Редким исключением сочинял только для фортепиано кто

В конце пути

Лето 1846 года — время начавшегося отчуждения между Шопеном и Жорж Санд. А также заметного ухудшения здоровья композитора. В этот недобрый год его снова стал терзать сухой кашель, он заметно ослабел. Очень редко он садился теперь за фортепиано. И сочинять стал мало. Окончив в начале 1846 года Баркаролу, работает над завершением сонаты для виолончели с фортепиано, сочиняет два ноктюрна и три мазурки.

К этому времени дети Жорж Санд стали взрослыми. Морису минуло уже 23 года. Он стал эгоистичен и груб. Самодовольством и духовной ограниченностью этот молодой человек походил на своего отца, Казимира Дюдевана, с которым в былое время его мать претерпела столько горя. Постоянные недомогания Шопена, его сухой кашель раздражали деспотичного юношу, считавшего себя хозяином Ноана. Отношение его к Шопену стало нетерпимым.

Соланж шел уже восемнадцатый год, она росла своенравной и непослушной, и матери нелегко было справляться с нею.

С началом осени Шопен, как всегда, возвращается в Париж, чтобы начать свои уроки. Напрасно он ждет приезда Жорж Санд. . Только в самом конце зимы писательница с дочерью выбралась, наконец, в столицу. И тут произошли события, способствовавшие окончательному разрыву с Шопеном. Своевольная Соланж влюбилась в молодого и довольно способного скульптора Клезенже, который не нравился ее матери. Против воли Жорж Санд брак этот все же состоялся. С возвращением семьи в Ноан начались жестокие раздоры. В полном негодования письме Жорж Санд категорически запретила Шопену встречаться с ее дочерью и зятем и принимать их у себя.

Читайте также:  Радуйся ой радуйся земле сын божий народился ноты

Гордость Шопена была уязвлена. Мальчишка он, что ли, чтобы с ним разговаривали в таком тоне? На протяжении девяти лет своенравная дочурка Жорж Санд росла на его глазах, он участвовал в ее воспитании. Разумеется, Шопен принял Соланж у себя и даже одолжил ей денег. Стараясь помочь молодой семье, он стал разыскивать для Клезенже работу.

Узнав обо всем этом, Жорж Санд пришла в ярость и отправила Шопену несправедливое гневное письмо, довершившее их разрыв.

Шопен рассчитывал провести лето в любимом Ноане. Вместо того он безвыездно живет в пыльном и душном Париже.

Зима 1847/48 года проходила тяжело. Из-за холодов Шопен почти не выходил, но по-прежнему давал много уроков. Творческие силы заметно покидали его. Все же он сочинил и издал три вальса (опус 64), хотя можно допустить, что их замысел возник раньше. Среди них знаменитый до-диез-минорный вальс, пленяющий слушателей тонкостью лирико-психологических переживаний, контрастными сменами, настроений, порывистостью. Два других вальса (шестой и восьмой), напротив, искрятся радостью жизни. В конце 1847 года появилась на свет одна из самых замечательных Шопеновских песен для голоса с фортепиано — >.

Несмотря на физическое недомогание, Шопен все же нашел в себе силы дать 16 февраля 1848 года сольный концерт в зале Плейеля. Билеты распределялись по предварительной записи. На эстраде стоял самый лучший рояль, лестница и зал были убраны цветами.

В концерте принимали участие скрипач Алар и виолончелист Франшомм. Для начала было сыграно трио Моцарта, в котором Шопен сам играл фортепианную партию. При его участии Франшомм исполнил и три части новой сонаты для виолончели. Прозвучало также юношеское трио Шопена.

Из своих фортепианных произведений Шопен выбрал пьесы, которые не требовали особой мощности звука, где не было могучих динамических нарастаний. Сил у него совсем не было. Он сыграл недавно сочиненную Баркаролу, нежную, мечтательную Колыбельную, новые ноктюрны, а также прелюдии, этюды, мазурки, вальсы и особенно любимое публикой второе скерцо. Впечатление от его игры было огромным. Все, кто знал Шопена, обращали внимание на его бледность и страдальческое выражение лица. Трудно было примириться с тем, что страшная болезнь подтачивает силы артиста, что скоро не станет этого великого композитора и неповторимо своеобразного пианиста.

