- Ре мажор как написать нужные диезы около нот
- Как запомнить ключевые знаки в тональностях
- Ключевые знаки – что это такое?
- Порядок диезов и порядок бемолей – это нужно знать!
- Сколько тональностей используется в музыке?
- По каким правилам можно определить ключевые знаки в тональностях?
- Как узнать какие знаки ставить при ключе – диезы или бемоли?
- Заключение
- Мажорные гаммы, интервалы, устойчивые ступени, опевание (Урок 3)
- didi79
- Я Леди.
- Уроки музыки — Теория — Гамма, Мажорные Гаммы
Ре мажор как написать нужные диезы около нот
Первое, что нужно выучить и помнить назубок — порядок появления диезов и бемолей.
Выучить нужно, как скороговорку, это несложно:
диезы: Фа — До — Соль — Ре — Ля — Ми — Си
бемоли: Си — Ми — Ля — Ре — Соль — До — Фа (в обратную сторону)..
Второе: параллельные тональности!
Каждой мажорной тональности соответствует параллельная минорная тональность, тоника которой лежит на малую терцию ( на гитаре это 4 лада) вниз.
В них одинаковое количество знаков — одинаковый звукоряд, различаются только тоникой.
Например:
До-мажор — праллельная ей тональность — Ля-минор.
Ми-бемоль-мажор, параллельная ей тональность — До-минор.
Ля-мажор, параллельная тональность — Фа-диез-минор.
Все просто!)
Уяснили.
Третье: количество знаков определяем по мажорной тональности — те же самые знаки в параллельной МИНОРНОЙ тональности!
Четвертое: всего в музыке — 30 тональностей!
Две из них не имеют никаких знаков при ключе:
до-мажор, ля-минор (белые клавиши на фортепиано) — запомнить!,
14 диезных тональностей (7 мажорных, 7 минорных),
14 бемольных тональностей (7 мажорных, 7 минорных).
это можно не зубрить, а просто понимать.
Больше запоминать ничего не нужно, кроме..
Определяем диезные тональности!:
Начинаем перечислять скороговоркой диезы, тормозим на диезе, нотой ниже тоники..
Например:
определить количество знаков в тональности Ми-мажор..
фа — до — соль — РЕ.. Предыдущая нота до тоники!
В тональности Ми-мажор 4 диеза: Фа — До — Соль — Ре! А значит в параллельной ей тональности — До-диез- минор — те же самые знаки: Фа — До — Соль — Ре!
Ля-мажор.
фа — до — СОЛЬ — нота ниже тоники! Три диеза.
Определяем бемольные тональности!
Перечисляем бемоли и тормозим на следующей ноте, после того, как назвали тонику..
Например:
определить количество знаков в тональности До-минор.
Сначала находим параллельную тональность — Ми-бемоль-мажор, и начинаем перечислять бемоли:
си — МИ — ля.
Три бемоля: Си — Ми — Ля.
В До-миноре и Ми-бемоль-мажоре три знака — Си — Ми — Ля.
Примечание: в Фа-мажоре (и параллельной ей Ре-миноре), один знак — Си-бемоль — просто запомните!)
Как определить какие знаки ставить при ключе: диезы или бемоли?
Практически все тональности от белых клавиш на фортепиано — диезные.
Есть два исключения: До-мажор — нет знаков при ключе, и Фа-мажор — знак Си-бемоль.
Бемольные тональности — те, которые имеют в своем названии знаки появления бемолей:
Ми-бемоль-мажор, Си-бемоль-мажор, Ля-бемоль-мажор.
Кстати, определим количество знаков? Да, легко!)
В первом случае: си — ми — ЛЯ! Три знака.
Во втором: си — МИ! Два знака.
В третьем: си — ми — ля — РЕ! Четыре знака.
Если, вдруг, вам как будто чего-то непонятно, может упустил чего — задавайте вопросы, обсудим вместе!)
Источник
Как запомнить ключевые знаки в тональностях
В данной статье речь пойдет о том, как запомнить тональности и их ключевые знаки. Все запоминают по-разному: одни стараются запомнить число знаков, другие пытаются заучить названия тональностей с их ключевыми знаками, третьи придумывают еще что-то. На самом деле, все гораздо проще и запомнить нужно всего лишь две вещи, остальное запомнится автоматически.
