Разрабатываем левую руку для фортепиано

Развитие техники игры левой рукой

Развитие техники игры левой рукой будет осуществляться в тональности до-мажор. В этой тональности пальцы нажимают только белые клавиши (на рис. 1 они выделены желтым цветом в пределах одной октавы). Пальцы левой руки имеют следующую нумерацию: 5 – мизинец, 4 – безымянный, 3 – средний, 2 – указательный, 1 – большой.

Рис. 1. Исходная постановка пальцев левой руки при игре в тональности до-мажор

Рис. 2. Положение пальцев левой руки на клавиатуре

Поставьте пальцы на клавиатуру в соответствии с рис. 2. Положение кисти руки при этом такое, словно она обхватывает мяч для игры в большой теннис и образует полусферу. Кончики пальцев нажимают клавиши практически перпендикулярно клавиатуре, словно они являются молоточками. Кисть руки (и вся рука) при нажатиях на клавиши остается практически неподвижной — двигаются только пальцы. Локоть находится на уровне клавиатуры. Он не прижат к туловищу, но и не слишком отодвинут он него. Рука должна находиться в свободном состоянии.

Каждый палец располагается над своей клавишей (рис. 2). Это исходное положение пальцев, суть которого заключается в том, чтобы пальцы не мешали друг другу и нажимали клавиши наиболее удобным образом. Положение пальцев по глубине должно быть таким, чтобы они с одной стороны не соскакивали с края клавиатуры, но и не прижимались к черным клавишам. Безымянный и указательный пальцы нажимают клавишу в середине её широкой части.

Если вы никогда не играли левой рукой на клавишном инструменте или это было давно, то для начала необходимо улучшить чувствительность, подвижность и управляемость пальцев. Клавиатура многих синтезаторов обладает невысокой жесткостью и клавиши нажимаются достаточно легко, что является недостатком, по сравнению с фортепианной клавиатурой, жесткость которой позволяет укрепить пальцы руки. Игра слабыми пальцами в дальнейшем не позволит улучшить качество игры, а звуки будут пропадать по причине того, что тот или иной палец с недостаточным усилием нажал на клавишу. Если нет возможности использовать фортепиано, то нужно учесть, что нажатие клавиш на клавиатуре синтезатора должно производиться с усилием, с дополнительным нажимом, который, однако, не должен приводить к напряжению и сковыванию кисти руки.

Читайте также:  Как пишется аккорд или акорд

При выполнении любых упражнений старайтесь следовать такому порядку:

  • Разучивание упражнения. Разучите упражнение без метронома в медленном темпе. Игра в медленном темпе позволяет понять то, что нужно играть и контролировать то, что и как делают пальцы.
  • Игра в медленном темпе под метроном. Если упражнение получается без ритма в медленном темпе, то установите темп метронома на 60-80 и старайтесь нажимать клавиши точно по щелчку метронома. Это необходимо для развития чувства ритма и синхронизации двух событий: первое событие — щелчок, второе событие — появление звука от нажатой клавиши.
  • Игра в быстром темпе под метроном. Если упражнение получилось сыграть под метроном в медленном темпе, то увеличьте скорость. Можно либо увеличить темп метронома, либо не изменять темп, но играть в 2 раза быстрее (способ удвоения скорости исполнения).

Все упражнения необходимо производить при включенном режиме «чувствительность к касанию», что позволит слышать и контролировать громкость игры разными пальцами. Добиться игры, при которой пальцы выдают звуки с одинаковой громкостью, непросто. Но над этим нужно работать, иначе при игре будут постоянно проскакивать то скачки, то провалы, что говорит о слабой технике игры.

Выберите голос фортепиано на синтезаторе и поставьте пальцы левой руки в соответствии с рис. 2 (мизинец находится над клавишей до, большой палец — над фа).

Последовательно и равномерно нажимайте и отпускайте клавиши от мизинца до большого пальца: 5-4-3-2-1, 5-4-3-2-1, 5-4-3-2-1, 5-4-3-2-1 и т.д.

Рис. 3. Упражнение 1

Двигаются только пальцы. Кисть и локоть не должны совершать движения, следуя за пальцами.

Последовательно и равномерно нажимайте клавиши от большого пальца к мизинцу: 1-2-3-4-5, 1-2-3-4-5, 1-2-3-4-5, 1-2-3-4-5 и т.д.

Рис. 4. Упражнение 2

Упражнение 3. Волнообразное движение.

Рис. 5. Упражнение 3

Следите за тем, чтобы при на нажатии клавиши одним пальцем двигался только этот палец. Остальные пальцы не должны растопыриваться в стороны или слишком высоко подниматься над клавиатурой (что особенно любит делать мизинец), а находятся над поверхностью клавиатуры, касаясь каждый своей клавиши в таком положении, будто в ладони находится мячик. Верхняя фаланга большого пальца должна быть направлена вдоль клавиши (рис. 2), а не вправо.

