Развитие музыкального слуха для гитары

Советы и рекомендации >О важности развития музыкального слуха

Тренированный музыкальный слух необходим каждому, кто занимается музыкой.

То, что вы слышите, это то, что вы играете, и если у вас проблемы с распознаванием разных типов аккордов, ритма или мелодий, это значительно ограничивает ваши возможности.

Однажды после занятий со своими учениками я решил выпить чашечку кофе. По пути в кофейню я услышал крик птицы, пролетавшей мимо. Ничего странного, скажете вы. Но есть одна мелочь: я распознал в этом звуке интервал в большую терцию. И вот, у меня уже есть идея для следующей статьи!

Я уже давно преподаю игру на гитаре и могу сказать, что большинство современных гитаристов обладают очень хорошо развитой техникой игры и слишком слабо развитым слухом. Отличный способ проверить, можете ли вы играть на слух, это попросить друга сыграть легкую фразу дважды, а потом попробовать воспроизвести ее самостоятельно.

Если вам удастся сыграть фразу без ошибок с первого раза, вы на верном пути. Если вам пришлось долго искать нужные ноты, самое время заняться тренировкой слуха. Как и техника игры, способность распознавать и понимать музыкальные звуки требует постоянной практики и усилий. Многие мои ученики и товарищи понятия не имеют, как тренировать слух, поэтому я разработал несколько способов для этого.

Как тренировать слух

Хорошая идея — сходить в ближайшую музыкальную школу и узнать, не предлагают ли они курсов по сольфеджио и развитию слуха. Я сам и не догадывался о важности слуха, пока не начал ходить на занятия по пению с листа и тренировке слуха в музыкальном колледже. Помимо прочего, там учат распознавать мелодические интервалы. Также вы узнаете, как записывать мелодии на бумагу и различать ритмы.

Читайте также:  Ноты для баяна петухи

А что, если вы и так можете подбирать мелодии и вам для этого не нужно быть специалистом по ритмам и нотной записи? Отлично! Теперь попробуйте объяснить свою музыкальную идею клавишнику группы! Помните: профессионализм — не минутное дело! Ваши коллеги в любом случае оценят ваше внимание к деталям. В конечном итоге, большинство музыкальных курсов основываются на одном и том же. Попробуйте сыграть и спеть мажорную гамму, стараясь попадать в ноты.

Для начала, возьмите тональность, в которой вам легче всего петь. Потом можете играть и петь ноты гаммы с пропусками. Например, в тональности G мажор вы играете и поете ноту G, пропускаете ноту A и поете ноту B. Тренируйтесь до тех пор, пока не почувствуете, что это дается вам легко. Затем попробуйте спеть эту ноту без гитары. Добейтесь максимальной точности.

Пойте ступени гаммы в виде ступеней. Первая ступень — тоника, потом вторая ступень и т.д. Кроме того, можно также тренироваться петь натуральный минор, а также другие лады и экзотические гаммы. Попробуйте спеть интервал от 1 к 5 или от 1 к 7. Найдите песни, начинающиеся с этих интервалов, чтобы иметь возможность быстро узнавать их звучание и определять их.

Например, интервал 1 к 8 напоминает мне “Somewhere Over the Rainbow”, потому что первые две ноты вокальной линии — это как раз 1 и 8. Когда это не будет вызывать у вас затруднений, извлеките низкую ноту на гитаре, а затем любую другую ноту, не глядя. Можете сказать, что это за интервал?

Также необходимо уметь распознавать еще один важный музыкальный компонент — ритм. Но это уже другая история.

Тренировка музыкального слуха — это основа в пении и владении музыкальным инструментом. Поэтому не ленитесь делать ежедневные упражнения.

Играя на гитаре около 3-х лет, никогда раньше не задумывался о тренировке музыкального слуха. Но когда занялся этим вопросом, заметил, что мне стало проще сочинять новые риффы и мелодии для гитары.

тренировка музыкального слуха это обязательный элемент игры на гитаре. Мы с преподавателем начали тренировать мой слух примерно с 10-го занятия.

