Рэй чарльз hit the road jack пианино

Ray Charles — Hit The Road Jack

Рэй Чарльз (полное имя Рэй Чарльз Ро́бинсон, англ. Ray Charles Robinson; 23 сентября 1930 — 10 июня 2004) — американский музыкант, автор более 70 студийных альбомов, один из известнейших в мире исполнителей музыки в стилях соул, джаз и ритм-энд-блюз. Был награждён 13 премиями «Грэмми», попал в залы славы рок-н-ролла, джаза, кантри и блюза, в зал славы штата Джорджия, его записи были включены в Библиотеку Конгресса США. Фрэнк Синатра назвал Рэя «единственным настоящим гением в шоу-бизнесе».

Ранние годы (1930—1960)

Рэй Чарльз родился в небольшом городе Элбани, в штате Джорджия, отец — Бэйли Робинсон, мать — Арета Робинсон. Семья Рэя была очень бедна — как он сам говорил, «Даже среди других чёрных…мы были на нижней ступеньке лестницы, смотря вверх на остальных. Ничто ниже нас — только земля». Семья Рэя переехала в маленький посёлок Гринвилль, в Южной Флориде, когда ему было всего несколько месяцев. Отец не играл значительной роли в жизни Рэя, а через некоторое время после его рождения, он и вовсе бросил их семью, оставив Рэя и его младшего брата Джорджа (George Robinson) на попечение Ареты и её свекрови — Мэри Джейн Робинсон (Mary Jay Robinson). Когда Рэю было пять лет, его брат Джордж, который был на год младше, начал тонуть в лохани, стоявшей на улице. Рэй, который был свидетелем этого случая, пытался ему помочь, но не смог ничего сделать, так как брат был для него слишком тяжёл. Джордж утонул, а Рэй, предположительно от перенесённого потрясения, постепенно начал слепнуть и в возрасте семи лет ослеп полностью.

Как утверждал сам Рэй, причина его слепоты так и осталась неизвестна, но есть данные о том, что это следствие глаукомы. Впервые его музыкальный талант начал проявляться в возрасте 3 лет — этому содействовал хозяин ближайшей аптеки, игравший на пианино. Он поступил в школу для глухих и слепых в Сент-Огустине, штат Флорида. Там Рэй научился азбуке Брайля и игре на нескольких музыкальных инструментах — пианино, органе, саксофоне, тромбоне и кларнете. В школе проявился музыкальный талант Рэя — он пел в баптистком хоре. В 1945 году умерла мать, а ещё через два года — отец.

После окончания школы Рэй участвовал во многих музыкальных проектах, в основном в стилях джаз и кантри. В своём творчестве он черпал вдохновение у известных джазменов — Каунта Бэйси, Арта Тэйтума и Арти Шоу. Первая группа, в которой он принимал активное участие, называлась «The Florida Playboys». В 1947 году семнадцатилетний Рэй, скопив 600 долларов, отправился в Сиэтл. Там он вместе с гитаристом Госсади МакГи основал группу «MacSon Trio» (иногда также называемая Maxim). Вскоре он начал записываться, вначале под лейблом Swingtime Records. Первые три его записи — «Guitar Blues», «Walkin’ and Talkin’» и «Wonderin’ and Wonderin’». Он сотрудничал с известным R&B исполнителем Лоуэллом Фулсоном и его группой, аккомпанируя им на пианино. Вышел его первый хит — «Confession Blues» (1949). Следующая его популярная песня — «Baby, Let Me Hold Your Hand» (1951). После этого он перешёл под лейбл Atlantic records (1952), так как понимал, что «Swingtime Records» никогда не дадут ему желаемой творческой свободы. Его имя вскоре было сокращено до Рэя Чарльза, чтобы избежать путаницы с боксёром Рэем Робинсоном (Ray «Sugar» Robinson). 31 июля 1951 года он женился на Эйлен Вильямс, но уже через год их брак распался. Примечательно, что из 12 детей Рэя только 3 было рождено в браке. В 1955 году Рэй женился вторично, теперь уже на Делле Беатрисе Робинсон (урождённая Ховард). Этот брак продержался до 1977 года.

