Ре минор доминантовый аккорд

Теория музыки

работа для музыкантов

репетиционные базы Москвы

форум текстовиков

форум барабанщиков

Тема : Помогите разобраться с тональностью Ре минор. Время: 08.02.2016 19:31

Добрый день.

Разбираю сейчас с тональностью Ре минор, а в частности стало интересно почему в тональности Ре минор в основном пишут только 3 аккорда (Dm, Gm, A7), хотя из нот этой тональности можно составить их огромное множество.

Начал разбираться, по ступеням тональности получил следующие возможные аккорды Dm7 —> Em7-5 —> F7+ —> Gm7 —> Am7 —> Ab7+ —> C7 —> Dm7.

Если применить следующую табличку для минора:
Ступень Тип септаккорда Класс
1 Минорный II
2 Полууменьшенный IV
3 Мажорный I
4 Минорный II
5 Минорный II
6 Мажорный I
7 Доминантовый III

То в принципе все понятно. Кроме того почему Доминантовый аккорд Мажорный))

НО, дальше автор пишет:
Схема показывает как можно обыграть пять всем известных аккордов в этой тональности они:

Dm —> Gm —> C7 —> F —> Gm —> A7 —> Dm7

И тут взорвалась голова и начались вопросы вопросы:

1. Куда делись тогда Ми минор и Ля минор.

2. Почему F ,а не F7?

3. И посему в универсальных последовательностях в основном используют только Dm, Gm и А7?

Тема : Re: Помогите разобраться с тональностью Ре минор. Время: 09.02.2016 03:29

>1. Куда делись тогда Ми минор и Ля минор.

Если говорить о гармоническом Ре миноре, вместо звука До появляется До#.
Поэтому доминанта мажорная, и аккорд не Ля минор, а Ля мажор.

Касательно остальных аккордов, которых «огромное множество».
>Dm —> Gm —> C7 —> F —> Gm —> A7 —> Dm7

Когда женщина готовит борщ, она же не стремится бросить в кастрюлю всё, что есть в холодильнике лишь потому, что оно существует на кухне
Вот и в этой последовательности аккордов собраны наиболее употребительные.
«Рецепт» такой — для некоторых песен.
Есть и другие последовательности: в них используются аккорды, построенные на других ступенях, или другие виды аккордов.

>2. Почему F ,а не F7?

Выше рассматривалась таблица:
>Ступень Тип септаккорда

Септаккорд же состоит из 4-х звуков? А кто мешает рассмотреть аккорды, состоящие из 3-х звуков — трезвучия?
Если составить подобную таблицу, только для трезвучий, там и обнаружится F, а не F7.

>3. И посему в универсальных последовательностях в основном используют только Dm, Gm и А7?

Источник

Доминантовый аккорд.

Введение. Понятие доминантового аккорда.

В данном уроке, я покажу вам несколько гамм на выбор для доминантовых аккордов.

Доминантовые аккорды очень важны в гармонии популярной музыки по разным причинам. Наиболее распространенной является их гармоническая функция особенно с точки зрения принятия ими роли проходящих аккордов в аккордовых последовательности или песне.

Для многих клавишников среднего уровня, этот урок поможет изучить многообразие гамм, которые можно использовать при игре вместе с доминантовыми аккордами (обыгрывать их ими).

Но перед тем как мы начнем погружаться в варианты гамм, давайте вспомним о том, что есть доминантовые аккорды.

КОРОТКАЯ ЗАМЕТКА НА ТЕМУ ДОМИНАНТОВЫХ АККОРДОВ.

Понятие доминанты — это техническое название, используемое в музыкальной науке для описания пятой ступени тональности — независимо мажорной или минорной. Например, в в тональности До мажор:

. пятая ступень (нота Соль)

Доминанта это второй по значимости тон в тональности, и вот почему мы имеем дело с доминантовыми аккордами в этом уроке.

Что такое аккорд

Аккорд представляет собой набор из трех или более нот (приятных по звучанию или нет), которые сыграны или услышаны вместе (в одно и тоже время).