Уходя со сцены, Шопен не слышал бури аплодисментов и вызовов. В артистической комнате он почти потерял сознание. Ночь прошла без сна, Шопен задыхался, его терзал мучительный кашель.

Париж жил в те дни тревожной и напряженной жизнью. Рабочий люд поднимался против ненавистного короля Луи-Филиппа. После нескольких жестоких уличных сражений королевская власть была низложена. Франция стала Республикой.

Пламя революционного восстания охватило тогда многие европейские страны. В польской провинции Познань также начались волнения. Шопен с живым интересом следил за выступлениями повстанцев.

>, — писал он в начале апреля другу. Но надеждам композитора не суждено было сбыться. На ближайшее время в Польше все осталось по-прежнему.

Положение Шопена становилось нелегким. Почти все его ученики покинули Париж. Он никогда не делал сбережений. К тому же значительная часть заработанных им денег уходила на поддержку польских эмигрантов.

В этот трудный час он получил от одной из своих преданных учениц, Джейн Стерлинг, приглашение приехать в Лондон. Погостить у нее, а также выступить с концертами. После некоторых колебаний Шопен дал согласие на поездку.

В Англии и Шотландии композитор прожил более полугода. Давал уроки и концерты, выступал в салонах богатых людей и реже — для более широких кругов слушателей. Состояние здоровья все ухудшалось.

Композитор хорошо сознавал, что хозяева роскошных гостиных и замков, за редким исключением, проявляют интерес к искусству лишь ради >. >, — жаловался Шопен.

Некоторое разнообразие внесла поездка в Шотландию, край живописных гор и красивых озер. Но и здесь все тонуло в тумане, и лишь изредка выглядывало солнце. На здоровье композитора климат британских островов повлиял плохо. В Лондон Шопен возвращается совершенно больным. Через силу принимает участие в концерте в пользу нуждающихся польских эмигрантов. Это было его последнее публичное выступление.

Оставшиеся месяцы жизни в Париже. Медленное угасание. Болезнь прогрессирует. И все же здесь ему дышится лучше. Композитора навещают друзья: Мицкевич, Делакруа, заходят ученики, бывает и Соланж с мужем. В конце лета из Варшавы приезжает любимая сестра Людвика с малюткой дочерью. Из Шотландии — верная ученица Джейн Стирлинг, одна из немногих, оказавшая своему учителю существенную материальную поддержку.

За несколько дней до смерти Шопену захотелось послушать музыку. Вместе с его любимой ученицей Марцелиной Чарторыйской виолончелист Франшомм начал было исполнять Шопеновскую виолончельную сонату. Но из-за приступа удушья пришлось игру прекратить.

15 октября Шопену стало немного лучше. Как раз в этот день его навестила известная польская красавица Дельфина Потоцкая (ей в свое время был посвящен Первый Шопеновский концерт). По просьбе композитора она спела под собственный аккомпанемент арию из оперы Беллини и еще несколько произведений.

Шопен скончался ночью 17 октября 1849 года. Незадолго до кончины он вспоминал о Жорж Санд. >, — сказал он.

На похоронах Шопена исполнялся Реквием Моцарта и его собственный похоронный марш, переложенный для оркестра. А органист Лефебир сыграл на органе две его скорбные прелюдии (ми минор и си минор).

Шопена похоронили, согласно его желанию, на парижском кладбище Пер-Лашез рядом с могилой любимого его композитора Винченце Беллини. На гроб высыпали горсть родной польской земли из подаренного когда-то друзьями серебряного кубка. Сердце Шопена, как он завещал, было захоронено в одном из костелов Варшавы. Об этом писал в своих стихах украинский поэт М. Рыльский:

. Стоит в Варшаве церковь. Там стена
Скрывает человечества святыню —
Шопена сердце. Тишина полна
Биеньем сердца этого доныне.

