Ребенок семи лет не понимает размер нот

Методическое пособие «Обучение нотной грамоте детей 4-7 лет»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 21

посёлка Октябрьского муниципального образования

Т.Ю. Даньковская

«Обучение нотной грамоте детей 4 – 7 лет»

Методическое пособие музыкальным руководителям

по обучению нотной грамоте детей дошкольного возраста,

используемые в совместной и индивидуальной деятельности.

Даньковская Татьяна Юрьевна – музыкальный руководитель Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 21 посёлка Октябрьского муниципального образования Ленинградский район

О.В. Тараненко – заведующий МБДОУ детский сад комбинированного вида № 21 п. Октябрьского муниципального образования Ленинградский район

Н.Г. Пономаренко – старший воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 21 п. Октябрьского муниципального образования Ленинградский район

В этом пособии Вы познакомитесь с элементами музыкальной грамоты. Узнаете как можно обучить музыкальной грамоте детей дошкольного возраста, как проходит знакомство с нотами, названием нот, нотными знаками, ритмом. Научитесь и научите проговаривать ритмические рисунки.

Введение

Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое музыка? Вот, не читайте сейчас дальше, а попробуйте ответить на этот вопрос.

Можно ли назвать любые звуки, звучащие в любой последовательности музыкой? Например, равномерный стук молотка, сменяющийся визгом пилы, а затем жужжание дрели. Или шум ветра, дождя, листвы и прибоя? Или жужжание пчёл, стрекотание кузнечиков и гудение стрекоз в летний солнечный день на поле? Или просто набор звуков? Так что же такое музыка?

Существует множество определений музыки. Но ни одно не даёт точного ответа.

Музыка может передавать настроение и чувства (радость, грусть, тревогу, страх, веселье, спокойствие), пробуждать в человеке новые мысли, рассказывать истории.

Когда мы слышим спокойную музыку – мы успокаиваемся, вот почему колыбельные такие нежные и напевные, мамы своей песней успокаивают своих малышей.

Когда мы слушаем быструю музыку нам хочется танцевать, или что – то делать, у нас учащается дыхание и пульс. Поэтому, на праздниках играет весёлая, танцевальная музыка для создания хорошего настроения.

Музыка наполняет наши сердца и души смыслом, в самые трудные моменты жизни она способна поддержать людской дух, не дать человеку отчаяться. Во время войны музыка поддерживала в людях боевой дух, не давала угаснуть надежде на победу.

Музыка это пища для души. Питая душу, музыка может укрепить её или разрушить. Видимо, для каждого человека, музыка, как и любовь, является каким-то своим понятием.

Музыка должна передавать какой-то смысл, иметь какое-то содержание. Она помогает нам жить, раскрашивает наш день разными красками, весёлыми и грустными.

Музыка пробуждает наши воспоминания, мы мысленно возвращаемся в то время, когда слышали её в последний раз.

Музыка объединяет людей, позволяет понимать друг друга без слов. Она даёт нам возможность лучше понять себя и друг друга. Здорово, что она есть, правда?

Знакомство с нотами, с названием нот,

знакомство с длительностями нот.

1. Как называются ноты и где они живут.

Предлагаю познакомить детей со сказками о каждой нотке.

На каждую ноту есть своя, по-своему, интересная сказка. Мы рассуждаем о сказке. Дети отвечают на все вопросы, заданные мной, чтобы лучше усваивался материал детьми.

2. Знакомство с длительностями нот.

Затем, знакомлю детей с длительностями нот. Они узнают, что «ти» — это короткая длительность, а «та» — длинная. Для наилучшего усвоения материала, привожу примеры в шагах: шаг медленный «та — та…» и шаг быстрый «ти – ти…». Далее, выкладываю с помощью картинок различные ритмические рисунки, которые дети проговаривают, прохлопывают и проигрывают на музыкальных инструментах.

а) Работа с картинками. Ритм в картинках.

б) Цепочки из картинок.

в) Затем, предлагаю нотки (кружочки) без картинок.

Объясняю, что длинная нотка – это большой круг, а короткая нотка – маленький круг.

