Репертуар для классической гитары

Репертуар классической гитары — Classical guitar repertoire

В большей степени, чем для большинства других инструментов и ансамблей, трудно сочинять музыку для гитары без владения инструментом или без тесного сотрудничества с гитаристом. В результате большая часть гитарного репертуара состоит из произведений гитаристов, которые не сочиняли музыку для других инструментов. Музыка до классической эпохи часто создавалась для исполнения на различных комбинациях инструментов и могла быть адаптирована исполнителем к клавишным инструментам, лютне или гитаре. Однако с начала 20 века значительное количество музыки было написано для гитары композиторами, не являющимися гитаристами.

СОДЕРЖАНИЕ

Репертуар

Эпоха Возрождения

В эпоху Возрождения гитара, скорее всего, использовалась, как это часто бывает сегодня, для аккомпанемента на струнах певца или небольшой группы. Кроме того, в шестнадцатом веке было опубликовано несколько значительных музыкальных сборников контрапунктных композиций, приближающихся к сложности, изощренности и широте лютневой музыки того же периода. Эти произведения предназначены для виуэлы , которая отличается настройкой как от ренессансной, так и от современной гитары.

Основные сочинения и композиторы для виуэлы:

  • El Maestro от Луиса де МИЛАН (1536)
  • Лос — Сэ Libros дель Delphin де Musica на Луиса де Narváez (1538)
  • Tres Libros де Музика по Мударра (1546)
  • Сильва де Sirenas по Энрикес де Вальдеррабано (1547)
  • Libro де Музика де виуэла по Диего Писадор (1552)
  • Orphenica Lyra от Мигеля Fuenllana (1554)
  • Эль Parnasso от Estevan Daca (1576).

Эпоха барокко

Музыка барокко описывает эпоху и набор стилей европейской классической музыки, которые широко использовались примерно между 1600 и 1750 годами (см. Даты эпох классической музыки для обсуждения проблем, присущих определению начала и конца). Считается, что эта эпоха началась в музыке после эпохи Возрождения, а за ней последовала эпоха классической музыки . Первоначальное значение слова «барокко» — «жемчужина неправильной формы», поразительно подходящая характеристика архитектуры и дизайна этого периода; позже это название стало применяться и к его музыке. Он ассоциируется с такими композиторами, как И.С. Бах , Джордж Фридрих Гендель , Антонио Вивальди и Клаудио Монтеверди . В этот период развивались теория музыки, диатоническая тональность и имитационный контрапункт. Появились более сложные музыкальные орнаменты, а также изменения в нотной записи и усовершенствования в способах игры на инструментах. Музыка барокко увидит расширение размера, диапазона и сложности исполнения, а также все более сложные формы.

Основные композиторы для гитары в стиле барокко:

Классическая эпоха

  • Луиджи Боккерини (1743–1805)
  • Фердинандо Карулли (1770–1841)
  • Сальвадор Кастро де Гистау (1770–18XX)
  • Фернандо Ферандьер (1771–1816)
  • Франсуа де Фосса (1775–1849)
  • Антуан де Лойе (1768–1852)
  • Венцель Томас Матегка (1773–1830)
  • Франческо Молино (1768–1847)
  • Пьер Жан Порро (1750–1831)
  • Фернандо Сор (1778–1839)

Романтическая эпоха

Основные композиторы эпохи раннего романтизма:

  • Карл Мария фон Вебер (1786–1826): Последний вальс Вебера
  • Никколо Паганини (1782–1840): несколько виртуозных пьес специально для гитары.

