Резонатор для высоких нот

Характеристика деятельности резонаторов вокального голоса. Методика их использования.

Резонаторы (от лат. Resonare — давать отзвук) — это полости, которые в результате физического явления совпадения частот (физическое явление резонанса) увеличивают силу первичного звука, рождаемого на связках, и окрашивают его. В вокальной практике используются понятия грудного и головного резонаторов. Верхний головной резонатор составляют полости, находящиеся над голосовыми складками: надскладочная часть полости гортани, полости глотки, рта, носоглотки, лобные и носовые полости. Глотка — главный резонатор. Нижний грудной резонатор образуют полости трахей и бронх. Резонаторы делятся на 1) подвижные, способные изменять размер и резонанс — полость гортани, глотка, рот, и 2) неподвижные, неизменные по размеру полости — носовые (гайморовы, лобные), трахея и бронхи (они имеют постоянные резонаторные свойства). Резонация воспринимается певцом как вибрация костей и мышц головы и груди. Причина резонации в колебаниях воздушного столба, заключённого в полостях верхнего и нижнего резонаторов.

Профессионально звучащий голос должен окрашиваться и головным, и грудным резонированием. Попадание в головные резонаторы ощущается как вибрация в области лобных и гайморовых пазух, лицевой части головы и иногда в области темени (певцы говорят, что «ударило в голову»). Головное резонирование придает голосу легкость, яркость, звонкость. От ощущений в области лица пошло выражение: «Пой в маску». Среди головных резонаторов только носоглотка из-за подвижности мягкого неба может изменять размеры, остальные же неподвижны. При попадании в головной резонатор голос певца становится полетным, а самому певцу становится петь легче. Р.Юссон доказал, что при головном резонировании рефлекторно возбуждается деятельность гортанного сфинктера, работа которого и облегчает пение певцу. Ввести в действие головной резонатор помогают приемы «мычание» или «нычание». Другой прием — пение на гласный и, певческая форманта которого содержит частоты 400 Гц и 3000 Гц. Твердая атака, т.е. наиболее полное и плотное смыкание, приводит к появлению в голосе высоких частот, которые мы воспринимаем на слух как металлический призвук, звонкость. На практике замечено, что наиболее легко попадание в головной резонатор происходит у широкоскульных певцов. При пении в состоянии легкого насморка певцы также утверждают, что становится легче попасть в головные резонаторы. Не у всех певцов ощущения головного резонирования одинаково сильны. Все зависит от индивидуальных особенностей строения голосового аппарата.

Читайте также:  Постановка для гитары своими руками

При грудном резонировании ощущаются довольно сильные вибрации в области грудины, резонируют трахея, бронхи, полости, находящиеся ниже голосовой щели и горатни. Этот вид резонирования придает голосу «мясистость». В мужском голосе ощущения грудного резонирования сохраняются на протяжении полутора октав (до фальцета), у женского — наиболее развиты в грудном регистре. Трахея имеет длину около 15 см, и поэтому частота ее резонанса порядка 500 Гц. При грудном резонировании связки смыкаются всей толщиной. В голосе появляются низкие, бархатные частоты.

Оба резонатора взаимодействуют и при правильном пении академического типа редко звучат изолированно. Правильное смешение головного и грудного регистров составляет условие ровного на всём диапазоне звучания. Это приучает голосовые складки к смешанной работе, которая способствует исчезновению регистровых переходов.

Мера низких и высоких частот в голосе зависит от высоты тесситуры и типа голоса. При перемещении по тесситуре места ощущений вибраций и их восприятие певцом при головном или грудном резонировании меняется. При пении высоких нот максимальная вибрация ощущается ближе к темени, при пении в области перехода в грудной женский регистр — в области зубов. У более крепких женских голосов грудное резонирование ярче слышно и сохраняется до более высоких нот, нежели в легких голосах.