г) Цепочки из кружков разного размера.

д) Цепочки в виде рыбок.

Так же можно предложить цепочки из солнышек, божьих коровок и т.д.

е) Знакомство с паузой.

ж) Как выглядят (пишутся) ноты

з) Какого цвета нотки и где живут?

и) На каждую нотку есть небольшая попевка.

Закрепив знания нотной грамоты, дети легко воспроизводят ритм. Услышав разную высоту звука, они понимают, что ноты звучали разные. С большим восторгом относятся к увиденному ритму. Пройдя все этапы подготовки, получив базовые знания о нотах, дети понимают, что петь можно разными звуками, а не «гудеть» на одной нотке.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskoe_posobie.docx 2.52 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по музыкальной грамоте.

1. Программа рассчитана на изучение материала детьми старшего, подготовительного к школе возраста в условиях детского сада. Занятия проводятся музыкальным руководителем по подгруппам. Цель: расширение.

Методы и приемы обучения грамоте.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый-шестой год жизни ребёнка являются периодом наиболее высокой «языковой одарённости», особой восприимчивости к звуковой сторо.

НОД «Веселые нотки» знакомит детей с элементами нотной грамоты.

Знакомство детей с нотной грамотой проходит в форме сказки.Такая идея преподнести детям материал в виде сказки не нова ,так как легче проходит усвоение материала.Дети с удовольствием следя.

Презентация на тему «Знакомство детей дошкольного возраста с нотной грамотой» с анимацией.В презентации использованы материалы из сборника Наталии Ветлугиной Музыкальный букварь.

Источник

Как считать длительность ноты. Как объяснить ребенку длительность нот. Обозначение длительности нот

Ритм – основа музыкальной грамоты, теории этого вида искусства. Для того чтобы понять, что же такое ритм, как он считается и как его придерживаться, важно уметь определять длительность нот и пауз, без которых даже самая гениальная музыка была бы монотонным повторением звуков, лишенных эмоций, оттенков и чувств. Рассмотрим этот раздел сольфеджио более подробно, с самого начала и до конца.

Основа основ музыкальной теории

Практически каждый человек в свое время в той или иной степени обучался музыке. Кто-то ходил целенаправленно в музыкальную школу, кто-то брал частные уроки у преподавателей. Большинство детей получают базовые знания в общеобразовательных школах, где учитель рассказывает, как надо считать под музыку, бить рукой в такт, выдерживать паузы. Поэтому практически каждый на сегодняшний момент понимает, что такое длительность ноты, как эта величина может варьироваться и от чего она зависит. Кто-то понимал это лучше, у других не получалось попадать в доли вовсе. Поэтому если в детстве у вас с ритмом проблем не было, а музыкальные занятия казались вам интересным и захватывающим времяпрепровождением, то в данной статье вы найдете много интересного и, возможно, откроете в себе новый талант. Стоит отметить, что данный материал также может стать вашим учебником в процессе обучения ребенка музыке.

Общие понятия в данном разделе

Для того чтобы каждому читателю стало понятнее, что же это такое и как оно применяется на практике, а главное, как взаимодействует с музыкой, вынесем на рассмотрение основные понятия и их значения:

  • Ритм – чередование слабых и сильных долей, которые присущи каждой музыкальной форме. Это своего рода организация звуков и их сочетаний.
  • Размер – та последовательность ударов, которая разделяет любое произведение на равные временные промежутки. Эти промежутки мы и называем долями.
  • Темп – скорость тех самых ударов, которые издает метроном — наиболее часто применяемый в музыке прибор. С его помощью определяется скорость исполнения того или иного произведения.

Длительность ноты – это понятие, которое содержит в себе все три вышеописанных термина. Ориентируясь на тип ноты, написанной в книге, можно определить ее размер. И вот мы подходим к самому интересному: какие бывают ноты, какова продолжительность звучания каждой из них, как они обозначаются на письме и как их читать? Ответы на все эти и многие другие вопросы читайте ниже.

