- Репертуар классической гитары — Classical guitar repertoire
- СОДЕРЖАНИЕ
- Репертуар
- Эпоха Возрождения
- Эпоха барокко
- Классическая эпоха
- Романтическая эпоха
- Золотой век
- Современная эра
- Гитаристы-композиторы ХХ века.
- Другие композиторы для классической гитары
- Образовательная программа дополнительного образования детей «классическая гитара»
- Главная > Образовательная программа
Репертуар классической гитары — Classical guitar repertoire
В большей степени, чем для большинства других инструментов и ансамблей, трудно сочинять музыку для гитары без владения инструментом или без тесного сотрудничества с гитаристом. В результате большая часть гитарного репертуара состоит из произведений гитаристов, которые не сочиняли музыку для других инструментов. Музыка до классической эпохи часто создавалась для исполнения на различных комбинациях инструментов и могла быть адаптирована исполнителем к клавишным инструментам, лютне или гитаре. Однако с начала 20 века значительное количество музыки было написано для гитары композиторами, не являющимися гитаристами.
СОДЕРЖАНИЕ
Репертуар
Эпоха Возрождения
В эпоху Возрождения гитара, скорее всего, использовалась, как это часто бывает сегодня, для аккомпанемента на струнах певца или небольшой группы. Кроме того, в шестнадцатом веке было опубликовано несколько значительных музыкальных сборников контрапунктных композиций, приближающихся к сложности, изощренности и широте лютневой музыки того же периода. Эти произведения предназначены для виуэлы , которая отличается настройкой как от ренессансной, так и от современной гитары.
Основные сочинения и композиторы для виуэлы:
- El Maestro от Луиса де МИЛАН (1536)
- Лос — Сэ Libros дель Delphin де Musica на Луиса де Narváez (1538)
- Tres Libros де Музика по Мударра (1546)
- Сильва де Sirenas по Энрикес де Вальдеррабано (1547)
- Libro де Музика де виуэла по Диего Писадор (1552)
- Orphenica Lyra от Мигеля Fuenllana (1554)
- Эль Parnasso от Estevan Daca (1576).
Эпоха барокко
Музыка барокко описывает эпоху и набор стилей европейской классической музыки, которые широко использовались примерно между 1600 и 1750 годами (см. Даты эпох классической музыки для обсуждения проблем, присущих определению начала и конца). Считается, что эта эпоха началась в музыке после эпохи Возрождения, а за ней последовала эпоха классической музыки . Первоначальное значение слова «барокко» — «жемчужина неправильной формы», поразительно подходящая характеристика архитектуры и дизайна этого периода; позже это название стало применяться и к его музыке. Он ассоциируется с такими композиторами, как И.С. Бах , Джордж Фридрих Гендель , Антонио Вивальди и Клаудио Монтеверди . В этот период развивались теория музыки, диатоническая тональность и имитационный контрапункт. Появились более сложные музыкальные орнаменты, а также изменения в нотной записи и усовершенствования в способах игры на инструментах. Музыка барокко увидит расширение размера, диапазона и сложности исполнения, а также все более сложные формы.
Основные композиторы для гитары в стиле барокко:
Классическая эпоха
- Луиджи Боккерини (1743–1805)
- Фердинандо Карулли (1770–1841)
- Сальвадор Кастро де Гистау (1770–18XX)
- Фернандо Ферандьер (1771–1816)
- Франсуа де Фосса (1775–1849)
- Антуан де Лойе (1768–1852)
- Венцель Томас Матегка (1773–1830)
- Франческо Молино (1768–1847)
- Пьер Жан Порро (1750–1831)
- Фернандо Сор (1778–1839)
Романтическая эпоха
Основные композиторы эпохи раннего романтизма:
- Карл Мария фон Вебер (1786–1826): Последний вальс Вебера
- Никколо Паганини (1782–1840): несколько виртуозных пьес специально для гитары.
