- Самостоятельный ремонт гитары
- Основные поломки
- Инвентарь и материалы необходимые для ремонта
- Методы и особенности ремонта
- Замена струн
- Замена отдельных колков и колодок
- Уплотнение металлических порожков
- Отвалились деревянные перемычки внутри барабана гитары
- Можно ли починить бас-гитару
- Реставрация старой гитары
- Средства обработки
- Реставрация средней сложности
- Полная реставрация
- Рекомендации по уходу
- MasterGitar.com
Самостоятельный ремонт гитары
Акустическая 6-струнная гитара состоит из барабана (корпуса) с голосником на резонансной деке; грифа, на котором расположены металлические порожки (разделяющие лады); головки с колковыми устройствами, удерживающими натяжение струн. Далеко не во всех городах в мастерских есть инструменты для ремонта и восстановления щипковых музыкальных приспособлений, к которым относятся:
- акустические шестиструнные, семиструнные и электрические гитары;
- домры русские 3-струнные, украинские 4-струнные;
- балалайки;
- скрипки;
- мандолины;
- банджо-гитара, банджо-акулеле;
- гусли.
За исключением электрических инструментов, строение щипковых сходное. Это заключается в наличии барабана, служащего резонатором (усиливающей звук), подборе клея, лака и древесины для изготовления, замены поврежденных дек, обичаек, изношенных металлических порожков, зазубрины на которых дают неприятный дребезжащий призвук. Мастерская подойдет лишь при условии, что мастера не пользуются готовой формулой лака, а подбирают его плотность, прочность исходя из особенностей конкретного аксессуара.
Основные поломки
Особенность выбора инструмента заключается в том, что при ударе справа, слева от окончания грифа звук самой деки должен быть одной высоты. Так же она должна звучать и при ударе по дальним участкам, находящимся за деревянным порожком, на котором закрепляются струны. Такой аксессуар даст насыщенный звук, не будет фальшивить (при правильной настройке), но только до момента появления трещин на корпусе, повреждения лака.
За стабильность натяжения струн отвечают колки. Со временем на металлических частях – шестернях, резьбовых штырях появляются признаки коррозии, износа. Натяжение струн начинает ослабевать во время игры или при настройке наблюдается проскакивание колка, соответственно сброс заданного ранее натяжения струны.
Если использованы 2 планки по три колка, то менять нужно обе. Проще провести ремонт гитары, если для каждой струны используется обособленный колок – их и снять проще, да и полная замена не требуется при повреждении одного подтягивающего механизма.
Металлический призвук после снятия аккорда наблюдается на инструментах с расшатанными порожками, верхним (пластиковым), находящимся на шейке, соединяющей головку с грифом или межладовым. Повреждение оплетки металлических струн тоже дает искажение звука, звон.
Внимание! Каждый скол, деформация скажутся на звучании. Диссонанс в аккорде будет очень сильным при наличии самого небольшого сквозного отверстия на корпусе, не предусмотренного изготовителем.
В классическом варианте у гитары гриф клееный, как у любого концертного инструмента. В более дешевом – пятка грифа крепится штырем, за счет чего можно регулировать высоту струн. В процессе эксплуатации древесина, к которой крепится металлический болт, усыхает, гриф начинает произвольно двигаться вверх–вниз, из стороны в сторону. При такой поломке ремонт гитары своими руками возможно провести при помощи столярного клея, установив гриф в необходимое положение.
Инвентарь и материалы необходимые для ремонта
При повреждении корпуса, соединительных обичаек, отремонтировать качественно инструмент в домашних условиях не удастся. С тем же успехом струны можно переставить на дрова, звучание будет одинаковым. Здесь нужна реставрация гитары с полной заменой отдельных частей, изготовленных из правильно высушенной древесины: клена, грушевого дерева.
Для концертных инструментов мастера используют более дорогую элитную древесину.
Для минимального (планового) ремонта потребуются:
- набор струн;
- соответствующие изначальной комплектации колки;
- столярный клей;
- эпоксидка;
- струбцина;
- отвертка;
- наждачная бумага (нулевка);
- надфили;
- паста Гойя, хлопчатобумажная ткань.
