Ревербератор для гитары что это такое

Как это работает:
реверберация

Как это работает: ревербератор

Ревербератор – это «железное» устройство, либо программный продукт (плагин), имитирующий эффект реверберации. Эффект в обработке звука очень нужный, ревербератором можно дать инструменту больше пространства, ширины, расположить инструмент в виртуальном пространстве трека дальше или ближе, в общем, вещь практически незаменимая.Прежде чем переходить к устройству ревербераторов, нужно разобраться с самим эффектом реверберации. Итак, в чем же он заключается?

Попробуйте что-нибудь громко сказать в комнате у себя дома, в ванной, а потом в пустом зале. Разница в звуке заметна, как говорится, невооруженным ухом) Связано это с различным характером отражений звука от стен и других поверхностей помещения, и с расстоянием до отражающих поверхностей. Ревербератор как раз и эмулирует такой эффект, иначе говоря, добавляет в исходный сигнал получившиеся отражения от стен и поверхностей.

К слову, эффект реверберации можно получить не прибегая к помощи ревербератора, достаточно записать инструмент в подходящем помещении. Способ этот очень негибкий и зачастую трудновыполнимый, поэтому им пользуются нечасто. Из знаменитых примеров «живой» реверберации в записи можно привести вступительное соло в песне «Sorrow» (Pink Floyd, альбом «A Momentary Lapse Of Reason»). Для записи этого соло пинки сняли стадион Уэмбли на ночь, установили в центре поля всю звуковоспроизводящую аппаратуру, а на местах для болельщиков поставили микрофоны. Могучий ревер получился, можете сами убедиться)

Итак, рассмотрим ревербераторы поближе.

Реверберационная комната (Room)

Вообще, комнату сложно назвать устройством) Но все же это не просто помещение, здесь созданы условия для получения эффекта реверберации с различными характеристиками. В комнате (иногда комнату называют «реверберационной камерой» или «эхо-камерой») устанавливается источник звука (громкоговоритель, либо исполнитель) и микрофоны, настраивается положение специальных отражающих листов, иногда устанавливаются звукопоглощающие элементы (поролоновые пирамиды на стенах, вертикальные переборки). Таким образом, в микрофон приходит сложная суперпозиция отраженных и неотраженных волн, что и является следствием эффекта реверберации. Такие комнаты – удел крупных студий, они дороги и занимают много места, однако результат оправдывает затраты. Впрочем, и у такой технологии есть минусы, главным образом проблема заключается в трудности изменения времени реверберации.

Читайте также:  Стойка под гитару своими руками дерево

Пластинчатый ревербератор (Plate)

Также такой ревербератор называют «листовым». Представляет собой большой лист металла (как раз сам лист и является проводником звуковых колебаний), источник звука, примыкающий к листу, звукосниматели, и набор поглощающих мягких подушек, которые служат для изменения времени реверберации. Минусы такого ревербератора: искажения при обработке сложного сигнала и громоздкость конструкции. Специфическое звучание пластинчатого ревербератора оставило след в звукозаписи, несмотря на некоторую неестественность звучания, и эмуляция этого вида реверберации сейчас встраивается практически во все программные ревебераторы.

Пружинный ревербератор (Spring)

Пружинный ревербератор состоит из электромеханического преобразователя (преобразует электрический сигнал с усилителя в механические колебания), пружины (которая и является проводником колебаний) и звукоснимателя. Довольно старая конструкция, но она до сих пор используется в гитарных комбиках из-за своей дешевизны и компактности. Звук в миксе с исходным сигналом напоминает естественную реверберацию, но также имеет некоторый специфичный отзвук.

Ленточный ревербератор (Tape)

Такой ревербератор еще часто называют «магнитным» или «магнитофонным». Был очень популярен в 70-ые и 80-ые. Ленточный ревербератор очень сильно напоминает обычный магнитофон, главные отличия заключаются в закольцованной ленте и большом количестве воспроизводящих головок (иногда их количество доходило до нескольких десятков). Сигнал подается на записывающую головку, а затем считывается воспроизводящими головками с различными уровнями выходного сигнала (чтобы обеспечить эффект затухания).

После считывания пленки все сигналы с воспроизводящих головок смешиваются и подаются на выход ревербератора. Для работы такого ревербератора необходима большая скорость движения ленты, иначе вместо реверберации мы получим эффект эха, что является уже совсем другим эффектом (хоть и имеющим одинаковую механику).

Цифровой ревербератор (Digital)

Вот и добрались до современных примочек) По методу обработки сигнала цифровые ревербераторы схожи с ленточными, только со значительно более сложной архитектурой. Главным элементом обработки является многоотводная цифровая линия задержки (Digital Delay Line). Если проводить аналогию с ленточными ревербераторами, то «отводами» в нем являются воспроизводящие головки, только в цифровом ревербераторе отводов может быть сколько угодно, а расстояние между головками (то есть время между отводами) можно менять. В цифровых ревербераторах обычно заложено несколько типов алгоритмов обработки сигналов, обычно это эмуляция различных комнат и «железных» ревербераторов (ленточных, листовых, пружинных), и, естественно, есть возможность менять параметры каждого алгоритма и смешивать различные алгоритмы. Все это делает цифровой ревербератор чрезвычайно мощным и гибким инструментом, причем очень и очень компактным.

