Реквием кабалевский ноты для

Реквием кабалевский ноты для

ТВОРЧЕСТВО: Литература. Музыка. Живопись запись закреплена

ДМИТРИЙ КАБАЛЕВСКИЙ
«Реквием» (на стихи Роберта Рождественского)

В конце 1963 года Дмитрий Кабалевский завершил грандиозную по замыслу и содержанию ораторию на слова Р.Рождественского — «Реквием», посвятив его памяти погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Основная идея «Реквиема» — призыв к живым быть достой­ными подвига павших, помнить о жертвах, бороться за жизнь на земле.

«Реквием» состоит из десяти частей: Вступление – «Помните»; «Вечная слава»; «Родина»; «Я не умру»; «Поступь дивизий»; «Черный камень»; «Сердце матери»; «Грядущее»; «Наши дети»; «Слушайте».

Во вступительной части «Реквиема», слышится призыв всем людям мира помнить ужасы войны и из поколения к поколению передавать память о погибших героях, защищавших мир ценой огромных человеческих жертв. В теме «Родина» звучит мотив, что человек должен быть в единстве со своей Родиной. Маршем звучит «Поступь дивизий» и хоровое пение ему вторит: «… и слышалась поступь дивизий, великая поступь дивизий, железная поступь дивизий, точная поступь солдат…». Как и во многих других сочинениях Кабалевского, в «Реквиеме» тема светлого будущего связана с образами детей. Хор «Наши дети» — один из самых ярких и вдохновенных эпизодов оратории.

«Реквием» Кабалевского — произведение большой гражданской и художественной силы. Патриотический пафос, ненависть к врагам мира, призыв к людям: «Убейте войну, прокляните войну!» — все это было горячо принято слуша­телями, ибо каждому близки и дороги образы, воспетые композитором.

Источник

Хоровые ноты для детей

И. Дунаевский, сл. В. Лебедева-Кумача «Широка страна моя родная»
(«Песня о Родине»). Скачать ноты

А. Пахмутова, сл. Н. Добронравова: «Герои спорта». Скачать ноты

М. Глинка, сл. С. Городецкого: «Славься». Скачать ноты

И. Дунаевский, сл. М. Матусовского: «Летите, голуби». Скачать ноты

А. Островский, сл. Л. Ошанина: «Пусть всегда будет солнце!». Скачать ноты

А. Пахмутова, сл. Н. Добронравова: «Хор хороший». Скачать ноты

Д. Шостакович, сл. Е. Долматовского: «Родина слышит». Скачать ноты

В.Шаинский сл. М.Матусовский: «Что тебе снится, крейсер «Аврора». Скачать ноты

Ю.Чичков, сл. М. Пляцковского: «Дружат дети на планете». Скачать ноты

Русская народная песня в обр. В. Калистратова: «Уж ты сад». Скачать ноты

Ю.Чичков, сл. К. Ибряева: «Солдатские звезды». Скачать ноты

Г. Свиридов, сл. С. Есенина: «Отчалившая Русь». Скачать ноты

Ю.Чичков, сл. М. Пляцковского: «Детство — это я и ты». Скачать ноты

Русская народная песня в обр. В.Соколова: «Я пойду ли, молоденька». Скачать ноты

Е.Дрейзин, сл. А. Безыменского, обр. В. Соколова: «Березка». Скачать ноты

Русская народная песня в обр. А. Лядова: «Во лузях». Скачать ноты

Русская народная песня в обр. А. Лядова: «Ты река ль моя». Скачать ноты
Д. Кабалевский, сл. Р. Рождественского: № 8 из «Реквиема» «Наши дети»: Скачать ноты

С. Рахманинов, сл. Н.Некрасова «Славься!» из цикла «Шесть хоров для детских голосов». Скачать ноты

Кубанская казачья песня в обр. В.Захарчеко: «Да в саду дерево цветет». Скачать ноты

Е.Подгайц, сл. А. Пушкина «Москва… как много в этом звуке». Скачать ноты

В.Гаврилин, сл. А.Шульгиной «Мама». Скачать ноты

М.Глинка, сл. Н.Кукольника — «Попутная песня» из вокального цикла «Прощание с Петербургом». Скачать ноты