Источник

Резонаторы в вокале

Если разобрать слово «резонатор», то сразу понятно, что это является однокоренным со словом «резонанс». Для начала следует вообще понять, что же такое резонанс. Резонанс в широком смысле — это усиление звуковой волны. Другими словами — это способность отражать вибрации тела, подобно эхо.

Для примера давайте представим обычную гитару, в которой резонатором выступает её корпус. Если мы возьмем инструмент, закроем отверстие в корпусе рукой и начнем играть, то звук будет плоский и тихий. Если же мы уберем руку, тогда звук начнет резонировать в стенах корпуса гитары при этом обретет сочность, объем и громкость. Если говорить о вокале, то в организме человека так же есть резонаторы, выполняющие ту же функцию — усиливают звуковую волну и создают богатый окрас и объемность звука.

Таким образом резонаторы в вокале — это полости в организме человека, усиливающие голос вокалиста, придающие тембральный окрас и объем. Как известно при пении вокалисты используют несколько видов резонаторов — грудные и головные. Во время пения низких нот, в качестве разонатора выступают полости, расположенные в грудной клетке (бронхи, трахея).

Если вокалист поет высокие ноты, в этом случае в работу вступают головные резонаторы (лобные пазухи, гайморовые пазухи). Звуковая волна, вызванная голосовыми звязками и попадающая в резонаторы, получает объемное звучание, сильный, уверенный звук и яркость.

Как петь в резонаторы

Для того, чтобы петь в резонаторы, совсем необязательно целенаправленно пытаться посылать звук в какие-либо полости в попытке получения объемного, резонансного звука. Главной составляющей является — вокальная позиция. Для того, чтобы получить эффект правильного вокального звука, стоит уделить внимание именно позиции и механизму пения.

Вся суть — это заставить выдыхаемый звук прорваться через связочную щель таким образом, чтобы связки начали колебаться засчет воздуха, а не напряжения. Именно уделяя больше внимания позиции (работа диафрагмой и расслабенное состояние гортани) даст эффект правильного звука и поможет включится в работу резонаторам.

Поэтому стоит подвести небольшой итог. Для того, чтобы задействовать резонаторы в работу следует обратиться к вокальной позиции и уделить внимание механизму пения, а именно:

  • Дышим низом живата и опираем звук на диафрагму;
  • Гортань оставляем расслабленной и следим за тем, чтобы она не поднималась и не опускалась вниз;
  • Выдыхаем воздух таким образом, чтобы он заставил колебаться связки с высокой частотой;
  • Чем выше поем, тем глубже чувствуем опору на диафрагму и тем интенсивнее ощущение того, что звук уходит за верхнее нёбо (в резонаторы);

Ощущения при правильном пении с участием резонаторов

Поскольку каждый человек владеет речью и пение имеет с ней общее начало (дыхание, голосовые звязки), целесообразно вокал проецировать относительно повседневной речи. Именно глубоко понимая в чем же существенная разница разговорной речи и пения поможет избавиться новичку от множества заблуждений.

Когда мы говорим, воздух и звуковую волну мы чувтсвуем на губах. Речь наша направлена вперед. В случае с вокалом, при пении выше мы чувствуем как звук уходит за верхнее небо, направляясь в голову и обретая там вокальный окрас.

Именно в тот момент, когда звук направлен не в ротовую полость, а за верхнее нёбо, он попадает в головные резонаторы, которые в свою очередь создают правильный, вокальный звук. Во время распевок очень важно стремиться к этим ощущениям.

Систематические уроки вокала помогут выработать эти ощущения и с каждым занятием звук будет уверенней и уверенней. Процесс поставновки правильного вокального звука можно сравнить тренировкой мышц. Укрепление вокальных возоможностей занимает довольно много времени, однако навые остается навсегда.

Источник

Резонаторы и резонирование

Для многих начинающих и не только начинающих вокалистов слово «резонаторы», несмотря на своё громкое название, так и остаётся пустым звуком. То есть всё заканчивается на том, что резонаторы у всех есть и что ими надо пользоваться, чтобы звук не был «пустым».

