- Открытый урок на тему: «Основные этапы начального обучения игры на гитаре» план-конспект урока по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Открытый урок на тему «Повышение техники игры в классе гитары»
- Содержимое публикации
- Методическая разработка открытого урока «Гитара в различных видах ансамбля ДШИ» методическая разработка на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Открытый урок на тему: «Основные этапы начального обучения игры на гитаре»
план-конспект урока по теме
План урока:
2)Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.
3)Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесбрегающей технологии).
4)Проблемная ситуация на основе учебного материала.
5)Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке (использование игровой технологии).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление системой образования администрации Луховицкого муниципального района
МБОУ ДОД «Краснопоймовская сельская ДМШ»
Открытый урок по специальности
(Отделение народных инструментов)
По теме: «Основные этапы начального обучения игры на гитаре»
Преподаватель: Романова О.Н.
п. Красная пойма 2012 год
Тип урока : комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).
— организационную и содержательную установку
— проверку глубины понимания и прочности знаний учащегося
— взаимодействие преподавателя и ребенка на основе сообщения – усвоение новых знаний, умений, навыков
— закрепление изученного материала и упражнений
-диагностику прочности усвоения знаний
-инструктаж по выполнению домашнего задания
Вид урока : традиционный
Цель урока : закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале упражнений, дидактических игр и изучаемых произведений.
1)Перспективный: словесная передача и слуховое восприятие. Преподаватель сообщает готовую информацию с использованием демонстраций. Учащийся осмысливает и запоминает.
2)Репродуктивный: запоминание учащимся сообщенной преподавателем информации. Способствует формированию знаний, умений и навыков через систему упражнений.
3)Практический: музыкально- дидактические игры, повторные действия с целью совершенствования навыка и развития музыкального слуха.
-словесный, наглядный, практический
-активация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика
-развитие мышления, творческой инициативы
-приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук; правильно исполнять мелодию и передавать ритмический рисунок.
Психологические условия на уроке :
Мобилизация внимания, познавательная активность, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающей ситуации, психологический микроклимат на уроке.
В интересной для ребенка форме закрепить понятие выразительных средств в музыке и их влияние на эмоционально-образный тон произведения, для расширения творческих возможностей учащегося в процессе обучения на инструменте.
1)Образовательные: закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, тембр, ритм, мелодию), продолжить формирование практических навыков, работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе).
2)Развивающие: развитие слуха, координация движений, образное музыкальное мышление, творческая активность через различные виды деятельности.
3)Воспитывающие: воспитывать любовь к музыке, воспитывать эстетический вкус, воспитывать усидчивость, трудолюбие, собранность.
Инструмент (гитара), стул, подставка для ног, пульт, нотные пособия, рисунок, музыкальные ребусы.
Применение педагогических технологий:
-развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память. Музыкальные занятия учат рациональнее использовать свой рабочий день, он будет более организован.
-рациональная организация урока: динамическая пауза, включение игровых моментов, упражнения.
-чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется разбором нотного материала, повторением выученных пьес и слушание музыки).
-на уроке важен психологический комфорт, стиль общения преподавателя с учеником, заряд позитивных эмоций, проявление доброжелательности.
2.Технология личностно-ориентированного обучения:
Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса есть личностно-ориентированная педагогика. В основе этой технологии лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие, прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. На уроке создаются условия для самореализации ученика, развитие индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения.
Упражнения «Шагающие пальчики», «Фокус-покус».
Это задание стимулирует ученика к самостоятельному выбору способов решения данной задачи; выявляет субъективный опыт ученика; оценивает не только результат, а главным образом процесс учения; стимулирует на саморазвитие, самовыражение в ходе овладения знаниями.
3.Технология проблемного обучения:
Эта технология подразумевает последовательное и целенаправленное выдвижение учебных проблем перед обучающимся. Ученик включается в активную мыслительную деятельность, высказывает собственное мнение и активно усваивает знания.
4.Технология формирования мотивации или игровая технология :
Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Хорошо использовать ее в период начального обучения. Включение в учебный процесс игровых моментов повышает интерес ученика к занятиям на инструменте, активизирует его творческую деятельность. Преподаватель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции.
2)Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата.
3)Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесбрегающей технологии).
4)Проблемная ситуация на основе учебного материала.
5)Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке (использование игровой технологии).
