Репертуарный список для гитары

Педагогический репертуар гитариста для музыкального училища

Шестиструнная гитара

Произведения для обучения в музыкальном училище на классической гитаре. Ноты в pdf


Педагогический репертуар гитариста
Шестиструнная гитара
I-II курсы музыкальных училищ
Выпуск 2
составитель Е.Ларичев
«Музыка», 1978г.
номер 9951

  • НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
    • Зеленая веточка. Русская народная песня. Обработка Е. Ларичева
    • Стоїть гора високая. Украинская народная песня. Обработка О. Несмиха
  • ЗАРУБЕЖНЫЕ КОМПОЗИТОРЫ
    • Й. Гайдн. Менуэт. Переложение А. Сеговии
    • Ф. Сор. Андантино. Соч. 2
    • Ф. Сор. Менуэт. Соч. И, № 6
    • Ф. Сор. Вариации на тему испанской народной песни «Фолия». Соч. 15
    • Г. Форе. Фуга ля минор. Соч. 84, № 3. Переложение Е. Ларичева
  • РУССКИЕ КОМПОЗИТОРЫ
    • М. Глинка. Вальс. Переложение Ю. Чернова
    • А. Грибоедов. Два вальса. Переложение В. Дубовицкого.
    • В. Одоевский. Сентиментальный вальс. Переложение Ю. Чернова
    • М. Высотский. Вариации на тему русской народной песни «Всех цветочков боле розу я любил». Редакция Е. Ларичева
    • А. Лядов. Мазурка. Соч. 57, № 3. Переложение Е. Ларичева
  • СОВЕТСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ
    • Д. Шостакович. Танец. Переложение Е.Ларичева
    • Т. Хренников. Колыбельная Светланы из музыки к кинофильму «Гусарская баллада». Обработка Ю.Чернова
    • А. Иванов-Крамской. Грустный вальс
    • Е. Сельжанов. Вальс
    • Е. Сельжанов. Импровизация на казахскую народную мелодию
  • ЭТЮДЫ
    • А. Синополи. Этюд
    • А. Сеговия. Этюд
    • А. Парцхаладзе. Этюд. Переложение А. Николаишвили
    • О. Несмих. Этюд-картинка

Скачать ноты

Педагогический репертуар гитариста
Шестиструнная гитара
1-2 курсы музыкальных училищ
Выпуск 3
составление и исполительская редакция Е.Ларичева
«Музыка», 1980г.
номер 10874

  • НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
    • У меня ль во садочке. Русская народная песня. Обработка А. Гречанинова. Переложение Н. Розова
    • Кого нет, того жаль. Русская народная песня. Обработка М. Черемухина
    • У нашего свата. Русская народная песня. Обработка Е. Ларичева
    • Каталонская песня. Обработка М. Льобета
  • ЗАРУБЕЖНЫЕ КОМПОЗИТОРЫ
    • И. С. Бах. Гавот. Переложение Р. Сайнц де ла Маца
    • Р. Шуман. Листок из альбома. Переложение М.Льобета
    • Р. Шуман. Пьеса. Переложение М. Льобета
    • Р. Шуман. Фугетта. Переложение Ф. Тарреги
    • М. Кастельнуово-Тедеско. Апельсины в цвету. Редакция А. Сеговии
    • Э. Пухоль. Памяти Тарреги
  • РУССКИЕ КОМПОЗИТОРЫ
    • Н. Римский-Корсаков. Две фугетты на русские темы. Переложение Е. Ларичева
    • П. Чайковский. Осенняя песнь. Переложение В. Пахомова
  • СОВЕТСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ
    • А. Хачатурян. Подражание народному. Переложение В. Агабабова
    • Н. Раков. Мазурка. Переложение Е. Ларичева
    • Е. Славинскнй. Провансальская канцона
    • В. Мурзин. Прелюдия
  • ЭТЮДЫ
    • Ф. Сор. Этюд. Соч. 29
    • В. Красный. Этюд
    • Е. Ларичев. Этюд («Воспоминание о Минске»)
    • Ю. Соловьев. Этюд

Скачать ноты для классической


Педагогический репертуар гитариста
Шестиструнная гитара
3-4 курсы музыкальных училищ
Выпуск 2
составление и исполительская редакция Е.Ларичева
«Музыка», 1978г.
номер 10074

