Разобранные ноты для баяна

Разобранные ноты для баяна

Данная статья является приложением к методике игры по слуху на баяне. Методика изложена в самоучителе Д. Г. Парнес С. Е. Оськина Баян без нот . Глава Мелодия с аккордами на правой клавиатуре стр. 149

В электронном виде книгу можно скачать в интернете PDF 20 Mb
https://vk.com/topic-47215445_28941345?offset=20

Звукам октавы даны обозначения 1 2 3 4 5 6 7. Цифры соответствуют нотам До Ре Ми Фа Соль Ля Си. Латинские буквенные обозначения C D E F G A H

Аккорды в слуховой методике обозначены Цифрой с буквой . Очень многие задают вопрос. Зачем ноты До Ре Ми Фа Соль Ля Си обозначать цифрами. Каждый знает элементарную считалку еще с детского сада для запоминания нот. До — Ре — Ми — Фа — Соль — Ля — Си — села кошка на такси. А теперь простой эксперимент . Ответьте сразу мгновенно — какая нота выше , например Фа или Ля. А теперь в цифрах. Какая нота выше 4 или 6. Мгновенно — 6 выше 4 .

Буквы

  • б — мажорный аккорд
  • м — минорный аккорд
  • с — септаккорд

Например
6м — Ля минор, 1б — До мажор, 3с — Ми септ и так далее

На баяне с готовым аккомпанементом левый механизм позволяет брать аккорды одной кнопкой. Аккорд это созвучие трех или четырех звуков. Поэтому аккорды можно брать и на правой клавиатуре. Однако это выборные аккорды. То есть для взятия аккорда нужно выбрать три или четыре клавиши на правой клавиатуре. Мелодия с аккордами звучит гораздо красивей и богаче.

Аккорды берутся на звуки мелодии, которые есть в этом аккорде. Три звука в мажорных и минорных аккордах. И четыре звука в септаккордах. Звук мелодии, на который берется аккорд всегда самый высокий в аккорде. Поэтому в звисимости от мелодии один и тот же аккорд берется теми же нотами, но в разных позициях на клавиатуре.

Мелодия песни Виновата ли я. Позиции Аккорда 6м (Ля минор). В словах Виновата и Люблю аккорд 6м играется на звук мелодии 3 (Ми). А в словах Голос и Ему аккорд 6м играется на звук мелодии 6 (ля) .

Играть аккордами на правой клавиатуре нужно одновременно с аккомпанементом слева. Научиться играть с аккордами и мелодией справа довольно сложно. Но это того стоит. Аккорды справа играются не на все а только на основные, опорные звуки мелодии.
Аккорды справа гораздо точнее и гармоничнее вплетены в мелодию, чем левый аккомпанемент .

Например . Аккорд Ля минор готового аккомпанемента СЛЕВА только ОДИН. Аккорд слева всегда состоит из одних и тех же трех звуков . Аккорд Ля минор выборный справа. Имеет три позиции , с верхними звуками Ми Ля До. И еще может играться во всем диапазоне баяна — четыре и даже пять октав . Аккордов Ля минор СПРАВА целых ДВЕНАДЦАТЬ.

Как читать клавиатурные схемы и позиции аккордов

Рисунки схем даны со стороны играющего, который представляет, что баян прозрачный .
При взгляде на себя играющего в зеркало рисунки полностью соответствуют.

Все аккорды во всех позициях расположены в пределах двух октав . Играющий в зависимости от мелодии сам выбирает выше или ниже ему следует играть аккорды.
Вертикальные линии это номера рядов клавиатуры первый ряд считается от мехов .

Аппликатура мелодии

  • Клавиши 1 ряда — указательный палец
  • Клавиши 2 ряда — средний палец
  • Клавиши 3 ряда — безымянный палец
  • Клавиши 4 звука в септаккордах — мизинец

Источник

Как делать музыкальные аранжировки для баяна

Скачать ноты для баяна «Млечный Путь» А. Рыбников

Казалось бы, проблема, или даже дилемма, как сказал один мудрец, ковыряясь пальцем в текущем водостоке в туалете на фабрике Скайджэк корпорации Линамар. Он хотел узнать, куда идет труба — в женский туалет или в городскую канализацию. Проблема была 30 лет назад, когда приходилось переписывать ноты вручную, а дилемм тогда не было вовсе.

