Rhapsody in blue джордж гершвин ноты

Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу:
Джордж Гершвин Rhapsody In Blue

Перевод: Партитура и партии до 4 Отсутствует мерах. Гершвин , Джордж . Рапсодия в стиле блюз. Для фортепиано с оркестром. Выбор.

Перевод: Гершвин . Гершвин , Джордж . Рапсодия в стиле блюз. Для фортепиано только. Полный. Механизмы и переложения.

Перевод: Гершвин . Гершвин , Джордж . Рапсодия в стиле блюз. 2 фортепиано. Полный. Механизмы и переложения.

Перевод: Полный оценка. Гершвин . Гершвин , Джордж . Рапсодия в стиле блюз. Для фортепиано только. Полный.

Перевод: Гершвин . Гершвин , Джордж . Рапсодия в стиле блюз. Для фортепиано только. Полный. Механизмы и переложения.

Перевод: Гершвин , Джордж . Гершвин , Джордж . Rhapsody in blue 2nd Clarinet in Bb.pdf.

Перевод: Гершвин , Джордж . Гершвин , Джордж . Rhapsody in blue _5cl 1st Clarinet in Eb.pdf.

Перевод: Гершвин , Джордж . Гершвин , Джордж . Рапсодия в стиле блюз для флейты квартета. Андерсон, Густав.

Перевод: Гершвин , Джордж . Гершвин , Джордж . RHYPSODY IN BLUE . Рапсодия в стиле блюз. Кларнет, гитара.

Перевод: Гершвин , Джордж . Гершвин , Джордж . Рапсодия в стиле блюз для SAX КВАРТЕТ. Саксофон квартет.

Перевод: Гершвин , Джордж . Гершвин , Джордж . Рапсодия в стиле блюз. Фортепиано соло. Главная ноты.

Перевод: Гершвин , Джордж . Гершвин — Рапсодия в стиле блюз (Solo Piano).

Перевод: Гершвин , Джордж .

Перевод: Гершвин , Джордж . Рапсодия в стиле блюз.

Перевод: Гершвин , Джордж . Рапсодия в стиле блюз.

Источник

George Gershwin — Rhapsody In Blue

Джордж Гершвин (англ. George Gershwin, настоящее имя Jacob Gershowitz — Яков, или Джейкоб Гершовиц; 1898—1937) — американский композитор и музыкант.

Биография
Гершвин родился 26 сентября 1898 г. в нью-йоркском квартале Бруклине, в семье еврейских эмигрантов из Белоруссии (Могилёв). Настоящие имя и фамилия композитора — Джекоб Гершовиц. С детства впитывавший джазовую культуру (говорят, что впервые Гершвин услышал джазовую музыку в 6 лет), он был любителем джазовых концертов и в 12 лет начал самостоятельно учиться играть на фортепиано. Много позже, став прославленным композитором, Гершвин не переставал учиться, совершенствовать свою технику. Во время таких занятий он познакомился с уникальными американскими композиторами тех лет — Генри Кауэллом, Уоллингфордом Риггером и Джозефом Шиллингером (последний примечателен тем, что подходил к процессу сочинения музыки с математических позиций, пытаясь разработать универсальный алгоритм).

В 1914 году Гершвин начал профессионально заниматься музыкой, работая аккомпаниатором в компании Джерома Ремика. Уже через два года было выпущено первое авторское произведение молодого Гершвина — «When You Want ‘Em You Can’t Get ‘Em». Несмотря на то, что оно не пользовалось особым успехом публики, Гершвин привлек внимание некоторых известных бродвейских продюсеров и режиссеров. Например, Зигмунд Ромберг с радостью включил музыку Гершвина в свою оперетту «The Passing Show of 1916». В те годы Гершвин, занимаясь фортепиано, гармонией и оркестровкой, подрабатывал пианистом в ресторанах.