А между тем это важнейшая тема, знанием которой должен обладать каждый вокалист. В связи с этим я подготовила краткую справку по резонаторам. Резонаторы — это полости в человеческом организме, которые обладают способностью принимать и отражать от своих стенок звук. По сути, полостей в человеческом организме великое множество, поэтому при пении резонирует абсолютно всё тело. Я не пишу, что оно должно резонировать «в идеале», оно будет резонировать при поставленном голосе и хотя бы немного разработанных основных резонаторах в любом случае. Другой вопрос — способны ли мы эти вибрации почувствовать?

По базовой теории у нас есть два вида резонаторов — верхние и нижние. В некоторых школах выделяют ещё и третий тип резонаторов — средние. Я поклонница раскладывать всё по полочкам, поэтому, разумеется, обычно делю все резонаторы на три типа.

К основным верхним резонаторам мы относим гайморовы и лобные пазухи. Почувствовать резонирование звука в гайморовых пазухах очень легко — если вы приложите пальцы к носовым крыльям, то, произнося звук «н-н-н» в речевой позиции, вы мгновенно почувствуете вибрацию на месте гайморовых пазух. Лобные пазухи способны резонировать только в случае, если разработаны гайморовы пазухи (это как с пельменями — пока их не купишь, не принесёшь домой и не сваришь — не поешь).

Средние резонаторы (не будем ничего менять) — это гортань и ротовая полость. Почему я выделяю это в отдельный тип? Потому что очень много нюансов, связанных с артикуляцией, изменением звучания методом опускания гортани/поднятия-опускания нёба/работы нижней челюсти. Тут впору писать отдельную статью, поэтому ограничусь просто констатацией факта, что всё это есть и когда-нибудь я об этом напишу подробно.

К основным нижним резонаторам относятся трахея и крупные бронхи. Почувствовать работу нижних резонаторов тоже можно почти мгновенно: приложите руку к груди, расслабьте нижнюю челюсть и глухо произнесите звук «а-а-а». А теперь повторите то же самое, только при этом немного выдвиньте нижнюю челюсть вперёд и напрягите её. Наверное, после этого упражнения вы поймёте, почему о средних резонаторах можно писать бесконечно — изменив положение челюсти, вы получили немного другое резонирование.

Почему я пишу «основные верхние/средние/нижние резонаторы»? Потому что второстепенными, но не менее важными являются остальные полости нашего организма, которых столь много, что их все и не перечислить. Тут мы опять возвращаемся к тому, что во время пения резонирует весь наш организм. Также невозможно не сказать, что не могут работать только нижние или только верхние резонаторы — это равносильно тому, что отрезанная конечность продолжает жить своей жизнью. Высокий ли звук, низкий ли — работают все типы резонаторов, просто некоторые — в меньшей степени. Например, на низких нотах будут в большей мере работать нижние резонаторы, на высоких нотах — в основном верхние. Чем выше звук — тем больше включаются в работу верхние резонаторы и уходит нагрузка с нижних; чем ниже мы спускаемся — тем больше начинают работать нижние резонаторы и тем меньшую поддержку оказывают верхние. А средние работают всегда 🙂

К проработке резонаторов нужно подходить сугубо индивидуально. Некоторым вокалистам все типы резонаторов можно прорабатывать сразу, а для кого-то нужно «пробивать» верхние, кому-то — сделать акцент на нижние. Средние резонаторы прорабатываются сразу с начала постановки голоса. Кому-то нужно начать прорабатывать резонаторы чуть ли не с первых уроков, кому-то — работать над ними не сразу. Это зависит от человека, от особенностей его голоса, характера. Здоровье тоже играет важную роль (вспомним хотя бы гайморит и искривлённую носовую перегородку у многих). Поэтому универсального способа разработать резонаторы не существует. Зато есть много полезных упражнений, которые, несомненно, дадут положительный эффект!

