Ремонт грифа советской гитары

MasterGitar.com

Установим гриф гитары на свое место. Обсудим крепление грифа на винте.

У нас на форуме было занимательное обсуждение как верно называть такое крепление, на винте, на болте или с помощью болта/винта. Я буду в статье называть это креплением на винте.

Для тех, кто пошел по минимальному варианту, ремонт практически заканчивается. Осталось только установить гриф на свое место, которое не обязательно старое. Важнейшим на этом этапе будет неукоснительное соблюдение правил компенсации строя и настройки высоты струн .

Обратите внимание, что качание грифа меняет настройку мензуры, так как 12 лад и место упора грифа находятся в разных местах, то есть мензуру надо подстраивать у грифа, на котором струны уже имеют нормальную высоту. Можно установить только две крайние струны и настроить все с ними.

Вы можете подкладывать шпон дерева в места упора грифа в клец, это красные области на иллюстрации, чтобы настроить осевую, мензуру и высоты струн. Возможно, придется повозиться.

Часто бывает, что гриф очень высоко поднимается над декой, то есть между лепестком грифа и декой большой зазор и сам лепесток толстый. Я предлагаю опускать гриф и оставлять небольшой зазор , буквально не более 1.0мм. Если при настройке грифа его необходимо будет наклонить, то можно без опасений снять лепесток на самом краю, как бы заострив его.

Операция по упусканию грифа требует обработки клеца и пересверливания отверстия под винт. Старое отверстие надо заклеить деревянным чепиком.

Многим нравится оставлять гриф на винте, но настраивать всё таким образом, чтобы винт закручивался до упора. В стандартном варианте гриф на винте качается на области клеца на уровне красных точек на иллюстрации. Струны тянут в одну сторону винт держит. Металлические струны достаточно крепко прижимают гриф к клецу, а вот нейлон не очень, особенно недорогой, который ставится обычно на эти гитары. Действительно, хорошо сделать так, чтобы гриф прикручивался жестко к клецу.

Достигается фиксированный прижим путем подсовыванием чего-либо чуть ниже винта. Обратите внимание на важный момент, что есть опасность поломать клец, если опустить упор слишком низко, и винт слишком сильно затянуть. Клец расколется по линии отверстия для винта по слоям. Поэтому предлагаю упор делать на уровне синей области (см. иллюстрацию), а не опускать в самый низ клеца.

Очень помогает для определения высоты зазора в закрытом пространстве шарик пластлина. Я его оборачиваю пленкой пакетной, чтобы ещё и не пачкал. Шарик пластилина сплюснется именно до нужной высоты.

В природе существуют и другие виды крепления грифа на винте. Несколько винтов могут закручиваться в пятку через клец или в пятке могут быть установлены винты, на которые потом прикручиваются гайки. Возиться с советским грифом так сильно необязательно, но пишу, чтобы вы знали.

Также есть мнение среди многих известных мастеров, что никакой разницы в звуке гитары, будь он вклеен или на винте, нет.

Источник

MasterGitar.com

Практическое руководство, как сделать из страшного советского грифа настоящую вещь. Капитальный ремонт грифа в домашних условиях. Подробный отчет о ходе работ.

И сразу, чтобы произвести впечатление, не тянуть интригу фото из серии «ДО и ПОСЛЕ». Судите сами, как по мне, так это превращение лягушки в прекрасного принца.

Гриф советской гитары — это, как правило, изделие и светлой плотной древесины, по большей части из бука, но попадаются и другие породы, особенно на более старых образцах. Часто встречаются грифы из многослойной фанеры, которые при всех нюансах внешнего вида достаточно крепкие.

Мы подробнее поговорим о недостатках советских грифов в другой статье, а сейчас замечу общую черту. Изделие не доделано до конца или допущена откровенная халатность. Давайте не будем также исключать и возраст, возможно, что первое время гриф нормально функционировал.

Умение привести гриф в порядок может вернуть гитару к жизни, все-таки услышать, как она звучит, так как приличное количество грифов испортили всю жизнь своим корпусам, оказавшись крайне неудобными или совсем нерабочими.

Первый осмотр и постановка задачи

Перед нами настоящий образец советского гитарстроя – гриф от гитары, изготовленной на житомирской фабрике музыкальных инструментов. Корпус гитары сделан из металла и имеет форму многоугольника, что круто дальше некуда. Что-то вроде большой угловатой консервной банки с выдавленной буквой Ж на лицевой поверхности.

Гриф же не представляет собой ничего необычного – из той эпохи все они примерно одинаковы и наш как все. Он из цельного бука, классической для советских гитар конструкции, когда головка вклеивается в шейку в районе третьего лада. Нет накладки – лады установлены прямо в шейку. Пятка – отдельная приклеенная деталь. Все это разваливается в руках, сыпет и царапает остатками ладов.