Теперь в век цифровых технологий ноты можно отсканировать, оптически опознать в PhotoScore и экспортировать в файл формата XML, который потом можно открыть в большинстве нотных редакторов. Их существует некоторое количество, в основном коммерческие и не слишком дешевые, и не слишком приятные для пользователя. Про них я не буду говорить, ибо незачем, когда есть отменнейшая совершенно бесплатная и оупен сорс программа MuseScore. Ее главное преимущество заключается в том, что она без проблем работает на моем 32 битном XP SP2 Professional, когда Sibelius выше 4.5 версии уже не устанавливается. Не выкидывать же компьютер по прихоти толстосумов из Майкрософт, которые решили, что прогресс зашел уже дальше некуда? Оборзели. Компьютер у меня новый. Он в углу простоял 10 лет и еще столько же простоит.

Про возможности MuseScore рассказывать я не буду, мой пост не об этом. Скажу лишь, что для баяниста этот редактор — само то и похож на Сибелиус. Какой-то американский Комбриг на интернете расхваливает Notation Composer, за который он отвалил бешеные бабки. Я попробовал пиратскую копию с Пират Бэя, ничего замечательного в нем не увидел — нечто похожее на Encore за $300 баксов, которая — такое дерьмо, что не открывает свои же собственные файлы от прежних релисов. Но то была старая версия, новые не устанавливаются. Не выкидывать же компьютер, чтоб нарушить копирайт?

Намекну на баянно специфические особенности MuseScore.

Нота в скобках для левой партитуры

В Сибелусе в нотной палитре есть такая нота, но она не для баяна и проигрывается несмотря на скобки. Это надо идти в Properties и отключать ее звучание. Она потом вроде как и не звучит и в то же время звучит как-то вяло. Получается неряшливо. Но баянная нота в скобках на самом деле — совсем не нота, а скорее сноска или ссылка — в общем коммент. Ее можно сделать просто текстом, поставив скобки вокруг точки, а саму точку сделать шрифтом 60-ого размера. Получается вполне прилично.

Саундфонт

MuseScore идет с установленным саундфонтом FluidR3Mono_GM.sf3, который для моего утонченного слуха просто ужасен. Комбриг-то и жаловался, что MuseScore звучит отвратительно, но он не догадался, что дефолтный саундфонт можно заменить каким-нибудь более качественным. Для себя я выбрал бесплатный GeneralUser GS v1.471.sf2, который меня полностью устраивает, а вы можете поставить какой-нибудь коммерческий. Скачайте саундфонт с интернета. Разархивируйте его в папку /MuseScore2/Soundfonts . А потом пойдите в меню View > Synthesizer и нажмите кнопку Add.

Нотный стан

В меню: Style > General > Page поставь:

Min. system distance 8.5
Max system distance 15.0
Grand staff distance двигает линейки между соло и басом, делая расстояние шире/уже.

Инструмент

Определитель аккордов

Написать партию для правой руки особого труда не составляет. Если звуков мало, можно добавить, если много – убрать. Труднее сделать партию для левой руки, потому что на левой клавиатуре находятся басы и аккорды, которые в нотах для баяна обозначаются буквами Б, М, 7 и У. Их в нотный редактор не засунешь, там нужны фактические звуки. Аккорды можно подбирать прямо на баяне, а потом рисовать ноты вручную, или можно использовать мой определитель аккордов, а файлы к MuseScore скачать ниже.

Определитель аккордов ищет подходящие аккорды по составляющим их звукам. Всего аккордов 68, а комбинаций последовательностей звуков для них в моей базе данных 5364. Кое-кто на Западе уверят, что у аккордов не может быть больше двух секвенций, баянисту этого знать не надо. Ему надо знать, на какую кнопку нажимать.

Найди аккорд

По-американски До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си выгладят так:

Из этих нот в басовом ключе строятся аккорды для левой клавиатуры баяна:

Мажорные Б
Минорные М
Септаккорды 7
Уменьшенные У

Скачать файлы аккордов для Musescore

Мажорные аккорды

Нотное обозначение мажорных трезвучий

Таблица мажорных трезвучий

Минорные аккорды

Нотное обозначение минорных трезвучий

Таблица минорных трезвучий

Доминантсептаккорды

Нотное обозначение доминантсептаккордов

Таблица доминантсептаккордов

Уменьшенные септаккорды

Нотное обозначение уменьшенных трезвучий

Таблица уменьшенных септаккордов

И на бонус. Можете переиграть компьютер? Каспаров мог. Но то в шахматы.

Скачать ноты для баяна «Органная прелюдия» И. О. Бах.