Золотой век
Первым «золотым веком» репертуара классической гитары стал 19 век. Некоторые известные гитаристы этого периода:
Современная эра
Некоторые жанры современной музыки включают атональную музыку, которая отвергает тональную систему почти всех других музыкальных стилей, а также алеаторическую, которая отвергает абсолютизм композитора и позволяет исполнителю играть активную роль в том, как исполняется произведение. Например, в «Этюде № 20» Лео Брауэра он предлагает серию мелодий, длина которых увеличивается, и предлагает игроку проигрывать каждую часть мелодии столько раз, сколько он выберет. Региональные стили также преобладают в современной гитарной музыке, например, в музыке Латинской Америки, где можно найти уникальные гармонии и свежий материал.
Гитаристы-композиторы ХХ века.
- Генрих Альберт (1870–1950)
- Серхио Асад (1952 г.р.)
- Агустин Барриос Мангоре (1885–1944)
- Анхель Барриос Фернандес (1882–1964)
- Пауло Беллинати (1950 г.р.)
- Гилберт Бибериан (1944 г.р.)
- Душан Богданович (1955 г.р.)
- Лео Брауэр (родился в 1939 г.)
- Абель Карлеваро (1918–2002)
- Карло Доменикони (род. 1947)
- Джон В. Дуарте (1919–2004)
- Роланд Дайенс (1955–2016)
- Димитрис Фампас (1921–1996)
- Абель Флери (1903–1958)
- Стивен Функ – Пирсон (род. 1949)
- Гарото (Анибал Аугусто Сардинья) (1915–1945)
- Анджело Джилардино (родился в 1941)
- Стивен Госс (1964 г.р.)
- Брайан Хед (1965 г.р.)
- Бруно Хенце (1900–1978)
- Карл Хенце (1872–1946)
- Тилман Хопсток (1961 г.р.)
- Воислав Иванович (1959 г.р.)
- Дэвид А. Джаффе (род. 1955)
- Брайан Йохансон (1951 г.р.)
- Аврил Кинси (род. 1955)
- Фрэнсис Клейнянс (1951 г.р.)
- Никита Кошкин (1956 г.р.)
- Аннетт Круисбринк (родилась в 1958 году)
- Андрей Крылов (род. 1961)
- Антонио Лауро (1917–1986)
- Мигель Льобет (1878–1938)
- Селсу Мачадо (1953 г.р.)
- Хосе Луис Мерлен (1952 г.р.)
- Мирхани Бехзад (1969 г.р.)
- Джентиль Монтанья (1942–2011)
- Хорхе Морель (родился в 1931 г.)
- Дарко Никчевич (1971 г.р.)
- Анатолий Ольшанский (1956 г.р.)
- Атанас Уркоузунов (1970 г. р.)
- Марко Перейра (1950 г.р.)
- Жоао Пернамбуку (1883–1947)
- Максимо Диего Пухоль (1957 г.р.)
- Штепан Рак (1945 г.р.)
- Брэд Рихтер (1969 г.р.)
- Родриго Риера (1923–1999)
- Эдуардо Сайнс де ла Маса (1903–1982)
- Регино Сайнс де ла Маза (1896–1981)
- Реджинальд Смит Бриндл (1917–2003)
- Эрик Сесслер (1969 г.р.)
- Антон Стингл (1908–2000)
- Эйтор Торлакссон (1930–2018)
- Дитмар Унгеранк (1950 г.р.)
- Бенджамин Вердери (род. 1955)
- Эитор Вилла – Лобос (1887–1959)
- Эндрю Йорк (1958 г.р.)
- Алан Уиллкокс (1869–1956)
Другие композиторы для классической гитары
В 20-м веке многие композиторы, не являющиеся гитаристами, писали для инструмента, что раньше делали только музыканты, играющие на инструменте. Для более широкого списка композиторов, написавших для соло-гитары, см. Список композиторов для классической гитары . Некоторые из наиболее известных:
Источник
Образовательная программа дополнительного образования детей «классическая гитара»
Главная > Образовательная программа
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Примерный репертуарный список
Лебединский Ю. Школа-самоучитель игры на шестиструнной гитаре. – Курск: Курский госуниверситет, 2005. – С.455.
