Развитие творческих навыков фортепиано

Начальный этап обучения в классе фортепиано. Развитие творческих навыков учащихся

Хатхе Сима Айдамировна
Начальный этап обучения в классе фортепиано. Развитие творческих навыков учащихся

«Начальный этап обучения в классе фортепиано. Развитие творческих навыков учащихся»

• Основная часть. Творческое начало — основной элемент работы с

учащимися на начальном этапе обучения.

• Музыка в рисунках и стихах.

Развитие мышления.

Развитие навыков сочинения, подбора аккомпанемента и

С каким желанием приходят к нам в музыкальную школу маленькие дети, чтобы научиться играть на фортепиано! В основном, это дети, которые любят петь, а некоторые – подбирать песенки на инструменте. И задача педагога — на основе этого желания привить любовь к музыке, развивая музыкальный слух, чувство музыкального времени, обучая музыкальной грамоте, умению ориентироваться на клавиатуре, применяя игровые формы работы, способствующие развитию творческого самовыражения ребёнка.

Вообще, надо признать, игра на фортепиано – сложный процесс и не каждый ребёнок может освоить этот инструмент. Для ребёнка, обучающего на домре и балалайке чтобы исполнить какое-то произведение, достаточно выучить выразительно мелодию, а аккомпанемент- это дело концертмейстера, педагога-профессионала. Пианисту же нужно исполнять партию и солиста и концертмейстера одновременно, имея определённые навыки и умения. Ещё во времена Баха, клаверист умел импровизировать — без малейшей подготовки разрабатывать заданную тему при этом, соблюдая самые строгие правила гармонии и мелодии, умел играть одинаково легко в любой тональности, делая транспозицию; умел хорошо читать с листа, независимо для какого инструмента написано произведение, очень хорошо владел сочинительским “ремеслом”. И это очень развивало мышление, память и слух, умение анализировать и сопоставлять, и, конечно же, внимание. Поэтому, начиная работать с маленькими детьми, педагог должен развивать эти качества. И самое главное — развивать в такой форме, чтобы ребёнку было интересно заниматься.

Первые занятия, и не только первые, желательно проводить эмоционально, заинтересовывая юного пианиста. Проводить так, чтобы ребёнок ждал, считая дни, следующего урока.На этих занятиях нужно проводить параллельно сразу несколько методов работы: и прочтение музыкальных сказок, и разучивание, сочинение стихов и рассказов, освоение ритмических рисунков, упражнений для пальцев, беседа с ребёнком о прослушанном произведении. Главное, чтобы урок проходил в форме диалога, в результате которого происходит развитие музыкально-образного мышления и интереса ребёнка к музыке.

Музыка в рисунках и стихах

Надо отметить, что наряду с уроками немаловажное значение имеет домашняя подготовка учащихся к урокам. Одним из первых и любимых домашних заданий для ребят является передача собственного отношения о прослушанной пьесе через рисунок и сочинение стихов, рассказов. Рисовать обычно умеют почти все дети, сказывается практический опыт пребывания в детском саду, а вот выражать свои мысли по поводу услышанного в стихотворной форме удаётся далеко не каждому ребёнку. Как правило, в начале обучения стихами радуют в основном, эмоциональные, творческие дети. Я была приятно удивлена и обрадована когда ученица 1 класса Инна, после прослушивания “Неаполитанской песенки” П. И. Чайковского,свои впечатления от музыки выразила так:

Я люблю эту музыку! Эта музыка слышна каждый час, каждую минуту. Я люблю её и сейчас поэтому иду в зал. Прелесть! Прелесть музыка! Прелесть ты моя!

Ласковая музыка, музыка моя! Тебя на свете нет другой, ты музыка моя, моя! Свети всегда, свети везде, моя, моя мечта!

В рисунках ребят на прослушанную музыкальную пьесу, наряду с изображением предметов, людей, зверей, очень важно присутствие тех или иных красок, передающих характер музыки. Очень важно побеседовать с ребёнком почему он использовал ту или иную краску, аргументировал присутствие того или иного предмета. Как правило, одна и та же музыка вызывает у детей разные ассоциации, разные краски. Это зависит от настроения ребёнка, от его окружающей среды, широты кругозора и от исполнения педагога, если хотите. Бывает так, что ребёнок весёлую музыку изображает тёмной краской. Задача педагога — умело аргументируя, в форме беседы, направить мышление ребёнка в такое русло, чтобы он сам понял, что здесь гармоничнее будет светлая краска (жёлтая или красная). Из своего опыта работы пришла к выводу, что ребята, передающие музыку через яркие краски и стихи, как правило, исполняют в дальнейшем музыкальные произведения более эмоционально и выразительно.

