Ре мажор какие ноты входят

Гамма Ре-Мажор на гитаре. Как построить, позиции, аппликатуры

Гамма ре-мажор является одной из самых часто используемых в музыке. Хоть и не такая популярная, как например, до-мажор, ее все равно можно часто встретить в песнях. Данная гамма будет и посложнее, потому что пару ступеней из нее содержат в себе диезы и бемоли. Об этом будет ниже. Подробнее про теорию и гаммы можно прочесть в этой статье: про гаммы.

Состав и ступени гаммы ре-мажор

Как построить гамму ре-мажор

Гамма ре-мажор на гитаре является диатонической и состоит из 7 нот или ступеней. Название гаммы соответствует ее тональности (ре-мажор). Две ступени гаммы содержат в себе ключи, это F# (Фа диез) и C# (До диез). Из теории музыки известно, что мажорные диатонические гаммы строятся по следующей схеме:

Тональность и тоника гаммы ре-мажор (исходя из названия) — Ре. Построим гамму от этой ноты, получится следующая последовательность:

Ре-Ми-Фа диез-Соль-Ля-Си-До диез-Ре

Как и у любой другой гаммы, у ре-мажора есть параллельная. Это си-минор. Состав нот у нее такой же, но тоникой будет нота Си (B).

Устойчивые ступени гаммы ре-мажор

Самыми устойчивыми ступенями гаммы являются первая, третья и пятая. В данном случае это тоника, терция и квинта — D (Ре) F# (Фа диез) A (Ля). Эти три звука образуют трезвучие или аккорд ре-мажор (D). Остальные ступени являются неустойчивыми и стремятся к разрешению. Если выкинуть из гаммы вторую и шестую ступени, то получим пентатоническую гамму Ре.

Аппликатуры гаммы ре-мажор на грифе

На грифе гитары гамму ре-мажор можно сыграть в 5 разных позициях. Рассмотрим их схематично, а также посмотрим на табулатуры гаммы ре-мажор.

Пять позиций гаммы ре-мажор на грифе гитары

Красными точками обозначена тоника гаммы — нота Ре (D). Ниже представлены 5 позиций гаммы

Первая позиция

Это основная позиция гаммы. Начинается с ноты Ре на шестой струне и 9 ладу.

Вторая позиция

Эта позиция берет свое начало с открытой 4-й струны. Схема по три ноты на струне.

Третья позиция

Начинается на 5 ладу пятой струны. Тоники расположены на 5-й и 2-й струнах.

Четвертая позиция

Начинается также на пятом ладу пятой струны. Но аппликатура имеет отличный от третьей позиции вид. Вторая позиция тоники на третьей струне 7 лада.

Пятая позиция

Начинается на 10 ладу шестой струны и таким образом завершает «цикл». Следующая позиция (если уйдем вправо по грифу) будет уже первая. Круг замкнулся.

Похожие статьи

Меню сайта

Аппликатуры аккордов

Популярные статьи

Guitargrad.ru — это проект, посвященной гитаре и гитарной музыке. Если вы занимаетесь на гитаре, играете любимые песни или даже сочиняете свою собственную гитарную музыку, то наш сайт будет для вас отличным информационным ресурсом! Новички смогут узнать приемы игры на гитаре, какую гитару лучше купить начинающему, а также как правильно ухаживать за инструментом. Мы рассказываем про электро и акустические гитары, а также про укулеле.

Не знаете как взять тот или иной аккорд? Не проблема — на нашем сайте собрана огромная база аппликатур самых популярных аккордов для гитары.

Также на нашем сайте опубликовано большое количество материала по теории музыки. Даже если вы играете на другом музыкальном инструменте, данные статьи будут для вас полезны.

Источник

didi79

Я Леди.

Уроки музыки — Теория — Гамма, Мажорные Гаммы

ГАММА

Гамма – это последовательность звуков, идущих в порядке постепенного повышения или понижения и образующих определённый звукоряд в пределах октавы.

В одной октаве есть 12 ступеней. Выбрав последовательность из возрастающих 7 — мы получим Гамму из 7-ми нот.

Самих гамм существует несколько десятков. Построить гамму можно с абсолютно любой ноты. Самое главное — это название. К примеру, Ми минор – это минорная гамма, которая строиться от любой ноты Ми на грифе. Если будет Фа минор – это также гамма, но первая нота сдвинута на один лад ближе к деке. Гамма не обязательно должна содержать 7 нот. Может и меньше, но больше – никак.

МАЖОРНАЯ ГАММА

Мажорная гамма состоит из семи звуков, которые представляют собой определённую последовательность больших и малых секунд. Обозначим большую секунду «б.2», а малую «м.2». Тогда мажорный звукоряд можно представить следующим образом: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2. Последовательность звуков с таким расположением ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад — натуральным мажором.