Старинная и классическая музыка
Н.Паганини Три сонатины
Обработка народных мелодий
То не ветер ветку клонит. Обр. Н.Михайленко-В.Колосова
Ой, при лужку. Обр. М.Александровой
Я на камушке сижу. Обр. А.Иванова-Крамского
Потеряла я колечко. Обр. А.Иванова-Крамского
Ах, ты, зимушка-зима. Обр. В.Калинина
Во кузнице. Обр. В.Колосова
Клен ты мой опавший. Обр. Н.Михайленко
Ой, полным-полна коробушка. Обр. Н.Михайленко
Мелодии народов мира
Д.Назарматов Восточная мелодия
Г.Гильермо Испанское каприччио
Ф.Минисетти Вечер в Венеции
Цыганские напевы. Обр. Ю.Лебединского
А.Иванов-Крамской Испанский танец
Продолжение работы над развитием музыкально-исполнительских навыков
Рациональная механика пальцев правой руки
Аппликатура правой руки
Мажорные и минорные гаммы в 2-3 октавы в пределах пройденных позиций
Примерный репертуарный список
Лебединский Ю. Школа-самоучитель игры на шестиструнной гитаре. – Курск: Курский госуниверситет, 2005. – С.455.
Старинная и классическая музыка
Ф.Карулли Два прелюда
Обработки народных песен
Ах, ты, душечка. Обр. А.Иванова-Крамского
У нас нынче субботея. Обр. М.Александровой
Б.Фомин Ехали цыгане
«Ти казала…» Обр. Ю.Лебединского
Уж ты сад. Обр. А.Иванова-Крамского
Уж как пал туман. Обр. М.Высотского
«Вечiр на дворi» Обр. Н.Михайленко
Мелодии народов мира
А.Синополи. Самба «Нене»
Кубинская народная песня. Обр.М.Флейтмана
«Цветочница Мадрида». Обр. Ц.Вамбы
«Кофе». Обр. Ц.Вамбы
Х.Альвиан .Перуанский вальс
М.Л.Анидо Аргентинская мелодия
Девушки из Рио. Обр. М.Александровой
П.Панин. Татарский танец
Музыка современных композиторов
И.Пермяков. Ночной экспресс
Е.Поплянова. Песенка старого дилижанса
Э.Куртис Вернись в Сорренто
Т.Кутуньо Бабье лето
Мажорные и минорные гаммы в аппликатуре А.Сеговии
Хроматические упражнения Д.Прата
Логика движений пальцев левой руки
Подготовка выпускной программы
Примерный репертуарный список
Лебединский Ю. Школа-самоучитель игры на шестиструнной гитаре. – Курск: Курский госуниверситет, 2005. – С.455.
Старинная и классическая музыка
Ф. да Милано Канцона и Танец
Аноними Мазурка «Mi favorita»
Ф.Э. Бах Маленькая фантазия
Обработки народных мелодий
Старинная итальянская песня. Обр. Л.Моццани
Помнишь ли меня, мой свет. Обр. О.Крохи
Полосынька. Обр. А.Иванова-Крамского
Ах, не лист осенний. Обр. М.Высотского
Малярка Обр. В.Красного
Мелодии народов мира
Испанский танец Обр. Ц.Вамбы
А.Лауро 3 Венесуэльских вальса
М.Льобет Каталонская песня
Р.Барриос Испанский танец
П.Пена Румба «Лола»
Ф.Таррего Арабское каприччио
Чилийская песня «Продавец хлеба» Обр. Н.Михайленко
Музыка современных композиторов
Л.Брауэр Один день в ноябре
В.Калинин Солнечный остров
С.Петербургский Синий платочек
А.Островский Спят усталые игрушки
Г.Гладков Песенка Черепахи
М.Флейтман Романс без слов
Название разделов , тем
Краткий курс нотной грамоты
Размещение нот на нотном стане (нотоносце). Графическое изображение звуков и их длительности (ноты)
Графическое изображение промежутков между нотами (паузы). Скрипичный ключ. Такт. Тактовая черта. Тактовый размер.
Начальный этап практических занятий
Устройство гитары. Строй гитары
Расположение нот на грифе
Посадка с инструментом. Постановка левой руки. Постановка правой руки.