Для ремонта поверхностных трещин на гитаре потребуется тонкая кисть, прозрачный лак, подходящий по консистенции к тому, которым изначально покрыт корпус.
Методы и особенности ремонта
В домашних условиях можно провести только несложный поверхностный ремонт, реставрацией должны заниматься специалисты.
Своими руками можно:
- заменить струны;
- поставить на место, отшлифовать порожки;
- заменить колки;
- заполнить небольшие трещины лаком или эпоксидной смолой.
В электрогитарах с монолитным корпусом самостоятельно можно заменить звукосниматель.
Замена струн
При повреждении одной струны меняется весь набор, что обосновано разницей материалов, из которых изготавливаются струны разными производителями, шириной оплетки трех верхних. Подбор толщины влияет на силу натяжения, достижение требуемой высоты звука.
Замена отдельных колков и колодок
Начинается процесс замены со снятия струн. Далее необходимо аккуратно открутить колодки с колками при помощи отвертки, если это предусмотрено изготовителем. В противном случае придется гвоздики выламывать. Чтобы установить новые колки на прежнее место, необходимо подобрать такие же маленькие, но чуть более толстые шурупы.
Уплотнение металлических порожков
Для этого этапа ремонта потребуется эпоксидная смола, надфили.
- порожек вынимается из рассохшегося гнезда;
- древесина обрабатывается треугольным надфилем;
- гнездо заполняется эпоксидкой;
- порожек возвращается на место, зажимается посередине струбциной;
- после снятия держателя при помощи наждачки или надфилей снимаются излишки застывшей смолы.
Зазубрины на металлических порожках снимаются мелкозернистой наждачной бумагой. После бережной шлифовки они натираются пастой Гойя, доводятся до совершенства натиранием тканой шерстяной или хлопчатобумажной материи.
В процессе шлифовки, снятия излишков клея на грифе могут появиться белые пятна, как и в процессе интенсивной эксплуатации, их можно устранить при помощи краски, которая не даст сильного утяжеления.
Отвалились деревянные перемычки внутри барабана гитары
Если вам удается вымыть банку, засунув руку внутрь, то и подклеить деревянные планки, не разбирая гитару до основания, получится.
- снять струны;
- зачистить от старого клея места соединения наждачкой;
- обезжирить ацетоном;
- нанести столярный клей;
- прижать планку к задней стенке барабана, оставить до полного соединения.
В гитарах с регулируемой высотой струн усиливающие деревянные торцевые бруски подклеиваются при снятом грифе. В классических гитарах с клееным грифом их нет.
Можно ли починить бас-гитару
Починить бас-гитару можно. Чтобы сделать это своими руками, потребуется много времени на изучение всех тонкостей мастерства, приобретение необходимого инвентаря, изучение материаловедения. Ведь при несоответствии прорезей под лады придется использовать вставки из ясеня, бука или клена, прошедшего многолетнюю сушку в определенных условиях.
Блестящий толстый слой лака, который начинает отслаиваться – это явное нарушение технологии. Этот дефект можно исправить в домашних условиях, сняв мебельный или другой лак, не предназначенный для музыкальных инструментов, покрасив корпус, гриф легким лаком, не поглощающими звук, ведь не блеск, а качество звучания важно для гитары.
Гитарное пиццикато над порожками 7, 10 и прочих ладов звучит чисто. Гитара должна при этом приеме звенеть, а не дребезжать. Обратный результат говорит о неполадках с грифом.
Полезно! Обнаружить отсутствие металлической основы на определенном участке можно при помощи магнита. Некорректную установку мастера определяют при помощи медицинского рентгена. Искривленный гриф можно усилить, убрав незапланированные прогибы (в 1-2 мм) при помощи дополнительных продольных стержней.
Как показывает практика, металлический стержень, призванный предотвращать деформацию грифа, может быть коротким или смещенным относительно середины.
