- Песни под гитару 10 рекомендаций для начинающего гитариста! Основы и мотивация!
- 10 рекомендаций для начинающего гитариста! Основы и мотивация!
- 10 советов гитаристу-новичку!
- 10 фишек как повысить эффективность занятий на гитаре
- №1 Температура в помещении для занятия на гитаре
- №2 Чувство сытости во время занятия на гитаре
- №3 Правильное питьё перед занятием на гитаре
- №4 Удобная одежда для занятия на гитаре
- №5 Занятие на гитаре по таймеру
- №6 Занятие на гитаре перед зеркалом
- №7 Запись занятия на видеокамеру
- №8 Запись занятия на диктофон
- №9 Учебный репертуар по силам
- №10 Гитара — якорь хорошего настроения
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Гитара по-взрослому для самоучек
Песни под гитару 10 рекомендаций для начинающего гитариста! Основы и мотивация!
Аккорды песен под гитару, видео
10 рекомендаций для начинающего гитариста! Основы и мотивация!
10 советов гитаристу-новичку!
Приветствую всех гитаристов, разных мастей и уровня подготовки. В данной статье, я уже наверное в 3-й или 4-й раз поднимаю важные темы самостоятельной подготовки и обучения игре на гитаре, прежде всего для новичков (с учетом того, что вы уже выбрали гитару и приобрели), а также не лишне будет вспомнить и более опытным.
От самого банального и смешного, до важного и необходимого, простыми словами. Всего 10 полезных рекомендаций!
1. Учитесь прислушиваться к звукам.
Музыкальный слух начинает развиваться с простых вещей, а именно с тренировки органов слуха — ушей. Чтобы они не только «хлопали» , но и умели различать все тонкости услышанного. И лучший тренер — наша повседневная жизнь.
Начните прислушиваться к звукам во круг себя и выделять из нескольких звучащих одновременно какой-то определенный.
Например, среди шумной улицы города выделите звук чужого мобильного звонка, крик птицы, свист колес автомобиля, шум ветра и т.д. Постарайтесь понять какие звуки самые громкие или звонкие в данный момент времени. Еще проще и интереснее: попробуйте найти разницу между звуком прихода личного сообщения от звука приходящей открытки и др. в своем аккаунте «вконтакте».
Эти простые тренировки вам обязательно помогут в дальнейшем при разборах любимых композиций, и в особенности настройки гитары.
2. Правильная постановка рук — ключ к успеху.
По себе знаю, что новички практически всегда берутся играть все подряд , сходу — не уделив особого внимания постановке рук во время игры и осанке. На этом этапе формируется будущая самооценка гитариста, потому что качество вашей игры будет зависеть именно от этого.
Это как учиться писать в 1-ом классе. Ведь потом, будучи в 10-м, с вами уже будет «все понятно».
Не поленитесь и уделите себе любимому (любимой) должное внимание!
3. Не перенапрягайтесь!
Во время развития пальцев рук, зачастую у вас может возникнуть длительное напряжение (эмоциональное и физическое). Это нужно пресекать и убирать.
Замечая у себя сильную усталость пальцев, мышц кистей и рук, а также общую нервозность , обязательно остановите игру на некоторое время. Выпейте чашечку чая , расслабьтесь, успокойтесь и только после этого возобновите тренировки. Важно запомнить, что ваше эмоциональное состояние — это двигатель и источник сил. Скажу образно, ваши положительные эмоции — это мост между двух берегов: левый берег — хочет научиться играть на гитаре, а правый — хорошо играет на гитаре. По такой же психологии осваивают иностранные языки.
Напрягаться надо, но не перенапрягаться!
Идем дальше…
4. Не спешите, но и не делайте больших пауз!
Данный пункт с предыдущим крепко взаимосвязаны. Когда мы напрягаемся и нервничаем, то начинаем спешить и как следствие чудить и часто ошибаться. Такой набор качеств нужен разве что клоунам в цирке.
