- Самостоятельный ремонт гитары
- Основные поломки
- Инвентарь и материалы необходимые для ремонта
- Методы и особенности ремонта
- Замена струн
- Замена отдельных колков и колодок
- Уплотнение металлических порожков
- Отвалились деревянные перемычки внутри барабана гитары
- Можно ли починить бас-гитару
- Реставрация старой гитары
- Средства обработки
- Реставрация средней сложности
- Полная реставрация
- Рекомендации по уходу
- MasterGitar.com
Самостоятельный ремонт гитары
Акустическая 6-струнная гитара состоит из барабана (корпуса) с голосником на резонансной деке; грифа, на котором расположены металлические порожки (разделяющие лады); головки с колковыми устройствами, удерживающими натяжение струн. Далеко не во всех городах в мастерских есть инструменты для ремонта и восстановления щипковых музыкальных приспособлений, к которым относятся:
- акустические шестиструнные, семиструнные и электрические гитары;
- домры русские 3-струнные, украинские 4-струнные;
- балалайки;
- скрипки;
- мандолины;
- банджо-гитара, банджо-акулеле;
- гусли.
За исключением электрических инструментов, строение щипковых сходное. Это заключается в наличии барабана, служащего резонатором (усиливающей звук), подборе клея, лака и древесины для изготовления, замены поврежденных дек, обичаек, изношенных металлических порожков, зазубрины на которых дают неприятный дребезжащий призвук. Мастерская подойдет лишь при условии, что мастера не пользуются готовой формулой лака, а подбирают его плотность, прочность исходя из особенностей конкретного аксессуара.
Основные поломки
Особенность выбора инструмента заключается в том, что при ударе справа, слева от окончания грифа звук самой деки должен быть одной высоты. Так же она должна звучать и при ударе по дальним участкам, находящимся за деревянным порожком, на котором закрепляются струны. Такой аксессуар даст насыщенный звук, не будет фальшивить (при правильной настройке), но только до момента появления трещин на корпусе, повреждения лака.
За стабильность натяжения струн отвечают колки. Со временем на металлических частях – шестернях, резьбовых штырях появляются признаки коррозии, износа. Натяжение струн начинает ослабевать во время игры или при настройке наблюдается проскакивание колка, соответственно сброс заданного ранее натяжения струны.
Если использованы 2 планки по три колка, то менять нужно обе. Проще провести ремонт гитары, если для каждой струны используется обособленный колок – их и снять проще, да и полная замена не требуется при повреждении одного подтягивающего механизма.
Металлический призвук после снятия аккорда наблюдается на инструментах с расшатанными порожками, верхним (пластиковым), находящимся на шейке, соединяющей головку с грифом или межладовым. Повреждение оплетки металлических струн тоже дает искажение звука, звон.
Внимание! Каждый скол, деформация скажутся на звучании. Диссонанс в аккорде будет очень сильным при наличии самого небольшого сквозного отверстия на корпусе, не предусмотренного изготовителем.
В классическом варианте у гитары гриф клееный, как у любого концертного инструмента. В более дешевом – пятка грифа крепится штырем, за счет чего можно регулировать высоту струн. В процессе эксплуатации древесина, к которой крепится металлический болт, усыхает, гриф начинает произвольно двигаться вверх–вниз, из стороны в сторону. При такой поломке ремонт гитары своими руками возможно провести при помощи столярного клея, установив гриф в необходимое положение.
Инвентарь и материалы необходимые для ремонта
При повреждении корпуса, соединительных обичаек, отремонтировать качественно инструмент в домашних условиях не удастся. С тем же успехом струны можно переставить на дрова, звучание будет одинаковым. Здесь нужна реставрация гитары с полной заменой отдельных частей, изготовленных из правильно высушенной древесины: клена, грушевого дерева.
Для концертных инструментов мастера используют более дорогую элитную древесину.
Для минимального (планового) ремонта потребуются:
- набор струн;
- соответствующие изначальной комплектации колки;
- столярный клей;
- эпоксидка;
- струбцина;
- отвертка;
- наждачная бумага (нулевка);
- надфили;
- паста Гойя, хлопчатобумажная ткань.
Для ремонта поверхностных трещин на гитаре потребуется тонкая кисть, прозрачный лак, подходящий по консистенции к тому, которым изначально покрыт корпус.
Методы и особенности ремонта
В домашних условиях можно провести только несложный поверхностный ремонт, реставрацией должны заниматься специалисты.
Своими руками можно:
- заменить струны;
- поставить на место, отшлифовать порожки;
- заменить колки;
- заполнить небольшие трещины лаком или эпоксидной смолой.
В электрогитарах с монолитным корпусом самостоятельно можно заменить звукосниматель.
Замена струн
При повреждении одной струны меняется весь набор, что обосновано разницей материалов, из которых изготавливаются струны разными производителями, шириной оплетки трех верхних. Подбор толщины влияет на силу натяжения, достижение требуемой высоты звука.