Упражнение «вертушка». Апояндо.
Гаммы До мажор, Соль мажор в 2 октавы
4-6 пьес различного характера
Название разделов , тем
III, IV, V позиции
Игра двухголосие . Способы звукоизвлечения
Гаммы Ре мажор, Ля мажор в пределах пройденных позиций
4-6 пьес различного характера
Название разделов , тем
Закрепление пройденных пяти позиций
Дальнейшее развитие музыкально-исполнительских навыков:
Работа над извлечением звука
Работа над кантиленой
Мажорные гаммы в пределах пройденных позиций
4-6 пьес различного характера
Название разделов , тем
Продолжение работы над развитием музыкально-исполнительских навыков
Аппликатура правой руки. Рациональная механика пальцев правой руки
Стаккато. Скользящий удар. Натуральные флажолеты
Мажорные и минорные гаммы в 2-3 октавы в пределах пройденных позиций
4-6 пьес различного характера
Название разделов , тем
Мажорные и минорные гаммы в аппликатуре А.Сеговии
Хроматические упражнения Д.Прата
Глиссандо. Вибрация. Логика движений пальцев левой руки
4-6 пьес различного характера
Подготовка выпускной программы
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Приоритетные формы, методы, технологии обучения
При изучении курса применяются практические, индивидуальные занятия, контрольные прослушивания, самостоятельная работа.
Урок в классе – индивидуальное занятие – является основной формой учебной и воспитательной работы. Содержание урока разнообразно. Это игра гамм, упражнений, этюдов, проверка домашнего задания, разбор нового материала, работа над преодолением технических трудностей, улучшением качества звука, фразировкой, повторение пройденного материала, подготовка к концертным выступлениям, зачетам, экзаменам, чтение нот с листа, подбор по слуху и другие виды работ.
Исполнение различных по форме, стилю, жанру и характеру произведений формирует музыкально-эстетический вкус учащегося. Большое внимание на уроке уделяется работе над техникой, необходимой для воплощения художественного замысла композитора в исполняемых произведениях. На инструктивном материале (гаммы, упражнения, этюды) отрабатываются чистота звучания, беглость, моторика, различные приемы игры и штрихи. Достаточное время учащиеся должны уделять самостоятельному разучиванию произведений.
Формирование, развитие и совершенствование исполнительской техники должно осуществляться последовательно и методично, в строгом соответствии с дидактическими принципами «от простого к сложному» и «от частного к общему», с учетом как технических возможностей и особенностей самого изучаемого музыкального инструмента, так и анатомо-физиологических возможностей и особенностей исполнительского аппарата учащихся.
Исполнение сольного репертуара
При всем многообразии задач, решаемых в классе, одной из самых главных является обучение игре на инструменте. На экзамене или зачете необходимо законченно, музыкально исполнить несколько произведений, трудность которых с каждым годом обучения возрастает. При работе над музыкальным произведением последовательно концентрируется внимание на различных задачах.
На начальном этапе следует ознакомиться с творчеством композитора данного сочинения, жанром, подобрать аппликатуру, изучить приемы игры, способы звукоизвлечения.
Средний этап – достижение выразительности исполнения, постижение характера музыки, преодоление технических трудностей, расстановка динамики, соотношение звукового баланса голосов.
Заключительный этап – охват произведения в целом, его форма и стилистика, выбор темпа. Произведение изучаемое эскизно, в порядке ознакомления, не выучивается наизусть, оно может исполняться медленнее указанного темпа. Необходимо внимательно отнестись к тексту и выявить основной характер произведения.
В репертуаре учащегося достаточно полно должны быть представлены музыкальные жанры и стили. Следует уделять внимание знакомству с современной музыкой, с особенностями ее гармонического звучания.
Изучаемый репертуар должен соответствовать учебным целям, быть ценным по художественному содержанию.
Работа над техническим материалом
Работа над «техникой» является неотъемлемой частью обучения в классе специального инструмента. Планомерная и систематическая работа над инструктивным материалом (гаммы, упражнения, этюды) необходима для повышения мастерства, более полного воплощения художественного образа в исполняемых музыкальных произведениях.