«Железные» ревербераторы это, конечно, круто, но вот только большая часть музыкантов-любителей при работе над своими записями ими не пользуется. А почему? А потому что есть такая замечательная штука, как VST-эффекты) И различных VST-ревербераторов полным полно, хоть платных, хоть бесплатных. Разберем основные параметры программных ревербераторов, с которыми нам предстоит работать (к слову, программные ревербераторы – это цифровые ревербераторы, только программные)).

  • Pre-Delay — Предзадержка, иными словами. Этот параметр отвечает за время между приходом к слушателю прямого сигнала и появлением первого отражения.
  • ReverbTime — Длительность реверберации (время затухания звука на 60 дБ), тот самый «реверберационный хвост»
  • ReverbDelay — Промежуток между ранними отражениями и остатком реверберации (то есть остальными отражениями, которые друг с другом смешиваются и многократно накладываются)
  • Diffusion — Характеризует диффузность, «расплывчатость» звука. Не стоит этот параметр устанавливать слишком маленьким, возможно появление дискретности реверберации, эффекта множественного эхо
  • EarlyReflectionLevel —Уровень ранних отражений, характеризует отражающие свойства помещения, с помощью этого параметра, в совокупности со следующим, можно имитировать различные отражающие поверхности
  • HighDamp — Определяет сглаживание высокочастотных составляющих отраженного звука. Как известно, высокочастотные колебания затухают быстрее, для этого и нужен этот параметр. К тому же, поверхности отражают звук по-разному в плане амплитуд различных частот, таким образом этот параметр можно использовать для имитации различного материала стен или других элементов помещения
  • Density — Определяет плотность ранних отражений, что в свою очередь характеризует геометрию помещения.

Это основные параметры ревербераторов, есть еще куча других, как для корректировки амплитудно-частотной характеристики реверберации (Low Damp, High Cut, Low Cut), так и для определения геометрии помещения (Size, Wall Vary, Release Density). Впрочем, как и с любыми другими эффектами, здесь главное практика, лучше один раз покрутить ручки, чем сто раз прочитать описания того, что эти ручки делают)

Источник

Гитарные эффекты: дилэй, ревер

В данной статье мы рассматриваем гитарные эффекты, которые эмулируют звучание гитары в определенной акустической среде. К эмулирующим эффектам относятся ревербератор (reverb) и эхо (echo), которое часто еще называют задержкой (delay).

Этот класс эффектов, называемый эмулирующими (ambient effects), дает возможность получить звучание, которое является характерным для определенной акустической среды. Практически во всех случаях мы все слушаем музыку в каком-либо помещении или в концертном зале, а не в чистом поле. Иногда случается записывать музыку в среде с очень плохой акустикой, потому музыкантам и инженерам приходится возвращать ей «живое» звучание, прибегая к помощи Электронных устройств, эмулирующих ту или иную акустическую среду. Использование этого устройства можно встретить в подавляющем большинстве записанных композиций: и в музыкальных компакт-дисках, и на живых концертах, и даже в устной рекламе на радио. Иногда это делается с целью намекнуть на то, в каком помещении находится исполнитель или диктор. В любом случае, найти реальное, неискаженное натуральное (через микрофон, улавливающий все отражения волн в помещении) или искусственное (созданное с помощью специальных электронных эффектов) звучание сигнала без таких эффектов можно крайне редко.

Ревербератор и задержка (эхо) являются двумя наиболее часто используемыми эффектами. В чем-то они являются подобными, так как они эмулируют отраженные и повторенные звуковые волны, но музыканты разделяют эти два эффекта.

Эффект дилэй (эхо)

Эффекты задержки (delay) увидели мир вначале формирования рок-н-ролла. Первые из них были сконструированы инженерами на основе лентопротяжных механизмов. Но благодаря заинтересованности музыкантов в этом эффекте, он скоро стал портативным, перейдя из класса студийного оборудования в рабочие инструменты гитаристов. В наше время в подавляющем большинстве эффектов задержки используются цифровые технологии, хотя многие способны эмулировать звучание устройств ленточных задержек, в которых использовалась закольцованная магнитная лента с одной пишущей головкой и множеством считывающих.

Гитарный эффект дилэй BlackStar HT-Delay

Есть модели эффектов цифровой задержки, которые имеют три параметра, а есть модели, имеющие четыре. Вот все возможные четыре параметра: время задержки, количество повторов, баланс и темп. Теперь более подробно о каждом их них.

Время задержки (delay time) – это параметр, который определяет время, которое проходит между началом звучания исходного и задержанного сигналов. Обычно оно выражается в миллисекундах или в музыкальных длительностях (восьмые, четвертные…) в тех случаях, когда устройство может синхронизироваться с внешними, устройствами, задающими темп.

