9 рэковых эффектов, о которых должен знать любой гитарист
Время диктует свои правила и рэковые эффекты потихоньку выходят из моды. Особенно это заметно по рядовым музыкантам и небольшим группам. Исключениями являются популярные моделирующие усилители, такие как Ax-Fx и Kemper.
В результате, поискав на рынке б.у., даже среднестатистический музыкант может приобрести высококлассное оборудование для использования вживую или в рамках домашней студии.
В этой статье мы рассмотрим модели, которые определённо заслуживают внимания и могут расширить ваши творческие возможности. И в то же время, не сильно ударят по бюджету.
1. Lexicon MPX1
Не являясь флагманом своего поколения, но получив небольшое одобрение знаменитых музыкантов и относительно недавно выпущенный MPX1 может показаться странной рекомендацией, но поверьте на слово — он того стоит.
Устройство имеет два процессора реверберации, с выделенным процессором для реверберации на каждом патче. В результате MPX1 умеет делать сложные задержки, хорусы, сдвиг высоты тона, панорамирование и комбинацию вышеупомянутых эффектов в дополнение к реверберации. Дополнительные функциональные возможности, такие как установка случайных значений в патчах, позволяют создавать сложные и искусные эффекты реверберации и модуляции.
Несмотря на то, что устройство не производит “вау-эффекта”, оно определенно является студийной рабочей лошадкой, и блестяще отрабатывает стерео-задержки и реверберации для вокала, синтезатора и гитары. Если копаться глубже в меню, то можно найти некоторые довольно сумасшедшие эффекты, основанные на задержке.
2. Alesis Midiverb II
Есть несколько известных пресетов в знаменитой серии Midiverb, но только один из них использовался Кевином Шилдсом (Kevin Shields) на семнадцатом альбоме My Bloody Valentine под названием Loveless. Несмотря на то, что у него мало доступных для редактирования параметров по сравнению с другими похожими устройствами и небольшая неразбериха на передней панели, обратная реверберация (reverse reverb) остаётся такой же мощной и необычной, как и в эпоху расцвета дрим-попа, да и патч “bloom“ также довольно весёлый.
Другие устройства из этой линейки также появляются на новаторских шугейзовых альбомах, а Quadraverb+ был отмечен гитаристом Verve Ником МакКейбом (Nick McCabe) как один из его любимых инструментов, используемых на их первом альбоме “A Storm In Heaven”. Он также хорошо подходит для песен.
3. Line 6 POD
Возможно, Line 6 Pod немного переоценён. В частности, его рэковая версия. Но при использовании в студии, как способ комбинирования смоделированных гитар и множества других эффектов, Pod по-прежнему остаётся неожиданно сильным соперником, особенно учитывая, насколько дешево его можно купить.
Хотите попробовать сетап с использованием чистого и обработанного звука без использования второго усилителя? Чистое необработанное звучание Pod будет более чем адекватно подходить для таких случаев. Гитарист Джейд Пьюджет (Jade Puget) из панк-рок группы AFI по-прежнему использует его в своем живом сетапе для чистых звуков. Так что, вы знаете на кого можно равняться.
4. Boss SX-700
Возможно, довольно странной, но уникальной маркетинговой “фишкой” этого устройства была технология RSS или “Roland Sound Space”. Суть её заключается в следующем: RSS пытается создать более широкий стереозвук, аккуратно используя задержку в стереопанораме.
Эффекты бывают довольно поразительными в некоторых случаях, когда многополосные задержки с фильтрами переносят вас в некий “бэд-трип”. Причина, по которой эта технология не стала популярной, не ясна. Возможно, это связано с микшированием, мастерингом и звукоинженерами, которые осторожно относятся к стереоэффектам подобного рода. В любом случае, у него есть потенциал стать секретным оружием эмбиент, дрим-поп или пост-рок музыкантов.
5. A/DA MP-1
Ламповый предусилитель с MIDI-управлением, ADA MP-1 можно найти в сетапах многих гитаристов начала 90-х годов, особенно у любителей “хай-гейна”.
Будучи в использовании таких музыкантов как Пол Гилберт (Paul Gilbert), Нуно Беттенкур (Nuno Bettencourt) и Билли Корган (Billy Corgan), неудивительно, что этот процессор оказался довольно известным. Единственное, в чём нужно быть осторожным, это в том, что они могут быть ненадёжными из-за своего возраста или даже нуждаться в ремонте.
Тем не менее, если вы сумеете найти хорошо работающий экземпляр, то получите в свою коллекцию плотный и мощный дисторшн.
6. Roland SDE-3000
Хотя это устройство является довольно редким, в отличие от других участников статьи, для поклонника ранних цифровых задержек, SDE-3000 является классикой. Используемый такими гитаристами как Эдди Ван Хален (Eddie Van Halen) для стерео задержек, в наши дни он хорошо смоделирован в Boss DD-500, как классика цифровой задержки 80-х годов.