Одно из главных мест в работе занимает исполнение гамм.
Задачи при исполнении гамм разнообразны:
закрепление навыков правильной постановки рук;
освоение техники перехода из позиции в позицию;
изучение аппликатурных закономерностей;
достижение автоматизма и синхронности движения пальцев обеих рук;
отработка основных музыкальных штрихов (легато, нон легато, стаккато), гитарных приемов.
Упражнения необходимы для укоренения игровых навыков, освоения технически трудных мест возникающих на разных этапах обучения, изучение различных приемов игры и штрихов – вибрато, легато, трель, флажолеты, и специфических гитарных: баре, тремоло, тамбурин и т.д. При игре упражнений нужно четко разграничивать два основных способа извлечения звука – апояндо и тирандо.
Апояндо применяется при исполнении пассажей (гамм), при игре одиночных нот мелодии, мелодии с басом, при выделении мелодии в арпеджио, при проведении мелодии в басу большим пальцем, при подчеркивании баса в арпеджио.
Тирандо используется в арпеджио, при исполнении аккомпанемента, сопровождающего мелодию, интервалов на соседних струнах (или через струну), аккордов, применении пала «р» в басовой партии.
Над упражнениями и этюдами надо работать осмысленно, стремиться достичь поставленной в них цели.
Этюды. Этюд – инструктивное музыкальное произведение, предназначенное для совершенствования технических навыков на инструменте. Для работы желательно выбирать этюды наиболее ценные по художественному содержанию и техническому разнообразию. В этюде необходимо ясно представлять методическую задачу и предельно реализовать ее.
Этюды классиков гитары – Ф. Карулли, Д. Агуадо, Ф. Сора, М. Джулиани, М. Каркасси и других – богатый материал для овладения техникой арпеджио, аккордов, тремоло, пассажей.
Чтение нот с листа
Умение ориентироваться в нотном тексте необходимо для ознакомления с новыми произведениями, для игры в ансамбле, в оркестре. Для выработки навыка чтения нот с листа необходима систематическая тренировка, Материал для чтения нот с листа берется более легкий, чем изучаемый, Проигрыванию музыкального произведения с листа должен предшествовать зрительный анализ нотного текста: нужно стараться услышать, представить характер музыки до воспроизведения ее на инструменте. Это способствует развитию внутреннего слуха, помогает более точному исполнению нотного текста как художественного произведения. В процессе чтения с листа учащийся знакомится с разнообразной музыкальной литературой, расширяет свой кругозор.
Важнейшими факторами, способствующими правильной организацией учебного процесса и успешному всестороннему развитию музыкально-исполнительских данных учащегося, являются планирование учебной работы и глубоко продуманный выбор учебного материала.
К началу первого и второго учебного полугодия педагог по специальности обязан составить индивидуальные планы на каждого учащегося. При составлении индивидуального плана необходимо руководствоваться принципом постепенности и последовательности развития учащегося, исходя из его индивидуальных особенностей и возможностей и конкретно обуславливая поставленные перед ним задачи.
Репертуар учащегося должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю, фактуре. В индивидуальные планы следует включать произведения русских и зарубежных композиторов-классиков, пьесы современных авторов, произведения крупной формы, обработки народных песен и танцев, этюды.
Ниже приводятся примерные репертуарные списки для каждого класса. Они не являются исчерпывающими, педагог может по своему усмотрению, в соответствии с возрастными особенностями включать в индивидуальные планы учащихся другие музыкальные произведения. Однако они должны быть высокохудожественными по содержанию и соответствовать по степени трудности возможностям учащегося. Ни в коем случае нельзя допускать усложнения программы. В тех случаях, когда это педагогически оправдано, возможно включать в индивидуальный план учащегося отдельные произведения из репертуара следующего класса.
В конце учебного года педагог отмечает в индивидуальных планах все изменения, внесенные в ранее утвержденные репертуарные списки, и выполнение плана, а также дает развернутую характеристику музыкальных данных учащегося, определив его работоспособность и успеваемость.
