Познание
Авторы: Нестерова Ольга Владимировна, Ольга Владимировна Нестерова
Должность: преподаватель специального фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДМШ№1
Населённый пункт: Тамбовская область,г.Мичуринск
Наименование материала: методическая работа
Тема: «Работа над развернутой пьесой в старших классах» на примере пьесы Э.Грига Менуэт » Минувшие дни» с учащейся 7 класса ДМШ
Дата публикации: 15.01.2020
Раздел: дополнительное образование
Тема урока: «Работа над развернутой пьесой в старших классах» на примере
пьесы Э.Грига Менуэт (« Минувшие дни») с учащейся 7 класса ДМШ
Основная задача на протяжении изучения прозведения
воспитание у ученика способности слышать, охватывать произведения
развернутой формы, умение вникнуть в замысел композитора и донести его
Освоение учащимся музыкального текста, осмысление содержания и формы,
характера и художественных образов произведения Э. Грига менуэт
Анализ нотной записи произведения, раскрывающий сущность мелодико —
гармонического построения пьесы и ее структуры.
Задача урока: развитие комплекса исполнительских навыков,
способствующих целостному, художественному исполнению произведений.
характеристика творчества Э.Грига
значение фортепианной миниатюры в творчестве композитора.
менуэт ( «Минувшие дни») исполнение пьесы:
характер и основной замысел пьесы;
анализ формы в целом и характеристика основных разделов;
тональный план; фактурные, ритмические, тактовые особенности;
мотивно-тематическое единство между разделами;
подробная работа над основными трудностями:
ведение звуковой линии;
ритмические особенности, мелкая и крупная техника, двойные ноты,
1. Эдвард Григ (1843- 1907гг.) норвежский композитор, дирижер, критик. В
детстве обучался музыке у матери- пианистки. Дальнейшее музыкальное
образование получил в Лейпцигской консерватории. В 1863г. переехал в
Копенгаген, где сблизился с Н. Гаде и автором норвежского гимна Р.
Нурдроком. В 1866г. Э. Григ вернулся в Норвегию, где жил в
Христиании( ныне Осло), Берчене и его окрестностях. В историю музыки
вошел как основоположник норвежской национальной композиторской
школы и первый классик норвежской музыки. Преимущественная область
творчества- инструментальная и вокальная миниатюра, но есть и более
крупные сочинения: неоконченная опера «Улаф Трюгвасон»; вокально
симфонические произведения для солиста, хора и оркестра, музыка к драме
Б.Бьернсона «Сигурд Юрсальфар», пьесе Ибсена «Пер Гюнт»; увертюра
«Осенью»; симфонические танцы и другие произведения для оркестра;
Концерт для фортепиано с оркестром; 3 квартета анданте для фортепианного
трио; сонаты для скрипки и фортепиано и виолончели и фортепиано; свыше
170 пьес для фортепиано, в их числе Соната, Баллада, Лирические пьесы( 68
пьес в 10 тетрадях), Норвежские танцы и пьесы; Норвежские крестьянские
танцы («Слоты»); 128 романсов, хоры и др.
Очень высоко творчество Э.Грига ценили русские композиторы
П.И.Чайковский, который познакомился с ним в 1888г., писал: «Григ сумел
сразу и навсегда завоевать себе русские сердца. В его музыке… есть что-то
нам близкое, родное». Между Чайковским и Григом сложились дружеские
отношения. Они взаимно восхищались музыкой друг друга. А если говорить
о их художественном мире, то композиторов роднила особая задумчивость,
свойственная их музыке, особая ироничность лирического высказывания.
2.Э.Григ писал для фортепиано преимущественно миниатюры. Многие из
них он удачно назвал лирическими пьесами. «Лирические пьесы» включают
в себя 10 тетрадей. От простодушной «Ариетты» до последней ноты
печальных «Отзвуков»- заключительной пьесы десятой тетради — пролегла
почти вся жизнь композитора. Родная природа, глубокие личные переживания
и народная жизнь с крестьянскими напевами и танцами являлись теми тремя
глубинными истоками, которыми питалась фортепианная лирика Грига.