Источник

Развитие музыкального слуха для гитары

Я никогда не смогу преувеличить важность того, что музыканту необходимо развивать свой слух. На самом деле я считаю, что развитие хорошего «внутреннего слуха» — умения разбирать составные части музыки исключительно за счет прослушивания — самый важный элемент на пути становления хорошим музыкантом. Как я говорил ранее, обладание здоровым воображением — необходимый ингредиент способности творить. Но при отсутствии возможности воплотить воображаемые звуки в реальном мире творческие устремления останутся непригодными. Тренировка слуха для понимания и осознания музыкальных звуков и понятий — это один из наиболее жизненно необходимых способов укрепления связи между музыкальными идеями в голове и звуками, воссозданными на инструменте.

Все музыканты тренируют слух постоянно, осознанно или нет. Если, прослушивая отрывок музыки, музыкант представляет себе, как это сыграть или пытается играть это, то он использует свой «слух» — понимание и осознание музыкальных элементов — в качестве руководства. То же самое происходит при подражании отрывку музыки, при записи на ноты или даже просто при поиске в музыке вдохновения. Неважно, что играется: слух является навигационным устройством, ведущим музыкальный корабль. Без хорошего слуха за штурвалом вы обнаружите, что просто дрейфуете в море и движетесь по воле волн.

Я всегда очаровываюсь, глядя на музыку, записанную на бумагу. Когда я был в колледже, у меня был класс сольфеджио, подразумевающий обучение пению с листа. Пение с листа это умение спеть то, что написано на бумаге. Сначала вы определяете тональность, затем поете записанные звуки, используя фонетическую структуру «до-ре-ми». До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до представляют мажорную гамму. Существуют другие односложные звуки, представляющие другие высоты, принадлежащие октаве. Эти курсы сольфеджио были трудными, но с лихвой окупили все вложенное время. Доскональное изучение и анализ сольфеджио в пределах этих статей неосуществимы, так что я могу лишь поощрить вас на самостоятельное изучение.

Я всегда считал, что записывание на ноты является бесценным инструментом для развития музыкального слуха, и в течение многих лет я провел бесчисленное количество восхитительных часов, перенося на ноты различную, гитарную и не совсем, музыку. Наиболее известным примером моих нотных работ является «The Frank Zappa Guitar Book» (Hal Leonard), для которой я переносил, помимо прочего, целые Shut Up и Play Yer Guitar серии записей. Однако многие музыканты не могут снимать звуки — гитарные соло, ритм-партии, мелодические линии,: — с того, что им нравится. Запись на ноты — это умение, требующее большой практики и изучения, с которым я всем рекомендую поэкспериментировать.

Но не пугайтесь: вам нет необходимости читать с листа или наоборот, записывать на ноты, чтобы практиковать упражнения для тренировки слуха. Сейчас, если вы сидите с гитарой, существует огромное количество способов для развития слуха в целях укрепления связи между головой и пальцами. Ниже я набросал некоторые методы, которыми может воспользоваться гитарист для развития слуха с применением только лишь гитары.

У нас, как у гитаристов, имеются определенные вещи, используемые большинством и которые являются простой частью программы: мы учим гаммы, выполняем упражнения для улучшения физических возможностей, строим аккорды в различных частях грифа, и т.д. Я полагаю исключительно важным найти и выделить время, целиком посвятив его развитию слуха.

Один из простейших способов начать тренировку слуха состоит в том, чтобы петь то, что вы играете. К примеру, вы можете играть гамму до-мажор (C D E F G A B) в любой позиции — предпочтительнее в наиболее удобной для вас — и петь каждую ноту гаммы после того, как сыграете, будучи очень точным в попадании в высоту. Начните с одной ноты: сыграйте ее, спойте, а затем сделайте это одновременно. Затем переходите к двум нотам. Как только почувствуете уверенность и комфорт, возьмите кусочек гаммы, скажем, ноты C, D, E и F, и создайте простенькую мелодию из них, и пойте одновременно, а-ля джазовый гитарист George Benson. Это легкий способ синхронизировать слух со звуками, создаваемыми пальцами. Солируете ли вы под аккомпанемент, или играете в одиночку, продолжайте петь и не позволяйте «уйти с пути» (© by Kuzmitch * ) или втянуться во что-нибудь другое. Идея состоит в бесконечном импровизировании и пении того, что вы играете, в рамках тональности.