Ключевые знаки – что это такое?
Люди, продвинутые в своих музыкальных занятиях, наверняка уже не только умеют читать ноты, но и знают, что такое тональность, и что для обозначения тональности композиторы в нотах выставляют ключевые знаки. Что это за ключевые знаки? Это диезы и бемоли, которые записываются на каждой нотной строчке рядом с ключом и действуют на протяжении всего произведения или до их отмены.
Порядок диезов и порядок бемолей – это нужно знать!
Как вам, возможно, известно, ключевые знаки выставляются не беспорядочно, а в определенном порядке. Порядок диезов: фа, до, соль, ре, ля, ми, си . Порядок бемолей – обратный: си, ми, ля, ре, соль, до, фа . Вот как это выглядит в нотной записи:
В этих рядах в обоих случаях использованы все семь основных ступеней, всем хорошо знакомых: до, ре, ми, фа, соль, ля, си – только они специально расположены в определенной последовательности. С этими двумя порядками мы и будем работать, для того чтобы научиться определять ключевые знаки в той или иной тональности легко и правильно. Еще раз посмотрите и запомните порядок:
Сколько тональностей используется в музыке?
Теперь перейдем непосредственно к тональностям. В общей сложности в музыке используются 30 тональностей – 15 мажорных и 15 параллельных им минорных. Параллельными тональностями называются такие тональности, которые имеют одинаковые ключевые знаки, следовательно, одинаковый звукоряд, но различаются тоникой и своим ладом (напомню, что тоника и лад определяют название тональности).
Из этих 30-ти тональностей:
2 без знаков (это до мажор и ля минор – их просто запоминаем);
14 диезных (7 – мажорные тональности и 7 – параллельных им минорные тональности);
14 бемольных (также по 7 мажорных и 7 минорных).
Таким образом, для обозначения тональности может потребоваться от 0 до 7 ключевых знаков (диезов или бемолей). Помните, что в до мажоре и ля миноре знаков нет? Запомните еще и то, что в до-диез мажоре (и ля-диез миноре) и в до-бемоль мажоре (и параллельном ля-бемоль миноре) соответственно по 7 диезов и бемолей.
По каким правилам можно определить ключевые знаки в тональностях?
Чтобы определить знаки во всех остальных тональностях, будем использовать уже известный нам порядок диезов или, если нужно, порядок бемолей. Ориентироваться будем только по мажорным тональностям, то есть для того чтобы определить ключевые знаки минорной тональности, нужно сначала найти параллельную ей мажорную тонику, которая расположена на малую терцию выше исходной минорной тоники.
Для того чтобы определить ключевые знаки в диезной мажорной тональности , действуем по правилу: последний диез на ноту ниже тоники . То есть, мы просто перечисляем все диезы по порядку, пока не дойдем до того, который на ноту ниже тоники.
Например, для того чтобы определить ключевые знаки в си мажоре, перечисляем диезы по порядку: фа, до, соль, ре, ля – останавливаемся на ля, так как ля на ноту ниже си.
Знаки бемольных мажорных тональностей определяем следующим образом: перечисляем порядок бемолей и останавливаемся на следующем бемоле после того, как назвали тонику. То есть здесь правило такое: последний бемоль закрывает собой мажорную тонику (как будто защищает от ветра) (то есть он – следующий после тоники). Чтобы найти знаки для бемольной минорной тональности, нужно сначала определить её параллельную мажорную.
Например, определим знаки для си-бемоль минора. Сначала находим параллельность, это будет тональность ре-бемоль мажор, далее называем порядок бемолей: си, ми, ля, ре, соль. Ре – это тоника, поэтому останавливаемся на следующей ноте – соль.
Думаю, принцип понятен. Для одной из бемольных тональности – фа мажора – этот принцип работает с одной оговоркой: первую тонику берем как бы ниоткуда. Дело в том, что в фа мажоре при ключе единственный знак – си-бемоль, с которого начинается порядок бемолей, поэтому для определения тональности мы делаем шаг назад и получаем исходную тональность – фа мажор.
Как узнать какие знаки ставить при ключе – диезы или бемоли?
