Развитие самостоятельности музыкального мышления учащихся младших классов по фортепиано

Доклад. Тема: «Развитие музыкального мышления обучающихся, на уроках фортепиано, на начальном этапе обучения».

ОБОУ ДО «Солнцевская ДШИ».

Тема: «Развитие музыкального мышления обучающихся, на уроках фортепиано, на начальном этапе обучения».

Тема: «Развитие музыкального мышления обучающихся, на уроках фортепиано, на начальном этапе обучения».

В настоящее время, в начале XXI столетия, приоритетной задачей образования является развитие личности ученика на основе формирования ведущей для этого возрастного этапа деятельности – учебной, – и самостоятельной работы, как составляющей этой деятельности.

Одной из главных тенденций современного образования является переход от ценностей обучения к ценностям развития: создание каждому ребенку условий, в которых личность могла бы максимально реализовать себя.

Наиболее благоприятные предпосылки для развития индивидуальности и самостоятельности ребенка складываются в музыкальном творчестве. Его развивающий вектор направлен на то, чтобы ученик с первых шагов в обучении музыке становился не только объектом работы педагога (хотя на начальном этапе это неизбежно), но и как можно раньше становился субъектом деятельности. Оптимальный вариант сотрудничества педагога и ученика включает в себя два субъекта деятельности (ученик и педагог), объектом деятельности является в этом случае музыкальное искусство.

Понятие музыкальное мышление достаточно широко распространилось в практике наряду с понятиями музыкальной мысли, логики, языка это не является случайным и отражает интуитивно верное убеждение в том, что музыкальное исполнительство есть особый вид интеллектуальной деятельности, близкой к мышлению. Трудности заключаются в том, что исследование «музыкального мышления», его составных частей требует комплексного подхода, применение разнообразных методик.

В «музыкальном мышлении» наблюдаются все признаки мышления как такового, кроме одного: в «музыкальном мышлении» в предлагаемом здесь понимании отсутствует сознательная составляющая: различие сходного и несходного, анализ звучащей информации и синтез представления, о звучащем — происходят бессознательно. Музыкальной мыслью слушателя, сигналом слушаемого оказывается нечто на понятный язык непереводимое, а именно: более или менее адекватное воссоздание чувственного объекта, уже однажды созданного композитором.

Такое воссоздание требует владения некими закономерностями, при помощи которых чувственная информация переходит в осмысленное целое, иначе говоря, владения музыкальным языком.

Целью обучения детей в ДМШ и ДШИ является подготовка в большинстве своём музыкантов – любителей, которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, свободно владеть инструментом, подобрать любую мелодию и аккомпанемент к ней. Научить музицировать можно любого ученика, имеющего даже весьма средние музыкальные данные. Всё это требует от педагога высокого профессионализма, творческого подхода к обучению ребёнка и большой к нему любви и уважения. Все знания необходимо преподносить по возможности в виде интересной игры. Важно, чтобы ребёнок как бы сам открывал для себя прекрасный язык музыки, пусть даже в простой форме. Как только ребёнок начинает знакомиться с инструментом, надо обращать его слуховое внимание на красоту и различие звуков и созвучий, надо научить его слушать и слышать звуки, соединяющиеся в мелодии. Слышать – это просто слышать окружающие звуки, слушать – это значит прислушиваться к качеству звука, к красоте музыкального звука. Каждый звук должен быть исполнен так, будто он имеет самостоятельную ценность. Очень полезно направить внимание ребёнка на звуки природы, окружающие нас, ибо в них берёт начало всякая музыка.

Именно в музыке ученик совершенствует свои способности, раскрывает свою музыкальность, развивает мышление и черты характера, которые помогут ему стать личностью. Воспитание самостоятельности и развитие индивидуальности ученика связаны самым тесным образом. Только имея возможность мыслить и работать по-своему, может раскрыться индивидуальный творческий облик молодого музыканта.

Музыкальная педагогика также движется в русле общей педагогики: формирование самостоятельного музыкального мышления базируется на осознании постулата, что игра на инструменте – прежде всего, деятельность мозга, а не только ручная механическая работа. Особенность единства этого процесса заключается в активном участии сознания и связанных с ним психических функций – воли, внимания, памяти.

Известно, что знание само по себе не воспитывает ни умения, ни воли, научиться можно только самому. «Научить учиться», – самая масштабная и, вероятно, самая главная задача музыкальной педагогики. Следовательно, педагог выполнит свою задачу качественно только в том случае, если на своих уроках создаст такие условия, при которых учащиеся овладеют силой воли и способами организации своей самостоятельной деятельности. Формирование музыкального мышления, воспитание учащихся – процесс очень длительный, сопровождающий все периоды обучения.