А. Пахмутова: «Орлята учатся летать». Скачать ноты

Русская народная песня в обр. В. Попова: «Коляда». Скачать ноты

Русская народная песня в обр. В. Попова: «Шел, прошел месяц». Скачать ноты

Украинская народная песня в обр. М. Леонтовича: «Щедрик». Скачать ноты

А. Абов: «Не знаю, когда прилетел соловей. » Скачать ноты

А. Алябьев: «Зимняя дорога» Скачать ноты

А. Варламов: «Вдоль по улице» Скачать ноты

Д. Васянович «Бабочка» Скачать ноты

Д. Васянович «Весенний дождь» Скачать ноты

А. Волгина, «Гимн душе» Скачать ноты

Г-Ф. Гендель, «Слава Тебе!» Скачать ноты

В. Лукашевичус. русская народная песня «Ах ты, степь широкая», обработка Скачать ноты

А. Любимов, «Хвалите Имя Господне» Скачать ноты

А. Любимов, русская солдатская песня «Песнь о Вещем Олеге», обработка Скачать ноты

Л. Марченко, «Это музыка» Скачать ноты

В.-А. Моцарт, «Репетиция концерта» Скачать ноты

Русская народная песня, Ах вы, сени

Сборник народных песен для детского хора, Весёлый хоровод

Источник

Реквием в истории музыки

Йоханнес Окегем (ок. 1450)
Антуан Брюмель (впервые в истории с Dies irae)
Томас Луис де Виктория. Officium defunctorum (1548-1611)
Орландо ди Лассо. Реквием (XVI век)
Палестрина Джованни Пьерлуиджи да. Реквием. Missa pro defunctis (XVI век)
Генрих Шютц. Musikalische Exequien (XVII век)
Генриха Игнац Франц фон Бибер. Requiem (1690)
Жан Жиль. Реквием (XVII век)
Ян Дисмас Зеленка. Реквием до-минор; Реквием ре-мажор; Реквием ре-минор
Михаэль Гайдн. Missa pro defunctis, Requiem in c-Moll (XVIII век)
Джованни Баттиста Мартини .Requiem (1745)
Доменико Чимароза. Реквием (1787)
Вольфганг Амадей Моцарт. Реквием d-moll (1791)
Антонио Розетти. Реквием для Моцарта (1791)
Ференц Лист. Реквием (XIXвек)
Антонио Сальери. Маленький реквием (1804)
Доменико Гаэтано Мариа Донице́тти. Реквием(1835)
Луиджи Керубини. Реквием до-минор (1816), Реквием ре-минор (1836)
Гектор Берлиоз. Реквием (Grande Messe des morts, 1837)
Антон Брукнер. Реквием (1849)
Франц фон Зуппе. Реквием (1855)
Серней Иванович Танеев. «Русский реквием» (кантата Иоанн Дамаскин, 1858)
Джоаккино Россини. Реквием (1860)
Иоганнес Брамс. Немецкий реквием (1866)
Джузеппе Верди. Реквием (1874)
Ханс Хубера. Реквием (1877)
Камиль Сен-Санс. Реквием (1878)
Феруччо Бузони. Реквием (1881)
Габриэль Форе. Реквием (1888)
Антонин Дворжак. Реквием (1891)
Мориса Дюруфле. Реквием (1946)
Морис Дюруфле. Реквием (1947)
Бенджамин Бриттен. Военный реквием (1962)
Дмитрий Борисович Кабалевский. Реквием (1962)
Дьёрдь Лигети. Реквием (1963—1965)
Игорь Стравинский. Заупокойные песнопения (Requiem canticles) (1966)
Альфред Шнитке. Реквием (1975)
Эдисон Денисов. Реквием (1980)
Шарль Гуно. Реквием (1983)
Эндрю Ллойд Уэббер. Реквием (1985)
Николай Леонидович Слонимский. Реквием (2003)
Кшиштоф Пендерецкий. Польский реквием (1980-2005)

