Резонансное отверстие у гитары

Резонаторное отверстие

Резонаторное отверстие – отверстие в корпусе музыкального инструмента. Служит для улучшения его акустических свойств; передаёт колебания воздуха из полой части корпуса наружу.

Р. о. делаются круглыми, величиной с горошину и более, а также в форме крестиков, треугольников, ромбиков, змеек и др. На протяжении веков у разных инструментов в процессе изменения их конструкций менялись количество, форма и расположение Р. о.

Лопатообразный фидел (9-11 вв.) имел 1 круглое Р. о. в середине верхней деки; грушевидные фидели (ок. 12 в.) имели 2 Р. о. в форме почкообразных сегментов; на гитарообразных фиделях (14 в.), кроме 2 Р. о. в виде скобок сбоку от подставки, иногда делались 4 дополнит. отверстия по углам верхней деки.

В процессе эволюции некоторые усовершенствования заимствовались мастерами, переносившими изменения конструкции одних инструментов на другие. Так, имеются свидетельства, что отд. детали конструкции лютни были использованы для виолы: на верхней деке старинной виолы, имевшей 2 боковых скобкообразных или змеевидных Р. о., делали по образцу лютни 3-е Р. о. в форме розетки, к-рую вырезали в верхней половине деки, у конца грифа. В некоторых старинных музыкальных инструментах Р. о. наз. голосниками.

Важную роль играют Р. о. в инструментах семейства скрипок. Их классич. форма — «эф»-образная (похожа на рукоп. лат. букву f; отсюда эти Р. о. наз. эфами). Место эфа зависит от размеров инструмента и его мензуры. Старинные скрипичные мастера придавали большое значение тщательной выделке эфов; их форма, положение и размеры часто служат характерными признаками при определении принадлежности инструмента определённому мастеру или его школе.

Источник

Влияет ли размер или форма резонансного отверстия на тон?

rshallit

Если бы я изменил размер или форму резонансного отверстия гитары, как бы это повлияло на его звучание? Будет ли он полностью разрушен или это только вопрос перенастройки?

нолдорин

М. Вернер

По большому счету, не так много. В настоящее время существует огромное разнообразие конструкций звуковых отверстий, вот небольшая статья-заглушка Wiki с некоторыми ссылками на другие:

В настоящее время мы видим круглые, овальные, «f-hole», множественные / маленькие, звуковые отверстия по бокам гитары, вообще ничего и т. Д. И т. Д. Большая часть звука исходит от всех вибрирующих поверхностей гитары, включая заднюю часть. .. Есть несколько конструкций без каких-либо отверстий.

Я думаю, что большая часть изменений, которые мы видим, больше связана с именем стиля, а не функции.

Деван

Само отверстие не влияет на звук гитары. Это больше фактическая вершина (деки) гитары, которая генерирует звук, вибрируя, как барабанная шкура. Обычно до 80% звука создается из двух точек вибрации по обе стороны и чуть ниже моста.

Если вы хотите увидеть, какая часть вашей деки генерирует большую часть звука — посыпьте немного муки или мелкого песка по всей деке и наберите несколько открытых нот. Затем вы можете видеть, как мука / песок оседают в областях, где нет движения, и отскакивать от областей с большим количеством движения.

Хитрость заключается в том, чтобы не слишком сильно повредить или изменить области максимального движения на деки, так как это сильно повлияет на звучание гитары.

Опять же, если ваша гитара СЛИШКОМ яркая, и вы хотите немного смягчить звук, вы можете вставить кусочки синего или пластилина под деку в эти точки вибрации, чтобы немного их ослабить. Классические гитары делают это довольно часто.

neilfein

Деван

neilfein

Деван

B.Winger

Как более правдоподобный, когда я хочу больше басового резонанса, я сделаю звуковую дыру меньше, а чтобы уменьшить басовый резонанс, я увеличу размер звуковой дыры, независимо от формы звуковой дыры. Имейте в виду, что тип дерева, зерно, плотность целлюлозы и толщина также играют роль в тоне, но, скажем, меньшая звуковая дыра = больше баса, большая звуковая дыра = уменьшение баса.

Иван Тарасов

Размер / форма звукового отверстия влияет на звук: вы можете смоделировать корпус гитары как резонатор Гельмгольца (хотя это очень упрощенный подход, см., Например, резонансы Гельмгольца и раздел гитары ). Эффект этого состоит в том, что он делает некоторые частоты более выраженными, в то же время уменьшая другие.