Источник

Помогите пожалуйста с вопросами по музыкальной литературе. =)))

В каждом вопросе из четырех фамилий композиторов нужно выбрать одну.))) )

1. Назовите композитора эпохи барокко.
а) Вивальди;
б) Моцарт;
в) Бетховен;
г) Шуман.
2.Кто из перечисленных композиторов был аббатом?
а) Бах;
б) Гендель;
в) Вивальди;
г) Моцарт.
3. Назовите автора «Хорошо темперированного клавира», «Страстей по Матфею», «Инвенций».
а) Бах;
б) Бетховен;
в) Шопен;
г) Шуман.
4.Кто написал оперу «Фиделио»?
а) Гайдн;
б) Моцарт;
в) Бетховен;
г) Шопен.
5.Кто из композиторов написал оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан»,
а) Моцарт;
б) Бетховен;
в) Мендельсон;
г) Россини.
6.Кто из этих композиторов не является венским классиком?
а) Гайдн;
б) Шуман;
в) Моцарт;
г) Бетховен.
7. Кто является автором опер «Аида», «Травиата», «Риголетто»?
а) Моцарт;
б) Бетховен;
в) Россини;
г) Верди.
8. Кто написал 32 сонаты для фортепиано?
а) Бах;
б) Моцарт;
в) Бетховен;
г) Шопен.
9. Назовите автора «Симфоний с тремоло литавр», «Прощальной», «Детской».
а) Гайдн;
б) Моцарт;
в) Шуман;
г) Шопен.
10. Кого называют «отцом симфоний и квартета»?
а) Мацарта;
б) Бетховена;
в) Гайдна;
г) Баха.
11. Кто из композиторов первым назвал свое сочинение симфонической поэмой?
а) Гуано;
б) Берлиоз;
в) Бетховен;
г) Лист;
12.Какая музыкальная форма основана на конфликте двух тем?
а) вариации;
б) рондно;
в) сонатная форма;
г) фуга.
13.Назовите автора симфоний, в финале которой использован хор:
а) Гайдн;
б) Моцарт;
в) Шуберт;
г) Бетховен.
14.Кто из этих композиторов писал только для фортепиано?
а) Гуно;
б) Шопен;
в) Малер;
г) Шуман;
15. Кто из этих композиторов написал музыку к драме Ибсена «Пер Гюнт» ?
а) Шопен;
б) Берлиоз;
в) Малер;
г) Шуман.
16. кто написал вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и « Зимний путь» ?
а) Шуберт;
б) Шуман;
в) Мендельсон;
г) Бизе.
17. Назовите автора «Неоконченной симфоний» :
а) Бетховен;
б) Гайдн;
в) Шуберт;
г) Вагнер.
18. Кто написал фортепианный цикл «Карнавал» ?
а) Бетховен;
б) Моцарт;
в) Гайдн ;
г) Лист.
19. Кто написал больше 100 симфоний?
а) Бетховен;
б) Моцарт;
в) Гайдн;
г) Шуберт.
20. Русский композитор- скрипач XVIII века:
а) Алябьев;
б) Фомин;
в) Хандошкин;
г) Верстовский.

Источник

I.1. Назови крупнейших европейских оперных композиторов и их творения.

2.Найди и выпиши в тетрадь сведения о жизненном и творческом пути Р.Вагнера

3. Какова историческая роль Р.Вагнера? Что он сделал в немецкой опере?

4.В текст вставь пропущенные слова и отметь характерные особенности оперной реформы Р.Вагнера. “Вагнер мечтал о создании универсального оперного театра, в котором слились бы воедино все виды ___________________, как то было в театре Древней____________. Ради достижения своей __________ композитор в возрасте 36 ____ (около 1849 года) приступил к осуществлению грандиозной _____________ реформы.

Первое — это выбор сюжета. В поисках вечных тем _________ остановил свой выбор на легендах старинного народного эпоса, полных сложной смысловой символики, таких, как “Тристан и Изольда”, “Кольцо нибелунга”, “Лоэнгрин”, “Парсифаль”.

Во-вторых, Вагнер стремился к тому, чтобы роль вокала и роль оркестра в опере был уравнены в правах и пришли в равновесие, чтобы оба эти начала в одинаковой степени участвовали в развитии действия. Ради этого он значительно усилил роль ___________, а музыка его, каждый такт которой был вдохновлен текстом поэтического ____________, приобрела глубокую и неразрывную связь с содержанием драмы.

Наконец, _________ принадлежит изобретение системы _________________, то есть характеристики персонажей, человеческих чувств, порой даже конкретных предметов, особенно важных для развития _________ ( как, например, любовный напиток, который выпивают Тристан и Изольда), с помощью ведущих повторяющихся мотивов-символов — всегда одинаковых для одних и тех же героев, чувств или предметов. Лейтмотивы, как правило, исполняются ___________, и если вы их хорошо знаете или очень внимательно вслушиваетесь в мелодии, исполняемые ______________, то можете предугадать ход событий и “прочитать” тайные, сокровенные мысли героев.