Источник

Хоровая аннотация «Я не умру» из «Реквиема» Д.Д. Кабалевского

Скачать:

Вложение Размер
ya_ne_umru.docx 489.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Я НЕ УМРУ»
№ 4 из «Реквиема»

Музыка Д. Кабалевского, слова Р. Рождественского

Вокально-хоровое сочинение для симфонического оркестра, солиста и смешанного четырехголосного хора

Хоровое произведение «Я не умру» третья часть «Реквиема», одного из самых значительных сочинений композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского и поэта Роберта Станиславовича Рождественского. «Реквием» можно считать результатом их совместной работы, созданной по инициативе Д.Б. Кабалевского к пятнадцатилетию Победы в Великой Отечественной войне. «Реквием» посвящен памяти всех павших в борьбе с фашизмом.

Деятельность Д.Б. Кабалевского имела большое значение для создания в нашей стране базы для формирования общего музыкального кругозора детей и взрослых. Для воплощения своей мечты о всеобщем музыкальном просвещении, композитором были разработаны программы по музыке для общеобразовательных школ. Свои мысли он опубликовал в нескольких книгах: «Педагогические размышления», «Как рассказывать детям о музыке?», «Воспитание ума и сердца» и других. Идеи, выдвинутые Д.Б. Кабалевским в 70-е годы прошлого столетия, не только не потеряли своей актуальности, но и с новой силой пропагандируются в настоящее время.

Д.Б. Кабалевский необычайно плодотворный композитор, круг его интересов затрагивал многие жанры. Это и оперное творчество: «Кола Брюньон», «В огне», «Семья Тараса», «Никита Вершинин», «Сестры», оперетта «Весна поет». Произведения для симфонического оркестра (симфонии, концерты для разных инструментов), большое количество инструментальных пьес, камерных ансамблей. Д.Б. Кабалевский внес значительный вклад в область музыки для детей и юношества. Тема юности – одна из центральных в его творчестве. Его музыка отличается профессиональным мастерством, национальным колоритом, преимущественным обращением к традиционным для XIX века средствам выразительности (5.222).

Хотя Д.Б. Кабалевский не работал в академическом жанре хоровой музыки – жанре a cappella , его вклад в хоровое искусство достаточно солиден. Его хоровые произведения выделяются сдержанностью, лаконизмом выразительных средств, простотой изложения, удобством голосоведения. К хоровому жанру композитор обращался на протяжении всего творческого пути. Вот его основные произведения для хора: «Поэма борьбы» на слова А. Жарова, кантаты «Родина великая», «Песни утра, весны и мира», «К Родине», «Ленинцы», «О родной земле» на слова советских поэтов, сюита «Народные мстители», оратория «Письмо в XXX век», хоры из опер. Вершиной хорового творчества сам Д.Б. Кабалевского считал «Реквием» (6.12).

Р.С. Рождественский вошёл в литературу вместе с группой талантливых сверстников, среди которых выделялись Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, А. Вознесенский. Характерное свойство поэзии Рождественского — неизменная современность, живая актуальность вопросов, которые он ставит перед самим собой и перед обществом, поиски внутренней цельности, твёрдой нравственной и гражданской опоры (4.3). Широк спектр тем, к которым обращался в своем творчестве Р. Рождественский. Это темы борьбы за мир, преодоление социальной несправедливости и национальной вражды, уроки Второй Мировой войны, проблемам освоения космоса, красоты человеческих отношений, трудностей и радостей повседневной жизни. Р. Рождественский в разные годы сотрудничал со многими композиторами. Его соавторами были: А. Бабаджанян, А. Флярковский, М. Фрадкин, Д. Тухманов, М. Таривердиев, А. Пахмутова, Я. Френкель, М. Дунаевский, А. Зацепин, М. Магомаев, Н. Богословский. Большую популярность приобрели песни на стихи Рождественского: «Товарищ Память», «Ах, это свадьба», «Мы эхо», песни к кинофильму «Семнадцать мгновений весны» и другие (4.164).