Мажорная гамма состоит из восьми нот, причём последняя нота дублирует первую, но расположена на октаву выше. При записи гамм, ни одна из линий, равно как и ни одно междустрочие нотоносца не могут быть пропущены. С этим связана одна из особенностей обычных мажорных гамм: они содержат либо диезы, либо бемоли, но никогда в их составе не встречаются оба знака одновременно.

В гамме различают семь ступеней (а нот, как уже говорилось, восемь: последняя нота гаммы это опять первая ступень). Ступени гаммы нумеруются римскими цифрами и у каждой есть своё название:
I: тоника
II: нисходящий/верхний вводный тон
III: верхняя медианта
IV: субдоминанта
V: доминанта
VI: нижняя медианта, субмедианта
VII: восходящий/нижний вводный тон

Мажорная гамма имеет следующее строение: тон тон полутон тон тон тон полутон . Чтобы построить мажорную гамму, нужно взять за основу (тонику) любую ноту и поднять её на тон выше – это будет вторая ступень гаммы. Затем, согласно шаблону, поднять вторую ноту на тон – это будет третья ступень, третью ноту поднять на полтона – это будет четвёртая ступень гаммы и так далее.

Рассмотрим на примере строение Гаммы Ре-мажор:

Вспомним, что сначала надо построить два тона. Итак, Ре-Ми — это тон. Очень хорошо. А вот Ми-Фа. стоп! «Черненькой» клавиши между ними не наблюдается. Расстояние между звуками — полтона, а нам-то необходим тон. Что делать? Ответ прост — повысим ноту Фа на полтона вверх (получим Фа-диез). Повторим: Ре — Ми — Фа-диез. То есть, если нам требовалось, чтобы между ступенями было промежуточная клавиша, а черной между ними не оказалось, то пусть эту промежуточную роль выполняет белай клавиша — а сама ступень «переселяется» на черную. Дальше требуется полтона, и он у нас сам получился (между Фа-диез и соль-бекар как раз расстояние полтона), получилось Ре — Ми — Фа-диез — Соль. Продолжая строго придерживаться схемы мажорного звукоряда (еще раз напомню: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон) получим Ре-мажорную гамму, звучащую точно так же, как звучала гамма от ДО:

Так как в октаве есть 12 полутонов, можно играть гамму начиная с каждого из них, соблюдая строение: тон тон полутон тон тон тон полутон.
В итоге получится 12 Гамм:

До мажор

Ре мажор

Ми мажор

Фа мажор

Соль мажор

Ля мажор

Си мажор

Ре-бемоль мажор

Ми-бемоль мажор

Фа-диез мажор

Ля-бемоль мажор

Си-бемоль мажор

Самая оригинальная гамма здесь — это, конечно, фа-диез мажор. Мало того, что она почти полностью состоит из диезов, так ещё и нота фа записывается как ми-диез. Правила такие (?)

Источник

Мажорные гаммы, интервалы, устойчивые ступени, опевание (Урок 3)

На этом этапе освоения Самоучителя игры на пианино мы продолжим изучать мажорные гаммы, точнее, оставшихся мажорных гамм, играющихся от белых клавиш. Надеюсь, вы уже достаточно освоились с сольфеджио и фортепианной клавиатурой, так как теперь вам придется подбирать гаммы, которые будут записаны именно в виде нот.

В уроке № 2 вы узнали о До мажорной, Фа мажорной и Соль мажорной гаммах. Осталось выучить еще 4 гаммы: Ре, Ми, Ля и Си мажорные. По сути, все они играются по одинаковой и уже известной вам схеме: Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Полутон. При написании на нотном стане их отличия будут заключаться в том, какие черные клавиши (диезы и бемоли) будут использоваться в той или иной гамме.

Для начала попробуйте, ориентируясь на схему 2 Тон – Полутон – 3 Тон – Полутон и на собственный слух, подобрать гаммы.

Ре-мажор

Ми-мажор

Ля-мажор

Си-мажор

Вам остаётся только выучить гаммы и научиться играть их быстро и ритмично. Практика, практика и ещё раз практика!

Интервалы – это расстояние между двумя нотами, без их знания невозможно впоследствии будет импровизировать.

Напоминаю, что полтона (0,5 тона) – это движение на одну клавишу, тон (1) – движение на 2.