Источник
Открытый урок на тему «Повышение техники игры в классе гитары»
Содержимое публикации
Открытый урок на тему
«Повышение техники игры в классе гитары»
Преподаватель по классу гитары
МБУ ДО «ДМШ №4» НМР РТ
Освоение и применение способов улучшения техники игры на гитаре в музыкальных произведениях репертуара ДМШ и упражнениях.
Научить слушать и исполнять музыкальное произведение, применяя различные приёмы игры и способы их успешного усвоения на инструменте.
Развитие внимания и аккуратности при исполнении на гитаре;
Развитие технических навыков и способов мышления для их улучшения.
— Воспитать творческое сотрудничество ученика и педагога.
Способствовать созданию внутреннего комфорта на уроке.
Методы: проблемно-поисковый, словесный (объяснение, сопоставление, диалог), практический, наглядно-слуховой.
Вид урока: комбинированный
Материально-техническое оснащение: музыкальные инструменты (3 гитары), 3 пюпитра, 3 подставки для ног.
Результат урока. Вывод.
1. Организационный этап.
Вступление: Добрый день, уважаемые преподаватели.
Тема моего открытого урока: « Повышение техники игры в классе гитары »
Сегодня открытый урок мне помогут провести:
Учащийся 2 класса Юсупов Адель и учащиеся 5 класса Белоусов Даниил, и Зименков Никита.
Мы знаем, что для достижения высот исполнительского мастерства гитаристу необходимо в своём музыкальном развитии пройти все стадии обучения игре на гитаре: это правильная посадка и постановка рук, освоение нотной грамоты и многое другое. Очень важным в развитии учащегося-гитариста является освоение и техники игры на инструменте и умение применять ее на практике для достижения художественной выразительности музыкального произведения.
Технические возможности игры на гитаре очень разнообразны. В этом и заключается сложность освоения инструмента. Это трудное и в тоже время увлекательное занятие.
Безусловно, чем большим количеством возможностей и технических приёмов будет владеть гитарист, тем больше его игра будет содержательной и оригинальной.
Я хочу рассмотреть лишь некоторые из них.
2. Основной этап:
2.1.На Начальном этапе обучения встречается способ игры, который называется АРПЕДЖИО.
— Адель, ответь, пожалуйста, на вопрос: что такое арпеджио?
Арпеджио – это поочерёдное исполнение звуков, входящих в аккорд.
Комбинации арпеджио на гитаре очень многочисленны и разнообразны:
1) прямое движение: p — i — m — a
2) обратное движение: p — a — m — i
3) полное прямое : p-i-m-a-m-i
4) полное обратное : p-a-m-i-m-a
5) ломаное : на 8.p-i-m-i-a-i-m-i
(все виды играет учащийся)
Нужно помнить, что пальцы правой руки расставляются над струнами заранее.
Освоение этого приёма идёт сначала по открытым струнам –
Затем отрабатывать этот приём в этюдах, прелюдиях классических композиторов-гитаристов Каркасси, Карулли, Джулиани.
Конечно для того, чтобы добиться свободной и лёгкой работы правой руки, нужно играть упражнения и этюды на все виды арпеджио.
Сейчас прозвучит Аллегро М. Джулиани , где встречается этот способ.
Играет Юсупов Адель .
2.2. В другом Этюде М. Каркасси A — dur встречается особый способ прижимать струны, – это приём БАРРЭ.
Этот способ сложен тем, что первый палец левой руки не ставится на струны, а кладётся, прижимая все струны на одном ладу.
Основными считаются 2 вида баррэ:
1) большое (прижимается 5 или 6 струн)
2) малое (прижимается от 2-х до 4-х струн)
Этот приём с одной стороны упрощает жизнь гитаристов, потому что нажатием одного пальца мы получаем несколько звуков, с другой стороны – это технически трудный приём, получается не у всех учеников, в связи со слабым, не сформировавшимся игровым аппаратом.
Так же может быть строение указательного пальца рельеф которого мешает удобному нажатию на струны
Трудность приёма баррэ не в том, чтобы сильно прижать палец к грифу, а в том, чтобы оптимально распределить давление по пальцу.
Адель сейчас покажет упражнения, которые способствуют более быстрому освоению этого приёма:
Упражнения на баррэ — (малое 2 упр. и большое — 1 упр.).
Первое время, выполняя упражнения на баррэ, можно почувствовать, что левая рука быстро устаёт. Ученик не должен переутомляться, нужно давать руке отдых, играть упражнения по частям.