Потребность в голосах исключительной силы с огромным диапазоном, необходимых для исполнения ________ Вагнера, а также небывалая грандиозность их общего замысла потребовали постройки специального ___________, предназначенного только для постановки вагнеровских ______. Такой _________, созданный композитором по собственному проекту, существует и по сей день в немецком ____________ Байрете. Здесь ежегодно проводятся фестивали совершенно особых, ни с чем не сравнимых вагнеровских постановок опер. ( М.-Р. Гофман “Музыка — друг на всю жизнь”)

5.Что такое “Кольцо нибелунга”?

6. П.Чайковский имел такое мнение об операх Вагнера:

“В опере необходима сжатость и быстрота действия, иначе ни у автора-музыканта не хватит сил написать, ни у слушателя — внимательно дослушать. Если в опере певцы не поют. какая же это опера?”

“Вагнер — гениальнейший композитор, но зачем он писал оперы?”

А каково твое мнение?

7. Какова в операх Вагнера роль лейтмотивов? Мелодического начала? Оркестра?

II.1.Выпиши в тетрадь краткие сведения о Д.Верди.

2. Какие оперы Верди тебе известны?

3.Какие оперы являются вершиной творчества Верди? (подсказка: ”здесь композитор достигает органичного слияния музыки с драматическим действием, отказавшись от традиционных арий, дуэтов; создает сквозное музыкальное развитие”).

4. Верди называют реформатором итальянской оперы. Что создал Верди в результате своей реформы? Сравни с Вагнером.

Поможет тебе выполнить это задание фрагмент из книги Е.Черной “Беседы об опере”

“Начав, подобно Россини и Беллини, с героико-патриотических опер, призывавших к борьбе за независимость родины (“Ломбардцы”,”Набукко”), Верди в дальнейшем упорно расширял круг тем, отдав дань новым жанрам. Так, в 50-е годы его внимание привлекли черты критического реализма, в эту пору уже отчетливо проявившиеся в европейской литературе. Характерный для нее интерес к униженным и оскорбленным, к людям, стоящим на низших ступенях социальной лестницы, обрисовка противоречий их душевного мира, обусловленных сознанием своего бесправия, трагические попытки противодействовать несправедливости — вот что нашло отражение в концепциях “Риголетто” и “Травиаты”, опер, ознаменовавших зрелость музыкально-драматического гения Верди.

Сюжеты их были взяты из современной французской драматургии. Психологическая глубина разработки образов главных героев, тонкость и жизненность деталей — новое в музыкальной драматургии 19 века. Здесь романтик Верди использует скорее опыт классической оперы — гениальных творений Моцарта, — обогатив его современными красками: большей остротой социально-психологических наблюдений, обнаженным изображением пороков и страстей, повышенной эмоциональностью речи и поведения героев. Но если в “Риголетто” еще дает себя знать начало мелодраматическое, то “Травиата” поражает естественностью и правдивостью каждого душевного движения, чувством меры и реалистической точности психологического рисунка, в силу чего она и оказалась одним из первых образцов нового жанра — лирической оперы.

Наибольшей психологической глубины достиг Верди в “Аиде” — монументальной драме из истории Древнего Египта. За любовной драмой пленной эфиопской принцессы Аиды и молодого египетского военачальника Радамеса Верди ощутил ярость вражды, столкнувшей соседние народы, и тема эта воодушевила его на создание оперы, проникнутой глубоко гуманистическим замыслом показать, насколько чужды, гибельны для человечества агрессивная ненависть и жажда захвата, сталкивающие народы друг с другом.

Такой замысел нуждался в предельной обобщенности, как бы фресковости письма. Верди создал потрясающие по силе воздействия массовые сцены — моление в храме, где Радамес посвящается в военачальники, и особенно сцена победного возвращения египетского войска, непревзойденная по силе и колоритности изображения.

Этой монументальной героике противопоставлена тончайшая обрисовка душевной драмы главных героев — нарастание любви Радамеса и Аиды, ревнивые чувства дочери фараона Амнерис, отвергнутой Радамесом и возненавидевшей соперницу-рабыню, наконец, главное — неразрешимый конфликт между долгом перед родиной и любовью, приведший к гибели обоих героев…

В чем же состояло основное отличие эстетических позиций Верди по отношению к Вагнеру?