Визуализируем музыкальные картинки

Первое, что нужно понять, изучая музыку, — это деление продолжительности звуков. Начальным пунктом у нас идет длительность целой ноты, так как именно она из всего звукоряда самая продолжительная по звучанию. Целая нота делится на половинки, или половинные длительности. В одной целой ноте насчитывается две половинки, которые, в свою очередь, также делятся пополам, образуя таким образом четвертушки, или четвертные длительности. Получается, что в одной половинной ноте — две четверти, а в одной целой — четыре. Так подобное деление, кратное четырем, может происходить бесконечно. Четвертушки делятся на восьмушки, те – на шестнадцатые, далее идут тридцать вторые, шестьдесят четвертые и так далее. Исходя из этого, приходим к выводу, что за то время, пока длится одна целая нота, может прозвучать восемь восьмушек или же шестнадцать шестнадцатых длительностей, что в конечном итоге и влияет на виртуозность и техничность конкретного произведения.

Как объяснить ребенку длительность нот

Подобная схема, конечно же, понятна каждому взрослому человеку, однако досконально ее не может постичь ребенок, который не знаком с математикой, у которого еще не такое богатое воображение и большой запас знаний. Но есть способ, который может заставить малыша понять эту часть музыкальной теории, и называется он — «деление пирога». Представим, что у нас есть целый торт, который имеет определенный вес. Он является целой нотой, которая длится определенное количество времени. Когда мы разрезаем пирог на две половинки, их суммарный вес не меняется, и занимают они ту же площадь. В роли аналогии выступают половинные длительности. Теперь каждую из половинок разрезаем пополам, получаем четвертушки. У нас получается четыре четверти, каждую из которых можно поделить на две восьмые. А в следующий раз попробуйте сделать иначе: разрежьте торт пополам, одну половинку разделите еще на две части (четвертушки), а вторую оставьте целой. Так у вас будет половинная и две четверти, то есть три части, но одна из них большая, а две другие — ее половинки.

Длительность ноты и такт

Все музыкальные звуки, как известно, объединяются в такты, содержание которых, в свою очередь, зависит от размера. Данный показатель может иметь следующие наименования: четыре четверти, две четверти, пять четвертей и так далее. Именно размер позволяет нам понять, как считать длительности нот, сколько различных долей может находиться в такте. За основу размера принято брать одну четверть, которая может повторяться два, три, четыре и более раз. В первом случае это будет размер 2/4 (две четверти), 3/4, 4/4, 5/4 (пять четвертей – один из самых интересных и сложных в исполнении). Если мы выбираем, допустим, 4/4, это означает, что в одном такте может поместиться или четыре четвертушки, или две половинки, или одна целая нота. Также там могут находиться любые другие долевые комбинации, которые в сумме будут представлять четыре четверти. Реже в произведениях можно встретить размеры, в основе которых лежит восьмая нота. Чаще всего второй показатель кратен трем, то есть мы получаем размер 3/8 (три восьмых), 6/8 и так далее.

Обозначение длительности нот

Теперь подходим к тому, как расшифровать напечатанную ноту, как определить по внешнему виду ее длительность. Итак, данный музыкальный знак (можно сказать, что он основной в этом виде искусства) всегда имеет головку, то есть основу. К ней может прилагаться штиль, а к штилю – хвост. Как же это влияет на длительность? Итак, целая нота, то есть самая большая, являет собой прозрачный (незаштрихованный) полукруг без прочих деталей. Половинные длительности также не заштриховываются, однако к ним приписываются штили – палочки, которые направлены вверх (для тех нот, которые располагаются в нижней части стана) или вниз (для более высоких звуков). Четвертушки также имеют штиль, но еще их головки полностью заштриховываются. К восьмушкам же мы пририсовываем штиль, к штилю – хвостик, а саму основу ноты закрашиваем. Что касается нот более меньшей длительности, то все они изображаются как восьмые, только у них двойные, тройные, четверные хвостики.