2.3.Так как гитара является инструментом, у которого звук при неумелом контроле пальцев рук будет невнятным и неприятным, то естественно, музыкальные произведения, включающие кантилену (певучесть звука), исполнять на гитаре довольно трудно.
Чтобы добиться качественной, хорошей кантилены необходимы синхронные движения пальцев обеих рук.
Играет Белоусов Даниил:
Здесь встречается приём ЛЕГАТО:
Легато – это связное исполнение звуков. Ноты, которые необходимо исполнить связно, соединяются дугообразной чертой – лигой.
Легато может быть восходящим, нисходящим.
1. Восходящее легато – этот приём требует больших усилий, дети овладевают им не сразу. Но, как заметил Ф. Таррега, именно на этом приёме отрабатывается вся техника игры пальцами левой руки.
Первая нота извлекается пальцами правой руки, а вторая – сильным ударом пальцем левой руки. (палец опускается у ладового порожка, словно «заколачивает гвозди»)
2. Нисходящее легато требует, чтобы пальцы левой руки были заранее расположены на нужных ладах. После извлечения высокого звука правой рукой, палец левой должен с силой оттянуть её к себе, заставляя тем самым звучать следующий звук.
Педагог: Приём легато имеет очень важное значение в гитарной технике, он сложен, и для отработки его следует приложить немало усилий.
Для отработки всех видов легато есть много упражнений и этюдов.
Педагог показывает упражнение на восходящее легато.
Кантилена при синхронном движении пальцев обеих рук достигается внимательным контролем за опусканием и подниманием пальцев левой руки, и одновременным извлечением звука правой рукой. Не раньше и не позже.
2.4.Так же, для того, чтобы добиться певучести звука на гитаре, необходимо овладеть приёмомВИБРАТО.
Получается в результате покачивания пальца и кисти левой руки.
Этот приём увеличивает длительность звучания и придаёт ему мягкость и певучесть, напоминающие человеческий голос.
Можно также сделать небольшую фермату на кульминационном звуке фразы, вибрируя его; затем, чтобы усилить впечатление.
На начальной стадии отрабатывать вибрато следует отдельно каждым пальцем левой руки, путём покачивания вправо и влево, без ослабления нажима на струну. Далее подключается кисть.
Современные композиторы довольно часто применяют в своих сочинениях этот приём, используют новые звуковые эффекты и возможности инструмента.
Играет Зименков Никита
Л. Валькер Маленький романс.
3. Заключительный этап
Сегодня на уроке мы узнали, как нужно осваивать технические возможности гитары, о том как правильно добиваться результата, какими должны быть движения и усилия обеих рук для достижения наилучшей музыкальной выразительности.
4. Результат урока
Обучающийся знает, владеет и умеет применять приёмы игры на гитаре в произведениях.
Цель урока достигнута, мы рассмотрели приёмы игры на гитаре и сумели применить их на практике.
Умение применять приёмы и штрихи являются одним из средств раскрытия музыкально-художественного образа, а так же позволяют наиболее полно показать возможности прекрасного инструмента – гитара.
Используемая учебно-методическая литература:
1. Н. Михайленко. Подготовительный и первый классы детской музыкальной школы.
2. П. Агафошин. Школа игры на шестиструнной гитаре.
Источник
Методическая разработка открытого урока «Гитара в различных видах ансамбля ДШИ»
методическая разработка на тему
Методическая разработка подготовки и проведения открытого урока «Гитара в различных видах ансамбля ДШИ» с нотными приложениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gitara_v_razlichnyh_vidah_ansamblya__prepodavatel_bogomolova_l.i..doc | 33 КБ |
noty1.doc | 280 КБ |
noty2.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка открытого урока
«Гитара в различных видах ансамбля ДШИ»
преподавателя ДШИ Богомоловой Ларисы Ивановны
Цель урока: формирование и развитие у учащихся навыков и приёмов ансамблевой игры.
Задачи урока: научиться слушать друг друга и чётко следовать темпу и ритму, соблюдать динамические оттенки, ознакомиться с гитарными приёмами.
2.Совместное музицирование педагога с учеником.
3.Совместное музицирование со сверстниками.
Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Занятия в классе ансамбля должны способствовать развитию у учащихся ритмического, мелодического, гармонического слуха, музыкальной памяти, развитию творческих навыков и, главное, привить интерес и любовь к музыке и своему инструменту, а также способствовать формированию основ самостоятельной музыкальной деятельности. Предлагаем вам поэтапный опыт ансамблевого музицирования в ДШИ.