Другое, что хорошо бы сделать, это записать простенький одноаккордовый аккомпанемент для обыгрывания. Сначала играйте и пойте ноты, просто входящие в тональность, оставаясь в рамках основной структуры 5-ти, 6-ти или 7-ми ступенчатой гаммы. Не склоняйтесь в сторону любимых гитарных фраз, оставьте это на потом, когда разовьете свой слух настолько, что сможете сыграть абсолютно все из того, что можете сыграть. Это упражнение на дисциплину: не играйте ничего того, что не можете в совершенстве повторить голосом. Остаетесь ли вы в пределах одной октавы, или поете на октаву ниже того, что играете, или используете фальцет для взятия высоких нот — вы должны уметь воспроизвести голосом все играемые на гитаре ноты.

Если будете работать над этим ежедневно, то обнаружите, что продвигаетесь дальше и дальше, и процесс станет более легким. Может произойти такая классная штука: вы начнете слышать музыку в голове более чисто, это позволит вам формулировать музыкальные идеи — писать музыку — в голове, без помощи гитары. Когда вы, наконец, возьмете инструмент, окажется, что вы в состоянии инстинктивно сыграть эти идеи.

Чтобы продвинуться на шаг дальше, попробуйте следующее упражнение: представьте себе умозрительно гриф и представьте, что играете что-то так, что вы «слышите» и «видите» ноты, которые играются. Полезным может оказаться пение нот после того, как вы представите, что играете их. Это отличное упражнение, которое усилит связь «гриф-голова» и в действительности улучшит ваш слух за счет усиления подтверждения «относительности высот» (как отдна нота соотносится с другой по высоте) на грифе. Вы можете открыть некоторые темные закоулки в умственном видении/слышании, но если вы проникнетесь, картина вскоре будет становиться ясней и ясней.

Эта техника не относится к ситуации, когда играется одно, а поется что-то совершенно другое. Некоторые как, например, Jimi Hendrix, имели сверхъестественную способность играть очень сложные ритм-партии и однонотовые риффы и петь в то же время дополнительные партии. Эта техника требует совершенно иного построения мозгов и является очень сложной для многих исполнителей. Умение играть одно и петь другое должно быть отработано как отдельная часть обучения. Если бы я мог играть на гитаре и одновременно петь, эй, я бы мог сделать карьеру! Увидимся в следующий раз с более эффективными методами развития слуха.

__________
* см. Martian Love Secrets, Часть II: «Музыкальная медитация»

Источник

7 эффективных приёмов для развития внутреннего слуха

Внутренний слух – это уникальная музыкальная способность, связанная с умением ясно представлять себе звучание музыки в сознании. Если вы решили развить внутренний слух, то будьте готовы для этого изрядно потрудиться.

Предлагаем вам 7 эффективных приёмов, с помощью которых можно развить внутренний слух. А вот какого качества – зависит только от вашего старания и временных затрат.

Приём №1: накапливаем музыкально-слуховые впечатления.

Совершенно справедливо внутренний слух считается высокой ступенью развития музыкального слуха или так называемого слуха «внешнего». Это объясняется очень просто: гораздо легче и быстрее можно представить себе то, что уже когда-то слышал и знаешь как это звучит. Поэтому для развития внутреннего слуха очень важно накапливать музыкально-слуховые впечатления, то есть как можно чаще вдумчиво и осознанно слушать и изучать музыку, как целостные произведения, так и её отдельные элементы (звуки, интервалы, аккорды), исполнять музыку на инструменте или голосом.

Приём №2: следим по нотам за исполняемым произведением.