Помимо стихов и рисунков желательно в увлекательной форме знакомить учащихся с нотной грамотой. Очень легко ребята осваивают основы музыкальной грамоты с помощью шарад.Например:

Первый слог — нота.

Первая половина слова — громко

Второй-нота тоже. Вторая — тихо

А целое — на боб похоже. В целом — музыкальный инструмент.

С большим интересом дети знакомятся с нотами при прослушивании музыкальной сказки,в которой 2 мальчика: мажор (весёлый) и минор (грустный) приходят в музыкальный дом (нотный стан,где живут ноты:

красного цвета- до, оранжевого — ре, жёлтого — ми. Нота фа — зелёного, соль — голубого, ля — синего, си- фиолетового. Все вместе они отправляются в путешествие, в процессе которого очень легко запоминают знаки альтерации, длительности пауз, фермату и т. д.

Довольно интересно детям отгадывать слова-загадки, используя названия нот.

В нашем нотном зоопарке

Только тот, кто ноты знает,

Их названья угадает.

Тете РЕ в; СИ РЕ нь

фла МИ нго; СИ ница;

При разучивании длительностей нот дети с интересом слушают сказку о грушах, разучивают игру-считалку.

Сказка о грушах

Бабушка Нота по саду пошла —

Спелых четыре груши нашла.

Ноты подумали и решили,

Так меж собой их разделили

Бабушке груша достанется целая —

Она нота крупная, длинная и белая.

Вторую разрезали посередине —

Двум дочкам досталось по половине.

Третью грушу резали

На четыре дольки

Каждой внучке дали

По четвертной части.

А подружки сказали:

Скорей! Делите нам грушу на восемь долей

Значит, каждой подружке

Достанется груши восьмушка.

Понятие “октава” дети очень быстро запоминают в форме стихотворения:

В домике нотном семья обитает:

“До” дом убирает и охраняет,

“Ре” на речке весь день пропадает

“Ми” — миндаль в саду собирает

“Фа” — фасолью фасад украшает,

“Соль” — солью с хлебом знакомых встречает,

“Ля” — гуляет всегда на поляне.

“Си”- сидит целый день на диване

В домике весело нотам живётся —

Видно, не зря он октавой зовётся.

Прекрасно развивает чувство ритма и внимание решение ритмических примеров, прохлопывание ритмических рисунков различных слов, для развития двигательной активности пальцев — “проговаривание” разными пальчиками различных слов и стихов. На развитие чувства ритма, внимания и памяти дети очень любят хлопать ритмические рисунки на слова, состоящие из 2-х, 3-х, 4-х слогов (роза, ромашка, маргаритка и т. д.) Здесь надо обратить внимание на то, что ударные звуки звучат длиннее, гласная в ударном слоге произносится с большей длительностью.Графически это выглядит так:

Са — мо- кат i i I

Сол — ныш — ко I i i

Поёт кукушка на суку: ку-ку, I I ку-ку I I

А дятел ей в ответ: так- так — тук- тук, i i i i тук-тук I I

Используя фортепианно-технические упражнения в занимательной форме для “осознания” каждого пальчика я часто предлагаю детям “проговорить” — простучать

Развитие мышления

Для развития мышления, музыкального слуха, кругозора нужно знакомить ребёнка с различными музыкальными произведениями, композиторами данных произведений, учить анализировать произведение, используя при этом 2 уровня актуального развития. Первый — когда ребёнок справляется с поставленными знаниями самостоятельно и второй-когда ребёнок может выполнить задание только с помощью наводящих вопросов. Конечно, лучше это проводить в форме беседы, рассказа, привлекая ребёнка быть равноправным участником. Хотя следует сказать, что не все дети идут на такой контакт. Некоторые молчат и предпочитают больше слушать учителя. С такими детьми, конечно труднее, и чтобы ребёнок заговорил, мне иногда приходится разговаривать с ребёнком как бы “на равных”, становясь 7-8-летним ребёнком. И вот когда барьер учитель-ученик разрушен — цель достигнута! – ребёнок включается в разговор, с удовольствием повествуя свои мысли и догадки по поводу пьесы. Очень хорошо формирует мышление и слух сопоставление контрастного материала и схожего. Здесь уместно приводить ребёнку примеры из жизни, то, что доступно для его понимания, а затем закреплять на музыкальном материале. Я начинаю сопоставления с образов животных и продолжаю их в разных сферах жизни и деятельности людей.Из разговора с детьми:

Птица летает, а черепаха? Ползает — отвечают дети.

Курица громко кудахчет, а цыплята? Тихо пищат.

Солист поёт один, а в хоре сколько певцов? Много – догадываются ребята.

Небо – высоко, а земля? Низко — отвечают дети.