По замыслу Кабалевского и Рождественского «Реквием» должен был стать принципиально иным произведением, чем написанные до этого произведения в аналогичном жанре. Это не только скорбь по погибшим героям, хотя в партитуре «Реквиема» немало номеров скорбного, драматического характера, повествующих о неисчислимых страданиях людей. Это сочинение, по словам Кабалевского «обращение к живым. Это рассказ воспевающий жизнь». Основной пафос «Реквиема» – вечная память о тех, кто не вернулся с войны, кто отдал свои жизни, защищая мир от фашизма (6.43).

Реквием (от лат. requies – покой, отдых, умиротворение) – католическая траурная заупокойная месса для солистов, хора и органа или оркестра. Первые мессы принадлежат Г. Дюфаи, Й. Окегему, О. Лассо, Дж. Палестрине. В XVII начале XVIII веках жанр реквиема претерпевает значительную эволюцию в сторону концертности, а затем и симфонизации. Со времени А.В. Моцарта реквием утрачивает культовый – церковный характер, но исполняется на латинском языке. Так «Реквием» Д. Верди, больше напоминает оперные сцены, чем церковную службу. Й. Брамс в «Немецком реквиеме» использовал не латинские, а немецкие тексты из лютеранской Библии. К жанру реквиема обращались Г. Берлиоз, Ф. Лист, К. Сен-Санс, А. Брукнер. В XX веке реквием – как траурное ораториально-симфоническое произведение имеет настолько устойчивые жанровые признаки, что сохраняет их даже при отсутствии канонического текста. Таков «Военный реквием» Б. Бриттена, на стихи английского поэта У. Оуэна. Современные скорбно-возвышенных произведения посвященные памяти погибших героев могут носить название «реквием» (5.457).

«Реквием» Д.Б. Кабалевского – сочинение для симфонического оркестра, двух хоров (смешанного и детского) и двух солистов. Трудно переоценить значимость этого произведения как в истории музыки XX столетия, так и в творчестве самого композитора. Д. Кабалевский считал «Реквием самым серьезным произведением из всех своих сочинений. Премьера прошла с огромным успехом, как в нашей стране, так и за рубежом. После премьеры «Реквиема» в США, в декабре 1965 г. газета «Кроникл» писала: «Реквием» Кабалевского – наиболее впечатляющее из всего, что может быть названо музыкальным утверждением этого жанра». В таком же духе высказывались газеты Германии, Венгрии, Болгарии и ряда других стран (2.255). За это произведение Д.Б. Кабалевский был удостоен Государственной премии РСФСР – премии имени М.И. Глинки.

Реквием состоит из десяти частей. Во вступительной части «Реквиема» — «Помните» слышится призыв всем людям мира помнить ужасы войны и из поколения к поколению передавать память о погибших героях, защищавших мир ценой огромных человеческих жертв. В теме «Родина» звучит мысль, о единстве человека со своей Отчизной: «…горе твое – это наше горе, Родина. Правда, твоя – это наша, правда, Родина. Слава твоя – это наша слава, Родина». Третья часть — «Я не умру» — своеобразная молитва молодого бойца перед боем, в которой слышится одновременно тоска, сила и мужество героя перед лицом смерти. Мощный и наступательный марш звучит в четвертом эпизоде «Реквиема» — «Поступь дивизий». Пятая часть «Черные камни» музыкальный памятник погибшим неизвестным солдатам. Шестой номер «Сердце матери» — песня-плач русской женщины-матери: «Не могу найти дороженьки, чтоб заплакать над могилою. Не хочу я ничегошеньки – только сына милого». В предпоследний номер «Грядущее» — звучит главная тема «Реквиема» – вера в светлое будущее человечества, в котором не будет места никаким войнам. С наибольшей силой эта мысль выражена в последней части «Реквиема» — «Наши дети», исполняемая детским хором. Дети, являются своеобразным лейтобразом во многих сочинениях Д. Кабалевского, например, в кантате «Песня утра, весны и мира» дети представлены как залог светлого будущего человечества, как символ мира и вечной жизни на земле.