Помимо звучания, возможно, самой крутой особенностью этого устройства является передняя панель в стиле “Назад в будущее”, которая, несомненно, вызовет улыбку даже самого искушенного гитариста. С помощью этой великолепной ретро панели управления вы можете установить время задержки и модуляции, представив, что вы копаетесь в легендарной машине “DeLorean”.
7. Yamaha SPX90
Ещё один любимчик Кевина Шилдса (Kevin Shields), этот цифровой мультиэффект, который проявляется, когда используется им для задержек, хорусов и, как вы могли догадаться, эффекта обратной реверберации. Для справки: чтобы получить Cure-подобное звучание, используйте его вместе с усилителем Roland Jazz Chorus.
8. Ibanez AD202
Это одно из самых дорогих устройств в этом списке. AD202 иногда попадается по заниженной цене на рынке б.у. из-за косметических повреждений, и это идеальный вариант для того, чтобы обзавестись им.
Он оснащён тремя микросхемами и построен на принципе линии задержки на переключаемых конденсаторах (Bucket Brigade Device). Это великолепно звучащий “тёплый и аналоговый” блок задержки, который также можно переключить в режим хоруса. Стоит отметить, что его панель управления смахивает на супероружие Бонда, что очень хорошо сказывается на удобстве настройки этого рэкового устройства.
9. Roland DC-10
Последний участник списка — это не совсем рэковое устройство, хотя оно может быть установлено в рэк. Этот настольный аналоговый блок задержки, цена которого постоянно снижается. Если вы хотите обработать синтезаторы, а также гитары, он может оказаться хорошей альтернативной аналоговой педали задержки в рамках домашней студии.
Lexicon MPX1 vs Boss DD-500
MPX1 является одним из новых устройств из списка и его мощность обработки только недавно была достигнута в формате педалей. Если попадётся удачный вариант, то этот процессор на рынке б.у. можно приобрести по цене, вдвое меньшей цены новой задержки Boss DD-500. А что если сравнить его с флагманской задержкой от Boss?
Как и следовало ожидать, DD-500 легче использовать вживую; также у него легче создавать новые патчи и настраивать такие вещи, как установка времени задержки настукиванием по клавише. Тем не менее, установка темпа на MPX1 является более точной при использовании фронтальной панели. Особенно приоритет в удобстве ощущается если вы работаете с полиритмами.
Что касается пользовательских настроек, то редактор Boss PC облегчает работу со сложными патчами. Но если у вас достаточно терпения, то вы обнаружите, что в системе меню MPX1 заложено больше возможностей. Не только это, но и алгоритмы изменения высоты звучания, панорамирование и алгоритмы генерации случайных значений — это то, что недоступно на DD-500 без использования хитрых обходных путей.
Убийственная функция MPX-1 — это выделенный процессор реверберации для каждого патча. DD-500 имеет несколько ревербераторных задержек, но не дотягивает до MPX1, а тем более до Boss RV-500.
Убийственная функция DD-500 — это A / B задержка. Она даёт возможность разделить два патча задержки на левый и правый каналы для получения эффекта параллельной задержки. Это довольно уникальная и мощная функция. Также добавим в плюсы устройства интуитивно понятную настройку и рабочий процесс.
Источник
Гитарные процессоры эффектов
Во множестве музыкальных жанров, подразумевающих лидирующую роль электрогитары – таких, как блюз, металл, панк, хард-рок, альтернатива и их разновидности – огромную роль играет перегруженный гитарный звук. Добиться его можно двумя основными способами – пропуская звуковой сигнал через педали эффектов, или же с помощью специализированного гитарного процессора. В отличие от педалей, дающих только один эффект (редко – два-три), процессоры эффектов позволяют обработать звучание инструмента сразу большим количеством способов. Об этих устройствах и поговорим подробнее в данном материале.
Процессор и педаль: в чем разница?
Для начала стоит отметить важное различие в принципах работы педали и процессора. Педаль является устройством аналоговым, обработка в ней происходит путем реального изменения физических параметров сигнала. Благодаря этому звук получается более «живым» и «теплым». Процессор же преобразует аналоговый сигнал с гитарных звукоснимателей в цифровой формат, и обрабатывает его в соответствии с выставленными настройками по запрограммированным алгоритмам. Это дает возможность применить большее число эффектов, но не самым благостным образом сказывается на характере самого звучания (об этом – ниже).
Как правило, профессиональные гитаристы не ограничиваются одним гитарным эффектом для обработки звука – в некоторых стилях можно обойтись одним классическим «дисторшн», но чаще всего нужны и другие обработки и искажения. Поэтому музыканты либо собирают в цепочку несколько педалей, суммируя их звуковые преобразования, либо применяют процессоры эффектов. При этом чем длиннее цепь педалей, тем сложнее их вовремя переключать – и в этом случае однозначно проще пользоваться адаптированным под живые концерты профессиональным гитарным процессором.
Плюсы и минусы процессоров эффектов
Если постараться сформулировать преимущества процессоров по сравнению с педалями в обобщенном виде, то мы получим следующее:
- Недорогая стоимость. Наиболее популярные на рынке процессоры будут стоить гораздо дешевле цепочки педальных эффектов нормального качества, не говоря уже про ламповую голову на несколько каналов.