Теперь более сложное упражнение — игра интервалов (одновременно нажимаются две клавиши). Сначала одновременно нажмите клавиши мизинцем и средним пальцем, потом безымянным и указательным пальцем, потом средним и большим пальцем.

Рис. 6. Упражнение 4

Старайтесь играть это упражнения ровно.

Следующая группа упражнений направлена на развитие независимости пальцев. Пальцы привыкли двигаться вместе друг с другом. Наша задача заключается в том, чтобы они могли двигаться независимо друг от друга.

Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 4, 3, 2, 1, а мизинцем равномерно 20-30 раз нажмите и отпустите клавишу. Нажимает клавишу только мизинец, остальные пальцы удерживают клавиши в нажатом состоянии.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 3, 2, 1. Теперь клавишу нажимает и отпускает только безымянный палец. Трудно? Безымянный палец имеет самую слабую подвижность и управляемость.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5,4, 2, 1. Теперь работает средний палец.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3, 1. Тренируем указательный палец.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3, 2. Тренируем большой палец. Это должно быть легко.

Данное упражнение покажет, какие пальцы имеют слабую управляемость — над ними нужно поработать отдельно, то есть увеличить продолжительность упражнений с их участием..

Попеременная работа соседних пальцев.

Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 3, 2, 1, а 5 и 4 попеременно равномерно 20-30 раз нажимайте и отпускайте клавиши.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 2, 1. Тоже самое 4 и 3. Чувствуете, как рука начинает разогреваться?
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 1. Тоже самое 3 и 2. Это немного проще, да?
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3. Тоже самое 2 и 1. Это не должно вызвать затруднений.

Одновременная работа соседних пальцев.

Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 3, 2, 1, а 5 и 4 одновременно равномерно 20-30 раз нажимайте и отпускайте клавиши.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 2, 1. Тоже самое 4 и 3.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 1. Тоже самое 3 и 2.
Нажмите и удерживайте клавиши пальцами 5, 4, 3. Тоже самое 2 и 1.

Упражнение 8. Игра гаммы в пределах одной октавы.

Игра гаммы в предела октавы осуществляется при помощи подкладывания пальца. Сначала последовательно играют пальцы 5, 4, 3, 2, 1. В то время, как большой палец нажимает клавишу, перенесите средний палец над ним и нажмите следующую клавишу. То есть 8 клавиш нажимаются следующими пальцами: 5, 4, 3, 2, 1, 3, 2, 1. Игра в обратном порядке осуществляется так: сначала играется 1, 2, 3. В момент удержания клавиши средним пальцем большой палец подкладывается под пальцами и нажимает следующую клавишу.

Рис. 7. Упражнение 8

Данное упражнение играется в размере четыре четверти восьмыми. Вертикальные штрихи над нотами показывают доли (щелчки метронома). Включите на синтезаторе метроном, установите значение темпа метронома на 80 и начинайте игру в момент любого щелчка метронома, которая станет первой долей.

После разогрева пальцев можно приступить к интересующей нас игре левой рукой аккордов, а точнее трезвучий (аккорд из трёх звуков). Существует три основные позиции для игры трезвучий, которые необходимо запомнить. Они показаны на рис. 8.

Рис. 8. Варианты положения пальцев левой руки при игре трезвучий

Нетрудно заметить, что мизинец (5) и большой палец (1) нажимают на крайние клавиши трезвучия всегда. Средняя клавиша нажимается или указательным (2), или средним (3) пальцем в зависимости от того, какую клавишу нужно нажать. В варианте 1) и 2) средняя клавиша нажимается средним пальцем, а в варианте 3) — указательным. Безымянный палец клавишу не нажимает.

Обратите внимание на то, как чередуются между собой клавиши, которые мы нажимаем и которые не нажимаем. В варианте 1 между нажимаемыми клавишами пропускаются по одной клавише, которые не нажимаются. В варианте 2 между средним и большим пальцем остается две клавиши. А в варианте 3 две клавиши пропускаются между мизинцем и указательным пальцами.

Теперь попробуйте сыграть трезвучия, показанные на рис. 9.

Рис. 9. Варианты положения пальцев левой руки при игре аккордов

Относительное положение пальцев не изменилось, хотя здесь показаны другие трезвучия.

Если вы освоились с игрой трезвучий без смены позиции руки, то следующим шагом будет игра последовательности трезвучий со сменой позиции руки. Сыграйте трезвучие и его обращения, показанные на рис. 10.

