Ричи блэкмор это не та гитара

Ричи Блэкмор и его гитары

Любому уважающему себя поклоннику классической рок-музыки известно имя Ричи Блэкмора. Он — живая легенда, музыкант, входящий в сотню лучших гитаристов мира по версии журнала «Rolling Stone».
Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore) родился в Великобритании, в городке с причудливым названием Уэстон-сьюпер-Мэр. Рос он довольно замкнутым и нелюдимым ребенком, главным увлечением и страстью которого была игра на гитаре.

Творческий путь Ричи Блэкмора

Ричи было 11 лет, когда в подарок от отца он получил свою первую гитару — испанскую акустику фирмы «Framus», которую позже он переделал в электрогитару, установив звукосниматель и ручки громкости и тембра. Музыкой он увлекался крепко: занимался игрой на классической гитаре, брал уроки игры на электрической у «Большого» Джима Салливана, известного британского гитариста, практиковался по 6 часов в день, зарабатывал деньги на более серьезный инструмент, жертвуя свободным временем и не пускаясь во все тяжкие, как многие другие начинающие музыканты того времени.

Музыкальная карьера Ричи началась в шестидесятых годах прошлого столетия. Он выступал с несколькими разными группами, такими как Mike Dee & The Jaywalkers, The Outlaws и The Crusaders. Когда Ричи присоединился к основателям Deep Purple, Крису Кертису и Джону Лорду, он уже был достаточно известным гитаристом, пусть и перебивался случайными подработками, не имея четких перспектив. Именно Блэкмору группа была обязана своим названием, он же стал ее неофициальным лидером. В середине семидесятых, после того, как Ричи, разочаровавшись в том направлении, в котором двигалась музыка Deep Purple, покинул группу, он собрал коллектив Rainbow. Позже, вместе с Кэндис Найт, писавшей некоторые тексты для Rainbow и исполнявшей бэк-вокал партии, основал Blackmore’s Night, группу, в которой играет и по сей день.

Читайте также:  Колыбельная марии мазепа ноты

Гитары Ричи Блэкмора

Какие же гитары прошли через руки легендарного Блэкмора помимо той испанской акустической?

Первой электрогитарой Ричи стала модель Hofner club-50, которую он довольно скоро перерос и целых два года проработал радиомехаником в аэропорту для того, чтобы приобрести полуакустическую Gibson ES-335.

Ritchie Blackmore with Hofner club-50

Три первых альбома Deep Purple были записаны им на этом инструменте. Воистину революционная универсальная гитара, открывающая простор для множества маневров, на добрых десять лет ставшая постоянной спутницей музыкальной жизни Блэкмора.

Gibson ES-335

Ниже приведено видео Ричи Блэкмора как раз с этой гитарой.

Deep Purple — Wring That Neck

В семидесятых Блэкмор сменил Gibson на Fender Stratocaster. Тогда он находился под влиянием игры Джимми Хендрикса, использовавшего именно эту модель. По словам самого Блэкмора, свою первую гитару этой модели он получил от Эрика Клэптона. «Стратокастеру» Ричи остается верен и сейчас: легендарная электрогитара все еще в руках не менее легендарного гитариста. И слушать музыку Ричи Блэкмора одно удовольствие.

Ричи Блэкмор и его Fender

Cоло Ричи Блэкмора

Ричи Блэкмор не имел привычки метаться от одной модели гитары к другой, очевидно, предпочитая модернизировать те, к которым привык. Так, подстраивая под себя Стратокастер, он натягивал на него струны Гибсона, между ладами на грифе делал выемки. Для своей первой переделанной испанской акустики Ричи и вовсе сам собрал из радиоприемника усилитель.

Источник

Интервью

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Vintage Guitar
&nbsp &nbsp &nbsp Перевод: Андрей Гончаров
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 04 ноября 2002 г.

Вам не надоело читать о личных раскладах между участниками легендарной рок-группы «Deep Purple»? Или, к примеру, о взрывном темпераменте гитариста Ричи Блэкмора? В самом деле, такого добра более чем предостаточно найдется на страницах всевозможных малохольных «рок-журналов». Таковы, увы, законы бульварного жанра.

В настоящий момент легендарный «стратокастеровец» снова в строю с новым составом «Ritchie Blackmore’s Rainbow», хард-роковым проектом, который был собран музыкантом после ухода из «Deep Purple» в середине 1970-х. Воссоединение «Deep Purple» в начале 80-х носило непродолжительный характер. Уже в начале 90-х Blackmore снова объявляет об уходе. Причины, по большому счету, те же, что и два десятка лет назад. Впрочем, давайте без лишних подробностей, о’кей ?