Изменение размера отверстия немного сдвигает первичную резонансную частоту, что примерно можно охарактеризовать как «чем меньше отверстие, тем ниже частота». Форма также имеет некоторый эффект, но это должно быть гораздо меньшее изменение отклика, чем то, которое достигается при изменении площади отверстия.

В качестве эксперимента, попробуйте закрыть часть отверстия (например, приклеив кусок пластика с меньшим отверстием в нем) и посмотреть, какой эффект это дает. Еще один интересный эффект может быть достигнут путем прикрепления торнавоза — трубки, прикрепленной к краям звукового отверстия, которая выступает в корпус гитары. Это эффективно увеличивает длину шейки резонатора Гельмгольца.

Добавление нескольких отверстий может привести к подавлению некоторых частот из-за интерференции звуковых волн, исходящих из разных звуковых отверстий, которые могут определенно испортить звук, если это будет сделано без надлежащего исследования.

GuitarCat

Если вы увеличите свое отверстие в гитаре, это обеспечит более высокий и громкий звук. Если вы хотите более низкий и насыщенный звук, приобретите гитару с меньшей звуковой дырой.

Источник

Резонаторные гитары – от создания до современности

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Плохи те музыканты, которые не знают максимально глубоко все возможные инструменты и их значение. Даже тем, кто не собирается играть непосредственно на резонаторных гитарах, следует разобраться, какова их история от создания до современности, и каковы особенности музыкального инструмента «Добро». Тем же, кто собирается их осваивать, нужно будет ещё ознакомиться с перечнем производителей и с описанием техники игры.

Особенности

Резонаторная гитара появилась в далёком 1925 году. Её создатели решали всего лишь одну актуальную тогда задачу — как сделать инструмент погромче. Как раз в «ревущие двадцатые» набрали популярность биг-бэнды, в которых гитару объединяли с духовыми инструментами. Конечно, громкая и звонкая медь легко подавляла струнную «напарницу». Электрогитары находились тогда ещё в зачаточном состоянии, были большой и дорогой редкостью, а конструкторы не умели поначалу справляться со многими проблемами.

Поэтому пришлось искать альтернативный выход, и он был найден в использовании уже тогда прекрасно известного инженерам явления резонанса. В отличие от электрифицированной генерации звука, отсутствовали:

другие паразитные шумы, бывшие неизменными спутниками ранних электрогитар.

Резонаторные системы не просто делали звучание громче – они кардинально влияли на его тембр. Ничего удивительного — такие инструменты сначала делали частично из металла, а потом и вовсе перешли на цельнометаллические варианты.

Подобное решение быстро оценили профессиональные исполнители из самых разных жанров. Впервые они получили столь удобный, громкий и универсальный инструмент.

А вот изготовители не могли существовать в мире и согласии. Они старались делить образовавшийся перспективный рынок, скупали и «поглощали» друг друга. Не обошлось дело и без скандальных судебных процессов относительно авторства отдельных усовершенствований. И всё же за минувшие 95 лет резонаторная гитара на деле доказала своё право на жизнь; она послужит ещё не одному поколению музыкантов.

Виды и их звучание

Самый ранний музыкальный инструмент с резонирующим компонентом относился к типу «Трикон». На подобных гитарах, выпущенных в конце 1920-х, уже можно было регулировать бридж. Характерная особенность — три конусовидных резонатора, производившихся из качественного алюминиевого сплава. Всё изменилось, когда в 1928-м на рынке появляется новая фирма «Добро». Её организатор Джон Допиера раньше работал в другой гитарной компании, и название своего проекта выбрал не случайно.

Оно было сокращением от слов Dopreya Brothers – и именно вместе со своим братом основатель подготовил модернизированное изделие. Кроме понятного для англоязычных смысла, тут содержится отсылка к словацкому слову «добро», которое имеет то же толкование, что и в русском языке. Вскоре братья представили гитару с одним резонатором выгнутой формы. Позже их компания и только что оставленная ими National слились в одну и объединили производство. В это время и позднее появился целый ряд оригинальных конструктивных решений.

Визуально отличить резонаторную гитару от простой акустической, особенно неспециалистам, вряд ли получится. Она обеспечивает не слишком широкий разброс тональностей — максимум 3 октавы.

Но всё же возможности инструмента достаточны даже для сложных отыгрышей. Количество резонаторов варьируется от 1 до 5, причём однорезонаторная схема — классическое исполнение «Добро». Отверстий, расположенных по обе стороны грифа, всегда 2; гитары различают по материалу корпуса, но всё же это в основном комбинация дерева и пластика, длина инструмента в среднем около 1 м, иногда чуть крупнее.