Хотя для формирования аккорда требуется как минимум три ноты, прежде чем любой набор из трех нот может считаться аккордом, ДОЛЖНЫ быть отношения между ними. Например, G(соль), B(си) и D(ре):

. можно рассматривать как аккорд из-за гаммы и интервальных связей между нотами — G (соль), B (си) и D (ре).

Ноты G (соль), B (си) и D (ре) являются первым, третьим и пятым тонами миксолидийского лада, взятого от ноты G(соль).

И это гаммовое решение между ними. Также, есть интервальная связь между нотами G (соль), B (си) и D (ре).

Интервал между G(соль) и B(си):

. это интервал терции, И такой же интервал (расстояние) между нотами B(си) и D(ре) (малая терция).

Следовательно, интервальные связи между G (соль), B (си) и D (ре) являются интервалами терцового вида.

Термин Доминантового Аккорда — объяснение

Из того, что было уже раскрыто, следует — что доминантовый аккорд — это набор из трех или более родственных нот, (аккорд) построенный на пятой ступени любой данной тональности.

Для примера, в тональности До мажор:

. Любой аккорд который построен на пятой ступени (которой является нота G(соль))

. это доминантовый аккорд.

Такой же метод построения доминантового аккорда применяется в любой другой тональности.

В тональности Ля минор:

. любой аккорд, который строится на пятой ступени (которой является нота Е (ми))

это доминантовый аккорд.

Перевод статьи предоставил Alexander Harmoniq

Источник

Главные ступени лада: тоника, субдоминанта и доминанта

В мажорном или минорном ладу есть три особые ступени – первая, четвёртая и пятая. Эти ступени считаются главными, и даже по-особому называются: первая называется тоникой, четвёртая – субдоминантой, а пятая – доминантой.

В мажоре эти ступени сокращённо обозначаются большими, то есть заглавными буквами T, S и D. В миноре они записываются теми же буквами, только строчными, маленькими: t, s и d.

Например, в тональности До мажор такими главными ступенями будут являться звуки ДО (тоника), ФА (субдоминанта) и СОЛЬ (доминанта). В тональности ре минор тоникой будет звук РЕ, субдоминантой – звук СОЛЬ, а доминантой – звук ЛЯ.

УПРАЖНЕНИЕ: определите главные ступени в тональностях Ля мажор, Си-бемоль мажор, ми минор, фа минор. Не забывайте что в каждой тональности свои ключевые знаки – диезы и бемоли, и их нужно обязательно учитывать, когда вы называете звук, соответствующий нужной ступени.

  • Ля мажор – тональность с тремя диезами (фа, до, соль), по буквенному способу обозначения – A-dur. Главные ступени – ЛЯ (T), РЕ (S), МИ (D).
  • Тональность Си-бемоль мажор – бемольная (B-dur), в ней два знака (си-бемоль и ми-бемоль). Тоника – звук СИ-БЕМОЛЬ, субдоминанта – МИ-БЕМОЛЬ, доминанта – ФА.
  • Ми минор (e-moll) – гамма с одним диезом (фа-диез). Главными ступенями здесь являются звуки МИ (t), ЛЯ (s) и СИ (d).
  • Наконец, фа минор (f-moll) – это звукоряд с четырьмя бемолями (си, ми, ля, ре). Главные ступени – ФА (t), СИ-БЕМОЛЬ (s) и ДО (d).

Почему эти ступени называются главными?

Звуки в ладу делятся как бы на три команды или, если сказать по-другому, они делятся на три группы. Каждая команда звуков выполняет свою строго определённую функцию, то есть роль в процессе развития музыкального произведения.

Тоника, субдоминанта и доминанта – «главари» или «капитаны» этих трёх команд. Всех участников каждой группы мы можем легко определить, если построим трезвучие на каждой из главных ступеней – первой, четвёртой или пятой.

Если мы для примера построим нужные нам трезвучия в До мажоре, то получим следующее: трезвучие от тоники – ДО, МИ, СОЛЬ; трезвучие от субдоминанты – ФА, ЛЯ, ДО; трезвучие от доминанты – СОЛЬ, СИ, РЕ. Теперь посмотрим, какие конкретно ступени вошли в каждую из команд.

