Размеры верхней деки классической гитары
Деку гитары делают из дощечек резонансной ели толщиной 4—5 мм и шириной не менее 60 мм. Длина дощечек зависит от длины корпуса гитары с запасом 50—60 мм.
Дощечки резонансной ели предварительно подбирают по ширине годичных слоев и оттенку.
Дощечки слегка прострагивают. Цель такой предварительной обработки заключается в том, чтобы определить оттенок ели, уточнить правильность годовых слоев и расстояния между ними. Хорошо подобранная дека должна создавать впечатление общей структуры и одного оттенка.
Для склейки дощечек предварительно подбирают жимки с шириной рабочей части, на 10—15 мм превышающей ширину склеиваемой деки. Затем аккуратно наносят клей на обе склеиваемые плоскости кромок и, прижав друг к другу дощечки, укладывают в жимки. Признаком хорошо сжатой деки является равномерно выступивший в швах клей. Для склейки рекомендуют казеиновый клей или, что является более предпочтительным, ПВА (эмульсия должна быть обязательно пластифицирована. ).
После выдержки в жимках и полного высыхания клея приступают к острожке деки. Это выполняется на ровном, широком основании (для этого подойдет лист многослойной фанеры, ДСП или небольшая чертежная доска) с учетом стрелок, показывающих направление строгания. Толщина отстроганной деки должна составлять 4-5 мм. Более чистую сторону принимают за лицевую и, следовательно, к ней надо относиться очень бережно. Далее намечают центр будущего звукового отверстия и приступают к врезке розетки. После высыхания клея уточняют центр розетки и намечают тонкой царапиной звуковое отверстие. После этого дорезают звуковое отверстие с лицевой и обратной стороны. Лицевую сторону зачищают циклей от остатков клея в зоне розетки, а с обратной стороны деку тщательно шлифуют шкуркой.
На подготовленную деку накладывают корпус гитары, строго выдерживая осевые линии, и обводят контур корпуса. По этому контуру обрезают деку (с запасом 5 мм) лобзиком, ножом или мелкозубой циркулярной пилой.
Пружинки для гитарной деки, как и для остальных музыкальных инструментов, изготовляют из резонансной ели (реже из сосны). Доску радиальной распиловки размечают по торцу по 10 мм. По этим разметкам делают зарубки топором так, чтобы щель от раскалывания древесины образовалась на глубину 40—50 мм. Затем в эту щель вставляют лезвие ножа и отщепляют заготовку пружинки. Это делают для того, чтобы скол происходил строго в тангенциальной плоскости. Косослой, сучки и другие дефекты в материале пружинок недопустимы.
Приклеивают пружинки мездровым клеем. После полного высыхания клея производят окончательную обработку пружинок.
Накапливая опыт, мастер в порядке эксперимента меняет профиль и сечение пружинок, а также их число и схему расположения. Иногда случаются и неудачи, но всегда это процесс творческий и познавательный.
Для разметки гнезд под пружинки левой рукой деку прижимают к корпусу гитары, строго выверяя совпадение оси деки с осью на ручке грифа. Правой рукой с помощью остро отточенного карандаша намечают на огибах прижатые пружинки.
Пружинки считают правильно врезанными, если нет щели между декой и корпусом Необходимо следить за тем, чтобы гнездо не оказалось больше положенного размера. Если такое случилось, то при приклейке деки в увеличенное гнездо подкладывают древесные опилки, смешанные со столярным клеем.
При изготовлении высококачественных инструментов и при наличии соответствующего материала деки склеивают из двух половинок (рис. 1). Бревно резонансной ели раскалывают вдоль оси, а затем откалывают секторные заготовки. Секторные заготовки вначале строгают с обеих сторон, а затем на циркулярной пиле распиливают вдоль. Пропил не делают сквозным, а оставляют 5 мм. В таком виде заготовку, сушат в комнатных условиях от 3 до 10 лет. После сушки пятимиллиметровую перемычку пропиливают и половинки деки разворачивают. Склеивают деку вышеприведенным способом.
В последнее время широкое распространение получили гитары с так называемыми фанерными деками. Эти деки, несомненно, технологичны в условиях массового производства, но высокие акустические требования к ним предъявлять нельзя.