На начальном этапе развития пальцев рук, очень важно все элементарные движения делать медленно, осознанно и с периодическим повторением. Только таким образом мышцы пальцев начинают «запоминать» необходимые положения на грифе и струнах гитары. Конечно же, после уверенной игры, обязательно нужно увеличивать скорость. Это тоже важно. Мышцам нужна постоянная тренировка, передышка и полезная нагрузка.
5. Чувство ритма — ваш фундамент!
Для тех, кто хоть раз пробовал себя на ударной установке, знает, что главная задача при игре на барабанах — умение держать ритм — быстро взять нужный темп и если это необходимо выдержать его до конца композиции. К этому и сводиться основное искусство барабанщика.
Гитарист, заведомо играющий без такой солидной поддержки, просто обязан развить в себе чувство ритма.
Другими словами скажу, что ваша задачи сводится к тому, чтобы научиться контролировать темп и ритм своей игры.
6. Научитесь настраивать гитару сами!
По мере развития своих навыков игры, у вас обязательно начнет постепенно развиваться музыкальный слух, и не важно на какой стадии он находился до этого. Вся прелесть в том, что слух формируется незаметно, благодаря постоянной практике игры , но вы можете значительно ускорить этот процесс, если научитесь настраивать гитару самостоятельно. Тут конечно надо учесть тот факт, что новичку на первых парах для настройки гитары необходимо пользоваться гитарным тюнером (купить можно в любом муз. магазине), который помогает без проблем определить правильный строй гитары. Таким способом слуху прививается звучание настроенной гитары.
7. Гитара — словно женщина. Ухаживайте за ней!
Гитара, хоть и сделана из древесины, на которой можно побренчать и поставить в угол до следующего раза, а ухаживать за ней необходимо, как за любым другим инструментом. Постоянный уход за гитарой способствует ее долговечности и более качественному звучанию, что отразиться на вашем слухе. В противном случае инструмент может стать поводом для разочарования, как для вас так и для слушателя. Более подробно об этом можно прочитать в этой статье — Правильный уход за гитарой!
8. Знание нотной грамоты — ощутимый плюс!
Ноты придумали еще в 17 веке в Европе. Знание нотной грамоты равно как и знание алфавита, без понимания которого все таки можно прожить и быть в числе опытных гитаристов, но если вы умеете не только слышать музыку, но и читать или записывать ее на бумаге, то это огромный плюс в ваш багаж знаний!
Значительно упрощенным способом записи гитарной музыки стала всем известная табулатура — это та же форма записи звуков на бумаге, которая понятна даже новичку, но без углубленных понятий. По табам практически невозможно играть, если вы не прослушали музыкальный фрагмент ранее . В этом ее единственный недостаток, на мой взгляд. А в целом, табы по сей день облегчают жизнь многим гитаристам.
Более легким способом понять и выучить нотную грамоту является занятия в Guitar Pro — это программа — графический редактор музыкальных произведений. Ознакомиться подробно и скачать можно тут -> Программы для гитары!
9. Учитесь играть и петь под гитару с друзьями!
После изнурительных тренировок на гитаре , сидя дома перед компьютером, грустно может стать даже компьютеру. А что уж говорить про себя… И после очередной усталости пальцев рук, может появиться желание бросить все эти занятия гитарой и…
Во первых — не надо отчаиваться! Вспомните о своих друзьях, из которых наверняка найдется желающий взять первые аккорды на гитаре или еще лучше — спеть с вами простые песенки. А ведь умение играть и петь перед публикой, пускай и хорошо знакомой, обязательно станет для вас целым открытием в гитарном мастерстве, а также в заметном развитии вокала.
Ко всему прочему, вы можете попробовать играть в две гитары: ритм на одной гитаре и соло на другой. Это отличная тренировка как слуха, так и умения работы в команде.
10. Берите пример у других! Вдохновляйтесь!
Данный пункт можно поставить первым, потому что с него все и начинается, даже в любой рутинной работе!