Эта беседа состоялась в тот момент, когда мировой тур «Rainbow» в поддержку «Stranger In Us All» («Fuel Records») был отыгран наполовину. С первой минуты нашего разговора Ричи Блэкмор разрушил сложившееся о нем мнение со времен, когда «Deep Purple» прорвались на рок-олимп с тяжелым кавером на песню Billy Joe Royal «Hush». В действительности он оказался вежливым человеком и приятным собеседником.

Vintage Guitar: На обложке альбома «Stranger In Us» имеется такое посвящение: «Спасибо всем. в том числе, отцу, купившему мне первую гитару, с которой все началось?». Что это была за гитара — модель и фирма-производитель?

Ричи Блэкмор: Мне было 11 лет, когда я уговорил отца купить гитару. Тогда по радио звучал Элвис Пресли и другие, и мне хотелось быть, как Скотти Мур. Отец купил акустику «Framus» в местном музыкальном магазине. Тогда она стоила 7 гиней, что эквивалентно 20 долларам. Бешенные деньги по тем временам! Помню как он сказал: «Если ты не научишься играть на этой штуковине, то я разобью ее у тебя на голове».

Кроме того, мне очень нравился Томми Стил, который на тот момент пользовался бешенной популярностью в Англии. Я хотел играть, как он. Я не пропускал ни одного шоу с его участием. Шоу называлось «Six-Five Special» (в Америке было тоже нечто подобное. Называлась передача «Shindig»). Каждый раз я смотрел «Six-Five Special» и пытался бряцать на гитаре, хотя и не знал аккордов. Мне тогда казалось, что смотрится это сногсшибательно (смеется).

Мне посчастливилось, так как ходить заниматься я начал с самого начала. К учителю ездил на велосипеде за шесть миль. В одной руке у меня была гитара, другой я управлял велосипедом. Это было отличное время !

Vintage Guitar: Ну, и, наверное, Вы слушали «Radio Luxembourg» ?

Ричи Блэкмор: А как же! Вспоминаю об этом, как об одном из лучших моментов моей жизни. Программы транслировались с 8-ми до 10-ти вечера. После 10 приходилось делать приемник тише, так как отец думал, что я уже сплю! «Radio Luxembourg» в то время было практически единственным источником информации. Они ставили Buddy Holly и Duane Eddy, которые были также моими кумирами. Группа, в которой я начал играть подростком, переигрывала их песни.

Vintage Guitar: С какой гитарой вы пришли в группу ?

Ричи Блэкмор: На день рождения я купил себе звукосниматель. Сам установил его на «Framus», сам припаял ручку громкости и тембра. Одно время на этой гитаре было даже три датчика. Но потом, когда мне исполнилось 15 или 16, появился «Hofner Club 50» и усилитель «Watkins Dominator». Тогда мы выступали раз в неделю (не больше), и каждый раз, как я его включал, что-то постоянно ломалось. На первом или втором номере! Приходилось играть через чужой аппарат. Ближайшая мастерская — в Лондоне. Не ближний свет. Чтобы поменять одну-единственную лампу, усилитель в 30 фунтов приходилось тащить на себе. Однажды мне посоветовали: «Да, возьми ты другой аппарат». И что вы думаете? Только начали играть — опять что-то полетело!

Vintage Guitar: И как часто такое случалось?

Ричи Блэкмор: Шесть раз. В конце концов, лондонские умельцы сдались и попросили прийти к ним с гитарой и усилителем и что-нибудь сыграть. И как только я включил усилок в их мастерской — бац! Опять что-то сломалось! В итоги мне дали новый агрегат, который, впрочем, тоже прослужил недолго: месяц или два. По-моему, эта модель не была рассчитана, чтобы играть на полной громкости.

Vintage Guitar: Говорят, что на «Club 50» стояли совсем слабые датчики. Так ли это?

Ричи Блэкмор: И да, и нет. Эти гитары выглядели просто потрясающе, а дерево — так просто фантастика! Когда мне исполнилось 17, я купил «Gibson ES-335». По-моему, это была модель 59-го года. Сейчас, говорят, коллекционная ценность.

Vintage Guitar: Верно ли следующее утверждение: первый успех пришел к вам в составе «Nero & the Gladiators»?