Количество повторов (feedback). Определяет количество повторений задержанного сигнала. Когда установлено минимальное значение этого параметра, выполняется один повтор, что касается максимального значения, то на некоторых устройствах оно соответствует бесконечным повторам.

Баланс (mix). Этим параметром определяется степень наложения исходного и задержанного сигнала.

Темп (tempo) – это параметр, который присутствует только у устройств, которые поддерживают синхронизацию с внешними устройствами. Он устанавливает базовый темп звучания. Существует много устройств задержки, которые задержки позволяют «отбивать» темп, постукивая ногой по напольному переключателю во время исполнения. Эффекты цифровой задержки являются универсальными, так как они могут создавать множество различных типов эхо и подходят практически ко всем музыкальным стилям.

Одной из классических разновидностей эффектов задержки периода раннего рок-н-ролла и рокабилли является Слепбек (slapback). Название эффекта вполне себя оправдывает, поскольку создается впечатление, что звук отражается от расположенной поблизости поверхности. Этот эффект был использован гитаристом Элвиса Скотти Муром в записях таких композиций, как My Baby Left Me и Hound Dog. Принцип работы первых эффектов слэпбэк был основан на использовании лентопротяжного механизма. Современные эффекты цифровой задержки позволяют получить практически такое же звучание, установив время задержки на 100-132 мс и низкое значение количества повторов.

В эффектах эхо (echo) используется большое время задержки, которое может колебаться в диапазоне от 150 мс до 1 с или больше, но чаще используются значения из диапазона 300-600 мс. Также часто использую достаточно большое количество повторов. Из приверженцев эхо эффектов самым известным является гитарист группы U2 Эдж. Эффекты эха могут быть и монофоническими, и стереофоническими (это значит, что на каждом канале нужно устанавливать собственное значение времени задержки; это создает еще один способ получения интересных ритмических эффектов).

Ревербератор

Ревербератор (reverberator) можно назвать королем не только гитарных, но вокальных и прочих эффектов. Тремоло и ревербератор были самыми первыми эффектами, которые были реализованы в усилителях. Но что более важно, ревербератор является ключем к получению классического гитарного звучания практически любого стиля рок-музыки.

Многие путают ревербератор с эффектом эха, но это абсолютно разные эффекты. Ревербератор способен эмулировать гораздо более сложную акустическую картину, близкую по своим параметрам к естественной акустической среде. Основными параметрами ревербератора являются время реверберации и баланс.

Время реверберации (reverb time) – это время угасания реверберации, и чем больше время реверберации, тем больше будет звучать сигнал.

Баланс (mix). Этот параметр определяет степень наложения исходного сигнала и сигнала, прошедшего через эффект реверберации.

Гитарный ревербератор Electroharmonix Cathedral

Эффект реверберации лучше всего использовать для двух целей: либо чтобы придать гитаре неземного звучания, для чего используется пружинный ревербератор, либо чтобы создать эффект звучания гитары в естественной звуковой среде (в том случае нужно использовать цифровой ревербератор). Стоит учесть, что для каждого вида исполнения эффект нужно применять с определенной интенсивностью: так при живом» исполнении эффект реверберации следует использовать не столь интенсивно, как при записи в студии.

Пружинный ревербератор

Первые ревербераторы состояли из небольшого металлического корпуса, внутри которого находились пружины. Примером таких устройств могут быть те, которые использовались в усилителях Fender. Принцип их работы заключался в том, что звуковой сигнал, проходя через корпус ревербератора, заставлял пружины колебаться. Какой бы устарелой для современного электронного века не выглядела такая конструкция, пружинные ревербераторы до сих пор используются в гитарных усилителях. Звучание гитары в стиле «рэтро» будет прекрасно дополнено их теплым и полным звучанием. Практически ни одна запись композиций не обходится без ревербератора. Стиль серф, а также ряд других стилей, которые были сформированы под влиянием «Британского нашествия» нельзя себе представить без классического пружинного ревербератора. В формировании гитарного тона встроенный ревербератор занимает чуть ли не самое главное место, по этой причине многие продюсеры при записи накладывают этот эффект на обычные звуки, получаемые в помещении или зале.

Цифровые ревербераторы

Создание цифровых ревербераторов происходит таким образом, чтобы как можно более естественно эмулировать звучание в различных звуковых средах. Основное место в процессе обработки звука в цифровых ревербераторах занимает не пружины, а алгоритмы, благодаря которым процессор может эмулировать звучание гитары в помещении, зале, на сцене и даже под сводами собора. Кроме того существуют алгоритмы, эмулирующие звучание, полученное при помощи предшественников цифровой реверберации, таких как стальные пластины, камеры и, конечно же, пружинных ревербераторов. Чтобы добиться наиболее естественного звучания, нужно использовать малые или средние значения времени реверберации. Кроме того стоит установить предзадержку, которая проконтролирует, чтобы реверберация не начиналась немедленно после начала звучания гитары. Этот эффект позволит аудитории сначала услышать исполняемые ноты, и только затем окунуться в волны реверберации.

Источник

Оцените статью