В своих вокально-хоровых произведениях Д.Б. Кабалевский часто использует куплетную форму, которую он симфонизирует, обращая в куплетно-вариационную. Такую форму, например, Кабалевский использовал в хоровом цикле «Народные мстители» на стихи Е. Долматовского. Литературная основа третьей части «Реквиема» «Я не умру» стала предпосылкой для избрания композитором именно куплетно-вариационной формы. Вариационность заключается в использовании принципов подголосочности, имитации, канона в произведении. Каждый из трех куплетов решен композитором таким образом, чтобы достичь значительного драматизма в развитии образа. Так первый куплет исполняется солистом без участия хора. Словно герой произведения находится наедине, его слова звучат как мольба и надежда на то, что его жизнь не оборвется.

Во втором куплете ведущая линия отдана солисту, а хоровая партия звучит в имитационном изложении. Ведущим мелодическим голосом в партии «Я не умру» остается партия солиста, хоровая партия применяется в приеме дублирования. Такой прием отнюдь не обедняет партию хора. Этот прием Кабалевский использует для того, чтобы подчеркнуть, что то состояние, которое испытывал герой, испытывал каждый солдат, находящийся на полях сражений. И он не одинок в своих переживаниях, хор олицетворяет собой народ и поддерживает солиста, как поддерживали солдат своими молитвами, сопереживанием, сочувствием тысячи людей нашей страны.

Третий куплет решен композитором в форме канона, ведущая линия остается в партии солиста, запев начинает хор.

Здесь усиливается драматическая линия части, из мольбы рождается гимн. Герой полон решимости и мужества. Все движется к кульминации, которая звучит в коде.

Большую роль в создании образа и в его развитии играет ладотональный план. Основная тональность d-moll подчеркивает общий суровый колорит сочинения . В целом произведение тонально устойчивое и выдержано в основной тональности. Лишь в коде, композитор использует отклонения в разные тональности ( A-dur, a-moll, d-moll, g-moll, fis-moll, G-dur ). Конец части утверждает D-dur, музыка наполнена героическим пафосом, торжеством. Но заканчивая часть, Кабалевский уходит от гимнического характера музыки. Композитор нашел удивительный прием, при котором, сохраняя торжественность музыки, он использует динамические оттенки p, pp. Герой по-прежнему один на один со своими мыслями, но мы видим как на протяжении третьей части «Реквиема» он преображается внутренне, от первоначальной робости не осталось и следа, он готов исполнить свой долг, и он уже победитель.

Мелодическая линия произведения очень выразительная, она носит сурово-драматический характер, что соответствует драматургическому замыслу части. В мелодии преобладает поступенное плавное движение, как в партии солиста, так и в хоровой партитуре.

В моменты кульминационных подъемов в каждом куплете, в мелодической линии солиста появляются восходящие и нисходящие скачки на квинту, сексту.

В партии хора мелодическая линия остается в основном плавной, хотя изредка встречаются восходящие и нисходящие скачки на кварту, квинту. Особое внимание дирижер должен обратить на позиционную ровность в исполнении восходящих и нисходящих мелодических скачков, они требуют уверенного исполнения. Вокальные трудности подобного рода преодолеваются в процессе «впевания» произведения.

Для этой третьей части «Реквиема» Д. Кабалевский выбрал размер 3/4 , он не меняется на протяжении всей части . Этот размер больше свойственен вальсовой музыке, хотя трехдольность встречается в монументальных повествовательных сочинениях, но размер выбирается более крупный, например 3/2 . При избранном размере в части «Я не умру», вальсовость не ощущается за счет ровного ритмического рисунка (четверти в сочетании с половинными длительностями), и сдержанного темпа музыки (авторская ремарка moderato assai – весьма сдержанно). Ритмический рисунок в хоровой партии совпадает с ритмом солирующей партии.

Динамический план произведения разнообразен от pp до f. Динамика соответствует настроению каждой части, в кульминационные моменты, происходят динамические нарастания.