Ритм, размер и темп музыки

Как вы уже поняли, длительность ноты – это основа основ, без понимания которой нельзя далее изучать и понимать музыку. Техничность любого произведения зависит от того, из каких длительностей оно состоит и с какой скоростью их нужно проигрывать. Именно по этим показателям профессионалы распознают стилистику различных классических композиторов. Например, для И. С. Баха было характерным писать более протяжные произведения (хотя встречались и достаточно скорые), состоящие из половинных и четвертных долей, которые должны быть исполнены в медленном темпе. Ф. Шопен же писал пьесы, состоящие из восьмых и шестнадцатых (часто и из тридцать вторых), для которых был характерен весьма быстрый темп.

Источник

«Чтение нот на начальном этапе обучения фортепианной игре»

материал по методике обучения чтению нот детей 5-7 лет

Скачать:

Вложение Размер
chtenie1.docx 240.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

«Чтение нот на начальном этапе обучения фортепианной игре»

Саркисян Диана Самвеловна

  1. Введение.
  2. Чтение нот на начальном этапе обучения
  3. Этапы работы:

а) освоение клавиатурного пространства и изучение «музыкального алфавита»;

б)изучение нотной грамоты;

в)комплексное (зрительное, слуховое и моторное) освоение различных видов мелодического движения.

4. Освоение позиционной игры.

5. Освоение чтения нот двумя руками в скрипичном и басовом ключах.

Назовите 5 наиболее распространенных ошибок учащихся при чтении нот с листа?

Такой вопрос был задан педагогам, преподающим ф-но в ДМШ и ДШИ.

Наиболее распространенные ответы:

— элементарное незнание нот и типовых ритмических рисунков;

— игнорирование ключевых знаков;

— потактовое чтение, то есть чтение каждого такта с непременной остановкой перед следующим;

— пренебрежение динамикой невнимание к агогике.

Практически каждый преподаватель специальных дисциплин в ДМШ понимает, что редкий ученик способен сам без помощи педагога разобрать произведение. Более того, без активного участия педагога, процесс разбора может затянуться надолго. Поэтому времени на уроке для чтения с листа практически не остается.

В результате, выпускник школы – это нередко беспомощный перед нотным текстом ребенок, который вряд ли когда-нибудь сядет за инструмент.

Между тем, отечественная фортепианная педагогика обладает серьезной методической базой. Еще 100 лет назад чтение с листа было нормой домашнего музицирования, излюбленным времяпрепровождением людей разных слоев общества. Не будучи профессионалами, они обладали высоким уровнем знаний в области искусства. Эти просвещенные любители, как известно, составляли основу русской интеллигенции.

В советское время системе ДМШ чтение с листа являлось обязательной формой работы и с 4 класса оценивалось отметкой на техническом зачете.

Безусловно, есть объективные причины сложившейся на сегодняшний день ситуации в сфере культурно-эстетического воспитания. Как результат, неспособность ребенка длительно сосредотачиваться на определенной задаче. А ведь это качество – умение продолжительно концентрировать внимание – как раз воспитывается чтением с листа .

Существует мнение, что чтение с листа – особый талант, дар, который дан свыше. Действительно есть люди, которые с видимой легкостью осваивают незнакомый нотный текст. Однако, ряд педагогов, в частности Л. Баренбойм, Ф.Брянская считают, этот навык можно сформировать и развит в результате целенаправленной, а главное систематической работы, основы которой закладываются на начальном этапе обучения.

Чтение нот на начальном этапе обучения

В настоящие время существует замечательная возможность раннего музыкального обучения.

На начальном этапе перед педагогом стоит множество различных задач, среди основных — нотная грамота и обучение чтению нот. Именно в этот период закладываются основы этих важнейших навыков, которые впоследствии обеспечат ребенку возможность успешного обучения. Это подтверждают наши выдающиеся отечественные педагоги, среди них Ф.Брянская, Л. Баренбойм и др.

Дети не рождаются с готовой способностью читать ноты. Это навык, который вырабатывается специальными упражнениями и конечно регулярной практикой.

— Как рано следует начинать обучение чтению нот?

