- Мрачное воскресенье: венгерская «песня самоубийц», которая привела к 100 смертям
- LiveInternetLiveInternet
- —Видео
- —Музыка
- —Метки
- —Рубрики
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Интересы
- —Друзья
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Статистика
- История песни «Gloomy Sunday» («Мрачное воскресенье»)или «Венгерская песня самоубийц» (The Hungarian Suicide Song)
Мрачное воскресенье: венгерская «песня самоубийц», которая привела к 100 смертям
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Откуда же появилось столь жуткое название. А дело в том, что это, вероятно, одна из самых тоскливых песен в истории, она буквально насквозь пропитана безнадежностью. А также именно с «Мрачным воскресеньем» связывают более чем 100 случаев самоубийств.
Оригинальный текст этой песни, которая была написана венгерским композитором Режё Шерешом в 1933 году, рассказывал об отчаянии, вызванном войной, но об этом все забыли, когда друг Шереша, поэт Ласло Явор написал свои стихи к «Мрачному воскресенью» о людях, которые совершают самоубийство после смерти своего возлюбленного. В итоге сочетание скорбной лирики Явора и угнетающей и грустной музыки Шереша привело к смерти более 100 людей.
Изначально «Мрачное воскресенье» осталось незамеченным, но в 1935 году, когда ее исполнил на радио Пал Кальмар, по всей Венгрии прокатилась волна самоубийств. Одной из первых жертв песни стал Джозеф Келлер, сапожник из Будапешта. Он покончил с собой в феврале 1936 года, а расследование показало, что в своей предсмертной записке Келлер процитировал некоторые строки из «Мрачного воскресенья».
Рассказывают, что многие люди утопились в Дунае, держа ноты к песне в руках, а другие после прослушивания песни по радио застрелились или отравились. В Венгрии количество суицидов достигло такого уровня, что правительство запретило транслировать «Мрачное воскресенье» на радио. Хотя, справедливости ради, стоит заметить, что в стране и без того очень высокий уровень самоубийств (46 из каждых 100 000 людей ежегодно совершают самоубийство), поэтому трудно проверить взаимосвязь песни с трагическими событиями 1936 года.
Английские версии «венгерской песни самоубийц» появились в 1930 году. Сэм М. Льюис и Десмонд Картер написали тексты для английской версии песни, а Хал Кемп выпустил обработку песни Льюиса в 1936 году. Чтобы понять о чем идет речь в «запрещенной» песне, приведем один из куплетов в в переводе:
Воскресенье тоскливое,
Я провожу его с тенями,
Мое сердце и я
Решили покончить с этим.
Скоро здесь будут цветы
И печальные молитвы.
Я знаю, не дай им рыдать,
Пусть они знают,
Что я рада уйти.
Смерть – не мечта,
Ведь после нее я буду ласкать тебя,
До последнего вздоха своей души
Я буду молиться о тебе.
Пик популярности эта песня обрела на Западе после того, как ее спела Билли Холидей в 1941 году. В итоге, эта версия песни сделала «Мрачное воскресенье» еще более популярным. Однако, вскоре руководство BBC запретило песню, потому что сочло, что она может оказать негативное влияние на моральный дух солдат. Запрет был снят только в 2002 году.
Что касается самого Режё Шереша, то «смертельный» успех его песни поверг композитора в депрессию. Это, в сочетании с тем фактом, что в итоге Режё так никогда не смог стать популярнее «Мрачного воскресенья», привело композитора к самоубийству. Он выпрыгнул из окна здания в Будапеште в январе 1968 года.
Куда более оптимистично звучат 6 мировых хитов и любопытные истории, связанные с ними . Просто слушайте и наслаждайтесь!