Источник

Рапсодия в синемRhapsody in Blue

Рапсодия в синем
от Джорджа Гершвина
ISWC Т-070.126.537–3
Жанр Оркестровый джаз
Форма Рапсодия
Сочиненный Январь 1924 г.
Премьера
Дата 12 февраля 1924 г.
Место расположения Эолийский зал , Нью-Йорк , Нью-Йорк , США
Дирижер Пол Уайтмен
Исполнители Джордж Гершвин (фортепиано)
Росс Горман (кларнет)
Записи

Rhapsody in Blue — это музыкальная композиция 1924 года, написанная Джорджем Гершвином для сольного фортепиано и джаз-бэнда , которая сочетает в себе элементы классической музыки с джазовыми эффектами. По заказу лидера группы Пола Whiteman , работа премьеры в концерте под названием «Эксперимент в современной музыке» от 12 февраля 1924 года в эоловой зале , Нью — Йорке . Группа Уайтмана исполнила рапсодию с Гершвином, играющим на фортепиано. Аранжировщик Уайтмана в Ферд Грофы организовали Рапсодии несколько развключая 1924 оригинальный скоринг, 1926 ямки оркестр озвучивания и 1942 симфонической скоринга.

Рапсодия — одно из самых узнаваемых творений Гершвина и ключевая композиция, определившая эпоху джаза . Произведение Гершвина открыло новую эру в музыкальной истории Америки, установило репутацию Гершвина как выдающегося композитора и в конечном итоге стало одним из самых популярных из всех концертных произведений. Журнал American Heritage утверждает, что знаменитое вступительное слово глиссандо для кларнета стало столь же узнаваемым концертной публикой, как и Пятая песня Бетховена .

СОДЕРЖАНИЕ

История

Комиссия

После успеха экспериментального концерта классического джаза, проведенного с канадской певицей Эвой Готье в Нью-Йорке 1 ноября 1923 года, руководитель группы Пол Уайтман решил совершить более амбициозный подвиг. Он попросил композитора Джорджа Гершвина написать концертное произведение для джазового концерта в честь дня рождения Линкольна в Эолийском зале . Уайтмен зациклился на исполнении такой расширенной композиции Гершвина после того, как он сотрудничал с ним в The Scandals 1922 года . Особенно его впечатлила одноактная «джазовая опера » Гершвина « Голубой понедельник» . Первоначально Гершвин отклонил просьбу Уайтмена на том основании, что — поскольку, вероятно, возникнет необходимость в пересмотре партитуры, — у него не будет достаточно времени, чтобы сочинить произведение.

Вскоре, вечером 3 января, Джордж Гершвин и автор текстов Бадди Де Сильва играли в бильярд в бильярдном салоне Ambassador на Бродвее и 52-й улице в Манхэттене . Их игру прервал Ира Гершвин , брат Джорджа, который читал 4 января New-York Tribune . Неподписанная статья под названием «Что такое американская музыка?» о грядущем концерте Уайтмена привлекла внимание Иры. В статье было ложно заявлено, что Джордж Гершвин уже «работал над джазовым концертом» для концерта Уайтмена.

Гершвин был озадачен объявлением в новостях, поскольку он вежливо отказался сочинять любое подобное произведение для Уайтмана. На следующее утро в телефонном разговоре с Уайтменом Гершвину сообщили, что главный соперник Уайтмена Винсент Лопес планирует украсть идею его экспериментального концерта, и нельзя было терять время. Таким образом, Вайтмен убедил Гершвина сочинить пьесу.

Состав

За пять недель до премьеры Гершвин поспешно принялся за сочинение произведения. Позже он утверждал, что во время поездки на поезде в Бостон тематические семена Rhapsody in Blue начали прорастать в его голове. Он сказал биографу Исааку Голдбергу в 1931 году:

Он был в поезде, с его стальными ритмами, его хриплым [ sic ] треском, который так часто возбуждает композитора . Я часто слышу музыку в самом сердце шума. И там я внезапно услышал — и даже увидел на бумаге — полное построение рапсодии от начала до конца. Мне не приходило в голову никаких новых тем, но я уже работал над тематическим материалом в уме и пытался осмыслить композицию в целом. Я слышал это как своего рода музыкальный калейдоскоп Америки, нашего огромного плавильного котла , нашего недублированного национального бодрствования , нашего столичного безумия . К тому времени, как я добрался до Бостона, у меня был определенный сюжет пьесы, отличный от ее реального содержания.

Гершвин начал сочинять 7 января, как указано в оригинальной рукописи для двух фортепиано. Во время сочинения он предварительно назвал произведение « Американской рапсодией» . Пересмотренное название « Голубая рапсодия» было предложено Ирой Гершвин после его посещения галерейной выставки картин Джеймса Макнила Уистлера , имевших такие названия, как « Ноктюрн в черном и золотом: падающая ракета» и « Композиция в сером и черном» . Через несколько недель Гершвин закончил сочинение и передал партитуру Ферде Грофе , аранжировщику Уайтмана. Грофе закончил оркестровку пьесы 4 февраля — всего за восемь дней до премьеры.