  • Народные песни
    • Скакал воробей. Русская народная песня. Обработка Е. Ларичева
    • Вей, ветерок. Латышская народная песня. Обработка В. Красного
    • Джон Браун. Американская народная песня. Обработка В. Красного
  • Зарубежные композиторы
    • И. С. Бах. Аллеманда и Дубль из Первой скрипичной партиты си минор
    • Т. Альбинони — Р. Джиазотто. Адажио. Обработка X. де Аспиаэу
    • Л. Бетховен. Сонатина
  • Русские композиторы
    • М. Глинка. Мазурка
    • М. Мусоргский. Старый замок из цикла «Картинки с выставки»
    • И. Ласковский. Вальс-скерцо
    • М. Чюрленис. Прелюдия. Ор. 7 № 4
  • Советские композиторы
    • П. Лондонов. Сонатина
    • Ю. Объедов. Воспоминание о Тракае
    • Е. Лабунский. Восточная картинка
  • Этюды
    • Ф. Сор. Этюд
    • А. Смирнов. Концертный этюд
    • Е. Ларичев. Этюд-картина

Скачать ноты для гитары

Педагогический репертуар гитариста
Шестиструнная гитара
3-4 курсы музыкальных училищ
Выпуск 3
составление и исполительская редакция Е.Ларичева
«Музыка», 1982г.
номер 11723

За Кубанью-рекой. Русская народная песня. Обработка Е. Ларичева
Г. Гендель. Ария из Сюиты № 10. Переложение А. Сеговии
И. С. Бах. Жига. Переложение Д. Брима
Ф. Шуберт. Менуэт. Переложение Ф. Тарреги
Россини—Джулиани. Вариации на тему из оперы «Танкред»
И. Альбенис. Ориенталь. Переложение Г. Фортеа
М. Кастельнуово-Тедеско. Тарантелла. Аппликатура А. Сеговии
А. Скрябин. Мазурка. Переложение В. Агабабова.
М. Мусоргский. Катакомбы (Римская гробница). Из цикла «Картинки с выставки». Переложение Е. Ларичева
Д. Шостакович. Гавот. Переложение В. Пахомова
В. Шебалин. Сонатина
Ю. Воронцов. Прелюдия
Е. Ларичев. Этюд-картина

Скачать ноты для гитары

Источник

Мелодии на гитаре

Мелодии на гитаре. Общая информация

В процессе обучения любой гитарист захочет выучить песню или мелодию на гитаре, которая ему нравится. Чаще всего это будет что-то из популярных композиций, а также известных мелодий и произведений. Самым сложным вариантом будет самостоятельный подбор, однако без хорошего слуха это будет долгий и утомительный процесс. Именно поэтому мы подготовили для вас большой список уже разобранных композиций, среди которого вы наверняка найдете что-то, что вам будет по душе.

Простые мелодии на гитаре

В этом разделе указаны все простые мелодии на гитаре, которые подойдут для только осваивающих азы новичков. Здесь не будет сложных соло, размеров или чего-то такого – только простой бой, простые паттерны и подобное. Для вашего собственного удобства песни оформлены в виде списка. Помимо самих разборов, в каждом будут представлены табулатуры, с помощью которых обучение будет намного проще.

Мелодии из фильмов на гитаре

Если вас зацепил какой-то мотив из известного кинофильма или сериала, и вы хотите сыграть его сами – то обратите внимание на этот раздел. Здесь представлен большой список различных композиций из кинофильмов, которые известны многим. Однако учтите, что чтобы сыграть многие из них, нужно иметь хорошую технику и скорость пальцев. Для новичков выучить что-то подобное – отличный способ развить свои навыки. Как и в случае с прошлым разделом, помимо разбора, к каждой статье приложены табулатуры.

Бесплатный ВИДЕО курс игры на гитаре на нашем сайте Pereborom.ru.
45 уроков, 3 вида боя, 2 перебора, разбор 6 песен с вокалом, 3 композиции по табам.

Зарубежные исполнители

Разумеется, мы не могли обойти стороной зарубежных исполнителей. В этом разделе собраны все статьи, которые посвящены разбору англоязычных песен и мелодий на гитаре. На него стоит обратить внимание всем любителям зарубежной музыки, поскольку, скорее всего, тут вы сможете найти композицию, которая вас интересует. Табулатуры, облегчающие процесс обучения, так же приложены к статьям.

Российские исполнители

Все песни из этого списка относятся к известным русскоязычным исполнителям. Почти все они подойдут для коллективного исполнения под гитару на квартирниках или у костра. Слова композиций знает каждый, и для новичка этот раздел – отличный способ выучить несколько известных композиций и улучшить свои навыки игры на инструменте.

Сложные мелодии на гитаре

Если вы считаете, себя опытным и умелым гитаристом и устали от простых мелодий, то этот раздел – это именно то, что нужно. Здесь мы собрали действительно сложные паттерны, для разучивания которых придется подключить всю свою усидчивость и навыки. Однако все они крайне популярны и красивы, а также помогут вам развить навык игры на гитаре до еще большего уровня. Как и везде, вместе с подробным разбором, мы так же прикладываем табулатуры и записи того, как они должны звучать.