Золотой век

Первым «золотым веком» репертуара классической гитары стал 19 век. Некоторые известные гитаристы этого периода:

Современная эра

Некоторые жанры современной музыки включают атональную музыку, которая отвергает тональную систему почти всех других музыкальных стилей, а также алеаторическую, которая отвергает абсолютизм композитора и позволяет исполнителю играть активную роль в том, как исполняется произведение. Например, в «Этюде № 20» Лео Брауэра он предлагает серию мелодий, длина которых увеличивается, и предлагает игроку проигрывать каждую часть мелодии столько раз, сколько он выберет. Региональные стили также преобладают в современной гитарной музыке, например, в музыке Латинской Америки, где можно найти уникальные гармонии и свежий материал.

Гитаристы-композиторы ХХ века.

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ .
  • Генрих Альберт (1870–1950)
  • Серхио Асад (1952 г.р.)
  • Агустин Барриос Мангоре (1885–1944)
  • Анхель Барриос Фернандес (1882–1964)
  • Пауло Беллинати (1950 г.р.)
  • Гилберт Бибериан (1944 г.р.)
  • Душан Богданович (1955 г.р.)
  • Лео Брауэр (родился в 1939 г.)
  • Абель Карлеваро (1918–2002)
  • Карло Доменикони (род. 1947)
  • Джон В. Дуарте (1919–2004)
  • Роланд Дайенс (1955–2016)
  • Димитрис Фампас (1921–1996)
  • Абель Флери (1903–1958)
  • Стивен Функ – Пирсон (род. 1949)
  • Гарото (Анибал Аугусто Сардинья) (1915–1945)
  • Анджело Джилардино (родился в 1941)
  • Стивен Госс (1964 г.р.)
  • Брайан Хед (1965 г.р.)
  • Бруно Хенце (1900–1978)
  • Карл Хенце (1872–1946)
  • Тилман Хопсток (1961 г.р.)
  • Воислав Иванович (1959 г.р.)
  • Дэвид А. Джаффе (род. 1955)
  • Брайан Йохансон (1951 г.р.)
  • Аврил Кинси (род. 1955)
  • Фрэнсис Клейнянс (1951 г.р.)
  • Никита Кошкин (1956 г.р.)
  • Аннетт Круисбринк (родилась в 1958 году)
  • Андрей Крылов (род. 1961)
  • Антонио Лауро (1917–1986)
  • Мигель Льобет (1878–1938)
  • Селсу Мачадо (1953 г.р.)
  • Хосе Луис Мерлен (1952 г.р.)
  • Мирхани Бехзад (1969 г.р.)
  • Джентиль Монтанья (1942–2011)
  • Хорхе Морель (родился в 1931 г.)
  • Дарко Никчевич (1971 г.р.)
  • Анатолий Ольшанский (1956 г.р.)
  • Атанас Уркоузунов (1970 г. р.)
  • Марко Перейра (1950 г.р.)
  • Жоао Пернамбуку (1883–1947)
  • Максимо Диего Пухоль (1957 г.р.)
  • Штепан Рак (1945 г.р.)
  • Брэд Рихтер (1969 г.р.)
  • Родриго Риера (1923–1999)
  • Эдуардо Сайнс де ла Маса (1903–1982)
  • Регино Сайнс де ла Маза (1896–1981)
  • Реджинальд Смит Бриндл (1917–2003)
  • Эрик Сесслер (1969 г.р.)
  • Антон Стингл (1908–2000)
  • Эйтор Торлакссон (1930–2018)
  • Дитмар Унгеранк (1950 г.р.)
  • Бенджамин Вердери (род. 1955)
  • Эитор Вилла – Лобос (1887–1959)
  • Эндрю Йорк (1958 г.р.)
  • Алан Уиллкокс (1869–1956)

Другие композиторы для классической гитары

В 20-м веке многие композиторы, не являющиеся гитаристами, писали для инструмента, что раньше делали только музыканты, играющие на инструменте. Для более широкого списка композиторов, написавших для соло-гитары, см. Список композиторов для классической гитары . Некоторые из наиболее известных:

Источник

Красивые классические произведения для гитары

Классическая гитара, как утверждают, может петь и сама, без помощи музыканта. А уж в умелых руках она превращается в нечто особенное. Своей красотой гитарная музыка завоевала сердца множества любителей. А классические произведения для гитары разучивают неофиты самостоятельно и в музыкальных школах, отдавая предпочтение тем или иным нотам. Какие же сочинения составляют основу их репертуара?

