Регуляторы для бас гитары

Регуляторы для бас гитары

Графический символ бас гитары слева страницы Play имеет четыре кнопки и ползунок для изменения звучания баса.

Volume

Регулятор Volume контролирует выходной уровень бас гитары на усилитель, точно так же, как регулятор громкости на реальной бас гитаре. Поворот этого регулятора вправо поможет достигнуть эффекта Overdrive .

Tone

Регулятор Tone имитирует регулятор тона на реальной бас гитаре. Поворот регулятора Tone влево вырежет высокие частоты и смягчит звук.

Attack

Басисты могут играть пальцами или медиатором, тем самым, меняя звук во время игры. Игра пальцами даёт более мягкий звук, игра медиатором — более напористый. Регулятор Attack в Virtual Bassist определяет силу атаки, позволяя плавно менять вид атаки, имитируя игру пальцами или медиатором, либо выбрав среднее значение.

Damp

Бас гитаристы могут управлять нюансировкой звука, приглушая струны рукой, тем самым делая звук более тусклым и затухание звука более быстрым.

Регулятор Damp делает тоже самое — имитирует эту манеру. Поворот этого регулятора влево делает звук более мягким и отрывистым.

При повороте регулятора Damp до конца влево, Virtual Bassist будет играть «мёртвые» ноты.

Для имитации звучания старых бас гитар попробуйте настройки между 10 и 2 часами.

Позиция звукоснимателя

Звуковой спектр бас гитары зависит также от позиции звукоснимателя. В Virtual Bassist есть удивительная возможность настраивать позицию звукоснимателя.

Перемещение ползунка вниз от центральной позиции добавит остроту, перемещение вверх сделает звук тёплым с более глубоким басом.

Между прочим, п еремещать можно и ползунок, и непосредственно звукосниматель.

Распознавание аккордов

Virtual Bassist содержит интеллектуальную систему распознавания аккордов. Это даёт возможность всегда играть правильную басовую линию для аккордов, получаемых с входа MIDI секвенсора или клавиатуры, хотя для некоторых типов аккордов линия баса не может меняться значительно.

MIDI вход может состоять из полного аккорда или просто одной ноты — никаких дополнительных настроек не требуется, потому что Virtual Bassist всегда знает, что делать.

Воспроизведение аккордов

При воспроизведении полного аккорда в Pitch Range (например, ноты C, F, и G для аккорда Csus), Virtual Bassist будет автоматически распознавать его.

Для лучшего распознавания должны быть воспроизведены все ноты аккорда. Воспроизведение трёх нот достаточно для мажорного, минорного, или sus4 аккордов, но для других типов аккордов (maj7, 7, 6, dim, mmaj7, m7, m6, m7-5, sus2 and 7sus4) должны быть воспроизведены все четыре ноты.

Обращения аккордов

В большинстве случаев, не имеет значения, какое обращение аккорда играется.

Однако есть некоторые исключения, где басовая нота должна быть нижней нотой аккорда, либо тонической:

  • m7: например, в Am7 нота A должна быть басовой, потому что иначе Virtual Bassist будет рассматривать аккорд, как секст аккорд (в данном случае C6) — хотя в аккорде используются одни и те же ноты клавиатуры, они должны иметь различные нижние ноты во время игры на бас гитаре.
  • dim аккорды (например, в аккорде Adim те же ноты, что и Cdim, Eb- dim и Gb- dim).
  • +5 аккорды (в аккорде A+5 те же ноты, что и C#+5 и F+5).
  • m6 аккорды (в аккорде Am6 те же ноты, что и F# m7-5).

Аккорд одним пальцем

Для следующих типов аккордов: мажор, 7, минор, и m7 играть все ноты аккорда совершенно не обязательно. При нажатии одной клавиши всегда воспроизводится мажорный аккорд. Можно выбрать другой тип аккорда, нажимая дополнительную клавишу:

Источник

Регуляторы для бас гитары

На этом уроке, я расскажу вам о приемах, которые позволят сделать ваши басовые линии более выразительными и интересными. Я условно разделил их на две группы: «Аппликатура» и «Контроль». Принципы, на которых основаны эти приемы, изложены в конце статьи в разделе «Теория струн».

Аппликатура

Начнем с простого. Вы, наверное, заметили, что звучание ноты зависит от того, где на грифе вы зажали и где щипаете струну. Приведу несколько примеров.