Ричи Блэкмор: Я никогда не играл в «Nero & the Gladiators», как они теперь об этом рассказывают. Одной из моих первых групп была «Screaming Lord Sutch and the Savages». Да, мне действительно нравилось, как «Nero & the Gladiators» исполняют чужие песни. Они тогда были моими кумирами.

Vintage Guitar: Давайте поговорим об альбоме «Shades of Deep Purple», где есть пара интересных кавер-версий. В частности, «Hush» и парочка «битловских» мелодий. Было ли это влиянием «Nero & the Gladiators»?

Ричи Блэкмор: Все, в общем, достаточно прозаично: у нас на тот момент не было достаточно собственных композиций. Еще в Германии я услышал «Hush» Billy Joe Royal. Это была шикарная вещь. Я подумал, что неплохо бы ее переиграть в собственной обработке.

Vintage Guitar: А как насчет «Vanilla Fudge», которые одновременно с вами выпустили кавер на ту же песню?

Ричи Блэкмор: Мы, конечно же, слышали о них. Но после того, как «Vanilla Fudge» записала 8-минутную версию, слизанную нота в ноту у нас, перестали их уважать. Это было году в 68-м.

Vintage Guitar: Какой комплект оборудования использовался на «Shades of Deep Purple»?

Ричи Блэкмор: Моя 335-я и 200-ваттный усилитель «Marshall». И кроме того, английский fuzzbox плюс «квакушка» «Vox», которой пользуюсь и по сей день.

Vintage Guitar: Мне показалось, что на «Hush» гитара звучит как-то преувеличено. Прописывали дабл-трэком?

Ричи Блэкмор: Хотите верьте, хотите нет, но эту песню записали со второго дубля. А запись всего альбома заняла 48 часов. Практически все песни были записаны со второго раза. Работать под давлением иногда бывает даже очень полезно. Ты не можешь позволить себе расслабиться, мол, студийного времени еще валом, и можно все еще сто раз переписать. Но иногда такое давление противопоказано. Ты пишешься через силу, теряются многие моменты спонтанности. Единственный незапланированный момент на «Hush» — это feedback. У меня есть одна дурацкая привычка — щелкать во время игры переключателем звукоснимателей. Как тот дерганный кролик. Если играю какую-нибудь синкопированную фразу, то и переключателем синкопирую. Не знал, как это смотрится со стороны, пока кто-то мне сказал об этом. И все-таки мне нравится, когда одна и та же фраза звучит каждый раз с новым звуком.

Vintage Guitar: Расскажите, на чем вы играли в первом составе «Deep Purple».

Ричи Блэкмор: Я пришел с 335-й и «Vox AC-30», который был полностью переделан Marshall`ом. Оригинальные комбики фирмы мне абсолютно не нравились. Мне кажется, что тогда я всех заколебал на маршалловском заводе. Прихожу — и каждый раз играю на полную катушку. Офис Джима Маршалла тогда находился чуть ли не в самом начале улицы. И вот встречаю как-то хозяина фирмы, а он мне и говорит: «Ричи, не иначе ты вчера к нам на огонек захаживал? Слышал, слышал (смеется). «. В конце концов, сделали такой усилитель, который устраивал меня на все сто. У него больше, чем обычно, концертной мощности и «мяса».

Vintage Guitar: Как вы перешли на «Stratocaster»?

Ричи Блэкмор: По-моему, это было в 71-м. Гриф служившего мне верой и правдой «Gibson`а» отработал свое. Замену ему было найти весьма и весьма проблематично. Так я взял в руки «Fender». Поначалу приходилось нелегко. Звучание «фендера» очень «чистое», но не хватает сустейна «гибсоновских» звукоснимателей. Но в тоже самое время, «Fender» — бескомпромиссный инструмент. На нем еще надо уметь играть. По правде говоря, первый «Stratocaster» достался мне в наследство от Эрика Клэптона. Эрик подарил гитару моему приятелю, который на тот момент был нашим роади. С тех пор я заинтересовался «фендерами». По-моему, первым альбомом, записанном исключительно на гитарах «Fender», был «Deep Purple In Rock».

Vintage Guitar: Чем принципиально отличался первый состав «Rainbow» от «Deep Purple»?

Ричи Блэкмор: У музыкантов было меньше амбиций (смеется)! Хотя общая концепция группы не изменилась — та же гитара, тот же орган.

Vintage Guitar: Кавер-версия «Still I’m Sad» на первой пластинке «Rainbow» — инструментал. Как так получилось?