Вопрос, который естественным образом может возникнуть у вас: «Как узнать какие из тональностей диезные, а какие бемольные»? Большинство мажорных тональностей с тониками от белых клавиш (за исключением до и фа) – диезные. Бемольные мажорные тональности – те, тоники которых составляют порядок бемолей (то есть си-бемоль мажор, ми-бемоль мажор и т.д.). Подробнее этот вопрос будет рассматриваться в статье, посвященной целой системе тональностей, получившей название кварто-квинтовый круг.
Заключение
Подведем итоги. Теперь вы умеете правильно определять ключевые знаки в любой тональности. Напоминаю, что для этого нужно задействовать порядок диезов или порядок бемолей и действовать по правилам: «последний диез на ноту ниже тоники» и «последний бемоль закрывает собой тонику » . Ориентируемся только по мажорным тональностям, для того чтобы определить знаки в минорных тональностях, сначала находим ее параллель.
Автор благодарит читателя за внимание. Просьба: оставлять в комментариях свои замечания и отзывы по данной статье. Если вам понравилась статья, порекомендуйте ее в социальных сетях своим друзьям, воспользовавшись кнопкой «Мне нравится» внизу страницы. Если вас интересует продолжение данной темы, подпишитесь на рассылку обновлений сайта. Для этого нужно ввести свое имя и адрес электронной почты в соответствующие поля формы в подвале этой странички (вертайте вниз). Творческих успехов вам, друзья!
Источник
Мажорные гаммы, интервалы, устойчивые ступени, опевание (Урок 3)
На этом этапе освоения Самоучителя игры на пианино мы продолжим изучать мажорные гаммы, точнее, оставшихся мажорных гамм, играющихся от белых клавиш. Надеюсь, вы уже достаточно освоились с сольфеджио и фортепианной клавиатурой, так как теперь вам придется подбирать гаммы, которые будут записаны именно в виде нот.
В уроке № 2 вы узнали о До мажорной, Фа мажорной и Соль мажорной гаммах. Осталось выучить еще 4 гаммы: Ре, Ми, Ля и Си мажорные. По сути, все они играются по одинаковой и уже известной вам схеме: Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Полутон. При написании на нотном стане их отличия будут заключаться в том, какие черные клавиши (диезы и бемоли) будут использоваться в той или иной гамме.
Для начала попробуйте, ориентируясь на схему 2 Тон – Полутон – 3 Тон – Полутон и на собственный слух, подобрать гаммы.
Ре-мажор
Ми-мажор
Ля-мажор
Си-мажор
Вам остаётся только выучить гаммы и научиться играть их быстро и ритмично. Практика, практика и ещё раз практика!
Интервалы – это расстояние между двумя нотами, без их знания невозможно впоследствии будет импровизировать.
Напоминаю, что полтона (0,5 тона) – это движение на одну клавишу, тон (1) – движение на 2.
Так интервалы будут выглядеть на нотном стане (с примы по октаву)
В музыкальных школах, играя интервалы, ученикам предлагают определить их на слух. Конечно, в домашних условиях это труднореализуемо, но вы можете, играя интервалы, самостоятельно пробовать запоминать их звучание. Также в музыкальных школах практикуют нотные диктанты и пение, которые необходимы для развития слуха. Преподаватель играет определенные ноты, и ученикам сначала требуется понять, что он сыграл – гамму, устойчивые ступени или опевание (впоследствии вариантов будет намного больше), после этого ученикам нужно определить количество нот в такте и расставить тактовые черты, в самом конце даётся задание транспонировать (то есть из До мажорной гаммы переписать весь диктант в Си мажор, например).
Устойчивые ступени необходимы для построения аккордов. 1-3-5 играемые ноты – так называемые устойчивые. В До мажорной гамме это ноты До – Ми – Соль, в Ре мажорной: Ре – Фа # – Ля.
Опевание – здесь всё просто, необходимо просто пропеть ноты, которые соседствуют с той, что вам дали. Опевания бывают сверху и снизу. В опевании сверху ноты До все будет выглядеть следующим образом: Ре-Си-До; снизу: Си-Ре-До. С нотой Ре опевание сверху будет таким: Ми-До # (пропевать слово диез не нужно) – Ре; снизу: До (#) – Ми – Ре.
К сожалению, это – один из тех случаев, когда пригодилась бы помощь учителя, однако если у вас нет такой возможности, то пусть у вас будут хотя бы общие знания о таких небесполезных вещах. На устойчивые ступени и интервалы обратите особое внимание, потом без них будет не обойтись. Не забывайте играть гаммы, и путь к успеху вам обеспечен!