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Видео
—Музыка
—Метки
—Рубрики
- видео (6743)
- Гении и злодеи (163)
- Документальное расследование. (112)
- Хроники московского быта (83)
- Сделано в СССР (77)
- НЕФАКТ (57)
- Тайны разведки с Екатериной Шерговой. (55)
- сказки с оркестром (51)
- Совершенно секретно. (45)
- ПАРФЕНОН (45)
- Тайны века (35)
- «Борджиа» (32)
- Из истории театра и кино. Великие актрисы (24)
- Диссидентское движение в рассказах участников (22)
- КАК ЭТО СДЕЛАНО (19)
- «Хождение по мукам» (13)
- Династия Романовых (12)
- Острые козырьки (12)
- Отчаянные дегустаторы отправляются. (11)
- Легенды СССР (11)
- «Благочестивые стервы» (10)
- «Крик совы» (10)
- «Белая королева» (10)
- «Четыре танкиста и собака» (9)
- «Бриджертоны» (8)
- Алла Демидова — театральное зазеркалье (8)
- «Пётр Лещенко. Все,что было» (8)
- «Ход королевы» (7)
- НЕ ЖАЛЕЙТЕ ЗАВАРКИ & КИНО (7)
- кашемировая мафия (7)
- Гордость и предубеждение (6)
- «Миллениум» (6)
- «Гордость и предубеждение» (5)
- Багровый лепесток и белый (4)
- «Крошка Доррит» (4)
- История в кадре (4)
- «Милдред Пирс» (4)
- «Дес» (3)
- «Мастер побега» (3)
- «Жизнь Берлиоза» (3)
- Конец парада (3)
- «Отчаянные домохозяйки» (3)
- «Сказки и истории» (2)
- «Антропология» (2)
- Наша марка (1)
- искусство (2795)
- живопись (2111)
- Любимые артисты нашей юности (96)
- графика (39)
- лики танца (24)
- лики танца (12)
- ЛИКБЕЗ В ЖИВОПИСИ (5)
- Японский антиквариат и искусство (5)
- история (1445)
- История моды (28)
- Женщины в XX веке (10)
- ТОП 5 – Diletant.Media (9)
- музыка (1198)
- музыка на ночь (274)
- Лучшие песни 30-х, 40-х, 50-х, 60-х, 70-х, 80-х, 9 (60)
- музыкальная ретро-пауза (37)
- ансамбль моей юности (18)
- 20 ЗАБЫТЫХ РОССИЙСКИХ ЗВЕЗД 90-Х (17)
- РОССИЙСКИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦЫ 60-Х -90-х (9)
- 100 ЛУЧШИХ ГОЛОСОВ В ИСТОРИИ МУЗЫКИ (5)
- Новые клипы в музыкальной паузе (5)
- АВТОРСКИЕ ПЕСНИ (1)
- разное (1185)
- кулинария (943)
- кулинарный атлас мира (24)
- Кулинарный комментарий (5)
- новости (888)
- интересно (862)
- юмор (629)
- фотоподборки (459)
- жзл (375)
- Знаменитые женщины (227)
- великие композиторы (18)
- здоровье (351)
- ВРЕД И ПОЛЬЗА ПРОДУКТОВ (36)
- биографии и интервью (339)
- Портрет на двоих (82)
- интересные факты (328)
- ИЗ КНИГИ РЕКОРДОВ ГИННЕСА (14)
- креатив (258)
- пролог к празднику (207)
- поэзия (168)
- странные люди (157)
- ИСТОРИИ ВЕЩЕЙ (153)
- интересные мысли (150)
- познавательное (140)
- Люди и судьбы (137)
- музыкальный ликбез (66)
- нарочно не придумаешь (66)
- Гебрариум (словарь еврейских штучек) (64)
- спорт (60)
- история секса (44)
- цитатник (42)
- «Не жалейте заварки» с Романом Гершуни (28)
- ссылки (23)
- МУЗЫКА (АУДИО) (15)
- Звёзды советской эстрады 60-70- 80-х годов (14)
- Перпетуум-Шмобиле (13)
- приколы (12)
- Секс-символы XX века (9)
- мой город (7)
- САМЫЕ ОПАСНЫЕ ГОРОДА МИРА (6)
- аудио (4)
- синдромы (3)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
История песни «Gloomy Sunday» («Мрачное воскресенье»)или «Венгерская песня самоубийц» (The Hungarian Suicide Song)
Воскресенье, 02 Февраля 2014 г. 23:10 + в цитатник
Проклятая песня
Самая депрессивная композиция
в истории музыки.