Реставрация старой гитары
Сложность проведения реставрации зависит от многих факторов. Самое сложное – это отремонтировать рассохшуюся гитару, если обичайка отделяется от задней, передней стенок барабана, она повреждена или отсутствует на одном или нескольких участках. Проще вернуть устойчивость порожкам, если они просто начали отходить из-за потери древесиной необходимой влажности.
Сложнее провести ремонтные работы корпуса гитары, где началось расслоение, появились трещины в районе голосника, пятка грифа отламывается вместе с частью корпуса. Восстановление такого инструмента можно доверить только мастеру.
Средства обработки
Чтобы вернуть инструменту первоначальный вид, потребуется растворитель для снятия растрескавшегося лака. Берсты (градиенты) покрытия гитар делятся на две категории – полупрозрачные, с максимально плотным красочным покрытием.
Непрозрачные рисунки наносятся по стандартной технологии для цветных эмалей на грунтующий слой, после чего инструменту придается лаковый блеск. Полупрозрачные лакокрасочные покрытия тоньше, они могут быть блестящими и матовыми, темными и светлыми. Главная их цель – защитить древесину от потери влажности, ее избытка. В отличие от материалов, предназначенных для мебели, сувенирной продукции, лак для гитар должен способствовать распространению звука, а не его поглощению.
Реставрация средней сложности
К реставрации средней сложности можно отнести этапы устранения неполадок без необходимости разбирать корпус гитары на составляющие.
Минимальное использование специализированных приспособлений, дополнительных материалов:
- устранение сколов за счет покраски;
- заделка небольших трещин;
- покраска соответствующими для музыкальных инструментов красками, лаками.
Несмотря на кажущуюся простоту, процесс реставрации средней сложности может занять много времени.
Полная реставрация
Полная реставрация инструмента начинается с диагностики повреждений, нанесенных временем, неправильным хранением инструмента. При минимальных механических повреждениях, полученных в результате небрежного отношения, мастеру придется устранить деформации, отслоения. Для этого инструмент разбирается на составляющие, обрабатывается каждая деталь по отдельности, собирается вновь. Полная реставрация займет больше времени, чем производство нового.
Рекомендации по уходу
При хранении аксессуара необходимо соблюсти следующие правила:
- никогда не класть струнами вверх;
- держать его вдали от радиаторов отопления, других источников тепла;
- не допускать в помещении, где хранится инструмент, резких перепадов температур, повышенной влажности воздуха.
При необходимости транспортировки потребуется упаковать во влагонепроницаемый, сохраняющий тепло чехол.
Оптимальное положение между использованиями – в подвешенном состоянии. Нельзя изделие мыть, его можно только протирать влажной мягкой тканью. Любые моющие средства являются агрессивными, способными нанести повреждения лаку, голосу инструмента.
Источник
MasterGitar.com
При ремонте советских гитар можно выполнить различный объем работ, как сделать только самое необходимое, так и все возможное. Как мы уже обсуждали в предыдущих статьях, при выборе пути вам надо учитывать свои возможности, состояние гитары и решимость довести дело до конца.
Попробуем обобщить и классифицировать подход к ремонту гитары. В советских гитарах практически все сделано неправильно, поэтому ремонт ограничивается только воображением и здравым смыслом.
Самый простой путь, который в общих чертах описывается словами, сделать минимум работ, только, чтобы можно было играть на гитаре, т.е. струны прижимаются и строят.
Запомните строй не зависит от звука гитары. Строить будет и ваш стол, если правильно разметить лады и установить порожки.
При этом не надо иметь слуха, только точную линейку и таблицу расчетов.
Кратко, что необходимо сделать или проверить в рамках минимального ремонта:
- Плоскость и состояние ладов, возможно, что придется ровнять накладку;
- устанавливаем правильно гриф относительно нижнего порожка как по высоте, так и по строю;
- приводим в порядок корпус внутри и снаружи.
Т.е. обеспечиваем самое главное – верный строй гитары, некоторое удобство игры, но звук специально не улучшаем. В каком-то смысле это и есть ремонт советской гитары, так как дальше будет переделка.