В современной практике есть случаи, когда дети 3-х и даже 2-х лет играют по нотам двумя руками. Как к этому относиться? Мое мнение по этому вопросу такое: научить можно, но для чего? Есть методики обучения младенцев азбуке. Вопрос : будет ли этот ребенок грамотным человеком, любить читать книги, хорошую литературу? …..

То же самое с нотами. Для чего мы учим ноты? Чтобы читать музыкальные мысли, чтобы понимать музыкальную речь.

Обучая детей 4,5,6 лет, однозначный ответ дать сложно. Как всегда, все зависит от конкретного ребенка. Но, на мой взгляд, чем раньше, тем лучше. Здесь важное значение имеют методы и формы.

Чем младше ребенок, тем больше игровой компонент .

Ведь если мы будем обучать дошкольника, как школьника, успеха не будет, за редким исключением.

Х. Хайнер в своей работе пишет:

«Вот главные трудности, или неразвитые навыки , затрудняющие чтение нот.

  1. Неспособность отличить поступенное движение от скачков через ступень. Человек не может мгновенно отличить ноты на линейках и между ними.
  2. Неспособность быстро определять, где какая линейка и промежуток между линейками. Это вызвано тем, что линеек и пространств между ними на нотном стане больше 7 и зрительное восприятие «вязнет» в этом «зрительном лесу».
  3. Несоответствие между «право-лево» (клавиши) и «верх-низ» (ноты). Нотный ряд или аккорд «перевернут» относительно клавиатуры. Мелодия идет вверх — надо играть направо, а вниз — налево. До тех пор пока навык «право-верх, лево-низ» не сформировался, чтение нотного текста почти невозможно: ребёнок тратит внимание, чтобы каждый раз «повернуть» ноты.
  4. Неспособность читать одновременно два ключа.
  5. Нет координации рук при считывании двух ключей одновременно.
  6. Нет развитого «музыкального глазомера» — точного видения расстояний между нотами (клавишами). Иначе говоря, не развита способность считывать и тут же проигрывать скачки в мелодии и аккорды. »

При чтении с листа ребенку приходится сразу решать несколько задач, что само по себе сложно и без отработки отдельных навыков невозможно.

Что такое музыкальный алфавит?

Приведу выдержку из книги Х. Хайнер «Стать музыкантом? Легко»:

«Музыкальный алфавит — уже не просто речь, но еще и не музыка. Он ещё не требует пропевания нот по высоте, но уже содержит музыкальную логику в звучании и артикуляции. Это естественный мостик от речи к музыке.
В музыкальном алфавите заложены все ресурсы для развития слуха и голоса. Это ключ к чтению мелодий, интервалов и аккордов. Это основа «добывания» звуков из инструмента — ведь в любом инструменте звуки организованы по порядку.
Сейчас педагогика старается привязать запоминание нот к линейкам нотного стана, игнорируя нотный контекст – определённые отношения нот между собой. Это очень неразумно, и вот почему.
1. Каждая нота – часть единого целого. Она не существует сама по себе, а связана со всеми другими нотами музыкального контекста. ЗНАНИЕ НОТЫ – это и сама нота, и видение всего нотного пространства вокруг неё. В идеале – внутреннее слышание её гармонических конструкций, возможных мелодических ходов и разрешений. Проигрывая каждую ноту, музыкант может её назвать, пропеть вслух или про себя, проследить на несколько тактов вперед. Такова музыкальная логика. И знание музыкального алфавита помогает понять логику музыкального языка .
2. Ноты алфавита проставлены по порядку. Алфавит — стройная и симметричная система. Он помогает понять логику графического оформления музыкального языка – музыкальной нотации .
3. Исполнение музыкального алфавита приучает к музыкальной закономерности мышечный аппарат. Позже это помогает легко воспроизводить скачки мелодии, играть двойными нотами и аккордами. Работа с музыкальным алфавитом готовит мышцы человека к музыкальному чтению .
4. Слуховое запоминание речи – один из самых устойчивых врождённых навыков. С помощью артикуляционной памяти ребенок научился говорить. И вычеркивать этот ценнейший навык просто глупо. В моём классе есть дети с очень слабым слухом. Поначалу они эффективно запоминают музыкальные пьесы, опираясь на артикуляцию – названия нот. Артикуляция становиться музыкой, а музыка «вытягивает» развитие слуха и памяти. Музыкальный алфавит помогает развитию музыкальной памяти через артикуляцию .