Каждый гитарист когда-то впервые услышал, как кто-то здорово сыграл на гитаре , либо в живую или в записи, и вдохновился. После чего начал свои первые шаги к данному искусству.
По мере развития все музыканты, рано или поздно, оказываются в ситуации ступора — отсутствие творческих сил. И не важно каков уровень игры и степень музыкального таланта. Вдохновение пропадает, а мастерство нуждается в стабильной практике, и если пустить все на самотек, то наработанный навык постепенно забывается и пропадает. Поэтому, так важно искать и находить вдохновение для дальнейшего саморазвития . Это особенно касается тех, кто сочиняет стихи и музыку.
Как всегда, самые эффективные действия — самые простые, и не так важно чем себя занять, главное развеяться — «продуть» мозги — временно отвлечься от занятий гитарой. Проще сказать, нужно сменить окружающую обстановку и активно отдохнуть.
После этого обычно просыпается тоска по музыкальному инструменту и наступает время прилива свежих творческих сил, мыслей и идей необходимых для новых свершений и начинаний!
Успехов!
Данная статья является частичным «рерайтом» статей популярных гитарных сайтов, с моим значительным дополнением.
Источник
10 фишек как повысить эффективность занятий на гитаре
У самоучки на гитаре нет преподавателя, который вовремя заметит ошибку или поправит положение рук. Начинающему гитаристу приходится самому искать способы как организовать свои занятия и оценить прогресс обучения.
Чтобы резко повысить продуктивность занятий на гитаре без преподавателя, самоучке нужно позаботиться о трёх факторах:
- Оптимальное физическое состояние.
- Возможность наблюдать за собой со стороны.
- Систематизация занятий.
Дело в том, что гитарист, во-первых, физически не может посмотреть на себя со стороны. Во-вторых, в процессе занятия на гитаре внимание новичка полностью приковано к попаданию в ноты. Всего остального он просто не замечает. Навык слушать своё собственное исполнение вырабатывается гораздо позже.
На всё это накладывается масса отвлекающих факторов. Например, чувство голода, борьба со сном, затёкшая спина, размышления на отвлечённые темы и многое другое.
Другими словами, чтобы эффективно заниматься на гитаре самому, надо сделать два логичных шага:
- Устранить всё, с чем мы не можем совладать без педагога.
- Упростить анализ того, что мы можем оценить самостоятельно.
Например, педагог может постоянно бодрить полусонного после сытного обеда ученика. В одиночку этот же ученик потратит все силы только на борьбу с варёным состоянием. В первом случае будет хоть какой-то прогресс. Во втором о результатах самого урока говорить, естественно, не приходится. Значит, самоучке надо изменить или расписание занятий, или рацион питания. То есть просто исключить фактор, который мешает заниматься на гитаре самостоятельно.
Другой пример. В отсутствие преподавателя ученик не может сам уследить сразу за всеми ошибками на уроке. Но он может анализировать видео или аудио запись занятия после урока. Значит надо организовать регулярную запись занятий на гитаре доступными и не отнимающими много времени способами.
Обсудим эти факторы по порядку.
№1 Температура в помещении для занятия на гитаре
Есть много занятий, проводить которые рекомендуется в слегка прохладном помещении, особенно мужчинам. Это позволяет сохранять концентрацию и ясность ума. Однако к игре на гитаре такой подход, к сожалению, мало применим.
Очевидно, что холод не способствует лёгкой работе пальцев и общей раскрепощённости тела. То есть в помещении для занятий гитарой должно быть не душно, но тепло. Плечи гитариста не должны цепенеть от холода. Но и пальцам при этом нужна оптимальная температура. Они не должны ни мёрзнуть, ни потеть.
Дополнительно попробуйте перед началом урока опускать руки в тёплую воду. Помимо более лёгкого разогрева мышц это помогает снять лишний стресс и не пачкать гриф гитары. К тому же такой приём может стать своеобразным ритуалом, создающим настрой на нужный лад.