Как и при работе со всей советской гитарой надо выяснить главный вопрос – все необходимые составные части или их заготовки есть в наличии, чтобы приступить к работе?

Все части у нас на месте. Шейка и головка целая, хоть и не держатся вместе, пятка также в порядке, если не считать раскуроченного отверстия под болт. Лады и колковая механика – это уже расходный материал, их можно и часто нужно приобрести новые.

Некоторые осложнения имеются после того, как гриф решили отремонтировать, так сказать, с помощью симпатичного шурупа, в итоге у нас имеется сквозное отверстие.

В целом гриф подлежит ремонту.

Задачи проекта:

  • сделать удобный для игры гриф
  • привести в порядок внешний вид
  • все операции выполнить простым инструментом, который можно достать где угодно.

Бонус. Есть желание установить анкер.

Какие тому причины:

  • нет накладки, но ее никогда нет.
  • такая чудесная гитара не имеет никакого смысла без металлических струн, а это дополнительное натяжение.
  • дополнительное утоньшение для удобства игры.

Если привести толщину грифа к минимальным значениям, то неизвестно, что из этого получится со временем без анкера – шейка может прогнуться, а делать упреждение на ходящем ходуном грифе очень непростая и неблагодарная задача.

Тонкий гриф будет сильно реагировать на изменение натяжения струн, регулируемый анкер в таких случаях необходим. Мало того, имеет значение усталостный фактор, т.е. дерево может со временем прогибаться.

Если у вас нейлоновые струны, то анкер можно не делать, но придется тщательно учитывать верное упреждение.

В старых советских грифах есть и положительный момент, дерево находилось под натяжением струн какое-то время, и гриф вытянулся. Если этот усталостный прогиб исправить, в дальнейшем гриф будет достаточно надежным. Шансы, что прогиб появится вновь, малы. Но при этом не надо значительно уменьшать толщину шейки грифа, а то ситуация может поменяться.

К советским фабричным гитарам надо относится как к некоторому конструктору, который нам предоставили для того, чтобы мы все довели до ума. И гриф не исключение – была сделана заготовка, натянуты струны, заготовка стабилизировалась, теперь можно сделать всё правильно.

Источник

MasterGitar.com

В этой статье рассмотрим максимальный вариант ремонта или вернее переделки грифа советской гитары. Иллюстрации из темы нашего форумчанина Евгения из Симферополя, который проделал этот ремонт первым на форуме .

Гриф советской гитары обычно сделан из бука. Материал подходит для работы. Бывают фанерные грифы. Такие грифы достаточно жесткие и их можно оставить, сделав с ними минимальный объем операций. Для полной же переделки лучше найти гриф из массива. Их можно часто встретить на блошиных рынках. Старый советский гриф хорош ещё тем, что за годы эксплуатации дерево уже вытянуто струнами и не будет ненужных усталостных прогибов.

За основу взят абсолютно рядовой буковый гриф с фабричной гитары.

Для приобретения опыта работы с грифом было сделано все, что только возможно. Вы можете взять для себя только какую-то часть проделанного.

Конечно, внешний вид грифа важен для гитары, но главное ради чего начинается капитальный ремонт — это усиление функционала грифа. Основные показатели, ради которых весь хоровод:

  • Удлинение грифа — увеличение мензуры, больше мощности в звуке.
  • Расширение накладки — двигаемся ближе к классической гитаре.

Остальные показатели, как состояние ладов, к примеру, не обсуждаются — это обязательный ремонт в любом случае, хотите вы просто привести гриф в порядок или капитально переделать.

Удлинение грифа для увеличения мензуры

Удлиняем мензуру гитары со стандартных 630мм или даже 620мм до 640мм и в некоторых случаях до классического варианта 650мм.

На корпусе советской гитары тяжело разместить 650 мм. (Чтобы это сделать снимайте подставку так, чтобы не осталось пятна, т.е. размачиванием или срезанием. Это даст возможность приклеить ее назад намного ниже ее старого положения.)

Удлинение накладки грифа достигается:

  1. Манипуляциями с положением нулевого лада. Мы меняем накладку, значит, можем нулевой лад сдвинуть.
  2. Можно доклеить кусочек дерева к торцу шейки грифа у пятки. Эта вставочка спрячется в клеце.
  3. Отходим от концепции, что 12 лад обязательно должен проходить по краю корпуса.

Пункты 2 и 3 дадут возможность сдвинуть пятку для удлинения шейки.