Так интервалы будут выглядеть на нотном стане (с примы по октаву)

В музыкальных школах, играя интервалы, ученикам предлагают определить их на слух. Конечно, в домашних условиях это труднореализуемо, но вы можете, играя интервалы, самостоятельно пробовать запоминать их звучание. Также в музыкальных школах практикуют нотные диктанты и пение, которые необходимы для развития слуха. Преподаватель играет определенные ноты, и ученикам сначала требуется понять, что он сыграл – гамму, устойчивые ступени или опевание (впоследствии вариантов будет намного больше), после этого ученикам нужно определить количество нот в такте и расставить тактовые черты, в самом конце даётся задание транспонировать (то есть из До мажорной гаммы переписать весь диктант в Си мажор, например).

Устойчивые ступени необходимы для построения аккордов. 1-3-5 играемые ноты – так называемые устойчивые. В До мажорной гамме это ноты До – Ми – Соль, в Ре мажорной: Ре – Фа # – Ля.

Опевание – здесь всё просто, необходимо просто пропеть ноты, которые соседствуют с той, что вам дали. Опевания бывают сверху и снизу. В опевании сверху ноты До все будет выглядеть следующим образом: Ре-Си-До; снизу: Си-Ре-До. С нотой Ре опевание сверху будет таким: Ми-До # (пропевать слово диез не нужно) – Ре; снизу: До (#) – Ми – Ре.

К сожалению, это – один из тех случаев, когда пригодилась бы помощь учителя, однако если у вас нет такой возможности, то пусть у вас будут хотя бы общие знания о таких небесполезных вещах. На устойчивые ступени и интервалы обратите особое внимание, потом без них будет не обойтись. Не забывайте играть гаммы, и путь к успеху вам обеспечен!

Ну, а если вы – прилежный ученик и хорошо усвоили материалы урока (после многочасовых упражнений), милости просим на следующий, четвертый, урок под названием Запись и воспроизведение нотного текста.

Источник

Как играть мажорную гамму на гитаре

Мажорная гамма состоит из 7 ступеней. Строится по формуле: тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.
8 ступень на схеме – это первая ступень гаммы (тоника) на октаву выше. Расстояние между звуками легко запомнить: полутон только между 3 и 4, 7 и 8 ступенями.

Интервалы на грифе гитары: полутон – на соседнем ладу, тон – через лад. Например, интервал полутон от Ми на 4 струне 2 лад – это Фа на 4 струне 3 лад; если тон от До на 2 струне 1 лад – это Ре на 2 струне 3 лад.

Зная формулу, можно построить мажорную гамму от любого звука. Рассмотрим, как играется До мажорная гамма на гитаре.

По формуле получается:
До (1) – тон – Ре (2) – тон – Ми (3) – полутон – Фа (4) – тон – Соль (5) – тон – Ля (6) – тон – Си (7) – полутон – До (8)

Если вы делаете только первые шаги в изучении гамм на гитаре, рекомендуем ознакомиться с уроком «До мажор в открытой позиции».

Гамма в позициях

Построим и сыграем мажорную гамму на гитаре от звука C (до) в позициях с привязкой на грифе к 5 основным аппликатурам мажорного аккорда на гитаре.

В позициях проигрывание гаммы не всегда начинается с первой ступени из-за особенностей расположения звуков на грифе.

Разберём последовательно все боксы (позиции). В гитарных сетках, на струнах, отображено расположение звуков гаммы, цифрами обозначены ступени (от 1 до 7). Соответственно, используя их, можно найти на грифе и сыграть любую мажорную в любой позиции (как это делать – в следующем блоке статьи).

В аппликатуре аккордов цифрами обозначены звуки мажорного трезвучия (1 – тоника, 3 – терция, 5 – квинта).

В нотах и табах, аудиопримерах – как сыграть До мажор (для каждой позиции). В нотной записи: цифры возле каждого звука – это пальцы левой руки (т.е. аппликатура – каким пальцем какую ноту нажимать).

1 позиция

Играем До мажор, используя «шаблон», изображённый в гитарной сетке:

2 позиция

3 позиция

4 позиция

5 позиция

Как играть мажорную гамму в разных тональностях

Мы изучили тональность До мажор на гитаре в 5 позициях. Давайте теперь научимся использовать эти боксы для построения мажорной гаммы от других звуков. То есть разберём, как играть её в других тональностях. Задача эта несложная. Даже и для начинающих.

Ознакомьтесь с таблицей. В ней представлены тональности от каждой ноты звукоряда – всего 12. F# и Gb – по составу звуков одинаковые, энгармонически равные: одна и та же гамма, но записывает по-разному, соответственно диезная и бемольная тональность.