Замена отдельных колков и колодок
Начинается процесс замены со снятия струн. Далее необходимо аккуратно открутить колодки с колками при помощи отвертки, если это предусмотрено изготовителем. В противном случае придется гвоздики выламывать. Чтобы установить новые колки на прежнее место, необходимо подобрать такие же маленькие, но чуть более толстые шурупы.
Уплотнение металлических порожков
Для этого этапа ремонта потребуется эпоксидная смола, надфили.
- порожек вынимается из рассохшегося гнезда;
- древесина обрабатывается треугольным надфилем;
- гнездо заполняется эпоксидкой;
- порожек возвращается на место, зажимается посередине струбциной;
- после снятия держателя при помощи наждачки или надфилей снимаются излишки застывшей смолы.
Зазубрины на металлических порожках снимаются мелкозернистой наждачной бумагой. После бережной шлифовки они натираются пастой Гойя, доводятся до совершенства натиранием тканой шерстяной или хлопчатобумажной материи.
В процессе шлифовки, снятия излишков клея на грифе могут появиться белые пятна, как и в процессе интенсивной эксплуатации, их можно устранить при помощи краски, которая не даст сильного утяжеления.
Отвалились деревянные перемычки внутри барабана гитары
Если вам удается вымыть банку, засунув руку внутрь, то и подклеить деревянные планки, не разбирая гитару до основания, получится.
- снять струны;
- зачистить от старого клея места соединения наждачкой;
- обезжирить ацетоном;
- нанести столярный клей;
- прижать планку к задней стенке барабана, оставить до полного соединения.
В гитарах с регулируемой высотой струн усиливающие деревянные торцевые бруски подклеиваются при снятом грифе. В классических гитарах с клееным грифом их нет.
Можно ли починить бас-гитару
Починить бас-гитару можно. Чтобы сделать это своими руками, потребуется много времени на изучение всех тонкостей мастерства, приобретение необходимого инвентаря, изучение материаловедения. Ведь при несоответствии прорезей под лады придется использовать вставки из ясеня, бука или клена, прошедшего многолетнюю сушку в определенных условиях.
Блестящий толстый слой лака, который начинает отслаиваться – это явное нарушение технологии. Этот дефект можно исправить в домашних условиях, сняв мебельный или другой лак, не предназначенный для музыкальных инструментов, покрасив корпус, гриф легким лаком, не поглощающими звук, ведь не блеск, а качество звучания важно для гитары.
Гитарное пиццикато над порожками 7, 10 и прочих ладов звучит чисто. Гитара должна при этом приеме звенеть, а не дребезжать. Обратный результат говорит о неполадках с грифом.
Полезно! Обнаружить отсутствие металлической основы на определенном участке можно при помощи магнита. Некорректную установку мастера определяют при помощи медицинского рентгена. Искривленный гриф можно усилить, убрав незапланированные прогибы (в 1-2 мм) при помощи дополнительных продольных стержней.
Как показывает практика, металлический стержень, призванный предотвращать деформацию грифа, может быть коротким или смещенным относительно середины.
Реставрация старой гитары
Сложность проведения реставрации зависит от многих факторов. Самое сложное – это отремонтировать рассохшуюся гитару, если обичайка отделяется от задней, передней стенок барабана, она повреждена или отсутствует на одном или нескольких участках. Проще вернуть устойчивость порожкам, если они просто начали отходить из-за потери древесиной необходимой влажности.
Сложнее провести ремонтные работы корпуса гитары, где началось расслоение, появились трещины в районе голосника, пятка грифа отламывается вместе с частью корпуса. Восстановление такого инструмента можно доверить только мастеру.
Средства обработки
Чтобы вернуть инструменту первоначальный вид, потребуется растворитель для снятия растрескавшегося лака. Берсты (градиенты) покрытия гитар делятся на две категории – полупрозрачные, с максимально плотным красочным покрытием.
Непрозрачные рисунки наносятся по стандартной технологии для цветных эмалей на грунтующий слой, после чего инструменту придается лаковый блеск. Полупрозрачные лакокрасочные покрытия тоньше, они могут быть блестящими и матовыми, темными и светлыми. Главная их цель – защитить древесину от потери влажности, ее избытка. В отличие от материалов, предназначенных для мебели, сувенирной продукции, лак для гитар должен способствовать распространению звука, а не его поглощению.
Реставрация средней сложности
К реставрации средней сложности можно отнести этапы устранения неполадок без необходимости разбирать корпус гитары на составляющие.
Минимальное использование специализированных приспособлений, дополнительных материалов:
- устранение сколов за счет покраски;
- заделка небольших трещин;
- покраска соответствующими для музыкальных инструментов красками, лаками.
Несмотря на кажущуюся простоту, процесс реставрации средней сложности может занять много времени.
Полная реставрация
Полная реставрация инструмента начинается с диагностики повреждений, нанесенных временем, неправильным хранением инструмента. При минимальных механических повреждениях, полученных в результате небрежного отношения, мастеру придется устранить деформации, отслоения. Для этого инструмент разбирается на составляющие, обрабатывается каждая деталь по отдельности, собирается вновь. Полная реставрация займет больше времени, чем производство нового.