Источник

Как петь высокие ноты — пробиваем головной резонатор. Уроки вокала онлайн

Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>

Пение высоких нот начинается с ощущения головного резонатора. Если вы его почувствовали, “пробили”, то путь к высоким нотам проложен.

Для того, чтобы это произошло, мы сделаем упражнение на высокие ноты в разговорном стиле. Потому что прежде чем петь, нужно научиться говорить высокие ноты, а потом уже петь.

  1. Берем слог “Ву” и на нем движемся снизу на верх и сверху вниз. Обратите внимание я не открываю рот и не улыбаюсь. С открытым звуком пробить головной резонатор невозможно.
  2. Дальше попробуйте сделать въезд наверх и спуск вниз на звуке “Ву”. Если вам высоко или низко, делайте упражнение в комфортной для вас тональности и не подстраивайтесь под меня.
  3. Делайте упражнения в игровой форме. Потому что вы привыкли думать, что высокие ноты даются тяжело. Делая упражнение играючи в разговорном стиле вы сможете обмануть свой мозг и спеть высокие ноты легко.
  4. Это упражнение сложное, поэтому не делайте много раз в подряд, лучше отдыхайте между повторениями. Привыкайте к нагрузке постепенно.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Психология (17)
  • Физиогномика (2)
  • Физика/астрономия (7)
  • Музыка (6)
  • Соционика (6)
  • Разное (4)
  • Шерлок Холмс/Бенедикт Камбербэтч (3)
  • Философия (3)
  • Фильмы (2)
  • Психософия/психойога (2)
  • Танец (1)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Практические методики развития голосовых резонаторов

Практические методики развития голосовых резонаторов

Автор: Иван Дмитриевич Лaдaнoв , доктор психологических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им А.И. Гeрцeна.

Если вы когда-либо слышали свой собственный голос в записи, то наверняка удивлялись тому, каким он оказывался слабым, глухим, незнакомым. Быть может, вы, как большинство людей, в таких случаях решали, что звук при записи искажается; а быть может, задумывались над тем, что над вашим голосом нужно еще долго работать. Запись может искажать голос, но современные цифровые технологии позволяют передавать все звуковые вибрации в практически неизменном виде. В чем же дело? Почему наш голос, такой глубокий, такой сильный, такой объемистый и звонкий — когда мы слышим его изнутри, на выходе оказывается слабым и поверхностным? Все дело в том, что при прохождении через ткани голосового аппарата звук теряет до 80% силы. Эти 80% растрачиваются на сотрясение, или вибрацию, этих тканей, то есть голос попросту «гасится». Что же делать? Избавиться от окружающих голосовой поток тканей мы не можем; остается для усиления голоса использовать их ресурсы. Кроме мягких тканей, поглощающих звук, голосовой аппарат имеет полости с твердыми стенками(кости или хрящи), отталкиваясь от которых звук не только не ослабеет по пути к выходу, но усиливается в несколько раз. Эти полости называются резонаторами. Любому профессионалу важно знать эти резонаторы и уметь контролировать вибрирование звука в полостях, через которые проходит голосовой поток.