Созданием своих фортепианных пьес норвежский композитор способствовал
разработке камерного фортепианного письма особого типа — несложного по
изложению и вместе с тем не уступающего виртуозной фактуре в
красочности звучания. Можно сказать, что Григ продолжил в области
миниатюры творческую работу романтиков. Сама форма этих пьес берет своё
начало у Мендельсона и Глумана. А вот по обогащению колорита
фортепианных сочинений, и насыщению их оркестровыми средствами
выразительности, Грига можно смело назвать последователем Листа.
Исполение пьесы учащейся.
3.Менуэт («Минувшие дни»), как и другие пьесы ор.57 написаны Григом в
1883г. во французском городе Ментон (юг Франции). Надо сказать, что когда
Григ находился на родине, его мысли интенсивно обращались к заграничной
жизни, но стоило ему попасть в самую гущу этой жизни, он начинал
чувствовать неодолимую тягу к Норвегии.
-Что ты можешь сказать по поводу названия этого произведения?
—Конечно, изначально оно имеет программное название, пьеса, о том,что
было пережито композитором в его жизни и творчестве. Минор может быть
связан с сожалением прожитых лет, а мажор может быть связан с
радостными моментами которые были в прошлом.
— Кажется, будто в национальных красках этой музыки воплотились
ностальгические воспоминания о Норвегии. Видимо не случайно, наверное,
в среднем разделе звучит народная мелодика и ритмы сирингара
Сирингар – парный «прыжковый танец» острый чеканный ритм, яркая
——.Что можно сказать по поводу формы этого произведения ?
Пьеса написана в сложной трёхчастной форме и построена на контрастном
сопоставлении первой, минорной, и средней, мажорной, частей.
Несмотря на резкую смену настроения ,и тональный контраст, пьеса
представляет собой законченное целое, благодаря мотивно-тематическому
единству между разделами.
Первая часть Менуэта написана в простой двухчастной форме.
Вторая часть является выписанной репризой, но в несколько измененном
виде. Тема первой части Менуэта состоит из двух элементов: спокойного,
размеренного – вступления, и более оживленного, танцевального.
Исполняем 1 элемент — В основном трудностей здесь не возникло,
основная задача играть глубоко, протяжно, погружаясь в клавиатуру, стараясь
передать настроение произведения, соблюдая все интонационные лиги.
Ритмически точно исполнять пунктирный ритм, хорошее озвучивание
двойных нот с преобладанием верхнего звука.
Далеее, играем следующее предложение , — появляется органный пункт,
возникает полиритмия. В связи с этим необходимо полностью занимать
мелодией в правой руке, а левую как-бы подстраивать внутренним нажатием
в клавиатуру, аккуратно меняя аппликатуру для удобства на одном движении.
Далее происходит развитие этой темы, хотелось бы услышать свободного
широкого непринужденного исполнения этого предложения, где бас
является гармонической основой (брать глубоко с воздухом) К тому же здесь
встречается первая кульминация.
2 раздел 1 части
Для второго раздела первой части характерны не большая оживленность,
которую вносит левая рука сопровождающая тональной неустойчивостью,
очень важно в интонационном плане здесь не пропустить гармонию 6
ступени, услышать ее. Взять своего рода дыхание перед началом
Далее сложности возникли в кульминации этой части, здесь в основе
полиритмия. Применение октавной и аккордовой техники с большими
динамическими сдвигами от пианиссимо к фортиссимо.
Левая рука здесь, выполняет основную функцию — ведет мелодию,
а правая — второстепенную — является дополнением основной темы.
Сложность заключается, в том, чтобы ритмически верно уложить правую
руку относительно левой, и не потерять при этом тему. Большой работы
требует свободное, яркое исполнение октав и аккордов.
Отрабатывали отдельно триоли в правой руке группами, в одной позиции по
горизонтали с акцентами на каждую группу нот, и леву руку в медленном
темпе соблюдая фразировку мелодии, соблюдая все интонационные лиги.
Важным моментом представляет собой последнее проведение темы в конце
первой части, оно снимает кульминационный накал и возвращает нас к
Основные исполнительские трудности которые возникли в первой части:
1. ритмическая точность, т.е. пунктирный ритм, триоли, полиритмия.
2. ведение длинной звуковой линии точная динамика. (от пианиссимо к
3. хорошее озвучивание двойных нот с преобладанием верхнего звука.