Мелодии из игр на гитаре

Очень часто саундтреки к играм находятся на уровне сопровождения к фильмам, а то и превосходят их. В этом разделе собраны многие известные мелодии из игр, которые вы могли слышать, если увлекаетесь геймингом. Список постоянно пополняется, и, скорее всего, здесь можно обнаружить все, что вам по душе. Мелодии тут могут быть и простыми, и сложными, так что этот раздел подойдет как для новичков, так и для опытных музыкантов. К каждой статье приложена табулатура и аудиофрагмент.

Мелодии соло гитары

Этот раздел подойдет гитаристам, которые хотят освоить искусство сочинения соло-партий, а также любителям их играть. Здесь собраны самые известные соло из различных песен представленных на нашем сайте, а также малоизвестные композиции, которые не менее интересны и сложны. Найти что-то себе по душе тут сможет как новичок, который хочет поднять свои навыки, так и более опытным музыкантам, которые хотят расширить свой словарь фраз и музыкальных ходов.

Перейдя по ссылке вы сразу попадете на табулатуру соло-партии

  1. к/ф «Операция «Ы»» — Постой паровоз
  2. Аквариум — «Город золотой»
  3. Гарик Сукачев — «Моя бабушка курит трубку»
  4. Гражданская Оборона — «Все идет по плану»
  5. Земфира — «Прости меня моя любовь»
  6. Animal ДжаZ — «Три полоски»
  7. Король и Шут — «Лесник»
  8. Кино (В.Цой) — «Спокойная ночь»
  9. Сектор Газа — «Туман»
  10. Сектор газа — «Казачья»
  11. Король и шут — «Воспоминания о былой любви»
  12. Король и Шут — «Северный флот»
  13. В. Бутусов — «Девушка по городу»
  14. Руки Вверх — «Алешка»
  15. Григорий Лепс — «Рюмка водки»

Как играть мелодии на гитаре

В данном разделе мы подобрали для вас несколько советов, которые помогут вам быстро и без проблем освоить мелодии.

Прежде всего, досконально прочтите разбор. Подметьте для себя, на какие моменты стоит обратить внимание.

После этого уберите все, что может вас отвлечь, и начните практиковаться. Лучше всего разделить обучение на несколько этапов, особенно если партия сложная и требует внимания. Вы должны быть максимально усидчивы и обращать внимание на каждую мелочь.

Внимательно смотрите на табы, а также слушайте аудиофрагменты приложенные к ним. Это очень важно, поскольку таким образом можно найти какие-то проблемы, и понять, что вы играете что-то не так.

Обучение игре на гитаре мелодии. 5 основных правил

  1. Играйте только под метроном.
  2. Если партию гитары не получается выучить в обычном темпе – уменьшите его и играйте медленно. Постепенно увеличивайте темп.
  3. Разделите табулатуры на несколько отрезков и учите каждый по отдельности. После этого соедините их.
  4. Старайтесь не отвлекаться ни на что. Во время обучения уберите телефон, закройте социальные сети.
  5. Используйте табы и следите за ними. Обращайте внимание на то, как мелодия звучит в оригинале.

Источник

Образовательная программа дополнительного образования детей «классическая гитара»

Главная > Образовательная программа

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Примерный репертуарный список

Лебединский Ю. Школа-самоучитель игры на шестиструнной гитаре. – Курск: Курский госуниверситет, 2005. – С.455.

Старинная и классическая музыка

Н.Паганини Три сонатины

Обработка народных мелодий

То не ветер ветку клонит. Обр. Н.Михайленко-В.Колосова

Ой, при лужку. Обр. М.Александровой

Я на камушке сижу. Обр. А.Иванова-Крамского

Потеряла я колечко. Обр. А.Иванова-Крамского

Ах, ты, зимушка-зима. Обр. В.Калинина

Во кузнице. Обр. В.Колосова

Клен ты мой опавший. Обр. Н.Михайленко

Ой, полным-полна коробушка. Обр. Н.Михайленко

Мелодии народов мира

Д.Назарматов Восточная мелодия

Г.Гильермо Испанское каприччио

Ф.Минисетти Вечер в Венеции

Цыганские напевы. Обр. Ю.Лебединского

А.Иванов-Крамской Испанский танец

Продолжение работы над развитием музыкально-исполнительских навыков

Рациональная механика пальцев правой руки

Аппликатура правой руки

Мажорные и минорные гаммы в 2-3 октавы в пределах пройденных позиций

Примерный репертуарный список

Лебединский Ю. Школа-самоучитель игры на шестиструнной гитаре. – Курск: Курский госуниверситет, 2005. – С.455.

