Репетиторство по гитаре как

Творческий путь длиною в 25 лет. Вся правда о профессии преподавателя игры на гитаре от жительницы Смоленска

Настоящий преподаватель игры на гитаре — это музыкант, педагог и психолог в одном лице. Во-первых, он должен профессионально владеть инструментом. Во-вторых, должен уметь учить и объяснять так, чтобы ученикам все было понятно. В-третьих, среди учеников будут не только дети, но и взрослые, поэтому необходимо знать особенности возрастной психологии. Где этому учат, сколько времени потребуется для освоения профессией, а также её особенности — обо всём этом расскажет сегодня читателям журнала Reconomica преподаватель игры на гитаре с двадцатипятилетним стажем из Смоленска.

Профессиональный творческий путь

Добрый день! Меня зовут Вера Юрьевна, мне 45 лет. Живу и работаю в Смоленске. Я преподаватель игры на гитаре с двадцатипятилетним стажем. Хочу рассказать о своей любимой профессии и о том, как я пришла в нее.

Где этому учат

Для того чтобы стать профессиональным преподавателем-музыкантом с нуля, требуется окончить музыкальную школу (5-8 лет), затем музыкальное училище или колледж (как правило, 4 года), а после этого — ВУЗ (5-6 лет). Высшее образование музыкальные педагоги получают в консерваториях, институтах искусств или на музыкально-педагогических факультетах гуманитарных ВУЗов.

То есть, по минимуму потребуется 14 лет. Как ни странно, но на овладение этой профессией требуется больше времени, чем на то, чтобы стать дипломированным врачом.

В принципе, можно остановиться на среднем специальном образовании. Этого вполне достаточно, чтобы обучать детей или начинающих любителей. Для серьезного карьерного и профессионального роста высшее образование необходимо.

Как я пришла в профессию

Я, можно сказать, пришла в профессию не через дверь, а через окно. Гитарой начала заниматься довольно поздно, в 15 лет. В музыкальную школу меня по возрасту не взяли, тогда я пошла в платную любительскую студию при Дворце культуры, куда брали всех желающих. Там я окончательно определилась с выбором будущей профессии.

За два года освоила практически всю пятилетнюю программу музыкальной школы, т. к. решила готовиться к поступлению в музыкальное училище.

Упражняться приходилось по 5-6 часов ежедневно, а в выходные просиживала с гитарой в обнимку с утра до вечера. В итоге я поступила в училище, а со второго курса начала работать по специальности. Вначале работала в любительской студии типа той, где обучалась сама.

Я преподаватель игры на гитаре с двадцатипятилетним стажем.

Совмещать учебу и работу было нелегко, особенно в таком юном возрасте. Иногда приходилось по два-три раза в день курсировать между училищем и Домом культуры, чередуя работу и учебу, а ведь нужно было еще находить время на собственные ежедневные самостоятельные занятия. Кроме того, жизнь студента музыкального училища предполагает частые сценические выступления, участие в концертах, репетиции и т. п. Времени на отдых и развлечения совсем не оставалось, зато появилась существенная по моим тогдашним меркам прибавка к студенческой стипендии. К моменту окончания училища я работала уже в двух местах: досуговом центре и музыкальной школе.

Решила учиться дальше, но поняла, что на стационар идти нет смысла — все-таки в 22 года жить на одну стипендию и сидеть на шее у родителей уже как-то не солидно.

Поступила заочно в местный институт искусств на музыкальное отделение, продолжая работать в двух-трех местах. Через шесть лет окончила институт, получив квалификацию «Руководитель самодеятельного музыкального коллектива, преподаватель». Такой вот, вкратце, профессиональный творческий путь. Дальше хочу подробнее рассказать о самой профессии.

Специфика и особенности профессии

Профессиональное владение гитарой отличается от пресловутых «трех аккордов», как небо от земли. Чтобы хорошо играть самому, необходимо ежедневно, практически без выходных и праздников, заниматься по несколько часов в день.

Это и разучивание сложнейших классических произведений, этюдов, упражнений на разные виды техники игры, и игра в различных по составу ансамблях, и аккомпанемент певцам. Кроме того, придется изучить множество специальных дисциплин: теорию музыки, гармонию, сольфеджио, музыкальную литературу и другие. Но и это не всё. Настоящий специалист должен разбираться в возрастной психологии, знать методику преподавания игры на гитаре, изучить музыкальную педагогику.

Легко ли найти работу

И да, и нет. О людях «с улицы» говорить вообще нет смысла. Первое, что потребует любой работодатель при устройстве на работу — это диплом о профессиональном образовании. А для того чтобы набрать частных учеников, потребуются рекомендации хотя бы от тех, кто учился у вас и остался доволен результатом, а еще лучше – от коллег-профессионалов.