Средняя часть Менуэта (сирингар) тоже состоит из двух разделов, в свою
очередь каждый раздел делится на 3 предложения. Основные трудности
которые возникли- это четкое ясное произношение пунктирного ритма,
который встречается напротяжени всей 2 части- это ее основа. методы
которые мы использовали : Отрабатывали отдельно правую руку в медленном
темпе, так как написано, а потом брали отдельно пунктирный ритм и играли
от слабой шестнадцатой терции к с восьмой, т.е от короткой к длинной это
нужно для того , чтобы активно четко проговорить короткую шестнадцатую
терцию, к сожалению в быстром темпе у нас здесь возникли технические
сложности ,поэтому необходимо использовать такой прием.
Самым ярким, импульсивным, кульминационным является третье
предложение. Оно строится на основе октавной, и аккордовой техники, здесь
применяется прием stretto. Такое ощущение, что тема здесь достигает своего
накала и неожиданно обрывается на последнем, заключительном аккорде.
Основной сложностью является квинтольный пассаж, учили — в медленном
темпе по группам, с прибавлением в медленном и быстром темпе.
Для того, чтобы вернуться в исходное настроение, Григ применяет здесь
небольшую связку в Ре-мажоре. Она должна играться пианиссимо и в
медленном темпе. Это тоже своего рода трудность быстро перестроиться, от
аллегро до ленто.
Второй раздел средней части полностью повторяет первый раздел, но в более
оживленном темпе, с более яркой звучностью.
В конечном итоге хочется услышать легкую четкую игру в норвежском стиле.
Всероссийский педагогический журнал «ПОЗНАНИЕ». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 65177.
ВЫДАНО ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ.
Источник
«Работа над развернутой пьесой в старших классах» на примере пьесы Э.Грига Менуэт («Минувшие дни»).
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему
Освоение учащимся музыкального текста, осмысление содержания и формы, характера и художественных образов произведения Э. Грига менуэт «Минувшие дни». Анализ нотной записи произведения, раскрывающий сущьность мелодико- гармонического построения пьесы и ее структуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_rabota_nad_razvernutoy_pesoy_v_starshih_klassah_na_primere_pesy_e.griga_menuet__minuvshie_dni..doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : « Работа над развернутой пьесой в старших классах » на примере пьесы Э . Грига Менуэт (« Минувшие дни »).
Цель урока: воспитание у ученика способности слышать, охватывать произведения развернутой формы, умение вникнуть в замысел композитора и донести его до слушателя.
Задача урока: развитие комплекса исполнительских навыков, способствующих целостному, художественному исполнению произведений.
- характеристика творчества Э.Грига
- значение фортепианной миниатюры в творчестве композитора.
- менуэт ( «Минувшие дни») исполнение пьесы:
- характер и основной замысел пьесы;
- анализ формы в целом и характеристика основных разделов;
- тональный план; фактурные, ритмические, тактовые особенности; динамика;
- мотивно-тематическое единство между разделами;
- подробная работа над основными трудностями:
- ведение звуковой линии;
- ритмические особенности;
- мелкая и крупная техника, двойные ноты;
- выявление общей линии развития, кульминация;
- тональный и образный контраст между разделами;
- красочное исполнение ярких гармонических оборотов;
1 . Эдвард Григ (1843- 1907гг.) норвежский композитор, дирижер, критик. В детстве обучался музыке у матери- пианистки. Дальнейшее музыкальное образование получил в Лейпцигской консерватории. В 1863г. переехал в Копенгаген, где сблизился с Н. Гаде и автором норвежского гимна Р. Нурдроком. В 1866г. Э. Григ вернулся в Норвегию, где жил в Христиании( ныне Осло), Берчене и его окрестностях. В историю музыки вошел как основоположник норвежской национальной композиторской школы и первый классик норвежской музыки. Преимущественная область творчества- инструментальная и вокальная миниатюра, но есть и более крупные сочинения: неоконченная опера «Улаф Трюгвасон»; вокально симфонические произведения для солиста, хора и оркестра, музыка к драме Б.Бьернсона «Сигурд Юрсальфар», пьесе Ибсена «Пер Гюнт»; увертюра «Осенью»; симфонические танцы и другие произведения для оркестра; Концерт для фортепиано с оркестром; 3 квартета анданте для фортепианного трио; сонаты для скрипки и фортепиано и виолончели и фортепиано; свыше 170 пьес для фортепиано, в их числе Соната, Баллада, Лирические пьесы( 68 пьес в 10 тетрадях), Норвежские танцы и пьесы; Норвежские крестьянские танцы («Слоты»); 128 романсов, хоры и др.