Каким должен быть музыкальный алфавит?

Музыкальный алфавит выражает логику музыкального языка. Многие думают, что это 7 нот по порядку: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля и Си. Однако это не так, и вот почему.
Во-первых, в музыке нет одного направления движения. Значит, правильный музыкальный алфавит – это: До Ре Ми Фа Соль Ля Си До Си Ля Соль Фа Ми Ре До. А во-вторых, в музыке каждая из семи нот может являться первой. Поэтому мы должны знать семь нотных последовательностей. Музыкальным алфавит — все эти последовательности в комплексе:

До Ре Ми Фа Соль Ля Си До — До Си Ля Соль Фа Ми Ре До
Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре – Ре До Си Ля Соль Фа Ми Ре
Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми – Ми Ре До Си Ля Соль Фа Ми
Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа – Фа Ми Ре До Си Ля Соль Фа
Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль– Соль Фа Ми Ре До Си Ля Соль
Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля – Ля Соль Фа Ми Ре До Си Ля
Си До Ре Ми Фа Соль Ля Си – Си Ля Соль Фа Ми Ре До Си

И это – лишь первый круг алфавита (круг 1).

Мне удается проговорить весь этот круг — вперед и назад от каждой ноты — за 14 секунд, и мои ученики любят устраивать соревнования на скороговорку алфавита, чтобы добиться такой же быстроты. Скорость реакции – главное в музыкальном чтении, и умение быстро проговаривать алфавит – основа для скоростного чтения нот с листа.

Продолжение алфавита — музыкальная азбука

При неисчислимом количестве звуковых комбинаций и интонаций, отношения между звуками подчинены конкретным закономерностям. Музыкальная азбука выражает основные отношения нот, принятые в музыкальной письменности.

Ноты могут располагаться через ступень . Эти «терциевые» последовательности образуют второй круг (круг 2):

До Ми Соль Си Ре Фа Ля До – До Ля Фа Ре Си Соль Ми До
Ми Соль Си Ре Фа Ля До Ми – Ми До Ля Фа Ре Си Соль Ми
Соль Си Ре Фа Ля До Ми Соль – Соль Ми До Ля Фа Ре Си Соль
Си Ре Фа Ля До Ми Соль Си– Си Соль Ми До Ля Фа Ре Си
Ре Фа Ля До Ми Соль Си Ре – Ре Си Соль Ми До Ля Фа Ре
Фа Ля До Ми Соль Си Ре Фа – Фа Ре Си Соль Ми До Ля Фа
Ля До Ми Соль Си Ре Фа Ля – Ля Фа Ре Си Соль Ми До Ля Фа

Круг 2 помогает видеть и прочитывать нотный стан, где все ноты располагаются либо на линейках, либо между линейками. Здесь заложена также структура трезвучий и септаккордов, и читать их намного проще.

Ноты могут располагаться через две ступени . Эти «квартовые» последовательности дают нам третий круг (круг 3):

До Фа Си Ми Ля Ре Соль До – До Соль Ре Ля Ми Си Фа До
Фа Си Ми Ля Ре Соль До Фа – Фа До Соль Ре Ля Ми Си Фа
Си Ми Ля Ре Соль До Фа Си – Си Фа До Соль Ре Ля Ми Си
Ми Ля Ре Соль До Фа Си Ми – Ми Си Фа До Соль Ре Ля Ми
Ля Ре Соль До Фа Си Ми Ля – Ля Ми Си Фа До Соль Ре Ля
Ре Соль До Фа Си Ми Ля Ре – Ре Ля Ми Си Фа До Соль Ре
Соль До Фа Си Ми Ля Ре Соль – Соль Ре Ля Ми Си Фа До Соль

Знание этого круга помогает читать скачкообразные мелодии и обращения аккордов. Намного проще запомнить «кварто-квинтовый» круг тональностей, расположение бемолей и диезов.