Формирование самостоятельного музыкального мышления начинающего пианиста тесно взаимосвязано с развитием осознанного восприятия музыки, осмысленности и выразительности в исполнении фортепианного репертуара. Важнейшим фактором здесь является использование элементов целостного анализа, раскрытие музыкально-образного содержания произведения в единстве с его формой. На начальном этапе обучения ребёнок сможет определить общий характер пьесы, темп, динамику, регистры, количество частей. Объяснение музыкальной фразы как небольшой, относительно законченной части музыкальной темы рекомендуется проводить на фразах, которые оканчиваются паузой или долгим звуком. Дети знакомятся с элементарными способами развития музыкальных тем: секвенцией, варьированием, имитацией, с понятием репризы в трёхчастной форме, сонатиной, рондо, полифоническими формами. Выразительные функции мелодии и аккомпанемента усваиваются в процессе сравнительного анализа пьес, самостоятельного выбора варианта аккомпанемента, наиболее соответствующего характеру мелодии, а также при сочинении детьми сопровождений к данным мелодиям.

В ДШИ работа педагога с учеником идет по нескольким направлениям. Это не только и не столько основы «ремесла» – постановка аппарата, звукоизвлечения, техническое развитие ученика; теоретическая база – понятия фразировки, агогики, архитектоники произведения, – но и стремление к художественному совершенствованию исполнителя, его личному росту, развитию творческой индивидуальности.

Процесс формирования музыкального мышления молодого музыканта теснейшим образом связан с развитием осознанного восприятия музыки, осмысленности и выразительности исполнения. Умение ученика думать самостоятельно, анализировать и осознавать смысл и результат своих действий – наиболее трудоемкий и долговременный процесс, который невозможен без приложения постоянных усилий, как со стороны педагога, так и со стороны воспитанника. В практической работе это выражается в непрерывной цепочке наблюдений, размышлений, поисков, экспериментов.

Самостоятельность музыкального мышления необходима и при решении технической составляющей программы, и при воплощении художественных задач. Выбор выразительных средств, для раскрытия художественного содержания произведения должен основываться на глубоком и детальном изучении и анализе не только формы и архитектоники произведения, но и на понимании закономерностей существования различных музыкальных жанров, стилей и направлений.

Рассмотрим те личностные качества учащегося, без формирования которых, невозможно достичь оптимальных результатов в фортепианной игре, развитии музыкального мышления:

1. Основное качество, стимулирующее все остальные – воля. Предпосылкой развития воли является заинтересованность, вызывающая как прямое следствие потребность в действии;

2. Следующее качество – внимание, т.е. способность концентрироваться. Лишь немногие специальности, требуют от ребенка, с самого раннего возраста, применение столь большого объема труда, как обучение игре на фортепиано. Преподаватель должен заинтересовать ученика, чтобы пробудить интерес к заданиям. Заинтересованность пробуждает волю к деятельности;

3. Необходимо работать над развитием самостоятельности мышления с первых же уроков. Надо направлять, наставлять, а не требовать. В начальной стадии обучения основу работы по развитию самостоятельного мышления образуют наводящие вопросы преподавателя и ответы ребенка.

С развитием этой способности следует создавать ситуации позволяющие учащемуся интенсивно и активно участвовать в уроке и задумываться над качеством звука и способом его извлечения на рояле. Точно так же и в области трактовки произведения для развития критического и самостоятельного «мышления» полезно предоставлять учащемуся возможность выбора одного или нескольких вариантов интерпретации, предложенных педагогом.

С воспитанием самостоятельного мышления связано ещё одно требование: начиная с простейших комбинаций на клавиатуре, учащийся должен уметь самокритично прослушать свою игру, своими словами оценить её.

Преподаватель, который придает значение приведенных выше проблем:

1) пробуждение интереса к музыке;

2) логичное и интересное определение цели труда;

3) четкое обозначение средств, к достижению цели;

4) широкое развитие способности воображения, особенно слуха, логики мышления и прежде всего развитие способности концентрироваться;

5) самостоятельное и критическое мышление в процессе труда за инструментом может постепенно приучить ребенка к систематическому труду.

Уровень развития музыкального мышления прямо зависит от качества овладения соответствующими понятиями, содержательности и емкости последних.

Очевидно, что проблемы обучения и творческого развития должны быть тесно связаны. Процесс творчества, сама обстановка поиска и открытий на каждом уроке вызывает у детей желание действовать самостоятельно, искренне и непринуждённо. «Зажечь», «заразить» ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога.

В процессе обучения, первую роль, играет домашняя работа. Необходимо помочь ребёнку в составлении дневного расписания, чтобы была соблюдена разумная последовательность в занятиях музыкой и приготовлении уроков для общеобразовательной школы. Учащиеся музыкальных школ, не могут уделять, очень много времени фортепианной игре, поэтому педагог должен обратить внимание на повышение качества домашней работы, приучать с первых лет обучения заниматься так, чтобы ни одна минута не пропала зря. Одно из важных положений — гибко распределить своё время между различными объектами работы. Педагог должен акцентировать внимание на первоочередных задачах. Важно помнить, что урок – образец ежедневной самостоятельной работы дома.