№2 Чувство сытости во время занятия на гитаре
Очень трудно заниматься на гитаре, когда голоден или наоборот обожрался. Физиология всегда берёт верх над попытками сконцентрироваться на ровности ритма или качестве звука.
Естественно, единого совета, что, сколько и когда именно есть перед занятием гитарой, быть не может. У каждого организма, очевидно, есть свои особенности, степень нагрузки, режим дня, состояние здоровья и т.п. Поэтому составлять режим и рацион питания каждому гитаристу придётся самому.
Поесть нужно такую пищу и так, чтобы не было чувства голода. Обратите на это особое внимание. Если ориентироваться на наличие чувства сытости, то очень легко проскочить нужную границу. Оно легко переходит в чувство тяжести или сонливости. Поэтому перестать есть нужно в тот момент, когда пропало именно острое чувство голода. Или, как говорят французы, вставать из-за стола нужно с лёгким чувством голода.
Что касается состава пищи, то здесь также всё индивидуально. Для кого-то это банан или йогурт, а для кого-то — кусочек шоколада или наоборот мяса. В любом случае это должно быть то, что позволит полноценно заниматься, не думая о желудке.
№3 Правильное питьё перед занятием на гитаре
Вода жизненно необходима для работы организма в целом и нервной системы в частности. Нас больше интересует последнее. Ведь занятия на гитаре требуют длительной концентрации внимания и одновременного напряжения нескольких органов чувств. Гитарист постоянно использует слух, зрение и осязание. Не говоря уже о чувстве прекрасного.
Как и с едой, время и объём питья определяется индивидуально. Однако всего за несколько уроков вы легко почувствуете разницу в своём состоянии при том или ином количестве выпитой воды.
№4 Удобная одежда для занятия на гитаре
Длительное нахождение в одной специфической позе во время занятий на гитаре мешает правильному кровотоку. У классических гитаристов нога одновременно приподнята на подставке снизу и придавлена обечайкой сверху. Любители вестерна или электрогитары чаще всего часами сидят нога на ногу. Это тоже не способствует здоровой работе кровеносных сосудов. После длинного урока у многих на руке остаётся след от угла деки и обечайки гитары.
Очевидно, что одежда не должна дополнительно стеснять кровообращение. И при этом желательно, чтобы она защищала тело от давления самого инструмента. Узкая, короткая одежда с впивающимися швами — не лучший друг гитариста.
№5 Занятие на гитаре по таймеру
Отсечь от занятия на гитаре всё неважное и отвлекающее поможет простой таймер. Чем жёстче вы следите за временем занятия, тем выше для вас важность происходящего. Как только включается таймер, выключается всё остальное. Потому что нет ничего, что не могло бы подождать полчаса.
Таймер для занятий на гитаре
Чтобы стало понятнее, можно сравнить педагога с подробным планом незнакомой для вас местности. Тогда таймер — это примерный план этой же местности, в котором много каких подробностей не хватает. Но идти с ним по неизвестному маршруту несравнимо легче, чем вообще без карты.
Почему я применил такую аналогию? Потому что без педагога сложно определить, чего уже хватит, а какому упражнению уделить больше внимания. Но с таймером вы точно поработаете над всеми упражнениями и пьесами. Разумеется, это не индивидуальная программа обучения игре на гитаре, составленная преподавателем лично для вас. Однако за неделю, месяц или год такие планомерные занятия на гитаре дадут совершенно определённый результат.
№6 Занятие на гитаре перед зеркалом
Использовать зеркала во время самостоятельных занятий на гитаре можно сразу несколькими способами для разных целей. Во-первых, естественно, общий план для контроля за положением тела, инструмента и рук в целом. В отсутствие педагога вполне достаточно вести такое наблюдение «краем глаза». Главное — сделать его стойкой привычкой.