Очень высоко творчество Э.Грига ценили русские композиторы П.И.Чайковский, который познакомился с ним в 1888г., писал: «Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца. В его музыке… есть что-то нам близкое, родное». Между Чайковским и Григом сложились дружеские отношения. Они взаимно восхищались музыкой друг друга. А если говорить о их художественном мире, то композиторов роднила особая задумчивость, свойственная их музыке, особая ироничность лирического высказывания.
2.Э.Григ писал для фортепиано преимущественно миниатюры. Многие из них он удачно назвал лирическими пьесами. «Лирические пьесы» включают в себя 10 тетрадей. От простодушной «Ариетты» до последней ноты печальных «Отзвуков»- заключительной пьесы десятой тетради — пролегла почти вся жизнь композитора. Родная природа, глубокие личные переживания и народная жизнь с крестьянскими напевами и танцами являлись теми тремя глубинными истоками, которыми питалась фортепианная лирика Грига.
Созданием своих фортепианных пьес норвежский композитор способствовал разработке камерного фортепианного письма особого типа — несложного по изложению и вместе с тем не уступающего виртуозной фактуре в красочности звучания. Можно сказать, что Григ продолжил в области миниатюры творческую работу романтиков. Сама форма этих пьес берет своё начало у Мендельсона и Глумана. А вот по обогащению колорита фортепианных сочинений и насыщению их оркестровыми средствами выразительности Грига можно смело назвать последователем Листа.
3.Менуэт («Минувшие дни»), как и другие пьесы ор.57 написаны Григом в 1883г. во французском городе Ментон(юг Франции). Надо сказать, что когда Григ находился на родине, его мысли интенсивно обращались к заграничной жизни, но стоило ему попасть в самую гущу этой жизни, он начинал чувствовать неодолимую тягу к Норвегии. Поэтому, не случайно наверное, в среднем разделе звучит народная мелодика и ритмы сирингара. Кажется, будто в свежих национальных красках этой музыки воплотились ностальгические воспоминания автора о Норвегии. Пьеса написана в сложной трёхчастной форме и построена на контрастном сопоставлении первой, минорной, и средней, мажорной, частей. Несмотря на резкую смену настроения и тональный контраст, пьеса представляет собой законченное целое, благодаря мотивно-тематическому единству между разделами.
4.Первая часть Менуэта написана в простой двухчастной форме. Вторая часть является выписанной репризой, но в несколько изменившемся виде.
Тема первой части Менуэта состоит из двух элементов: оживленного, танцевального и более спокойного, размеренного. Основные исполнительские трудности первого раздела первой части: ритмическая точность (пунктирный ритм, триоли, полиритмия); хорошее озвучание двойных нот(с преобладанием верхнего звука), ведение длинной звуковой линии точная динамика. К тому же здесь встречается первая кульминация.
Для второго раздела первой части характерны большая оживленность, которую вносит левая рука и очень яркое развитие кульминации, сопровождающееся тональной неустойчивостью, применение октавной и аккордовой техники и большими динамическими сдвигами от пианиссимо к фортиссимо. Большой работы требует свободное, яркое исполнение октав и аккордов. Своеобразную трудность представляет собой последнее проведение темы в конце первой части, оно снимает кульминационный накал и возвращает нас к первоначальному настроению. Средняя часть Менуэта (сирингар) тоже состоит из двух разделов, в свою очередь каждый раздел делится на 3 предложения. Самым ярким, импульсивным, кульминационным является третье предложение. Оно строится на основе октавной, и аккордовой техники, здесь применяется прием stretto. Такое ощущение, что тема здесь достигает своего накала и неожиданно и неожиданно обрывается на последнем, заключительном аккорде. Для того, чтобы вернуться в исходное настроение, Григ применяет здесь небольшую связку в Ре-мажоре, она должна играться пианиссимо и в более медленном темпе. Второй раздел средней части полностью повторяет первый раздел, но в более оживленном темпе, с более яркой
Источник