В 1953 году Рэй выпустил популярный сингл «Mess Around». В этом же году он аранжировал и аккомпанировал на пианино известному блюзмену Гитар Слиму (Guitar Slim), композиция «The Things That I Used To Do», которую они записали, была продана более чем миллионным тиражом. Таким же успешным был и сингл «It Should Have Been Me», который уже целиком принадлежал Рэю. Следующей вершины своей карьеры Рэй достиг в 1955 году, когда вышел сингл «I Got a Woman». Этот сингл поднялся до первого места в R&B чартах. Именно этот сингл чаще всего упоминается, как первая композиция в стиле соул. В это время репертуар Рэя состоял наполовину из госпелов со светскими текстами, наполовину из блюзовых баллад. Своим творчеством Рэй способствовал увеличению популярности R&B и госпела среди широкой аудитории, привлекая новых слушателей — не только чернокожих, но и белых. Рэй был одним из первых музыкантов, популяризировавших традиционно «чёрную» музыку и сделавших эту музыку по-настоящему распространённой среди широких масс.

Основные особенности творчества Рэя раннего периода слышны на пластинке «Ray Charles in Person». Этот альбом был записан радиостанцией WOAK в 1956 году, не как обычно, в студии, а в живом исполнении, перед негритянскими слушателями. В альбом впервые была включена песня «What I’d Say», которая уже во время её живого исполнения в Атланте стала хитом.

Через некоторое время, во время Ньюпортского фестиваля, Рэй завоевал широкую популярность. Там же был записан альбом «Ray Charles at Newport», включавший в себя такие хиты, как «What I’d Say» и «The Night Time (Is The Right Time)».

Рэй постепенно начал выходить за пределы смеси блюза и госпела, начав записывать песни с участием крупных оркестров, джазовыми музыкантами (Милт Джексон) и записал свою первую песню в стиле кантри «I’m Movin On» (с участием Хэнка Сноу).

Средние годы (1960—1980)

Затем Рэй перешёл в компанию ABC Records (известна также как ABC Paramount). Там он получил бо́льшую творческую свободу, и начал расширять свой подход к музыке, однако не стал участвовать в экспериментальных проектах, а принялся записывать песни в стиле поп. В результате этого вышли такие его хиты, как «Unchain My Heart», «You Are My Sunshine», «Hit The Road Jack». В это же время была издана одна из его известнейших песен «Georgia On My Mind» (иногда ошибочно называется «Georgia In My Mind»). В 1962 году он удивил свою, теперь уже гораздо более широкую, аудиторию, издав альбом «Modern Sounds in Country and Western Music», в который были включены такие хиты, как «I Can’t Stop Loving You» и «You Don’t Know Me». Рэй своим альбомом вошёл в оборот музыки кантри, что в то время было невообразимо для чернокожего музыканта. Рэй всю жизнь выступал против расизма и расовой сегрегации — так, в 1961 он даже отменил концерт в Августе, штат Джорджия, протестуя против расовой сегрегации — во время его концерта предполагалось, что чернокожие и белые зрители должны были сидеть отдельно. Некоторые источники ошибочно указывают, что в течении 20 лет ему было запрещено выступать в Джорджии, на самом же деле такого запрета не было — Рэй просто туда не ездил. На следующий же день после убийства Дж. Ф. Кеннеди Рэй выпустил сингл «Busted» (Разжалованный) — так Рэй помянул конец его антирасистской политики. Также он активно поддерживал и финансировал деятельность Мартина Лютера Кинга.

Рэй Чарльз в 60-ые.

В 1965 году, в Бостоне, Рэй был арестован за хранение героина и марихуаны. От героина музыкант был зависим в течение 17 лет. Рэй впервые начал употреблять наркотики в возрасте 16 лет. Это долгие годы влияло как на карьеру, так и на личную жизнь музыканта — это была, как он сам выразился, «мартышка на моей спине». Уже в третий раз у Рэя находили наркотики — сначала кокаин и марихуану, затем и героин, но Рэй и в этот раз избежал тюремного заключения. В первый раз полиция нашла наркотики в его гостиничном номере ещё в 1961 году, но дело не получило продолжения, так как у полиции тогда не было ордера на обыск. Он лечился от наркомании в Лос-Анджелесской клинике, поэтому и не получил реального срока в тюрьме, а всего лишь год условно. После этого Рэй окончательно бросил наркотики. Как он объяснял позднее, «Иногда я чувствовал себя ужасно, но как только я выходил на сцену и группа начинала играть, не знаю почему, но это казалось как аспирин — тебе больно, ты его принимаешь и больше не чувствуешь боли». Зависимость Рэя от наркотиков широко отображена в фильме «Рэй». Всю последующую жизнь Рэй выступал против наркотиков. После того, как он бросил наркотики, изменился и его музыкальный стиль. Он стал более близким к популярной музыке, часто стал использовать струнные аранжировки для своих песен. Именно тогда началось его сотрудничество с группой «Raelettes».

