку (размеры D и (A-E)). Этой характеристикой стоит озаботиться, если вы собрались, например, менять лад. Чтобы лад хорошо сидел в накладке ширина его ножки должна быть соразмерно пропилу. А чтобы забить лад полностью, высота его ножки должна быть не больше паза в накладке.
Вот представьте, вы купили лады на замену, а получилось так, что лад слишком высокий. Хорошо, когда можно углубить паз в накладке, а если нет? Если накладка сама по себе довольно тонкая? То-то и оно…
Еще немного про толщину ножки. Например, Синтомс выпускает специальную серию ремонтных ладов, где ножка несколько толще, чем на обычных. Если подумать, то это правильно, т.к. при извлечении старого лада, паз волей-неволей расширяется и теряет свой первоначальный размер.
Хотя про эти ремонтные лады на форумах пишут, что мол, после них установить что-то другое довольно проблематично, т.к. у них, мол, зверское крепление и их довольно сложно вытаскивать из накладки.
Фух, надеюсь, эта статья поможет сделать вам правильный выбор, если что.
Что касается меня, то я, пожалуй, куплю белорусские Синтомс REF280140. Потому как, отзывы о них неплохие, они всё-таки наши, да и дешевле практически в 3 раза, чем те же Dunlop.
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Источник