Оперные персонажи никогда не были для Верди обобщенными носителями авторских идей; он видел в них конкретных людей с индивидуальными чертами. Замыслы, которые он воплощал, тоже носили конкретный характер. Его влекли к себе не столько философские концепции о происхождении зла и несправедливости, сколько сами драматические события — политические и социальные, волновавшие всех и каждого. Поэтому Верди и стремился говорить о них в оперной музыке языком, доступным для всех.

Как и все его предшественники, он безоговорочно отдавал первенство вокальному искусству перед остальными выразительными средствами оперной музыки. Человеческий голос во всем богатстве его интонаций, тембров, технических возможностей был для него самым полным и ярким выразителем не только душевного мира героя, но и его облика, характера. Поэтому оркестр при всей его красочности никогда не выполнял у Верди той всеобъемлющей роли, что у Вагнера. Арии, вокальные монологи, великолепные, полные драматизма ансамбли, монументальные хоры — вот что являлось опорой вердиевских композиций. Композитор видел в них сильнейшее средство эмоционального воздействия на зрителя и потому не считал нужным отказываться от выработанных классикой оперных форм. Пользовался он ими с большой свободой, мастерски сочетая патетику с той задушевной простотой музыкальной речи, которая делала ее близкой каждому из его современников, и создавая сцены, где каждый герой, по-разному реагируя на ситуацию, являлся равноправным участником сложнейшей психологической коллизии.

Так, широко раздвинув рамки классических форм, Верди по-своему решил задачу, стоявшую перед всеми композиторами 19 века, — создал музыкальную драму высокого социального звучания. Но сделал это, используя более доступные демократические средства”.

III.1.Какое литературное произведение легло в основу последней оперы Бизе? Как она называется?

2.Последнюю оперу постигла судьба большинства произведений Бизе. Какая это судьба?

3.В 1876 году оперу “Кармен” услышал П.Чайковский. Он сказал об этой опере: “По-моему, это в полном смысле слова шедевр, то есть одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять “Кармен” будет самой популярной оперой в мире”.

Сбылось ли пророчество П.Чайковского?

4. У П.Мериме Кармен — хитрая, ловкая деловая цыганка, а у Бизе она какая?

5.Каков тембр голоса у Кармен, Хозе, Эскамильо?

6.Есть ли в опере “Кармен” лейтмотивы?

7.Хабанера, Сегидилья, Цыганская песня — это музыкальные характеристики …кого? А почему не ария, как это было принято?

8.Как построена увертюра к опере, в чем смысл противопоставления основного раздела и коды?

IV. Определи фрагменты из опер композиторов-романтиков:

V. Реши кроссворд и по вертикали прочти название стиля в музыке:

11 22
33 44
55 66
77 88
99 110
111 112
113 114
115 116
117 118

1. Немецкий композитор-реформатор оперы.

2. Название этюда Шопена до минор

3. Название оперы Верди по драме Гюго “Король забавляется”.

4. Музыкальное произведение, предназначенное для исполнения в театре.

5. Крупное вокально-симфоническое произведение, заупокойная месса.

6.Все композиторы-романтики писали небольшие фортепианные пьесы, которые называются…

7. Основная тема творчества композиторов-романтиков.

8. Опера Верди, написанная к открытию Суэцкого канала.

9. Композитор, которого называли “поэтом фортепиано”.

10.Жанр фортепианной миниатюры (“ночная песнь”).

11. Первый композитор-романтик.

12. С чего начинается фортепианный концерт ля минор Грига?

13. Реформатор итальянской оперы.

14. Песня Э.Грига.

15. Автор первой программной романтической симфонии.

16. Фортепианная пьеса Листа.

17. Шуман сочинил “_____?________ для юношества”.