После 60-х годов его музыкальное творчество принималось критиками и слушателями неоднозначно — некоторые песни были чрезвычайно популярны, в то время как другие так и остались непризнанными аудиторией. В это время он концентрировал внимание на живых выступлениях. Известнейшая его песня того периода — «Georgia On My Mind», песня, в оригинале посвящённая Хогом Кармичайлом девушке по имени Джорджия. Эта песня вскоре была объявлена гимном штата Джорджия (24 апреля 1979 года), и Рэй Чарльз исполнил её в здании законодательного собрания штата. Другая его песня, «America the Beautiful», также имела грандиозный успех. Рэй также снялся в эпизоде фильма «The Blues Brothers» c Джоном Белуши и Дэном Экройдом.

Поздние годы (1980—2004)

В конце 1980-х произошёл ряд событий, ещё более увеличивших признание Рэя среди молодой аудитории. В 1985 году «Night Time Is the Right Time» появилась в серии «Happy Anniversary» популярного телешоу «The Cosby Show». В 1985 году Рэй выступал во время инаугурации Рональда Рейгана. С этим выступлением связан эпизод, позднее бросивший тень на репутацию Рэя. Известно, что Рэй был убеждённым демократом, а Рейган — республиканцем. Рей согласился выступать только за неслыханно высокий по тем временам гонорар в 100 000 долларов. Комментируя этот факт, агент Рэя Джо Адамс сказал: «За такие деньги мы бы выступили и на собрании Ку-Клукс-Клана». В 1986 году он исполнил песню «America the Beautiful» во время шоу «WrestleMania 2». Рэй участвовал в рекламной кампании «Diet Pepsi». Во время этой кампании Рэй использовал знаменитый слоган «You Got The Right One, Baby!». Также он участвовал в телешоу «The Super Dave Osbourn Show». В начале 90-х годов Чарльз участвовал в нескольких музыкальных проектах — так, в частности, в проекте своего давнего друга Квинси Джонса «I’ll be good to you» (1990).

В 1996 году на открытии Олимпийских игр в Атланте Рэй Чарльз исполнил свою классическую песню «Georgia On My Mind». В этом же году он выступил и на инаугурации Билла Клинтона — за три года до этого президент вручил ему Национальную медаль искусств.

В 2000 году Рэй в своём творчестве вернулся к джазу и выпустил композицию «In the Spur of the Moment», посвящённую Стиву Тарру.

В 2002 году Рэй участвовал в фестивале коньяка в Южной Франции. Во время выступления один из фанов взбежал на сцену и начал исполнять одну из песен Рэя «Mess Around» а капелла. В знак своего уважения Рэй начал играть музыку этой песни. В мае 2003 года Чарльз провёл в Лос-Анджелесе концерт — 10000 по счёту.

Одно из последних публичных выступлений Рэя произошло в 2003 году, во время ежегодного банкета журналистов электронных СМИ, который происходил в Вашингтоне. Он исполнял песни «Georgia On My Mind» и «America the Beautiful». Последнее выступление Рэя Чарльза произошло 30 апреля 2004 года в Лос-Анджелесе. Здоровье Рэя было подорвано операцией на бедре, от которой он долго не мог оправится — несмотря на болезнь, он продолжал работу над альбомом «Genius Loves Company». Рэй умер в возрасте 73 лет, в своём доме в Беверли-Хиллз, Калифорния. Причиной его смерти стало обострение болезни печени. «Я не буду жить вечно», — как-то сказал Рэй Чарльз во время интервью на студии звукозаписи. — «Ума, чтобы это понять, мне хватает. Дело не в том, как долго я буду жить, вопрос только — насколько красивой будет моя жизнь». Рэй похоронен на кладбище Инглвудского парка, в Инглвуде, штат Калифорния. Через два месяца после его смерти вышел его последний альбом, «Genius Loves Company». В этот альбом вошли песни, исполняемые Рэем совместно с другими музыкантами. Среди них такие имена, как Б. Б. Кинг, Ван Моррисон, Джеймс Тэйлор, Майкл МакДональд, Элтон Джон, Бонни Райт, Нора Джонс и Джонни Матис. Этот альбом получил 8 престижных наград «Грэмми». Пять из них присуждены самому Рэю — «Лучший Поп-вокальный альбом», «Альбом Года», «Запись Года», «Лучшее Поп Сотрудничество» (песня «Here we go again» дуэтом с Норой Джонс) и «Лучшее Госпел исполнение». Из всех своих многочисленных песен Рэй выбрал одну — «Over the Rainbow», которая должна была быть исполнена на мероприятиях, посвящённых его памяти.