  1. Грудной резонатор. Если вам кажется, что ваш голос слишком тонкий, значит, ваш грудной резонатор в голосообразовании не задействован. Грудной резонатор — это самая большая резонаторная полость во всем голосовом аппарате. Вибрации в грудном резонаторе придают голосу полноту и объемность звучания, а также особую теплоту и мягкость. Однако использование одного грудного резонатора грозит тем, что звук будет глухим, а интонация — низкой. Тем не менее, очень часто актеры или певцы злоупотребляют грудным резонированием, отчего звук получается тяжелым и качающимся, голос приобретает ненужный тремор. Слушать такой голос довольно трудно, к нему надо каждый раз привыкать заново. Грудное резонирование возможно только при совершенно свободной грудной клетке. Работают только мышцы брюшного пресса, грудь должна быть свободна и неподвижна. Если грудь начала вздыматься, значит, дыхание перешло из диафрагмального в грудное.
  2. Головные резонаторы. Головные, или верхние, резонаторы — это все полости, которые находятся выше голосовых связок: верхний отдел гортани, глотка, ротовая и носовая полости, придаточные пазухи, теменные кости. Если внутри грудного резонатора звук зависит от того, насколько свободна и расслаблена грудная клетка, то внутри резонаторной полости «кипит работа»: именно здесь звук обретает энергию и силу полета. Для того чтобы головные резонаторы работали правильно, нужно, чтобы звуковой поток не выходил изо рта горизонтальной струей, а был направлен вверх, в резонирующие полости головы. Только вертикальная подача звука придаст голосу полет, при которой даже самый тихий звук всегда будет слышен в последнем ряду самой большой аудитории. Если звук отражается в верхних зубах и других резонаторах «маски», он будет и сильным, и звонким при любой громкости.

К. С. Станиславский предложил прием овладения головным резонатором — «тихое мычание», или «едва слышный стон». Этот прием, по существу, есть дыхание, посылающее звук вертикально вверх. Вот что он писал:

Певцы говорили мне: «Звук, который «кладется на зубы» или посылается «в кость», то есть в череп, приобретает металл и силу». Звуки же, которые попадают в мягкие части неба или в голосовую щель, резонируют, как в вате.

Кроме того, из разговора с одним певцом я узнал другую важную тайну постановки голоса. При выдыхании во время пения надо ощущать две струи воздуха, выходящие одновременно изо рта и из носа. При этом кажется, что при выходе наружу они соединяются в одну общую звуковую волну перед самым лицом поющего.

Другой певец сказал мне: «Я ставлю звук при пении совершенно так же, как это делают больные или спящие при стоне, с закрытым ртом. Направив таким образом звук в маску и в носовые раковины, я открываю рот и продолжаю мычать, как раньше. Но на этот раз прежний стон превращается в звук, свободно выходящий наружу и резонирующий в носовых раковинах или в других верхних резонаторах маски».

Все эти приемы были проверены мною на собственном опыте с целью найти тот характер звука, который мне мерещился.

Во время этих поисков я совершенно случайно заметил, что когда стараешься вывести звук в самую маску, то наклоняешь голову и опускаешь подбородок вниз. Такое положение помогает пропускать ноту как можно дальше вперед. Многие из певцов признали этот прием и одобрили его.

«Маска» — это понятие связано с резонированием голоса певца в носовой и придаточных полостях, то есть в верхней части лица, которая обычно прикрывается на костюмированных шествиях, маскарадах.

Однако при попытке послать звук в маску есть риск загнать его в нос. Из всех резонаторов носовой — самый сильный, а среди головных — доминирующий. Носовой призвук лишает голос выразительности и объемности. Но даже если посыл звука верный, и звуковой поток упирается не в нос, а в верхние зубы, существует опасность отрыва головного резонатора от грудного. Если задняя стенка нёба и языка напряжены, нижний регистр звукового столба перекрывается, отрезается от общего звучания. В этом случае звучит только голова, и голос приобретает металлический оттенок. Многие актеры и певцы привыкают к этому «металлу» в голосе, так что это уже стало почти нормой. Однако такой голос холоден и тонок, возможности его ограничены.

Приведенные далее упражнения направлены именно на соединение двух регистровых зон, двух резонаторов — грудного и головного. Упражнения выстроены таким образом, что их выполнение позволяет выравнивать регистры — нижние и верхние, грудные и головные. Воздушный поток, направляемый снизу вверх, уносит звук кверху. Нижние тона при этом отражаются в груди и спине, средние доходят до твердого затылка, твердого нёба и зубов; высокие ноты резонируют в костях черепа, лобной пазухе, носовой полости. Все тело начинает звучать, превращаясь в один голосовой инструмент.