Слушание, подкрепленное зрением, хорошо развивает внутренний слух, поскольку наряду с восприятием работает и анализ качества исполнения музыки. Особенно полезно прослушивать одно и то же произведение с нотами в руках несколько раз и после попробовать себе представить прослушанное только просматривая ноты и внутренним слухом воспроизводя услышанное.

Приём №3: развиваем память и запоминаем музыку глазами.

Для активности внутреннего слуха очень важно иметь хорошую музыкальную память. Ведь если вы не запоминаете то, что слышите или только что прослушали, то не сможете это представить и своим сознанием.

Важно чтобы была задействована память не только слуховая, но и зрительная. Для этого возьмите небольшой несложный музыкальный фрагмент, допустим 8-10 тактов. Дайте себе ограниченное количество времени, к примеру 2-5 минуты (в зависимости от протяженности и сложности фрагмента время может увеличиваться). За это время вам нужно запомнить отрывок без напевания мелодии вслух, а пропевая только мысленно и «ощущая» мелодию глазами.

Приём №4: поём «про себя» с чёткой, но беззвучной артикуляцией.

Многие исследователи приходят к выводу, что первый этап развития внутреннего слуха наиболее естественно строить, опираясь на вокальную моторику. И это не случайно, ведь приём «пения про себя» или по-другому мысленного пропевания не только хорошо активизирует координацию слуха и голоса, но и развивает внутренний слух.

Если вы любите караоке, то это упражнение вам очень понравится! Возьмите любую песенку, следите за текстом и пойте её «про себя», не издавая звуки голосом, а только представляя в уме как они звучат. И при этом ещё чётко и беззвучно произносите текст песни.

Приём №5: тренируем слуховое внимание.

Как для развития музыкального слуха, так и для активизации внутреннего слуха очень полезны внутрислуховые «переключения». Для этого используется принцип «поём / играем – молчим». Можно упражняться на незнакомых мелодиях (во время чтения с листа), а можно с пользой для ваших ушей провести время для «разогрева» рук. Во время игры гамм при разыгрывании попробуйте проделать следующее: один звук гаммы пойте или играйте на гитаре, а следующий молчите (! точнее «пропевайте» в уме). Далее «молчим» через два звука, через три и т.д.

По этому же принципу можно работать и при разучивании новой пьесы. Например, четные такты – играете, нечетные – «молчите» (затем наоборот), четные доли – «молчим», нечетные – играете (затем наоборот). Можно также играть отдельные длительности (например, только четверти), остальные длительности озвучивать внутренним слухом. Данное упражнение поможет вам также надёжно выучить музыкальный текст пьесы.

Приём №6: сочиняем музыку без инструмента.

Почувствуйте себя хотя бы на короткое время великим композитором и вдохновитесь такой выдающейся фигурой как Людвиг ван Бетховен, которому даже потеря слуха не мешала сочинять гениальную музыку. А всё благодаря великолепно отточенному внутреннему слуху.

Сочинение без проигрывания и подыгрывания на инструменте не только поможет развить ваши воображение и фантазию, но и наилучшим образом натренирует ваш внутренний слух. Попробуйте сочинить простую одноголосную песенку или совершенно миниатюрную пьеску из 4-8 тактов сидя с карандашом и нотной бумагой за столом, чтобы убедиться в этом.

Приём №7: подбираем по слуху.

Данный приём является своего рода лакмусовой бумажкой для проверки вашего внутреннего слуха. Поскольку для того чтобы подобрать мелодию нужно очень хорошо представить себе как она звучит и какими нотами записывается. Как научиться подбирать послуху – тема отдельной статьи. Здесь же отметим, что в основе данного приёма лежит принцип «слышу – воспроизвожу». И чем лучше ваш внутренний слух, тем точнее соответствие оригиналу, и, следовательно, тем качественнее подбор.

Подготовила Александра Макарова

Кто бы только мог подумать, что война с комарами в квартире развивает идеальный слух, внимание, координацию движения, ловкость и что самое страшное — паранойю!

Источник

Оцените статью