Значительна роль оркестрового сопровождения. В оркестровой партии нет вступления, солист и оркестр вступают одновременно, этим подчеркивается особое значение роли солиста. Оркестровое сопровождение не идет вразрез с вокальными партиями, наоборот, оно находится как бы в тени, особенно первом куплете, где отмечено одиночество героя и его психологическое состояние. Драматизм ситуации подчеркивается контрастным сопоставлением мелодической линии партий солиста и хора и оркестровым сопровождением. Оркестр звучит приглушенно в нижнем регистре, поддерживая общий колорит и настроение сочинения, и помогая хору и солисту в достижении общего ритмического и темпового ансамбля. Между куплетами композитор вставляет небольшие оркестровые проигрыши, которые усиливают драматическое напряжение и настраивают слушателя к эмоциональному накалу в следующих куплетах. Между вторым и третьим куплетами Д. Кабалевский включает небольшую оркестровую интермедию, в которой внутреннее психологическое состояние героя трансформируется в качественно новое.

Третья часть «Реквиема» — «Я не умру» написана для солиста-баритона и четырехголосного смешанного хора с оркестровым сопровождением. Хор вступает во втором куплете, но не полным составом. Партия басов включается в конце второго куплета в его кульминации. В третьем куплете и в коде Д. Кабалевский использует полный состав хора. Причем в коде, он усиливает все хоровые партии приемом divizi, таким образом, подчеркивая торжественность и приподнятость музыки в кульминации, и сочность гармонической окраски на протяжении всей коды.

Разделения в партиях требуют от дирижера точной интонационной работы, как с солистом и каждой партией, так и всего хорового ансамбля в целом. Чтобы облегчить интонирование звуков главных трезвучий, которые встречаются в партии солиста (такты 34, 42, 76, 80 – S 3|5, такты 35, 43, 81 — Т 3|5, ), и в хоровой партии (такты 31, 38, 42, 75 – S 3|5, такты 23, 25,67, 68 — Т 3|5, ), необходимо пропеть трезвучия T, S, D, во время распевания и настройки хора на тональность.

Одним из источников нечистого интонирования могут стать повторяющиеся ноты, которые встречаются в альтовой и теноровой партиях.

В этом случае необходимо, чтобы певцы интонационно «приподнимали» звук вверх и исполняли его на активном дыхании. Дирижер во время исполнения таких мест может помочь певцам с помощью жеста: легким подниманием кисти руки с приподнятой ладонью вверх.

Во всех партиях встречаются секундовые интонации как вверх, так и вниз. Большую секунду вверх нужно интонировать с тенденцией к повышению, а вниз нужно интонировать ниже.

Часто встречающиеся скачки на чистую кварту и квинту, которые нужно петь устойчиво.

Восходящие скачки на малую сексту в партии солиста следует исполнять с тенденцией к понижению.

диапазон солиста: диапазон хора:

диапазон S: диапазон А:

диапазон Т: диапазон В:

Тесситурные условия удобные для исполнения во всех партиях, в основном мелодическая линия звучит на примарных звуках. Это говорит о том, что композитор очень хорошо знал диапазон каждой партии. Самый высокий звук у сопрано g 2 , не представляющий трудности для этого голоса, встречается в кульминации второго куплетаъ и подготовлен восходящим поступенным движением.

У теноров самые высокие звуки встречаются один раз в секвенционном изложении, и представляют интонационную трудность, так окружены двумя скачками (вверх на кварту и вниз на квинту).

Хоровой ансамбль естественный, голоса звучат свободно, без напряжения, что помогает избежать создания искусственного ансамбля. Д. Кабалевский использовал очень немного хоровых средств, однако, достиг значительного драматизма в развитии образа.

Ритмическая структура произведения особой трудности не представляет для певцов. Однако имеющиеся распевы слога, на два и три звука, встречающиеся как у солиста, так и в хоровой партии, могут представлять определенную трудность. Для их исполнения требуется хорошая опора на дыхании.

Так как произведение написано в медленном темпе, трудность может представлять сохранение формы произведения и строя в процессе исполнения.