Во-вторых, полезно использовать небольшое зеркало напротив левой руки. Таким образом можно контролировать правильное положение кисти и быстро запоминать разные паттерны. Например, аппликатуру и последовательность аккордов. При этом не требуется перегибаться через гриф гитары, как это происходит у большинства новичков.
То, что наблюдение происходит в перевёрнутом отражённом виде, не играет особой роли. Мозг очень быстро адаптируется к этой особенности.
В-третьих, также отдельно можно наблюдать за работой правой кисти. Многие начинающие гитаристы ошибочно полагают, что главная рука — левая. Разумеется, речь о тех, кто вообще об этом задумывается. На первый взгляд так и есть, ведь именно левая рука отвечает за правильное попадание в ноты. Однако в других статьях мы уже неоднократно обсуждали, что попасть в ритм гораздо важнее, чем не сфальшивить. А за это отвечает в первую очередь правая рука. Равно, как и за красоту извлекаемого из гитары звука. Поэтому и внимание ей следует уделить соответствующее.
Важно не просто видеть отражение правой кисти. Нужно поместить зеркало таким образом, чтобы без усилий видеть положение и движение каждого пальца.
Обратите внимание, что сами зеркала можно использовать все вместе. Однако вряд ли у вас получится одновременно следить за всем сразу. Поэтому рекомендую вам отдельно выстроить систему «зеркального» наблюдения с учётом этого обстоятельства, а не просто поставить и начать пытаться смотреть. Навык со временем придёт, но его, как и любой другой, надо развивать. В конце концов, вы научитесь наблюдать за своим занятием на гитаре со всех сторон без педагога, не «свернув башку».
№7 Запись занятия на видеокамеру
В зеркало вы наблюдаете за собой непосредственно во время игры на гитаре. При этом вы держите во внимании ещё несколько факторов. Например, следите за ритмом, аппликатурой и качеством звука. При таких затратах внимания, к бабке не ходи, вы что-то непременно упускаете. Здесь на помощь и приходит видеозапись.
С другой стороны, сама по себе видеозапись не заставляет вас внимательно следить за всеми мелочами. Более того, возможность позже спокойно пересмотреть всё несколько раз вообще расслабляет.
То есть это не аналогичная зеркалу система на выбор, кому как больше нравится. Это отдельное средство самоконтроля, с которым вы не упустите то, что могло ускользнуть без видеозаписи.
Несколько слов о применении разных вариантов видеозаписи. Как и в случае с зеркалами, можно использовать общий план, но с другой целью. В зеркало получится максимум смотреть краем глаза за общей осанкой и положением гитары. На видео же очень полезно понаблюдать ещё и за своим лицом во время занятия. Изменение выражения лица и направления взгляда подробно расскажут вам, где вы витали на самом деле.
Также полезно дотошно посчитать все моменты простоя и оценить, где и сколько вы теряете времени.
Разумеется, на видео можно записать для детального разбора и различные крупные планы. Чаще всего это анализ работы рук.
Дополнительно хочу отметить важную специфику именно записи на видеокамеру. У большинства начинающих гитаристов она удивительным образом создаёт эффект присутствия зрителей или выступления на сцене. Казалось бы, в комнате нет никого, и видео никуда не транслируется. Но бездушная железка заставляет новичка волноваться и сбиваться. Со временем это пройдёт, а вы получите заряд так называемой сценической стабильности. Это будет большим подспорьем в процессе самостоятельного обучения игре на гитаре.
Не забывайте, что это всё километры чисто технической видеозаписи, а не съёмка студийного ролика. Поэтому достаточно самой простой видеокамеры. Главное, чтобы на записи можно было оценить именно то, что нуждается в оценке на данном периоде вашего обучения.
№8 Запись занятия на диктофон
Профессиональные гитаристы, которым не нужны ни зеркала, ни видеокамеры, регулярно анализируют свою игру на аудиозаписи. Для них это просто один из этапов работы над произведением. Таким образом музыкант выявляет недочёты, улучшает нюансы или просто выбирает лучший вариант звучания пьесы.