Увеличиваем ширину грифа

У классической игры гриф несколько шире, чем это делали на советских гитарах. Нужно около 51-52мм. Накладка (часто псевдонакладка) советского грифа порой непонятным образом сточена по краям или перекошена. Под первым ладом какая-то яма на шейке грифа.

Расширить гриф можно двумя способами:

  1. Если не хватает совсем немного, то можно физически срубанить старые пропилы под лады и приклеить новую накладку.
  2. Распилить гриф вдоль пополам и склеить с широкой вставкой.

2 вариант достаточно сложный, но дает несколько полезных дополнительных вещей:

  • Вставка укрепляет гриф.
  • Можно изменить форму головки, что сделает гитару неузнаваемой. Нормально устанавливается новая классическая механика.
  • Поможет в придании грифу нормального поперечного сечения.

Капитальный ремонт грифа

Теперь подробнее по операциям как все это делается.

Снимите все ненужное с грифа, лады, колковую механику. Не оставьте остатки шурупов, их нужно выковырять мелькой стамеской или высверлить трубочным сверлом.

Отпилите лепесток или язык, ту часть, что висела над декой. Отпилите с отступ в 1см от пятки по красной линии на рисунке, он может пригодиться.

Отбейте пятку. С торца приставьте к склейке нож рубанка примерно по зеленой линии и ударьте молотком по ножу, должно легко отойти по склейке.

Далее к торцу, что прилегает к корпусу можно приклеить дополнительный кусочек из плотного дерева (отпиленного лепестка) в уголок, где вы оставили 1см отступ. Этот кусочек скроется в недрах клёца, а саму пятку можно будет приклеить со сдвигом относительного старого положения и шейка грифа станет длинее.

Распилите гриф пополам вдоль. Если вам не требуется большое расширение, то эту операцию можно пропустить. Новой накладки может хватить.

Постарайтесь распилить как можно ровнее. Перед распиливанием убедитесь, что головка нормально вклеенна в шейку, подтвердите это после распиловки.

Заделайте отверстия под колковую механику. Использовать нужно подобное по плотности дерево. Луше всего купить развертку прочистить и откалибровать отверстия и вставить такие же ровные стержни.

Половинки надо сфуговать. Для этого хорошо подходит натянутая на стекло наждачная бумага. Также существует техника подгонки деталей с помощью копировальной бумаги или мела.

Вставка должна быть из плотного, выдержанного, радиального дерева. Интуитивно понятно, что на распиловке вы не должны потерять больше или также, чем это скомпенсирует вставка. Мы гриф все-таки рассширяем.

Стягивать пакет удобно резиной. Кладете накладкой вниз на плоскую палочку, которая немного ýже, чем ширина пакета. Что-то типа узкой накладки. Приматываете к этой полочке резиной. С одной стороны резина стягивает между собой половинки, с другой прижимает к ровной площадке и не даёт сдвинуться.

Убедитесь, что все встало ровно, какие-то сползания не исключены. Можете подстраховать себя заточенными гвоздиками от смещений.

Головка сжимается струбцинам, не поломайте щечки головки. По хорошему нужно что-то вставить в слоты, чтобы нормально прожать середину.

После переклейки с укрепляющей и расширяющей вкладкой нужно обработать поверхность грифа, снять старые пропилы от ладов.

Доклеить к торцу головки сверху дополнительный кусок. Обработать плоскости головки. Приклеить на головку накладку и придать головке новый профиль. Приклейка накладки на головку позволит сместить нулевой лад.





Расширить выточки под механику. Установить новую механику.

Определяемся с окончательной длинной и позицией грифа

Корпус и гриф советской гитары коротковаты для полномензурного варианта 650мм, но мензура 640мм подходит идеально.

  1. Определяемся с позицией нулевого лада.
  2. Откладываем половину мензуры от положения нулевого лада и получаем позицию 12 лада на грифе.
  3. Отталкиваясь от предполагаемого и возможного места нижнего порожка гитары, находим положение 12 лада уже на корпусе гитары. Не относитесь как к аксиоме, что положение 12 лада должно быть на линии с корпусом, это необязательно. Есть гитары и по 13 ладу по границе корпуса.
  4. Очевидно, что 12 лад на грифе должен попасть на 12 лад корпуса и мы можем четко найти окончательную длину шейки.
  5. Определяемся с новым положением пятки. Возможно, что от того вкленного кусочка в самом начеле останется только несколько миллиметров.

Многие фото ремонта данного грифа были упущены, но вот что получилось.

Если гриф устанавливается в свой старый корпус, то не меняйте принцип установки, пусть будет как есть, ласточкины хвосты делать совсем необязательно, потренируетесь следующий раз.

После проделанных операций у вас по сути почти классический гриф и огромный опыт за спиной.

Источник

Читайте также:  Casio электронное пианино драйвер
Оцените статью