Оптимальный ремонт зависит от самой гитары и вас самих, но не будем сильно придираться к словам и возьмем какой-то общий случай. Наша переделка в относительно нормальном сотоянии. Вам хочется только удобства игры и звука, а внешний вид оставляем на втором плане.
В отличии от самого простого варианта, где мы уже упомянули удобство игры в оптимальном варианте этот аспект прорабатывается тщательнее. Дорабатываем форму шейки, расширяем гриф, если это требуется. В некоторых случаях даже приклеиваем накладку с новой разметкой ладов под удлиненную мензуру.
Стандартная мензура для гитар сегодня это 650 мм. На советских фабричках 650 мм — это очень редкая птица, в основном 630мм и меньше — 620мм, 610мм. Увеличение мензуры пойдет на пользу звуку гитары, так как на коротких мензурах струны не дотягиваются до своего нормального натяжения.
Помним, что дека советской гитары — это все что у нас есть, поэтому, чтобы вытащить максимум звука, нужно именно ее и привести в порядок.
Дека же — это массив ели, который можно качественно подготовить к лакировке. Дека советской гитары часто требует утоньшения, но можно утоньшить и изнутри. Обработка её поверхности корректирует пятно, оставшееся от старой подставки. Кардинально изменится внешний вид инструмента. Все дефекты в том числе и склейки трещин можно прикрыть тонированием с помощью морилки. Это действие редко когда бывает ненужным.
Самое неблагодарное в ремонте старых фабричек СССР — это возня с внешним видом. Гитара должна выглядеть эстетично, часто сегодня это даже уже теряет здравый смысл, гитаре главное выглядеть, звучать необязательно. Вернувшись к оптимальному ремонту будем считать, что внешним видом мы занимаемся по минимуму.
Оптимальный ремонт советской гитары это:
- приведение в порядок грифа полностью;
- все работы на корпусе и с декой для получения максимального возможного звука;
- минимальные работы с внешним видом, только самое необходимое и достаточное.
Тут опять оговорка. Если вас устраивает лаковое покрытие деки и его достаточно обновить, зачистить мелкой наждачкой и пройтись тампоном с растворенным НЦ, то можно не трогать и внешнюю сторону деки. Особенно это актуально, когда её толщина и без того маленькая, чтобы ещё циклевать или как-то утоньшать деку при обработке. Может портить все приклеенаая не в том месте подставка, но это случай надо оговаривать отдельно.
К чему я веду, есть возможность вскрыть гитару пилением с деки, установить акустическую систему, закрыть назад и внешне ничего не менять. Вид будет тот же, но звук будет иным. Вариант между оптимальным и минимальным.
В этом случае уже к удобству и звуку добаляется внешний вид.
Замена деки ремонт нерациональный. Советская гитара тем и ценна, что у неё дека из массива ели. Если такой деки нет, значит, нет смысла возиться. Исключениями могут быть только какие-нибудь большие корпуса с наличием недорогой заготовки для деки.
Работа по доводке требует большого терпения, имеет подводные камни, часто результат ограничен состоянием самой гитары. Трещины не деке, мелкие трещинки и вздутости на корпусе гитары, несимметричность формы и ещё куча разных мелких недостатков.
Основная мотивация, которая должна вас подтолкнуть к полному ремонту — это то, что все эти знания понадобятся при изготовлении гитары из массива. Пусть работа над переделкой носит некоторый гипертрофированный характер, но даже если вам кажется, что такой работы на хорошом массиве не будет, все равно знайте, вы отрабатываете умение использования инструмента и материалов. Настраиваете себя, что ваша работа должна выглядеть в первую очередь максимально хорошо.
Есть такая поговорка среди гитарных мастеров, что продать дорого хорошее легче, чем плохое дешево.
На практике может получиться, что ваша работа не будет абсолютно точно классифицироваться по описанным вариантам. Это и правильно. Решение об объёме работ остаётся за вами, так как только вы можете оценить свои возможности и попавшийся вам материал для ремонта.
Разделим работу над гитарой на работу с корпусом и грифом. Двигаться будем в контексте нашей классификации на минимальный, оптимальный и максимальный объем работ.
Источник