1 этап. Совместное музицирование педагога с учеником.
Основные задачи на этом этапе: получить начальные навыки чтения с листа и анализа нотного текста, научится слушать друг друга, соблюдать динамические оттенки.
Воспитанием навыков ансамблевого музицирования необходимо заниматься на протяжении всего времени обучения. По возможности как можно раньше вводить в репертуар ансамблевые произведения. Мы практически с первых уроков начинаем вводить ансамблевую игру. Приступая к работе над звукоизвлечением на открытых струнах, чтобы ребёнку было интереснее, мы берем песенки со словами. Пример:
«Небо синее, роща в инее, утро раннее все румянее». К этому времени ученик уже должен быть знаком с длительностями нот. Прорабатываем ритмическую сторону песенки, хлопаем. Затем переходим к характеру песенки, поем под аккомпанемент преподавателя. Аккомпанемент является не только гармонической и ритмической опорой мелодии, но и раскрывает эмоционально – образный мир песенки. В начальных двух тактах аккомпанемент создает ощущение спокойствия, задумчивости, тишины (пиано). Но уже в двух следующих тактах появляющиеся аккорды насыщают звучание приближение яркого света и красок (плавное крещендо). Из этого уже ученик и мелодию играет соответственно – первую фразу — ласково и таинственно, вторую – ярко, крещендо. Возьмём для примера другую песенку «Смелый пилот» здесь надо заострить внимание на особенностях звукоизвлечения. Весёлая, задорная мелодия требует иного подхода к исполнению, чем предыдущий пример. Звук извлекается более интенсивно, уверенно, ровно(mf).
Теперь перейдем к исполнению песенок на закрытых струнах. Первая задача ученика — внимательно, без игры, просмотреть нотный текст и определить ритмический рисунок, динамические оттенки. Возьмём для примера « Как пошли наши подружки», определим, как идёт мелодия, каким динамическим оттенком сыграть её (сделать крещендо). Перед началом игры можно предложить ученику примеры разного восприятия прогулки девочек — бодро, радостно и грустно, печально и теперь исполнение превращается в интересную, образную музыкальную картинку. Ещё один пример: « Не летай соловей у окошечка». Проанализировав ритмический рисунок, затакт, исполнение первой доли, более сильной по отношению к затакту, мы начинаем играть её с аккомпанементом и практически все дети говорят, «ой какая грустная мелодия», то есть аккомпанемент здесь становится определяющим характер произведения. Главное в этой работе научить слушать друг друга. Эти же песенки мы в процессе обучения продолжаем играть с листа в более старших классах, понемногу усложняя задачу, меняемся партиями. В процессе такой работы ученик приобретает навыки «солирования»- когда нужно ярче сыграть свою партию, и «аккомпанирования» — умения уйти на второй план.
В пьесе «Как пошли наши подружки» очень важно научить играть аккомпанемент – бас, аккорд, объяснить разницу в звучании. Бас глубоко, но не резко и аккорд более мягко. «Не летай соловей» здесь важно найти такое звукоизвлечение аккордов, чтобы передалось образное содержание песенки.
2 этап. Совместное музицирование со сверстниками (гитарный дуэт, трио и т.д.).
На этом этапе стоят следующие задачи: научиться пользоваться тембровой палитрой, работать над динамикой в каждой партии отдельно, а также выстраивать динамический баланс, освоить специфические гитарный приёмы (расгеадо, пиццикато, флажолеты, вибрато).
Мы покажем работу дуэта игры в ансамбле. В начале урока мы проигрываем гамму C-dur в унисон, пытаемся сыграть вместе, вслушиваемся, не сразу это получается, но стараемся. Здесь же мы учимся играть в пределах одного динамического оттенка ровно. Также это можно делать на одной ноте, чтобы услышать разницу в звучании динамики. Затем переходим к произведениям.
Возьмём для примера Е.Ларичев «Полька» обр. О.Зубченко. Полька- быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки — 2/4 . Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем .
Разбираем, у кого звучит мелодия, у кого аккомпанемент, объясняя, что мелодия должна звучать ярче.
Аккомпанемент – бас глубоко и аккорды очень мягко, легко, чтобы не заглушали мелодию. Бас служит метроритмической основой.
Вторая пьеса «Мазурка». Ритм мазурки острый и чёткий, в ней сочетается лёгкое изящество, порой мечтательность. Звукоизвлечение, должно быть более чёткое, острое, лёгкое.