Рис. 10. Трезвучие и его обращения

Равномерно сыграйте аккорды, показанные на рис. 11. В процессе перехода от игры одного трезвучия к другому не нужно высоко поднимать пальцы. Чем меньше лишних движений делает рука, тем точнее и быстрее происходит её позиционирование.

Рис. 11. Упражнение 9

Включите метроном в темпе 80 сыграйте данный фрагмент 10-20 раз подряд без остановок и ошибок. Каждый аккорд играется под щелчок метронома. Если получилось сыграть этот фрагмент без ошибок 10-20 раз подряд, то удвойте скорость исполнения.

Для контроля качества игры на синтезаторе нужно сделать следующее:

  • подключите синтезатор к компьютеру
  • откройте аудиоредактор, в котором есть режим отображения волновой формы
  • выберите голос фортепиано и включите на синтезаторе режим «чувствительность к касанию»
  • сделайте запись упражнения и посмотрите на получившиеся волновые формы.

Сравнение высоты пиков форм, соответствующих отдельным звукам, позволяет увидеть неравномерность игры разными пальцами. На рис. 12. показаны волновые формы, соответствующие записи из упражнения 2.

Рис. 12. Волновые формы

Из рисунка видно, что в плане ритма всё более или менее хорошо, так как пики форм находятся на одинаковом расстоянии друг от друга. А вот равномерность игры крайне слабая. Это следствие постоянной игры левой рукой под автоаккомпанемент, в результате чего её техника игры резко упала. Запись вашего исполнения позволит наглядно увидеть проблемы над решением которых надо поработать отдельно.

Для управления аккомпанементом левой рукой нужно выполнить следующие условия:

  • Использовать не любую, а правильную (гармоничную) последовательность аккордов
  • Правильно распределить аккорды по долям ритма
  • Начать играть последовательность аккордов точно в первую долю ритма
  • Играть последовательность аккордов циклически, без остановки

Источник

Работа над техническим развитием левой руки при обучении игре на фортепианоучащихся 3-4 классов музыкальной школы (студии)

Цель статьи: ознакомление с работой над техническим развитием левой руки при обучении игре на фортепиано учащихся младших классов музыкальной школы и учреждений дополнительного образования.
Задачи:
1. Раскрыть актуальность данной темы и указать на важность технического развития левой руки;
2. Проследить динамику технического развития левой руки через систему овладения различными видами техники;
3. Дать конкретные рекомендации на примере упражнений и соответствующего репертуара по овладению различными видами техники левой руки.

Техника (от греч. Техно-искусство)- это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле.

Пианистическая техника представляет собой комплекс технической беглости в сочетании с музыкально-образным содержанием.

Оба эти компонента с первых шагов обучения должны находиться в полном единстве. Исходя из этого, каждый игровой приём не может быть абстактным, а должен быть обоснован музыкальным выражением. Точно также каждый музыкальный образ необходимо увязать с соответствующей формой игровых движений.

На каких же принципах следует развивать технический аппарат, чтобы создать наиболее благоприятные технические условия для выражения музыки?

  1. Гибкость и пластичность аппарата;
  2. Связь и взаимодействие всех его усастков при ведущих живых и активных пальцах;
  3. Целесообразность и экономия движений;
  4. Управляемость техническим процессом;
  5. Звуковой результат (как необходимый итог).

Добиваясь с первых шагов обучения неразрывной связи музыкально-звукового представления с игровым приёмом, следует в той или иной степени развивать перечисленные принципы. Без них контакт музыкального и технического развития будет чрезвычайно сложным, а иногда останется только «на словах». Таким образом, основная цель технического развития- обеспечить условия, при которых технический аппарат пианиста будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу. Эти условия должны привести к полному и беспрепятственному подчинению двигательной системы музыкальной воле исполнителя.

Одним из составляющих элементов технического развития является техническое развитие левой руки.
Прежде всего, работа над развитием беглости, звуковой ровности левой руки должна строится по этапно. Также как и развитие правой руки.

Система различных видов техники включает в себя овладение всеми её элементами, начиная от взятия одной ноты (на стадии овладения нотной грамотой и постановки рук) до мелкой и крупной техники. Поэтому работа над различными видами техники (крупной, мелкой) должна строиться с учётом возрастных особенностей учащихся.

В начальном периоде обучения, когда ученик только находится на стадии овладения нотной грамотой, педагоги используют различные попевки, дет.песни в виде одноголосных попевок приёмом нон легато. Зачастую педагоги не придают большого значения, что при этом ученик как правило, исполняет одноголосную попевку правой рукой.

Учитывая важность синхронного развития обеих рук, полезно приучать ученика исполнять попевки лев.рукой в низком регистре, имитируя тем самым тембры различных животных (как медведь). Затем можно предложить исполнить её октавным удвоением обеими руками. При этом ученик уже в самом начале получит навыки скоординированности движений, синхронности и значимости обеих рук.
Следующим элементом фортепианной техники и этапом работы является мелкая техника, в частности овладение гаммой и гаммообразными пассажами.