Green sleeves – старинная английская баллада

Данная тема считается старинной английской народной балладой. Вообще-то музыка была придумана для исполнения на лютне, одном из самых популярных инструментов того времени, но сегодня она довольно часто исполняется на гитаре, так как лютня, увы, как инструмент вышла из музыкального обихода.

Играть мелодию этой пьесы, как и многие народные песни, достаточно просто, поэтому она часто входит в число наиболее популярных произведений для гитары для новичков.

История мелодии и текста песни насчитывает более четырех веков. С английского ее название переводится как «Зеленые рукава», и с ней связано много интересных преданий. Некоторые музыкальные исследователи считают, что песню сочинил сам король Генрих VIII , посвятив ее своей невесте Анне. Другие – что она была написана позже – во времена Елизаветы I , так как в ней сказывается влияние итальянского стиля, распространившегося уже после смерти Генриха. В любом случае со времени ее первой публикации в 1580 году в Лондоне и до наших дней – она остается одним из самых «древних» и красивых произведений для гитары.

«Ручеек» М. Джулиани

Красивые произведения для гитары можно найти у итальянского композитора Мауро Джулиани, который родился в конце XVIII века и был, кроме того, педагогом и талантливым гитаристом. Интересно, что сам Бетховен весьма высоко оценивал мастерство Джулиани и говорил, что его гитара напоминает, по сути – небольшой оркестр. Мауро был титулованным камерным виртуозом при итальянском дворе и гастролировал по многим странам (в том числе и в России). Создал даже собственную гитарную школу.

Перу композитора принадлежат до 150 гитарных вещей. Одно из самых известных и исполняемых – «Ручеек». Этот наикрасивейший этюд №5 великого мастера классической гитары увлекает своими стремительными арпеджио и широко звучащими открытыми аккордами. Не случайно это произведение так любят исполнять как ученики, так и мастера.

«Вариации на тему Моцарта» Ф. Сора

Это красивое произведение для классической гитары создано известным композитором Фернандо Сора, родившегося в Барселоне в 1778. Сор считается одним из крупнейших гитарных композиторов и исполнителей XIX века. Он с ранних годов обучался игре на этом инструменте, совершенствуя свою технику. А впоследствии создал свою школу игры, очень популярную в Европе.

Фернандо Сор занимался концертной деятельностью и изъездил всю Европу, где его принимали со всевозможными почестями. Его творчество сыграло в истории гитарной музыки и ее популяризации огромную роль.

Он написал более 60 оригинальных произведений для гитары. Любил также и перекладывать уже известные произведения для своего инструмента. К таким опусам относятся и «Вариации на тему Моцарта», где известные всем мелодии другого великого творца музыки прозвучали по-новому.

Великое многообразие

Говоря о красивых произведениях для классической гитары, стоит упомянуть и о Франсиско Таррега, и о творчестве Андреса Сеговии, пьесы которых с успехом исполняются многими музыкантами и их учениками и поныне. А последний из вышеупомянутых авторов много сделал для популяризации инструмента, вынося гитару из салонов и гостиных в огромные концертные залы на радость поклонникам этого жанра.