Папа ходит большими шагами, а ребёнок? Маленькими — замечают ребята.

Что общего, а в чём различие? Общее то, что одни и те же животные, но кошка большая, а котята-маленькие. Когда сравнения со знакомым материалом закончены, их очень легко проводить на музыкальном материале, используя понятия FORTE и PIANO, различные темпы (ALLEGRO и ADAGIO, характеры (GRAVE и LEGGERO, прослушивание и анализ музыкальных произведений. Хочется отметить, чем раньше педагог начинает развивать мышление ребёнка, тем легче в дальнейшем идёт процесс обучения и грамотнее, музыкальнее звучат исполняемые произведения.

Развитие навыков сочинения, подбора аккомпанемента и транспонирования

Очень важным в работе с детьми является развитие навыков сочинения, подбор аккомпанемента и транспонирование. Детям очень нравится на прослушанный музыкальный фрагмент выбрать наиболее соответствующую характеру музыки картину или рисунок, однако когда просишь ребёнка сочинить музыку на предложенный рисунок или четверостишие,иногда слышишь в ответ: “А у меня не получится, я не умею”. И действительно, для некоторых детей выполнить это задание бывает довольно сложно. И здесь ребёнку нужно немножечко помочь, облегчить задачу — дать определённый ритм и 2-3 звука на расстоянии определённого интервала, а вот каким образом расположить эти звуки, в каком порядке — это уже как сработает его фантазия и слух. Заниматься сочинительством детям очень нравится. В зависимости от природной одарённости ребёнка, одни замечательно придумывают четверостишия на заданную тему, другим сравнительно легко удаётся сочинять простейшие мелодии. На одном из уроков ученице 2 класса Алёне я предложила в своём домашнем задании ответить на вопрос “Зачем нужна музыка?” и она совершенно по детски, искренне,восторженно передала свои мысли и чувства:

Музыка нужна нам сильно, чтобы петь и танцевать

И играть на инструментах — музыкантами нам стать!

Музыка нужна, чтоб слушать Баха, вальсы и этюд

Музыка нужна, конечно, музыка – наш лучший друг!

С музыкой знакомы будем, музыку мы не забудем!

Мы всё выучим, разучим и пятёрки мы получим!

Музыка — отличный друг, это знают все вокруг!

Мамы, папы, детвора. Музыка нужна, нужна!

При изучении трезвучий и их обращений дети с удовольствием сочиняют пьесы в виде арпеджио в восходящем или нисходящем движении, а также используя гаммаобразные пассажи. Чтобы сочинение не звучало как набор звуков, я предлагаю ребёнку прослушать несколько вариантов окончания пьесы и после сравнительного анализа убедиться, что если пьеса будет заканчиваться на тонике, она будет иметь законченный вид. Наиболее интересными и весёлыми у ребят, в основном, получаются этюды, хотя довольно интересны, бывают и мелодичные пьесы, изображающие переливы волн.

С большим интересом ребята учатся подбирать аккомпанемент к знакомым мелодиям, а затем — к сочинённым. Надо отметить, что навыки аккомпанирования дети приобретают с первых занятий, осваивая ритмическую пульсацию, т. е. прохлапывая шаги в словах, стихах, названиях предметов, именах. В дальнейшем, в работе над подбором аккомпанемента я предлагаю использовать басовые ноты или квинты, исполняя им разные варианты звучания на инструменте. Задача ребёнка — услышать, где лучше будет звучать тот или иной аккомпанемент, т. е. на начальной стадии обучения детскую фантазию надо направлять и чем-то ограничивать. Ребёнок должен быть поставлен в условия, в которых он оказывался бы вынужденным решать сочинительские задачи. В дальнейшем, когда освоены понятия “тоника” и “доминанта” процесс подбора аккомпанемента становится более осмысленным.

Очень интересным для детей является определение тональности в пьесе, размера в пьесе, где стоят тактовые чёрточки, но наиболее сложным заданием является транспонирование. Вообще транспонирование очень развивает музыкальный слух, память (как звуковысотную, так и ритмическую, мышление, даёт хорошее ощущение клавиатуры. Развивать его желательно одновременно с подбором песен, сочинением музыки, изучением нотной грамоты и чтением нотного текста. И все эти формы работы должны проводиться и изучаться на основе интервальной взаимосвязи. Давайте рассмотрим, как этого следует добиваться. Разучиваем, например, песню “2 кота”. Педагог наигрывает мелодию из 2-х звуков. Задача ученика — определить из скольких звуков состоит мелодия и как они располагаются по отношению друг к другу. Дети обычно сразу определяют 2 звука, и что один из звуков высокий, другой — низкий. Когда ребёнок это слышит, нужно определить, как далеко они находятся друг от друга. Оказывается недалеко, через один звук. Дальше ребёнок должен простучать ритмический рисунок и спеть мелодию. Когда ученик хорошо запомнил, педагог показывает на инструменте звук, например “соль” и предлагает подобрать эту мелодию. Получается мелодия из 2-х звуков — “соль” и “ми”. Учитель даёт название этих звуков и рассказывает об интервале “терция” — расстоянии в 3 ступени. Таким образом, ребёнок знакомится с названием и расположением звуков на клавиатуре, видит и слышит интервал.