Ричи Блэкмор: Я и сам не знаю. Вроде как кто-то посоветовал, чтобы на первом альбоме обязательно был инструментальный номер. Мне всегда нравились песни «Yardbirds». Показалось, что именно эта вещь и будет инструменталом. Впрочем, существует издание первого «Rainbow» где «Still I’m Sad» звучит с вокалом. Тональность, в которой мы играли, очень высока для пения, так что новую версию пришлось переиграть в другом ключе.

Vintage Guitar: Можно ли сказать, что первый состав «Rainbow» ассоциируется прежде всего с «Street of Dreams»?

Ричи Блэкмор: Нет, ну почему же? У нас было несколько хитов в Европе — «Stone Cold» и «I Surrender». «Stone Cold», например, попал в штатовский хит-парад.

Vintage Guitar: «Deep Purple» воссоединились. «Stratocaster`ы» и «Marshall`ы» так и остались основными составляющими вашего оборудования?

Ричи Блэкмор: Совершенно верно. Однако в 85-м году я позволил себе эксперимент с гитарным синтезатором фирмы «Roland». Купился на то, что многие звуки можно играть самому. Особо отмечу струнные эффекты.

Vintage Guitar: Услышав темы, вроде «Renaissance» или «Baroque», гитарные энтузиасты обвинили вас в измене стилю. Мне же лично показалось, что идею данного музыкального проекта вы вынашивали давно.

Ричи Блэкмор: Хороший вопрос. Знаете, все зависит от настроения. Я обожаю музыку эпохи Возрождения. Мне нравится классика, но ею я не злоупотребляю. Мне нравится играть блюз, но иногда кажется, что блюз — это бесконечные повторения и квадраты. Вот иногда импровизирую с кем-нибудь. Потом ставишь записи великих исполнителей блюза и слышишь, что все это было сыграно задолго до тебя. Чего нельзя сказать о музыке Ренессанса.

Vintage Guitar: Кто-то сказал, что она очень правильная.

Ричи Блэкмор: О, да. По-моему, большинство блюзовых исполнителей вовсе не задумываются над тем, что играют. С классической музыкой ситуация прямо противоположная. Она очень дисциплинирует, требует строгости. И в то же время она «запланированная». Удивительно!

Vintage Guitar: Думали ли вы, что после воссоединения «Deep Purple» музыка группы станет другой?

Ричи Блэкмор: Нет, по большому счету. Мы ничего не планировали. Просто хотели играть. На мой взгляд, «Perfect Strangers» получился именно потому, что мы не играли вместе долгое время. Чего не могу сказать об остальных наших работах.

Vintage Guitar: Вы принимали участие в записи альбома «Smoke On The Water», все средства от которого пошли в фонд пострадавших от землетрясения в Армении. Chris Squire из «Yes» также принимал участие в проекте, но когда мы с ним разговаривали, Крис сказал, что не знает многих подробностей. Не могли бы вы просветить нас?

Ричи Блэкмор: (смеется) Скорее всего, о проекте он знает больше меня. Дело было так: меня спросили, хочу ли я принять участие. Я подумал, что это было бы здорово. Очень запомнилось то, что вокальные партии исполнял Пол Роджерс, чьим поклонником я являюсь давно.

Vintage Guitar: Напрашивается вопрос: вы слышали два последних альбома «Bad Company», где поет уже Роберт Харт?

Ричи Блэкмор: Да, мне очень понравилось. По-моему, очень похоже на манеру Пола Роджерса.

Vintage Guitar: Отсюда еще один вопрос: Дуги Вайт, исполнивший вокальную партию на «Stranger In Us All», поет в очень похожей манере на Ронни Дио, который был вокалистом первого состава «Rainbow».

Ричи Блэкмор: Да, я понял суть вопроса. Он может петь разную музыку. Да, и какой смысл иметь в составе второго Ронни Дио? Дуги говорил мне, что Ронни Дио сильно повлиял на него.

Vintage Guitar: Следующий проект, куда вас пригласили записываться, — «In A Metal Mood» c Пэтом Буном, который всегда считался скандальным персонажем.

Ричи Блэкмор: Я всегда преклонялся перед Пэтом Буном; я слушал его в 50-х, когда шел в школу и возвращался домой. Поэтому приглашение на запись его новой пластинки воспринял за честь. Здорово после стольких лет встретиться и поработать с кумиром детства.

А некоторые люди, знаете ли, бывают всегда прямолинейны в своих оценках. Если кто-то одет в кожаных пиджак и у него длинные волосы, то его автоматически причисляют к «плохим». Так было и так будет всегда. Увы.