Дно гитары часто делают из высококачественной березовой фанеры. Для инструментов повышенного качества заготовками дна служат дощечки клена, палисандра и другой древесины толщиной 3—4 мм. Лучше, когда дно собирают из двух дощечек. Если этой возможности нет, то дно склеивают из нескольких дощечек, как и еловую деку.
Традиционным украшением дна гитары являются вклеенные по оси жилки. Их набирают и склеивают заранее обычно в количестве трех (рис. 2). При склеивании половинок дна 2 в жимках 1 между ними и устанавливаются жилки 4. Жилки должны выступать над поверхностью склеиваемого дна на 0,5—1 мм. После высыхания клея полученное дно гитары осторожно строгают с обеих сторон.
Для упрочнения клеевого соединения дна вдоль жилки ставят скрепку. Ее делают в виде планки (рис. 3) и приклеивают с внутренней стороны дна. Скрепку склеивают из многих кусочков под углом 15—30°, что обеспечивает ей большую косослойность по отношению к клеевому шву. На заготовки деки и дна наносят контур корпуса гитары и обрезают с припуском 5 мм. Деку и дно гитары подкрепляют пружинками.
Длина заготовок пружинок гитары 420 мм, а сечение 8X16 мм. После строгания сечение пружинок имеет трапециевидную форму с размерами оснований 3 и 6 мм и высотой 12 мм.
Пружинки на деке гитары располагают по схеме (рис. 4). Перед приклейкой пружинок 1 и 3 в них врезают пружинки 2 (см. рис. 4, а). Перед приклейкой пружинок 2, 3 и 4 (см. рис. 4,б) в скрепке 1 делают пропилы, равные ширине сечения пружинки.
Если пружинки сделаны прямыми, т. е. не придают выпуклости деке и дну, то после нанесения клея деку и дно кладут на плоскую поверхность и прижимают пружинки грузом. Но довольно часто дну придают выпуклость за счет криволинейности пружинок. Для этого пружинки дна обрабатывают, как и пружинки деки балалайки, и с тем же радиусом закругления приклеивают пружинки к дну гитары.
После просушки клеевых соединений на концах пружинок стамеской делают срезы (так называемые плечики), снижающие высоту пружинок с 12 до 6 мм. Длина срезов 50—60 мм от контура корпуса.
Высоту пружинок 2 (см. рис. 4,а) уменьшают стамеской с 12 до 8 мм. Пружинки зачищают шлифовальной шкуркой.
На деке и на дне гитары со стороны приклеенных пружинок, отступив от контура 8—10 мм, проводят карандашом линию. Область, очерченную этой линией вместе с пружинками, покрывают 1—2 раза нитроцеллюлозным лаком типа НЦ-222.
Источник
Характеристика и виды гитарной деки
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Подбирая для себя определенную модель гитары, очень важно обращать внимание на все составляющие ее конструкции. Речь идет не только о корпусной части или грифе, но и о деке. Эта составляющая является одной из самых значимых и крупных в устройстве подобных инструментов. В этой статье мы узнаем о характеристиках дек, а также об их разновидностях.
Что это такое?
Прежде всего надо разобраться в том, что именно собой представляет дека. Тут стоит отвлечься на физические законы, ведь именно им и подчиняется звучание струнного инструмента. В соответствии с этими законами дека является усилителем звука колебания струн. Работает это предельно просто: вы прикасаетесь к струне, после чего она начинает колебаться. Ее движения отправляются к корпусной части инструмента, а потом непременно выходят обратно через специальное резонаторное отверстие. При этом движения усиливаются в несколько раз.
Устройство конструкции
Рассмотрим подробно, из каких основных составляющих собирается струнный инструмент, и какие роли играют деки. В конструкции гитары присутствует верхняя дека. Это основной элемент, который оказывает большое влияние на звучность инструмента. Обычно его роль выполняет доска из ели или кедра толщиной 2,5-4 мм. Склеивается данная деталь по продольной линии из 2-х половинок. Ее очертание имеет пару выпуклых частей: верхнюю и нижнюю. Разделяются они характерным вогнутым участком. Немного повыше от центра деки расположена розетка, представленная круглым отверстием диаметром 8,5 см.
Именно верхняя деталь считается наиболее важным конструктивным элементом. Она представляет собой связующее звено между извлечением звука из струн и передачей их колебаний. Самыми лучшими верхними деками являются те, что сконструированы из цельного куска древесины.