В первой колонке указаны тональности. Далее по ступеням – ноты гамм: от тоники (1) до тоники на октаву выше (8). В последней колонке указаны ключевые знаки для каждой тональности. То есть знаки альтерации (диезы, бемоли), которые выписываются в нотной записи справа от ключа и указывают на тональность, имеют действие на все ноты по своей линейке. Например: Соль мажор – фа-диез, Ре мажор – фа-диез, до-диез, Фа мажор – си-бемоль и т.д.

Гамма 1 2 3 4 5 6 7 8 Знаки в тональностях
До мажор C D E F G A B C
Соль мажор G A B C D E F# G 1 диез
Ре мажор D E F# G A B C# D 2 диеза
Ля мажор A B C# D E F# G# A 3 диеза
Ми мажор E F# G# A B C# D# E 4 диеза
Си мажор B C# D# E F# G# A# B 5 диезов
Фа-диез мажор

(энгармонически равная Gb)

F# G# A# B C# D# E# F# 6 диезов
Соль-бемоль мажор

(энгармонически равная F#)

Gb Ab Bb Cb Db Eb F Gb 6 бемолей
Ре-бемоль мажор Db Eb F Gb Ab Bb C Db 5 бемолей
Ля-бемоль мажор Ab Bb C Db Eb F G Ab 4 бемоля
Ми-бемоль мажор Eb F G Ab Bb C D Eb 3 бемоля
Си-бемоль мажор Bb C D Eb F G A Bb 2 бемоля
Фа мажор F G A Bb C D E F 1 бемоль

Допустим, необходимо построить мажорную гамму от ноты соль. Делается это следующим образом:
1. Находим в таблице – соль мажор. Смотрим по ступеням – какие звуки входят в гамму. Можно себе выписать отдельно звукоряд от G.

2. Выбираем позицию, в которой хотим сыграть гамму. Например, первую позицию – от 1 ступени. В нашем случае (1) – это соль. В гитарной сетке бокса указано, что первая ступень на 6 струне. Находим ноту соль – 6 струна третий лад. Далее: в сетке на этой же струне вторая ступень – нота ля на пятом ладу шестой струны (если в соль мажоре). Играем. Переходим на следующую струну и смотрим по ступеням на грифе относительно гаммы от G. Разбираем полностью бокс (от шестой до первой струны).

Аналогично и в других позициях:

  • во второй позиции со 2 ступени – в соль мажоре это ля – 5 лад, шестая струна;
  • в четвёртой позиции с 5 ступени – в соль мажоре это ре – 10 лад, шестая струна и т.д.

На первоначальном этапе изучения, сначала рекомендуется играть в 1 позиции – от 1 ступени (тоники).

3. Играем гамму в боксе под метроном или гитарную минусовку.

Как сыграть аккордами

Стоит отметить, что проигрывание гамм аккордами – это отдельная большая тема, требующая детального рассмотрения. А в рамках этой статьи мы рассмотрим лишь отдельный пример в качестве ознакомления.

Аккорды мажорной гаммы по ступеням от C (До):

  • I – C (до мажор)
  • ii – Dm (ре минор)
  • iii – Em (ми минор)
  • IV – F (фа мажор)
  • V – G (соль мажор)
  • vi – Am (ля минор)
  • vii (dim) – Bdim (си уменьшённый)

В табах восходящая До мажор аккордами:

Советы по изучению

  1. Гаммы можно играть чистым звуком и с овердрайвом. Всё зависит от вашего исполнительского опыта и вкусовых предпочтений.
  2. Первым делом хорошо проработайте тональность До мажор во всех позициях. Проигрывая каждый бокс, анализируйте расположение ступеней. Затем приступайте к изучению других тональностей.
  3. Следите за аппликатурой левой руки: какими пальцами брать ноты на грифе. Сверяться можно по нотным примерам до мажора (цифры возле каждого звука – это пальцы левой руки: 1 – указательный, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец).
  4. Играть можно в связке с аккордами: сразу удар по аккорду в позиции – затем ноты звукоряда. Начинать с аккорда можно и нисходящее, и восходящее движение.
  5. Попробуйте придумать фразу, мелодию на основе мажорной гаммы.
  6. Запишите ритм-партию на один аккорд – тоническое трезвучие гаммы (если До мажор – С, в Соль мажоре – G и т.д.). Попробуйте поимпровизировать под аккомпанемент: сразу в одном, потом нескольких боксах мажорной гаммы. В дальнейшем ритм-партию для импровизации можно сделать на два, три аккорда (к примеру, I – IV – V – I, или в До: C – F – G – C).
  7. Играя соло, риффы других гитаристов, постарайтесь определить, используется ли в них мажорная гамма. Если да – то какая тональность, в какой позиции.

Успешного изучения мажорной гаммы на гитаре!

Источник

Оцените статью