Регулировка громкости для гитары

Играя на максимальном звуке. Контролируем уровень громкости.

Сегодня гитаристы имеют доступ к огромному количеству звукового аппарата. Я постоянно вижу музыкантов, использующих сложное оборудование, которое 20 лет назад не могли достать даже профессиональные гитаристы. Особенно это касается педалей: сейчас их столько, что гитаристы каждый день изобретают звуки, которых до этого не слышал никто. Само-собой, абсолютно верного или неверного способа творить, играя на гитаре, просто не существует. В этой статье я хочу поговорить больше о технической части и коснуться оборудования, которое помогает нам делать музыку.

Compressor, Overdrive, Fuzz and Distortion

У этих эффектов есть общая черта: они сжимают сигнал. Одна из возможностей компрессора – это сжатие пика звукового сигнала и повышение общего уровня. В итоге пики могут совсем исчезнуть, и создастся более ровная звуковая картина по громкости, давая ровный тон без добавления перегруза или дисторшна, что может быть хорошо, например, при игре фанкового ритма. Однако стоит быть очень осторожным при использовании компрессора.

В неумелых руках долгая игра через компрессор приводит к деградации вашей динамической игры. Давным-давно, репетируя со своей группой, мой друг басист, обнаружил на студийном усилителе волшебную кнопку comp. Примерно год, пока он играл через этот усилитель, все было прекрасно, но вот аппарат поменяли, и новый усилок уже был без компрессора. Стоит ли говорить как он себя чувствовал…

Педали перегруза, дисторшна и фузза тоже имеют свойство сжимать исходящий сигнал вашей гитары. Вследствие этого существует ошибка, которую делают гитаристы и басисты – это неверная установка общего уровня громкости этих эффектов. В целом звук может показаться хорошим и более живым, когда вы включаете один из эффектов во время игры в одиночестве, но вы можете потеряться в огромном количестве звуков, когда вы играете в пачке с другими музыкантами. Вам нужно убедиться, что вы установили выходную громкость эффекта так, что пик (первая атака, когда вы берете первую ноту или аккорд) так же громки, или немного громче, чем при выключенном эффекте.

Boost

Перед гитаристами часто встает задача поднять громкость при игре соло. Распространено заблуждение, что вы можете сделать звук громче, если включите boost в перегруженный канал усилителя. Реальность такова, что если вы усиливаете уже искаженный сигнал, вы проталкиваете этот сигнал в клиппинг еще дальше. В итоге вы получите больше перегруза и сустейна, но подъем по громкости — нет.

Существует несколько способов увеличить громкость. Если в вашем усилителе предусмотрена петля эффектов (send/return), подключите свой буст прямо в петлю. Если вы используете другие эффекты в effect loop, запустите boost последним в вашей цепочке эффектов. Так как петля эффектов идет после предусилителя (где генерируется ваш звук и овердрайв) и перед усилителем мощности (который усиливает не искажая сигнал), boost в этом месте без сомнения повысит громкость. Или же вы просто можете попробовать использовать педаль громкости.

Что делать, если у вашего усилителя нет петли? Единственное, что вы можете сделать, это убрать перегруз, который создает ваш усилитель, и создать его с помощью педали перегруза, расположенной перед бустом. Чем меньше ваш усилитель искажает, тем больше увеличивается громкость. Вы это заметите, когда нажмете на педаль усиления. Используя ваш усилитель без родного дисторшна, вы решаете сразу несколько проблем, потому как вы также сможете использовать эффекты реверберации и задержки в передней части (эти эффекты обычно звучат ужасно, если запускаются через искаженный сигнал).

Delay, Reverb and Modulation

Настраивать эффекты с обратной связью, смешивать уровни задержки и настраивать уровни реверберации лучше всего в «полевых условиях». Я устанавливал пресеты, ориентируясь на звук во время практики дома огромное количество раз, только для того, чтобы взять все оборудование на концерт или репетицию и обнаружить, что все мои настройки абсолютно неправильны. Когда играют другие члены группы, некоторые моменты, которые, как я думал, будут слышны, теряются, поэтому могут понадобиться более глобальные настройки.

Другая вещь, которую я понял, когда запускал эффекты в петле – чем громче я играю, тем более заметным кажется эффект. Это утверждение становится более, чем фактом для усилителей 50 Вт и ниже. Настраивая ваши эффекты для концерта, вы не потеряетесь в море задержек и ревербераций тогда, когда вы меньше всего этого ожидаете!