Источник

Шпаргалки для баяна

Vitaly S.

Пользователь

Всем привет!
я придумал систему записи нот (для баяна) , которая помогает легче запоминать мелодии, а так же абстрагироваться от конкретных нот. Т.е. запоминается рисунок движения пальцев, который можно сыграть в любой другой тональности.

Приглашаю всех заинтересованных опробовать эту систему. Хотелось бы услышать ваше мнение.

Вот некоторые правила в этой нотации:

  • цифрами обозначается очерёдность нажатия
  • длительность нот не указывается (предполагается, что мелодия знакома)
  • повторение нот не указывается (по той же причине)
  • жирной линией указан первый штрих (движение)
  • жирной точкой указано начало (там же стоит цифра 1 и там же начинается жирная линия)
  • крестиком указана центровка (т.е. это одна и та же нота на всех фразах)
  • фразы — это условная разбивка мелодии, если они повторяются, то просто указан номер фразы
  • аккорды указаны смещением относительно нуля (j — major, m — minor, s — септаккорд)
  • возможные (желаемые) значения центровки и нулевого аккорда указаны в начале (например: G — G означает, что центровка — нота соль, 0m — Gm).

Источник

Ноты, Аккорды — Народные песни и танцы — баян, аккордеон

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ в обработке для аккордеона и баяна

Народная музыка (П. Лондонов — баян, аккордеон)

Юный баянист Татарские народные песни и танцы

Народные песни и танцы
Музыка (ноты) для баяна и аккордеона
сборники, нотные издания в pdf
переложения и обработки народной музыки


Русские народные песни и танцы
в обработке для баяна
выпуск 1
редактор-составитель П.Говорушко
«Музыка», 1967г.
номер 719
(pdf, 4.74 Мб)

  • Меж крутых бережков. Обработка Н. Ризоля
  • Возле речки, возле моста. Обработка В. Мотова
  • Кадриль. Музыка В. Дикусарова
  • Как у наших у ворот. Обработка А. Суркова
  • В сыром бору тропинка. Обработка В. Шпаника
  • Белолица, круглолица. Обработка М. Могилевича
  • Русская плясовая. Обработка А. Шалаева
  • То не ветер ветку клонит. Обработка В. Шпаника
  • При тумане, при долине. Обработка И. Матвеева
  • Степь да степь кругом. Обработка В. Белова
  • Волга-реченька. Обработка И. Матвеева
  • Во поле береза стояла. Обработка Н. Кацуна
  • Полосонька. Обработка И. Паницкого.

Скачать сборник «Русские народные песни и танцы»


Народная музыка в обработке для баяна или аккордеона
П. Лондонов
«Советский композитор», 1985г.
номер с7141к

Когда талантливый художник и человек большой души уходит из жизни в расцвете творческих сил, это всегда порождает неизбывное ощущение непоправимости. И тем значимее становится то, что он успел сделать.
Петру ЛОНДОНОВУ удалось сказать в музыке многое, в том числе и в тех жанрах, где он был первооткрывателем. Так появились Концерт для выборного баяна и русского народного оркестра — первое произведение такого исполнительского адреса; своеобразная антология шедевров музыкального фольклора разных народов (в его филигранных обработках для обычного баяна с «готовой» левой клавиатурой), впервые публикуемая в совокупности в настоящем издании.
Инструментальные обработки народных мелодий издавна получили широкое распространение. Но в баянной литературе еще не было столь широкого сопоставления ярких, национально-характерных образов и интонаций, присущих мелосу разных народов.
Когда композитор обращается к фольклорному материалу других народов, это неминуемо создает особые творческие условия его работы. Проникнуться «духом и плотью» «чужого» мелоса еще труднее, чем ощутить глубокую красоту родных напевов и наигрышей, и это требует не только творческой смелости, но и более глубокого вживания в образный строй, максимальной тактичности, художественной щепетильности.
Именно такие качества присущи фольклорным пьесам Петра Лондонова. Тщательно отобранными, подчас весьма скромными выразительными средствами композитор создает яркие, жанрово-контрастные пьесы-миниатюры. Их издание, бесспорно, обогатило баянный репертуар и в педагогической практике, и в любительском музицировании. Особенно радует то, что впервые в советской музыке для баяна появились циклы пьес, основанных на болгарском, итальянском, норвежском, шведском, югославском фольклоре.

