Резонаторная гитара (добро)
В начале XX века американские предприниматели словацкого происхождения братья Допера изобрели новый вид гитары. Модель решала проблему сдержанности в плане громкости и сразу заинтересовала участников биг-бэндов, рок-музыкантов и исполнителей блюза. Она получила название «Dobro» по первым буквам фамилии изобретателей и окончанию «bro», что указывало на их общее участие в создании – «brothers» («братья»). Позднее все гитары этого типа стали называться «добро».
Устройство
Шестиструнная гитара братьев Допера конструктивно отличается наличием внутри корпуса алюминиевого конус-диффузора, а также другими элементами устройства:
- гриф может быть обычным или квадратным с высоко поднятыми струнами;
- все струны инструмента металлические;
- по обе стороны грифа на корпусе всегда два отверстия;
- длина около 1 метра;
- корпус комбинированный из дерева и пластика или полностью металлический;
- количество резонаторов от 1 до 5.
Акустические свойства пришлись по вкусу музыкантам. У новой конструкции появился более выразительный тембр, звучание стало громким. На верхнюю деку производитель поместил металлическую крышку с отверстиями. Она не только усиливала звук, но и сделала звучание басов ярким, насыщенным.
Строй
Резонаторные гитары настраиваются с шестой струны. В зависимости от стиля игры, используется открытый или слайдовый строй. Open high применяется в кантри и блюзе. В этом строе две верхние струны звучат в «соль» и «си» – G-B-D-G-B-D, а в Open low 6-я и 5-я струна соответствуют звукам «ре» и «соль». Диапазон звучания резонаторной гитары в пределах трех октав.
Использование
Расцвет инструмента пришелся на первую половину прошлого века. Очень быстро его выместила электрогитара. Наибольшей популярностью добро пользовалась у гавайских музыкантов. Массовое обращение к инструменту с резонатором пришлось на 80-е.
Сегодня устройство активно используют американские и аргентинские фолк-, кантри-, блюз- исполнители, которым требуется прозрачный звук, реализация сложных обертонов и большой сустейн. Прекрасное, выразительное звучание позволяет использовать модель в ансамблях, группах, для аккомпанемента и соло.
В России добро не прижилась, число инструменталистов, отдающих предпочтение резонаторной гитаре, невелико. Среди самых известных фронтмен группы «ГрАссМейстер» Андрей Шепелев. Нередко в своих концертах и для написания песен ее использует Александр Розенбаум.
Источник
О резонаторной гитаре
Резонаторная гитара (резофоническая или резофоник гитара) — это одна из разновидностей акустической гитары, в которой для увеличения громкости и получения особого звука применяются встроенные в корпус металлические акустические резонаторы.
Вся задумка с резонаторами была нужна для повышения громкости звука гитары, т.к. звукоусиление начнет набирать обороты только в начале 30-х. В 1927 году, когда John Dopyera и George Beauchamp основали компанию National String Instrument Corporation, в том же году Джон подал заявки на патент об изобретении резонаторной гитары. Гитары производились под брендом National и делались как из дерева, так и из метала, неизменным оставались лишь алюминиевые резонаторы.
У 1-ой модели дека была сделана из металла с тремя коническими алюминиевыми резонаторами, которые были соединены в форме буквы T и поддерживали бридж. Такая система получила название «Трикон» (tricone).
Через год в 1928 главный идеолог и изобретатель John Dopyera уходит из National и совместно со своими братьями основывает новую компанию, дав ей имя Добро (Dobro). Название компании — это сокращение от DOpreya BROthers. В этом же году братьями была представлена однорезонаторная гитара, резонатор которой был выполнен из металла, и имел выгнутую форму. National сразу же стала производить аналогичные однорезонаторные гитары.
National стали ассоциировать с гитарами из металла и 3-мя резонаторами, в то время, как Dobro – с декой из дерева и одним металлическим резонатором.
Но уже к средине 30-х две компании объединились в одну с названием National Dobro Corporation. Компания выпускала гитары под марками National, Dobro и Regal.
С началом II-ой Мировой Войны, компания перестает выпускать резонаторные гитары. По одной из версий из-за того, что с металлом в стране была напряженка, и правительство запретило изготовление из металла различных несущественных изделий.
В 1942 National Dobro Corporation была реорганизована и переименована в Valco. Фирма выпускала множество ладовых инструментов, но не резонаторные гитары.
В 1959 году Эмиль (Emile Dopyera) продал торговую марку Dobro фирме Mosrite, которая стала производить резонаторные гитары добро какое-то время.
Но уже в начале 60-х Руди и Эмиль Допера (Rudy and Emile Dopyera) основали новую компанию по производству резонаторных гитар – OMI (Original Musical Instruments). Гитары какое-то время выпускались под маркой Houndog.
И в этих же 60-х активизировались и Valco. Они снова стали выпускатьрезонаторные гитары под брэндом National. Гитары имели «бисквитные» резонаторы (такое название получили гитары с бриджем, который крепится прямо к резонатору через деревянный блок, прикрепленный непосредственно к его) и деку из дерева или фибергласа.
В конце 80-х, компанию переименовали в National Reso-Phonic Guitars. Сейчас компания выпускает резонаторные гитары всех типов, делая акцент на аутентичности (воспроизводстве ощущений и звука старых инструментов).
В 1970-м братья Доперей (OMI) выкупили бренд Dobro назад.
А в 1993 Gibson поглотили OMI, естественно, завладев брендом Dobro. Сейчас Gibson производит несколько резонаторных моделей.
Надо сказать, что именно словом Dobro называют все резонаторные гитары и это слово стало для них нарицательным.