Один очень важный совет. Если вам кажется что уже в самый раз, сделайте еще меньше. На концерте с большим звуком ревер или дилей, которого было в самый раз у вас дома или на репетиции, может оказаться много. Естественную реверберацию помещения никто не отменял.

Если вы прошли через все круги ада, настраивая оборудование стерео-эффектов, вы должны убедиться, что обе стороны стерео сигнала представлены надлежащим образом в усилителе, когда вы играете на сцене. Звукорежиссер иногда дает один микрофон для гитарного оборудования, а это может стать головной болью для гитариста, который играет в стерео. Ваши стерео задержки, установки стереопозиции, волнообразные эффекты Лесли, не будут звучать так круто для аудитории, если они слышны только с одной стороны.

Само-собой при таких нюансах вполне логичным было бы предварительно обсудить концерт с ответственным лицом. Осмотрите место, где будете играть, расскажите звукорежиссеру о том как будет проходить концерт и детально опишите все, что требуется для игры вашей группы. Некоторые предварительные замечания (и тонкие убеждения на концерте) помогут получить два микрофона и выходы, которые вам нужны для получения отличного стерео сигнала. Тем более реалии таковы, что иногда даже лишнюю розетку найти не так-то просто.

Вот такие нынче советы. Но, если вы действительно собрались играть громко, делайте это как Motorhead. Я уверен, L emmy просто поворачивает все ручки вправо!

Источник

Как правильно настроить электрогитару

Для грамотной настройки электрогитары нужны специальные знания. Из статьи вы узнаете: что, как, в каком порядке нужно делать, чтобы правильно настроить электрогитару и избежать возможных неприятностей.

Они нужны гитаристам, чтобы разнообразить исполнение и добиться необычного или мощного звучания, а еще для упрощения расстановки пальцев во время игры. Если возникли проблемы с процессом настройки, на нашем сайте есть об этом отдельная статья.

В этой статье строй будет указываться от шестой струны к первой. Некоторые настройки так легче запомнить.

Содержание

Этапы настройки

Глубокая настройка инструмента состоит из четырех этапов. Нужно отрегулировать:

  1. анкерный стержень, или анкер;
  2. высоту струн;
  3. мензуру;
  4. высоту звука струн.

Четвертый пункт – звуковысотная настройка струн – здесь разбираться не будет. Об этом на нашем сайте есть отдельная статья.

Полная настройка электрогитары – сложный, кропотливый и ответственный процесс. Приступать к нему лучше только после того, как обычная настройка уже освоена. Если нет – разумнее обратиться к мастеру.

Полная настройка инструмента требует комплексной и поэтапной регулировки всех элементов. Когда гитара правильно настроена, она максимально хорошо звучит и на ней удобно играть.

Необходимые инструменты

Кроме самой гитары вам понадобятся следующие приспособления:

– шлицевая отвертка (чем меньше – тем лучше);

– шестигранный ключ от гитары;

– для некоторых моделей гитары – как Фендер (Fender) или Ибанез (Ibanez) – еще один маленький ключик от инструмента.

Настройка анкерного стержня

Анкер – металлический стержень толщиной 4-6 мм внутри грифа. Анкерный стержень сопротивляется внешним нагрузкам на деревянную деталь: натяжению струн, перепадам температуры и влажности воздуха.

Суть настройки: придать грифу оптимальный естественный изгиб. Оптимальное положение грифа обеспечивает удобное звукоизвлечение при игре, дает струнам полноценно звучать без быстрого затухания или лишнего дребезжания.

Правильное положение анкера

Каково идеальное положение грифа? Он не должен излишне прогибаться. Но струны не могут и лежать на нем: точки их фиксации – на порожке и на бридже – находятся над уровнем ладов.

Анкер регулируется с помощью анкерной гайки. Если она слишком ослаблена, то траектория биения струн отдаляется от ладов и грифа. На что это влияет? Возникает сразу несколько проблем:

– излишний звон и дребезг при игре;

– неравномерная высота струн по всему грифу, что технически затрудняет исполнение;

– нарушенная настройка мензуры, а значит – неточное звучание самого инструмента.

Если же гайку перетянуть, то получится своеобразный «горб». Струны лягут на гриф, так как его средняя точка станет выше двух крайних точек. Тогда струны не смогут нормально вибрировать, поэтому звук слишком быстро затухает.

При настройке анкерного стержня нужный баланс ищется на каждом конкретном инструменте. Стремитесь к минимальному прогибу. Что же касается звука, то легкий дребезг при сильной атаке допустим.