Старинная и классическая музыка

Ф.Карулли Два прелюда

Обработки народных песен

Ах, ты, душечка. Обр. А.Иванова-Крамского

У нас нынче субботея. Обр. М.Александровой

Б.Фомин Ехали цыгане

«Ти казала…» Обр. Ю.Лебединского

Уж ты сад. Обр. А.Иванова-Крамского

Уж как пал туман. Обр. М.Высотского

«Вечiр на дворi» Обр. Н.Михайленко

Мелодии народов мира

А.Синополи. Самба «Нене»

Кубинская народная песня. Обр.М.Флейтмана

«Цветочница Мадрида». Обр. Ц.Вамбы

«Кофе». Обр. Ц.Вамбы

Х.Альвиан .Перуанский вальс

М.Л.Анидо Аргентинская мелодия

Девушки из Рио. Обр. М.Александровой

П.Панин. Татарский танец

Музыка современных композиторов

И.Пермяков. Ночной экспресс

Е.Поплянова. Песенка старого дилижанса

Э.Куртис Вернись в Сорренто

Т.Кутуньо Бабье лето

Мажорные и минорные гаммы в аппликатуре А.Сеговии

Хроматические упражнения Д.Прата

Логика движений пальцев левой руки

Подготовка выпускной программы

Примерный репертуарный список

Лебединский Ю. Школа-самоучитель игры на шестиструнной гитаре. – Курск: Курский госуниверситет, 2005. – С.455.

Старинная и классическая музыка

Ф. да Милано Канцона и Танец

Аноними Мазурка «Mi favorita»

Ф.Э. Бах Маленькая фантазия

Обработки народных мелодий

Старинная итальянская песня. Обр. Л.Моццани

Помнишь ли меня, мой свет. Обр. О.Крохи

Полосынька. Обр. А.Иванова-Крамского

Ах, не лист осенний. Обр. М.Высотского

Малярка Обр. В.Красного

Мелодии народов мира

Испанский танец Обр. Ц.Вамбы

А.Лауро 3 Венесуэльских вальса

М.Льобет Каталонская песня

Р.Барриос Испанский танец

П.Пена Румба «Лола»

Ф.Таррего Арабское каприччио

Чилийская песня «Продавец хлеба» Обр. Н.Михайленко

Музыка современных композиторов

Л.Брауэр Один день в ноябре

В.Калинин Солнечный остров

С.Петербургский Синий платочек

А.Островский Спят усталые игрушки

Г.Гладков Песенка Черепахи

М.Флейтман Романс без слов

Название разделов , тем

Краткий курс нотной грамоты

Размещение нот на нотном стане (нотоносце). Графическое изображение звуков и их длительности (ноты)

Графическое изображение промежутков между нотами (паузы). Скрипичный ключ. Такт. Тактовая черта. Тактовый размер.

Начальный этап практических занятий

Устройство гитары. Строй гитары

Расположение нот на грифе

Посадка с инструментом. Постановка левой руки. Постановка правой руки.

Упражнение «вертушка». Апояндо.

Гаммы До мажор, Соль мажор в 2 октавы

4-6 пьес различного характера

Название разделов , тем

III, IV, V позиции

Игра двухголосие . Способы звукоизвлечения

Гаммы Ре мажор, Ля мажор в пределах пройденных позиций

4-6 пьес различного характера

Название разделов , тем

Закрепление пройденных пяти позиций

Дальнейшее развитие музыкально-исполнительских навыков:

Работа над извлечением звука

Работа над кантиленой

Мажорные гаммы в пределах пройденных позиций

4-6 пьес различного характера

Название разделов , тем

Продолжение работы над развитием музыкально-исполнительских навыков

Аппликатура правой руки. Рациональная механика пальцев правой руки

Стаккато. Скользящий удар. Натуральные флажолеты

Мажорные и минорные гаммы в 2-3 октавы в пределах пройденных позиций

4-6 пьес различного характера

Название разделов , тем

Мажорные и минорные гаммы в аппликатуре А.Сеговии

Хроматические упражнения Д.Прата

Глиссандо. Вибрация. Логика движений пальцев левой руки

4-6 пьес различного характера

Подготовка выпускной программы

МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Приоритетные формы, методы, технологии обучения

При изучении курса применяются практические, индивидуальные занятия, контрольные прослушивания, самостоятельная работа.

Урок в классе – индивидуальное занятие – является основной формой учебной и воспитательной работы. Содержание урока разнообразно. Это игра гамм, упражнений, этюдов, проверка домашнего задания, разбор нового материала, работа над преодолением технических трудностей, улучшением качества звука, фразировкой, повторение пройденного материала, подготовка к концертным выступлениям, зачетам, экзаменам, чтение нот с листа, подбор по слуху и другие виды работ.