Рекомендации по уходу
При хранении аксессуара необходимо соблюсти следующие правила:
- никогда не класть струнами вверх;
- держать его вдали от радиаторов отопления, других источников тепла;
- не допускать в помещении, где хранится инструмент, резких перепадов температур, повышенной влажности воздуха.
При необходимости транспортировки потребуется упаковать во влагонепроницаемый, сохраняющий тепло чехол.
Оптимальное положение между использованиями – в подвешенном состоянии. Нельзя изделие мыть, его можно только протирать влажной мягкой тканью. Любые моющие средства являются агрессивными, способными нанести повреждения лаку, голосу инструмента.
Источник
MasterGitar.com
Ремонт ладов гитары с их переустановкой – это один из самых распространенных видов работ с грифом гитары. Лады гитары изнашиваются или могут быть просто неаккуратно установленными с самого начала. Разберемся что надо знать перед тем, как приступить к замене или переустановке ладов.
В предыдущей статье мы увидели какие могут быть недостатки у ладов. Вкратце, если ваши имеют слишком глубокие протертости от струн или кем-то были сточены и оставшейся высоты не хватает, чтобы придать ладу верную форму, то их надо менять. Также, если лады плохо держатся в пропилах, то можно их все вытащить и установить заново.
Ровный гриф
Самое первое и важное правило – установка ладов гитары должна осуществляться в прямой гриф. Читаем статью, что такое прямой или правильно изогнутый гриф гитары. Поэтому будем исходить из того, что все работы с накладкой грифа уже закончены.
На практике так и получается, что вся работа на накладке грифа выполняется пакетом: и гриф выравнивается, и лады ремонтируются. Если для того, чтобы выровнять гриф вынимаются старые лады, то очень часто забивается назад уже новый комплект.
Тут роль играют уже любые недостатки у ладовой проволоки: малейшие истертости, мягкий металл, просто желание поставить новый комплект ладов.
Слишком широкие пропилы для ладов
Обычна ситуация, когда при ремонте гитары требуется замена ладов, а ширина пропилов не соответствует новому комплекту. Например, ремонт советских гитар, лады которых были совсем другими.
Ширина паза должна быть такой, чтобы лад нормально забивался лёгким молоточком, но, тем не менее, держался уверенно.
На ширину пропила необходимо обратить особое внимание. Широкий пропил — это не только ненадежная установка самой ладовой проволоки, но и ослабление грифа в целом. Под натяжением струн накладка сжимается и какие-то пустоты в ней это серьезная потеря прочности. Современные лады имеют очень короткую ножку до 2мм, чтобы этот эффект снизить.
Чтобы убрать все нежелательные эффекты от широких пропилов, лады можно вклеить на эпоксидную смолу. Читаем об этом в статье об установке ладов.
Существует ладовая проволока, специально выпущенная для ремонта гитар. Ножка такой ладовой проволоки толще, чем обычная, но разница буквально в одной десятке.
Глубина пропила
Головка лада должна лежать на накладке, а не ножка упираться в дно пропила, сделайте поэтому пропил немножко глубже, чтобы гарантировать это.
При замене ладов часто необходимо углубить или прочистить пропилы. Углублять пазы надо подходящей по ширине пилой. Глубина определяется высотой ножки. Последние десятки можно допиливать очень тонкой пилой, так как насечки начинаются на некотором расстоянии от края.
Специальный инструмент для чистки пазов – это заточенное в виде когтя полотно по металлу и/или коротенький кусочек того же полотна закрепленного в держалке. Таким интрументом надо будет работать, если по краю грифа у вас проходит пластиковый кант. Для сквозного пропила можно применить просто пилку с ограничителем глубины, как в статье про новые пропилы.
Шпатлевание накладки
Разного рода недостатки на накладке гитары надо шпатлевать или заделывать вставками. На темном дереве все очень удобно. На черном дереве совсем просто. Пудра черного дерева смешивается с эпоксидной смолой или суперклеем и этой массой можно заполнить как разного рода сколы, так и торцы пропилов. С суперклеем можно сначала насыпать пудру в полость, капнуть суперклей, там же размешать и разровнять маленькой лопаткой.
Для торцов пропилов существует прекрасный вариант — заклеить их усиком черного дерева. Этот способ очень удобный, подбираете по толщине усик, вставляете на клее в пропил, откусываете маленькими кусачками, можно слегка пристукнуть чем-то, чтобы зафиксировать этот кусочек усика. Подберите высоту усика таким образом, чтобы он не выклинивал лад из пропила. Тут лучше немного меньше.
Со светлым деревом все сложнее на нем видны все недостатки. Выход очень точно подбирать цвет шпатлевки. Делать очень точные вставки из такого же дерева.
Ладовый порожек из частей
На советских гитарах часто бывает, что не хватает длины старого лада после ремонта. В таком случае вы можете сдвинуть очередность, т. е. на место первого поставить второй или третий.
В конец накладки вы можете вбить лад из двух кусочков. У вас будет нулевой и первый, а также металлический нижний порожек. Стык сделайте между струнами. Если сделать аккуратно, то стык даже не видно. Только учтите, что косые насечки на ладах из той эпохи немного сдвигают лад при установке, это надо учитывать.
Источник