Источник

Репертуар для классической гитары

От составителя. 3
I. Вводная часть. 4
1.1. Устройство гитары. 4
1.2. Посадка гитариста . 5
1.3. Постановка правой руки . 7
1.4. Приемы звукоиэвлечения. 8
1.5. Постановка левой руки на грифе гитары. 9
II. Основы нотной грамоты . 10
2.1. Запись нот . 10
2.2. Ритм. 11
2.3. Паузы. 12
2.4. Размер, такт. 12
2.5. Лига. 13
2.6. Фермата. 14
2.7. Нота с точкой. 1*1
2.8. Знаки альтерации . 14
III. Основные обозначения. Буквенно-цифровая запись нот и аккордов. Табудатура. 17
3.1. Обозначения пальцев рцк гитариста. 17
3.2. Обозначение струн . 17
3.3. Буквенное обозначение нот. 18
3.4. Расположение нот на грифе гитары. 18
3.5. Строи. диапазон и настройка гитары. 21
IV. Аккорды, их строение, обозначения и аппликатуры. 23
4.1. Буквенно-цифровая запись аккордов. 23
4.2. Аккорды й первой позиции. 25
4.3. Игра аккордов припой рукой. 27
4.4. Аккорды. обозначенные дробной записью. 27
4.5. Аккорды с использованием баррэ. 30
4.6. Аккорды, их строение и обозначения. 34
V. Аккордовые последовательности. 40
5.1. Характерные последовательности аккордов для популярных песен. 40
5.2. Примеры типичных аккордовых последовательностей для тем, написанных в разных стилях. 41
VI. Ритмические формулы для игры на гитаре в различных стилях. 43
6.1. Определение длительностей нот и пауз при различных их комбинациях. 43
6.2. Ритмические рисунки аккомпанемента в пазмере 1 при комбинировании четвертей J и восьмых J длительностей. 44
6.3. Ритмы, используемые для аккомпанемента в размерах 4/4,3/4 и 2/4. 45
6.4. Ритмы рока. 46

Хрестоматия юного гитариста 1-3 класс ДМШ

Сборник полностью отвечает требованиям, предъявляемым к хрестоматиям для младших классов детских музыкальных школ, и предназначен для его последовательного использования в первом, втором и, частично, третьем классах. Отличительной особенностью сборника является его репертуар, составленный из произведений классической и народной музыки, представленных, в основном, в обработке автора-составителя хрестоматии.

СОДЕРЖАНИЕ

1.ЛАДУШКИ. 6
2.НЕ ЛЕТАЙ, СОЛОВЕЙ. 6
3.ВАСИЛЕК. б
4.ГРАЧИ. 6
5.Я ГУЛЯЮ. 6
6.РУЧЕЕК. 6
7.БЕЛКА. 7
8.ЕДЕТ ВОЗ. 7
9.ЕЛОЧКА. 7
10.ВЕСЕЛЫЕ ГУСИ. 7
11 КАК ПОД ГОРКОЙ. ПОД ГОРОЙ. 8
12.СНЕЖОК НА ГОРЕ. 8
13.В ЛЕСУ РОДИЛАСЬ ЕЛОЧКА. 8

1-й ГОД ОБУЧЕНИЯ

14.ВО САДУ ЛИ. В ОГОРОДЕ Обр. Н. АГАФОШИНА. 9
15.ВО ПОЛЕ ВЕРЕЗА СТОЯЛА обр. Е. ЛАРИЧЕВА. 9
16.ЭТЮД К.ЧЕРНИ. 10
17.ЭТЮД К.ЧЕРНИ. 10
18.КАК НА МАТУШКЕ НА НЕВЕ-РЕКЕ. 11
19.ВО К УЗНИЦЕ. 11
20.БАЮШКИ-БАЮ Д. ТЮРК. 11
21.ИВУШКА. 11
22.НОЧЬ. 11
23.ПРЕЛЮД М. КАРКАССИ. 12
24.АНДАНТЕ Ф. СОР. 13
25.ВЕНГЕРСКАЯ МЕЛОДИЯ Э. ШЕНТИРМАЙ. 13
26.АННУШКА. 14
27.ТО НЕ ВЕТЕР ВЕТКУ КЛОНИТ. 14
28.СУЛИКО. 14
29.ПОЛЬКА М. КАРКАССИ. 14
30.ЧЕРНЫЙ БАРАШЕК. 15
31.ВАЛЬС Ф. КАРУЛЛИ. 15
32.ЭТЮД А. ДИЛБЕЛЛИ. 16
33.АЛЛЕГРЕТТО М. КАРКАССИ. 16
34.КОГДА СВЯТЫЕ МАРШИРУЮТ. 17
35.КОЛЫБЕЛЬНАЯ. 17
36.ГЕНЕРАЛЫ ПЕСЧАНЫХ КАРЬЕРОВ Д.КАИММИ. 18
37.ЛЕТИТ КОНДОР. 19