Премьера

Голубая рапсодия премьера во время снежной днем во вторник, 12 февраля 1924 года в эоловой зале , Манхэттен . Долгожданный концерт Пола Уайтмана и его оркестра Пале-Рояль, названный «Эксперимент в современной музыке», привлек «переполненную аудиторию». Возбужденный аудитория состояла из « vaudevillians , руководители концертных приходят , чтобы посмотреть на новинку, Tin Pan Alleyites , композиторы, симфонические и оперные звезды, хлопушки , торт пожиратели, все смешалось в беспорядке .» Присутствовали многие влиятельные фигуры той эпохи, в том числе Карл Ван Фехтен , Маргарита д’Альварес , Виктор Герберт , Вальтер Дамрош , Игорь Стравинский , Фриц Крейслер , Леопольд Стокски , Джон Филип Соуза и Вилли «Лев» Смит .

В предконцертной лекции менеджер Whiteman Хью С. Эрнст заявил, что цель концерта — «чисто образовательный». Выбранная музыка была предназначена для демонстрации «мелодий, гармонии и ритмов, которые будоражат пульсирующие эмоциональные ресурсы этого молодого беспокойного возраста ». Программа концерта была обширной и включала 26 отдельных музыкальных движений, разделенных на 2 части и 11 разделов с такими названиями, как «Истинная форма джаза» и «Контраст — легитимная оценка против джазинга». В расписании программы рапсодия Гершвина была лишь предпоследней пьесой и предшествовала марту № 1 Элгара « Помпезность и обстоятельства» .

Сообщается, что многие из первых номеров программы не понравились публике, а система вентиляции в концертном зале вышла из строя. К тому времени, как Гершвин незаметно вступил в рапсодию, некоторые зрители уже уходили к выходу. Публика якобы была раздражительной, нетерпеливой и беспокойной, пока не послышалось преследующее глиссандо кларнета , открывшее Rhapsody in Blue . Характерное глиссандо было создано случайно во время репетиций:

В шутку над Гершвином… [Росс] Горман [виртуозный кларнетист Уайтмена] сыграл вступительную долю с заметным глиссандо, «растягивая» ноты и добавляя к отрывку то, что он считал джазовым и юмористическим. Благосклонно отреагировав на прихоть Гормана, Гершвин попросил его исполнить вступительный такт именно так . и добавить как можно больше « вопля ».

Затем рапсодия была исполнена оркестром Уайтмена, состоящим из «двадцати трех музыкантов в ансамбле» с Джорджем Гершвином на фортепиано. В характерном стиле Гершвин решил частично импровизировать свое фортепианное соло. Оркестр с нетерпением ждал кивка Гершвина, который означал окончание его фортепианного соло и сигнал для ансамбля возобновить игру. Поскольку Гершвин импровизировал часть того, что он играл, сольная фортепианная секция была технически написана только после выступления, и остается неизвестным, как именно оригинальная рапсодия звучала на премьере.

Реакция аудитории и успех

По окончании рапсодии прозвучали «бурные аплодисменты композиции Гершвина», и совершенно неожиданно «концерт во всех отношениях, кроме финансового, стал« нокаутом »». Концерт быстро стал исторически значимым благодаря премьере рапсодии, а его программа «станет не только историческим документом, попавшим в зарубежные монографии по джазу, но и редкостью».

После успеха премьеры рапсодии последовали и будущие выступления. Первое британское исполнение Rhapsody in Blue состоялось в отеле Savoy в Лондоне 15 июня 1925 года. Оно транслировалось в прямом эфире BBC . Деброй Сомерс дирижировал « Савойскими орфеями» с самим Гершвином за фортепиано. Произведение снова прозвучало в Соединенном Королевстве во время второго европейского турне оркестра Пола Уайтмана, особенно 11 апреля 1926 года в Королевском Альберт-холле с Гершвином в зале. Концерт в Королевском Альберт-Холле был записан — но не издан — британской звукозаписывающей компанией His Master’s Voice .