Исполнение различных по форме, стилю, жанру и характеру произведений формирует музыкально-эстетический вкус учащегося. Большое внимание на уроке уделяется работе над техникой, необходимой для воплощения художественного замысла композитора в исполняемых произведениях. На инструктивном материале (гаммы, упражнения, этюды) отрабатываются чистота звучания, беглость, моторика, различные приемы игры и штрихи. Достаточное время учащиеся должны уделять самостоятельному разучиванию произведений.

Формирование, развитие и совершенствование исполнительской техники должно осуществляться последовательно и методично, в строгом соответствии с дидактическими принципами «от простого к сложному» и «от частного к общему», с учетом как технических возможностей и особенностей самого изучаемого музыкального инструмента, так и анатомо-физиологических возможностей и особенностей исполнительского аппарата учащихся.

Исполнение сольного репертуара

При всем многообразии задач, решаемых в классе, одной из самых главных является обучение игре на инструменте. На экзамене или зачете необходимо законченно, музыкально исполнить несколько произведений, трудность которых с каждым годом обучения возрастает. При работе над музыкальным произведением последовательно концентрируется внимание на различных задачах.

На начальном этапе следует ознакомиться с творчеством композитора данного сочинения, жанром, подобрать аппликатуру, изучить приемы игры, способы звукоизвлечения.

Средний этап – достижение выразительности исполнения, постижение характера музыки, преодоление технических трудностей, расстановка динамики, соотношение звукового баланса голосов.

Заключительный этап – охват произведения в целом, его форма и стилистика, выбор темпа. Произведение изучаемое эскизно, в порядке ознакомления, не выучивается наизусть, оно может исполняться медленнее указанного темпа. Необходимо внимательно отнестись к тексту и выявить основной характер произведения.

В репертуаре учащегося достаточно полно должны быть представлены музыкальные жанры и стили. Следует уделять внимание знакомству с современной музыкой, с особенностями ее гармонического звучания.

Изучаемый репертуар должен соответствовать учебным целям, быть ценным по художественному содержанию.

Работа над техническим материалом

Работа над «техникой» является неотъемлемой частью обучения в классе специального инструмента. Планомерная и систематическая работа над инструктивным материалом (гаммы, упражнения, этюды) необходима для повышения мастерства, более полного воплощения художественного образа в исполняемых музыкальных произведениях.

Одно из главных мест в работе занимает исполнение гамм.

Задачи при исполнении гамм разнообразны:

закрепление навыков правильной постановки рук;

освоение техники перехода из позиции в позицию;

изучение аппликатурных закономерностей;

достижение автоматизма и синхронности движения пальцев обеих рук;

отработка основных музыкальных штрихов (легато, нон легато, стаккато), гитарных приемов.

Упражнения необходимы для укоренения игровых навыков, освоения технически трудных мест возникающих на разных этапах обучения, изучение различных приемов игры и штрихов – вибрато, легато, трель, флажолеты, и специфических гитарных: баре, тремоло, тамбурин и т.д. При игре упражнений нужно четко разграничивать два основных способа извлечения звука – апояндо и тирандо.

Апояндо применяется при исполнении пассажей (гамм), при игре одиночных нот мелодии, мелодии с басом, при выделении мелодии в арпеджио, при проведении мелодии в басу большим пальцем, при подчеркивании баса в арпеджио.

Тирандо используется в арпеджио, при исполнении аккомпанемента, сопровождающего мелодию, интервалов на соседних струнах (или через струну), аккордов, применении пала «р» в басовой партии.

Над упражнениями и этюдами надо работать осмысленно, стремиться достичь поставленной в них цели.

Этюды. Этюд – инструктивное музыкальное произведение, предназначенное для совершенствования технических навыков на инструменте. Для работы желательно выбирать этюды наиболее ценные по художественному содержанию и техническому разнообразию. В этюде необходимо ясно представлять методическую задачу и предельно реализовать ее.

Этюды классиков гитары – Ф. Карулли, Д. Агуадо, Ф. Сора, М. Джулиани, М. Каркасси и других – богатый материал для овладения техникой арпеджио, аккордов, тремоло, пассажей.

Чтение нот с листа

Умение ориентироваться в нотном тексте необходимо для ознакомления с новыми произведениями, для игры в ансамбле, в оркестре. Для выработки навыка чтения нот с листа необходима систематическая тренировка, Материал для чтения нот с листа берется более легкий, чем изучаемый, Проигрыванию музыкального произведения с листа должен предшествовать зрительный анализ нотного текста: нужно стараться услышать, представить характер музыки до воспроизведения ее на инструменте. Это способствует развитию внутреннего слуха, помогает более точному исполнению нотного текста как художественного произведения. В процессе чтения с листа учащийся знакомится с разнообразной музыкальной литературой, расширяет свой кругозор.