К р аткие методические указания
Посадка учащегося и положение инструмента во время игры
Непременное условие правильной посадки – полная свобода положения тела и состояния мышц. Учащийся должен сесть на передний край стула, не облокачиваясь на спинку. Спина прямая, ноги на ширине плеч. Под левую стопу ставится специальная скамеечка. Высота скамейки должна быть такой, чтобы при положении гитары, когда изгиб обечайки находится на левом бедре – высшая точка обечайки малой окружности находилась на линии центра груди, а головка грифа – на уровне головы. Правая нога отставлена чуть в сторону, а левая стоит на скамейке таким образом, чтобы голень была перпендикулярна полу, а колено напротив левого плеча.
Предплечье правой руки облокачивается на верхнюю точку большой окружности, чтобы кисть в расслабленном состоянии находилась напротив струн. Устойчивость гитары достигается без помощи левой руки, посредством четырех точек опоры: 1 – левое бедро, 2 – грудь, 3 – правое бедро, 4 – правое предплечье.
Постановка левой руки
Как показывает практика – при игре на гитаре наиболее приемлемой является «виолончельная» постановка кисти (ладонь параллельна грифу). В этом случае пальцы могут решать намного больше технических задач. Поэтому на современном этапе положение гитары становится все более вертикальным.
Посмотрев на форму пальцев, мы заметим, что в поперечном сечении они имеют овальную форму, поэтому более рациональным будет такое положение пальцев на струнах, когда каждый овал подушечек пальцев будет параллелен струнам, что уменьшает вероятность нежелательного касания соседних струн. Угол наклона грифа должен быть не более 45 по отношению к вертикали. Скамейка под левую ногу подбирается такой высоты, чтобы, не поднимая левого плеча, а лишь согнув руку в локте, гитарист держал кисть на уровне первой позиции, а большой палец находился напротив второго и третьего пальцев, посередине грифа.
Постановка правой руки
Рука должна опираться на корпус таким образом, чтобы локоть и плечо были противовесом тяжести кисти и предплечья. В таком положении рука полностью свободна и не напрягается из-за удерживания веса кисти и предплечья. Постановку кисти можно менять в зависимости от намеченных задач. Ошибочно считать, что кисть должна находиться в одном положении.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Благодаря развитию современных технологий в образовании, возросла роль самостоятельной работы в обучении. Соответственно назрела необходимость ее усовершенствования и активизации. Основная цель самостоятельной работы – научить ученика работать с пособиями, «школами», периодикой, компьютерными технологиями, архивными документами, проводить разбор и анализ музыкальных произведений. В связи с этим выдвигается ряд задач – изучение приемов игры и закономерностей расстановки аппликатуры, умение проводить тональный и функциональный анализ произведений, их стилистические особенности.
К видам самостоятельной работы по основному музыкальному инструменту относятся:
Выполнение домашнего задания по выучиванию материала разобранного в классе;
Подготовка рефератов и тематических докладов;
Чтение «с листа» и самостоятельное разучивание пьес из репертуара младших классов;
Прослушивание и просмотр произведений в исполнении выдающихся гитаристов (аудио, видео);
Функциональный разбор музыкальных произведений и составление к ним аннотаций;
Работа с музыкально-компьютерными технологиями (Sound forge, Sibelius, Nero, Band-in-a-Box и др.)
Расстановка рациональной аппликатуры для левой и правой руки;
Психологическая подготовка к участию в публичных концертах и конкурсах.
Многие из видов самостоятельной работы могут проводиться под руководством педагога. К ним относятся:
помощь в подготовке рефератов и докладов;
предоставление и изучение материалов;
прослушивание аудио и видеозаписей и комментарии к ним;
помощь в составлении концертных программ и обретения оптимального концертного состояния перед выступлением.
СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Темы (или вопросы), выносимые на самостоятельное изучение
История возникновения струнных щипковых инструментов
Распространение гитары по странам и континентам
Развитие семиструнной гитары в России
Развитие шестиструнной гитары в России
Творческое наследие Ф. Сора
Творческое наследие Д. Агуадо
Творческое наследие М. Джулиани
Творческое наследие Л. Леньяни
Творческое наследие Й. Мертца
Творческое наследие Н. Коста
Творческое наследие Ф. Тарреги
Творческое наследие А. Сеговии
Творческое наследие А. Барриоса
Творческое наследие М.Высотского
Творческое наследие А. Иванова-Крамского
Основные критерии при разборе музыкальных произведений
Приемы достижения оптимального концертного состояния
Режим работы музыканта
Профессиональные заболевания рук у музыкантов
Вопросы для самоконтроля по самостоятельно изученным темам
К какому веку до н.э. относятся первые упоминания о струнных инструментах?
Какие легенды повествуют о происхождении струнных инструментов?
Какой инструмент можно назвать предшественником гитары? В чем сходство и различия между ними?
Как появились инструменты подобные гитаре у разных народов и как они назывались?
Кто был родоначальником семиструнной гитары?
Чье творчество повлияло на развитие шестиструнной гитары в России?
Кто является основоположниками гитарных школ Москвы, Ленинграда, Киева, Урала?
Назовите родоначальников испанской гитарной школы?
Назовите родоначальников итальянской гитарной школы?
На чьи методики игры опирается современная шестиструнная гитара в России?
Примерная тематика докладов
Работа с учащимися на начальном этапе обучения в классе гитары;
Способы звукоизвлечения и их применение;
Постановка рук при игре на гитаре;
Логика движения пальцев правой и левой руки при игре на гитаре;
Приемы игры и имитации для создания образов;
Рациональность аппликатуры и ее закономерности;
Важность артикулирования при исполнении музыки на гитаре;
Этапы работы над музыкальным произведением ;
Режим работы музыканта;
Способы достижения оптимального концертного состояния.
Примерная тематика рефератов
Гитара в мире музыки
Гитара от ренессанса до наших дней
Технические трудности и способы их преодоления на начальном этапе в классе гитары
Некоторые трудности при работе с левшами
Андрес Сеговия и гитарное искусство XX века
А.Иванов-Крамской. Жизнь посвятил гитаре
О некоторых проблемах при исполнении полифонии на гитаре
Сергей Орехов – виртуоз XX века
Мелизмы и штрихи на гитаре
Современные гитаристы-композиторы в России и за рубежом
Лебединский Ю. Школа-самоучитель игры на шестиструнной гитаре. – Курск: Курский госуниверситет, 2005. – С.455.
Антология гитарной музыки (в 5 томах) – изд. Лейпциг(Германия), 1983.
Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Музыка, 1973, 1979, 1984, 1990, 2003.
Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Музыка, 1983, 1990, 2003.
Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Музыка, 1987, 1995, 2002.
Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. 4 тетради. – М.: «Тоника». 1991, 2001.
Ларичев Е. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Советский композитор, 1983, 1987, 1994, 2002.
Панайотов Л. – Самоучитель игры на плектргитаре. – М.: Музыка, 1975.
Шестиструнная гитара. 1 класс. – Киев: Музична Украина, 1982.
Шестиструнная гитара. 2 класс. – Киев: Музична Украина, 1982.
Шестиструнная гитара. 3 класс. – Киев: Музична Украина, 1982.
Шестиструнная гитара. 4 класс. – Киев: Музична Украина, 1982.
Шестиструнная гитара. 5 класс. – Киев: Музична Украина, 1982.
Альбом для детей. Выпуск 1. – М.: Музыка, 1986.
Альбом для детей. Выпуск 2. – М.: Музыка, 1987.
Альбом для детей. Выпуск 3. – М.: Музыка, 1989.
Альбом для юношества. Выпуск 1. – М.: Музыка, 1986.
Альбом для юношества. Выпуск 2. – М.: Музыка, 1987.
Альбом для юношества. Выпуск 3. – М.: Музыка, 1988.
Альбом начинающего гитариста. Выпуск 1-28. – М.: Советский композитор.
Брызги шампанского. – М.: Советский композитор, 1991.
Вила Лобос Э. Произведения для шестиструнной гитары. – М.: Музыка, 1984.
Вижу чудное приволье. Вып. 1. – М.: Советский композитор, 1992.