Венгерский пианист Режё Шереш (Seress Rezső) вошел в музыкальную историю как автор песни «Gloomy Sunday»
(«Мрачное воскресенье»), которую впоследствии журналисты небезосновательно окрестили «песней венгерских самоубийц».
Кружатся листья в преддверии холодов, А на земле меж людей умерла любовь. Ветер скорбит, и апрельскую благодать Сердцу, надежды лишённому, поздно ждать. Слёзы напрасны, увы, сколько их ни лей. Что моё горе для жадных и злых людей, Раз умерла любовь? Миру конец, это ясно, как дважды два. |
Текст же был впоследствии написан венгерским журналистом и поэтом Ласло Явором (László Jávor)***
3 ноября 1899 года в Будапеште в еврейской семье родился будущий автор песни «Мрачное воскресенье» Режё Шереш, но тогда его ещё звали Руди Шпитцер. Из-за нарастающего в Австро-Венгерском обществе антисемитизма, как тогда было модно среди венгерских евреев, он сменил имя и фамилию на венгерские. Самостоятельно, по книжкам и нотным сборникам обучился нотной грамоте, сольфеджио и игре на фортепьяно. Шереш был очень неплохим музыкантом. В юности н работал в цирке, где хотел стать воздушным гимнастом, но покалечил руку. Потом он стал работать в ресторанах и кое-как зарабатывать. Он был полноват, небольшого роста. Друзья любили его за великолепное чувство юмора: он знал множество
анекдотов и весёлых песенок, которые распевали всей компанией.
Шереш играл, в основном, правой рукой. Левой, которая была у него покалечена он брал ей только отдельные басы.
В качестве компенсации он освоил несколько трюков: например, играя, вращал левой рукой небольшой обруч.
Иногда его песни крутились на радио, но, в общем, большого успеха он не имел. Впрочем, написанная им в 1925 году
«Ещё одна ночь…» была записана на пластинки, её ноты хорошо раскупались в музыкальных магазинах.
Однако, жена Режё Шереша, Хеленке, считалась одной из красивейших женщин Будапешта. Она бросила ради Шереша
своего первого мужа, армейского офицера, красавца и наследника неплохого состояния.
Шереш боялся путешествий. За всю свою жизнь он почти не покидал Будапешта (дважды пытлался перебраться в Париж,
но безуспешно.
С начала 30-х Шереш работает в будапештском ресторане «Kispipa» («Дудочка»). Песня «Мрачное воскресенье» была написана не в «Kispipa», а в Париже, где Шереш безуспешно пытался найти работу в 1933 году; в другом ресторане, «Kulacs» она была сыграна впервые. Песню он написал когда его жена Хеленке в который раз устроила ему скандал, что он нищ и гол (а её первый муж её в шелках купал). Ни один из парижских издателей не взял песню. А вот в Будапеште она неожиданно покатила.
Меланхоличная баллада о смерти и о возможном счастье в мире ином получилась удивительно мелодичной и задевающей за живое; казалось, вся скорбь мира, а не только печаль самого Режё сконцентрировалась в одной композиции.Текст же был впоследствии написан венгерским журналистом и поэтом Ласло Явором (László Jávor). С Явором Шереш был знаком до создания песни — он ему показал её отдельно, как другу. Говорят, что Ласло Явор написал стихи в память о своей подруге, которая ушла из жизни на добровольной основе. А ещё говорят, что никто там у Явора себя не убивал. Явор был влюблён в замужнюю женщину, и она ему дала от ворот поворот, поскольку он мало зарабатывал, работая криминальным обозревателем в утренней газетёнке, и вдобавок пил.