Установите регулятор тембра на максимум, чтобы получить наиболее яркий звук. Сыграйте сначала ноту D на открытой струне, а затем ту же ноту на 10 ладу струны E. Отметьте, что их звучание сильно отличается. Во-первых, если вы щипаете струны с одинаковой силой, то нота на струне E звучит громче. Во вторых, звучание десятого лада струны E получается более «гладким», «плавным». Ноты, которые играются выше седьмого лада, будут всегда отличаться от нот, которые играются ниже пятого. Чем выше вы играете, тем более «гладко» звучит нота.

Другой пример: играйте ту же ноту D на пятом ладу струны A. Пусть сначала пальцы вашей правой руки щипают струну у самого грифа. Продолжайте играть, плавно смещая правую руку ближе к бриджу. Чувствуете, как меняется окраска звука? Звук из «мягкого и глубокого» становится более «ярким и жестким». Я люблю использовать этот прием.

Заметьте, вы можете сильно менять тембр звука, не касаясь кнопок на своем усилителе.

Еще одним распространенным приемом является игра медиатором. Медиатор делает звук более звонким и ярким. Пальцы же наоборот позволяют получить более мягкий и глубокий звук, гася самые высокие частоты.

Большое влияние на звук оказывает тип струн. Струны с плоской обмоткой звучат как правило, более ярко, чем струны с круглой обмоткой. Звучание струн разных фирм существенно отличается.

Звук можно изменить, используя технику слэпа и попа. Особенностью этих техник является то, что при щипке за счет большой вертикальной амплитуды струна ударяется о последние лады грифа. В результате создается своеобразное звучание. Техника быстрой игры «слэпа и попа» для новичка будет достаточно сложной. Поэтому на начальном этапе ограничьтесь единичными ударами, но учтите, что эти приемы дают очень громкий звук.

Контроль

В дополнение к регулятору громкости большинство гитар имеют простой регулятор тембра, используя который можно управлять высокими частотами, передаваемыми на усилитель. Если на вашей гитаре два звукоснимателя, то, вероятно, будет два регулятора громкости или регулятор баланса. Звукосниматель близкий к бриджу улавливает больше высоких частот, а к грифу — низких. И конечно ваш усилитель имеет регуляторы тембра, с помощью которых можно сильно менять звук.

Заметьте, что регулятор тембра на вашей гитаре и усилителе не могут действительно изменить баланс высоких и низких частот, создаваемых струнами. Они только регулируют баланс между несколькими определенными частотами, таким образом регулятор средних частот сделает высокие ноты более полными, но не повлияет на низкие ноты. Единственным способом изменить звук производимый струнами, является изменить способ игры, как было описано выше.

Теория струн

ВНИМАНИЕ — прочтение нижеизложенного материала плохо влияет на сон и приводит к головной боли! 8)

При игре инструмент создает обертона. Каждая его деталь оказывает влияние на обертона (также известные как гармоники). Каждый обертон представляет собой наложение фундаментальных тонов. Так нота A, имеющая основной тон 440 КГц может дополнительно содержать гармоники частотой 880 КГц (A), 1320 КГц (E), 1760 Кгц (A), и так далее. Все инструменты создают обертона в разных пропорциях, именно поэтому гобой звучит не так как труба. Самым «чистым» инструментом, имеющим минимальное число обертонов, считают флейту.

Поскольку звук струны представляет собой колебание воздуха (ими электромагнитные колебания создаваемые звукоснимателем), то ее длина неизбежно влияет на высоту звука. Чем короче струна — тем выше создаваемый ею звук. Верно и обратное: чем выше звук, тем короче длина волны и тем короче нужна струна, чтобы ее создать. Струна, вибрируя, создает несколько различных частот. При изменении баланса основного тона и обертонов получается различный звук. Это довольно сложно. Например, вы щипнули струну ровно на 1/3 ее длинны от бриджа, тем самым вы придадите больше энергии 4-ой 5-ой и т.д. гармоникам, и немного меньше основному тону, третья и шестая гармоники вообще не получат энергии. Подробнее об этом можно прочитать в специализированной литературе.

В результате, когда Вы играете ближе к бриджу, вы передаете больше энергии обертонам и меньше основному тону.

Таким образом, в различных точках струны можно получить различные балансы гармоник. Поэтому положение звукоснимателей влияет на создаваемый ими звук. На ближний к бриджу звукосниматель будет приходиться более высокие частоты, а на средний (у гитары Fander Stratocaster) практически отсутствуют четвертые гармоники от открытой струны. Так что на звук влияет не только расстояние от бриджа, но и положение по отношению к гармоникам.

Именно поэтому нота D, играемая на десятом ладу струны E звучит более полно, чем на открытой струне. Обертона все еще присутствуют, но основной тон оказывается точно над звукоснимателями. Размещение звукоснимателей — достаточно ответственный этап проектирования гитар. Поэтому гитары имеют несколько звукоснимателей, переключаясь между которыми можно получить разный звук.