Важнейшими факторами, способствующими правильной организацией учебного процесса и успешному всестороннему развитию музыкально-исполнительских данных учащегося, являются планирование учебной работы и глубоко продуманный выбор учебного материала.

К началу первого и второго учебного полугодия педагог по специальности обязан составить индивидуальные планы на каждого учащегося. При составлении индивидуального плана необходимо руководствоваться принципом постепенности и последовательности развития учащегося, исходя из его индивидуальных особенностей и возможностей и конкретно обуславливая поставленные перед ним задачи.

Репертуар учащегося должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю, фактуре. В индивидуальные планы следует включать произведения русских и зарубежных композиторов-классиков, пьесы современных авторов, произведения крупной формы, обработки народных песен и танцев, этюды.

Ниже приводятся примерные репертуарные списки для каждого класса. Они не являются исчерпывающими, педагог может по своему усмотрению, в соответствии с возрастными особенностями включать в индивидуальные планы учащихся другие музыкальные произведения. Однако они должны быть высокохудожественными по содержанию и соответствовать по степени трудности возможностям учащегося. Ни в коем случае нельзя допускать усложнения программы. В тех случаях, когда это педагогически оправдано, возможно включать в индивидуальный план учащегося отдельные произведения из репертуара следующего класса.

В конце учебного года педагог отмечает в индивидуальных планах все изменения, внесенные в ранее утвержденные репертуарные списки, и выполнение плана, а также дает развернутую характеристику музыкальных данных учащегося, определив его работоспособность и успеваемость.

К р аткие методические указания

Посадка учащегося и положение инструмента во время игры

Непременное условие правильной посадки – полная свобода положения тела и состояния мышц. Учащийся должен сесть на передний край стула, не облокачиваясь на спинку. Спина прямая, ноги на ширине плеч. Под левую стопу ставится специальная скамеечка. Высота скамейки должна быть такой, чтобы при положении гитары, когда изгиб обечайки находится на левом бедре – высшая точка обечайки малой окружности находилась на линии центра груди, а головка грифа – на уровне головы. Правая нога отставлена чуть в сторону, а левая стоит на скамейке таким образом, чтобы голень была перпендикулярна полу, а колено напротив левого плеча.

Предплечье правой руки облокачивается на верхнюю точку большой окружности, чтобы кисть в расслабленном состоянии находилась напротив струн. Устойчивость гитары достигается без помощи левой руки, посредством четырех точек опоры: 1 – левое бедро, 2 – грудь, 3 – правое бедро, 4 – правое предплечье.

Постановка левой руки

Как показывает практика – при игре на гитаре наиболее приемлемой является «виолончельная» постановка кисти (ладонь параллельна грифу). В этом случае пальцы могут решать намного больше технических задач. Поэтому на современном этапе положение гитары становится все более вертикальным.

Посмотрев на форму пальцев, мы заметим, что в поперечном сечении они имеют овальную форму, поэтому более рациональным будет такое положение пальцев на струнах, когда каждый овал подушечек пальцев будет параллелен струнам, что уменьшает вероятность нежелательного касания соседних струн. Угол наклона грифа должен быть не более 45 по отношению к вертикали. Скамейка под левую ногу подбирается такой высоты, чтобы, не поднимая левого плеча, а лишь согнув руку в локте, гитарист держал кисть на уровне первой позиции, а большой палец находился напротив второго и третьего пальцев, посередине грифа.

Постановка правой руки

Рука должна опираться на корпус таким образом, чтобы локоть и плечо были противовесом тяжести кисти и предплечья. В таком положении рука полностью свободна и не напрягается из-за удерживания веса кисти и предплечья. Постановку кисти можно менять в зависимости от намеченных задач. Ошибочно считать, что кисть должна находиться в одном положении.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Благодаря развитию современных технологий в образовании, возросла роль самостоятельной работы в обучении. Соответственно назрела необходимость ее усовершенствования и активизации. Основная цель самостоятельной работы – научить ученика работать с пособиями, «школами», периодикой, компьютерными технологиями, архивными документами, проводить разбор и анализ музыкальных произведений. В связи с этим выдвигается ряд задач – изучение приемов игры и закономерностей расстановки аппликатуры, умение проводить тональный и функциональный анализ произведений, их стилистические особенности.