Скорее всего так и было, Явор был влюблён – несчастно, в чью-то чужую жену, он пил, у него не было ни гроша — какие ещё слова могли родится в его голове.
А дальше последовали самые странные, до сих пор необъяснимые события.
***
Массовая волна самоубийств захлестнула Венгрию. Молодые и старые, отверженные влюбленные – каждый раз на месте происшествия полиция и зеваки находили партитуру ‘Мрачного воскресенья’. В 1936 году, после выхода песни Шереша, по столице Венгрии прокатилась волна самоубийств. В феврале того же года будапештская полиция обнаруживает тело местного сапожника, в его предсмертной записке были слова из «Мрачного воскресенья». Двое молодых людей прилюдно застрелились, слушая эту песню в исполнении цыганской группы. Несколько людей бросили свои тела в Дунай, сжимая в руках ноты песни Шереша Чуть позже еще 17 человек собственноручно лишают себя жизни..
Будапештская полиция попыталась запретить исполнение «Мрачного воскресенья», но у них ничего не вышло. Так волна самоубийств дошла и до других европейских городов.
В Берлине (Berlin, Germany), например, молодой человек застрелился у себя дома сразу после прослушивания песни; его возлюбленная была также найдена мертвой у себя дома, рядом лежала партитура композиции Шереша. Нью-йоркская секретарша отравилась газом под музыку ‘Мрачного воскресенья’, в предсмертной записке она просила хоронить ее под эту же музыку.
Были и другие случаи. По разным оценкам, смерть более сотни человек так или иначе связана с песней венгерского пианиста, по этой причине радиостанция BBC долгое время не ставила эту песню в эфир.
Но стоит помнить, что это были времена депрессии, весь мир трясло экономических и политических кризисах. И такой шедевр не остался не замеченным благодаря Венгерской звукозаписывающей компании и уже через год был хитом на всех радиостанциях Европы.
В русском переводе, исполняет Пётр Лещенко, 1935 год.
Скорее всего, Шереш – гений – поймал ту самую нотку Абсолютной Мелодии, которая подвигала склонных к суициду людей совершить свой последний шаг. Впрочем, газеты раздували молву о мелодии гораздо сильнее, нежели было на самом деле.
Песня была переведена на несколько десятков мировых языков (в том числе исландский, китайский, суахили и эсперанто).
Её записали и исполнили известнейшие музыканты мира – и при жизни Шереша, и после его смерти. Первым был Пэл Кальмар(1900-1988), венгерский «король танго». За ним были Пётр Лещенко, Пол Уайтмен, Билли Холлидей, Сара Вон, Рэй Чарльз,Бьорк – всего 60 имён с 1935 по 2009 годы. Последний раз «Мрачное воскресенье» перепел в 2009 году Элайя Хусейн.
В одном только 2006 году вышло 6 каверов знаменитой песни.Впоследствии Зигмунд Фрейд использовал страшные факты, связанные с «Мрачным воскресеньем» для подтверждения некоторых своих идей (в статьях и публикациях).
В Америке песня стала особенно популярной в исполнении Билли Холидэй. Однако, для смягчения пессимистического тона был добавлен дополнительный куплет — попытка превратить действие в сон:
Самые известные исполнители включали эту песню в свой репертуар: Билли Холлидэй, Билл Экстин, Энтони Вентура (и его оркестр), Луис Армстронг, Сэмми Дэвис Мл., Этта Джонс, Джимми Вайтерспун, Пол Робсон, Элвис Костелло, Пётр Лещенко,Мерседес Симон, Арти Шоу, Стэн Кентон, Пол Витман (и его оркестр), Аккер Билк, Рэй Чарлз, Има Суммак, Джозефина Бэйкер,Морис Шевалье, Оркестр Боланджера, Том Джонс, Пол Хобиджер, Оскар Питерсон, Кармен МакРэй, Мантовани (и его оркестр) и т.д.