Упражнение 1. Исходное положение — стоя, руки опущены вдоль тела. Запрокиньте голову назад, откройте рот и немного вытянитесь вверх. Положение гортани — «на зевке». Одну руку положите на живот, другую — на грудь. Возьмите глубокое дыхание через рот и потяните звук «АААА». Попробуйте звук на разной высоте — в нижнем, среднем и высоком регистрах. При любой высоте в груди должна ощущаться вибрация. Если на какой-то ноте грудная клетка не вибрирует, значит, либо в гортани появился зажим и ушел «зевок», либо вы сбросили дыхание.

Упражнение 2. Запрокиньте голову назад, откройте рот. Одну руку положите на грудь, другую — на живот. Активно, быстро, глубоко вдохните. Произносите отрывисто:

Теперь то же самое повторите, потянув звуки:

Упражнение 3. Запрокиньте голову назад, откройте рот. Одну руку положите на грудь, другой коснитесь переносицы. Возьмите глубокий вдох и, поднимая голову, потяните звук «ХААА — ММММ». При этом слог ХААА произносите, когда голова еще запрокинута, а «ММММ» — когда голова вернется в обычное положение. Почувствуйте, как вибрация переходит от груди к переносице. Однако звуковая вибрация не должна совсем уходить из груди — она должна распределиться между грудным и головным резонатором.

Упражнение 4. Запрокиньте голову назад, откройте рот. Обе руки положите на грудь. Возьмите глубокое дыхание и как можно ниже произнесите «ХАААААА». Начинать лучше со среднего регистра, затем постепенно опуститься так низко, как это возможно. Легонько постучите по груди, чтобы звук стал вибрирующим. Повторяйте так до тех пор, пока не запомните это ощущение грудной вибрации. Немного передохните, затем начните упражнение снова, но на этот раз попытайтесь добиться вибрирующего звука без стучания по груди, просто основываясь на воспоминании о звуке. Это упражнение очень хорошо развивает грудной резонатор.

Упражнение 5. Исходное положение — стоя. Спина прямая, плечи опущены. Наклоните голову, подбородком коснитесь груди. Возьмите глубокое дыхание и потяните звук «ИИИИИ». Медленно поднимайте голову и переводите ее назад, в запрокинутое состояние. Можете касаться одной рукой груди, а другой рукой — макушки головы. Ваша задача — почувствовать переход от одного резонатора к другому.

Упражнение 6. Исходное положение — стоя. Спина прямая, плечи опущены, руки лежат на нижних ребрах. Кончиком языка пощупайте зону у корней верхних зубов. Туда вы будете направлять звук. Возьмите активное, глубокое дыхание одновременно через рот и нос. На выдохе четко и громко говорите:

Произносить слоги следует небыстро. Если вам не хватило дыхания — быстро, бесшумно возьмите новый вдох в середине фразы. Главное — следите за тем, чтобы все звуки были направлены в зону у корней верхних зубов.

Упражнение 7. Исходное положение — лежа на спине. Одну руку положите на ребра, другую — на живот. Возьмите быстрое, глубокое дыхание носом. Руками вы должны ощущать,как раздвигаются ребра и выпячивается живот. На выдохе произносите слоги:

Постарайтесь почувствовать, в чем разница между произнесением слогов в положении стоя и лежа. Как распределяется резонаторная вибрация? Какие зоны больше задействованы в положении стоя и лежа?

Упражнение 8. Исходное положение — стоя. Возьмите глубокое дыхание ртом. Выдыхайте через нос с одновременным звуком «ММММ». Выдох должен быть очень быстрым, при этом диафрагму держать не надо, живот и грудь должны «опасть» очень быстро. Звук «ММММ» направляйте в верхние зубы, при этом в губах должно появиться ощущение щекотания.