Источник

О чем песня Hit The Road Jack и за что все так любили Рэя Чарльза?

Самый популярный факт, связанный с Рэем Чарльзом Робинсоном: он был слепым. Но не с рождения, как многие думают. Мальчик потерял зрение в возрасте шести лет, когда на его глазах погиб младший брат Джордж. Во время игры тот упал в таз с водой, Чарльз пытался спасти его, но у него не получилось. После этого трагичного случая к семи годам он ослеп полностью. Возможно, это было последствие стресса, а возможно (как предположили медики после), последствие глаукомы.

Семья Рэя была небогатой, сам он рассказывал, что они были не просто бедные, они были бедные даже по сравнению с другими чернокожими в то время. «Ниже нас была только земля», — шутил он. Отец не принимал особого участия в воспитании детей, Рэя растила мать, которая и поддерживала любовь мальчика к музыке (она узнала, что тот заинтересовался игрой на фортепиано, немного играл на инструменте старенького аптекаря, что жил неподалеку). После того как он потерял зрение, мама отправила его в специальный интернат, где он обучился азбуке Брайля, а еще — играть на фортепиано, органе, тромбоне, саксофоне и кларнете.

В 17 лет Рэй остался сиротой. Особенно тяжело он переживал потерю матери Ареты Робинсон, его самого близкого человека. До конца жизни он будет вспоминать о ней в самые сложные моменты, думать о том, что она ему говорила, какую музыку любила, как воспитывала и поддерживала его. В биографическом фильме «Рэй» режиссера Тейлора Хэкфорда, где сюжет строится не линейно, этой части уделяется особое внимание. В переломные и критические моменты жизни у музыканта появляются флешбэки из детства, и все они связаны с матерью.

Именно от Ареты Рэй унаследовал боевой характер, прямоту, чувство справедливости и силу воли, чтобы не просто стоять наравне с другими музыкантами, но и переплюнуть их всех. В 17 лет он отправляется в Сиэтл, где собирает свой первый джаз-банд и получает первый контракт с лейблом. В 50-е годы его имя сократили до Рэя Чарльза (чтобы избежать путаницы с известным боксером). Так начинается его звездный путь.

В 1953 году появляется один из первых синглов Mess Around. Зажигательная композиция в стиле буги-вуги стала популярна в массовой культуре, запись часто использовали в качестве саундтрека — например, в комедийном фильме «Третий лишний — 2» или в пародийном эпизоде мультсериала «Гриффины». Ее исполняли многие джазмены, кавер на нее делала группа The Animals.

Чуть позже появляются еще две знаковые записи Чарльза. Сначала I’ve Got A Woman, которая считается чуть ли не первой в истории песней в стиле соул, а потом What’d I Say. Чарльз был мастером импровизации, и эта песня тоже родилась совершенно случайно, прямо во время выступления на концерте.

Вы наверняка знаете ее потрясающий ритм, который проник потом чуть ли не во все популярные рок-н-ролльные композиции. Несмотря на то что часть слушателей была недовольна тем, что черный госпел стал товаром для белой аудитории, трек моментально приковал внимание людей. Когда песня звучала по радио, миллионы включали громкость на полную мощность, чтобы петь вместе с Рэем.

Ну и, конечно, самое важно, что нужно знать о What’d I Say, — это то, что великие The Beatles были бы другими, если бы не слушали Чарльза. И Пол Маккартни, и Джордж Харрисон, и Джон Леннон часто упоминали ее в своих интервью, называя чуть ли не самой лучшей записью в своей жизни, играли ее вживую, пытались подражать стилю и настроению.

Своими концертами, которых Чарльз давал множество, он популяризировал R&B, госпел, привлекал самых разных слушателей. Считается, что именно благодаря его деятельности эта музыка стала такой популярной.