В «Kispipa» Шереш работал постоянно – и именно там он сыграл свою знаменитую песню несколько сотен раз. Шереш не мог петь. У него был хриплый голос. Свои песни он проговаривал речитативом. Однако ему удавалось создавать удивительную атмосферу, в Kispipa.
***
Несколько слов об этом ресторанчике. В каждом городе есть свой Сохо. В Будапеште — это седьмой дистрикт, где ресторанчик был и есть сейчас между обветшалыми зданиями в стиле Арт-Нуво, в районе, где было гетто во время
фашизма.Это было место встречи и бедных людей и людей среднего класса, рабочих, пьяных таксистов и дешёвых проституток. Старая коричневая печка посреди зала, но близко к входным дверям, в ресторане было порой так холодно, что посетители не снимали пальто. Вечером приходили несколько популярных актёров и музыкантов. Довольно часто у входа парковались
автомобили, настолько элегантные, что дети, игравшие на улице собирались в кучу и не могли отвести глаз от них. Богатые туристы и знаменитые деятели, приезжавшие в Венгрию, обязательно посещали Kispipa, чтобы послушать «Мрачное Воскресенье» в оригинальном исполнении.
По иронии судьбы, его жизнь песня один раз спасла: узнавший его немецкий офицер (о котором ничего не извесно, кроме инициалов H. W. на подареном им портсигаре), выхватил его из строя с возгласом, что хочет покончить с ним
собственноручно, но вместо этого прятал его и дал ему одежду. И в конце концов сам автор «Мрачного воскресенья», как и его возлюбленная, которой эта песня была посвящена, не избежали злого рока. Шереш умер в 1968 году,
выбросившись из окна своей квартиры в Будапеште, а его любимая отравилась.
Шереш был беден всю жизнь, но после него осталось несколько миллионов в Нью Йоркском Irving Trust Bank — поступления за «Мрачное Воскресенье» которые он так и не собрался получить.
Музыка Шереша была знаменита на весь мир, но люди, жившие в Будапеште, не знали, что написал её Режё. Он написал много замечательных мелодий и песен, а люди считают их «народными». Знатоки утверждают, что многие мелодии лучше «Мрачного Воскресенья», но они так и не пересекли границ Венгрии, их не слышали в других странах.
«Он не музыкант – он просто гений», — написал немецкий композитор и дирижёр Отто Клемперер в книге автографов Шереша. И он был прав.
***
Ресторан «Kispipa» существует до сих пор и предлагает традиционную венгерскую кухню. Его нынешние владельцы гордятся тем, что когда-то здесь играл сам Шереш. «Мрачное воскресенье» играют в ресторане каждый день.
Он принёс славу «Kispipa» — каждый европейский турист считал своим долгом заглянуть туда и увидеть самого Шереша, автора песни-убийцы. Чтобы познакомиться с Шерешем, в Будапешт приезжали великие музыканты, писатели, политики – Артур Рубинштейн, Иегуди Менухин, Артуро Тосканини, Джон Стейнбек, Луи Армстронг, Рэй Чарльз и даже – вы не поверите –
Никита Хрущёв, специально зашедший в ресторанчик во время официального визита в Венгрию. Он пережил Холокост, его мать – не пережила. Его били и унижали. Он выжил.
***
В 1999 году режиссер Рольф Шюбель снял фильм с одноименным названием. Он показывает Будапешт 30-х годов. Владелец ресторана «Ласло» нанимает к себе на работу пианиста Андраса, чтобы он играл в его заведении. Оба мужчины влюбляются в Илону, официантку этого ресторана. Вдохновленный Андрас посвящает ей песню, которая быстро стала популярной. Но проходит время, и эта меланхоличная песня становится причиной ряда самоубийств.
Источник