Что же касается родного композитору русского фольклора, то пьесы Лондонова заняли прочное место в исполнительском репертуаре. Для них характерна взыскательность, нестандартность творческого воплощения. Композитор часто отказывается от «готовой» аккордики, иногда даже на протяжении всей пьесы, как например в обработках песен «Вниз по матушке, по Волге» и «Меж крутых бережков», при этом он искусно использует мелодические возможности левой клавиатуры, создавая запоминающуюся полифоническую ткань, близкую по складу к подголосочности народной песни.
Целый ряд пьес Лондонова основан на его собственных фольклорных записях. Композитор был и энтузиастом-собирателем русской песни, и, конечно, ее широким и эрудированным знатоком. Многим, возможно, неизвестно, что будучи страстно влюбленным в свой инструмент, он сам делал и настраивал гармоники.
С Петром Лондоновым мне довелось в один день поступить на композиторское отделение музыкального училища и — вновь в один день — окончить Московскую консерваторию. (Помню, как радовались мы, когда в наших дипломах появилась подпись Д. Д. Шостаковича, возглавлявшего государственную экзаменационную комиссию.) И за все эти годы нашей музыкальной молодости и дружбы меня не покидало ощущение глубокой сердечной доброты Петра Лондонова, доброты в отношении к друзьям и коллегам, доброты, которую всегда .излучало и излучает его талантливое творчество.
Владимир Блок

  • НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ
    • ВНИЗ ПО МАТУШКЕ, ПО ВОЛГЕ
    • РАДОСТНО НА ДУШЕ
    • ПЛЕЩУТ ХОЛОДНЫЕ ВОЛНЫ
    • МЕЖ КРУТЫХ БЕРЕЖКОВ
    • ОИ ГОРЕ, ГОРЕ ЛЕБЕДОНЬКУ МОЕМУ
    • ПОМНЮ, Я ЕЩЕ МОЛОДУШКОЙ БЫЛА.
    • В НИЗЕНЬКОЙ СВЕТЕЛКЕ
    • НИЧТО В ПОЛЮШКЕ НЕ КОЛЫШЕТСЯ.
    • ОИ, НА ДВОРЕ ДОЖДЬ
    • ТРАВА ДА ПРИТОПТАННАЯ.
    • ПРИХОДИТЕ, ГОСТИ, К НАМ
    • ВЕСЕЛ Я. ВЕСЕЛ СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ
    • НЕДЕЛЬКА
    • КОМАРИКИ, КОМАРОЧКИ МОИ.
    • УВАРОВСКИЕ ЧАСТУШКИ
    • МОЛОДКА МОЛОДАЯ
    • НА ИВАНУШКЕ ЧАПАН
    • У ВОРОТ, ВОРОТ
    • НЕ ОДНА ВО ПОЛЕ ДОРОЖЕНЬКА.
  • НАРОДНАЯ МУЗЫКА МОЛДАВИИ
    • ПЕСНЯ О КОДРЯНУ
    • В ДОФТАНЕ
    • ИЛЯНА, МОЯ РАДОСТЬ
    • БЭТУТА
  • НАРОДНАЯ МУЗЫКА БОЛГАРИИ
    • РОСНЕ ЛЕ
    • ПАСТУШОК-ПОДПАСОК
    • ГЛЯДИ, МАМА
    • МАТЬ И ОТЕЦ ГОВОРЯТ МНЕ
    • ЗАПЛАКАЛА РИЛА-ГОРА
    • ХОДЖИ ДИМИТР
    • ПЕСНЯ БОЛГАРСКИХ ШКОЛЬНИКОВ.
    • ПОДАРОК
    • СБОРИНКА
    • ВЕТЕР ОСЕННИЙ
    • ПОД ГОРОЙ РЯБИНА
    • ДЕВУШКА САДИЛА САД
    • ЛИЛЯНА
    • СКРОИЛА МНЕ МАМА
    • ОИ, ЛАДО, ЛАДО
    • ВЧЕРА ЭТО БЫЛО.
    • ХОРО
    • ВЕСЕЛОЕ ХОРО
  • НАРОДНАЯ МУЗЫКА ЮГОСЛАВИИ
    • ВЫРАСТАЛ МИНДАЛЬ ВЫСОКИМ.
    • ОНА МОЯ СЛАДКАЯ
    • САЖАЛА ДИМКА ВАСИЛЬКИ
    • БРОСАЛА ТОДА ЯБЛОКО
    • КРАСНО ЯБЛОКО ОТВЕДАЛ
    • ГУЛЯЛА ЗЕМЛЯНИЧКА
    • ЛОЖИЛСЯ ЛЕНЧЕ СПАТЬ
    • ЖАЛЕЛА МИЛКА СОЛОВЬЯ
    • ПРОПЛАКАЛА ТЮЛА
    • ЭЙ ТЫ, КОЛЬО!
    • СОЛНЦЕ МОЕ, СОЛНЦЕ
    • О, ЯДРАН ЛАЗУРНЫЙ
    • В МОЛОКЕ КУПАЮСЬ.
    • ЗЕЛЕНАЯ ДУБРАВА
    • ПО ВОЛНАМ СКОЛЬЗЯ
    • ТАЕТ В ПОЛЕ МГЛА
    • БИЛЯНА
    • ЗИМНЕЕ СОЛНЦЕ
    • В ГОРАХ
    • ЧЕТЫРЕ ОХОТНИКА.
    • БОЛИТ МОЕ СЕРДЦЕ
    • ДОРИЦА
    • ГДЕ ПАРНИ?
  • НАРОДНАЯ МУЗЫКА ИТАЛИИ (еще ноты)
    • КРАСНОЕ ЗНАМЯ
    • ДЕВУШКА ИЗ СОРРЕНТО
    • САНТА ЛЮЧИЯ
    • МАКАРОНЫ
  • НАРОДНАЯ МУЗЫКА НОРВЕГИИ
    • РАБОЧИЙ МАРШ
    • РЫБАЦКАЯ ПЕСНЯ
    • ПОЛЬ НА ПРИГОРКЕ
    • ТЫ СТОИШЬ У ОКНА
    • ПОЕДУ ЛЬ Я ЗА ВОДОЙ НА КЛЮЧ
    • УЛА, МОИ ЕДИНСТВЕННЫЙ ПАРЕНЬ
    • ДОМОЙ ПРИШЕЛ Я ПОЗДНО
    • КОЛЫБЕЛЬНАЯ
    • ВЕДЬМА ИЗ ЭЛЛАНДА
    • ЛЕСНЫЕ НИМФЫ.
    • ВОСКРЕСЕНЬЕ НА ВЫСОКОГОРНОМ ПАСТБИЩЕ
    • СВАДЕБНАЯ ПРОЦЕССИЯ В ХАРДЕНГЕР-ФИОРДЕ
    • ИНГРИД ШЛЕТТЕН
    • О, НАША КРОШКА КАРИ
    • СУМЕРКИ
    • ЗАПОЗДАЛЫЙ ПУТНИК
    • ПЕСНЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКА
    • КРАЙ РОДИМЫЙ
    • РЕИЛЕНДЛЕР
    • ЧЕТВЕРКИ
    • ХАЛЛИНГ
  • НАРОДНАЯ МУЗЫКА ШВЕЦИИ
    • ОДИНОКОЕ ОБЛАКО
    • В ВЕЧЕРНИЙ ЧАС
    • ВЕСЕННИЙ ВЕТЕР
    • ДЕВУШКА В ПАРЕ С ЛЮБИМЫМ.
    • РУКУ ДАЙ МНЕ, ПАРЕНЬ ЛАДНЫЙ.
    • КОЛЬ ДВОЕ У КАМЕЛЬКА
    • Я ГРУЩУ НАПРАСНО
    • ТЫ ПОМНИШЬ ЛИ ТЕ ДНИ
    • В ГЛАЗАХ Я ТВОИХ ЧИТАЮ
    • КАК ЗВЕЗДЫ НОЧЬЮ
    • НЕ ХОЧЕТСЯ ГРУСТИТЬ МНЕ
    • ДЕВУШКА
    • ТРУЖУСЬ ЛИ Я ПРИ СВЕТЕ ДНЯ
    • НА ХОЛОДНОЙ СУХОЙ ЗЕМЛЕ.
    • О, ВЕРМЕЛАНД ПРЕКРАСНЫЙ.
    • ЖНЕМ СЕГОДНЯ МЫ ОВЕС
    • ПЕСНЯ УРОЖАЯ
    • В ДЕНЬ НАШЕЙ СВАДЬБЫ
    • ШЛА ДЕВУШКА К ИСТОЧНИКУ
    • РЕЧНОЙ ЦАРЬ
    • ТЕБЯ БЛАГОДАРЮ
    • ТАНЕЦ СУДЬИ

Скачать ноты народных песен для баяна или аккордеона

Источник

Оцените статью