В работе над мелкой техникой следует соблюдать 3 фактора:

  • Активные ведущие пальцы;
  • Перемещающаяся опора (гибкая, подвижная кисть);
  • Крупное движение всей руки.

Кроме привычного разучивания гамм отдельно правой и левой руко, полезно играть различными приёмами туше: например- пр.р легато, лев.-нон легато; потом наоборот, а также менять штрих при восходящем и нисходящем движениях гаммы. Это развивает самостоятельность рук, в частности независимости левой от правой.

Другой вариант: когда ученик играет левой рукой, а педагог – правой на октаву выше одновременно, причём ведущая роль в метроритмической пульсации принадлежит ученику. Такой способ полезен не только на начальном этапе технического развития, но и в дальнейшем его процессе при разучивании одной левой рукой «трудных» мест в любом произведении.

Полезно воспользоваться упражнением Ганона №38.

Следующим этапом в развитии техники левой руки является развитие крупной техники. Это такие виды техники как аккорды, арпеджио, большие интервалы (сексты, октавы).

Для развития крупной техники левой руки необходимо хорошее растяжение и эластичность ладони- главное условие ненапряжённого взятия аккордов, различных видов арпеджио и октав. Растяжение поддаётся развитию путём тренировки, такие упражнения хорошо раогревают руки и развивают необходимые навыки при исполнении такого вида партии лев.руки.

УПРАЖНЕНИЕ «со станком» на задержанном звуке.

Запястье на подымать, все восьмые играть под ладонью, поворачивая кисть по рисунку мелодии.

Именно развитие пронационно-супинационных движений в левой руке является залогом воспитания лёгкости и четкости такого рода аккомпанемента, т.к. создаёт определённую метроритмическую опору и выполняет роль дирижёра.

Проследить динамику развития несложно.

В качестве начальных навыков и знакомства с пронационно-супинационными движениями для их осмысления достаточно привести примеры как 1) открывания крана с водой, выполняя эти движения на вытянутых рукых и при опущенных плечах или 2) представить себе тарелку с супом.

Хорошо помогает усвоить это движение упражнение «Колёсико» — устойчивость руки находится на 3 пальце, ось вращения проходит через предплечье и плечо от 3-го пальца:

Затем можно использовать упражнение на скачки на боковом движении в быстром темпе.

При этом броски нужно играть боковым движением, как бы накидывая руку на верхние клавиши.

Такие и подобные пронационно-супинационные упражнения следует включать в работу как можно раньше, как только ученик начнёт ощущать «дно» клавиатуры и опёртость пальцев. Конечно же, лучше всего их освоение осуществлять на многочисленных этюдах.

Очевидно, что самые простые из них будут иметь вид конструктивных, имеющих чисто прикладное, тренировочное назначение. Однако ученику важно рассказать и показать итоговых результат этого обучения. В качестве примера можно привести несколько этюдов из сборников Черни-Гермера (Этюд №18, фа мажор), затем такие же технические задачи решаются в Этюдах ор. 299( Этюд № 13) , сонатах Моцарта, Бетховена и пр. КПЗ, выливаясь в исполнение музыкальных картин Рахманинова, Шопена и т.д. (Шуман «Этюд-каприс».

Следует отметить необходимость подбирать соответствующий репертуар. Это должны быть не только этюды, но и пьесы, в которых ведущая партия (или мелодическая линия) принадлежит левой руке.

К числу способов разучивания можно отнести:

  • Разучивание одной лев.рукой трудных мест;
  • Проигрывание пассажей левой руки вместе с правой, удваивающей октавой выше партию левой
  • Специальные упражнение , этюды и пьесы, предназначенные для одной левой руки.

Среди таковых следует отметить сборник К Черни «Школа для левой руки» ор.399, воспитывающий значительную техническую выдержку и исполнительскую свободу левой руки.

Развивая техническую свободу левой руки педагоги ставят более скромные задачи для овладения различными приёмами техники, используя при этом инструктивный материал. Но вместе с тем помимо технического совершенства мы, педагоги, должны добиваться воспитания звуковой и художественно-музыкальной культуры ученика, тем самым достигая единства технического и музыкального, о чём говорилось в начале доклада.

Таким образом, при решении проблемы развития техники левой руки, следует помнить. Что главная цель технического развития- выражение через технические приёмы художественного и музыкального образа любого произведения.

Поэтому через сиситему развития техники, в частности техники левой руки, ученик получает следующую цепочку:
Умение – навык — решение проблемы ( исполнения и подбора репертуара) — интерес к освоению новых произведений — любовь к исполнению.

Источник

Оцените статью