2-й ГОД ОБУЧЕНИЯ

38.ВО САДУ ЛИ. В ОГОРОДЕ. 20
39.ЭТЮД М.ДЖУЛИАНИ. 21
40.АЛЛЕГРО М.ДЖУЛИАНИ. 21
41.ЭТЮД-УПРАЖНЕНИЕ О. ЗУБЧЕНКО. 22
42.ВАЛЬС Д. ФОРТЕЛ. 22
43.АЛЛЕГРЕТТО Ф. КАРУЛЛИ. 23
44.ЮМОРЕСКА Л. МОЦАРТ. 24
45.КУКУШКА. 24
46.ПРЕЛЮДИЯ А.ИВАНОВ-КРАМСКОЙ. 25
47.ТАНЕЦ А.ИВАНОВ-КРАМСКОЙ. 26
48.МАЛЕНЬКИЙ РОМАНС Л. ВАЛЬКЕР. 26
49.ВАЛЬС М. КАРКАССИ. 28
50.КАНЦОНА ФРАНЧЕСКО ДЕ МИЛАНО. 29
51.КОЛЫБЕЛЬНАЯ Дж. ШИРИНГ. 29
52.МАЗУРКА. 30
53.ПОЛЬКА . 31
54.ПРЕЛЮД-МИМОЛЕТНОСТЬ О.ЗУБЧЕНКО. 32

3-й ГОД ОБУЧЕНИЯ

55.ЭТЮД М. КАРКАССИ. 33
56.ABE МАРИЯ Д. КАЧЧИНИ. 34
57.МАЗУРКА А. ГРЕЧАНИНОВ. 35
58.РАЗМЫШЛЕНИЕ О. ЗУБЧЕНКО. 36
59.ВАЛЬС М. КАРКАССИ. 38
60.МЕЛОДИЯ . 39
61.НОЧЬ СВЕТЛА М.ШИШКИН. 40
62.Я ВСТРЕТИЛ ВАС. 41
63.НА ГОРЕ-ТО КАЛИНА. 42
64.ЭТЮД М.КАРКАССИ. 44
65.СИРЕНЕВЫЙ ТУМАН. 46
66.ВАРИАЦИИ на тему русской народной пЕсни Ивушка. 47
67.ПИСЬМО К МАТЕРИ. 49
68.ЦЫГАНСКАЯ ВЕНГЕРКА А.ГРИГОРЬЕВ. 50
69.МЕНУЭТ Н. ПАГАНИНИ. 53
70.КУБИНСКИЙ ТАНЕЦ. 54
71.ШОРО Д.СЕМЕНЗАТО. 55
72.БРАЗИЛЬСКИЙ ТАНЕЦ. 57
73.АРГЕНТИНСКАЯ МЕЛОДИЯ. 58

АНСАМБЛИ

74.БУРРЕ Л. МОЦАРТ. 60

75.ПЛЫВЕТ. ПЛЫВЕТ ЛОДКА . 61
76.МАЗУРКА. 61
77.ПРЕЛЮД-МИМОЛЕТНОСТЬ. 64
78.ХАВА НАГИЛА. 66
79.РОМАНС. 68
80.САЛЬВАДОР. 71
81.ВАЛЬС ДЛЯ ГИТАРЫ И ФОРТЕПИАНО. 75

Источник

Оцените статью