Источник
Резонаторные гитары – от создания до современности
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Плохи те музыканты, которые не знают максимально глубоко все возможные инструменты и их значение. Даже тем, кто не собирается играть непосредственно на резонаторных гитарах, следует разобраться, какова их история от создания до современности, и каковы особенности музыкального инструмента «Добро». Тем же, кто собирается их осваивать, нужно будет ещё ознакомиться с перечнем производителей и с описанием техники игры.
Особенности
Резонаторная гитара появилась в далёком 1925 году. Её создатели решали всего лишь одну актуальную тогда задачу — как сделать инструмент погромче. Как раз в «ревущие двадцатые» набрали популярность биг-бэнды, в которых гитару объединяли с духовыми инструментами. Конечно, громкая и звонкая медь легко подавляла струнную «напарницу». Электрогитары находились тогда ещё в зачаточном состоянии, были большой и дорогой редкостью, а конструкторы не умели поначалу справляться со многими проблемами.
Поэтому пришлось искать альтернативный выход, и он был найден в использовании уже тогда прекрасно известного инженерам явления резонанса. В отличие от электрифицированной генерации звука, отсутствовали:
другие паразитные шумы, бывшие неизменными спутниками ранних электрогитар.
Резонаторные системы не просто делали звучание громче – они кардинально влияли на его тембр. Ничего удивительного — такие инструменты сначала делали частично из металла, а потом и вовсе перешли на цельнометаллические варианты.
Подобное решение быстро оценили профессиональные исполнители из самых разных жанров. Впервые они получили столь удобный, громкий и универсальный инструмент.
А вот изготовители не могли существовать в мире и согласии. Они старались делить образовавшийся перспективный рынок, скупали и «поглощали» друг друга. Не обошлось дело и без скандальных судебных процессов относительно авторства отдельных усовершенствований. И всё же за минувшие 95 лет резонаторная гитара на деле доказала своё право на жизнь; она послужит ещё не одному поколению музыкантов.
Виды и их звучание
Самый ранний музыкальный инструмент с резонирующим компонентом относился к типу «Трикон». На подобных гитарах, выпущенных в конце 1920-х, уже можно было регулировать бридж. Характерная особенность — три конусовидных резонатора, производившихся из качественного алюминиевого сплава. Всё изменилось, когда в 1928-м на рынке появляется новая фирма «Добро». Её организатор Джон Допиера раньше работал в другой гитарной компании, и название своего проекта выбрал не случайно.
Оно было сокращением от слов Dopreya Brothers – и именно вместе со своим братом основатель подготовил модернизированное изделие. Кроме понятного для англоязычных смысла, тут содержится отсылка к словацкому слову «добро», которое имеет то же толкование, что и в русском языке. Вскоре братья представили гитару с одним резонатором выгнутой формы. Позже их компания и только что оставленная ими National слились в одну и объединили производство. В это время и позднее появился целый ряд оригинальных конструктивных решений.
Визуально отличить резонаторную гитару от простой акустической, особенно неспециалистам, вряд ли получится. Она обеспечивает не слишком широкий разброс тональностей — максимум 3 октавы.
Но всё же возможности инструмента достаточны даже для сложных отыгрышей. Количество резонаторов варьируется от 1 до 5, причём однорезонаторная схема — классическое исполнение «Добро». Отверстий, расположенных по обе стороны грифа, всегда 2; гитары различают по материалу корпуса, но всё же это в основном комбинация дерева и пластика, длина инструмента в среднем около 1 м, иногда чуть крупнее.
Производители
Сейчас одним из лидеров в этом сегменте рынка является компания National Guitars, появившаяся в 1989-м. Эта калифорнийская фирма активно применяет станки с числовым управлением. Однако в её производственном процессе содержится большое количество тонких ручных операций. Изготовитель успешно воссоздал целый ряд моделей, выпускавшихся в прошлые десятилетия. При этом модели существенно модернизированы, улучшено их звучание по сравнению со старыми прообразами.
Теперь в линейке National Guitars присутствует и ряд производимых по лицензии изделий типа «Добро». Стоимость начинается примерно от 3000 условных единиц. Она увеличивается в зависимости:
от типов отделки;
Качественные резонаторные гитары также поставляют бренды:
Экономия возможна, если выбирать модели:
знаменитой фирмы Dobro;
Как играть?
Резонаторная гитара подразумевает игру как и на других металлических гитарах — её держат на коленях. Если гриф имеет квадратную форму, инструмент настраивают на высокий строй. Модификации с круглым грифом имеют несколько меньшее разнообразие настроек, чем их квадратные аналоги. Дело в том, что они не могут обеспечить столь же сильного натягивания струн. В музыкальном подходе мятлика на резонаторной гитаре нужно играть жёстким синкопированным способом; манипулируют при этом тремя пальцами.
В музыке кантри такой инструмент тоже проявляет себя неплохо.
Гитаристы, увлечённые блюзом, используют стандартную гитарную позицию. Гриф при этом ориентируют в сторону от музыканта. Гитары классического типа «Добро» позволяют играть кантри и блюграсс. Для этого предназначен открытый строй Open G.
Настроить струны можно:
как у простого шестиструнного инструмента;
по методике E-Dur;
на классический слайдовый формат G-Dur.
Придавливать струны к поверхности грифа придётся при помощи слайда – так называют стальную трубочку, которая нанизывается на палец правой руки. Другие пальцы используют для медиаторов. Любопытно, что стандартный строй идеально соответствует строю семиструнной гитары, принятой в России. Наиболее толстые струны принято настраивать на ноты G, B.
Источник