В более дешевых инструментах верхняя деталь делается из фанеры.
Также в конструкции гитары присутствует и нижняя дека. Очень часто она собирается из такого популярного материала, как палисандр, кипарис или красное дерево. Составлена данная часть конструкции из половинок, размеры и контур которых повторяют верхнюю деку.
Нижнюю составляющую еще называют задней. Она представляет собой обратную сторону музыкального инструмента. Обычно вся полнота звучания находится в зависимости от древесины, из которой произведена данная деталь конструкции. Нижняя дека – это одна из несущих частей.
Кроме дек в устройстве гитар присутствует гриф. Чаще всего его делают из кедра, если речь идет о классическом инструменте. Кроме грифа в конструкции предусматривается обечайка. Она состоит из двух полос определенной ширины. Эти полоски соединяют деки между собой, а также формируют боковины корпусной части гитары.
Виды и размеры
Существуют различные типы гитарных дек. Каждый из них имеет свои особенности и характеристики. В первую очередь эти детали подразделяются на различные виды исходя из материалов, которые были использованы при их производстве. Рассмотрим, о каких именно материалах идет речь.
- Верхние гитарные элементы в большинстве случаев собираются из качественной древесины, относящейся к твердым сортам. Также нередко используется практичный палисандр или очень хорошее черное дерево. В разных инструментах эти элементы изготавливаются из разного сырья.
- Что касается нижней деки в конструкции гитары, то для ее сборки чаще всего задействуют обыкновенную фанеру, в основе которой лежат такие древесные сорта: палисандр, кипарис, амарант, красное дерево.
Самыми чувствительными считаются деки, которые собраны из качественного палисандра. Они способны практически моментально выдать очень яркий и чистый звук.
Чаще всего в продажу поступают модели гитар, деки которых изготовлены из массива натурального дерева, но можно встретить и экземпляры, где присутствует пластиковая или углепластиковая деталь. Как правило, такие материалы используются для сборки нижних гитарных дек.
Гораздо реже рассматриваемые конструктивные элементы производятся металлическими.
В устройстве струнного инструмента может присутствовать и ламинированная дека. Подобная деталь представляет собой конструкцию, состоящую из нескольких слоев. Сверху и снизу предусмотрен толстый и плотный шпон. Между указанными составляющими присутствуют характерные спилы малой толщины. Как правило, деки подобного типа способствуют формированию менее полного и объемного звучания.
Однако ламинированные детали не лишены и некоторых весомых преимуществ.
- Такие компоненты стоят совсем недорого. За счет этого стоимость гитары в целом оказывается демократичной.
- Появляется возможность добавления в роли верхнего шпона уникальных спилов экзотических древесных пород. Подобные компоненты не будут сильно поднимать стоимость музыкального инструмента, но придадут его внешнему виду особый шик и аристократичность.
- Ламинированные деки, присутствующие в конструкции гитары, характеризуются большей стойкостью к перепадам влажности и температуры. Это говорит об износостойкости подобных составляющих.
В производстве качественных дек часто применяются экзотические породы дерева. Они имеют очень эффектный внешний вид, а также придают звучанию гитары особую изюминку. Рассмотрим, о каких именно породах идет речь.
- Гавайский коа. Эта порода имеет довольно причудливый, но привлекательный внешний вид. Сам по себе данный материал является плотным и твердым. Если аккуратно относиться к такому дереву и правильно за ним ухаживать, то оно продемонстрирует отличное расширение частотного диапазона в сторону низких частот.
- Макассар. Эта порода тоже является плотной. Демонстрирует очень яркое, чистое и громкое звучание. Кроме того, деки из макассара отличаются очень хорошим балансом на низких частотах. Середина при этом слегка проваливается.
Деки в струнных инструментах бывают узкими, а могут иметь и более внушительную толщину. В разных моделях имеются разные параметры. К примеру, в конструкции классических гитар чаще всего присутствует двойная дека. Так, верхняя деталь чаще всего имеет толщину, которая составляет от 2,5 до 4 мм. Самой широкой частью данного элемента выступает ее низ, на котором находится специальная подставка.
Функции
Дека является очень важной составляющей любой гитары. Как упоминалось выше, именно она служит необходимым усилителем звука. Этот элемент музыкального инструмента призван передавать колебания струн.
В результате удается добиться более звонкого и насыщенного звучания.
Источник