К концу 1927 года группа Уайтмена исполнила « Рапсодию в синем» примерно 84 раза, а ее запись была продана тиражом в миллион копий. Для того, чтобы целое произведение уместилось на двух сторонах 12-дюймовой пластинки , рапсодию нужно было играть на концерте с большей скоростью, чем обычно, что придавало ей ощущение спешки и терялось некоторое количество рубато . Позже Уайтмен принял эту пьесу в качестве основной песни своей группы и открыл свои радиопередачи слоганом «Все новое, кроме Rhapsody in Blue ».

Критический ответ

Современные обзоры

В отличие от теплого приема концертной публики, профессиональные музыкальные критики в прессе дали рапсодию явно неоднозначные отзывы. Питтс Сэнборн заявил, что рапсодия «начинается с хорошо сформулированной многообещающей темы», но «вскоре переходит в пустой отрывок и бессмысленное повторение». Ряд отзывов были особенно негативными. Один самоуверенный музыкальный критик, Лоуренс Гилман — энтузиаст Рихарда Вагнера, который позже напишет разрушительный обзор « Порги и Бесс» Гершвина, — резко раскритиковал рапсодию как «производную», «несвежую» и «невыразительную» в обзоре New-York Tribune за февраль. 13 декабря 1924 г.

Другие рецензенты были более положительными. Сэмюэл Чотзинофф, музыкальный критик New York World , признал, что композиция Гершвина «сделала из джаза честную женщину», в то время как Генриетта Штраус из The Nation высказала мнение, что Гершвин «добавила новую главу в нашу музыкальную историю». Олин Даунс , комментируя концерт в The New York Times , написал:

Это произведение демонстрирует необычайный талант, поскольку оно показывает молодого композитора, чьи цели выходят далеко за рамки его подобных, борющегося с формой, в которой он далеко не мастер . Несмотря на все это, он выразил себя в значительная и, в целом, весьма оригинальная форма . Его первая тема . не просто танцевальная мелодия . это идея или несколько идей, коррелированных и соединенных в различных и контрастных ритмах, которые сразу же интригуют слушатель. Вторая тема больше похожа на некоторых коллег г-на Гершвина. Тутти слишком длинные, каденции слишком длинные, исполнение в конце теряет большую долю дикости и великолепия, которые могли бы легко получить, если бы были подготовлены более широко, и, тем не менее, публика была взволнована и многие ожесточились. зритель взволнован ощущением, что новый талант обретает свой голос.

В целом, профессиональные музыкальные критики неоднократно критиковали Гершвина за то, что произведение Гершвина было по сути бесформенным и что он наугад склеил мелодические фрагменты.

Ретроспективные обзоры

Спустя годы после премьеры « Рапсодия в голубом» продолжала разделять музыкальных критиков главным образом из-за своей кажущейся мелодической бессвязности. Констант Ламберт , британский дирижер, открыто пренебрежительно отнесся к этой работе:

Композитор [Джордж Гершвин], пытаясь написать концерт Листа в стиле джаза, использовал только не варварские элементы в танцевальной музыке, в результате чего не получился ни хороший джаз, ни хороший Лист, ни в каком смысле слова хороший концерт. .

В статье, опубликованной в The Atlantic Monthly в 1955 году, Леонард Бернстайн , который, тем не менее, признал, что обожает эту статью, заявил:

Rhapsody in Blue — не настоящая композиция в том смысле, что все, что в ней происходит, должно казаться неизбежным или даже довольно неизбежным. Вы можете вырезать из него части, никоим образом не затрагивая целое, кроме как сделать его короче. Вы можете удалить любую из этих склеенных частей, и работа продолжится так же смело, как и раньше. Вы даже можете поменять местами эти секции друг с другом, и это не причинит вреда. Вы можете делать нарезки внутри раздела, добавлять новые каденции или играть на любой комбинации инструментов или только на пианино; это может быть пятиминутное произведение, шестиминутное произведение или двенадцатиминутное произведение. И на самом деле все это делается с ним каждый день. Это все еще синяя рапсодия .

Оркестровка

Как Гершвины не имеют достаточные знаний о оркестровках в 1924 году, Ферд Грофа пианист и -Whiteman в главном аранжировщик-была ключевой фигурой в обеспечении головокружительного успеха Рапсодии, и критики утверждали , что механизмы Грофы портретируемых , Rhapsody обеспечили себе место в американской культуре . Биограф Гершвина Исаак Голдберг отметил в 1931 году, что Грофе сыграл решающую роль в триумфе премьеры:

В разгар события вклад Ферди [ sic ] Грофе, аранжировщика из команды Whiteman, который записал Rhapsody за десять дней, был проигнорирован или проигнорирован. Верно, что значительная часть оценок была указана Гершвином; тем не менее, вклад Грофе имел первостепенное значение не только для композиции, но и для джазового озвучивания ближайшего будущего.