К видам самостоятельной работы по основному музыкальному инструменту относятся:

Выполнение домашнего задания по выучиванию материала разобранного в классе;

Подготовка рефератов и тематических докладов;

Чтение «с листа» и самостоятельное разучивание пьес из репертуара младших классов;

Прослушивание и просмотр произведений в исполнении выдающихся гитаристов (аудио, видео);

Функциональный разбор музыкальных произведений и составление к ним аннотаций;

Работа с музыкально-компьютерными технологиями (Sound forge, Sibelius, Nero, Band-in-a-Box и др.)

Расстановка рациональной аппликатуры для левой и правой руки;

Психологическая подготовка к участию в публичных концертах и конкурсах.

Многие из видов самостоятельной работы могут проводиться под руководством педагога. К ним относятся:

помощь в подготовке рефератов и докладов;

предоставление и изучение материалов;

прослушивание аудио и видеозаписей и комментарии к ним;

помощь в составлении концертных программ и обретения оптимального концертного состояния перед выступлением.

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Темы (или вопросы), выносимые на самостоятельное изучение

История возникновения струнных щипковых инструментов

Распространение гитары по странам и континентам

Развитие семиструнной гитары в России

Развитие шестиструнной гитары в России

Творческое наследие Ф. Сора

Творческое наследие Д. Агуадо

Творческое наследие М. Джулиани

Творческое наследие Л. Леньяни

Творческое наследие Й. Мертца

Творческое наследие Н. Коста

Творческое наследие Ф. Тарреги

Творческое наследие А. Сеговии

Творческое наследие А. Барриоса

Творческое наследие М.Высотского

Творческое наследие А. Иванова-Крамского

Основные критерии при разборе музыкальных произведений

Приемы достижения оптимального концертного состояния

Режим работы музыканта

Профессиональные заболевания рук у музыкантов

Вопросы для самоконтроля по самостоятельно изученным темам

К какому веку до н.э. относятся первые упоминания о струнных инструментах?

Какие легенды повествуют о происхождении струнных инструментов?

Какой инструмент можно назвать предшественником гитары? В чем сходство и различия между ними?

Как появились инструменты подобные гитаре у разных народов и как они назывались?

Кто был родоначальником семиструнной гитары?

Чье творчество повлияло на развитие шестиструнной гитары в России?

Кто является основоположниками гитарных школ Москвы, Ленинграда, Киева, Урала?

Назовите родоначальников испанской гитарной школы?

Назовите родоначальников итальянской гитарной школы?

На чьи методики игры опирается современная шестиструнная гитара в России?

Примерная тематика докладов

Работа с учащимися на начальном этапе обучения в классе гитары;

Способы звукоизвлечения и их применение;

Постановка рук при игре на гитаре;

Логика движения пальцев правой и левой руки при игре на гитаре;

Приемы игры и имитации для создания образов;

Рациональность аппликатуры и ее закономерности;

Важность артикулирования при исполнении музыки на гитаре;

Этапы работы над музыкальным произведением ;

Режим работы музыканта;

Способы достижения оптимального концертного состояния.

Примерная тематика рефератов

Гитара в мире музыки

Гитара от ренессанса до наших дней

Технические трудности и способы их преодоления на начальном этапе в классе гитары

Некоторые трудности при работе с левшами

Андрес Сеговия и гитарное искусство XX века

А.Иванов-Крамской. Жизнь посвятил гитаре

О некоторых проблемах при исполнении полифонии на гитаре

Сергей Орехов – виртуоз XX века

Мелизмы и штрихи на гитаре

Современные гитаристы-композиторы в России и за рубежом

Лебединский Ю. Школа-самоучитель игры на шестиструнной гитаре. – Курск: Курский госуниверситет, 2005. – С.455.

Антология гитарной музыки (в 5 томах) – изд. Лейпциг(Германия), 1983.

Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Музыка, 1973, 1979, 1984, 1990, 2003.

Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Музыка, 1983, 1990, 2003.

Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Музыка, 1987, 1995, 2002.

Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. 4 тетради. – М.: «Тоника». 1991, 2001.

Ларичев Е. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Советский композитор, 1983, 1987, 1994, 2002.

Панайотов Л. – Самоучитель игры на плектргитаре. – М.: Музыка, 1975.

Шестиструнная гитара. 1 класс. – Киев: Музична Украина, 1982.

Шестиструнная гитара. 2 класс. – Киев: Музична Украина, 1982.

Шестиструнная гитара. 3 класс. – Киев: Музична Украина, 1982.

Шестиструнная гитара. 4 класс. – Киев: Музична Украина, 1982.

Шестиструнная гитара. 5 класс. – Киев: Музична Украина, 1982.

Альбом для детей. Выпуск 1. – М.: Музыка, 1986.

Альбом для детей. Выпуск 2. – М.: Музыка, 1987.