Гитара в концертном зале. Выпуск 1-7. – М.: Советский композитор, 1984-1990.
Гитаристу-любителю. Выпуск 1-16. – М.: Советский композитор, 1978-1991.
Знакомые мелодии. Выпуск 1-4. – М.: Советский композитор, 1968-1972.
Из репертуара А. Иванова-Крамского. – М.: Музыка, 1983.
Иванов-Крамской А. Избранные произведения. – М.: Музыка, 1970.
Из репертуара А. Сеговии. Выпуск 1-5. – М.: Музыка, 1982-1987.
Классическая музыка для гитары в 5 томах. – Лейпциг, 1981.
Классическая гитара в джазе. – Киев: Музыкальна Украина, 1987.
Концертный репертуар гитариста. Выпуск. 2. – М.: Музыка, 1982.
Концертные пьесы. Вып. 1 -37. – М.: Советский композитор, 1970-1990.
Концертные пьесы зарубежных композиторов. – Л.: «Music», 1983.
«Let It Be» («Пусть будет»). – Л.: Советский композитор, 1990.
Легкие пьесы, Вып. 1-3. – М.: Музыка, 1961-1965.
Маленькие тайны Сеньориты Гитары. В.Козлов. Альбом юного гитариста. – Челябинск: «Автограф», 1999.
Мелодии народов мира. Вып. 1-3. – М.: Музыка, 1984-1986.
Морено-Торроба. Произведения для шестиструнной гитары. – М.: Музыка, 1981.
Музыка народов мира. Вып.1.– СПб.: «Библиотека «Звезды», 1993.
Музыкальный альманах. Выпуск 1. – М.: Музыка, 1986.
На досуге. Вып. 1-5. – М.: Музыка, 1988.
Педагогический репертуар гитариста. 1-3 класс. Вып. 1-5. – М.: Музыка, 1972-1977.
Первые шаги гитариста. – Л.: Музыка, 1979.
Популярные джазовые и эстрадные мелодии. Вып. 1. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.
Популярная музыка. Вып. 4,7. – М.: Советский композитор, 1990.
Произведения для шестиструнной гитары. – М.-Л.: Советский композитор, 1981.
Произведения зарубежных композиторов. – М.: Музыка, 1982.
Произведения зарубежных композиторов. – Л.: Музыка, 1988.
Произведения советских композиторов. – М.: Музыка, 1985.
Пьесы для шестиструнной гитары. – Вып.3 (1977). вып.5 (1964), вып.11 (1971). – М.: Музыка.
Репертуар гитариста. Вып.16 (1978), вып.17 (1978), вып.18 (1979) вып. 19 (1980), вып.20 (1980), вып. 21 (1981), вып.24 (1982), вып. 25 (1983), вып.26 (1983), вып.39 (1990). – М.: Советский композитор.
Репертуар начинающего гитариста. Для 1-2 класса ДМШ. – М.: Музыка, 1981.
Репертуар начинающего гитариста. Вып. 1. Сост. В.Пахомов. – М.: Музыка, 1979.
Вып. 2. Сост. Е.Ларичев. – М.: Музыка, 1980.
Вып. 3 Сост. Е.Ларичев. – М.: Музыка, 1981.
Пьесы для шестиструнной гитары. Ред. П.Вещицкого. – М.: Советский композитор, 1978.
Пьесы, обработки, этюды. Сост. Е.Ларичев. – М.: Музыка, 1978.
Произведения для шестиструнной гитары. Родриго Х. – М.: Музыка, 1985.
Руднев С. Русская коллекция. Т.3. – США: «Orphee», 1994.
Сонаты советских композиторов. – М.: Музыка, 1986.
Старинная и современная музыка для шестиструнной гитары. Вып.1. – М.: музыка, 1991.
Танцевальные ритмы. Вып.1 (1966), вып.2 (1970), вып.3 (1971), вып.4 (1972). – М.: Музыка.
Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары. – М.: Музыка, 1983
Хрестоматия гитариста. 1-3 класс ДМШ. – М.: Музыка, 1983.
Источник