Знакомство Грофе с сильными сторонами группы Уайтмена было ключевым фактором в его выигрыше в 1924 году. Эта оркестровка была разработана для фортепиано соло и двадцати трех музыкантов Уайтмена. Для секции камыша, Росс Горман (Рид I) , играл на гобое , а геккельфон , кларнет в B ♭ , Sopranino Саксофоны в E ♭ & B ♭ , альт саксофона , один Е ♭ сопрано кларнет, и альт и бас — кларнет ; Дональд Кларк (Рид II) , играл сопрано саксофоне в B ♭ , альт и баритон саксофоны , и Hale Байерс (Рид III) играл на саксофоне сопрано в B ♭ , тенор саксофоне , баритон саксофоне, и флейта .

Для духовой секции, две трубы в B ♭ сыграли Генри Буссе и Фрэнк Зигрист; два валторны фа-мажор в исполнении Артуро Черино и Аль Коррадо; два тромбона, на которых играют Рой Максон и Джеймс Касседей, и туба и контрабас, на которых играют Гасс Хеллебург и Альберт Армер соответственно.

В перкуссионную секцию входили ударная установка , литавры и глокеншпиль в исполнении Джорджа Марша; одно пианино, на котором обычно играет Ферде Грофе или Генри Ланге; одно тенор-банджо , играемое Майклом Пингаторе, и набор скрипок .

Эта оригинальная аранжировка — с ее уникальными инструментальными требованиями — в значительной степени игнорировалась до ее возрождения в реконструкциях, начавшихся в середине 1980-х годов, из-за популярности и пригодности более поздних пластинок. После премьеры 1924 года Грофе пересмотрел партитуру и создал новые оркестровки в 1926 и 1942 годах, каждый раз для более крупных оркестров. Его аранжировка для театрального оркестра была опубликована в 1926 году. Эта адаптация была оркестрована для более стандартного « пит-оркестра », который включал одну флейту, один гобой, два кларнета, один фагот , три саксофона ; два валторны, две трубы и два тромбона; а также тот же набор ударных и струнных инструментов, что и в более поздней версии 1942 года.

Более поздняя аранжировка Грофе 1942 года была предназначена для полного симфонического оркестра . Он набрал для фортепиано соло и оркестра , состоящий из двух канавок, два гобоев, два кларнетов в B ♭ и A , один бас — кларнет , два фаготы, два саксофоны альта в E ♭ , один тенор саксофон в B ♭ ; три валторны в F, три в Партии B ♭ , три тромбона, одна тубы; раздел перкуссии , который включает в себя литавры, один подвесной тарелки , один малый барабан , один бас — барабан , один TAM-TAM , один треугольник , один глокеншпиль, и тарелки ; одно тенор-банджо; и струны . С середины 20-го века эта версия 1942 года была аранжировкой, обычно исполняемой классическими оркестрами, и стала основным продуктом концертного репертуара до 1976 года, когда Майкл Тилсон Томас впервые записал оригинальную версию джазового оркестра , используя реальную фортепианную музыку Гершвина 1925 года с полный джазовый оркестр.

Другие аранжировки Грофе в пьесе Гершвина включают аранжировки, сделанные для фильма Уайтмена 1930 года « Король джаза» , а также оформление концертного оркестра (играемое без фортепиано), завершенное к 1938 году и опубликованное в 1942 году. Известность саксофонов в более поздних оркестровках несколько уменьшилась, и От партии банджо можно отказаться, так как ее основной ритмический вклад обеспечивается внутренними струнами.

Сам Гершвин сделал версии пьесы для фортепиано соло, а также для двух фортепиано. Сольная версия отличается отсутствием нескольких частей произведения. Намерение Гершвина в конечном итоге создать собственную оркестровку задокументировано в переписке издателя Хармса в 1936–37 годах .

Известные записи

Существуют две записи Джорджа Гершвина, исполняющего сокращенные версии своей композиции с оркестром Пола Уайтмана. Акустическая запись от 10 июня 1924 года, произведенная компанией Victor Talking Machine Company , продолжительностью 8 минут 59 секунд, и электрическая запись, сделанная Виктором 21 апреля 1927 года, продолжительностью 9 минут и 1 секунда (примерно половина длины всей работы. ). Эта версия была проведена Натаниэлем Шилкретом после ссоры между Гершвином и Уайтменом. В дополнение к вышеупомянутым двум версиям, пианино 1925 года запечатлело исполнение Гершвина в версии для двух фортепиано.