Альбом для детей. Выпуск 3. – М.: Музыка, 1989.

Альбом для юношества. Выпуск 1. – М.: Музыка, 1986.

Альбом для юношества. Выпуск 2. – М.: Музыка, 1987.

Альбом для юношества. Выпуск 3. – М.: Музыка, 1988.

Альбом начинающего гитариста. Выпуск 1-28. – М.: Советский композитор.

Брызги шампанского. – М.: Советский композитор, 1991.

Вила Лобос Э. Произведения для шестиструнной гитары. – М.: Музыка, 1984.

Вижу чудное приволье. Вып. 1. – М.: Советский композитор, 1992.

Гитара в концертном зале. Выпуск 1-7. – М.: Советский композитор, 1984-1990.

Гитаристу-любителю. Выпуск 1-16. – М.: Советский композитор, 1978-1991.

Знакомые мелодии. Выпуск 1-4. – М.: Советский композитор, 1968-1972.

Из репертуара А. Иванова-Крамского. – М.: Музыка, 1983.

Иванов-Крамской А. Избранные произведения. – М.: Музыка, 1970.

Из репертуара А. Сеговии. Выпуск 1-5. – М.: Музыка, 1982-1987.

Классическая музыка для гитары в 5 томах. – Лейпциг, 1981.

Классическая гитара в джазе. – Киев: Музыкальна Украина, 1987.

Концертный репертуар гитариста. Выпуск. 2. – М.: Музыка, 1982.

Концертные пьесы. Вып. 1 -37. – М.: Советский композитор, 1970-1990.

Концертные пьесы зарубежных композиторов. – Л.: «Music», 1983.

«Let It Be» («Пусть будет»). – Л.: Советский композитор, 1990.

Легкие пьесы, Вып. 1-3. – М.: Музыка, 1961-1965.

Маленькие тайны Сеньориты Гитары. В.Козлов. Альбом юного гитариста. – Челябинск: «Автограф», 1999.

Мелодии народов мира. Вып. 1-3. – М.: Музыка, 1984-1986.

Морено-Торроба. Произведения для шестиструнной гитары. – М.: Музыка, 1981.

Музыка народов мира. Вып.1.– СПб.: «Библиотека «Звезды», 1993.

Музыкальный альманах. Выпуск 1. – М.: Музыка, 1986.

На досуге. Вып. 1-5. – М.: Музыка, 1988.

Педагогический репертуар гитариста. 1-3 класс. Вып. 1-5. – М.: Музыка, 1972-1977.

Первые шаги гитариста. – Л.: Музыка, 1979.

Популярные джазовые и эстрадные мелодии. Вып. 1. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.

Популярная музыка. Вып. 4,7. – М.: Советский композитор, 1990.

Произведения для шестиструнной гитары. – М.-Л.: Советский композитор, 1981.

Произведения зарубежных композиторов. – М.: Музыка, 1982.

Произведения зарубежных композиторов. – Л.: Музыка, 1988.

Произведения советских композиторов. – М.: Музыка, 1985.

Пьесы для шестиструнной гитары. – Вып.3 (1977). вып.5 (1964), вып.11 (1971). – М.: Музыка.

Репертуар гитариста. Вып.16 (1978), вып.17 (1978), вып.18 (1979) вып. 19 (1980), вып.20 (1980), вып. 21 (1981), вып.24 (1982), вып. 25 (1983), вып.26 (1983), вып.39 (1990). – М.: Советский композитор.

Репертуар начинающего гитариста. Для 1-2 класса ДМШ. – М.: Музыка, 1981.

Репертуар начинающего гитариста. Вып. 1. Сост. В.Пахомов. – М.: Музыка, 1979.

Вып. 2. Сост. Е.Ларичев. – М.: Музыка, 1980.

Вып. 3 Сост. Е.Ларичев. – М.: Музыка, 1981.

Пьесы для шестиструнной гитары. Ред. П.Вещицкого. – М.: Советский композитор, 1978.

Пьесы, обработки, этюды. Сост. Е.Ларичев. – М.: Музыка, 1978.

Произведения для шестиструнной гитары. Родриго Х. – М.: Музыка, 1985.

Руднев С. Русская коллекция. Т.3. – США: «Orphee», 1994.

Сонаты советских композиторов. – М.: Музыка, 1986.

Старинная и современная музыка для шестиструнной гитары. Вып.1. – М.: музыка, 1991.

Танцевальные ритмы. Вып.1 (1966), вып.2 (1970), вып.3 (1971), вып.4 (1972). – М.: Музыка.

Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары. – М.: Музыка, 1983

Хрестоматия гитариста. 1-3 класс ДМШ. – М.: Музыка, 1983.

Источник

Оцените статью