Чарльз активно занимается поиском своего звучания, особенно — вокальной манеры. Со временем он не просто стал петь, но и мастерски овладел всякими звуками, которые можно издавать ртом: от простого вкрадчивого шепота до вскриков, фальцетов и таких типичных рычащих джазовых подкатов к нотам. Он делал виртуозные скачки, у него был широкий диапазон, голос Чарльза будто шел из самых глубин его сердца.

1960-е называют пиком в карьере Рэя Чарльза. Тогда он подписывает контракт с американским суперлейблом-гигантом ABC Records, переезжает в Беверли-Хиллз и становится самым высокооплачиваемым музыкантом в стране. В этот период он записывает свою визитную карточку. Georgia On My Mind — американская песня, которую в 1930 году написали композитор Хоги Кармайкл и поэт-песенник Стюарт Горрелл.

Чарльз тогда занимался альбомом The Genius Hits The Road, центральной темой которого была Америка и ее земли. Там, например, есть композиции Alabamy Bound, Mississippi Mud, New York’s My Home и так далее. Так что нежная баллада о штате Джорджия, где, кстати, родился музыкант, отлично вписалась в концепт.

Хотя на самом деле, как говорил Чарльз, он не знал ни одной девушки по имени Джорджия и даже не думал о своей малой родине. Ему просто понравилась эта красивая, романтичная мелодия. А потом она стала джазовым стандартом, который перепели сотни музыкантов: от Луи Армстронга до Coldplay.

Несмотря на схожесть названий, знаменитейшая запись Hit The Road Jack не была представлена на этом альбоме, хоть и появилась примерно в то же время. Это творение американского композитора и певца Перси Мэйфилда, которое он записал в 1960 году акапельно. Сам он не мог выступать в то время из-за автомобильной катастрофы, в которой получил много увечий. Поэтому он без сожалений и лишних сомнений согласился, чтобы эту в дальнейшем звездную композицию исполнил Рэй Чарльз.

Hit The Road Jack — это юмористический диалог между женщиной и ее спутником, которым она недовольна: она больше не может жить в нищете и постоянно прогоняет его. «Проваливай, Джек, — говорит она ему, — и больше не возвращайся!» Джек же пытается разжалобить ее: «Послушай, детка, не поступай со мной так. Когда-нибудь я встану на ноги». И все в таком духе. Кстати, женскую партию в этом треке исполнила Марджи Хендрикс — на тот момент спутница самого Рэя и мать его ребенка.

И еще один забавный факт. Это композицию особенно хорошо знают любители баскетбола и хоккея, ведь именно Hit The Road Jack сопровождает уход удаленного судьей игрока.

Рэй всю жизнь боролся с расизмом и предрассудками общества, поддерживал идеи Мартина Лютера Кинга. Он отменял концерты, если знал, что зрители будут сидеть раздельно, подшучивал над расистами, которых встречал, упрекая за их невежество. Он интегрировал госпелы, сочетая их с джазом, хотя это не нравилось, как уже говорилось, афроамериканской аудитории. Они кричали: «Ты превращаешь божью музыку в музыку для секса». Но Чарльзу было все равно, он говорил, что музыка идет из его сердца.

Он совершенно точно ощущал жизнь не такой, какой ее видим мы. Он был остр на язык, умел ловко выходить из самых странных и несправедливых ситуаций (в фильме «Рэй» демонстрируется несколько случаев). Мама научила его чувствовать окружающий мир, когда он ослеп. Она подсказала ему, как обходиться без трости, как ориентироваться на слух, благодаря чему уши никогда его не подводили. Он получил 17 премий Grammy, выпустил более полусотни альбомов.

Рэй совсем чуть-чуть не дожил до премьеры своего биографического фильма, но знал о нем, участвовал в записи саундтрека и даже читал сценарий, который специально для него распечатали шрифтом Брайля. Этот фильм кончается одним из важнейших событий в жизни Рэя Чарльза, которое случилось в 1979 году в капитолии штата Джорджия.

В 1961 году музыканту было запрещено выступать в этом штате, поскольку тот требовал, чтобы публика в зале сидела на равных условиях, а не делилась по расовому признаку. «Воздействие Рэя Чарльза на американскую культуру не менее важно, ибо он тронул сердца людей», — произносит один из актеров фильма с трибуны. В этот же день прекрасная Georgia On My Mind стала гимном штата, а сам Рэй Чарльз гордился этим событием больше, чем любым другим в своей жизни.

Источник

Оцените статью