Если молодой специалист с самого начала, как говорится, «в обойме», то проблем с трудоустройством не будет. Многих молодых студентов рекомендуют и устраивают на работу их педагоги, как это было в моем случае.

Мой родной Смоленск – относительно небольшой областной центр, где люди одной профессии прекрасно знают друг друга если не лично, то в лицо и по имени. Я могу поименно перечислить всех педагогов семи музыкальных школ, досуговых центров, руководителей и участников коллективов от областной филармонии до более-менее раскрученных тарифицированных народных коллективов. Точно также знают и меня: сколько лет в профессии, у кого училась, чего добилась, что умею или не умею и т. д.

Трудовой процесс

С каждым учеником я занимаюсь индивидуально в течение академического часа (45 мин), т. к. у всех разные способности, степень восприятия и концентрация внимания. Во многом эти параметры зависят от возраста и индивидуальных особенностей человека.

Реадовка и гитарный концерт.

Два занятия в неделю с интервалом в 3-4 дня считаются оптимальной формой обучения. В день у меня бывает от пяти до двенадцати (!) таких уроков.

Работа, в основном, приходится на вечер и вторую половину дня, т. к. с утра все ученики находятся в школе или на работе. Периодически я организую и провожу концерты, чтобы мои ученики могли похвастаться своими достижениями. Такие мероприятия очень стимулируют и мотивируют людей на дальнейшие занятия. Почти всегда я и сама выступаю либо с сольными номерами, либо в ансамблях с учениками. Так сказать, играющий тренер. Это помогает поддерживать профессиональную форму и существенно повышает авторитет в глазах учеников и их родителей.

Любопытные случаи

В основном, все профессиональные курьезы у меня были связаны с «сумасшедшим» графиком работы или со странностями людей, пришедших ко мне обучаться.

Два года подряд, когда надо было выплачивать крупный кредит, я работала без выходных, на четырех работах одновременно. Одна из работ была в другом городе, в шестидесяти километрах от Смоленска. Мой рабочий день выглядел так. С 8-ми до 10:15 утра я проводила три урока в школе. Затем неслась на автовокзал, успевая запрыгнуть в рейсовый автобус. Через час с небольшим я уже учила играть на гитаре юных жителей райцентра. С 19:00 до 22:00 проводила занятия со взрослыми опять в Смоленске.

О людях, с которыми приходилось заниматься, можно рассказывать бесконечно. Кого только не приходилось учить за 25 лет! Приходили и старики с негнущимися пальцами, и юноша с ДЦП, и умственно отсталые, и просто не совсем адекватные личности. К каждому приходилось искать индивидуальный подход, исходя из его особенностей и возможностей.

Оплата труда преподавателя-гитариста

Зарплата преподавателя музыкальной школы складывается из ставки, нагрузки, а также различных надбавок и премий.

Ставка – это минимальная база, к которой добавляется все остальное. У выпускника муз. училища без опыта работы и стажа это примерно семь с половиной тысяч рублей.

Раз в пять лет преподаватель обязан проходить профессиональную аттестацию, по итогам которой ему присваивается высшая или первая категория, либо просто «соответствие занимаемой должности». Категория зависит от профессиональных достижений: наличия среди учеников лауреатов различных конкурсов, участия в творческих проектах различного уровня, собственных методических или творческих разработок. В итоге – чем выше категория, тем больше ставка.

В день у меня бывает от пяти до двенадцати (!) таких уроков.

На данный момент у меня высшая категория, нагрузка на полторы ставки (36 часов в неделю) плюс ежемесячные надбавки за достижения. Еще одну доплату я получаю за руководство структурным подразделением – у меня в подчинении все преподаватели-гитаристы нашей школы.

Всего получается около сорока тысяч, что для небольшого областного центра выглядит вполне достойно. Очень многие бюджетники нашего города получают зарплаты, не превышающие 15 тысяч.

Плюсы и минусы профессии

Основные практические плюсы моей профессии:

  • оплачиваемый отпуск 58 дней только в летнее время;
  • относительно свободный график работы;
  • возможность совместительства;
  • полный соцпакет.
  • длительное время освоения профессией;
  • необходимость работать в нескольких местах, чтобы нормально заработать;
  • часто меняются критерии прохождения аттестации.

В заключение, хотелось бы сказать, что эта работа подходит для творческих и увлеченных натур.

Если вы получаете удовольствие от самого процесса такой работы, любите музыку, общение с людьми, и вас не пугают длительные кропотливые занятия, требующие умственного и эмоционального напряжения — эта деятельность для вас.