Оркестр Уайтмана позже исполнил усеченную версию пьесы в фильме 1930 года «Король джаза» с Роем ​​Барджи на фортепиано соло. Уайтмен перезаписал пьесу для Decca на 12-дюймовом диске со скоростью вращения 78 об / мин (29051) 23 октября 1938 года. Однако только во время Великой депрессии была сделана первая полная запись композиции с пианистом Хесусом Марией Санромой и Артуром. Фидлер, дирижирующий Boston Pops Orchestra , был выпущен RCA Victor в 1935 году.

Во время Второй мировой войны запись пианиста Оскара Леванта с Филадельфийским оркестром под управлением Юджина Орманди была сделана 21 августа 1945 года. Эта запись, получившая название Columbia Masterworks 251, стала одним из самых продаваемых альбомов того года. Более десяти лет спустя, в 1958 году, Гамбургский филармонический оркестр под управлением Ханса-Юргена Вальтера и Дэвида Хейнса на фортепиано записал версию 8:16 для Somerset Records . Обложка альбома признаков Photographie де Nuit от Chrysler Building -an Art Deco -style небоскреба й окружающего городского пейзажа с голубым оттенком.

В 1973 году пьеса была записана бразильский джаз-рок художника Eumir Deodato на его альбоме Деодато 2 . Сингл достиг пика Billboard под номером 41 Pop, номером 10 Easy Listening. Дискотека договоренность была записана французский пианист Ричард Клайдерман в 1978 году и является одним из его подписи штук.

В конце 1970-х годов возродился интерес к оригинальной аранжировке. 14 февраля 1973 года он впервые выступил со времен эпохи джаза: дирижер Кеннет Кислер получил необходимые разрешения и руководил работой с пианистом Полом Верреттом в своем кампусе Университета Нью-Гэмпшира . Его реконструкции были записаны Майклом Тилсоном Томасом и Columbia Jazz Band в 1976 году, а также Морисом Пересом с Иваном Дэвисом на фортепиано в рамках реконструкции всего концерта 1924 года, посвященной 60-летию. Андре Уоттс (1976), Марко Фумо (1974) и Сара Дэвис Бюхнер (2005) выпустили записи сочинения для фортепиано соло, как и Эрик Хими (2004) в версии, в которой использовалась неусеченная оригинальная короткая партитура. Между тем, пьесу записали такие команды, играющие на двух фортепиано, как Хосе Итурби и Ампаро Итурби, а также Катя и Мариэль Лабек . Мишель Камило записал пьесу в 2006 году, получив премию Latin Grammy .

Форма и анализ

Как джазовый концерт, « Голубая рапсодия» написана для фортепиано соло с оркестром. A рапсодия отличается от концерта в том , что она имеет один расширенное движение вместо отдельных движений. Рапсодии часто включают отрывки импровизационного характера, хотя и записаны в партитуре, и имеют неправильную форму, с повышенными контрастами и эмоциональным изобилием. Музыка варьируется от интенсивно ритмичных фортепианных соло до медленных, широких и богато оркестрованных частей. Следовательно, Рапсодию «можно рассматривать как фантазию без строгой верности формам».

Начало « Рапсодии в синем» написано как трель кларнета, за которой следует легато, 17 нот в диатонической гамме. Во время репетиции кларнетист-виртуоз Уайтмена Росс Горман воспроизвел верхнюю часть гаммы как пленительное и напоминающее тромбон глиссандо . Гершвин услышал это и настоял на повторении в спектакле. Эффект достигается за счет использования мышц языка и горла для изменения резонанса ротовой полости, таким образом контролируя непрерывно нарастающую высоту звука. Многие кларнетисты постепенно открывают левые звуковые отверстия на своем инструменте во время перехода от последнего концерта F к верхнему концерту B ♭ . Этот эффект теперь стал стандартной практикой выполнения работы.