Любимый жанр фортепианной музыки Шопена

VI .Определи авторов следующих опер:

“Свадьба Фигаро” Бизе

“Севильский цирюльник” Вагнер

“Кольцо нибелунга” Верди

“Волшебная флейта” Россини

“Тристан и Изольда”

V II. Соедини стрелками названия опер с их персонажами:

Хозе “Волшебная флейта”

Эльза “Свадьба Фигаро”

Граф Альмавива “Лоэнгрин”

Зигфрид “Севильский цирюльник”

Керубино “Кольцо нибелунга”

VIII. У ниже перечисленных композиторов одинаковые инициалы, а имена разные — впиши:

IX. В кроссворд впиши фамилии 11 композиторов- романтиков:

Х. Выбери правильный ответ:

1. Оперу “Риголетто” Верди создал за… а)- 26 дней. Б)- 40 дней, в)-1 год

2. Кто изменил оперу “Кармен”, вставив вместо разговорных диалогов речитативы? а)- Галеви, б)- Гуно, в)- Гиро

3. Альфред. Жорж Жермон, Виолетта Валери — персонажи оперы… а)-Риголетто”, б)- “Лоэнгрин”, в)-“Кармен”, г-“Травиата”

4. В каком городе к опере “Кармен” пришла всемирная слава? а)-Вена, б)- Санкт-Петербург, в)- Париж

ХII. Из каких произведений взяты следующие фрагменты?

ИМПРЕССИОНИЗМ

1. Где и когда зародилось это направление в искусстве?

2. Что такое “импрессионизм”? (перевод слова “impression” — ___________________)

3. В чем заключается сущность этого искусства?

4. Повлиял ли живописный импрессионизм на музыку?

5. Назови композиторов-импрессионистов.

6. Какая родственная тематика обнаруживается в творчестве этих художников и композиторов?

7. Импрессионисты в живописи тяготеют не к фреске или крупной композиции, а к портрету, этюду; в музыке — не к симфонии, оратории, а к ___________________________. Почему?

8. Художники обогатили цветовую палитру, а музыканты?

(подсказка: “Больше всего живописный импрессионизм повлиял на музыку в области средств выразительности.Так же как и в живописи, поиски Дебюсси и Равеля были направлены на расширение круга выразительных средств, необходимых для воплощения новых образов, и в первую очередь на максимальное обогащение красочно- колористической стороны музыки. Эти поиски коснулись лада и гармонии, мелодии и метроритма, фактуры и инструментовки. Значение мелодии как основного выразительного элемента музыки ослабляется; в то же время необычайно возрастает роль ладогармонического языка и оркестрового стиля, в силу своих возможностей более склонных к передаче картинно-образного и колористического начал.

Частое обращение Дебюсси и Равеля к старинным народным ладам (пентатонике, дорийскому, фригийскому, миксолидийскому и другим), а также к целотонному звукоряду в сочетании с натуральным мажором и минором аналогично огромному обогащению цветовой палитры у художников-импрессионистов; длительное “балансирование” между двумя отдаленными тональностями без явного предпочтения одной из них напоминает тонкую игру светотеней на полотне.” ( Б.Левик “Музыкальная литература зарубежных стран”, вып.5)

9. Дай краткую справку о жизни и творчестве К.Дебюсси, его отношении к России.

10. Какое место занимает фортепианная музыка в творчестве Дебюсси?

11. О каком произведении рассказано ниже?

______________________ производит впечатление не столько законченного портрета, сколько рисунка, сделанного по воспоминаниям о когда-то увиденном человеке или навеянного образом, возникшим в фантазии автора. По своему колориту она напоминает скорее всего акварельный рисунок с его мягкими тонами, тонкой игрой светотеней, отсутствием резких переходов от одного цвета к другому.

Несколько сдержанный и вместе с тем кристально чистый главный образ воплощен в неторопливо развертывающейся одноголосной мелодии, которая по тембру и регистру напоминает наигрыш пастушьего рожка. Эта мелодия отличается редкой у Дебюсси протяженностью и мягкостью очертаний. Впечатление сдержанности и несколько холодной красоты создается почти полным избеганием в мелодии вводного тона. Это придает ей черты пентатоники и лишает тему острых тяготений. В гармоническом плане преобладают спокойные плагальные обороты (VI — I или IV — 1 и т.д.), цепочки квартсекстаккордов, последовательности неразрешенных нонаккордов, многократные перемещения одного и того же аккорда, которые вызывают ощущение лишь тонкой игры красок, не создавая напряженного ладо- гармонического развития. В трехчастной композиции нет образной контрастности. Начало средней части характеризуется лишь тональным сдвигом и регистровым разворотом (от нижнего — к верхнему в момент кульминации). Реприза, как во многих сочинениях Дебюсси, значительно сокращена и содержит одно проведение темы. В конце своеобразная последовательность квартовых звучностей на рр вызывает почти зрительное ощущение удаляющихся шагов, замирающих вдали.