Fender выпускает гитары двух классических типов. «Precision» (P-Bass) имеет звукосниматель, состоящий из двух частей, помещенный посередине между бриджем и грифом. Было найдено лучшее место для размещения единственного звукоснимателя. «Jazz» бас имеет два звукоснимателя, размещенных около грифа и бриджа. Это позволяет регулировать баланс между основными частотами и обертонами. (Конечно это не единственное различие между P-и J-bass.)

Басовая струна представляет собой не отдельный толстый провод, а центральный провод и обмотку, что позволяет создавать более высокие обертоны. Обмотка влияет на гармоники, поэтому звучание струн разных производителей может сильно отличаться.

При игре на безладовй бас гитаре кончики пальцев глушат короткие гармоники. В результате звук получается более теплым.

Запутались? Особо не беспокойтесь по этому поводу. Помните только, чтобы изменить звук достаточно изменить способ игры.

На этом уроке я не коснулся различных примочек, которые являются темой отдельного разговора.

Источник

Эквализация бас гитары: типы эквалайзеров, частоты, рекомендации

Желание добиться нужного звука, такого, чтоб не терялся в миксе на записи, на репетиции или на сцене, не выбивался по громкости относительно других инструментов — естественно для каждого музыканта. Один из инструментов, которые помогают при этом является эквалайзер. Понимание основных принципов эквализации не только поможет улучшить ваш звук, но и в целом сделает вас более грамотным музыкантом.

EQ — это приспособление для настройки громкости выбранных частот, или, другими словами, изменения амплитудно-частотных характеристик (АЧХ). Эквалайзер используется в двух случаях:

  1. Когда нужно удалить из сигнала определенные, не нужные нам частоты
  2. Когда нужно усилить нужные частоты

Для того, чтобы вникнуть как работает эквалайзер, нужно понимать физику звука.

При извлечении звука, вибрирующая струна производит сложный диапазон колебаний на разных частотах. Нижние частоты — и обычно самые громкие — называют фундаментальными. Но сигнал, посланный в усилитель содержит в себе не только фундаментальные частоты. Вибрация струны включает в себя широкий спектр обертонов (гармоник), которые кратны основной фундаментальной частоте. Их еще можно представить в виде интервалов. Например, первый обертон звучит на октаву выше, чем фундаментальный тон, а следующий, на квинту выше предыдущего. Вся эта серия обертонов определяет тембр инструмента, и благодаря им мы можем отличить один инструмент от другого.

А если тембр зависит от силы обертонов относительно основного тона, то становится понятно, почему EQ настолько нужный для нас инструмент. Получая контроль над частотами, составляющими сигнал бас гитары мы можем полностью изменить характер звучания всего инструмента. Точность таких изменений будет зависеть от типа эквалайзера.

Типы эквалайзеров и их свойства

Чтобы понять, как мы можем воздействовать на АЧХ сигнала бас гитары, нужно понять как работают различные типы эквалайзеров, и чего от них стоит ожидать.

Lowpass и Highpass фильтры

Простейшим видом эквализации является применение фильтров, которые пропускают только частоты выше или ниже установленной частоты отсечки. В пассивных бас гитарах ручка тона (tone-control) является классическим lowpass фильтром. Крутя ручку против часовой стрелки мы уменьшаем количество высоких частот в сигнале.

Пример использования hipass фильтра можно встретить во многих аудио системах, динамики в которых не могут в полной мере воспроизводить низкие частоты. Удаляя из сигнала самые низкие частоты hi-pass фильтром можно улучшить звучание, устранив частоты не предназначенные для воспроизведения данным динамиком. Устройство, разделяющее аудио сигнал на 2 или 3 частотных диапазона с помощью таких фильтров, а затем направляющее каждый из них в соответствующие динамики, называется кроссовером.

Notch фильтры

Это узкополосный фильтр нацеленный на одну определенную частоту. Графический эквалайзер — это последовательность таких фильтров, контролируемых фэйдерами. В работе live или на студии такие фильтры призваны бороться с резонансными частотами и устранять feedback. В арсенале бас гитариста такие эквалайзеры можно встретить в форме педалей, например Boss GEB-7, mxr, Source Audio Programmable EQ и др, или на усилителях и комбиках.

Параметрический (Parametric) EQ

Наиболее гибкий тип эквалайзера для нужд бас гитариста — параметрический эквалайзер. Эффект его применения зависит от параметров (настроек), которыми пользователь может управлять. Этот тип эквалайзера в свою очередь делится на два подтипа: semi-parametric и full-parametric.