Что касается новичка, то речь идёт даже не о нюансах, а об общем качестве звука. Среди стандартных проблем любого начинающего гитариста есть этот список.
- Отрывистое звучание каждой ноты.
- Глушение нот раньше времени.
- Дребезг струн.
- Одинаковое звучание сильных и слабых долей.
- Отсутствие разделения на голоса.
Услышать эти проблемы во время игры, да ещё в отсутствие преподавателя, новичку практически не дано. Понимание красивого звука и навык слушать самого себя приходят со временем в результате длительных усилий. Формированию таких навыков как нельзя лучше способствует регулярный анализ аудиозаписей собственного исполнения музыки.
Если вы уже понимаете, на что надо обращать внимание, то можно просто слушать свои записи. Что делать, если такого понимания пока нет? Можно сравнивать свои записи с исполнением этих же произведений другими музыкантами. В современных условиях это не проблема. Проблема, скорее, наоборот, в том, что таких записей очень много. А значит гораздо проще наткнуться на запись исполнения с таким же низким уровнем мастерства. То есть вы рискуете по неопытности ошибочно принять другое плохое исполнение за образец.
Чтобы сократить подобные риски, желательно подобрать учебный репертуар соответствующим образом. То есть включить в него произведения, запись которых можно найти в исполнении, например, самого автора.
Обратите внимание, что я говорю о записи не всего занятия, как на видео. Речь идёт именно о записи какого-то более-менее разученного произведения. Почему не взять для этих целей фрагмент видеозаписи? Потому что даже самый простой диктофон в смартфоне с близкого расстояния даст большее качество, чем встроенный микрофон в видеокамере, снимающей общий план. А нам для анализа качества звука нужна относительно качественная запись этого самого звука.
№9 Учебный репертуар по силам
На мой взгляд, подбор репертуара сложнее, чем позволяет технический уровень — это самая частая и главная ошибка начинающих гитаристов, особенно самоучек. Освоить произведение «не по зубам» проблематично даже под чутким наблюдением преподавателя. В зависимости от сложности, разучивание одной пьесы фактически превращается в обучение игре на гитаре. Только по долгому, мучительному и неправильному пути. В итоге ученик постоянно норовит бросить это безрезультатное обучение. А через полгода оказывается, что он так и не может сыграть практически ничего.
Как не забросить гитару
Без педагога же такой подход закончится заброшенной гитарой просто гарантированно. Чтобы не выбрасывать бессмысленно драгоценное время собственной жизни, составьте свой учебный репертуар и план обучения хотя бы на первое время. Это, безусловно, требует определённых усилий и опыта и без ошибок здесь не обойдётся. Однако это гораздо продуктивнее, чем бесполезные попытки обучения без всякой системы. А наработка такого опыта сильно пригодится на продвинутых этапах дальнейшего обучения игре на гитаре.
№10 Гитара — якорь хорошего настроения
Желание научиться играть на гитаре может теплиться в душе долгие годы. Но для многих окончательное решение реализовать его приходит вовсе не когда наконец появилось свободное время. Наоборот, большинство взрослых начинающих гитаристов выкраивают время для занятий из битком забитого графика ежедневной суеты. Потому что им просто необходима отдушина от изматывающей работы, самодурства начальников, ежедневных пробок и орущих детей.
Логичный шаг — превратить гитару из способа просто отдышаться от беготни в настоящий якорь хорошего настроения. Гитара — это целый мир, который позволяет отвлечься от всего и окунуться в прекрасное. Сделайте из подготовки к занятию на гитаре свой личный ритуал. Добейтесь того, чтобы одна мысль о гитаре придавала вам бодрости в любое время дня.
Добавить комментарий Отменить ответ
Гитара по-взрослому для самоучек
С 2016 года я самостоятельно учусь играть на гитаре. Это стало моей страстью. На моём сайте для таких же самоучек я с удовольствием делюсь тем, чему уже сумел научиться.
Источник