Хоровое исполнение невозможно без активного певческого дыхания, с помощью которого преодолеваются не только вокальные трудности, но и трудности строя. Поэтому в процессе репетиционной работы необходимо чередовать различные темпы, а отдельные мелодические ходы или аккордовые соединения по вертикали отстраивать вне ритма по руке дирижера. Выверению строя способствует исполнение закрытым ртом, при котором слуховой контроль исполнителей становится более пристальным.

Поэт и композитор, каждый своими средствами, создает единый целостный образ. Музыка чутко следует за текстом, с помощью своих средств выразительности дополняет и углубляет его. Все средства музыкальной выразительности в этом произведении направлены на решение главной задачи — создание целостного художественного образа. Основной трудностью для исполнения этого произведения является передача эмоционально-психологического характера, его философский смысл и внутренний глубокий драматизм. Для произведения «Я не умру» характерна эмоционально-приподнятая манера исполнения, дирижер должен глубоко изучить текст и партитуру произведения, чтобы правильно раскрыть его идейно-художественное содержание.

Трудность для исполнения составляет тихая звучность хоровой партии, она не должна выделяться и заглушать солиста. Но в то же время хор должен звучать отчетливо и ясно. Характер произведения требует предельного legato, при этом звук хоровой партии не должен быть вязким, глубоким. Здесь необходимо добиваться легкого, светлого звука. Более плотным он становится лишь в кульминации и там, где этого требуют тесситурные условия.

Дыхание в произведении имеет свою особенность, которая заключается в почти полной ненадобности цепного дыхания, так как отсутствуют протяженные мелодические линии. Дыхание должно быть пофразное и общехоровое.

В сочинении практически отсутствуют какие-либо дикционные трудности. Артикуляционный аппарат должен быть активным, согласные необходимо произносить четко, несколько утрированно. Чтобы сохранить дикционный ансамбль необходимо соблюдать правила вокальной орфоэпии: «сердце» — «се-рце»; «берег» — «бе-рик»; «будут в степях» — «бу-ду- твсти-пях»; «дымом костра» — «ды-мо-мка-стра», «гордой смерти, судьба» — «го-рдай сме-рти, су-дьба».

От дирижера требуется конкретность и подготовленность вступлений и снятий. Жесты должны быть скупыми, но волевыми. Чтобы не было статического исполнения и пения по слогам, необходимо в каждой музыкальной фразе стремиться к движению, к мельчайшим естественным отклонениям от точного темпа, которое возникает в связи с выразительным произношением поэтического текста.

Произведение «Я не умру» несомненно, обогатит музыкальный кругозор исполнителей и слушателей, окажет большое влияние на развитие патриотизма и гордости за нашу великую страну и ее героев.

  1. Безбородова Л.А. Дирижирование. / Л.А. Безбородова. – М., «Просвещение», 1985. – 176 с.
  2. Дмитрий Кабалевский. Творческие встречи. Очерки. Письма. /Сост. В. Викторов. М.: «Музыка», 1974. – 83 с.
  3. Когадеев А.П. Техника хорового дирижирования.
    / А.П. Когадеев. – Минск, «Высшая школа», 1968. – 252 с.
  4. Левандо П.П. Хоровая фактура. / П.П. Левандо. – Л., «Музыка», 1984. – 123 с.
  5. Мальгин А.В. Роберт Рождественский. Очерк творчества. / А.В. Мальгин. – М., «Художественная литература», 1990. – 206 с.
  6. Музыка. Большой Энциклопедический словарь / Гл.ред. Г.В. Келдыш. — М.: НИ «Большая российская энцеклопедия»,1998. – 672 с.
  7. Пожидаев Г.А. Дмитрий Борисович Кабалевский. / Г.А. Поджидаев. 4-е изд. – М.: «Музыка», 1987. – 78 с.
  8. Работа с хором. Методика, опыт. — М., «Профиздат», 1972. – 208 с.
  9. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учебное пособие. / В.А. Самарин. – М., «Академия», 2002. – 352 с.

Источник

Оцените статью