- Удобство. Память процессоров позволяет хранить до нескольких сот комбинаций настроек эффектов, активируя их одной кнопкой.
- Совместимость с ПК. Большинство процессоров имеют визуальный интерфейс, с помощью которого возможно без особого труда формировать пресеты настроек. Кроме того, уже готовые пресеты можно попросту скачать через Интернет.
- Возможность звукозаписи. Через процессор можно производить запись гитары и других инструментов в качестве, вполне пригодном для демо.
Начинающему музыканту процессор эффектов может принести пользу не только как обработчик звучания на выступлении или репетиции, но и в качестве практического пособия по формированию обработанного звука электрогитары. Однако есть у этого устройства, наряду с достоинствами, и недостатки:
- Общая сухость и блеклость звучания. Дело в том, что математическая формула обработки цифрового сигнала не в состоянии досконально просчитать все гармоники и обертона, присущие сигналу аналоговому. В результате звук на процессоре приходится дополнительно обрамлять ревербератором, дилэем и другими красивыми эффектами, скрывающими схематичность и бледность исходного звучания.
- Длительное время отклика. Весьма раздражающим фактором является то, что процессор отзывается на производимые с инструментом действия не моментально, а с некоторой задержкой, которая тем больше, чем ниже уровнем проц. Современные устройства сводят эту задержку к минимуму, но она, тем не менее, есть, и может наблюдаться как в ходе игры, так и во время переключения настроек.
- Избыточность эффектов. Вариантов возможных обработок звука процессором существует столько, что далеко не факт, что вам пригодится на практике хотя бы половина из них. Кроме того, совершенно обычным делом для этих устройств является то, что нормально, с хорошим приемлемым звуком, в процессоре реализовано лишь несколько эффектов – остальные будут больше, по сути, мешать, затрудняя поиск наиболее продуктивного варианта применения.
Применение и возможности процессоров
По факту, процессор гитарных эффектов – довольно неплохой вариант для начинающего гитариста, позволяющий быстро разобраться в различных звуковых обработках и надобности применения тех или иных эффектов в собственном творчестве. Также это устройство крайне полезно на выступлениях, если вам нужно применить большое количество вариантов звучания инструмента – например, запланирован свой звук для каждой песни. Однако здесь скрывается коварная ловушка: звукорежиссер, что естественно, при настройке общего звука группы будет ориентироваться конкретно на тот гитарный пресет, на котором играется саундчек. Большая разница в уровне громкости и частотных настройках разных пресетов приведет к тому, что на каких-то песнях гитара будет выпирать, а на каких-то просто провалится в общем миксе.
Что же касается возможностей применения процессоров для звукозаписи, то их реальный потолок – демо. Истории известны отдельные случаи, когда на процах записывали полноценный альбом целиком вплоть до обработки вокала, однако они так и остались исключениями из правил (заведомо понятно, что в таких условиях производящему сведение и мастеринг придется буквально из кожи вывернуться на абсолютном максимуме своего профессионализма, чтобы получить хоть сколько-нибудь приемлемый результат).
Процессоры гитарных эффектов могут различаться по типу установки, который желательно учитывать сразу в момент приобретения устройства:
- настольные – корпус процессора ставится на стол или иную ровную поверхность, для управления по ходу игры в комплект входит подключаемая ножная педаль;
- напольные – ножная педаль и блок настройки пресетов выполнены в одном корпусе, который ставится на пол;
- рэковые – конструкционно напоминают настольные, устанавливаются в специальную стойку.
Желаемый тип установки есть смысл заранее подобрать перед покупкой процессора исходя из его основного планируемого применения. Для частых выступлений гораздо удобнее будет напольный проц. Для студийной работы и специально для репточки проще взять настольное или рэковое устройство.
Какие именно эффекты обработки звука способен дать процессор? Практически любые, выполняемые в отдельных педальных вариантах, самые разнообразные. Это и перегрузы различных видов (фузз, дисторшн, овердрайв), и хорус, и дилэй, и флэнджер, и лупер, и вау-вау, и компрессор, и многие другие.
Рынок гитарных процессоров в наши дни представлен огромным множеством самых различных моделей. Наиболее высоко котируется (и дорого ценится в денежном измерении) продукция компаний Marshall, Boss, Korg. Более бюджетные процессоры, доступные и новичку – Zoom, Yerasov, Gigabyte.
Итак, мы в общих чертах рассмотрели процессоры эффектов – удобные и компактные устройства обработки звука, познакомились с их применением, главными плюсами и минусами. Что хочется сказать напоследок – процессор не имеет альтернативы в качестве возможности за не очень большие деньги попробовать в ознакомительном режиме самые разные гитарные эффекты и определиться, в каком направлении двигаться в поисках своего собственного уникального звучания, какие эффекты помогут его найти и нужно ли для этого какое-то дополнительное оборудование.
Источник