Развитие навыков самостоятельной работы протекает успешно лишь в том случае, если ученик понимает, какую художественную цель преследует указание педагога – рекомендуемая аппликатура, динамический план, оттенки звука и т.д. Необходимо следить и добиваться точного выполнения домашнего задания. Этим самым прививается любовь к работе. Если ребёнок воспринял яркий образ, у него возникает необходимость передать этот образ собственными силами. Отсюда должна зародиться и склонность к многократным повторениям, к тому, что мы называем «умением работать».

Успех самостоятельной работы – привычка к самоконтролю. Следует развивать бережное отношение к тексту, внушать, что без точного выполнения указаний композитора нельзя добиться точного авторского замысла. Важно, чтобы ученик не только умел слушать себя, но и знал, что во время работы нуждается в проверке, чаще всего возникают фальшивые ноты, неточности голосоведения, не уместны изменения темпа.

Одним из важнейших аспектов в деятельности музыканта-исполнителя является развитие способности к самонаблюдению, самоконтролю и самоанализу. Эти качества ученика, долго и трудно воспитываются целенаправленными кропотливыми усилиями преподавателя. Если педагог с первых шагов ученика работает в данном направлении, то анализ собственных действий может сделать даже начинающий музыкант. На уроке, после окончания исполнения произведения, ученик, следя по нотному тексту, должен вспомнить, какие задачи не удалось решить, где были допущены промахи и ошибки. При этом, на начальном этапе, он указывает лишь часть недостатков, причем часто второстепенные, не самые главные. Важно, чтобы первым анализ произведения делал не преподаватель, а сам ученик – это способствует его интеллектуальной активности на уроке. При помощи учителя и ежедневном подобном тренинге, постепенно его способность к самонаблюдению улучшается, самоанализ становится более полным. Со временем самонаблюдение, самоконтроль и самоанализ становятся необходимой составляющей организации работы ученика, как в классе под руководством преподавателя, так и во внеаудиторной самостоятельной работе.

Музыкальное мышление в значительной мере является образным, музыкальный образ «перекодируется» в слуховой, а при прослушивании – снова в зрительный образ. У детей, в младших классах, очень хорошо развито воображение, но они, как правило, испытывают значительные сложности при словесном описании эмоционального состояния. Без способности «перекодирования» образов в слова, ребенок не может усвоить логику музыкального текста и овладеть в полной мере исполнительским мастерством, т. к. обучение, большей частью, вербальное.

Активирует логическое музыкальное мышление игра наизусть, «контурная игра» по методу немецкого педагога Г. Филиппа, при которой исполняются отдельные детали текста: голоса, аккорды, ритмические структуры. Ученик сначала находит отдельные интонации, фразы, затем более крупные построения. В начальном обучении рекомендуется использовать прием подтекстовки. Ребенок закрепляет связь музыки с текстом, распознает «музыкальные слова». Представления о структуре произведения закрепляются, расширяются, и ученик может видеть уже сходство и различия в тексте одного произведения и между разными сочинениями.

С воспитанием самостоятельного мышления связано ещё одно требование: начиная с простейших комбинаций на клавиатуре, учащийся должен уметь самокритично прослушать свою игру, оценить её своими словами.

Роль педагога в формировании самостоятельности учащего значительна: именно педагог обеспечивает условия успешной внеаудиторной работы, к которым относятся четкая постановка цели и задач работы, определение алгоритма ее выполнения, определение сроков представления результатов и объемов работы, определение вида контроля и критериев выполнения задания.

Таким образом, мастерство педагога музыкальной школы включает большой комплекс средств воздействия на духовный рост ученика, предусматривающий, в том числе, и развитию его самостоятельности.

1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978

2. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974

3. Баринова М О развитии творческих способностей ученика Л., 1961

4. Бернштейн Н. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966

5. Восприятие музыки: Сборник статей под редакцией В.Н. Максимова М., Музыка 1980

6. Выготский Л.С. Психология искусства М., Искусство 1986

7. Коган Г. У врат мастерства М., 1977

8. Коган Г. Вопросы пианизма. Избранные статьи, вып. 1.2. М., 1968, 1972

9. Коган Г. Работа пианиста М., 1979

10. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избранные психологические произведения в двух томах. М., Педагогика 1983

11. Морозова З.П. Теоретические основы формирования мотивации эстетической деятельности школьников Под ред. Л.П. Печко М., ННХВ. 1990

12. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей М., Педагогика 1988

13. Тимакин Е. Воспитание пианиста М., 1989

14. Фейшн М. Индивидуальность ученика и искусство педагога М., 1975

15. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано М., 1984

16. Шмидт-Шкловская А.О. Воспитание пианистических навыков Л., 1971

Источник

Оцените статью