12. Как, на твой взгляд, следует исполнять музыку Дебюсси?

Согласишься ли с этим мнением?

“… исполнительская манера композитора отличается полным отказом от всего внешнего, показного.

Сочинения Дебюсси отличаются особо тонкой и сложной педализацией (с широким применением полупедалей)…Произведения композитора требуют от исполнителей тонкой и разнообразной нюансировки и градации динамики, а также владения колористическими приемами извлечения звука Во многих пьесах Дебюсси мы часто находим огромное количество авторских указаний для исполнителей, раскрывающих образную сторону исполнения (“как нежная и грустная жалоба”, ”нервозно и с юмором”).Часто эти указания исходят из определенных живописно-красочных задач (“Вибрируя”,”Тихо звучит в густом тумане”). Они еще раз подчеркивают стремление композитора расширить и обогатить тембровую палитру фортепиано, целиком подчинить технические виртуозные задачи художественным, картинно-живописным”(Б.Левик)

13. Какое произведение М.Равеля принесло ему известность?

В каких жанрах сочинял Равель музыку?

Назови самого любимого композитора М.Равеля.

Какова история создания самого знаменитого произведения Равеля? И какого?

В музыке “Болеро” определяются три самостоятельных фактурных пласта, которые находятся в сложном взаимодействии, и вместе с тем каждый сохраняет свою самостоятельность. Что это за пласты?

Чем заменяется в “Болеро” напряженное мелодическое развитие?

14.Определи названия и авторов следующих отрывков:

ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ

I. Подчеркни правильный ответ:

1. Бетховен, Верди, Равель — автор многих опер.

2. Вагнер, Берлиоз, Шопен за редким исключением сочинял только для фортепиано.

3. Бетховен, Бизе, Дебюсси умер вскоре после премьеры своей самой известной оперы.

4. Шуберт, Шуман, Мендельсон написал вокальные циклы “Прекрасная мельничиха” и “Зимний путь”.

5. Романс “Я не сержусь” входит в цикл “Прекрасная мельничиха”, “Любовь поэта”, “Зимний путь”.

6.“Севильский цирюльник”, “Вильгельм Телль”, “Сорока-воровка” — новый тип “гражданской” оперы, созданной Д.Россини.

7. Шуберт, Шуман, Шопен — автор цикла фортепианных пьес “Карнавал”.

8. Прелюдия как жанр обрела самостоятельность в творчестве Шуберта, Шумана, Шопена.

9. Шуберт, Лист, Берлиоз — автор “Неоконченной симфонии”.

10. Жанр вокальной баллады достиг расцвета в творчестве Шуберта, Шумана, Грига.

11. Музыку в драме Г.Ибсена “Пер Гюнт” сочинил Мендельсон, Григ, Шопен.

12. Автор музыкальной тетралогии “Кольцо нибелунга” — Бизе, Верди, Вагнер.

13.“Восход солнца. Впечатление” — это картина К.Моне, О.Ренуара, К.Писарро.

14. Композиторы-импрессионисты в своем творчестве тяготеют к симфонии, оратории, оркестровой и фортепианной миниатюре.

15. Ноктюрн “Море”, прелюдию “Девушка с волосами цвета льна”, “Лунный свет” написал Шопен, Дебюсси, Равель.

16. Знаменитое “Болеро” создано Дебюсси, Равелем, Дюка.

17.“Аида”, “Травиата”, “Риголетто” — оперы Моцарта, Верди, Бизе.

18.“Фиделио” — единственная опера Гайдна, Моцарта, Бетховена.

19. Автор сборника “Годы странствий” — Шопен, Лист, Дворжак.

II. К каким музыкальным стилям относится творчество следующих композиторов (поставь нужную цифру рядом с фамилией композитора):

Гайдн 1. барокко

Шуберт 2. классицизм

Дебюсси 3. романтизм

Бах 4. импрессионизм

III. Укажи (стрелками) родину следующих композиторов и подпиши страну:

Гайдн Желязова Воля

IV. Чьи это даты жизни?

Источник

Оцените статью