«Рапсодия в синем» сочетает в себе ритмические изобретения и мелодическое вдохновение и демонстрирует способность Гершвина написать произведение с крупномасштабной гармонической и мелодической структурой. Произведение отличается сильной мотивационной взаимосвязью . Большая часть мотивационного материала представлена ​​в первых 14 тактах . Музыковед Дэвид Шифф выделил пять основных тем плюс шестой «ярлык». Две из них появляются в первых 14 тактах, а тег появляется в такте 19. Две из оставшихся трех тем ритмически связаны с самой первой темой в такте 2, которую иногда называют «темой глиссандо» — после вступительное глиссандо в соло кларнета — или «тема Риторнелло». Оставшаяся тема — это «Тема поезда», которая первой появляется на репетиции 9 после вступительного материала. Все эти темы основаны на шкале блюза , которая включает в себя пониженные седьмые доли и смесь мажорных и минорных терций. Каждая тема появляется как в оркестровой форме, так и в фортепианном соло. Стили изложения каждой темы существенно различаются.

Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ .

Гармоническая структура Рапсодии труднее анализировать. Часть начинается и заканчивается в B ♭ основной, но он модулирует к югу от доминирующего направления очень рано, возвращаясь к B ♭ крупных в конце концов, довольно резко. Открытие модулируется как бы «вниз» через клавиши B ♭ , E ♭ , A ♭ , D ♭ , G ♭ , B, E и, наконец, до ля мажор. Модуляция по кругу квинт в обратном направлении инвертирует классические тональные отношения, но не оставляет их. Вся средняя часть состоит преимущественно из до мажора с набегами на соль мажор (доминирующее отношение). Такие модуляции происходят свободно, хотя и не всегда с гармоническим направлением. Гершвин часто использует рекурсивную гармоническую последовательность второстепенных третей, чтобы создать иллюзию движения, когда на самом деле отрывок не меняет тональность от начала до конца. Модуляция третей — обычная черта музыки Tin Pan Alley .

В Rhapsody in Blue чувствуется влияние джаза и других современных стилей . Ритмы рэгтайма многочисленны, как и кубинский ритм « клаве », который используется в джазовом танце Чарльстона как танцевальный ритм . Собственные намерения Гершвина состояли в том, чтобы исправить убеждение, что джаз нужно играть строго вовремя, чтобы можно было танцевать под него. Темпы рапсодии сильно различаются, и повсюду во многих местах встречается почти крайнее употребление рубато . Самым явным влиянием джаза является использование синих нот , и исследование их полушаговых отношений играет ключевую роль в рапсодии. Использование в оркестре так называемых «народных» инструментов, таких как аккордеон , банджо и саксофоны, вносит свой вклад в его джазовый или популярный стиль, и последние два из этих инструментов остались частью «стандартного» оркестрового озвучивания Грофе.

Гершвин включил в свои работы несколько различных фортепианных стилей. Он использовал технику шагового фортепиано , нового фортепиано , комического фортепиано и фортепианного стиля песни-плаггера . Ритмический и импровизационный стиль Stride-фортепиано очевиден в секции «agitato e misterioso», которая начинается через четыре такта после репетиции 33, а также в других секциях, многие из которых включают оркестр. Новинку фортепьяно можно услышать на 9 репетиции с раскрытием темы «Поезд». Неуверенность и беззаботный стиль комического фортепиано, водевильный подход к фортепиано, хорошо известный Чико Марксом и Джимми Дюранте , очевидны на репетиции 22.

Наследие и влияние

Культурный дух времени

По словам критика Оррина Ховарда из филармонии Лос-Анджелеса , рапсодия Гершвина «оставила неизгладимый след в истории американской музыки, в братстве серьезных композиторов и исполнителей, многие из которых присутствовали на премьере, а также в самом Гершвине, благодаря своему исполнению. восторженный прием побудил его к другим, более серьезным проектам ».

Ховард утверждает, что наследие работы лучше всего понять как воплощение культурного духа эпохи джаза : «Начиная с этого несравненного яркого соло кларнета, Rhapsody по-прежнему неотразима, с ее синкопированной ритмической энергией, ее заброшенным, дерзким чутьем, которое говорит больше о Ревущие двадцатые, чем могла бы быть тысяча слов, и его неподдельная мелодическая красота окрашивала в глубокий джазовый синий оттенок плоские седьмые и трети, берущие свое начало в афроамериканских рабских песнях ». Хотя рапсодия Гершвина «ни в коем случае не была окончательным примером джаза в эпоху джаза», историки музыки, такие как Джеймс Саймент и Флойд Левин , сходным образом согласились с тем, что это ключевая композиция, воплощающая дух эпохи.