Далее начинаем осваивать навыки транспозиции. Просим ребёнка подобрать эту песенку, например от ноты “фа”. Получаются звуки “фа” и “ре”. Значит, эти звуки тоже находятся на расстоянии терции. Чтобы ребёнок хорошо запомнил этот интервал можно дать ребёнку установку: “Я буду называть звук, а ты быстро построй вверх терцию” — и он с удовольствием строит, затем строим вниз, и от чёрных клавиш. Таким образом, проучиваются и другие интервалы. Одновременно можно учить запись этих интервалов на нотном стане. Терции пишутся на 2-х линеечках подряд, или в “окошечках” подряд. Секунды — на линеечке и в “окошечке” и т. д. Можно также учить, только на 2-х линеечках. Для того чтобы ребёнок хорошо запомнил интервалы на слух, можно учить их с помощью знакомых мелодий, песен, ассоциаций из окружающего мира.Например: в куковании кукушки хорошо слышится интервал терция, кварта слышна в песне “Я люблю тебя жизнь”, песня “В лесу родилась ёлочка” начинается с интервала секста и т. д. Осваивая с ребёнком интервалы, очень важно, чтобы он их понял, услышал и мог быстро построить на инструменте. Только тогда ребёнок будет хорошо читать с листа, транспонировать, подбирать аккомпанемент и сочинять. И надо отметить, что ребята с большим удовольствием решают эти творческие задачи.

Вообще, транспонированием, музицированием, подбором аккомпанемента, сочинением музыки желательно заниматься не только с начинающими пианистами, но и на протяжении всего курса обучения в школе. Это обогащает уроки, творчески развивает детей и делает более интересным учебный процесс. К творческим заданиям можно отнести разгадывание кроссвордов на музыкальные темы, игры – загадки на проверку знаний музыкальных обозначений и нот. Эти задания можно использовать не только индивидуально с каждым ребенком на уроке, но и на классных часах. Ежегодно я провожу на классном часе игру “ О, счастливчик” на музыкальные темы. Смысл игры — проверка знаний музыкальных обозначений, терминов, музыкального кругозора детей. Особенно интересны и познавательны классные часы “Умники и умницы” на проверку знаний о композиторах, музыкальных инструментах, жанрах музыки. Эмоциональность и воображение детей отчётливо проявляется на классных конкурсах “Вдохновение”, “Поздравительная открытка ко дню Матери”, “Лучшее новогоднее поздравление”, “Поздравление в стихах к юбилею школы”, “Чудо-ёлочка”. Навыки сочинительства, импровизации и подбора аккомпанемента к песням хорошо выявляются в конкурсах “Музыкальная фантазия”, “Новогодняя импровизация”. Ребята с большим желанием принимают участие в этих конкурсах. Одной из составляющих заинтересованности детей участвовать в конкурсах является присутствие родителей в составе жюри.

Использование преподавателем творческих методов работы на занятиях с учащимися позволяет сделать уроки более интересными и увлекательными, даёт возможность повысить эффективность обучения, активизировать мышление, внимание, в доступной форме освоить основы музыкальной грамоты, развить музыкальный слух и воображение ребёнка.

1. Л. А. Баренбойм. Путь к музицированию. Ленинград. “Советский композитор”, 1979.

2. М. П. Андреева, Е. В. Конорова. Первые шаги в музыке. Москва. “Советский композитор”, 1991.

3. А. Д. Артоболевская. Первая встреча с музыкой. Москва. “Советский композитор”, 1992.

4. Л. А. Баренбойм. Н. Н. Перунова. Путь к музыке. (Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано). Ленинград. “Советский композитор”, 1989.

5. Э. Ш. Тургенева. А. Н. Малюков. Пианист-фантазёр. Москва. “Советский композитор”, 1987.

6. И. М. Лещинская, В. Б. Пороцкий. Малыш за роялем. Москва. “Советский композитор”, 1989.

7. Ю. А. Ивановский. Занимательная музыка. Ростов-на-Дону. “Феникс”, 2002.

8. З. Н. Бугаева. Весёлые уроки в школе и дома. Донецк. “АСТ-Сталкер”, 2002.

Источник

Оцените статью