Затем идёт работа над динамикой. Воспитав тонкое ощущение динамики ансамблист безошибочно определит силу звучания своей партии, относительно других . В том случае, когда исполнитель в партии которого звучит главный голос, сыграл чуть громче или чуть тише, его партнёр немедленно среагирует и исполнит свою партию чуть тише или громче.
При работе над произведением педагогу необходимо обратить внимание на 3 момента: как начать вместе, как играть вместе и как закончить произведение вместе.
В ансамбле должен быть исполнитель, выполняющий функцию дирижёра, он должен показывать вступление, снятия, замедления. Сигнал к вступлению – небольшой кивок головы, состоящий из двух моментов: едва заметного движения вверх и затем чёткого, довольно резкого движения вниз. На репетиции можно просчитывать пустой такт, а также могут быть слова (внимание, начали¸ три-четыре). Очень важно закончить произведение вместе, одновременно.
Последний аккорд имеет определённую длительность – каждый из ансамблистов отсчитывает про себя и снимает точно во время. Также это может быть и кивок головы.
Ещё мы включаем в работу игру пьес в унисон. Ведь в унисоне партии не добавляют друг друга, а дублируют, поэтому недостатки ансамбля в нем ещё более заметны. Исполнение в унисон требует абсолютного единства – в метроритме, динамике, штрихах, фразировке. К сожалению, этой форме ансамблевой игры уделяется мало внимания, между тем в унисоне формируются прочные навыки ансамбля, к тому же унисон интересен зрительно и в сценическом отношении. В исполнении дуэт(трио) прозвучит «Цыганочка».
3 этап. Навыки аккомпанемента. Задачи: освоение техники арпеджио, изучение основных аккордов и их буквенные обозначения, проработка всей фактуры – мелодия, аккомпанемент и бас.
Гитара является самостоятельным инструментом и одновременно богатым аккомпанирующим инструментом. Она с успехом может сопровождать скрипку, флейту, домру – образуя с этими инструментами удачные тембровые сочетания. По своему характеру гитара особенно подходит для сопровождения голоса, создавая для него мягкий приятный фон. Знакомство с аккомпанементом происходит уже к концу первого года обучения, когда ученик начинает играть аккорды в первой позиции. Рассмотрим исполнение аккомпанемента — арпеджио и бас – аккорд. При исполнении арпеджио обратить внимание ученика на гармоническое наложение звуков, создающих непрерывное звучание. Первый звук играется F, второй — mf, третий – mp, четвёртый – p. Это значит – следующий звук берется с такой силой звучания, которая получается в результате затухания предыдущего. Такое исполнение можно назвать «пением на гитаре».
В исполнении ученика прозвучит песня «Кузнечик» В. Шаинского. В первом случае он поёт и сам себе аккомпанирует, во втором – домре. В данном примере мы используем буквенные обозначения аккордов. Также на этом примере мы знакомимся с разной фактурой сопровождения: арпеджио, бас – аккорд, бой.
Второй пример, это романс А. Петрова «Любовь – волшебная страна», приём игры арпеджио, средняя часть — соло гитары. На примере этих пьес показана работа над аккомпанементом, соотношением звучания мелодии и сопровождения, звукоизвлечением. Аккомпаниатор должен играть выразительно, реагировать на любые динамические, темповые изменения в исполнении солиста.
Для того чтобы играть вместе, необходимо чувствовать, понимать, слушать друг друга. Ансамбль как форма коллективного творчества воспитывает в каждом из его участников такое качество, как умение жить и творить в коллективе, находить общий язык друг с другом.
Н. Ризоль. «Очерки о работе в ансамбле баянистов». Москва 1986г.
Ю. Кузин. «Азбука гитариста». Новосибирск 2003г.
Тезисы 4 международной научно – практической конференции «Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание» Тамбов 2009г.
26 ноября 2011 год.
Михеев Кирилл 1 кл.
Е.Тиличеева «Небо синее», «Смелый пилот»
Р.Н.П. «Как пошли наши подружки», «Не летай, соловей»
Гарусов Трофим 4 кл.+ Шабанов Слава 4 кл.
Е.Ларичев «Полька» обр. О.Зубченко.
Широков Егор 3 кл.+ Прудников Игорь 3 кл.
Широков Егор 3 кл.
В.Шаинский «Кузнечик» , А.Петров «Любовь-волшебная страна».
Источник