Все остальные сочетания звуков – производные от этих последовательностей, именуемые в музыковедении обращениями.

Как видим, разучивание музыкального алфавита, даже без пропевания — важная опора музыкального развития. Алфавит — матрица для голоса и слуха, основа для скоростного чтения нот с листа, каркас для понимания теории музыки. Это концентрат всей музыкальной системы. Изучение музыкального языка без алфавита невозможно.

Чтение нотного текста основано на знании организации звуков в системе. Знание этой системы так же важно, как знание таблицы умножения в математике.
Речь – самая естественная опора для понимания системы музыкальных звуков. Давая каждому звуку имя, мы опираемся на речь и артикуляцию, чтобы освоить звуко-высотные соотношения. Проще говоря, сначала мы должны запомнить имена звуков. Проигрывая или пропевая их, мы «приращиваем» к их именам их абсолютную высоту.
Усвоив последовательность нот туда и назад, поступенно, через ступень и через две ступени, мы смотрим на нотный стан совершенно другими глазами. Это уже не россыпь отдельных нотных значков «на линейках» или «между линейками». Это – системный каркас, где каждую ноту легко найти, зная простые правила. Видя ноту, мы находим ее звуковой эквивалент в считанные доли секунды — независимо от того, движется ли мелодия вверх или вниз, плавно или скачкообразно.
В таком нотном стане так же комфортно, как в собственном доме, где всё знакомо даже в потёмках. Системное восприятие нот — единственный путь к свободе в чтении нотного текста. Видя, «как все устроено», человек «присваивает» мир музыки. Музыкальный язык становится частью музыкального сознания.

Особенно важен музыкальный алфавит для игры на фортепиано. Клавиши – та же музыкальная система. Вне системы они превращаются в «непознанное пространство», находиться в котором опасно из-за его непредсказуемости. Я помню это ощущение напряжения и внутреннего страха: а вдруг нажму не ту клавишу?! Это не просто мешало заниматься, но не давало думать о музыке вообще. Не думайте, что это преувеличение. Мы знаем: страх сделать неверный шаг сковывает движения человека. Игра на фортепиано – это взаимодействие наших пальцев со звучащим пространством, поделенным на небольшие отрезки. Страх «попасть не туда» и есть главная причина зажатости рук. Пространство станет твоим только тогда, когда точно знаешь, где находишься и что тебя окружает.

Постоянно играя массу произведений, этюдов и упражнений, и в особенности гамм, изучая гармонию и сольфеджио, профессиональные музыканты обычно нарабатывают музыкальный алфавит. Однако я уверена: именно с него следует начинать музыкальное обучение. Тогда все ученики поймут, как устроена музыкальная система, и легко научатся музыкальному языку.»

Этапы обучения чтению нот.

Разделим весь процесс на несколько этапов.

  1. Освоение клавиатурного пространства и изучение «музыкального алфавита».

Прежде чем ребенок познакомится с нотной записью, его к этому надо подготовить. А для этого необходимо научить его хорошо ориентироваться на клавиатуре.

Проводя аналогию с речью, чтение надо начинать с изучения букв. Буквы складываем в слова. Слова во фразы, предложения и т.д.

То же самое в музыкальной речи. Начинаем с алфавита.

игра «Музыкальные кубики»

Эта игра поможет ребенку выучить « музыкальный алфавит» (см. выше).

« Музыкальный алфавит» на клавиатуре .

Усвоив последовательность нот туда и назад, поступенно, через ступень и через две ступени, ребенок смотрит на нотный стан совершенно другими глазами. Это уже не россыпь отдельных нотных значков «на линейках» или «между линейками». Это – системный каркас, где каждую ноту легко найти, зная простые правила.

  1. Изучение нотной грамоты. Длительности нот. Нотный стан, скрипичный ключ, ноты 1 и 2 октавы. Басовый ключ.

Как помочь ребенку освоить нотную грамоту?

Ряд педагогов для облегчения восприятия нотной записи используют цвет, обозначая им линейки или сами нотки.