Производители

Сейчас одним из лидеров в этом сегменте рынка является компания National Guitars, появившаяся в 1989-м. Эта калифорнийская фирма активно применяет станки с числовым управлением. Однако в её производственном процессе содержится большое количество тонких ручных операций. Изготовитель успешно воссоздал целый ряд моделей, выпускавшихся в прошлые десятилетия. При этом модели существенно модернизированы, улучшено их звучание по сравнению со старыми прообразами.

Теперь в линейке National Guitars присутствует и ряд производимых по лицензии изделий типа «Добро». Стоимость начинается примерно от 3000 условных единиц. Она увеличивается в зависимости:

от типов отделки;

Качественные резонаторные гитары также поставляют бренды:

Экономия возможна, если выбирать модели:

знаменитой фирмы Dobro;

Как играть?

Резонаторная гитара подразумевает игру как и на других металлических гитарах — её держат на коленях. Если гриф имеет квадратную форму, инструмент настраивают на высокий строй. Модификации с круглым грифом имеют несколько меньшее разнообразие настроек, чем их квадратные аналоги. Дело в том, что они не могут обеспечить столь же сильного натягивания струн. В музыкальном подходе мятлика на резонаторной гитаре нужно играть жёстким синкопированным способом; манипулируют при этом тремя пальцами.

В музыке кантри такой инструмент тоже проявляет себя неплохо.

Гитаристы, увлечённые блюзом, используют стандартную гитарную позицию. Гриф при этом ориентируют в сторону от музыканта. Гитары классического типа «Добро» позволяют играть кантри и блюграсс. Для этого предназначен открытый строй Open G.

Настроить струны можно:

как у простого шестиструнного инструмента;

по методике E-Dur;

на классический слайдовый формат G-Dur.

Придавливать струны к поверхности грифа придётся при помощи слайда – так называют стальную трубочку, которая нанизывается на палец правой руки. Другие пальцы используют для медиаторов. Любопытно, что стандартный строй идеально соответствует строю семиструнной гитары, принятой в России. Наиболее толстые струны принято настраивать на ноты G, B.

Источник

Резонаторная гитара (добро)

В начале XX века американские предприниматели словацкого происхождения братья Допера изобрели новый вид гитары. Модель решала проблему сдержанности в плане громкости и сразу заинтересовала участников биг-бэндов, рок-музыкантов и исполнителей блюза. Она получила название «Dobro» по первым буквам фамилии изобретателей и окончанию «bro», что указывало на их общее участие в создании – «brothers» («братья»). Позднее все гитары этого типа стали называться «добро».

Устройство

Шестиструнная гитара братьев Допера конструктивно отличается наличием внутри корпуса алюминиевого конус-диффузора, а также другими элементами устройства:

  • гриф может быть обычным или квадратным с высоко поднятыми струнами;
  • все струны инструмента металлические;
  • по обе стороны грифа на корпусе всегда два отверстия;
  • длина около 1 метра;
  • корпус комбинированный из дерева и пластика или полностью металлический;
  • количество резонаторов от 1 до 5.

Акустические свойства пришлись по вкусу музыкантам. У новой конструкции появился более выразительный тембр, звучание стало громким. На верхнюю деку производитель поместил металлическую крышку с отверстиями. Она не только усиливала звук, но и сделала звучание басов ярким, насыщенным.

Строй

Резонаторные гитары настраиваются с шестой струны. В зависимости от стиля игры, используется открытый или слайдовый строй. Open high применяется в кантри и блюзе. В этом строе две верхние струны звучат в «соль» и «си» – G-B-D-G-B-D, а в Open low 6-я и 5-я струна соответствуют звукам «ре» и «соль». Диапазон звучания резонаторной гитары в пределах трех октав.

Использование

Расцвет инструмента пришелся на первую половину прошлого века. Очень быстро его выместила электрогитара. Наибольшей популярностью добро пользовалась у гавайских музыкантов. Массовое обращение к инструменту с резонатором пришлось на 80-е.

Сегодня устройство активно используют американские и аргентинские фолк-, кантри-, блюз- исполнители, которым требуется прозрачный звук, реализация сложных обертонов и большой сустейн. Прекрасное, выразительное звучание позволяет использовать модель в ансамблях, группах, для аккомпанемента и соло.

В России добро не прижилась, число инструменталистов, отдающих предпочтение резонаторной гитаре, невелико. Среди самых известных фронтмен группы «ГрАссМейстер» Андрей Шепелев. Нередко в своих концертах и для написания песен ее использует Александр Розенбаум.

Источник

Оцените статью