Как определить: нормальный ли прогиб у нашего грифа? Для этого зажимаем шестую – самую толстую – струну в двух местах: на первом ладу и в месте крепления грифа к корпусу гитары (обычно это семнадцатый лад). Затем на седьмом ладу – в месте, где прогиб наиболее выражен, – пробуем прижать струну к железному порожку. Она должна почти лежать на нем. Допускается 0,2-0,3 мм расстояния. Но не менее.

Техника регулировки

Чтобы настроить анкер, нужно подтянуть или ослабить анкерную гайку. Находится она, как правило, на голове грифа. Иногда – например, у Фендеров – в основании.

  1. откручиваем крышечку отверткой;
  2. вставляем шестигранный ключ в гайку, глядя сверху вниз на голову грифа.
  3. поворачиваем ключ.

Куда поворачивать? Когда крутим ключ вправо, то есть по часовой стрелке, мы затягиваем анкерную гайку. Когда поворачиваем влево – наоборот.

Как и на сколько крутить? Очень аккуратно, чтобы не сломать инструмент. За один раз делайте не более четверти оборота, а лучше – выполняйте поворот на 30°.

Внимание! Если при регулировке вы услышали какой-то треск, то немедленно остановитесь. Потихоньку верните гайку в прежнее положение. Обязательно покажите инструмент мастеру.

Осторожно! Когда вы уменьшаете прогиб грифа, то одновременно усиливается натяжение струн. Поэтому, чтобы какая-то струна случайно не порвалась и не травмировала вас (особенно берегите глаза), сначала ослабьте струны, а потом затягивайте анкерную гайку.

Если вы ослабляете анкер, то потом обязательно подтяните струны и подстройте их звучание по тюнеру.

Правильная высота струн над грифом гитары

Высота струн регулируется при помощи шлицевой отвертки или шестигранника. В зависимости от модели струнодержателя (бриджа), вам придется управлять либо парой болтов, либо – индивидуальными седлами для каждой струны.

Измеряется высота струн над 12-м ладом: между струной и металлическим порожком лада. Стандартные рекомендации: для 1-й струны – 1-1,5 мм, для 6-й струны – 1,5-2, 5 мм, так как струна толще.

Какие же величины выбрать? Ориентируйтесь на свои предпочтения: для быстрой игры делайте высоту струн меньше (1 мм для 1-й струны и 1,5 для 6-й), для мощных рифов и звука – больше (1,5 мм для первой струны и до 2,5 мм для 6-й). Таким образом вы отрегулируете амплитуду биения струн, от которой зависит скорость исполнения и сила звучания.

Совет: замерять высоту струн удобно с помощью медиатора или двух, сложенных вместе.

Настройка мензуры электрогитары

Мензура – длина биения струны. Она охватывает расстояние от места фиксации струны на порожке грифа и до места фиксации струны на бридже. Чем больше длина биения струны, тем нота звучит ниже и – наоборот.

Для чего регулировать мензуру? Чтобы инструмент точно и чисто звучал при игре, то есть не фальшивил, соответствовал абсолютной высоте звуков по всему грифу.

Точная настройка мензуры – ключевой момент в звучании инструмента. Без этого даже самые дорогие электрогитары не смогут звучать хорошо.

С помощью чего же регулируется мензура? На бридже, в месте фиксации струны, есть бегунки и болты. Поворачивая бегунок по или против часовой стрелки, регулируем длину струны.

Как регулировать мензуру? Отстраиваем последовательно каждую струну. Сначала настраиваем по тюнеру и проверяем звучание в открытой позиции.

Затем зажимаем струну на 12-м ладу: это будет тот же звук, только на октаву выше. Если есть завышение звука, то увеличьте длину струны, если занижение – наоборот.

Регулируем с помощью шлицевой или крестовой отвертки: вставляем ее в соответствующий болтик и аккуратно поворачиваем в нужную сторону. Добиваемся идеального результата.

Делаем все очень аккуратно, чтобы не сорвать резьбу.

Отстройте инструмент точно по тюнеру. Иначе ваша гитара будет звучать фальшиво. Особенно это будет слышно, когда вы играете полноценные аккорды, зажимая все струны, и когда вы играете быстро.

В завершение не забудьте сделать звуковысотную подстройку струн.

Теперь вы знаете, как правильно настроить электрогитару. А если остались вопросы или возникли сложности, то проконсультируйтесь с преподавателями нашей школы. И пусть ваша гитара всегда звучит чисто, мощно и ярко.

Источник

Оцените статью