Разница между ними в том, что последний позволяет настраивать ширину полосы частот, на которые он будет воздействовать, а в первом типе этот параметр предустановлен производителем. С помощью любого параметрического EQ можно установить базовую частоту воздействия и количество усиления или ослабления этой частоты.

Группы частот, которые нужно знать

Весь звуковой диапазон, воспринимаемый человеком, можно разбить на условные группы и подгруппы. Это поможет абстрагироваться от конкретных цифр и мыслить подгруппами, а также поможет запоминать звучание каждой подгруппы и её влияние на звук. Стоит заметить, что это лишь один из вариантов деления на подгруппы, и все может изменяться от производителя к производителю.

Ex. 1 — Группы частот, которые нужно запомнить

  • Верха (highs) — все, что выше 3,5 кГц. Часто обозначаются как treble.
    • Яркость (brilliance или edge) — выше 6 кГц
    • Присутствие (presence) — от 3,5 кГц до 6 кГц
  • Середина (mids) — между 250 Гц и 3,5 кГц
    • Условно можно выделить высокую середину (high-mids) от 1,5 кГц до 3,5 кГц,
    • И нижнюю середину (low-mids) от 250 Гц до 500 Гц,
  • Низы (lows) — все что ниже 250 Гц
    • Бас (bass) — от 60 Гц до 250 Гц
    • Суб-бас (sub-bass) — до 60 Гц

На разных устройствах количество и диапазон ручек и фэйдеров может быть различным. В самом простом варианте предусилителя можно найти ручки Bass/Mids/Treble. В более дорогих моделях среднечастотный диапазон разбит на три подгруппы, как показано на рисунке (Ex. 1). Также вместо ручек может быть установлен графический эквалайзер. Частоты, указанные под фэйдерами, могут отличаться в зависимости от производителя, но все их можно также разбить на подгруппы в соответствии с Ex. 1.

Ex. 2 — Подгруппы частот на графическом EQ

Как видно, подгруппе средних частот отведено 5 фэйдеров из 8. Это означает, что средние частоты очень важны для формирования тембра и далее мы рассмотрим за что отвечает каждая из подгрупп.

Практические рекомендации

Итак, давайте поговорим, как бас гитарист может улучшить или ухудшить звук своего инструмента с помощью эквализации. Сам по себе любой инструмент может звучать отлично. Проблемы могут начаться, когда несколько инструментов звучат вместе и конфликтуют между собой в борьбе за какой-то участок частотного диапазона. Таким образом, один инструмент может перекрывать другой, пропадает читаемость и музыкант не слышит себя. Важно знать диапазон бас гитары и понимать с какими инструментами мы делим общее звуковое пространство.

  1. Изучите свой инструмент и все возможности настройки звука которые он предлагает. Первым делом, выучите, что делает каждая ручка, тумблер и т.п. на вашей бас гитаре, чтобы четко представлять за что отвечает каждая «крутилка». Потратьте время чтобы исследовать все возможные комбинации и найти те варианты звучания, которые вам нравятся.
  2. Пытайтесь понять, для какого стиля музыки может подойти звук, который вы только что накрутили. Рэгги, фанк, металл?
  3. Перед настройкой настройкой бас гитары на сцене или на реп точке обнулите эквалайзер на комбике установив все ручки в ноль. Это хорошая отправная точка для большинства ситуаций и многие профессионалы начинают настройку именно с этого шага.
  4. Помните, что эквалайзер лучше справляется с «удалением» частот, чем с их добавлением.
  5. Если вам не нравится как звучит бас когда вы играете сами, все может кардинально измениться, когда заиграют другие инструменты. Тембр инструмента, идеально звучащий в миксе, может показаться невзрачным вне его.

А для тех, кто дочитал до конца, я наконец-то расскажу как влияет каждая подгруппа частот на звук бас гитары.

  • Суб-бас ( 6 кГц) — срезайте эти частоты полностью если пытаетесь добиться «винтажного» звука, на подобии в записях Motown.

Чтобы научиться хорошо и быстро накручивать нужный вам звук при игре в группе или в одиночку вам нужно как можно больше в этом практиковаться. Всегда слушайте как звучит ваш инструмент и пытайтесь мысленно представить частоты, которые нужно подправить для получения того или иного звука. По возможности, пробуйте сразу вносить необходимые изменения в АЧХ и слушайте результат. Удачи!

Если статья вам понравилась, не забудьте оставить свой комментарий, а также делитесь этой статье в соц. сетях. Этим вы поможете узнать о сайте другим басистам.

Источник

Оцените статью