Источник

Как увлечение игрой на гитаре превратилось в частное репетиторство с доходом в 30 000 рублей в месяц. Реальная история жителя Санкт-Петербурга

Многим известна фраза: “Как стать богатым или заработать много денег? Найти любимое дело и сделать так, чтобы оно приносило тебе деньги.” Чтобы дело приносило прибыль (даже любимое), важно приложение определенных усилий, организация процесса и отношение к любимому делу как к работе, а не как к хобби. Потому что к хобби бы можем обращаться по настроению, а работа, приносящая деньги, требует постоянного внимания и вложения сил. Но так как дело будет любимым и приносить удовольствие, организовывать его и работать будет гораздо легче и интересней! Всё это доказывает и история собеседника журнала Reconomica Артема Серебрякова, жителя Санкт-Петербурга. Сегодня он расскажет нашим читателям, как его увлечение рок-музыкой и игрой на гитаре превратилось в частное репетиторство и стало основным источником средств к существованию.

Небольшая предыстория

Меня зовут Серебряков Артем, на момент описываемых событий (2008-2009 год) я постоянно проживал в Санкт-Петербурге, и было мне 25 лет. Однако и сейчас я иногда возвращаюсь к такому способу заработка, так как частное репетиторство никуда не делось, а расценки с тех пор только увеличились. Речь же пойдет о том, как я превратил свое увлечение музыкой в основной источник средств к существованию на целых 2 года.

С чего все началось

Собственно, мое увлечение рок-музыкой началось еще в школе — уже тогда я носил кожаную куртку-косуху, футболки с логотипами любимых групп и рюкзаки с мотоциклами. Свою первую группу я сколотил тогда же, а свой первый концерт отыграл в сельхозтехникуме города Всеволожска, будучи учеником 10 класса!

Само собой, умение играть на гитаре пришло ко мне не с молоком матери, а стало результатом почти ежедневных многочасовых занятий по самоучителям и, бывшим тогда в новинку, видеошколам известных западных гитаристов-виртуозов. Естественно, в то время я, в силу возраста, был на полном содержании родителей и не рассматривал это увлечение как источник дохода, а грезил о лаврах рок-звезды.

В то время я не рассматривал это увлечение как источник дохода, а грезил о лаврах рок-звезды.

Пожалуй, стоит отметить, что гитару я начал осваивать, уже имея некоторое представление об игре на музыкальных инструментах, нотной грамоте и теории музыки, а также имел развитый музыкальный слух и память.

Такие “бонусы” я получил в результате 7-летнего обучения в детской музыкальной школе по классу “фортепиано и хоровое пение”. Однако я лично знаю множество людей и не только в России, которые стали выдающимися музыкантами, не имея никакого музыкального образования вообще.

Сильное, жгучее желание и усидчивость — все, что необходимо для освоения любого музыкального инструмента.

10 лет спустя…

К 2008 году я уже прошел трудовой путь от грузчика в продуктовом супермаркете до директора магазина музыкальных инструментов и оборудования. Последний московские владельцы решили закрыть, площадь сдать в аренду, а передо мной, соответственно, встал вопрос о дальнейшей, желательно приносящей доход, деятельности. Надо сказать, что к этому времени я уже был опытным, состоявшимся, довольно известным в определенных кругах музыкантом, имел богатый концертный и студийный опыт, а также небольшой, но стабильный доход от концертной деятельности.

В общем, раз уж у меня внезапно появилось столько свободного времени, я решил попробовать учить других тому, что умею, притом очень неплохо, сам — играть на гитаре.

Решению способствовало также то, что меня неоднократно спрашивали, не хочу ли я взять себе в ученики некоторых ребят, да и кое-кто из знакомых промышлял таким репетиторством и на жизнь отнюдь не жаловался.

Как я зарабатывал любимым делом

В моем случае существенно облегчал старт тот факт, что начало деятельности на новом поприще не требовало от меня никаких вложений. Вообще. Гитара у меня была, и даже не одна. Небольшой комбоусилитель для домашних занятий, метроном, компьютер, ручка, тетрадка — тоже. Помещение — да, собственно, квартира, где я жил, ведь электрогитара и все, что с ней связано, не только привлекает девушек, но и “ручку громкости”. Можно играть даже в наушниках. Также предполагалось, в случае необходимости выезжать на дом к ученику — за дополнительную плату, разумеется.

Учебная программа

Оставалось одно — придумать некое подобие учебной программы или плана. Поскольку занятия я собирался проводить исключительно индивидуальные, а не групповые, то и программа была очень обобщенная: только отправные точки, этапы, а также общая концепция. Последняя заключалась в том, что я собирался учить не просто ставить пальцы на нужные лады и дергать нужные струны на примере популярных песен, а действительно понимать инструмент, его конструкцию, историю, принципы звукоизвлечения.

Как я позже узнал, такой подход мало кто практиковал, потому и желающих было столь много, что приходилось устраивать некое подобие отбора, чтобы брать самых талантливых, самых перспективных.

Поскольку занятия я собирался проводить исключительно индивидуальные, то и программа была очень обобщенная.