Упражнение 9. Вдохните глубоко, активно, быстро. Дыхание возьмите одновременно носом и ртом. Гортань — в положении «на зевке». На выдохе потяните звук «ММММ». Так «мыча», опустите голову. Вибрация уйдет в головной резонанс. Прикоснитесь к носу, лбу, макушке головы, чтобы почувствовать эту головную вибрацию. Продолжая «мычать», поднимайте медленно голову, стараясь сохранить вибрацию в головном резонаторе. Для этого направляйте звук в корни верхних зубов. Показатель правильной работы резонатора — когда вибрирует лоб. Добейтесь этого ощущения.

Упражнение 10. Возьмите глубокое дыхание одновременно носом и ртом. На выдохе протяните звук «ММММ». Губы должны быть сомкнуты едва-едва, только чтобы получилось «мычание». Горло широкое, положение гортани — «на зевке». Звук должен хорошо резонировать в груди (чтобы почувствовать грудной резонатор, можно откинуть голову назад, затем вернуться в нормальное положение). Звуковой поток направляйте в верхние зубы. Когда заработают все резонаторы, меняйте звуки. Произносите «ННННН», «ЗЗЗЗЗ», «ВВВВВВ».

Упражнение 11. Возьмите глубокое, активное дыхание ртом. Не забывайте контролировать диафрагму при помощи рук. Как в предыдущем упражнении, потяните звук «ММММ», только закончите его гласной: «ММММА». Сразу же сбросьте дыхание, пусть звук оборвется резко. То же самое повторите с остальными звуками: «ННННА», «ЗЗЗЗА», «ВВВВА». Усложните упражнение: попробуйте произнести звуки по слогам: «МА-МА-МА-МА», «НА-НА-НА-НА», «ЗА-ЗА-ЗА-ЗА», «ВА-ВА-ВА-ВА».

Упражнение 12. Исходное положение: лежа на спине. Выполните какое-нибудь упражнение на расслабление. Ваша задача — полностью расслабиться. Возьмите активное, глубокое дыхание носом. Протяните звук «ММММ», направляя его в голову. Представьте себе, что звук отталкивается от черепной кости и летит обратно, заполняя собой все тело. Почувствуйте вибрацию звука не только в голове и груди, но и во всех частях тела. Представляйте эту вибрацию, старайтесь заполнить ею каждую клетку тела. Ваше тело — один звучащий инструмент. «Мычите» до тех пор, пока это ощущение не станет явным.

Упражнение 13. Для этого упражнения вам понадобится тахта или кушетка без спинки. Поверхность должна быть ровной и не слишком мягкой. Вы должны лечь на спину так, чтобы можно было свесить голову вниз. Немного подышите животом, расслабьтесь. Затем возьмите активное дыхание носом. Протяните звук «ХАМММ». На звуке медленно поднимайте голову. Попытайтесь уловить переход вибрации от одного резонатора к другому. Это упражнение не рекомендуется выполнять больше трех раз за один цикл. В том случае, если почувствуете слабость или головокружение — переведите дух. Чтобы кровь отлила от головы, полежите немного на высокой подушке.

Упражнение 14. Исходное положение — стоя или сидя. Возьмите глубокое дыхание, на выдохе потяните звук «ММММ». Постучите подушечками пальцев по губам, крыльям носа, переносице, лбу, щекам, подбородку, голове. Затем «простучите» кулачками грудную клетку, воротниковую зону, позвоночник (где можете достать), брюшину и пах. Наблюдайте, как изменяется вибрация и характер звука при постукивании по разным частям тела.

Полный свод современных технологий подготовки и проведения публичных выступлений изучается в курсе «Искусство деловой презентации». Овладеть доходчивым, впечатляющим и воздействующим живым словом вы можете изучив курс «Ораторское мастерство и искусство речи» (упражнения для настройки своего голоса вы можете изучить во втором блоке этого курса). Желающим расширить свои познания в этой и смежных областях рекомендуем обучение по индивидуальной программе, с возможностью составления своего учебного плана из десятков психологических и управленческих дисциплин.

Источник

Оцените статью