Ну, а если вы – прилежный ученик и хорошо усвоили материалы урока (после многочасовых упражнений), милости просим на следующий, четвертый, урок под названием Запись и воспроизведение нотного текста.
Источник
didi79
Я Леди.
Уроки музыки — Теория — Гамма, Мажорные Гаммы
ГАММА
Гамма – это последовательность звуков, идущих в порядке постепенного повышения или понижения и образующих определённый звукоряд в пределах октавы.
В одной октаве есть 12 ступеней. Выбрав последовательность из возрастающих 7 — мы получим Гамму из 7-ми нот.
Самих гамм существует несколько десятков. Построить гамму можно с абсолютно любой ноты. Самое главное — это название. К примеру, Ми минор – это минорная гамма, которая строиться от любой ноты Ми на грифе. Если будет Фа минор – это также гамма, но первая нота сдвинута на один лад ближе к деке. Гамма не обязательно должна содержать 7 нот. Может и меньше, но больше – никак.
МАЖОРНАЯ ГАММА
Мажорная гамма состоит из семи звуков, которые представляют собой определённую последовательность больших и малых секунд. Обозначим большую секунду «б.2», а малую «м.2». Тогда мажорный звукоряд можно представить следующим образом: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2. Последовательность звуков с таким расположением ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад — натуральным мажором.
Мажорная гамма состоит из восьми нот, причём последняя нота дублирует первую, но расположена на октаву выше. При записи гамм, ни одна из линий, равно как и ни одно междустрочие нотоносца не могут быть пропущены. С этим связана одна из особенностей обычных мажорных гамм: они содержат либо диезы, либо бемоли, но никогда в их составе не встречаются оба знака одновременно.
В гамме различают семь ступеней (а нот, как уже говорилось, восемь: последняя нота гаммы это опять первая ступень). Ступени гаммы нумеруются римскими цифрами и у каждой есть своё название:
I: тоника
II: нисходящий/верхний вводный тон
III: верхняя медианта
IV: субдоминанта
V: доминанта
VI: нижняя медианта, субмедианта
VII: восходящий/нижний вводный тон
Мажорная гамма имеет следующее строение: тон тон полутон тон тон тон полутон . Чтобы построить мажорную гамму, нужно взять за основу (тонику) любую ноту и поднять её на тон выше – это будет вторая ступень гаммы. Затем, согласно шаблону, поднять вторую ноту на тон – это будет третья ступень, третью ноту поднять на полтона – это будет четвёртая ступень гаммы и так далее.
Рассмотрим на примере строение Гаммы Ре-мажор:
Вспомним, что сначала надо построить два тона. Итак, Ре-Ми — это тон. Очень хорошо. А вот Ми-Фа. стоп! «Черненькой» клавиши между ними не наблюдается. Расстояние между звуками — полтона, а нам-то необходим тон. Что делать? Ответ прост — повысим ноту Фа на полтона вверх (получим Фа-диез). Повторим: Ре — Ми — Фа-диез. То есть, если нам требовалось, чтобы между ступенями было промежуточная клавиша, а черной между ними не оказалось, то пусть эту промежуточную роль выполняет белай клавиша — а сама ступень «переселяется» на черную. Дальше требуется полтона, и он у нас сам получился (между Фа-диез и соль-бекар как раз расстояние полтона), получилось Ре — Ми — Фа-диез — Соль. Продолжая строго придерживаться схемы мажорного звукоряда (еще раз напомню: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон) получим Ре-мажорную гамму, звучащую точно так же, как звучала гамма от ДО:
Так как в октаве есть 12 полутонов, можно играть гамму начиная с каждого из них, соблюдая строение: тон тон полутон тон тон тон полутон.
В итоге получится 12 Гамм:
До мажор
Ре мажор
Ми мажор
Фа мажор
Соль мажор
Ля мажор
Си мажор
Ре-бемоль мажор
Ми-бемоль мажор
Фа-диез мажор
Ля-бемоль мажор
Си-бемоль мажор
Самая оригинальная гамма здесь — это, конечно, фа-диез мажор. Мало того, что она почти полностью состоит из диезов, так ещё и нота фа записывается как ми-диез. Правила такие (?)
Источник