Еще в 1927 году писатель Ф. Скотт Фицджеральд высказал мнение, что « Голубая рапсодия» идеализировала юный дух эпохи джаза. В последующие десятилетия как последняя эпоха, так и связанные с ней литературные произведения Фицджеральда часто были культурно связаны критиками и учеными с сочинением Гершвина. Соответственно, « Голубая рапсодия» использовалась как драматический лейтмотив персонажа Джея Гэтсби в фильме 2013 года «Великий Гэтсби» , кинематографической адаптации романа Фицджеральда 1925 года .

Различные писатели, такие как американский драматург Терри Тичут , сравнивали самого Гершвина с персонажем Гэтсби из-за его попытки превзойти свое происхождение из низшего сословия, его резкого стремительного успеха и его ранней смерти, когда ему было за тридцать.

Музыкальный портрет Нью-Йорка

«Рапсодия в синем » была интерпретирована как музыкальный портрет Нью-Йорка начала 20 века . Культурный писец Дэррин Кинг написал в The Wall Street Journal, что «слияние джаза и классических традиций Гершвином отражает процветающий плавильный котел эпохи джаза в Нью-Йорке».

Точно так же историк музыки Винс Джордано высказал мнение, что « синкопа , синие ноты, рэгтайм и джазовые ритмы, которые Гершвин написал в 1924 году, действительно были ощущением Нью-Йорка той удивительной эпохи. . » Пианист Ланг Ланг поддерживает это мнение: «Когда я слышу« Рапсодию в синем » , я каким-то образом вижу Эмпайр-стейт-билдинг . Я вижу горизонт Нью-Йорка в центре Манхэттена, и я уже вижу кофейни на Таймс-сквер ».

Соответственно, композиция была использована в этом контексте в нью-йоркском сегменте анимационного фильма Walt Disney Pictures « Фантазия 2000» 1999 года , в котором произведение используется в качестве лирического обрамления для стилизованного анимационного набора, нарисованного в стиле знаменитого иллюстратора Эла Хиршфельда . Он также использовался во вступительной части фильма Вуди Аллена 1979 года « Манхэттен» . Фильм служит «кинематографическим любовным посланием городу, открывающим квинтэссенцию нью-йоркских сцен знаменитого джазового концерта Гершвина».

Влияние на композиторов

Рапсодия Гершвина оказала влияние на многих композиторов. В 1955 году Rhapsody in Blue послужила вдохновением для композиции известного аккордеониста / композитора Джона Серри-старшего, которая впоследствии была опубликована в 1957 году как American Rhapsody . Брайан Уилсон , лидер The Beach Boys , несколько раз заявлял, что « Rhapsody in Blue» — одна из его любимых пьес. Он впервые услышал его, когда ему было два года, и вспоминает, что ему это «понравилось». По словам биографа Питера Эймса Карлина , это повлияло на его альбом Smile . Rhapsody in Blue также вдохновила слепого ученого британского пианиста Дерека Паравичини и композитора Мэтью Кинга на новый концерт под названием Blue, премьера которого состоялась в Центре Саут-Бэнк в Лондоне в 2011 году.

Другое использование

На церемонии открытия Летних Олимпийских игр 1984 года в Лос-Анджелесе « Rhapsody in Blue» одновременно сыграли 84 пианиста . Пианисты Херби Хэнкок и Лэнг Лэнг исполнили « Рапсодию в синем» на 50-й церемонии вручения премии «Грэмми» 10 февраля 2008 года. С 1980 года это произведение используется United Airlines в своей рекламе, в видеороликах, посвященных безопасности полетов, и в подземных переходах Терминала 1. в международном аэропорту Чикаго О’Хара .

Статус сохранения

22 сентября 2013 года было объявлено, что в конечном итоге будет выпущено музыковедческое критическое издание полной оркестровой партитуры. Семья Гершвинов, работая совместно с Библиотекой Конгресса и Мичиганским университетом , работает над тем, чтобы сделать эти партитуры доступными для широкой публики. Хотя для завершения всего проекта Гершвина может потребоваться 40 лет, издание « Рапсодия в синем» будет ранним томом.

Rhapsody in Blue стала общественным достоянием 1 января 2020 года , хотя отдельные ее записи могут оставаться под авторским правом.

Источник

Читайте также:  Клавиатура пианино название клавиш
Оцените статью