Так, в тоническую «команду» или, правильнее, в тоническую группу входят первая, третья и пятая ступень. Возможно, вы помните, что эти ступени также называются устойчивыми ступенями и вместе составляют тоническое трезвучие.

В субдоминантовой группе или в команде субдоминанты оказались такие ступени: четвёртая, шестая и первая. Это трезвучие будет называться субдоминантовым. Кстати, возможно вы заметили, что первая ступень входит сразу в две команды – в тоническую (она там главарь) и в субдоминантовую. Этому не стоит удивляться, просто данная ступень является бифункциональной (двойственной), то есть может по очереди играть то одну роль, то другую, в зависимости от того, в каком окружении она находится.

В доминантовую группу мы включим пятую, седьмую и вторую ступени. Трезвучие этой команды также называется доминантовым. И в нём тоже есть бифункциональная ступень – пятая, то есть сама доминанта, которая может как работать в своей группе, так и помогать тонике, в зависимости от того, что ей предпишет композитор.

Трезвучия на главных ступенях, которые мы с вами построили, называются главными трезвучиями лада. В них есть все звуки тональности. А ещё одна интересная их особенность заключается в том, что в мажорных тональностях главные трезвучия – большие, то есть мажорные; в минорных тональностях они малые, то есть минорные. Таким образом, главные трезвучия не только концентрируют в себе основные силы тональности, но ещё и прекрасно характеризуют её лад – мажорный или минорный.

Какие же функции выполняют эти группы и ступени?

Тоника выполняет функцию устойчивости, спокойствия. Звуки тонического трезвучия подходят для того, чтобы заканчивать ими песню или пьесу для какого-нибудь инструмента. Это очень важная функция, потому что без неё мы бы никогда не поняли, что произведение закончилось, и наступил конец, мы бы сидели в концертном зале дальше, ожидая продолжения. Кроме того, тоника всегда снимает напряжение, которое исходит от других функций.

Субдоминанту можно назвать двигателем музыкального развития. Её применение всегда связано с движением, с уходом от тоники. Очень часто через субдоминанту совершаются переходы в другие тональности, то есть модуляции. Движением по звукам субдоминанты накапливает напряжение.

Доминанта – сила, которая противоположна субдоминанте. Она тоже очень подвижна, но её напряжение гораздо больше субдоминанты, оно настолько обостряет ситуацию, что непременно требуется срочный «поиск выхода», срочное разрешение. Таким образом, если субдоминанта нас всё время уводит от тоники, то доминанта, наоборот, к ней приводит.

Как называются все остальные ступени?

Все остальные ступени, которые не относятся к главным, называются побочными. Это второй, третий, шестой и седьмой звуки в гамме. И да, они тоже имеют свои особые названия.

Начнём со ступеней, которые ближе всего находятся к тонике. Это седьмая и вторая. Их именуют вводными ступенями. Дело в том, что они неустойчивы, и очень тянутся к тонике, как правило, в неё разрешаются и потому как бы вводят нас в самый главный звук тональности, служат своеобразными проводниками. Седьмая ступень называется нижним вводным звуком, а вторая – верхним вводным.

Третья и шестая ступени называются медиантами. С латинского языка слово «media» переводится как «средний». Эти ступени являются промежуточным звеном, средней точкой по пути от тоники к доминанте или к субдоминанте. Третья ступень называется верхней медиантой (обозначается как M), а шестая – нижней медиантой или субмедиантой (ее сокращённое обозначение – Sm).

Знание главных ступеней и их функций, а также понятие о том, как звучат побочные ступени, очень помогает ориентироваться в тональности – слышать в ней построенные аккорды, интервалы, быстро подбирать аккомпанемент, правильно выстраивать фразировку и динамику во время исполнения.

Напоследок хочется ещё раз обратить ваше внимание на то, что главные ступени и устойчивые ступени – это разные вещи. Главные ступени – это первая, четвёртая, пятая, а устойчивые – первая, третья и пятая. Постарайтесь их не путать!

Видео: как звучат главные ступени в тональностях До мажор и ля минор

Источник

Читайте также:  Духи с древесными нотами унисекс
Оцените статью