Существует методика, в которой линейки нотоносца вводятся постепенно, начиная с первой.

Автор известной компьютерной программы по обучению чтению нот «Софт Моцарт» Х.Хайнер предложила повернуть нотный стан вертикально и совместить его с клавиатурой. Интересная идея и у нее есть последователи.

На мой взгляд, здесь надо быть осторожным, чтобы упрощая не запутать ребенка еще больше.

Предлагаю любимые игры детей, которые я использую на уроках и для домашних заданий.

Эта игра помогает не только запомнить местоположение ноты на нотном стане, но и соотнести ее с клавишей. Ученик-это почтальон, который разносит письма(листочки с написанной нотой)по адресам (соответствующей клавише)

— нотный тренажер (компьютерная игра)

Тренирует зрительную память. Есть две нотки, одна- у педагога, другая- у ребенка. Педагог выкладывает свою ноту на нотном стане, а ребенок – такую же нотку на октаву выше. Потом они меняются.

— чтение простейших ритмических рисунков

  1. Комплексное (зрительное, слуховое и моторное) освоение различных видов мелодического движения.

Этот этап не является отдельным, а идет скорее параллельно с 1 и 2.

Развитие навыка чтения нот не возможно без формирования слуховых представлений . Схема «вижу- слышу(представляю)- играю» у маленьких детей не работает, так как внутренний слух не развит. Поэтому нужно отдельное внимание к развитию слухового восприятия, то есть умения представить движение мелодии до прикосновения к клавишам. Предлагаю игру, которая поможет решению этой задачи.

игра «Кто идет по лесенке?»

на слуховое восприятие различных видов мелодического движения:

— восходящее и нисходящее движение

— движение по терциям (через ноту)

— движение по квартам (через две ноты)

Рассказываю детям историю о девочке, которая любила бегать по лесенке. Поступенно проигрывая звукоряд, показываю как девочка идет вверх (восходящее движение) и вниз (нисходящее). Ребенок отворачивается и на слух определяет, куда идет девочка.

Затем рассказываю про друга этой девочки, которому тоже нравится это занятие. И он стараясь обогнать подружку, перепрыгивает через ступеньку (играю вверх и вниз через нотку)

И, наконец, у девочки есть старший брат, который быстро поднимается и спускается, перепрыгивая через 2 ступени .

Важный момент : педагог и ученик меняются местами. Теперь ученик играет, а педагог угадывает. Могут играть 2 ребенка друг с другом.

В конечном итоге, ребенок должен на слух различать нисходящее и восходящее движения по секундам, терциям и квартам.

— проигрывание типичных мелодических ходов (карточки).

Параллельно со слуховыми упражнениями основные мелодические ходы мы регулярно проигрываем, пока ребенку не будет достаточно беглого взгляда, чтобы воспроизвести эти «мелодические формулы»

  1. Освоение позиционной игры

Когда ребенок начинает играть всеми пальцами, уже можно говорить о позиционной игре. Такая игра учит ребенка играть «вслепую», не боясь попасть «не туда», что является одним из необходимых навыков при чтении с листа.

— сборник С. Баландина «Сборник легчайших мелодий для развития навыка чтения с листа и аккомпанирования» (тетради 1, 2). Можно использовать и для транспорта.

Можно сначала расставить аппликатуру и использовать как аппликатурное упражнение.

  1. Освоение чтения нот двумя руками в скрипичном и басовом ключах.

-пособие по освоению басового ключа Ю. Литовко «Семь нот».

— пособие «Музыкальное дерево» автор- Ф. Кларк

При игре двумя руками в разных ключах, помним, что между двумя нотоносцами есть «Граница», на которой стоит нота пограничник — нота до первой октавы

1. Т. Камаева, А. Камаев «Чтение с листа»

2. Ф. Брянская « Формирование и развития навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста»

3. Х. Хайнер «Стать музыкантом? Легко!»

4.С.Баландин «Сборник легчайших мелодий для развития навыка чтения с листа и аккомпанирования»

Источник

Читайте также:  Вилкомирский ария для виолончели ноты
Оцените статью