Vintage Guitar: И вот новый состав «Rainbow». И все те же «Stratocaster`ы» и «Marshall`ы»?

Ричи Блэкмор: Нет. По части усилителей произошли изменения. Теперь у меня немецкие усилки «Engl». Они великолепны. Обладают широким спектром «перегрузов» и отлично работают на больших громкостях. Мой опыт общения с «Marshall» показывает, что эти усилители звучать отлично, когда ручка громкости выведена на «десятку». «Двойка»-«тройка» — и звук становиться жиденьким. А «Engl» хорошо качают на любой громкости.

Vintage Guitar: «Stratocaster» — ваш постоянный спутник. А что вы можете сказать о моделях «Fender» с конфигурацией, типа three-bolt neck?

Ричи Блэкмор: Самое дефицитное в гитаре — хороший гриф. Электроника, в принципе, стандартная. Мой приятель постоянно ездит на «фендеровскую» фабрику, где отбирает самые лучшие грифы. Свои гитары я собираю сам: меняю грифы, электронику.

Не поверите: у меня нет ни одного «старого» «Stratocaster». Комплектующие есть, но иногда даже не вспомнишь с какой они сняты гитары. Грифы на всех гитарах приклеиваются, так как имеют тенденцию съезжать.

Vintage Guitar: Вам попадались «Stratocaster`ы» периода, когда «Fender» вернулись к системе крепления грифа на 4-х болтах?

Ричи Блэкмор: А как же! У меня даже есть именная модель. Инструмент очень интересный. Во-первых, гриф сквозной. Для гитар «Fender» — это очень необычное решение. Кроме того, лады изготовлены из широкой проволоки. Другое новшество — два звукоснимателя (вместо стандартных трех). Средний я никогда не использую. Как было сказано в самом начале нашего разговора, мне нравится использовать разные датчики. Но звучание среднего меня бесит.

Vintage Guitar: Таким образом, «страты» с 5-позиционниками вас совершенно не интересуют?

Ричи Блэкмор: Как бы это сказать. С ними сложнее обращаться. А если уж по существу, то на концерте тебе лишь нужен вариант «громче и тише».

Vintage Guitar: То есть neck и treble?

Ричи Блэкмор: Точно.

Vintage Guitar: В чем заключается главная особенность звукоснимателей на вашем именном инструменте?

Ричи Блэкмор: Они очень мощные!

Vintage Guitar: Вы сказали, что сами собираете свои «Stratocaster`ы». Но не похоже, что вы — коллекционер.

Ричи Блэкмор: Да. Для меня странно, что люди так хвалят «’58 Strat». По-моему, в этих гитарах нет ничего особенного. Все зависит прежде всего от музыканта, а не от инструмента.

Мне попадалось несколько гитар «Gretsch». Внешний вид — фантастика! А внешний вид в гитаре — это первое, что бросается в глаза. Но вы вряд ли найдете человека, который заплатил бы тысячи долларов за блистательно выполненный «страт». Если он, конечно, не выпущен до 65-го года. Мне кажется, что «Fender» постоянно выпускали хорошие инструменты.

Vintage Guitar: Другой ваш проект называется что-то вроде «Blackmore’s Night». Он — акустический.

Ричи Блэкмор: Совершенно верно. Мне всегда хотелось играть музыку эпохи Возрождения. Наконец я воплотил свою давнюю мечту. Candice Night — моя жена — пела бэк-вокалы на «Stranger In Us All», а также является соавтором песен. Ей так же как и мне нравится Ренессанс. Мы постоянно играем эту музыку дома. Как-то нам посоветовали выпустить альбом в таком духе. На записи я играю на акустической гитаре и мандолине. Candice поет. Есть пара приглашенных музыкантов. Результатом работы мы остались довольны. На этой неделе пластинка выходит в Японии. Могу даже сказать, что это, пожалуй, один из моих самых любимых альбомов.

Vintage Guitar: В каких странах вы побывали с гастролями в поддержку «Stranger In Us All»? Куда собираетесь дальше?

Ричи Блэкмор: Мы объехали всю Америку, Южную Америку и Японию. В следующем месяце — концерты в Дании и Польше.

К тому же планируются гастроли с программой проекта «Blackmore’s Night». В группе будут пять музыкантов, и мы собираемся посетить всевозможные необычные места, замки в Германии, чтобы добиться специфической атмосферы. Но это в перспективе — через два-три месяца. Думаю, что будет очень интересно.

Источник

Оцените статью