Что касается первоначального поиска клиентов, я использовал исключительно интернет. Социальные сети тогда только появились и не пользовались такой бешеной популярностью, как сегодня. Основными “клубами по интересам” выступали тематические сайты и форумы, были таковые и у музыкантов. Разместив на нескольких таких площадках объявления о начале мной преподавательской деятельности, с расценками, явками и паролями, я принялся ждать результат. Ждал недолго — в тот же вечер начались звонки, а в течение следующих пары недель все мое свободное время оказалось расписано под занятия.

Мои ученики

Конечно, не все сразу стало хорошо и безоблачно — многие прекращали свои занятия, просто перегорев, в частности это касалось тех, кто приходил, что называется, “с нуля”. То есть, знания ограничивались, с какой стороны надо держать гитару.

У некоторых даже не было своего инструмента, и я давал им для занятий одну из своих гитар. К тому же, не все были готовы, что придется много слушать, писать и, вообще, думать — всем хочется все и сразу, с этим ничего не поделать.

В конечном счете, основной состав занимающихся у меня людей образовался не совсем из новичков, а, что стало для меня неожиданностью, из уже более-менее состоявшихся музыкантов, желающих дополнить и обогатить свое понимание гитары как инструмента, а также поработать над чисто технической стороной исполнения. Были, конечно, и новички, но их было меньшинство.

Финансовая сторона вопроса

Вся эта статья была бы ни о чем, если бы не затрагивала финансовую сторону вопроса. Как я уже упоминал, лично от меня не потребовалось никаких финансовых вложений, кроме оплаченного доступа в интернет и мобильной связи, а также некоторого времени, потраченного на размещение объявлений на сайтах и форумах.

У некоторых учеников даже не было своего инструмента, и я давал им для занятий одну из своих гитар.

Расценки я установил немного выше средних — 500 рублей за занятие длительностью 60 минут. В этот час, как правило, я успевал объяснить то, что планировал, а ученик — качественно усвоить материал.

Поскольку я был действующим музыкантом, мне приходилось трижды в неделю посещать репетиции групп, в которых играл я сам, а также играть концерты, поэтому преподавательской деятельности я посвятил вторники, четверги, а также выходные. В среднем, за неделю я проводил от 15 до 20 занятий, что приносило мне до 10 000 рублей чистого дохода. Сумма вполне достаточная для нормальной жизни 25-летнего парня, не обремененного семьей или необходимостью платить за съемное жилье, да еще и занятого любимым делом.

Разумеется, указанные цифры не оставались неизменными от недели к неделе, от месяца к месяцу. Я мог заболеть или уехать на гастроли, мои ученики могли сделать то же самое или по какой-то другой причине пропустить занятие. В случае отмены занятия я не мог это ничем компенсировать, и такие отмены происходили довольно часто — все мы люди.

Тем не менее, стабильный доход порядка 30 000 рублей в месяц был обеспечен, но ценой практически полного отсутствия совершенно свободного времени “на себя”.

Напоследок

Рассматривая же репетиторство как способ заработка, я нахожу это очень неплохим вариантом. Подумайте сами, если вы что-то действительно хорошо знаете или умеете делать, значит вы, скорее всего, это любите. А раз вы это умеете и любите — вам, скорее всего, доставит удовольствие научить этому кого-то еще, да еще и получить за это деньги. Это может быть что угодно: рисование, пение, катание на лыжах или коньках, резьба по дереву, оригами, вышивание. Список можно продолжать очень долго.

Если вы делаете это только ради денег, через силу, то скорее всего, вы не сможете обзавестись постоянными студентами на длительный срок.

Самое главное, о чем нужно помнить, занимаясь частным репетиторством — не халтурьте, не обманывайте себя и своих учеников.

Если вы делаете это только ради денег, через силу, воспринимая как каторгу, а учеников — только как кошельки, то скорее всего, вы не сможете обзавестись постоянными студентами на длительный срок, а значит, и доход вы себе не обеспечите, да и рано или поздно перегорите и найдете себе другое занятие. Если же вы действительно любите то, чему учите, то с любовью, терпением и пониманием относитесь к своим ученикам и вы станете для них не только носителем нужных знаний и умений, но и другом, наставником. Такие ученики не только будут ходить к вам снова и снова, но и приведут с собой других.

А вы, в конце концов, обнаружите себя счастливым человеком, занимающимся любимым делом, окруженным любящими и уважающими вас людьми.

В моем случае так и было. Со временем я стал взрослее, обзавелся семьей, новыми интересами и более высокими запросами, поэтому я уже не мог рассматривать такую деятельность как основной источник дохода, но и по сей день я иногда даю уроки музыкального мастерства, с интересом слежу за успехами моих бывших учеников, а со многими из них до сих пор остаюсь в теплых дружеских отношениях.

Источник

Оцените статью